Про деток, от рождения до школы

МКОУ Купреевская СОШ

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Подготовила и провела :

Шаблова Надежда Викторовна

Дата проведения :20.02.2014 г .

Цель урока : формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Задачи урока:
    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
    формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
    развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД); формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД) формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)
    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
    расширение читательского кругозора детей; формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Тип урока : изучение нового материала. Оборудование : Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; смайлики.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

А чтобы урок пошёл каждому впрок -
Активно включайся в работу дружок!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Слайд 1

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.

Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)

А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Отгадайте загадку

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)

Слайд 2

Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат

2. Целеполагание.

Слайд 3

Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова "Листопадничек".

(предлагаются опорные слова для формулирования задач урока)

Слайд 4

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

3. Открытие новых знаний.

Слайд 5

* Словарная работа.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

хатка (название небольшого дома на Украине)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

ходко работают (работают быстро)

* Первичное чтение учителем и учащимися.

Читает учитель и дети.

* Проверка первичного восприятия.

Понравилось ли вам произведение? Чем?

Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)

Докажите ( животные разговаривают, события нереальные)

* Анализ художественного произведения.

Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.

Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

Каких страхов натерпелся листопадничек?

Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

Физминутка

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

( Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

( Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

( Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал.

( Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

4. Закрепление изученного

* Выборочное чтение.

Слайд 6

С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?

Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?

Почему зайчонок остался у бобров?

* Работа в парах.

Слайд 7

Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

* Составление синквейна о зайчике.

Слайд 8

1 строчка– 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – ключевое предложение из текста

5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)

Зайчик

Любознательный, трусливый

Заботится, боится, ныряет

По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

Листопадничек.

5. Итог урока.

Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке?

6. Рефлексия.

Слайд 9

* Я работал(а) на уроке много и с удовольствием. * Мне было интересно на уроке, но я работал(а) мало.

* Я сегодня работал(а) не очень хорошо, но на следующем уроке буду работать лучше.

7. Домашнее задание.

Слайд 10

Прочитайте произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Слайд 11

И. С. Соколов-Микитов - один из самых талантливых писателей-натуралистов. Сказка «Листопадничек» является частью программы летнего чтения для первоклассников - будущих второклассников. В ней говорится о маленьком зайчонке, который решился сбежать в теплые страны. История эта как понравится маленьким детям, так и пригодится для домашнего чтения в первом классе.

Неспокойный зайчонок

План пересказа «Листопадничка» можно начать с пункта «Знакомство с главным героем». Глубокой осенью у старой зайчихи появилось на свет трое зайчат. Их обычно охотники называют листопадничками, так как рождаются они по осени. Каждое утро малыши наблюдали за тем, как собираются в далекий полет журавли. Обычно время, когда детям задают в качестве домашней работы подготовить план пересказа «Листопадничка», - 3 класс. Это неудивительно, ведь главный герой сказки - малыш-зайчонок. Он выражает желание научиться летать подобно птицам. Но мать велела ему не говорить глупостей.

Настала поздняя осень, лес стал холодным, скучным. «В лесу наступает зима» - так может звучать второй пункт плана пересказа «Листопадничка». Начали собираться в путь журавли. Крики их были слышны над болотом, будто бы они прощались с зайчатами. Лесные звери залегли в спячку, в лесу стало еще более уныло. И зайчата стали жаловаться матери, что замерзнут. Но зайчиха ответила, что это глупости - скоро у них появится теплая зимняя шерстка. Только один младший зайчонок никому не давал покоя. Как-то раз он сказал своим братьям, что побежит за журавлями в далекие теплые края. И отправился в путь.

Встреча с бобрами

Долго бежал зайчик по лесу. И тут он натолкнулся на бобров, строивших плотину. Здесь можно обозначить следующий пункт плана пересказа «Листопадничка». На вопрос о том, зачем они валят деревья, строители ответили: это нужно для того, чтобы заготовить как можно больше корма и выстроить хатку для маленьких бобрят. Зайчонок спросил о том, тепло ли в их хатке в холодное время года. Те ответили, что очень. Зайчонок попросился на зиму к бобрам, и они его приняли.

Невозможность сбежать

В хатке было два этажа. Внизу лежал корм для маленьких бобрят - мягкие ивовые ветви. Сверху было настлано сено для малышей. Когда бобры уже поставили крышу, зайчонок решил и отсюда убежать - ведь в хатке темно и сыро, можно замерзнуть. Когда бобры вернулись, малыш сказал, что не сможет оставаться у них долго, и что ему необходимо ступать дальше в лес. Но оказалось, что выход из хатки бобров - только под водой. И если зайчонок умеет хорошо плавать, то он может выходить. Сунул малыш лапку в воду и ощутил, что она очень холодная. Тогда он сказал бобрам, что придется ему перезимовать у них. Бобры ответили, что он может оставаться и кормить маленьких бобрят, пока сами они будут пилить лес.

Намучился с ними бедный Зайчонок. Когда же, наконец, вечером вернулись бобры, они пригласили гостя ужинать. Зайчонок спросил у трудолюбивых зверей, нет ли у них репки. Но бобры питались только осиновой и ивовой корой. Она показалась маленькому Зайчонку горькой и невкусной.

Опасный гость

Следующий пункт плана пересказа «Листопадничка» можно продолжить происшествием, связанным с опасным гостем бобриной хатки. На следующий день Зайчонок снова стал кормить бобрят. Побежал он в кладовую и заметил, что около двери стоит какой-то страшный зверь. Очень испугался Зайчонок и стал изо всех сил колотить в дверь, чтобы бобры услышали его зов и вернулись. Бобры услыхали и прогнали страшного зверя. Им оказалась злая разбойница Выдра.

Снова отправились бобры на работу. А Зайчонок остался кормить бобрят. Много раз за зиму слышал он, как страшная разбойница подходила к хатке. И постоянно вспоминал малыш свое жилище, старую зайчиху, братьев.

Происшествие на плотине

Школьникам, которым нужно составить план пересказа «Листопадничка», можно продолжить работу пунктом, описывающим разрушение бобриной хатки. Как-то раз, уже ранней весной, на плотине произошла беда. Вода прорвала плотину, построенную зимой бобрами. Старый бобр закричал, чтобы все вставали - разбойница прогрызла хатку. Это происшествие - один из предпоследних моментов в сказке о Зайчике-листопадничке.

Пересказ по плану продолжим описанием действий зверей в катастрофической для них обстановке. А Зайчонку он сказал плыть, иначе тот утонет. Хвост у него со страху стал дрожать. Бобр сказал ему, чтобы садился на его хвост, и Зайчонок послушался. Но вот нырнул зверь под воду, и Зайчонок оторвался от его хвоста. Пришлось до берега добираться ему самостоятельно. Вышел он на берег, отряхнулся и со всех ног помчался в родное гнездо. Там старая зайчиха спала с его братьями в теплом, уютном гнездышке.

Счастливый конец

Обрадовался малыш, прижался к своей матери. Та спросонья его не узнала. Когда она поняла, что это Листопадничек, то облизала его и положила спать. Крепко заснул малыш. А наутро все обитатели болота собрались послушать историю отважного Листопадничка. Он поведал слушателям, как познакомился с бобрами и как научил его старик плавать и нырять. С тех времен прослыл Листопадничек на всю округу самым смелым зайцем.

Соколов-Микитов, «Листопадничек»: план пересказа

Рассмотрим еще один вариант плана, который может быть составлен для данного произведения.

  1. Рождение зайчат.
  2. Желание Листопадичка отправиться в далекие края.
  3. Лес засыпает.
  4. Начало путешествия Листопадичка: знакомство с семейством бобров.
  5. Жизнь главного героя в бобриной хатке.
  6. Столкновение с опасностью.
  7. Плотину прорвало.
  8. Возвращение домой.
  9. Чем мне понравилось произведение.

Характеристика главного героя

Прочесть краткое содержание сказки, описанное в статье, будет интересно и взрослому, и ребенку. После этого составить план пересказа о Зайчике-листопадничке не составит труда. Свой ответ на уроке можно дополнить и краткой характеристикой главного героя - это поможет получить на занятии более высокую оценку. При желании можно добавить и такой пункт в план своего выступления. Главная черта, присущая Листопадничку - это любопытство. Он не боится внешнего мира, смело отправляясь в путешествие. Несмотря на то что обиталище трудолюбивых зверей не подходит малышу, Зайчонок не испытывает страха и во время знакомства с бобрами, поселении в их хатку.

Но нужно заметить, что все-таки Листопадничек боязлив. В самом начале произведения он боится, что замерзнет зимой. Его успокаивает только старая зайчиха, которая говорит о том, что у всех представителей их породы вырастает теплая шерстка, защищающая от холодов. В конце сказки Листопадничек получает славу самого смелого зайца, ведь с помощью старого бобра он научился плавать и нырять. Также главный герой сказки отличается самостоятельностью. Он кормит маленьких бобрят, пока их родители занимаются работой. Но это дается ему нелегко. В сказке описано, что главный герой намучился, таская ветви.

Вопросы школьнику для размышления

Чтение сказки будет полезно как самым маленьким слушателям, так и тем деткам, которые уже посещают школу. Сказка учит ребят дорожить своей «малой родиной». Для размышления над произведением маленьким школьникам можно задать несколько вопросов. Например, к какому жанру относится «Листопадичек» - рассказ или сказка? Жалел ли маленький зайчонок о том, что с ним приключилось? Узнал ли Листопадичек в процессе своего путешествия что-то новое, интересное? Можно задать школьнику и такой вопрос: стоит ли отказываться от своей мечты в пользу уюта, определенности и безопасности?

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «О братьях наших меньших. И.С.Соколов­Микитов
«Листопадничек» (учебник, с.60­67; рабочая тетрадь, с.66­67) 2 часа ». УМК «Школа России»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова­Микитова; обучения читательской самостоятельности,
делению текста на логические законченные части; эмоционально­эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка
беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать,
анализировать, классифицировать, обобщать
Предметные:
познакомятся с произведением
И. С. Соколова­Микитова
«Листопадничек»;
научатся выделять события,
составляющие основу
художественного произведения;
определять тему
и главную мысль произведения,
пересказывать текст, делить текст
на смысловые части, составлять его
простой план
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения,
формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной
деятельности;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно
и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную
работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внешней речи;
коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства
своей точки зрения; осознают цель своего высказывания
Личностные:
называть произведения, фамилии и
имена писателей, пишущих
о Родине; предлагать формы
и варианты проявления своих
чувств по отношению к своей
Родине
О б р а з о в а т е л ь н ы е р е с у р с ы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет И. С.
Соколова­Микитова, выставка книг писателя, аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», аудио­ и видеозаписи песен, музыкальных
произведений

Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
Формируемые
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
1
I. Организация
начала урока
2
Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок.
Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг
к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне
II.
Актуализация
опорных
знаний.
1. Проверка
домашнего
задания.
1) Игра
«Доскажи
словечко».
2) Беседа.
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
Проводит игру «Доскажи словечко».
– Мать моя вставала… (рано).
– Мать угостила меня… (чаем с молоком).
– Это угощение решило мою жизнь в… (хорошую) сторону.
– Я начал вставать до… (солнца).
– Потом и в городе я вставал… (рано).
– После чаю я… (ходил на охоту).
– Моя охота была в… (находках).
– Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими
сокровищами жизни).
– Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Михаил Пришвин объединил
в этом рассказе?
– Подберите однокоренные слова к слову «Родина». (Народный, родственный,
родня, родные, родимый, род.)
– Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля? («Мои молодые друзья!
обучающегося
(осуществляемые
действия)
способы
деятельности
3
4
Сообщают о готовности
к уроку. Определяют
самоготовность
(«настроен ли я слушать
учителя, воспринимать
материал урока»)
Отвечают на вопросы
учителя. Рассказывают о
выполненной дома
работе.
Участвуют в игре.
Умеют
слушать в
соответствии с
целевой
установкой,
принимают и
сохраняют
организационн
ые задачи
Выдвигают
гипотезу и
обосновывают
ее.
Осуществляют
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Умеют
слушать в
соответствии
с целевой
установкой.
Принимают
и сохраняют
учебную цель и
задачу.
Дополняют,
уточняют
высказанные

1
2
2. Речевая
разминка
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими
сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо
открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши
водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши
леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку
нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).
– Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам
показалось, что автор обратился к каждому из них.
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное
произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание
читаемого текста.
– Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной интонацией.
– Прочитайте с сердитой интонацией.
– Прочитайте с веселой интонацией.
– Прочитайте с ускорением.
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
– Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры,
бобрят, бобриха, бобровый.)
Продолжение табл.
3
4
ния по
существу
полученного
задания
Выполняют речевую
зарядку. Отвечают на
вопросы учителя по
речевой разминке
III. Сообщение
темы урока.
Определение
целей урока
– Отгадайте загадки.
Есть на речках лесорубы
В серебристо­бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры.)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц.)
– Что вы знаете о бобрах?
– Что вы знаете о зайцах?
– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы
учителя, формулируют
цель урока. По названию
произведения определяют
тематическую и
эмоциональную
направленность текста,
выделяют главных героев.
Под руководством
учителя определяют
задачи чтения
Принимают
и сохраняют
учебную
цель и задачу.
Анализируют,
находят общее
и различия,
делают
выводы.
Осознанно и
произвольно
строят

1
2
будем читать о них.)
– Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему
урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Продолжение табл.
3
4
и составляют план чтения речевое
высказывание в
устной форме
Мы познакомимся с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет
произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут
звать Листопадничком.)
– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом
произведении? Почему?
– Как называют зайцев, родившихся осенью?
У нас в семье большая радость,
Пусть листья падают, летят,
В канавке теплой, под осинкой,
Три листопадничка лежат.
– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в
произведении, опираясь только на его название.
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению,
ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с
биографией
И. С. Соколова­Микитова
IV. Подготовка
к восприятию
произведе­
Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом
портрета автора произведения (см. ресурсный материал).
– Что вы узнали об авторе?
Слушают рассказ
учителя, рассматривают
фотографии, портрет
автора.
Осуществляют
анализ
объектов

1
2
ния. Знакомство
с биографией
автора
– Когда и где он родился?
– Где он учился?
– Кем работал?
– Как он жил последние годы?
V. Работа над
содержанием
текста.
1. Работа с
толковым
словарем.
Проводит словарную работу.
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы
по толковому словарю.
Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев
или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.
Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.
Ходко (разг.) – легко и быстро.
Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования,
сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у
животных.
Охапка – количество чего­либо, которое можно взять, унести, обхватив руками,
рукой.
Мигом – очень быстро.
Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела –
55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными
перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно­бурая,
снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и
нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова,
короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.
Волей­неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.
Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).
Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем
для подъема уровня воды.
– Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших
тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?
Продолжение табл.
3
4
Задают вопросы о
творчестве автора
Работают с толковым
словарем.
с опорой на
визуализацию,
выделяют
последователь
ность развития
сюжета
Осуществляют
анализ
произведения.
Осознанно
и произвольно
строят речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывают
свое мнение.
Согласовывают
усилия по
решению
учебной
задачи.
Договариваютс
я и приходят к
общему
мнению.
Учитывают
мнение соседа
по парте.
Осуществляют
контроль по
результату

Продолжение табл.
3
4
Прослушивают текст.
Отвечают на вопрос,
определяют жанр
произведения. Отвечают
на вопросы учителя.
Аргументируют свою
точку зрения
1
2. Первичное
чтение
произведения.
3. Беседа по
содержанию
прослушанного
2
Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии,
предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как
животные разговаривают, путешествуют.).
– Какая эта сказка? (Авторская.)
– Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный
материал).
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– О ком это произведение?
– В какое время года появились зайчата?
– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так
называет?
– Где живут зайцы?
– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
– Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?
– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?
– Какие еще птицы улетают на юг? Почему?
– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
– Как животные готовятся к зиме?
– Как бобры строили свою плотину?
– Как бобры спасали Листопадничка?
– Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ?
– Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон,
осел, антилопа.)

1
VI. Повторное
чтение и анализ
произведения.
1. Повторное
чтение
произведения.
2. Беседа по
содержанию
прочитанного.
Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания
произведения.
– Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?
2
– Это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, потому что герои­животные
разговаривают, путешествуют.)
– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
– Как улетали журавли?
– Как вели себя другие звери?
– Кого встретил зайчонок во время путешествия?
– Как провел зайчонок зиму?
– Почему зайчонок остался в хатке бобров?
– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?
– Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?
– Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького
зайчика?
– Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:
мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края);
непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
любознательный (задает вопросы бобрам);
терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
добрый (помогал нянчить бобрят);
заботливый (кормит бобрят);
смелый (научился плавать);
любящий (скучает и вспоминает старую мать­зайчиху и маленьких братьев,
живя в хатке у бобров).
– Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:
трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом
Продолжение табл.
3
4
Читают произведение
по цепочке.
Взаимодействуют с
учителем во время
опроса, осуществляемого
во фронтальном
режиме.
Участвуют в
коллективной беседе и
дискуссии,
корректируют, изменяют
свою точку зрения.
Делают выводы и свои
ответы подтверждают
выдержками из текста
произведения.
Дают характеристику
Листопадничка, сверяя
с образцом.
Дают характеристику
Выразительно
читают.
Понимают на
слух ответы
обучающихся.
Слушают
собеседника.
Строят
понятные для
собеседника
высказывания.
Аргументирую
т свою точку
зрения.
Осуществляют
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулируют
свое мнение
и позицию.
Строят
монологически
е
высказывания.
Адекватно
используют
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных задач.

1
2
Продолжение табл.
3
4
пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
запасливые (готовят корм на зиму);
гостеприимные (приютили зайца);
заботливые (волнуются за бобрят);
смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего
урока. Объясните свой выбор.
бобров, сверяя с
образцом.
Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Всякий кулик свое болото хвалит.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.
3. Выборочное
чтение.
– Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила
задуматься сказка?
– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?
– Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к
слову «храбрый».
– А как вы понимаете слово «отчаянный»?
– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.
– Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.
– Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?
– Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?
– Надо дорожить своей
Родиной, любовью
близких. Они главная
опора в жизни.
– «Крепко­крепко»,
«возле матери», «в родном
гнезде».
– Да, не побоялся
трудностей. Смелый,
отважный, мужественный.
– Совершил необдуманный
поступок.
Делают
выводы,
извлекают
информацию
из различных
сточников.
Аргументирую
т свою
позицию.
Планируют
свое действие
в соответ­
ствии с
поставленной
задачей и
условиями ее
реализации

Причиной такого названия является то, что зайчиха родила в осеннюю пору года, когда уже осыпалась листва.

Вот и получили все три зайченка такие имена.

Главным героем стал один из них. Именно о нем и говорится в названии произведения.

Другие названия: «Приключения Листопадничка», «Зайчишка и его друзья», «Находчивый зайка», "Зимние испытания", "В погоне за теплотой", "Маленький, да удаленький", "Отважный зайчик".

2. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

Молоденький зайчишка мечтал отправиться в тепленькие страны.

Ведь он не раз видел, как большие птицы учат своих детей летать, чтоб те смогли туда попасть.

Также он был свидетелем того, как и все остальные зверьки готовятся к приходу холодной поры.

Зайчишка боялся, что вместе со своей семьей может просто замерзнуть лютой зимой.

Также зайчишка наблюдал, как у всех животных идет подготовка к суровой поре, они прячутся в свои домики, собираются спать.

Он опасался, что зима принесет для него скуку и одиночество.

3. Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

По пути в теплые места зайчишка встретил семью бобров.

Они были очень трудолюбивы и быстро строили себе жилье, чтоб перезимовать.

Их хатка не очень понравилась маленькому Листопадничку.

Там было не так светло, как в лесу, где привык жить зайчик.

А еще сыро и не достаточно тепло.

Но Листопадничку пришлось остаться, так как бобры уже достроили хатку, и чтоб выйти, пришлось бы нырнуть в ледяную воду.

Зайчишка же еще не научился плавать.

Поэтому и не решился на такой поступок, а просто остался жить у своих новых друзей.

4. Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чем он часто вспоминал? Найди и прочитай эти строки.

В обитель бобров пытались пробраться разные злые животные.

Среди них и коварная рысь, и хитрая лисица, и росомаха, а выдре даже удалось повредить жилище.

Это очень пугало маленького зайчишку.

Но, к счастью, бобер умел прогнать непрошеных гостей.

Листопадничек частенько грустил по своей любимой маме и по теплому гнездышку, которого ему так не хватало.

5. Расскажи, как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? Что с тех пор стали говорить о Листопадничке?

Пришла весна, а за ней и сильное наводнение.

Оно разрушило обитель бобров, что уже была повреждена выдрой.

Бобер хотел помочь Листопадничку спастись, но из-за скользкого хвоста ему это не удавалось.

Зайчишка смог сам выбраться из воды, и быстро побежал к болоту.

Там он наконец-то увиделся с мамой и согрелся в родном гнездышке.

Листопадничек поведал другим зайцам о своих необычных путешествиях.

С того времени его называют отчаянным храбрецом.

6. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.

Мне кажется, писатель хотел показать, что родной дом самое уютное место.

А также хотел донести до читателя, что если уж взялся за что-то, то надо уметь проявлять храбрость и находчивость.

Это поможет справиться с трудными ситуациями и достичь своей цели.

7. Опиши Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?

8. Представь себя в роли зайчика - Листопадничка и расскажи о своем путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Как ты перескажешь его историю: подробно или сжато? Почему?

Рассказ о своем путешествии от лица Листопадничка для 3 класса.

Я родился осенней порой, на болоте.

Вместе со своей семьей каждое утро наблюдал за взрослыми журавлями, которые учили своих детей летать.

В те моменты мне тоже очень хотелось этому научиться.

Ведь приближалась зима, а я боялся, что замерзну на холодном болоте.

Когда улетели журавли в теплые страны, то страх еще больше овладел мною.

Поэтому я решил отправиться вслед за ними.

Когда я перебегал лес, то встретил бобров.

Они делали себе хатку на зиму.

Я зашел осмотреть ее.

Там было темно и прохладно.

Поэтому мне не очень хотелось здесь оставаться.

Но, к сожалению, я уже не смог вернуться обратно.

Бобры достроили жилище, и надо было прыгать в воду, чтоб попасть наружу.

А плавать я не умел.

Вот и пришлось мне остаться зимовать с бобрами.

Всю зиму я помогал кормить и воспитывать малышей.

Мне было не комфортно, не хватало маминой ласки и теплого гнездышка.

К тому же, постоянно приходили непрошеные гости.

Они очень пугали меня, но смелый бобер умел с ними справиться.

Но злая выдра таки смогла испортить хатку.

Из-за этого весеннее наводнение снесло плотину.

Чтоб спастись, надо было переплыть воду.

Бобер пытался помочь мне, но я никак не мог ухватиться за его скользкий хвост.

Было очень страшно. Но я победил свой страх и сам поплыл к берегу.

Затем я быстро побежал к родному болоту.

Как же было радостно вновь увидеть родную маму, согреться в родном гнездышке.

Наконец-то я смог как следует выспаться.

На следующий день я рассказал всем зайцам на болоте о своих нелегких происшествиях.

Они с восторгом слушали мою историю.

С того времени все уважают мою смелость и находчивость.

План пересказа путешествия:

1. Наблюдения за журавлями

2. Путешествие в неведомые теплые места

3. В гостях у бобров

4. Нелегкая зима

5. Наводнение

6. Родное болото

7. История о необыкновенных приключениях

Я перескажу подробно те моменты, что больше всего показывают эмоции и переживания Листопадничка. Ведь они отображают характер зайчишки, его детские страхи, а также смелость и находчивость.

9. Подумай, что писатель мог бы наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.

Я думаю, Соколов-Микотов имел возможность видеть рождение зайцев, подготовку зверей к зимней поре, перелет птиц в теплые страны.

А общение зверей, жизнь зайчишки в домике бобров и все его переживания - скорее фантазия писателя.

Тем более, переживания, мысли и мечты зайчишки никак нельзя узнать в реальном мире.

Человек только издалека может наблюдать за поведением зверей.

А что творится у них в голове, никому не известно.

К тому же, животные, как правило, бояться людей, поэтому все особенности их существования тяжело проследить.

10. Произведение Соколова-Микитова сказка или рассказ? Обоснуй свое мнение.

Это произведение является сказкой.

Ведь в нем описываются события, которых не может быть в реальной жизни.

Умение животных разговаривать главное отличие этого произведения от рассказа.

11. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

1) Листопадничку наскучило сидеть дома, и он решается опять отправиться на поиски приключений.

2) Зайченок встречает по пути медвежью семью. Они учат его своим законам.

3) Спустя неделю путешественник отправляется дальше.

4) Листопадничек встретил необычного волка, который стал ему другом.

5) Зайчик и волк путешествуют вместе.

6) Животные добрались до города, где увидели непонятных существ - людей.

7) Поблудив темными улицами, животные вернулись в лес.

8) Листопадничек и волк поняли, что скучают по дому, поэтому каждый вернулся к своей семье.

9) Волк часто приходит на болото к заячьей семье. Они вместе играют и делятся секретами.

Конспект урока литературного чтения
в 3 классе

Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок
- Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.
Прозвенел звонок для нас!Все зашли спокойно в класс,Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём.
Урок чтения начнем.
II. Мотивация к учебной деятельности.
1. Беседа.
- О чём мы сегодня будем говорить и читать?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)
- Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)
- Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)
- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей)
- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?
Игра «Кто как готовится к зиме?»
1. Белка, бобр, мыши;
2. Медведь, ёж, барсук;
3. Лиса, волк, заяц.
(I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
II группа: животные ложатся в спячку;
III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).
- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).
Проблемный вопрос:
- Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)
У нас в семье большая радостьПусть листья падают, летят,В канавке, тёплой под осинкой Три листопадничка лежат.
(Зайцев называют листопадничками.)
- Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)
- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».
- А что вы можете рассказать о зайцах?
- Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?
(Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

2. Речевая разминка
- Листопаднички приготовили нам разминку.
Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.
Прочитайте медленно.
Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

III. Целеполагание.
- Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.
– Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания? (Выставка книг)
И.С. Соколов-Микитов (18921975)
- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
- Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.
- От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
- В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.
- В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».
- Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.
- Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.
- Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.
- Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
- С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.
- В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.
- Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
Вопросы – предположения
Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)
Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)
- Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?
- Назовите тему урока.
- Определите задачи урока.
Мы познакомимся
Мы научимся
Мы будем учиться

IV. Изучение нового материала
1. Словарная работа. Работа с толковым словарем
- Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.
Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
обглоданные – объеденный;
робеть -пугаться, стесняться, бояться;
озяб – замёрз, продрог;
ходко работают - работают быстро;
настлано –настелено;
плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
запрудили – перегородили реку плотиной;
хатка – название небольшого дома на Украине;
кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
росома
·ха хищное млекопитающее семейства куньих;
выдра вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)
1 часть – чтение по 1 абзацу.
- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
- Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)
- Что может произойти с зайчонком дальше?

2 часть – чтение «буксир», выборочное чтение.
Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
- Чего испугался Листопадничек?
- О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)
- О чем может идти речь после данного фрагмента?

3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.)
Кого встретил зайчонок во время путешествия?
- Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)
Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
- Как вы думаете, что будет дальше?
4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (“V” - уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы)

Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?
- Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.)
- Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

5 часть – хоровое чтение.
- Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.
- Как мы можем озаглавить 5 часть текста? (За долгую зиму страху натерпелся.)
- Что может произойти с Листопадничком дальше?

6 часть – самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.
- Расскажите, как зайчонок попал на болото.
- Что стали говорить о нём в лесу?
- Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

3. Беседа по рассказу «Листопадничек»
- Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).
- Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)
- Какая эта сказка? (Литературная)
Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)
На доске написано несколько названий:
1.Путешествие зайчонка.
2.Храбрый зайчик.
3.Дружба зверей.
– Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.
– Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Анализ литературного произведения
1. Выборочное чтение с комментарием
Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.
Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.
Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму. О чём он вспоминал?
Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.

2. Чтение – поиск
- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
- А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.
-Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

3. Характеристика героев
- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
- Дайте характеристику бобрам:
- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
- запасливые (готовят корм на зиму);
- гостеприимные (приютили зайца);
- заботливые (волнуются за бобрят);
- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
4. Работа в группах:
1 группа: составляет синквейн о зайчике
(На слайд выносится план работы с синквейном).
1 – существительное;
2 – 2 прилагательных;
3 – 3 глагола;
4 – ключевое предложение из текста;
5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
Листопадничек познакомился с бобрами.
Листопадничек.
2 группа: работа по карточкам
- Вставьте подходящее слово из текста:
Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
Любят (бобры) чистоту и порядок.
За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

3 группа: составление плана
План
Мечта Листопадничка.
Подготовка животных к зиме.
Зайчонок в хатке бобров.
Пришлось остаться на зиму.
За долгую зиму страху натерпелся.
Наконец-то дома.

5. Просмотр фрагмента мультфильма
- Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? (Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)
- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?
- Я вам предлагаю другой вариант.
- Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

6. Работа с пословицами
- Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
Много спать – дела не знать.
Дома и стены помогают.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Чужая сторона – дремучий бор.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Друзья познаются в беде.
Сердце матери лучше солнца греет.
- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

VII. Рефлексия
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
За что вы похвалили бы себя?
Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII. Итог урока.
- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?
- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?
Домашнее задание, выставление оценок.
1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).
2. Придумать продолжение этой истории.
3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы