Про деток, от рождения до школы

Кротов Денис, 7 класс



Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: патриотизм, наличие четких нравственных ориентиров, стойкость характера, природную одаренность, живой интерес к окружающей жизни, основы христианской нравственности. Но государство такими людьми не дорожит, поэтому Левша умирает, никому не нужным.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куртамышского района «Костылёвская основная общеобразовательная школа»

Проект

Тема:

« Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе », 1881).

Выполнил обучающийся 7 класса: Кротов Денис

2017 год

Паспорт проекта

1 . Название проекта – Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

Предметная область: русская литература

2. Ф.И.О. разработчиков учебного проекта:

обучающийся 7 класса:

Кротов Денис

Координатор : учитель русского языка и литературы Коробей Наталья Анатольевна

3. Название образовательного учреждения МКОУ Куртамышского района «Костылёвская основная общеобразовательная школа»

4. Год разработки учебного проекта: 2017 год

5. Опыт использования (степень распространения): проводился два раза в 6,7 классах, выступление перед одноклассниками.

6. Проблемная ситуация – Каждый читающий человек в нашей стране думает о русском национальном характере. Есть один классик, о котором, как правило, забывают, – Николай Семенович Лесков. Его сочинения насыщены «русским духом», и они открывают не только особенности отечественного национального характера, но и специфику всей русской жизни. В этом смысле особняком стоит рассказ Лескова «Левша». В нем с необычайной точностью и глубиной воспроизведены все изъяны устройства отечественного быта и все геройство русского народа

7. Проблема проекта – изучение произведения Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

8.Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 11-13 лет

9. Тип проекта по доминирующей деятельности : информационный

По предметно-содержательной области межпредметный проект (история, литература, изобразительное искусство)

По характеру координации проект с открытой, явной координацией

По количеству участников личностный (индивидуальный) - один участник

По продолжительности выполнения долгосрочный (декабрь 2016-январь 2017)

По объекту проектирования - экзистенциальный - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы.

Цель проекта

Изучение произведения Н.С.Лескова «Левша». (По словам Н.С.Лескова, « сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела».

Задачи проекта

  • Познакомить с произведением.
  • Привлечь юного читателя к прочтению « Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе».
  • Воспитывать чувство гордости за русский талантливый трудолюбивый народ.

Аннотация произведения ЛЕВША - Лесков Николай Семёнович

Название: ЛЕВША
Лесков Николай Семёнович
Год: 1881
Жанр: сказ
Язык: русский

О книге:

Тема любви к России и боли за нее проходит через все творчество Н.С. Лескова. Но наиболее ярко она проявляется в его сказе «Левша». Русский трудовой человек – это мастер и умелец, талантливый и смекалистый, имеющий золотые руки и светлую голову. Писатель гордится им, но ему и обидно за него, больно и горько.
«Левша» – это сказ, в котором за иронией и улыбкой прячутся грусть и боль. Тульские мастера-оружейники подковали английскую чудо-блоху, которую можно увидеть только лишь в «мелкоскоп». Но учились-то они по Псалтырю и Полусоннику, работали без всяких «мелкоскопов», на глаз.
Англичане, увидев работу тульских мастеров, в изумлении. Они хотят переманить Левшу, соблазняют его деньгами, невестой. Но Левша любит Россию, он рвется домой, тем более, ему нужно сообщить очень важный «секрет» англичан: ружья не нужно чистить кирпичом. Как же встречает его Родина? Кварталом, ведь у него нет «тугамента», и смертью. Так и не дошел его секрет до государя.
Ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей - это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то - резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину .

О писателе

(из Википедии )

Никола́й Семёнович Леско́в (4 февраля (16 февраля ) , село Горохово Орловского уезда Орловской губернии , - 21 февраля(5 марта ) , Санкт-Петербург ) - русский писатель.

«Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть», - писал Д. П. Святополк-Мирский (1926) .

Литературная карьера

Лесков начал печататься сравнительно поздно - на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете « Санкт-Петербургские ведомости » (1859-1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в « Отечественных записках » (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко ), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны « Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния) », которые сам Лесков называл своей первой работой, )}} считающиеся его первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

«Левша»

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881).

Краткое содержание сказа «Левша»

Когда император Александр I приехал в Англию, там ему показали маленькую стальную блоху, которая умела танцевать. Император купил блоху и привез во дворец. После смерти Александра I на престол взошел Николай I. Николай нашел эту блоху среди старых вещей Александра. Николай I был уверен в превосходстве русских и приказал Платову, донскому казаку, который сопровождал Александра I в поездке по Европе, найти мастера, который бы придумал нечто, что могло превзойти по замыслу эту блоху. В Туле Платов нашел мастерового по прозвищу "Левша". Левша придумал подковать крошечными подковами эту блоху. За это Левша получил орден в Петербурге от Николая I лично и был отправлен в Англию, чтобы продемонстрировать это изобретение. Левше предлагали остаться в Европе, но он решил вернуться в Россию. По пути домой он держал пари с полшкипером, что перепьет его. Левша умер от отравления алкоголем в простонародной больнице. Последними словами Левши были: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся». К сожалению, слова Левши так и не смогли передать Николаю I.

Исторические личности в «Сказе…»

Царь Александр I: биография, политика, реформы

Рожденный в декабре 1777 года, старший сын Павла I , нареченный Александром , еще в младенчестве был отдан на воспитание родной бабушке - императрице Екатерине II : отношение императрицы и отца Александра были напряженными, и Екатерина не захотела оставлять подготовку к роли наследника престола его родителям. Цель императрицы была взрастить из обожаемого внука совершенного во всех отношениях правителя для государства Российского Александр Павлович получил великолепное образование западного типа..

Дворцовый переворот в ночь с 11 на 12 марта, в ходе которого был убит Павел I , не только привел к восхождению Александра на престол, но и глубоко ранил чувства юного правителя: горечь ответственности за смерть отца и тяжесть этой потери преследовали на протяжении всей его жизни..

Внутренняя политика императора Александра I была в большей степени направлена на интересы дворянства, однако важность и сложность вопроса занимаемого положения крестьянских слоев населения, император осознавал со всей ясностью. На фоне ряда указов, предоставляющих дворянам все больше привилегий, Александр прилагал массу усилий для облегчения жизни крестьян, наделение их правами и обеспечения защиты этих прав. Так, был утвержден указ 1801 года, который разрушал монополистическое право на владение землей только дворянами и регламентировал разрешение для купцов и мещан покупку свободных участков земли в целях ведения хозяйственной деятельности с использованием наемного труда. «Указ о вольных хлебопашцах», принятый в 1803 году был первым официальным документом, который предусматривал возможность выкупа свободы для крепостного у помещика - при условии достижения соглашения на то обеими сторонами - и предоставлял для свободных крестьян право на собственность. На протяжении всего периода пребывания Александра I у власти, управленческий аппарат уделял значительное внимание проблеме качества жизни крестьянского народа, однако множество прогрессивных законопроектов так и не были претворены в жизнь.

Одной из глобальных реформ Александра I стала реформа в сфере образования: обусловленная необходимостью воспитания в Империи кадров высшей квалификации.. Университеты предоставляли кадры и разрабатывали образовательные программы для училищ и гимназий. Александр I инициировал и поддерживал развитие образовательных учреждений: при нем были основаны пять университетов, ряд гимназий и других учебных заведений.

В сфере внешнеполитической деятельности Александра I наиболее показательным событием стала русско-французская война. Разгромное поражение российской армии в битве с французами в 1805 году привел к подписанию в 1806 году мирового соглашения. Несмотря на военное положение между странами, Наполеон Бонапарт искренне считал Россию единственным достойным союзником и между императорами двух стран на высоком уровне происходили обсуждения вариантов союза военных действий, направленных против Индии и Турции. В рамках заключения союза, Франция готова была признать права России на Финляндию, а Россия - права Франции на Испанию. Однако данного союза так и не было заключено ввиду непримиримого столкновения интересов государств на Балканах и в отношениях к Варшавскому герцогству, препятствовавшему организации выгодных торговых отношений Российской Империи. Наполеон сватался в 1810 году к сестре Александра I Анне, однако в ответ получил отказ.

Наполеоновская война открыла миру плеяду выдающихся военных стратегов, чьи имена остались в веках: среди них Кутузов, ермолок, Багратион, Барклай-де-Толли, Давыдов, и другие яркие личности, проявившиеся себя в Отечественной войне, грянувшей после изгнания Наполеона.

Смерть от брюшного тифа настигла Александра I в г. Таганрог и была настолько внезапной, что многие отказались в нее верить: ходило множество слухов о том, что правитель не умер, а пустился в странствия по отечеству, и дойдя до Сибири, обосновался там под личиной старого отшельника.

В целом режим Александра I носил прогрессивный характер: среди важнейших результатов его правления отмечают реконструкцию организации механизма государственной власти - введение Конституции и Совета. Александр I стал одним из первых монархов, признавшим важность решения проблемы несовершенства и ограниченности единоличной формы власти. Император внес весомую лепту в решение проблемы качества жизни крестьянства. И, самое главное, во главе с Александром I , Российская Империя смогла устоять под натиском Франции, захватившей практически всю Европу, и удержать собственные позиции. Отечественная война, начавшаяся в 1812 году , осветила незаурядную способность русского народа объединяться в единую несокрушимую силу под угрозой внешнего врага. Удержание во власти России всех ее территорий, удачное отражение попыток захвата, является одним из главных достижений императора Александра

М. И. Платов, атаман.

Одной из наиболее интересных фигур Отечественной войны 1812 года является Матвей Платов – атаман войска донских казаков. Он был личностью довольно незаурядной и интересной. Кроме Отечественной войны, во многих других сражениях участвовал атаман Платов. Будущий атаман Матвей Иванович Платов родился в августе 1751 года в Черкасске, который на тот момент являлся столицей Войска Донского. Будущий атаман Матвей Платов принимал участие в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Через год ему уже доверили командовать полком Войска Донского. В 1774 году Матвей Иванович отправился на Кавказский фронт, где участвовал в подавлении восстания горцев на Кубани, в 1775 году М. Платов принимал участие в подавлении бунта Пугачева. В следующей русско-турецкой войне (1787-1791 гг.) Платов также принимал самую активную деятельность. С его участием проходили штурмы таких крепостей, как Очаков (1788 г.), Аккерман (1789 г.), Бендеры (1789 г.), Измаил (1790 г.). а в 1793 году получил чин генерал-майора. В 1796 Не одни только радости знал М. И. Платов. Атаман был заподозрен императором Павлом в заговоре против него и сослан в Кострому. Опала Платова продлилась до 1801 года, когда С 1801 года Платов – атаман Войска Донского. Это означало, что с этого момента он стал руководителем всего донского казачества. Кроме того, Матвей Иванович получил звание генерал-лейтенанта. 1805 году Платов основал новую столицу донского казачества – Новочеркасск. 1812г. - война против Наполеона. Наибольший след в биографии Платова оставила Отечественная война 1812 года с Наполеоном.

Умер Матвей Платов в январе 1818 года, в селении под Таганрогом, на свой родной донской земле, в возрасте 66 лет. Так не стало одной из самых деятельных личностей в истории донского казачества. Похоронили Платова изначально в Новочеркасске, но затем последовал ряд перезахоронений. Могила атамана подверглась осквернению большевиками. В конце концов, в 1993 году, останки Матвея Платова были погребены на прежнем месте.

Личность Николая 1

Николай 1 Павлович родился в 1796 году. На российский престол он взошел после того, как государь Константин отрекся от короны в начале двадцатых годов девятнадцатого века. Отметим, что в этот же день была совершена неудачная попытка государственного переворота, которую впоследствии назвали восстанием декабристов. Про личность Николая 1 немало говорит то, что впоследствии в своих письмах Константину он сожалел, что он «император, который стал таковым ценой крови своих подданных».

Во времена царствования Николая 1 в стране наблюдался расцвет абсолютной военно-бюрократической монархии. Другими словами, на всех важнейших государственных постах и во всех министерствах главенствовали только военные чины. Буквально все финансовые средства из казны государства уходили также на их содержание.

1830 год был ознаменован тем, что Николай 1 выпустил закон, направленный на то, чтобы облегчить жизнь простого народа. За пару-другую лет в деревнях и поселениях было выстроено несколько тысяч учебных заведений. Спустя двенадцать лет был принят указ о том, что помещики могут давать вольную своим крестьянам, после выполнения теми определенных условий. Отметим, что наивысшей бедой России этот царь считал как раз крепостное право, однако и отменять его сразу – считал большой ошибкой.

В период царствования Николая 1 огромное внимание уделялось строительству шоссейных дорог – всего же их было проложено около десяти тысяч верст. Тайная политическая полиция в это время укрепила свои позиции. Литературная деятельность и личная жизнь многих талантливых писателей, журналистов и историков была ограничена. Правительство и лучшие представители общественной мысли стали отчуждаться друг от друга.

После вступления императора Николая 1 на престол России, страна объявляет войну Персии, благодаря победе над которой были получены Нахичеванская и Эриванская области. Далее последовало завоевание Кавказа, война с Турцией, осада Севастополя. Как известно, Крымскую войну Россия проиграла, в связи с чем она была лишена права держать здесь свой флот. Николай 1, который отличался упрямым нравом и нетерпимостью, так и не смог признать своих ошибок. Именно они привели страну к провалу войны и к крушению всей системы государственной власти, которая до того момента считалась отлично налаженной. В феврале 1855 года Николай 1 скоропостижно умирает. По мнению историков, яд, который и стал причиной его кончины, он принял сознательно. Не смотря ни на что, этот император вошел в историю как один из наиболее великих правителей нашей страны.

Эти же личности в сказе «Левша»

Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений.

Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, он не решается в противовес показать им изделия и достижения русских мастеров. А. П. - политик, он боится испортить отношения с англичанами, в нем нет должного патриотизма. Александр Павлович противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских.
Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно.

Казачий атаман Матвей Платов .

Именно он сопровождает императора Александра Павловича во время поездки в Англию. В отличие от императора, П. показан нам как патриот своей страны. Он уверен, что русские мастера смогут сделать вещь более удивительную, чем танцующая блоха. Именно он разоблачает англичан, когда отворачивает замок у английского пистолета и видит там надпись с именем русского мастера. Из-за своего прямодушия П. теряет хорошее расположение Николая Павловича. Примечательно то, что П. не признает личного достоинства людей, зависящих от него. Побои и угрозы он считает лучшим способом влияния на людей. П. оказался единственным человеком, который попытался помочь заболевшему Левше вернуться в Россию.


Николай Павлович - русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Николаи Павлович выступает в роли "патриота".
Тождество Николая Павловича с императором Николаем I условно.

Образ Левши в «СКАЗЕ…»

В рассказе “Левша” одной из центральных является проблема творческой одаренности русского человека. Левша - неказистый мужичок с выдранными “при ученье” волосами, одетый как нищий, - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству.
Образ Левши продолжает собой галерею образов праведников, созданную Лесковым. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение.
Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: патриотизм, наличие четких нравственных ориентиров, стойкость характера, природную одаренность, живой интерес к окружающей жизни, основы христианской нравственности.

Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша»

Самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в «Левше», является проблема невостребованности русских талантов. В заключительной, двадцатой, главе автор замечает: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства».
Множество людей, обладающих довольно большой властью (Платов, государь Николай Павлович и др.), «в своих... людях были очень уверенными и никакому иностранцу уступать не любили», но дальше слов и гордости за свой народ дело не заходило.
Левша - неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.

В своем произведении Н. С. Лесков успешно синтезировал множество трагических и комических черт, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народа.

Сам образ Левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. Возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. По-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.
На долю Левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном - о военном секрете, незнание которого гибельно для русской армии. Лесков показывает трагический парадокс русской жизни. Простой тульский мастер Левша в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем военный министр граф Чернышев или сам император.
Что касается оформления, то в «Левше» оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. Комизм достигается благодаря игре слов, своеобразной речи героев. Лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, «мерблюзьи» (верблюжьи), «студинг» (от пудинг и студень), Аболон полведерский, граф Кисельвроде.
Комичны и англичане, живущие возле «Твердиземного моря», одетые «в тужурные жилеты» и обутые « в толстые щиглеты с железными набалдашниками». Неестественно и тоскливо их веселье: «Придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно».
Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его.

Лесков соглашается с тем, что Левша - это символ русского народа. Позже Лесков вновь повторяет, что его герой - «выразитель русского народа».

Особенности языка

Синтаксические конструкции, которые используются в сказе, характерны для разговорного стиля: много неполных предложений, частиц, обращений, междометий, вводных слов, лексических повторов, инверсий. Все это создает иллюзию отсутствия предварительного обдумывания высказывания, которое свойственно устной речи.
Средства художественной изобразительности: эпитеты (досадная кушетка) , сравнения (лежала смирно, как коченелая) , метафоры, гиперболы – художественное преувеличение (зрение левши; время, которое на досадной кушетке атаман Платов, и др) ; литота – преуменьшение (блоха) ; размер подковок и гвоздиков, сделанных руками тульских мастеров и т. п. ; антитеза (мнения двух русских царей, Александра и Николая Павловича, о талантах своих подданных, градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости (блоха – алмазный орех – табакерка – шкатулка) ;
(но таких примеров в сказе немного, так как повествование схоже с устной речью) .
Автор широко использует в сказе слова, созданные по принципу народной этимологии. Суть этого принципа в «переозвучивании» непонятных слов, которое стихийно осуществляется в народе, в разговорном языке. Простой, необразованный человек как бы по–новому осмысливает слово, непонятное ему, (главным образом иностранное) через звуковое сходство этого слова со словами ему понятными и доступными. Например, не микроскоп, а мелкоскоп; не барометр, а бурометр, «долбица умножения», керамиды, водоглаз.
Есть в «Левше» и такие средства художественной изобразительности, которые используются в фольклоре, например, в сказках.
Авторский стиль Лескова проявляется в прекрасном знании характерных особенностей живого разговорного языка и широком включении слов, созданных по принципу народной этимологии, как одно из средств художественной выразительности .

Музей Н.С.Лескова

В ысокий берег реки Орлик в память о писателях-земляках Тургеневе и Лескове жители Орла называют “Дворянским гнездом” и “Бережком несмертельного Голована”. Неподалеку отсюда, в доме девять по улице Октябрьской (в старое время - Третьей Дворянской), 2 июля 1974 года был открыт единственный в стране, да и во всем мире литературно-мемориальный музей Николая Семёновича Лескова. Определить местонахождение дома своих деда и отца помог сын и биограф писателя Андрей Николаевич Лесков.

Иллюстрации разных художников к сказу «Левша»

Кузьмин Николай Васильевич (1890 – 1987) российский график, народный художник РСФСР.
В 1929–31 годах – один из лидеров группы «Тринадцать», которая культивировала «темповое рисование», стремясь выразить динамику современной жизни.
Мастерство свободного, изящного стилизованного рисунка (иногда подцвеченного акварелью), тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций к «Левше» Н. С. Лескова (изд. 1955, 1961) и к другим произведениям русской классики.



Приложения

М. И. Платов, атаман: биография.

Николай 1

Дом-музей Н.С. Лескова в Орле


Н.С. Лесков «Левша» Тест.

1. Какой герой произведения «Левша» является воп лощением таланта и трудолюбия русского наро да?

А) Платов

Б) Александр I

В) Левша

Г) граф Чернышев

2. Сколько времени понадобилось тульским оружей никам, чтобы выполнить царский заказ?

А) 3 дня

Б) 1 месяц

В) полгода

Г) 2 недели

3. Как только заказ от царя был получен, туляки:

а) принялись за работу, не мешкая

б) скрылись, так как заказ был невыполним

в) отправились поклониться Николаю Чудот ворцу

г) отправились в Москву, чтобы убедить импе ратора отменить заказ

4. Что происходит с Левшой в конце повествования?

а) англичане уговорили Левшу остаться у них

б) Левша с честью возвращается из Англии

в) Левша женится на англичанке и остается на чужбине

г) Левша умирает, всеми брошенный

5. Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша».

а) новелла

б) рассказ

в) легенда

г) сказ

6. Левша стремится превзойти заморское мастерство прежде всего потому, что:

а) честолюбив

б) жаден

в) хочет угодить императору

г) хочет принести пользу своему отечеству

7. Назовите годы жизни Н. С. Лескова.

а) 1831 – 1895 гг.

б) 1820 – 1881 гг.

в) 1841 – 1896 гг.

г) 1814 – 1854 гг.

8. Укажите верное определение жанра сказа.

а) вид устного повествования с фантастиче ским вымыслом, формы которого историчес ки складывались в первоначальной связи с мифологией

б) наиболее развернутая и объемная форма лиро-эпического жанра, появившаяся в пе риод перехода от романтизма к реализму

в) принцип повествования, основанный на ими тации речевой манеры персонажа-рассказ чика лексически, синтаксически, интонаци онно ориентирован на устную речь

г) малая форма повествовательной литерату ры, в которой дается изображение какого- либо эпизода из жизни героя. Кратковремен ность изображаемых событий, малое число действующих лиц - особенность этой жан ровой формы

9. В произведении «Левша» повествование (в целом) ведется на языке:

а) человека из литературной среды

б) имитирующем речь человека из народной среды

в) человека, близкого к императорскому двору

10. В конце произведения «Левша» автор говорит: «А доведи они Левшины слова в свое время до госу даря - в Крыму с неприятелем совсем бы дру гой оборот получился». Какое историческое собы тие имелось в виду?

а) Крымские походы В. В. Голицына (1687 г., 1689 г.)

б) Крымская кампания 1853-1856 гг.

в) русско-турецкая война 1828-1829 гг.

г) присоединение Крыма к России в 1783 г.

11. Кто наряду с Левшой наивно-комически вопло щает в себе народное начало?

а) Платов

б) полшкипер

в) поп Федот

г) Мартын-Сольский

12. Назовите основное свойство русского человека («Левша»),

а) легкомыслие

б) лень

в) свободолюбие

г) подвижничество

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

в

г

в

г

г

г

а

в

б

б

а

Левши - уникальные люди, в этом ни у кого не осталось никаких сомнений. Они составляют 10% от населения Земли, но иногда кажется, что о них забывают: вспомним все “праворукие” гаджеты, не для всех удобно скомплектованные рабочие столы, а также столовые приборы, которые предназначены для пользования правой рукой.

Что является причинами “леворукости” человека?

Ученые не дают на этот вопрос точного ответа, однако исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи генетики и внешнего окружения человека. Нет точных данных о наличии у человека “левых” ген, однако есть подтверждение тому факту, что левши обычно имеют больше “леворуких” родственников, чем правши. К тому же ученые нашли отличия в строении мозговых полушарий у левшей и правшей.

Не важно, что заставляет людей пользоваться преимущественно левой рукой – неутомимые исследователи обнаружили ряд качеств, свойственных исключительно левшам.

Предлагаем вниманию всех левшей, а также правшей с замашками «леворукости» и «равноруких» (или же с функцией амбидекстрии).

Обзор фактов и мифов о левшах


1. Левши более склонны к психическим расстройствам

Левши составляют 10% от населения. Однако по данным исследований, в группе людей с психическими расстройствами данный показатель выше. Недавние исследования показали, что 20% людей, склонных к психическим расстройствам, предпочитают пользоваться левой рукой.

Исследователи Йельского университета (Нью-Хейвен, штат Коннектикут) и Университета при Техасском Юго-Западном Медицинском Центре в Далласе обследовали 107 пациентов в амбулаторных психиатрических клиниках. В группе с легкими расстройствами, подобно депрессии или биполярному аффективному расстройству, левшей оказалось 11 %. Однако в группе с тяжелыми расстройствами психики, подобно шизофрении и шизоаффективному расстройству, процент левшей достиг 40 %. Как полагают ученые, в данном случае имеет значение межполушарная асимметрия.

2. Здоровье может зависеть от более развитой руки

Согласно выводам исследования, опубликованному в 2010 году в журнале «Pediatrics», левши больше подвержены дислексии (неспособности к обучению чтению и письму), синдрому дефицита внимания и гиперактивности и некоторым другим неврологическим расстройствам. Исследователи не могут объяснить подобный феномен, но связывают его с взаимодействием нейронных связей в мозге человека. Человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Большинство людей (как правшей, так и левшей) используют левое полушарие для овладения речью.

Однако около 30% левшей при этом либо задействуют частично и правое полушарие, либо не имеют доминантного полушария вообще. Согласно данным ученых, важно, чтобы доминирующим было только одно полушарие, вот почему у левшей могут встречаться подобные умственные расстройства.

Зато левшам больше повезло в остальном. По данным исследования, опубликованным в журнале “Laterality”, левши подвергаются меньшему риску заболеть артритом или язвой.

3. Левши воспринимают речь по-другому

По данным исследования Медицинского центра Джорджтаунского университета, левши легче воспринимают быстро меняющиеся звуки, чем правши.

Исследователи обнаружили, что левое и правое полушария по-разному реагируют на различные звуки. Левое полушарие, которое контролирует правую руку, отвечает за распознавание быстро чередующихся звуков, подобно согласным, в то время как правое полушарие, управляющее левой рукой, ответственно за распознавание интонационных модуляций и медленно чередующихся звуков, подобно гласным.

Если верить исследователям, то когда вы размахиваете флагом во время торжественной речи какого-нибудь политика, его речь будет вами восприниматься по-разному в зависимости от того, в какой руке у вас находится флаг.

Данное исследование может оказать ценную помощь в излечении заикания или расстройств речевого аппарата.


4. И в первобытном веке левши были в меньшинстве

«Праворукость» не является тенденцией нашего времени: человек пользовался правой рукой увереннее, чем левой, еще более 500 тыс. лет назад.

Исследователи из Канзасского университета недавно определили “рукастость” древнего человека по его челюсти (что звучит довольно странно, не правда ли?). Исследование, результаты которого были опубликованы в журнале “Laterality”, показало, что когда наши пра-пра-пра – ну, вы поняли – прадедушки обрабатывали животные шкуры, они держали один край шкуры рукой, а другой – зубами. Проанализировав износ доисторических челюстей, ученые смогли определить, какой рукой наши предки пользовались активнее всего. “Достаточно одного зуба, чтобы определить, кем является человек – левшой или правшой”, - сообщил журналу “LiveScience” исследователь Дэвид Фрейер.

И каков же вердикт?

"Доисторические существа, подобно современным людям, пользовались преимущественно правой рукой”.

5. Левши – более утонченные и артистичные

Левши уже многие годы гордо утверждают, что они более креативные, чем правши. Но соответствует ли это действительности? На самом ли деле быть левшой означает быть более творческим и инициативным человеком?

Согласно данным исследования, опубликованным в журнале «American Journal of Psychology», левши действительно имеют, по крайней мере, одно преимущество в плане творческого развития: у них лучше развито дивергентное мышление – образ мышления, при котором в мозгу одновременно генерируются различные решения.

Чтобы определить, насколько успешнее в творчестве левши по сравнению с правшами, представители «Left-Handers Club" провели опрос среди более, чем 2 000 левшей, правшей и людей с одинаковым владением обеими руками. Исследование подтвердило, что левши действительно более успешны в плане построения карьеры в искусстве, музыке, спорте и в области информационных технологий.


6. Голосуем за левшей!

Оказывается, не имеет никакого значения, «правые» у нас политики или «левые»: неожиданно самый высокий процент президентов США придерживается «левой» стороны – не в плане политики, конечно же.

Список президентов-левшей оказался довольно впечатляющим. Приведем в пример хотя бы последних четверых из семерых главнокомандующих США – это президенты Барак Обама, Билл Клинтон, Джордж Буш и Джеральд Форд (и вспомним в добавок о Джеймсе Гарфилде и Гарри Трумэне). Ходили слухи, что Рональд Рейган родился левшой, однако в школе строгие учителя переучили его на правшу. Возможно ли допустить мысль о том, что президенты-правши просто притворяются левшами?

Вероятно, растущее количество президентов-левшей - простое совпадение. Однако данные недавнего исследования голландских ученых свидетельствует о том, что политики-левши имеют несомненное преимущество в телевизионных дебатах. Догадайтесь, почему? Обычно простые люди ассоциируют жестикуляцию правой рукой как «правильные жесты», «жесты добра». Так как телевизионная передача работает как зеркальное отображение, жестикуляция левой рукой в глазах телезрителя отображается как движения в положительную сторону (в «сторону добра»).


7. Левши побеждают в спорте

Легенда гольфа Фил Микельсон, звезда тенниса Рафаель Надаль, чемпион по боксу Оскар де ла Гойа – вы не представляете, сколько наших спортивных фаворитов являются левшами!

Если верить данным книги Рика Смитса «Многогранность мира левшей», преимущество в спортивном единоборстве у левшей действительно имеется. Но только при условии соревнования один на один. Для правшей часто «леворукость» оппонента оказывается сюрпризом, к которому они не готовы: по большей части, это касается тенниса, бокса и бейсбола.

8. Левши пугаются чаще

По данным Британского общества психологии, левши более подвержены влиянию страха, чем правши.

По условиям исследования, участники смотрели 8-минутный эпизод из кинофильма «Молчание ягнят». После просмотра левши демонстрировали больше признаков посттравматического стрессового расстройства, чем правши, и делали больше ошибок в описании увиденного.

"Оказывается, левши после переживания стресса (даже если стрессовая ситуация была в кинофильме), ведут себя также, как и люди после посттравматического стрессового расстройства», - сообщила глава исследователей Каролина Чаудгерри. Она считает, что причины кроются в мозговой активности. «Очевидно, что два полушария мозга по-разному реагируют на стресс, и правое полушарие больше реагирует на фактор страха. Однако требуется провести дополнительные исследования, прежде чем утверждать что-то однозначно», - при этом добавляет она.

9. Левши злятся больше

Если у вас возникают размолвки с вашим «праворуким» партнером (возможно, он и прав во многом), вероятной причиной может оказаться ваша «леворукость». По данным блиц-исследования журнала «Journal of Nervous and Mental Disease», левши более склонны к ощущению негативных эмоций, к тому уже они склонны дольше переживать и тянуть с примирением.

10. Левшей легче обескуражить

Левши гораздо более склонны к самоуничижению. Исследователи из Университета Абертай в Шотландии обследовали 46 левшей и 66 правшей на предмет проявлений импульсивности и проявления самоконтроля. Выяснилось, что левши болезненнее реагируют на утверждения типа «Я боюсь допустить ошибку» и «На меня действует критика или насмешки». Совокупность ответов левшей привела исследователей к мнению о том, что левши более уязвимы, застенчивы и не уверены в себе по сравнению с правшами.

«Левши склонны к колебаниям, раздумьям, в то время как правши более решительны и безрассудны в своих решениях и поступках», - сообщил службе BBC News исследователь Линн Райт.


11. Левши охотнее закладывают за воротник

В следующий раз, когда вы застряли в баре с подвыпившим другом, обратите внимание на то, какой рукой он сжимает бокал с виски: наверняка, эта рука окажется левой.

Издавна считалось, что левши больше склонны к алкоголизму. Никаких достоверных фактов или убедительных доказательств на это счет не существовало. И только недавно исследование, проведенное в 12 странах с участием 25 тыс. человек, немного прояснило ситуацию. Левши не составляют большинство алкоголиков – однако они действительно пьют больше и чаще, чем правши.

По словам Кевина Денни - исследователя, проводившего изучение склонности левшей к алкоголизму, результаты которого опубликованы в журнале «British Journal of Health Psychology», главной целью исследования была задача развенчать миф о повальном алкоголизме левшей. «Нет никаких оснований утверждать, что левши обязательно склонны к чрезмерному потреблению алкоголя», - замечает он в официальном пресс-релизе. «И нет никаких оснований утверждать, что чрезмерная тяга к выпивке обусловлена дисгармонией в работе полушарий мозга или стрессовыми ситуациями из-за социального статуса левшей в качестве общественного меньшинства».

12. У левшей есть собственный день

Левши по всему миру отмечают этот день, который с легкой руки «Клуба Левшей» в Великобритании в 1992 году стал официальным праздником с целью привлечь внимание к особенностям образа жизни левшей и их проблемам.

Согласно заявлению на сайте инициативной группы, «этот праздник является днем, когда левши гордятся свою «леворукостью» и пытаются донести до остальных сограждан все ее преимущества и недостатки».

Каким образом могут отмечать этот день правши? Создайте зону для «левшей»: если вы занимаетесь бизнесом, в котором возможна узкая линейка для левшей – сделайте это, разработайте ее, пусть даже это будет мелочь вроде офисных столов для сотрудников-левшей или столовые приборы для левой руки.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: подли(1)ый патриотизм, наличие чётких нравстве(2)ых ориентиров, стойкость характера, природную одарё(3)ость, живой интерес к окружающей жизни - «очарова(4)ость».

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Левша вобрал в себя многие качества, присущие лесковским праведникам: подлиННый патриотизм, наличие чётких нравствеННых ориентиров, стойкость характера, природную одарёННость, живой интерес к окружающей жизни - «очароваННость».

В этом предложении:

подлиННый - словарное слово;

нравствеННых - прилагательное с суффиксом -ЕНН-;

одареННость и очароваННость - существительные, образованные от причастий ОДАРЕННЫЙ и ОЧАРОВАННЫЙ, а они, в свою очередь, от глаголов совершенного вида (ОДАРИТЬ и ОЧАРОВАТЬ).

Ответ: 1234.

Ответ: 1234

Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи

ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.

Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал "Справки" обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.

14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).

14.1.1 Две НН в суффиксах

В суффиксах прилагательных пишется НН, если:

1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый

старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)

Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.

Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» - особыми длинными палками или кнутами.

2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).

Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).

Обратите внимание:

Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:

багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.

14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н

В суффиксах прилагательных пишется Н , если:

1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый ). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.

2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой ). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.

Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.

14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:

1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:

от глаголов купить, выкупить (что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый ;

от глаголов бросить, забросить (что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый .

Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид

2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый ).

3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).

ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово - причастие в причастном обороте, взволнованный чем? этим сообщением . Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым , и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это - имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.

Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой . Здесь оба слова - имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго . А теперь выделенные слова - причастия.

В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.

Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .

Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.

Добавляем сюда ещё слова:

кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.

раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый , вид совершенный, есть приставка).

смышлёный определить вид слова сложно.

14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных

В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:

слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .

тушЕНое (его тушили) мясо,

стрижЕНые (их стригли) волосы,

варЕНый (его варили) картофель,

ломаНая (её ломали) линия,

морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),

НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.

тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,

стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,

варЕННый на пару (его варили) картофель.

РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.

назвАный брат, назвАная сестра - человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.- нАзванный мною адрес;

посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). - посАженный за стол;

придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) - прИданный шикарный вид;

сУженый (так называют жениха, от слова судьба) - сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)

ПрощЁное воскресенье (религиозный праздник)- прощЁнный мною;

пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)- пИсанная маслом картина.

14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных

В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :

а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.

б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоо крашЕННый (о красить), свежеза морожЕННый (за морозить) и др.).

Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.

Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:

14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях

И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.

Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.

Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.

Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);

3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).

Краткие причастия Краткие прилагательные
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? мальчик образован (каков?) -от полной формы образованный (какой?)
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? девочка образованна (какова?)-от полной формы образованная (какая?)
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? дитя образованно (каково?) -от полной формы образованное (какое?)
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? дети образованны (каковы?) -от полной формы образованные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.

В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.

При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)

3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же

относится к глаголу и является обстоятельством)

14.5. Н и НН в именах существительных

1.В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:

НН Н
пленник (пленный) нефтяник (нефтяной)
образованность (образованный) гостиница (гостиный)
изгнанник (изгнанный) ветреник (ветреный)
лиственница (лиственный) путаница (путаный)
воспитанник (воспитанный) пряность (пряный)
гуманность (гуманный) песчаник (песчаный)
возвышенность (возвышенный) копчёность (копчёный)
уравновешенность (уравновешенный) вкусное мороженое (мороженый)
преданность (преданный) торфяник (торфяной)

От имён прилагательных образованы и слова

родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.

2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.

Пишется НН, одна Н входит в корень, а другая в суффикс. Н*
мошен/ник (от мошна, что значило сумка, кошелёк) труж/еник (от трудиться)
дружин/ник (от дружина) муч/еник (от мучить)
малин/ник (малина) пудр/еница (от пудрить)
именин/ник (именины) рож/еница (родить)
измен/ник (измена) своя́ч/е/ниц/а
племян/ник вар/еник (варить)
беспридан/ница НО: приданое (от придать)
бессон/ница уч/е/ник
осин/ник бессребр/еник
звон/ница сребре/ник

Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.

Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы