Про деток, от рождения до школы

ТОЛЬКО У КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕСТЬ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ!

Качественные прилагательные отличаются тем, что могут обозначать признак в разной степени его проявления (крупный – крупнее – крупнейший ). Формы эти называются степенями сравнения:

    Сравнительной

    Превосходной

В парадигму степеней сравнения включается и то прилагательное, от которого образуются формы степеней сравнения. Семантической основой степеней сравнения является количественная оценка меры признака. В парадигме степеней сравнения исходное прилагательное называется формой положительной степени.

Сравнительная степень (компаратив) – обозначает качество, находящееся в каком-либо предмете в большей степени, чем в другом, название которого ставится в форме род.падежа или именит.падежа; последнему предшествует сравнительный союз Чем (правда дороже золота ).

Превосходная степень (суперлатив) - обозначает высшую степень качества в каком-либо предмете по сравнению с другим: самый любимый писатель ; склоняются как обычные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени могут выражаться простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими) формами.

Сравнительная степень

Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам, числам и падежам; а потому ее нужно уметь отличать от формы сравнительной степени наречия. Если слово такого типа синтаксически связано с сущ, то это сравните степень прилагательного, если связано с глаголом, то сравнит степень наречия (дуб крепче березы – прилаг;он крепче стиснул рукоятку – наречие)

Формы сравнительной степени тяготеют к употреблению в позиции при связке, т.е. в роли сказуемого, но могут быть и определением.

Образуются от основы исходного прилагательного при помощи суффиксов –ее (-ей) – смелее, белее (продуктивный способ) или–е, -ше – дороже, богаче (непродуктивный способ).

От прилагательных с основой на к, г, х и некоторых слов с основой над, т, ст сравнит.степень образуется посредством суффикса–е (при этом конечные согласные основы чередуются с шипящими) (громкий – громче, тихий – тише, крутой – круче ). В прилагательных на–ок и–к происходит усечение производящей основы, оставшийся конечный согласный чередуется с шипящим или парным мягким (высокий – выше, низкий – ниже ).

Формы сравнительной степени с суффиксом –ше единичны (далекий – дальше, ранний – раньше, долгий – дольше ).

От трех прилагательных форма образуется супплетивным способом (малый – меньше, хороший – лучше, плохой – хуже) .

Формы сравнительной степени не образуются от прилагательных, которые называют признаки, не изменяемые по степеням. Иногда не образуются в соответствии с узусом, а не значением (ветхий, чуждый, куцый ).

Сложная форма степеней сравнения образуется присоединением слова более . Причем такие сочетания могут быть образованы и с краткой формой (более быстрый, более красный).

Превосходная степень

Простая форма превосходной степени имеет особенности в своем значении: кроме указанного выше основного значения превосходства качества в предмете сравнительно с другими предметами эта форма может обозначать высшую, предельную степень качества в каком-либо предмете без сопоставления с другими. Иными словами, она может обозначать безотносительно высокую степень качества: злейший враг, добрейшее существо .

Простая форма образуется при помощи присоединения суффикса –ейш (-айш ). При этом она образуется не от всех прилагательных, обычно ее нет у тех лексем,от которых не образуется форма сравнительной степени. Так же она может отсутствовать у и тех форм, которые имеют форму сравнительной степени. Таковы качественные прилагательные с суффиксами–аст-, -ист , а так же многие слова с суффиксами –лив-, -чив-, -к- (узкий – уже, волосатый – волосатее, молчаливый – молчаливее ).

Сложная форма образуется сочетанием качественного прилагательного и слова самый . Она не связана с лексическими ограничениями:самый красный, самый добрый, самый узкий.

У прилагательных с суффиксами –оват-(-еват-) не образуется никакая форма превосходной степени, т.к. значение неполноты признака несовместимо со значением высокой степени признака (глуховатейший, самый глуховатый ).

Форма превосходной степени обозначает высшую степень качества. В отличие от сравнительной степени формы превосходной степени не могут выражать сопоставительной оценки степени признака в одном и том же предмете и в двух предметах.

Прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом , например: Левый берег реки круче правого; Левый берег реки более крутой , чем правый.

Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку , например: Байкал - глубочайшее озеро на Земле; Байкал - самое глубокое озеро на Земле.

Прилагательные в форме сравнительной степени в предложении являются сказуемыми, а в форме превосходной степени - определениями.

281 . Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения. Над прилагательными в форме сравнительной степени надпишите срав., в форме превосходной степени - прев. Можно ли вставить на место выделенного слова его синонимы? Почему?

1. По территор.. нашей Родины т..чёт самая большая река в Европ.. - Волга. 2. Средне-сибирск.. плоскогорье - одно из крупнейших в мир.. . 3. Ключевска́я сопка - самый высокий вулкан в Ази.. 3 . 4. Пр..рода Северн.. Урала суровее пр..роды Средн.. и Южн.. Урала.

Сравнительная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.

Простая форма сравнительной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательных суффиксов -ее (-ей) , например: приветливый - приветливее (ей) ; (перед ним происходит чередование согласных), например: громкии - громче; -ше , например: тонкий - тоньше.

Иногда при присоединении суффиксов и -ше от основы начальной формы отсекается суффикс -к- (-ок, -ёк) , например: сладкий - слаще, тонкий - тоньше.

Прилагательные малый (маленький), плохой, хороший образуют форму простой сравнительной степени от других основ: меньше, хуже, лучше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.

282 . Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. В каком значении взято выделенное слово при образовании формы сравнительной степени во 2-м пункте? в 3-м?

  1. Красивый - красивее; пр..ятный, счас..ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр..красный, пр..лежный, пр..чудливый, пр..влекательный, пр..зрительный, старый, искусный, св..бодный.
  2. Долгий - дольше; ранний, старый, тонкий, далёкий, горький .
  3. Малый - меньше; плохой, хороший.

283 . Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

1. Здоровье (дорогой) золота. 4 2. Добрые сл..ва (хороший) мя..кого п..рога. 3. После работы 3 еда (вкусный). 4. Правда (светлый) солнца. 5. Дождлив., лето (плохой) осен.. .

(Пословицы.)

Составная форма сравнительной степени обычно образуется прибавлением слова более к начальной форме прилагательного: приветливый - более приветливый, громкий - более громкий.

В прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, падежам и числам , например: по более высокой цене.

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени обычно бывают сказуемыми и определениями , например: В этом году зима более снежная, чем в прошлом; Домой мы возврашалисъ по более широкой дороге.

Составная форма сравнительной степени чаще употребляется в научном стиле.

284 . Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах. Составьте 2-3 предложения с записанными словами.

Грус(?)ный, яс(?)ный, опас(?)ный, безжалос(?)ный, пр..лежный.

285 . Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

Отечество моё Россия

Урал

      Живу я в глуб..не Росси..,
      В краю озёр и рудных скал.
      Здесь реки - сини 3 горы - сини
      И в синих 3 о..светах мета(л, лл).
      По кр.хоте по скрытой сил..
      Мне не с чем мой Урал сравнить.
      Иной здесь вид..тся Россия,
      Суровей строже, может быть.
      А может, здесь она моложе...
      Св..жей тут врем..ни рубеж(?).
      Но сердце русское - всё то же.
      И доброта. И песни те ж!
      И лица те же, что в Рязан..,
      И так же звуч(?)ны им..на.
      Как солнце в драгоценной гран..,
      В Урал.. Русь отражена.

(Л. Татьяничева.)

Сравнение двух предметов по какому-либо признаку можно выразить по-разному, например: Брат внимательнее сестры; Брат более внимателен, чем сестра .

286 . Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите те же мысли другим способом.

Солнце и Земля. Луна и Земля. Уральские и Кавказские горы. Баренцево море и Чёрное море. Растительность 3 тундры и растительность тайги. Енисей и Волга.

Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.

Простая форма превосходной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса -ейш- (-айш-) , например: справедливый - справедливейший. Перед -айш- происходит чередование согласных , например: глубокий - глубочайший. Эта форма прилагательных чаще всего употребляется в книжной речи.

Прилагательные в форме простой превосходной степени склоняются.

Составная форма превосходной степени представляет собой сочетание слов самый, наиболее и начальной (исходной) формы прилагательного , например: самый справедливый, наиболее строгий.

В составной превосходной степени прилагательных неизменяемым является слово наиболее, например: в наиболее недоступном месте.

Прилагательные в форме превосходной степени в предложении чаще всего бывают определениями.

287 . Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

288 . Спишите, вставляя пропущенные прилагательные в форме составной превосходной степени. Слова из скобок запишите в нужной форме. Почему некоторые собственные имена заключены в кавычки? Какие из собственных имён не склоняются? А в каком падеже они стоят?

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собирались - - мор..плаватели, путешественники, г..рои приключенческих романов 4 . - - среди них был Дик Сенд, г..рой р..мана (Жюль Верн) «Пятнадцатилетний к..питан». - - все сч..тали Тартарена из Тараскона, героя романа (Альфонс Доде), а - - был, конечно, барон Мюнхаузен из книг.. (Распе). Все члены клуба 3 считались с мнением - - из них капитана Немо, одного из г..роев книг.. (Жюль Верн) «Таинственный остров».

Для справок: мудрый, весёлый, молодой, «правдивый», известный.

289 . Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный; глубокий, бездонный; мелкий, неглубокий, мелководный . Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Качественные имена прилагательные имеют степени сравнения: положительную (исходная форма), сравнительную (ком пара- тив ) и превосходную (суперлатив). Грамматическая категория степеней сравнения выступает в качестве грамматикализованного ядра функционально-семантической категории градуальности , значение которой реализуется разноуровневыми языковыми средствами. Значение степеней сравнения заключается в том, что сравнительная степень передает интенсивность признака в сопоставлении с тем же признаком у другого предмета .

Научная дискуссия

Начиная с Аристотеля и до настоящего времени слова, передающие градуальное значение (меры, степени, величины признака, процесса, явления, предмета), были объектом изучения многих исследователей 3 . М. В. Ломоносов в своей "Российской грамматике" рассматривал степени сравнения категории субъективной оценки . Русские грамматисты XIX в. данные аспекты сблизили. Было установлено две категории степеней качества – неотносительные (староватый, старенький, старёхонек) и относительные (старейший из..., один другого старее) .

Не называя представленные явления термином градуальность, который используют современные ученые, лингвисты описали ряд языковых явлений, соответствующих самой сути градуальности . Все теории и описания различных степеней качества с исторической точки зрения являли собой важную перспективу в изучении градуальности. Начиная с XV в. в русском языке встречаются всевозможные формы с градуированным значением.

Признаковостъ, процессуалыюсть, предметность определенным образом (в большей или меньшей степени) соотносятся с понятиями степень, мера . Большинство слов современного русского языка выражает изменяемый и измеряемый (качественный ) признак: степени сравнения (имена прилагательные); образования с суффиксами увеличительными и уменьшительными (имена существительные); способы глагольного действия со значением меры; градуальные оппозиции в лексической системе языка; градационные синтаксические конструкции; использование градации как стилистического метода. В качестве градуированных и градуируемых единиц рассматриваются такие слова, которые в силу своих семантико-грамматических особенностей способны выражать ту или иную степень (меру) проявления признака: "В обиходном языке “сравнивать” – значит выразить свое отношение, “оценить”, “измерить”, руководствуясь нашими чувствами и нашими страстями" .

Градуальность – функционально-семантическая категория со значением меры, степени проявления признака, процесса, явления, состояния, выражаемого разноуровневыми языковыми средствами. Сравнительная степень (компаратив ) обозначает такой изменяемый признак, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом предмете. Ср.: Этот вопрос сложнее предыдущего. Этот вопрос более сложный, чем предыдущий. Превосходная степень (суперлатив ) обозначает такой изменяемый признак, который проявляется в предмете в самой большой или самой меньшей степени, чем в другом предмете: Это сложнейший вопрос изучаемой темы. – Это самый сложный вопрос изучаемой темы.

Формы сравнительной и превосходной степеней могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая форма сравнительной степени имеет показатели – суффиксы -ее(-ей), -е: высок-ий выш е (чередование с//ш в корне слова + усечение основы – суффикса -ок-), силън-ый сильн ее (сильн -ей ) и т.п. От имен прилагательных хороший, плохой, малый образуются супплетивные формы сравнительной степени: хороший – лучше, плохой – хуже и т.д. Простая превосходная степень образуется путем присоединения суффиксов -ейш-, - айш -: высоч айш ий, сильн ейш ий и др. Например: Лев Толстой – гениальн ейш ий из писателей XX столетия.

Сложная форма сравнительной степени образуется путем дополнительных слов более/менее + положительная степень: более (менее) высокий (добрый).

Сложная форма превосходной степени образуется несколькими способами:

  • а) с помощью дополнительного (вспомогательного) слова (частицы) самый: самый сложный, самый высокий и т.п.;
  • б) с помощью дополнительных (вспомогательных) слов наиболее, наименее: наименее сложный и т.д.;
  • в) сочетанием "простая форма сравнительное степени + местоимение в родительном падеже всего (или всех)": сложнее всего (всех) и др.;
  • г) сочетанием "усилительная частица всё + простая форма сравнительной степени": Боль в сердце становилась всё горяче е (М. Шолохов).

В предложении простая форма обычно выполняет функцию сказуемого, а составная может быть как сказуемым, так и определением. Ср.: Она была прекраснее, чем он воображал ее (Л. Толстой).

Сложная форма сравнительной и превосходной степеней образуется почти от всех качественных имен прилагательных. Простая форма имеет ограничения.

Не образуются формы простой сравнительной степени от имен прилагательных:

  • – с абсолютным качественным значением: лысый, слепой, хромой, немой, босой, глухой и т.п.;
  • – с основой на [ш "], [ж ]: нищий, дюжий и др.;
  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – от некоторых отглагольных прилагательных с суффиксом -к-: пад к ий, ход к ий, шат к ий и пр.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: бед ов ый, бо ев ой и т.п.;
  • – с суффиксом -л-: уны л ый, уста л ый и т.д.;
  • – от отдельных имен прилагательных, стоящих особняком по причинам исторического характера, например гордый, молодой и др.

Не образуются формы простой превосходной степени от имен прилагательных:

  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, трагиче ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – с суффиксом -к-: гад к ий, гром к ий, звон к ий и т.п.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: ряд ов ой, стро ев ой, бо ев ой и др.;
  • – от имен прилагательных гордый, молодой и пр.

Превосходная степень имеет две разновидности значения:

  • 1) проявление признака в высшей степени по сравнению с другими предметами (суперлатив ): старейший из работников и т.п.;
  • 2) выражение предельной степени проявления признака безотносительно к другим предметам (безотносительно большой меры признака – элатив ): Попал в глупейшее положение , Это редчайший случай и т.д.

В грамматическом отношении сложные формы сравнительной и превосходной степеней ничем не отличаются от положительной (исходной) степени. Простые формы сравнительной степени являются неизменяемыми, ср.: Дом (дома) (сосн-а (-ы), здани-е (-я)) выше, чем...

Синтаксические (синтагматические) условия применения морфологических разнотипных образований в русском языке характеризуются следующими особенностями.

1. Выражая относительную степень наличия признака, имя прилагательное в сравнительной или превосходной степени употребляется в качестве градуального синтаксического члена – предиката или определения. Ср.:

Так, рассуждая, Селифан забредал наконец в самые отдаленные отвлеченности. Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более сурьезное, близшее к сердцу... Но обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если только будет иметь терпение прочесть предлагаемую повесть, очень длинную, имеющую после раздвинуться шире и просторнее по мере приближения к концу, венчающему дело (Н. Гоголь).

Это сложные, аналитические образования. В роли показателя степени выступают слово более (сравнительная степень) и слова самый или наиболее (в превосходной степени). Показатель превосходной степени самый стилистически нейтрален, а слово наиболее носит книжный характер. Ср.:

Наиболее типичные случаи; самый простой вопрос. – Брезгуя благоразумным уютом рокировки, он стремился создать самые неожиданные, самые причудливые соотношения фигур (В. Набоков).

2. Имена прилагательные в сравнительной степени, выступающие как определения, могут выражать результат субъективной оценки.

Оттенок значения субъективной оценки можно передать лексическими средствами, например: пожилой человек (в отличие от старого). В сочетании со словом более имя прилагательное употребляется как в полной, так и в краткой форме: этот вопрос более важен : важный (составная форма); этот вопрос важнее : важней (простая форма). Краткая форма более важен передает состояние, мыслимое во времени: В настоящий момент этот вопрос более важен.

Типичной для русского языка является простая (синтетическая) форма сравнительной степени на -ее, -ей, -е. Она омонимична форме сравнительной степени наречия. Ср.: он ведет себя скромно (нареч.); его требования скромнее (прил.).

Превосходная степень имени прилагательного, выступающая в функции именного сказуемого, имеет три формы, аналогичные формам сравнительной степени: этот вопрос самый (важный ): наиболее (важен) : важнее всех (всего). Если превосходная степень выражает качество неодушевленного или одушевленного предмета, то предпочтение отдается формам "самый + полная форма прилагательного":

Этот чемодан самый тяжелый; Его работа самая лучшая. – Вронский – это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского и один из самых лучших образцов золоченой молодежи (Л. Толстой).

  • 3. Сравнительная степень в функции предиката-сказуемого употребляется в особых компаративных конструкциях, в которых так либо иначе выражен объект сравнения. Она образуется двумя способами:
  • 1) соединением простой формы сравнительной степени с родительным сравнения: Вильсон важнее прочей птицы (В. Маяковский);
  • 2) соединением составной формы сравнительной степени, состоящей из слова более и краткой формы положительной степени, и союза чем: Вильсон более важен, чем прочая птица.

Наиболее распространенным следует считать первый способ, ведь употребление "форм сравнительной степени не ограничивается простыми морфологическими правилами. Типы образования и функционирования степеней сравнения в русском языке должны изучаться и усваиваться в тесной связи с синтаксическими и семантическими условиями их употребления" .

Все качественно-оценочные и большинство качественных имен прилагательных образуют степени сравнения, выражающие разные степени качества. Но в ряде случаев они не имеют степеней сравнения в силу своей семантики: прилагательные типа немой, босой и т.п. обозначают абсолютное качество и логически не допускают сравнительной или превосходной степени. Важно отметить, что сравнительная и превосходная степени обозначают разные значения в отличие от значения положительной степени:

"Оне на двух заседаниях сразу..."

(В. Маяковский)

Формы сравнительной степени с приставкой по- (поумнее, повеселее, подешевле и т.п.), выступающие в качестве сказуемого, приобретают оттенок "смягченной" сравнительной степени: Он помоложе меня; Он будет поумнее нас всех. -

А мужик-от он догадлив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в нее рогатину

Что повыше пупа, пониже печени

  • (в значении "несколько выше/ниже").
  • (А. Пушкин)

Формы прилагательных на -ее, -е, -ше с приставкой по- указывают па преобладание какого-нибудь качества в одном из сравниваемых предметов: (книга) поинтереснее; (мальчик) поумнее и т.п.

В сочетании с родительным падежом определительных местоимений всего или всех (которые, но сути, стали формантами, показателями превосходной степени) сравнительная степень приобретает значение превосходной. Такие устойчивые сочетания несут в себе значение высшей степени качества путем сравнительного противопоставления чего-либо другим предметам в совокупности и не из одной и той же категории. Это сложная форма элатива, которая не сочетается с формами на -ейш-, -айш-. Например:

Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным (В. Набоков); И кричали гуси, / В небе пропадая, / Что всего дороже / Сторона родная... (М. Исаковский).

Все три степени представляют собой градационный ряд: грубый: грубее : грубейший ; грубый: более грубый: самый грубый и т.п.

В русском языке сравнительная степень часто употребляется в значении превосходной. Отличает такое употребление родительный падеж второго элемента при сравнительной степени. Он может быть использован и при превосходной степени: лучше всего, богаче всех. В некоторых случаях можно заметить "ограниченное" значение превосходной степени – лучше (...) всех других, кроме одного (двух...).

Опираясь на систему степеней сравнения Отто Есперсена, исключающую из рассмотрения превосходную степень как разновидность сравнительной , выделим ступени градуирования:

  • 1. Превосходство (>) более опасный (лучше), чем...
  • 2. Равенство (=) столь же опасный (хороший), как и...
  • 3. Более низкая степень (менее опасный (хороший), чем... и т.д.

Очевидно, что первая и третья ступени тесно связаны, так как

в обоих случаях выражается неравенство. Выделяются два способа выражения с противоположным значением, которые дают возможность изменять отношения первой и третьей ступеней на обратные: хуже, чем = менее хороший, чем. Исходя из этого, можно установить следующее равенство: старше, чем = менее молодой, чем. Ср.:

Сам Левин не помнил своей матери, и единственная его сестра была старше его , так что в доме Щербацких он в первый раз увидал ту самую среду старого дворянского, образованного и честного семейства, которой он был лишен смертью отца и матери (Л. Толстой).

Сравнение Сестра Левина старше его не означает, что Сестра стара, и сравнительная степень поэтому может означать меньшую степень, чем положительная в выражении Сестра стара. Аналогично предложение Сестра старше, чем Левин ничего не говорит о старости Левина; по старость Левина будет подразумеваться, если присоединить наречие еще : Сестра еще старше, чем Левин. Мы видим, что подобное употребление слова еще не является самоочевидным.

При отрицании ступени превосходства (1) Сестра не так стара, как Левин получаем значение либо равенства (2), либо более низкой степени (3). При отрицании ступени равенства (2) получаем значение более низкой степени (3): менее старый, чем; моложе, чем. Ср.: А так же стар, как В. Возражением на данное высказывание будет следующее: О, нет, не так стар, как В, а значительно старше.

Существуют конструкции пропорционального соответствия, в которых детерминирующий элемент представляет промежуток времени, но не имеет явного выражения. В подобных предложениях выявляются следующие значения и особенности их выражения:

а) повторение формы сравнительной степени:

Становилось все темнее и темнее (= чем дольше это продолжалось, тем темнее становилось). Он становился все более и более нетерпеливым; Боль в сердце становилась все горячее (М. Шолохов);

б) формант всё в совокупности со сравнительной степенью образует превосходную степень: Он говорил всё неразборчивее.

В. В. Виноградов указывал, что имена прилагательные на -айший/- ейший могут иметь в современном русском языке три значения:

1) безотносительно большой меры (предельной степени) признака (значение элативное):

Он умнейший человек; Погода чудеснейшая. – Он в сердцах стал выдирать листья и цветы и зачихал от мельчайшей пыли (В. Набоков).

Некоторые формы превосходной степени отрываются от парадигмы и выступают в значении элатива, т.е. в значении абсолютно большей степени качества: величайший ученый (не значит самый великий) ,

  • 2) превосходной степени: вернейший из друзей, величайший поэт ,
  • 3) сравнительной степени (значение, почти утраченное в современном русском языке, но оставившее следы во фразеологии): при ближайшем рассмотрении.

Наиболее распространенным является употребление форм на -айший/-ейший в элативном значении. Такие формы в свободных сочетаниях имеют оценочный характер. Ср.:

Я попал в глупейшее положение; Это редчайший случай и т.п. – Это умнейший, порядочнейший и талантливейший человек (Н. Гоголь); По ничего такого не случилось, он слушал спокойно, и когда отец, старавшийся подбирать любопытнейшие, привлекательнейшие (= "оценочный характер") подробности, сказал, между прочим, что его, как взрослого, будут звать по фамилии, сын покраснел, заморгал, откинулся навзничь на подушку, открывая рот и мотая головой... (В. Набоков).

Градуально-оценочное значение превосходной степени формы на -айший/-ейший реализуется сочетанием с предлогом из: гениальнейший из (музыкантов ), старейший из (работников ) и т.п. Например:

А как в повозочке моей... с одеждой и бельем находилась и постеля, то я в своем несчастий почитал себя счастливейшим из смертных (А. Пушкин).

Элативное значение очень близко к категории субъективной оценки. Элативные формы выражают градуальное значение и служат для выражения предельной степени качества без указания отношения к другим предметам: В воздухе носились мельчайшие пылинки ; Нашел редчайший экземпляр.

Следовательно, формальным средством выражения значений меры и степени (градуальности) в области качественных имен прилагательных (и качественных наречий) является морфологический уровень, касающийся свойств морфем и случаев аналитического образования. В качестве грамматикализованного ядра градуалъпости выступает соответствующая ей категория степеней сравнения – компаратив, суперлатив и элатив.

  • См.: Колесникова С. М. Семантика градуальности и способы ее выражения в современном русском языке. М., 1998; Ее же. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. М., 2010. С. 78-86.
  • См. доп.: Фалев И. А. К вопросу о степенях сравнения в современном русском языке // Язык и мышление. Вып. 9. М.; Л. 1940; Никулин А. С. Степени сравнения в современном русском языке. М.; Л., 1937; Князев Ю. П. О семантике степеней сравнения прилагательных // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Т. 524: Проблемы внутриструктурного функционального описания языка. Тарту, 1980; Колесникова С. М. Степени сравнения прилагательных и выражаемая ими интенсивность признака // Русский язык в школе. 1998. № 5.
  • Ср.: Галич Г. Г. Градуальные характеристики квалитативных прилагательных, глаголов и существительных современного немецкого языка: автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1981; Харитончик З. А. Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в современном английском языке. М., 1990; Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1973; Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999; Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974; Вольф E. М. Функциональная семантика оценки. М., 1985; Убин И. И. Лексические средства выражения интенсивности (на материале русского и английского языков): автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1974; Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М., 1990; Воротников Ю. Л. Степени качества в современном русском языке. М., 1999; Норман В. Ю. Градация в русском языке // Qnantitat und Graduierungals kognitiv-semantische Kategorien. Wiesbaden: Harrassowitz verlg, 2001. C. 381-403. Сепир Э. Градуирование: семантическое исследование // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. С. 43; Халина Н. В. Категория градуальности в слове и тексте. Барнаул, 1993; Кржижкова Е. Количественная детерминация прилагательных в русском языке (лексико-синтаксический +анализ) // Синтаксис и норма. М., 1974. С. 122-144; Bolinger D. Degree words. Paris: Mouton, 1972; Studia gramatyezne bulgarsko-polskie. T. 3: Ilosc, gradaeja, osoba. Wroclaw, 1989; Колесникова С. M. Градуальность: лингвистическое описание (на материале русского языка) // Akademiai Kiado. Budapest, 2011; Репаши Д., Секей Г. О градуальности в сопоставительном аспекте // Вестник МГОУ. Сер. "Русская филология". Вып. 5. М., 2010. С. 110-117; Колесникова С. М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке // Modern Nyelvoktatas: А Magyar Alkalmazott Nyelveszek es Nyelvtanarok Egyesfiletenek folyoirata. XVI. 2010. S. 116-118; Sjostrom S. Spatial relations: Towards a theory of spatial verbs, prepositions, a pronominal adverbs in Swedish. Goteborg: Dept, of linguistics, 1990.
  • Карцевский С. О. Сравнение // Вопросы языкознания. 1976. № 1. С. 112.
  • Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Братислава, 1965. С. 201.
  • См.: Есперсен О. Философия грамматики: пер. с англ. М., 1958.

Вот
Прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень прилагательного указывает, что свойственный предмету признак проявляется в нём в большей или меньшей степени, чем в другом предмете или предметах:

Твой портфель тяжелее, чем мой.
Твой портфель более тяжёлый, чем мой.

Превосходная степень указывает на то, что по какому-либо одному признаку данный предмет превосходит все остальные предметы:

Ереван - самый древний город мира.

Сравнительная степень прилагательных имеет имеет две формы:
простую и составную.

Простая форма сравнительной степени прилагательного
образуется путём присоединения суффиксов -ее (-ей), -е, -ше к основе начальной формы прилагательного:
добрый – добрее (-ей), молодой – моложе, тонкий – тоньше.

Суффикс прилагательных -к- (-ок-, -ек-) может выпадать, если простая
форма сравнительной степени образуется при помощи суффиксов -е, -ше.
В этом случае происходи также чередование согласных в корне:
низкий – ниже, высокий – выше, тонкий – тоньше.

Некоторые имена прилагательные имеют форму сравнительной степени с другой основой:

хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.

К формам сравнительной степени на -ее (-ей), -е, -ше может присоединяться приставка по-, которая усиливает или смягчает степень проявления признака в одном из предметов:

подобрее (-ей), помягче, потоньше.

Эти формы, а также формы типа смелей характерны для разговорной речи:

К ночи ветер стал посильнее. Ночи стали теплей.

Простая форма сравнительной степени является неизменяемой,
не имеет окончаний, а в предложении выступает в роли сказуемого
или (реже) определения:
Добрые слова лучше мягкого пирога. Наденьте пальто потеплее.

Простую форму сравнительной степени можно образовать не от всех прилагательных (робкий, рослый, деловой и др.).

Составная форма сравнительной степени образуется путём прибавления слов более, менее к начальной форме прилагательного:

быстрый – более быстрый, громкий – менее громкий.

Второе слово в составной форме сравнительной степени изменяется по родам, падежам и числам:

более глубокий снег, более глубокая река, по более глубоким рекам.

Прилагательные в составной форме сравнительной степени в предложении бывают сказуемыми и определениями:
Наши доводы более тонкие и глубокие. Более убедительных доводов никто не мог привести.

При образовании составной формы сравнительной степени
избегайте ошибок типа более красивее.

Превосходная степень прилагательных имеет две формы:
простую и составную.

Простая форма превосходной степени прилагательных образуется путём присоединения суффиксов -ейш- (-айш-) к основе начальной формы прилагательного:
скромный – скромнейший, великий – величайший.

Перед -айш- происходит чередование согласных:
строгий – строжайший, тихий – тишайший.

Может выпадать суффикс -к- :близкий – ближайший.

Простая форма превосходной степени изменяется по родам, числам,
падежам. В предложении является сказуемым или (реже) определением:
Путешествие интереснейшее. Это был рассказ об интереснейшем путешествии.

Простая форма превосходной степени чаще всего употребляется в книжной речи.

Качественные прилагательные имеют степени сравнения. Так выражается в языке то, что признаки могут иметь большую или меньшую степень. Чай может быть сладким в большей или меньшей степени, правда? И язык передаёт это содержание.
Степени сравнения, таким образом, передают идею сравнения. Они делают это системно. Степеней три: положительная, сравнительная, превосходная.

· Положительная - это значит, что признак выражен без оценки степени: высокий, веселый, теплый.

· Сравнительная определяет большую или меньшую степень: выше, веселее, теплее, более высокий, более весёлый, более тёплый, менее высокий, менее весёлый, менее тёплый.

· Превосходная выражает наибольшую или наименьшую степени: высочайший, веселейший, теплейший, самый высокий, самый весёлый, самый тёплый.

Из примеров видно, что степени сравнения выражены по-разному. У сравнительной и превосходной степеней значение передаётся либо с помощью суффиксов: выш е , весел ее , высочайш ий, весел ейш ий , либо с помощью слов: более, менее, самый . Поэтому сравнительная и превосходная степени сравнения могут быть выражены:

· простыми формами: выше, высочайший,

· составными формами: более высокий, менее высокий, самый высокий.

Среди простых форм в русском языке, как и в других языках, например, в английском, бывают формы, образованные от другой основы. Примеры:
хороший, плохой - положительная степень
лучше, хуже - сравнительная степень
лучший, худший - превосходная степень
Слова в простой и сложной сравнительной и превосходной степенях изменяются по-разному:
Сравнительная степень (простая): выше, ниже - не изменяется.
Сравнительная степень (сложная): более низкий, более низкому, более низкими - изменяется само прилагательное, изменение возможно по падежам, числам, а в единственном числе - по родам.
Превосходная степень (простая): высочайший, высочайшему, высочайшим - изменяется по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.
Превосходная степень (сложная): самый высокий, самому высокому, самые высокие - оба слова изменяются по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.

Прилагательные в простой сравнительной форме в предложении бывают частью сказуемого:

Анна и Иван брат и сестра. Анна старше Ивана. Раньше она была выше , а теперь выше Иван .

Остальные формы сравнения бывают и в роли определения, и в роли сказуемого:
Я подошла к более взрослым ребятам.
Ребятабыли более взрослыми , чем я думала.
Я обратилась к
самым взрослым ребятам.
Эти ребята самые взрослые из тех, кто занимается в кружке.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы