Вот это картина так картина! Это да! От этой
картины можно совсем с ума сойти, точно вам
говорю. Ведь если простую картину смотришь, так
никакого впечатления.
А «Фантомас» - другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых,
маска! В-третьих, приключения и драки! И в
четвертых, просто интересно, и все!
И конечно, все мальчишки, как эту картину
посмотрели, все стали играть в Фантомасов. Тут
главное - остроумные записки писать и
подсовывать в самые неожиданные места.
Получается очень здорово. Все, кто такую
фантомасовскую записку получает, сразу начинают
бояться и дрожать. И даже старухи, которые раньше
у подъезда просиживали всю свою сознательную
жизнь, сидят все больше дома. Спать ложатся
просто с курами. Да оно и понятно. Сами подумайте:
разве у такой старушки будет хорошее настроение,
если она утром прочла у своего почтового ящика
такую веселую записочку:
Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется!
Тут уж у самой храброй старушки всякое
настроение пропадет, и она сидит целый день на
кухне, стережет свою плиту и пять раз в день
Мосгаз по телефону вызывает. Это очень смешно.
Тут прямо животики надорвешь, когда девчонка из
Мосгаза целый день туда-сюда по двору шныряет и
все кричит:
- Опять Фантомас разбушевался! У, чтоб вам
пропасть!..
И тут все ребята пересмеиваются и подмигивают
друг другу, и неизвестно откуда пересмеиваются и
подмигивают друг другу, и неизвестно откуда с
молниеносной быстротой появляются новые
фантомасочные записочки, у каждого жильца своя.
Например:
Ни выходи ночю на двор. Убю!
Все про тебя знаим. Боись сваей жены!
А то просто так:
Закажи свой партрет! В белых тапочках.
И хотя это все часто не было смешно и даже
просто глупо, все равно у нас во дворе стало как-то
потише. Все стали пораньше ложиться спать, а
участковый милиционер товарищ Пархомов стал
почаще показываться у нас. Он объяснял нам, что
наша игра - это игра без всякой цели, без смысла,
просто чепуха какая-то, что, наоборот, та игра
хороша, где есть людям польза - например,
волейбол или городки, потому что «они развивают
глазомер и силу удара», а наши записки ничего не
развивают, и никому не нужны, и показывают нашу
непроходимую дурость.
- Вот ботинки. - И он показал на Мишкины пыльные
ботинки. - Школьник с вечера должен хорошо
вычистить их!
И так продолжалось очень долго, и мы стали
понемногу отдыхать от своего Фантомаса и
подумали, что теперь уже все. Наигрались! Но не
тут-то было! Вдруг у нас разбушевался еще один
Фантомас, да как! Просто ужас!
А дело в том, что у нас в подъезде живет один
старый учитель, он давно на пенсии, он длинный и
худющий, все равно как кол из школьного журнала, и
палку носит такую же - видно, себе под рост
подобрал, к лицу. И мы, конечно, сейчас же его
прозвали Кол Единицыч, но потом для скорости
стали величать просто Колом.
И вот однажды спускаюсь я с лестницы и вижу на его
почтовом ящике рваненькую, кривую записку. Читаю:
Кол, а Кол!
Фкалю ф тибя укол!
В этом листке красным карандашом исправлены все ошибки, и в конце стиха стоит большая красная единица. И аккуратная, четкая приписка:
Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги.
И еще: советую повнимательней заняться грамматикой.
Через два дня на двери нашего Кола висел чистый тетрадный листок. На листе коротко и энергично написано:
ПЛЕВАЛ Я НА ГРАММАТИКУ
Ну, Фантомас проклятый, вот это разбушевался! Хоть еще одну серию начинай снимать. Просто стыд. Одно было приятно: Фантомасова записка была сплошь исчеркана красным карандашом и внизу стояла двойка. Тем же, что и в первый раз, ясным почерком было приписано:
Бумага значительно чище. Хвалю. Совет: кроме заучивания грамматических правил, развивай в себе еще и зрительную память, память глаза, тогда не будешь писать «громатика». Ведь в прошлом письме я уже употребил это слово. «Грам-мати-ка». Надо запомнить.
И так началась у них длинная переписка. Долгое
время Фантомас писал нашему Колу чуть не каждый
день, но Кол был к нему беспощаден. Кол ставил
Фантомасу за самые пустяковые ошибочки свою
вечную железную двойку, и конца этому не
предвиделось.
Но однажды в классе Раиса Ивановна задала нам
проверочный диктант. Трудная была штука. Мы все
кряхтели и пыхтели, когда писали диктант.
Там были подобраны самые трудные слова со всего
света. Например, там по конец было такое
выраженьице: «Мы добрались до счастливого конца».
Этим выражением все ребята были совсем ошарашены.
Я написал: «Мы добрались до щасливого конца», а
Петька Горбушкин написал «до щесливого конца», а
Соколова Нюра исхитрилась и выдала на свет
свежее написание. Она написала: «Мы добрались до
щисливыва конца».
И Раиса Ивановна сказала:
- Эх вы, горе-писаки, один Миша Слонов написал что-то
приличное, а вас всех и видеть не хочу! Идите!
Гуляйте! А завтра начнем все сначала.
И мы разошлись по домам. И я чуть не треснул от
зависти, когда на следующий день увидел на дверях
Кола большой белоснежный лист бумаги и на нем
красивую надпись:
Спасибо тебе, Кол!
У меня по русскому тройка!
Первый раз в жизни. Ура!
Уважающий тебя
Фантомас!
Один раз я сидел, сидел и ни с того ни с сего
вдруг такое надумал, что даже сам удивился. Я
надумал, что вот так хорошо было бы, если бы все
вокруг на свете было устроено наоборот. Ну вот,
например, чтобы дети были во всех делах главные, и
взрослые должны были бы их во всем, во всем
слушаться. В общем, чтобы взрослые были как дети,
а дети как взрослые. Вот это было бы замечательно,
очень было бы интересно.
Во-первых,
я представляю себе, как бы маме «понравилась»
такая история, что я хожу и командую ею, как хочу,
да и папе, небось, тоже бы «понравилось», а о
бабушке и говорить нечего. Например, вот мама
сидела бы за обедом, а я бы ей сказал:
«Ты почему это завела моду без хлеба есть? Вот еще
новости! Ты погляди на себя в зеркало, на кого ты
похожа? Вылитый Кощей! Ешь сейчас же, тебе говорят!
- И она бы стала есть, опустив голову, а я бы
только подавал команду: - Быстрее! Не держи за
щекой! Опять задумалась? Все решаешь мировые
проблемы? Жуй как следует! И не раскачивайся на
стуле!»
И тут вошел бы папа после работы, и не успел бы он
даже раздеться, я бы уже закричал:
«Ага, явился! Вечно тебя надо ждать! Мой руки
сейчас же! Как следует, как следует мой, нечего
грязь размазывать. После тебя на полотенце
страшно смотреть. Щеткой три и не жалей мыла. Ну-ка,
покажи ногти! Это ужас, а не ногти. Это просто
когти! Где ножницы? Не дергайся! Ни с каким мясом я
не режу, а стригу осторожно. Не хлюпай носом, ты не
девчонка... Вот так. Теперь садись к столу».
Он бы сел и потихоньку сказал маме:
«Ну как поживаешь?»
А она бы сказала тоже тихонько:
«Ничего, спасибо!»
А я бы немедленно:
«Разговорчики за столом! Когда я ем, то глух и нем!
Запомните это на всю жизнь. Золотое правило! Папа!
Положи сейчас же газету, наказание ты мое!»
И они сидели бы у меня как шелковые, а уж когда бы
пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул руками
и заголосил:
«Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку!
Какой вид! Грудь распахнута, шапка на затылке!
Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего
сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла? А что
это за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла?
Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз -
на черный ход!»
Тут бы я прошелся по комнате и сказал бы им всем
троим:
«После обеда все садитесь за уроки, а я в кино
пойду!»
Конечно, они бы сейчас же заныли и захныкали:
«И мы с тобой! И мы хотим в кино!»
А я бы им:
«Нечего. Нечего! Вчера ходили на день рождения, в
воскресенье я вас в цирк водил! Ишь! Понравилось
развлекаться каждый день. Дома сидите! Нате вам
вот тридцать копеек на мороженое, и все!»
Тогда бы бабушка взмолилась:
«Возьми хоть меня-то! Ведь каждый ребенок может
провести с собой одного взрослого бесплатно!»
Но я бы увильнул, я сказал бы:
«А на эту картину людям после семидесяти лет вход
воспрещен. Сиди дома, гулена!»
И я бы прошелся мимо них, нарочно громко
постукивая каблуками, как будто я не замечаю, что
у них все глаза мокрые, и я бы стал одеваться, и
долго вертелся бы перед зеркалом, и напевал бы, и
они от этого еще хуже бы мучались, а я бы
приоткрыл дверь на лестницу и сказал бы...
Но не успел я придумать, что бы я сказал, потому
что в это время вошла мама, самая настоящая, живая,
и сказала:
- Ты еще сидишь? Ешь сейчас же, посмотри, на кого
ты похож? Вылитый Кощей!
Урок внеклассного чтения В. Драгунский «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным»
Цель:
познакомить с биографией В. Драгунского, его некоторыми произведениями из книги «Денискины рассказы», развивать память, мышление, логику, речь учащихся, умение работать с текстом; воспитывать нравственные качества.
Ход урока:
I. Организационное начало урока.
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Приготовьте свои ушки и глазки,
Чтобы они могли всё видеть,
Слышать и запоминать.
II Из биографии писателя
(слайды 2-10)
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)(слайд 2)
Грановитая палата
(слайд 16)
Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для путешествия
Драгунский Виктор Юзефович
30.11.1913 - 06.05.1972
Драгунский Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке. Однако в 1914 семья
Вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. В Москву они
Перебрались в 1925 году. Начал работать Драгунский с 16 лет. Для него все работы были
Хороши. Виктор работал бакенщиком, шорником, лодочником, токарем. Позднее он был
Цирковым клоуном, актёром театра и кино, Дедом морозом на елках, и все дети, мамы, папы,
Бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой веселый это был Дед Мороз, а еще Драгунский был руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.
Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко. С 1959 года Драгунский пишет весёлые истории о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И был он очень интересным мальчишкой. Ну как не написать о таком ребёнке! Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах - это сам Виктор Юзефович, а Дениска - это… Дениска, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором.
Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.
Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.
Кроссворд
Кроссворд
Главные герои рассказа Виктора Драгунского «Фантомас» — обычные московские школьники. В те времена, о которых говорится в рассказе, был очень популярен фильм «Фантомас», в котором таинственный злодей в маске все время подбрасывал героям фильма угрожающие записки в самых неожиданных местах.
Подражая Фантомасу, ребята тоже стали писать похожие записки, подбрасывая их местным жителям. В результате, с ребятами провел беседу местный участковый, который сказал, что эта игра бессмысленна, потому что она ничего не развивает в детях.
Постепенно интерес к игре угас, но, спустя какое-то время, таинственный Фантомас вновь активизировался. Он стал писать угрожающие записки старому учителю, жившему в доме одного из героев рассказа. Записки эти Фантомас подвешивал к почтовому ящику учителя.
Но учитель не испугался содержания записок. Более того, он красным карандашом исправил в первой записке все ошибки, внизу написал свои замечания и поставил жирную красную единицу. Фантомас не замедлил с ответом, но учитель нашел и во второй записке ошибки, и снова написал замечания, на этот раз поставив неграмотному Фантомасу двойку.
Между Фантомасом и старым учителем завязалась своеобразная переписка, которой, казалось бы, не будет конца. Но однажды в классе был проведен диктант, который по мнению учеников был очень трудным. Многие из них получили неудовлетворительные оценки. И только про Мишу Слонова учительница сказала, что он написал диктант более-менее прилично.
А на следующий день на двери старого учителя появилась записка от Фантомаса, в которой тот благодарил учителя и сообщал, что впервые в жизни сумел получить тройку по русскому языку.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Драгунского «Фантомас» заключается в том, что безграмотный человек не может претендовать на уважительное и серьезное к себе отношение. Старый учитель это хорошо понимал, поэтому он не испугался записок таинственного Фантомаса, увидев, насколько безграмотно тот пишет.
Рассказ учит ответственно подходить к учебе, стремиться к знаниям и не увлекаться глупыми и бессмысленными играми.
В рассказе мне понравился старый учитель, который научил уму-разуму безграмотного Фантомаса.
Играй, да не заигрывайся.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Что у глупого на уме, то и на языке.