Про деток, от рождения до школы

Викторина
«Перечитывая Шолохова»

I тур. По страницам жизни и творчества

Вопрос: Где родился М. А. Шолохов?
Варианты ответа:

а) х. Кружилин;
б) х. Каргин;
в) х. Гремячий Лог.

Вопрос: Где М. А. Шолохов провел детские и юношеские годы?
Варианты ответа:

а) х. Каргин
б) г. Богучар
в) ст. Вешенская

Вопрос: С какого года М. А. Шолохов стал писать?
Варианты ответа:

а) с 1923 г.

б) с 1924 г.
в) с 1925 г.

Вопрос: В каком литературном жанре были написаны первые опубликованные произведения М. А. Шолохова?
Варианты ответа:

а) очерк;

б) рассказ;
в) фельетон.

Вопрос: Как назывался фельетон - первое опубликованное произведение М. А. Шолохова?
Варианты ответа:

а) «Испытание»;
б) «Три»;
в) «Ревизор».

Вопрос: В какой московской газете состоялся литературный дебют М. А. Шолохова?
Варианты ответа:

а) «Комсомольская правда»;
б) «Юношеская правда»;
в) «Пионерская правда».

Вопрос: Под каким псевдонимом появились в печати первые фельетоны начинающего писателя?
Варианты ответа:

а) М. Казак;
б) М. Кружилин;
в) М. Шолох.

Вопрос: Как назывался первый опубликованный рассказ Шолохова?
Варианты ответа:

а) «Нахаленок»
б) «Родинка»
в) «Пастух»

Вопрос: Как называлась первая книга М. А. Шолохова?
Варианты ответа:

а) «Донские рассказы»;
б) «Лазоревая степь»;
в) «Ранние рассказы».

Вопрос: Какое произведение М. А. Шолохова было написано не в годы Великой Отечественной войны?
Варианты ответа:

а) «Судьба человека»;
б) «Наука ненависти»;
в) «Они сражались за родину».

Вопрос: В каком году М. А. Шолохову была присуждена Нобелевская премия?
Варианты ответа:

а) 1933 г.
б) 1960 г.
в) 1965 г.

Вопрос: Кому из писателей принадлежат строки, посвященные М. А. Шолохову: «Вот это силища! Вот это реализм! Представьте, молодой казачок из Вешенской создал такую эпопею народной жизни, достиг такой глубины в изображении характеров, показал такую глубочайшую трагедию, что, ей-богу, всех нас опередил!..»
Варианты ответа:

а) А. Серафимович;
б) А. Фадеев;
в) А. М. Горький.

II тур. Узнайте героя по описанию

Вопрос: «Возле стола, подкручивая фитиль лампы, лицом к Давыдову стоял высокий, прямоплечий человек…Был он широк в груди и по-кавалерийски клещеног. Над желтоватыми глазами его с непомерно большими, как смолой налитыми, зрачками срослись разлатые черные брови. Он был бы красив той неброской, но запоминающейся мужественной красотой, если бы не слишком хищный вырез ноздрей небольшого ястребиного носа, не мутная наволочь в глазах». Кто это?
Варианты ответа:

а) Андрей Размётнов;
б) Кондрат Майданников;
в) Макар Нагульнов.

Вопрос: «На вид ей было не больше двадцати пяти лет. Мелкие веснушки густо крыли ее продолговатые щеки, пестрым лицом она напоминала сорочье яйцо. Но какая-то приманчивая и нечистая красота была в ее дегтярно-черных глазах, во всей сухощавой статной фигуре. Круглые ласковые брови ее всегда были чуточку приподняты, казалось, что постоянно ждет она что-то радостное; яркие губы в уголках наизготове держали улыбку, не покрывая плотно слитой подковы выпуклых зубов. Она и ходила-то, так шевеля покатыми плечами, словно ждала, что вот-вот кто-нибудь сзади прижмет ее, обнимет ее девичье узкое плечо».
Варианты ответа:

а) Лушка Нагульнова;
б) Варвара Харламова;
в) Аксинья Астахова.

Вопрос: У него был, «такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой, румянеющей кожей. Так же сутулился, как и отец, даже в улыбке у обоих общее, звероватое».
Варианты ответа:

а) Дмитрий Коршунов;
б) Григорий Мелехов;
в) Семен Давыдов.

III тур. Кому из героев М.А. Шолохова принадлежат эти строки

Вопрос: «Вустрица, русским языком вам говорю! Лягушка-мразь, а в вустрице благородные кровя! Мой родный кум при старом прижиме у самого генерала Филимонова в денщиках служил и рассказывал, что генерал их даже натощак сотнями заглатывал! Ел прямо на кореню! Вустрица ишо из ракушки не вылупится, а он уж ее оттель вилочкой позывает. Проткнет насквозь и - ваших нету! Она жалобно пишшит, а он, знай, ее в горловину пропихивает. А почему вы знаете, может, она, эта хреновина, вустричной породы? Генералы одобряли, и я, может, нарошно для навару вам, дуракам, положил ее. Для скусу…»
Варианты ответа:

а) Лопахин;
б) Дед Щукарь;
в) Половцев.

Вопрос: «Тоже мне жених нашелся! Да на черта ты мне нужен, такой трус слюнявый? Так я за тебя и пошла замуж, держи карман шире! Ты по хутору со мной вместе стесняешься пройти, а туда же, «давай поженимся»! Всего-то он боится, на всех оглядывается, от ребятишек и то шарахается, как полоумный. Ну и ступай со своим авторитетом на выгон…, валяйся там на траве один, кацап несчастный! Думала, что ты человек как человек, а ты вроде Макарки моего: у того одна мировая революция на уме, а у тебя - авторитет. Да с вами любая баба от тоски подохнет!»
Варианты ответа:

а) Аксинья Астахова;
б) Лукерья Нагульнова;
в) Дуняша Мелехова.

Вопрос: «…Тоскую по нем, родная бабунюшка. На своих глазыньках сохну. Не успеваю юбку ушивать: что ни день, то шире становится… Пройдет мимо база, а у меня сердце закипает… упала б наземь, следы б его целовала… Может присушил чем?.. Пособи, бабунюшка!.. Пособи, родная! Что стоит - отдам. Хучь последнюю рубаху сыму, только пособи!»
Варианты ответа:

а) Наталья Коршунова;
б) Дарья Мелехова;
в) Аксинья Астахова.

В конкурсе могут принимать участие как команды, так и индивидуальные участники. Итоги конкурса подводятся по итогам всех туров.

Сост.:

Дегтярёва О.В.,
заведующий МБО МБУК ВР
«Межпоселенческая центральная библиотека»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по литературе

Тема: «Жизнь и творчество М.Шолохова»

Выполнила:

преподаватель русского языка и литературы

Макарова Наталья Ивановна

Октябрьский район п.Качкан

2015 год


Учебно-методическое пособие согласовано на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»,

Разработчик: преподаватель английского языка ГБОУ СПО РО ОАТТ

Макарова Н.И.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал обучающего и проверочного характера по дисциплине «Литература» и предназначено для студентов, обучающихся по программам СПО и НПО. В пособие включены материалы для изучения литературы.

Содержание

    Биография…………………………………….3

    Вопросы по биографии и творчеству Шолохова …………………....10

    Вопросы по роману “Тихий Дон” …………………………………….11

    Вопросы по рассказу “Судьба человека” …………………………….12

    Планы сочинений ………………………………………………………13

    Тест по творчеству М.А.Шолохова …………………………………...15

    Кроссворд ……………………………………………………………….28

    Список источников информации и литературы………………………29

Биография.

Михаил Александрович Шолохов (1905–1984 гг.) – знаменитый прозаик, публицист. Родился на хуторе Кружилином, на Дону, близ станицы Вешенской.

Отец писателя, Александр Михайлович (1865-1925), был выходец из Рязанской губернии, неоднократно менял профессии: «Был последовательно «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, был управляющим паровой мельницы и т.д. Мать, Анастасия Даниловна (1871-1942), «полуказачка, полукрестьянка», служила горничной. В молодости она была против воли выдана замуж за казака-атамана С. Кузнецова, но, сойдясь с А. М. Шолоховым, оставила его. Будущий писатель появился на свет незаконнорожденным и до 1912 года носил фамилию первого мужа матери, при этом имел все казачьи привилегии. Только когда Александр Михайлович и Анастасия Даниловна обвенчались, и отец усыновил его, Шолохов обрел свою настоящую фамилию, утратив при этом принадлежность к казачьему сословию, как сын мещанина, то есть «иногороднего».
Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы.


Ч
тобы дать сыну первоначальное образование, отец нанимает домашнего учителя Т. Т. Мрыхина, в 1912м отдает сына в Каргинское мужское приходское училище по II классу обучения. В 1914 году везет его в Москву по поводу болезни глаз (клиника доктора Снегирева, где лечился Шолохов, будет описана в романе «Тихий Дон») и отдает в приготовительный класс московской гимназии № 9 им. Г. Шелапутина. В 1915 году родители переводят Михаила в Богучаровскую гимназию, но обучение в ней было прервано революционными событиями. Не удалось завершить образование и в Вешенской смешанной гимназии, куда Шолохов поступил в 1918 году. Из-за разгоревшихся вокруг станицы военных действий он вынужден был прервать образование, закончив только четыре класса.

С 1919 года до конца Гражданской войны Шолохов жил на Дону, в станицах Еланской и Каргинской, охваченных Верхнедонским восстанием, то есть находился в центре тех драматических событий, которые будут описаны в заключительных книгах «Тихого Дона».

С 1920 года, когда на Дону окончательно установилась советская власть, Михаил Шолохов, несмотря на юные годы, а ему было 15 лет работал, учителем по ликвидации безграмотности.

В мае 1922 года Шолохов окончил краткосрочные курсы продовольственной инспектуры в Ростове и был направлен в станицу Букановскую в качестве налогового инспектора. Был судим ревтрибуналом за превышение власти. Особым совещанием ревтрибунала «за преступление по должности» Шолохов был приговорен к расстрелу. В течение двух суток он ждал неминуемой смерти, но судьбе было угодно пощадить Шолохова. По некоторым данным, именно тогда он указал в качестве года рождения 1905й, чтобы скрыть свой настоящий возраст и выдать себя за несовершеннолетнего, в то время как на самом деле родился на год или два раньше.

Осенью 1922 года Шолохов приехал в Москву с намерением поступить на рабфак. Однако ни заводского стажа, ни комсомольской путевки, которые требовались для поступления, у него не было. С устройством на работу тоже пришлось не легко, так как Шолохов к тому времени не овладел никакой профессией. Биржа труда могла предоставить ему только самую неквалифицированную работу, поэтому он первое время был вынужден работать грузчиком на Ярославском вокзале и мостить булыжные мостовые. Позже он получил направление на должность счетовода в жилищное управление на Красной Пресне. Всё это время Шолохов занимался самообразованием и, по рекомендации начинающего писателя Кудашева, был принят в литературную группу «Молодая гвардия». 19 сентября 1923 года состоялся литературный дебют Шолохова: в газете появился его фельетон «Испытание» за подписью М. Шолохов.

11 января 1924 года М. А. Шолохов обвенчался с дочерью бывшего станичного атамана Марией Петровной Громославской (1902-1992), связав в ней судьбу на долгие шестьдесят лет. Именно 1924 год можно считать началом профессиональной деятельности Шолохова-писателя. 14 декабря в газете «Молодой ленивец» появился первый из «Донских рассказов» Шолохова «Родинка», 14 февраля в той же газете печатается рассказ «Продкомиссар», после чего один за другим стремительно выходят «Пастух» (февраль), «Шибалково семя», «Илюха», «Алешка» (март), «Бахчевник» (апрель), «Путь-дороженька» (апрель-май), «Нахаленок» (май-июнь), «Семейный человек», «Коловерть» (июнь), «Председатель Реввоенсовета республики» (июль), «Кривая стежка» (ноябрь) В тот же период Шолохов становится членом РАППа.

Еще во время работы над «Донскими рассказами» М. Шолохов задумал написать повесть о председателе Донского совнаркома Ф. Г. Подтелкове и его соратнике секретаре Донского казачьего военно-революционного комитета М. В. Крывошлыкове (именно этой ненаписанной повести он, вероятно, хотел дать название «Донщина», которое многие исследователи ошибочно принимали за первоначальное название романа «Тихий Дон»). Постепенно Шолохов приходит к мысли, что «не повесть надо писать, а роман с широким показом мировой войны, тогда станет ясным, что объединяло казаков-фронтовиков с солдатами-фронтовиками». Только когда писателю удалось собрать многочисленные воспоминания участников Первой мировой войны и богатый архивный материал, он начал работу над романом, который получил название «Тихий Дон».

«Работа по сбору материалов для «Тихого Дона»,- рассказывал Шолохов,- шла по двум направлениям: во-первых, собирание воспоминаний, рассказов, фактов, деталей от живых участников империалистической и Гражданской войн, беседы, расспросы, проверка всех замыслов и представлений; во-вторых, кропотливое изучение специально военной литературы, разработки военных операций, многочисленных мемуаров. Ознакомление с зарубежными, даже белогвардейскими источниками».

Самая ранняя рукопись романа датируется осенью 1925 года и повествует о событиях лета 1917 года, связанных с участием казачества в походе Корнилова на Петроград. «Написал 5-6 листов печатных. Когда написал, почувствовал, что не то,- рассказывал впоследствии Шолохов. - Для читателя станет не понятным - почему же казачество приняло участие в подавлении революции. Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Не выходит ли она для читателей некой терра инкогнито? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе. Когда план созрел, приступил к собиранию материала. Помогло знание казачьего быта». Написанные к этому времени главы о корниловщине стали в последствии сюжетной основой ко второму тому романа. «Приступил заново и начал с казачьей старины, с тех лет, что предшествовали Первой мировой войне. Написал три части романа, которые и составляют первый том «Тихого Дона». А когда первый том был закончен, и надо было писать дальше - Петроград, корниловщину, - я вернулся к прежней рукописи и использовал её для второго тома. Жалко было бросать уже сделанную работу». Однако прежде чем писатель вернулся к работе над романом, прошел почти год, наполненный как печальными (смерть отца в конце 1925 года), так и радостными событиями.


В 1925 году в издательстве «Новая Москва» вышла в свет отдельной книгой «Донские рассказы». В 1926 году появился второй сборник рассказов - «Лазоревая степь» (в 1931 году ранние рассказы Шолохова выйдут в одной книге «Лазоревая степь. Донские рассказы»). В феврале 1926 года у Шолоховых родилась дочь Светлана.

Осенью Шолохов с семьей перебрался в Вешенскую, где погрузился в работу над романом. Первые строки первого тома были написаны 8 ноября 1926 года. Работа над книгой шла удивительно интенсивно. Закончив черновой вариант первой части, Шолохов уже в ноябре начал работу над второй. К концу лета работа над первым томом была завершена, и осенью Шолохов отвез рукопись в Москву, в журнал «Октябрь» и издательство «Московский писатель». В журнале роман был признан «бытописательским» и лишенным политической остроты, но благодаря активному вмешательству А. Серафимовича именно уже В-первых четырех номерах за 1928 год первая книга романа была опубликована. А в 5-10 номерах за этот же год - и вторая книга «Тихого Дона». В том же 1928 году первая книга романа вышла сначала в «Роман-газете», затем отдельным изданием в «Московском рабочем». Рукопись романа, еще не напечатанного в «Октябре», была рекомендована к изданию заведующей отделом издательства Евгенией Григорьевной Левицкой. Там, в издательстве, в 1927 году произошла встреча двадцатидвухлетнего Шолохова с Левицкой, которая была старше его на четверть века. Этой встрече суждено было стать началом крепкой дружбы. Левицкая не однократно помогала Шолохову в трудные минуты его жизни. Шолохов принимал живое участие в её судьбе и судьбах её близких.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом.


Уже в первые месяцы войны в периодической печати были опубликованы его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Большой популярностью у солдат пользовался рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943–44 гг. начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант этого произведения вышел в свет в 1969 г.). Заметным явлением в литературе стал рассказ Шолохова «Судьба человека» (1956–57), в котором трагическая история жизни показана в ее неразрывной связи с испытаниями в жизни народа и государства. Судьба Андрея Соколова воплощает страшное зло войны и одновременно с этим утверждает веру в добро. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны. Андрей Соколов – мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы.

После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др. Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего, связь с народом. «Книга – дело выстраданное», – говорил он на II Съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была; о том, что к оценке художественного произведения следует подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мнению писателя, право на жизнь имеет только то искусство, которое служит интересам народа. «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», – сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии в 1965 г.

Дочь писателя - Светлана сказала как-то: «На Нобелевского комитета мы увидели мир. Сталинскую премию в 1941 году папа отдал в Фонд обороны, Ленинскую - на восстановление , в которой он когда-то учился, Нобелевскую же оставил себе. Он потратил ее на то, чтобы показать нам, детям, Европу и Японию. На машине мы объездили вдоль и поперек и , и , и ».

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел, но держался стойко. Даже врачи удивлялись его терпению. Он перенес два инсульта, диабет, потом рак горла. И, несмотря ни на что, продолжал писать. Творчество Шолохова внесло огромный вклад в литературу. В его произведениях поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX вв., им были открыты новые связи между духовным и материальным началами, между человеком и окружающим миром. В его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем многообразии и богатстве типов и характеров, в такой полноте нравственной и эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд образцов мировой литературы.

Вопросы по биографии и творчеству Шолохова

1. Познакомьтесь с биографией Шолохова. Какие эпизоды из жизни писателя позволяют говорить о “трагедии большого художника”?

2. Как складывались отношения писателя с властью? Как соотносятся художественное творчество Шолохова и его общественная деятельность, участие в советских организациях, публицистика?

3. Каковы основные приметы художественного мира Шолохова? Каким предстает в произведениях писателя мир донского казачества?

4. Почему Шолохов так подробно описывает в своих произведениях быт, традиции, образ жизни, обычаи донского казачества? Как проявляется в этих описаниях авторская позиция?

5. Докажите, что творчество Шолохова представляет собой развитие традиций русского реализма. Кто из русских писателей оказал, на ваш взгляд, наибольшее влияние на Шолохова-художника?

6. Какую роль в жизни героев Шолохова играют любовь, дом, семья, дети?

7. Как соотносятся в произведениях Шолохова судьба народа и судьба человека?

8. Отметьте основные этапы жизни Григория Мелехова (Семена Давыдова, Андрея Соколова). Что общего в судьбах и характерах шолоховских героев?

9. Каково соотношение трагического и комического в произведениях Шолохова? Чем объясняется интерес писателя к фигурам трагическим?

10. Насколько обоснованны, на ваш взгляд, утверждения современных исследователей о том, что в произведениях писателя очевидна “концентрация трагического начала”, что шолоховская концепция мира и человека в XX в. глубоко трагична?

11. Известно высказывание Шолохова, его обращение к начинающему писателю: “За каждым абзацем у тебя стоит сам автор? неповторимый и оригинальный… А избежать этого? первейшая задача писателя и главнейшая трудность. Иначе это уже не художественная литература, а “художественное” назидательство…” Как проявляется в произведениях Шолохова позиция автора?

Вопросы по роману “Тихий Дон”

1. Познакомьтесь с историей создания и публикации романа. Как решается современным литературоведением проблема авторства “Тихого Дона”? Каковы основные аргументы “скептиков”, в частности А. И. Солженицына?

2. Как соотносятся в романе “Тихий Дон” изображение грандиозных исторических событий и история любви Григория Мелехова и Аксиньи?

3. Какое место в художественной структуре романа занимает история семьи Мелеховых? Какое своеобразное развитие находит в “Тихом Доне” толстовская “мысль семейная”?

4. Как вы прокомментируете высказывание современного литературоведа В. В. Кожинова о том, что “история семьи Мелеховых? это в определенном смысле и есть история революции”, что “переворот в частном, личном и собственно общественном, социальном бытии… начинается… именно в истории любви”?

5. Каково соотношение “войны” и “мира” в романе Шолохова? Сопоставьте композицию “Тихого Дона” с композицией романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. В чем Шолохов следует за Толстым? Что необычного в художественной структуре романа “Тихий Дон”?

6. Какова роль первой книги в романе “Тихий Дон”? Почему Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до войны?

7. Подготовьте анализ одной из массовых сцен романа “Тихий Дон”. Какие приемы используются Шолоховым для воссоздания народной жизни? Насколько обоснованны оценки критиков, увидевших в шолоховских романах “идеализацию казачества”?

8. Как изображается в романе война? С какой целью Шолохов описывает события военного времени с натуралистическими подробностями? Какие эпизоды романа поражают особой жестокостью описаний?

9. Меняется ли характер описаний военных событий в третьей и четвертой книгах романа, когда писатель обращается к изображению “горших бед и тягот, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне”?

10. Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?

11. Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чем трагедия главного героя шолоховского романа?

12. Подготовьте сравнительную характеристку Григория Мелехова и Мишки Кошевого. Что сближает этих героев? Почему Шолохов в центр романа, посвященного событиям преимущественно гражданской войны, ставит все же историю Григория Мелехова?

13. Какие традиции устного народного творчества и русской классической литературы XIX века развивает Шолохов, рисуя образы Натальи и Аксиньи?

14. Какую роль в романе играет пейзаж? Сопоставьте описания Дона в начале романа и в финальном эпизоде?

15. Как проявляется в романе авторская позиция? Приведите примеры лирических фрагментов, в которых, на ваш взгляд, отношение автора к изображаемому вполне определенно?

16. В чем смысл названия романа “Тихий Дон”? Какова роль эпиграфов в романе?

17. Как вы объясните смысл финала романа “Тихий Дон”? С какой целью писатель говорит в финале о родном доме героя и сыне на его руках, о том, что все-таки еще связывало Григория Мелехова “с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”?

18. Что делает роман Шолохова “Тихий Дон” эпопеей?

Вопросы по рассказу “Судьба человека”

1. Каковы основные особенности композиции рассказа “Судьба человека”?

2. Как соотносятся в рассказе судьба страны и судьба Андрея Соколова? Как вы объясните смысл названия рассказа “Судьба человека”?

3. Какую роль в рассказе “Судьба человека” играют описания природы, образ дороги, портретные описания?

4. Каково соотношение трагического и героического, страдания и надежды в рассказе “Судьба человека”?

5. Как роль в этом рассказе играет образ автора-повествователя?

6. В чем смысл финала рассказа “Судьба человека”? Почему писатель обращается здесь к языку публицистики?

7. Современный исследователь Л. Г. Якименко, характеризуя жанровое своеобразие рассказа Шолохова, пишет: “Судьба человека” явилась открытием той жанровой формы, которую условно можно было бы назвать рассказ-эпопея”. Насколько обоснованно данное определение жанра?

Планы сочинений

    Григорий в поисках правды

План:

1.История создания романа «Тихий Дон»
2.Образ Григория Мелехова, его характер.
3.Семья Мелеховых.
4.Любовь Григория к Аксинье.
5.Взаимоотношения с Натальей
6.Личное мнение.

    Тихий дон”

План

1. Певец родной страны.

2. История семьи Мелеховых как отражениесоциальных катаклизмов эпохи.

3. Трагедия Григория Мелехова.

4. Полнокровная, горько-сладкая жизнь.

5. М. Шолохов - великий гуманист своего времени.

3. Тихий Дон» - роман-эпопея.
План
I. Вступление
Роман-эпопея как жанр, позволяющий в художественной форме дать в произведении широкую картину мира, срез целой эпохи, преломленной, как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельных героев и их семей, ответить на сложные вопросы о закономерности исторического процесса и явлений народной жизни.
II. Основная часть
1. Первоначальный замысел произведения >>от романа «Донщина», повествующего о провале корниловского мятежа к роману –эпопее «Тихий Дон», посвещенного судьбам русского казачества в один из самых трагических русской истории.
2. Широкий охват действительности >> от уклада жизни и быта простых казаков до императорского двора;
Географические рамки: Москва, Кубань, Новороссийск, Вост. Пруссия, и т.д.
Реальные исторические лица: Николай II, Корнилов, Крылов, и др.
3. Исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей (Мелиховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Моховых и т.д.) Герои у Шолохова простые, зачастую, малообразованные люди; их путь исканий – жизненный путь; они на себе проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью.
4. Изображение народа>> дает глубокий анализ патриархального уклада, истоков его кризиса, во многом сказавшегося в судьбе героев романа.
Признание определяющей роли народа в истории>>и движущая сила и материал истории. Попытка простого народа своими силами, без умных посредников, разобраться в хитросплетениях политики, построить для себя счастливую жизнь; привилегированное и несколько обособленное положение русского казачества до революции, по Шолохову, и обусловило его трагическую судьбу.
III. Вывод:
Уникальность романа Шолохова: «Тихий Дон» писался по «горячим следам» - грандиозность эпох, общее чувство начала нового мира, требовало немедленного осмысления.

    Анализ произведения, Судьба человека

План

2. Его рассказ о своей жизни:

а) семейная жизнь, уход на фронт;

б) плен;

в) убийство предателя;

г) концлагерь, угощение коменданта;

д) побег из плена;

е) известие о гибели семьи;

ж) смерть сына;

з) переезд в Урюпинск, усыновление мальчика-сироты;

и) дорога в Кашарский район.

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 1 вариант

1.Укажите годы жизни М.Шолохова

А) 1905-1984

Б) 1895-1950

В) 1900-1985

Г) 1910-1990

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, назывался:

А)Лазоревая степь

Б «Донские рассказы»

В) «Чужая кровь»

Г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях

А) купечество

Б) крестьянство

В) казачство

Г) дворянство

В каком году состоялся литературный дебют Шоло­хова?

а) 1922;

б) 1923;

в) 1925.

2. В каком журнале печатались первые главы «Тихого Дона»?

а) «Октябрь»;

б) «Новый мир»;

в) «Дон».

3. Какой премии был удостоен Шолохов за роман «Под­нятая целина»?

а) Сталинской;

б) Нобелевской;

в) Ленинской.

Роман «Тихий Дон»

4. В каком году начинается действие романа «Тихий Дон»?

а)1912; 6)1913; в)1914.

Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

А) потому что у них был необузданный характер?

Б) потому что они были отчаянно храбры

В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка

5. Когда состоялась свадьба Григория и Натальи?

а) В Пасху;

б) в мясоед;

в) в Рождество.

6. Где получил Григорий свое первое ранение?

а) Под г. Каменка-Струмиловом;

б) под г. Луцком;

в) под г. Новороссийском.

7. Каким воинским подразделением командовал Гри­горий в Конной армии Буденного?

а) Взводом;

б) эскадроном;
в)дивизией.

8. В какой войне участвовал Прокофий Мелехов?

а) В русско-турецкой 1828-1829 годов;

б) в Крымской;

в) в русско-турецкой 1877-1878 годов.

9. В каком из исторических событий участвовал Евге­ний Листницкий?

а) Брусиловский прорыв;

б) взятие Перекопа;

в) Ледяной поход.

10. Кто из жителей хутора Татарский получил офицер­ский чин?

а) Григорий Мелехов, Прохор Зыков, Илья Бунчук;

б) Григорий и Петр Мелеховы, Митька Коршунов;

в) Григорий и Петр Мелеховы, Евгений Листницкий.

11. Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а) Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Крившлыков;

д) Зыков, Подтелков, Мохов;

12. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Вел. Отечественной войны

г) установл. советской власти

Какова судьба Аксиньи в романе?

А) погибает от случайной пулиъ

Б) соединяет свою судьбу с судьбой Григория

В) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

Г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

13. Описания каких персонажей приведены?


«твердо загнутые челюсти»;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость.

14. Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него должно быть отчество?

15 Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну
а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

16. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

17. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

18. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 2 вариант

1. Какой из «Донских рассказов» Шолохова был опуб­ликован первым?

а) «Продкомиссар»;

б) «Нахаленок»;

в) «Родинка».

2. Кто из писателей помог Шолохову опубликовать пер­вую книгу романа?

а) А. Фадеев;

б) М. Горький;

в) А. Серафимович.

3. В каком году Шолохов получил Нобелевскую пре­мию?

а) 1958;

б) 1965;

Роман «Тихий Дон»

4. Каков примерный возраст Григория Мелехова в кон­це романа?

а) 28; 6)37; в) 46.

Слово «казак» - тюркского происхождения, Что оно обозначает в переводе на русский язык?

а) разбойник

Б) воин

В) земледелец

Г) удалец

5. В каком полку начинает службу Григорий?

а) В Атаманском;

б) в 12-м Донском;

в) в 11-м гусарском Изюмском.

А) как к бессмысленной, жестокой войнке

Б) как справедливой войнке, ведущейся ради свободы и равенства сословий

В) как к противному человеческому разуму явлкеию

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

6. Обладателем каких наград стал Григорий в период Первой мировой войны?

а) Георгиевский крест 4-й и 3-й степени;

б) «Полный бант» (Георгиевский крест всех четырех степеней);

в) Георгиевское оружие «За храбрость».

7. Кем Аксинья нанимается служить в Ягодном?

а)Горничной;

б)прачкой;

в)черной стряпухой.

8. Какова рабочая специальность Штокмана?

а) Слесарь;

б) машинист;

в) кузнец.

9. Что подарил командир конной разведки Мишке Ко­шевому после взятия Таганрогским полком станицы Каргинской?

а) Именной револьвер;

б) часы с цепочкой;

в) шашку.

10. Кто из названных героев может быть отнесен к « иногородним » ?

а) Федот Бодовсков;

б) Валет;

в) Семен Ахваткин.

11. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

12. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в) 1940 г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

13. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Николай II в) Каледин

б) Корнилов г) Долохов.

14. Узнайте героя по портрету.

а) «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смуще­ния и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пугов­ками торчали остренькие соски».

б) «От потрескавшегося козырька казачьей слинявшей фуражки падала на черные веки закрытых глаз черная тень; от тени морщины щек казались глубже, седая борода отливала сизью. По пальцам, скрещенным над костылем, по кистям рук, по выпуклым черным жилам шла черная, как чернозем в логу, медленная в походе кровь».

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки - кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч, неуловим».

г) «Был он коренаст, одинаково широк и в плечах и в бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно-крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и стран­но выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женским очертанием матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбой курчавых волос».

д) «На большом, чуть рябоватом выбритом лице его светлели заботливо закрученные усы, смоченные волосы были приглажены расческой, возле мелких ушей взбиты, с левой стороны чуть курчавились начесом. Он производил бы приятное впечатление, если бы не крупный приподнятый нос да глаза. На первый взгляд не было в них ничего необычного, но, присмотревшись, Григорий почти ощутил их свинцовую тяжесть. Маленькие, похожие на картечь, они светлели из узких прорезей, как из бойниц, приземля­ли встречный взгляд, влеплялись в одно место с тяжелым мертвячьим упорством».

е) «Она была... полна той тугой полнотой, которая при­суща всем здоровым, физического труда девушкам, - мо­жет быть, немного сутула и, пожалуй, даже некрасива, ес­ли б не большие синие глаза, диковинно красившие всю ее... У нее от напряжения (неловко было управляться с во­лосами, не скинув платка) чуть шевелились просвеченные низким солнцем розовые ноздри. Линии рта были мужест­венны и в то же время - детски нежны. На приподнятой верхней губе темнел крохотный пушок, четче оттеняя не­яркую белизну кожи».

15. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

16. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 3 вариант

1. В каком писательском объединении состоял Шоло­хов?

а) Пролеткульт;

б) РАПП;

2. В каком году роман «Тихий Дон» впервые вышел от­дельной книгой?

а) 1938;

б) 1941;

в) 1953.

3. Кто из российских кинорежиссеров снял больше всего фильмов по произведениям М. А. Шолохова?

а) С. Бондарчук;

б) С. Герасимов;

в) А. Иванов.

Роман «Тихий Дон»

4. Как звали мать Григория Мелехова, Ильиничну?

а) Мария;

б) Василиса;

в) Евдокия.

Где в основном разворичивается действие семейныз глав романа «Тихий Дон»

А) на хуторе Татарском

Б) в станице Вешенской

В)в селе Ягодное

Г) на хуторе Гремячий Лог

5. какой женский образ романа явялется символом отчего дома, домашенго очага?

А) образ Аксиньи

Б) образ Натальи

В) образ Ильиничны

Г)т образ Дарьи

5. В какой армии служил первый убитый Григорием солдат?

а) В немецкой;

б) в австрийской;

в) в румынской.

К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?

А) казачья аристократия (кулаки)

Б) крепкие казаки (середняки)

В) худородные казаки бедняки)

6. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дон» автор?

А) гордости

Б) трудолюбия

В) сострадания

Г) бессмысленной жестокости

6. Какое звание получил Григорий после отстранения от командования дивизией в период расформирования по­встанческих частей?

а) Полковник;

б) младший урядник;

в) сотник.

7. В какой стране оказался Степан Астахов, попав в плен?

а) В Австрии;

б) во Франции;

в) в Германии.

8. Где получил образование Евгений Листницкий?

а) В учительском институте;

б) в Московском университете;

в) в кадетском корпусе.

9. С кем из земляков Григорий Мелехов поступил в ар­мию Буденного?

а) С Прохором Зыковым;

б) с Христонеи;

в) с Аникушкои.

10 . Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а) Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Кривошлыков;

б) Калмыков, Павел Кудинов, Капарин;

в) Листницкий, Лукомский, Котляров;

г) Чернецов, Степан Астахов, Атарщиков;

д) Зыков, Подтелков, Мохов;

е) Погудко, Полковников, Яков Подкова.

11. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть в) роман-эпопея

б) роман г) исторический роман

12. В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей Ме­лехов?

а) есаул в) поручик

б) сотник г) старший урядник

13. Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова в) Астахова

б) Коршунова г) Кошевая

14. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мя­систой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «... кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказив­шимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой бо­лел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

15. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеле­новатых глаз»; «коричневые волосы на тыльной сторо­не ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»;
«твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную по­лумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки - кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины
горячих глаз», сутулость.

16. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

КРОССВОРД

Прочитай ключевое словосочетание по вертикали, ответив на вопросы по горизонтали:

    Атаман, в плену которого был М. Шолохов.

    Имя матери Михаила Шолохова.

    Имя отца Михаила Шолохова.

    Станица, в которой родился М. Шолохов.

    Река, которую воспевал М. Шолохов.

    Кем работал М. Шолохов при ликвидации безграмотности?

    Жанр «Тихого Дона».

    Почти автобиографическая повесть о детстве Шолохова.

    Международная премия, которую М. Шолохов получил за роман "Тихий Дон".

    Газета, в которой М. Шолохов работал корреспондентом вовремя войны.

Долгое время его биографию отшлифовывали, создавая идеальный образ «народного летописца». А между тем, в судьбе Шолохова можно обнаружить много необъяснимых, порой парадоксальных фактов.

Нахалёнок

Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова. Казаки таких детей называли «бесправными нахалятами». Мать была против воли выдана замуж своей «благодетельницей», помещицей Поповой, за немолодого казака Стефана Кузнецова, который признал новорожденного и дал ему свою фамилию. И некоторое время Шолохов, действительно, считался сыном казака. Но после смерти Стефана Кузнецова, мать смогла обвенчаться с возлюбленным, а сын сменил фамилию с Кузнецова на Шолохов. Интересно, что род Шолоховых берет начало с конца XV века от новгородского крестьянина Степана Шолоха и прослеживается до купца Михаила Михайловича Шолохова, деда писателя, который поселился на Дону в середине XIX века. До этого времени Шолоховы жили в одной из Пушкарских слобод Рязанской губернии, и по своему статусу пушкарей были близки казакам. По одним данным будущий писатель появился на свет на хуторе Кружилине станицы Вёшенской, по другим – в Рязани. Возможно, «иногородний» по крови Шолохов и не был казаком, но он вырос в казачьей среде и всегда ощущал себя неотъемлемой частью этого мира, о котором рассказывал так, что казаки, читая, выли: «Да, это было про нас!».

Обвинения в плагиате преследовали Шолохова на протяжении всей жизни. Многим и сегодня кажется странным, как мог 23-летний малообразованный человек, не обладающий достаточным жизненным опытом, создать первую книгу «Тихого Дона». Длительные периоды молчания писателя только подливали масла в огонь: снова и снова всплывала тема творческого бесплодия. Шолохов не отрицал, что его образование ограничилось 4 классами, но, например, Горькому ремесленное училище не помешало стать классиком русской литературы, и никогда малообразованность не ставилась ему в упрек. Шолохов, действительно, был молод, но сразу вспоминается Лермонтов, который написал «Бородино» в 23 года. Еще один «аргумент»: отсутствие архива. Но, например, Пастернак тоже не хранил черновики. Имел ли Шолохов право на «годы молчания»? Как любая творческая личность, несомненно. Парадоксально, но именно на долю Шолохова, имя которого гремело на весь мир, выпали подобные испытания.

Дыхание смерти

Были в биографии Шолохова моменты, которые он старался скрывать. В 20-е годы Шолохов «комиссарил» во главе продовольственного отряда. Весь отряд попал в плен к Махно. Шолохов ждал расстрела, но после беседы с батькой был отпущен (возможно, из-за юного возраста или благодаря заступничеству казаков). Правда, Махно якобы пообещал Шолохову в следующую встречу виселицу. По другим данным батька заменил расстрел плетьми. Дочь Шолохова, Светлана Михайловна, рассказывала со слов отца, что никакого плена не было: шли-шли, заблудились, а тут хата… Постучались. Дверь открыл сам Махно. По другой версии – Шолоховский отряд, сопровождавший обоз с хлебом, был захвачен разведкой махновцев. Сегодня уже сложно сказать, как было на самом деле. Известен и еще один инцидент: в те же годы Шолохов получил от одного кулака в качестве взятки жеребца. В те времена – дело почти обычное, но донос последовал именно на Шолохова. Ему снова грозил расстрел. По другим данным к расстрелу Шолохова приговорили за «превышение власти»: юный комиссар не терпел формализма и иногда занижал показатели по собранному хлебу, пытаясь отразить реальную ситуацию. «Два дня ждал смерти, а потом пришли и выпустили». Просто выпустить Шолохова, понятно, не могли. Спасением своим он был обязан отцу, который внес солидный залог, а на суд предоставил новую метрику Шолохова, по которой тот значился 15-летним (а не почти 18-летним). В юный возраст «врага» поверили, а расстрел заменили годом колонии для несовершеннолетних. Парадоксально, но сопровождаемый конвоем Шолохов до колонии почему-то не доехал, а оказался в Москве.

Невеста – не жена

В Москве Шолохов пробудет до конца 1923 года, попытается поступить на рабфак, будет работать грузчиком, каменщиком, разнорабочим, а затем вернется домой и женится на Марии Громославской. Правда, изначально Михаил Александрович якобы посватался к ее младшей сестре – Лидии. Но отец девушек, бывший казачий атаман, посоветовал жениху присмотреться к старшей и пообещал сделать из Шолохова человека. Вняв настоятельной «рекомендации» Михаил женился на старшей, тем более, что к тому времени Мария уже работала статисткой под руководством будущего мужа. Брак «по указке» окажется счастливым – Шолохов станет отцом четверых детей и проживет с Марией Петровной 60 лет.

Миша – «контрик»

«Тихий Дон» будут критиковать советские писатели, а эмигранты-белогвардейцы будут восторгаться романом. Шеф ГПУ Генрих Ягода с ухмылкой заметит: «Да ты, Миш, все же контрик. Твой «Тихий Дон» ближе белым, чем нам». Однако роман получит личное одобрение Сталина. Позднее вождь одобрит и роман о коллективизации. Скажет: «Да, мы провели коллективизацию. Чего же бояться об этом писать?» Роман напечатают, только трагическое название «С потом и кровью» заменят на более нейтральное - «Поднятая целина». Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти. Еще в 1958 году при выдвижении на премию Бориса Пастернака советское руководство порекомендует Нобелевскому комитету рассмотреть кандидатуру Шолохова вместо Пастернака, который «как литератор не пользуется признанием у советских писателей». Нобелевский комитет, естественно, не внемлет «просьбам» - премию получит Пастернак, которого на Родине вынудят от нее отказаться. Позже, в интервью для одного из французских изданий Шолохов назовет Пастернака блестящим поэтом и добавит совсем уж крамольное: «Доктора Живаго» надо было не запрещать, а публиковать. Кстати, Шолохов был одним из немногих, кто передавал свои премии на благие дела: Нобелевскую и Ленинскую – на строительство новых школ, Сталинскую – на нужды фронта.

«Любимец» Сталина

Еще при жизни Шолохов становится классиком. Его имя хорошо известно далеко за пределами страны. Его называют «любимцем Сталина», а за спиной обвиняют в конъюнктурщине. Сталин, действительно, любил Шолохова и создал «хорошие условия для работы». При этом Шолохов был одним из немногих, кто не боялся говорить Сталину правду. Со всей прямотой он описывал вождю, в том числе, и лютый голод, писал, как «взрослые и дети питаются всем, начиная с падали и кончая дубовой корой». Создавал ли Шолохов свои произведения по заказу? Вряд ли. Хорошо известно, что Сталин как-то пожелал Шолохову написать роман, в котором бы «правдиво и ярко, как в «Тихом Доне», были изображены и герои-солдаты, и великие полководцы». Шолохов начал книгу о войне, но до «великих полководцев» так и не добрался. Не нашлось место для Сталина и в третьей книге «Тихого Дона», которая вышла к 60-летию вождя. Есть, кажется, все: Ленин, Троцкий, герои войны 1812 года, вот только «благодетель» остался за кадром. После войны Шолохов вообще старается быть подальше от «сильных мира сего». Он отказывается от поста генерального секретаря Союза писателей и окончательно перебирается в Вёшенскую.

Судьба человека

Темным пятном на репутации Шолохова останется его участие в процессе над писателями Синявским и Даниэлем, которых обвинили в антисоветской деятельности. А ведь до этого писатель либо предпочитал не участвовать в подобных омерзительных кампаниях, либо, напротив, пытался сделать всё возможное, чтобы помочь. Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов спасет не только Льва Гумилева, сына Ахматовой, но и сына Андрея Платонова, заступится за одного из создателей «Катюши» Клейменова, избавит от лагерей актрису Эмму Цесарскую, первую исполнительницу роли Аксиньи. Несмотря на многочисленные просьбы выступить в защиту Синявского и Даниэля, Шолохов произнесет обвинительную речь против «оборотней», посмевших опубликовать свои антисоветские произведения за рубежом. Было ли это искренним побуждением или стало результатом душевного надлома? Думается, второе. Всю жизнь Шолохов слышал за спиной обвинения: талант представляли фальшивкой, прямота оборачивалась упреками в трусости, верность идеям называли продажностью, а добрые поступки - показушничеством. Судьба Михаила Шолохова стала ярким отражением миллионов судеб современников писателя.

ШОЛОХОВСКИЙ ВОПРОС

Пожалуй, сегодня немного всерьез воспринимают попыт­ки оспорить авторство «Тихого Дона». Многочисленные текстологические экспертизы неоднократно подтвер­дили: одну из самых знаменитых эпопей XX века написал именно Михаил Шолохов. Но вопрос остается все равно: как мог двадцатитрехлетний парнишка, видевший в жиз­ни одни только Вешки да Москву, написать такую глубо­кую, насыщенную, сочную, психологически верную прозу?

И еще вопрос: а «Родинку», знаменитый рассказ о том, как красный партизан убил белого офицера, уселся сни­мать с него хорошие сапоги - и обнаружил, что мародер­ствует над трупом собственного сына - как мог написать юноша, которому едва-едва исполнилось двадцать? Что он знал в свои двадцать лет об отцовских чувствах, о воен­ной мужской работе, о революции и гуманизме, о жизни и смерти? Что случилось с ним, что он единственный в эти годы сумел рассказать о Гражданской войне не как о свя­той битве за народную правду, а как о братоубийственной бойне без цели и смысла? Остальной литературе пришлось пройти путь длиной в шестьдесят лет, чтобы начать именно так писать об этой войне…

К 1926 году, когда были опубликованы пронзительные, страшные и правдивые «Донские рассказы», Шолохову ис­полнилось двадцать, и за плечами у него был опыт работы продкомиссаром, службы в реввоенкоме и сочинителем агитпьес, несколько заседаний литобъединения «Молодая гвардия» и пара фельетонов, опубликованных в централь­ной печати. Это - все. Откуда же вырос «Тихий Дон», который с момента начала публикации в «Октябре» (Шо­лохову - двадцать три года) стал настоящим народным чтением: и стар и мал выхватывали друг у друга журналы «Октября» с новыми главами, маститые писатели гром­ко восхваляли молодой талант, сам нарком Луначарский написал на роман Шолохова восторженную рецензию, а режиссеры Правовой и Рождественский в 1930 году (Шолохову - двадцать пять) сняли первый фильм по первым книгам «Тихого Дона». Это второй после Лермонтова случай такого раннего литературного дебюта, но у Лермонтова по крайней мере была еще юношеская лирика и романти­ческий «Мцыри», а Шолохов ударил сразу - прозой умуд­ренного трагическим жизненным опытом старика.

И ладно бы «Тихий Дон» потрясал только эпическим охватом событий, колоритным, богатейшим языком, мет­ким детализирующим словом и огромным количеством талантливо выписанных персонажей. Но ведь дело даже не в этом. Потрясающей правды рассказ о человеке, против воли втянутом в кровавый водоворот жестокой истории, его настоящий - без передергивания, тенденциозности и литературного официоза - трудный путь, каждое дви­жение его незаурядного ума, каждый вздох его неуемной души - это что надо было знать о жизни, чтобы так точно, так искренне, так узнаваемо и в то же время ново выло­жить, как на ладони, перед читателем?

Ответа на шолоховские вопросы теория литературы дать не в состоянии.

А вот история литературы, принимающая все как есть, свидетельствует: не мерялся годами и опытом Шолохов, когда в свои отчаянные тридцать, рискуя головой, писал бесстрашные письма Сталину о перегибах в коллективиза­ции и ужасах голодомора на Кубани (между прочим, Ста­лин в ответ на письма прислал в голодающий край эшелон с зерном), когда почти сорокалетним уходил военкором на фронт Великой Отечественной, когда первым публико­вал рассказ о военнопленных («Судьба человека»), пока­зывая простой героизм тех, кого официальная пропаганда называла предателями…



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы