Про деток, от рождения до школы

Подготовка к ЕГЭ. Часть А(А-1)

Тренировочные тестовые задания по орфоэпии (10-11 класс)

2). бАлованный

3). дозировАть

    2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). донизУ

2). алфАвит

3). баловАть

4). дОнельзя

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). дОкрасна

2). вклЮчен

3). зАвидно

4). аэропОрты

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). жалюзИ

3). клеИть

4). вероисповедАние

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). молЯщий

3). докУмент

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). закУпорив

2). каталОг

3). красивЕе

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). кОрысть

3). вклЮчим

4). жИлось

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). нАверх

2). затемнО

4). лЕкторов

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). закУпорить

2). бАлуясь

3). досУха

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). включИшь

2). Еретик

3). квАртал

4). звОним

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). мусоропрОвод

3). красИвейший

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). зАнятый

3). зАнята

4). крЕмень

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). ворвАлась

3). наврАла

4). исстАри

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). мозАичный

3). вклЮчит

4). киломЕтр

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). надЕлит

2). кровотОчить

3). загнУтый

4). звонИшь

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). бухгАлтеров

2). крЕнится

3). нАлита

4). довЕрху

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). грАжданство

2). кУхонный

3). засветлО

4). дождАлась

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). перезвОнит

3). крАлась

4). Эксперт

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

3). надорвАлась

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). Кровоточащий

2). прИданое

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). пОняла

2). убрАла

3). обеспЕчение

4). свеклА

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). диспансЕр

3). щАвель

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). избАлованный

2). облЕгчит

3). черпАть

4). цЕмент

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). средствА

2). прИбыл

3). дОбела

4). дозвОнятся

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). нАрост

2). нарвалА

3). пОложить

4). пОртфель

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). тотчАс

2). нАчать

3). принудИть

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). нАчавший

3). нАчатый

4) нАчавшись

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). некролОг

2). опошлЯт

3). врУчит

4). нАжита

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). слИвовый

2). тортОв

3). принЯл

4). углУбить

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). Оптовый

2). сверлИт

3). обнЯлась

4). насОрит

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1).пОнявший

3). ободрИшься

4). обОдрена

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). обОдрить

2). обогнАла

3). осведомИться

4). обОстрить

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). столЯр

2). прозОрлива

3). позвОнит

4). откупОрил

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2). согнУтый

3). статУя

4). срЕдствами

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). недрУг

2). приручЕнный

3). сОздана

4). кОрмящий

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). исключИт

2). врУчит

3). надЕлит

4). вклЮчит

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). воспрИняла

2). назвАлась

3). занялА

4). гнАлась

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). опломбИровать

2). отозвАлась

3). принудИть

4) углубИть

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1). убыстрИть

2). укрЕпит

3). одОлжит

4). окрУжит

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый

Пояснение (см. также Правило ниже).

Расставим ударения правильно:

зАпертый

Видим ошибку в слове «запёртый», правильно говорить зАпертый. В ответ выписываем слово, не исправляя его.

Ответ: запёртый.

Как не потерять балл за это задание?

Редакция получает десятки вопросов об этом задании,встретившемся в ЕГЭ 2015 года. Оно было предложено в указанной формулировке. Тот, кто невнимательно прочтет задание, потеряет баллы. В ответ требуется вписать слово, в котором допущена ошибка. Исправлять эту ошибку не требуется. Поэтому в ответ надо записать слово запЁртый. В бланках ЕГЭ есть буква Ё, её надо использовать. Если написать зАпертый, задание вам не зачтут.

Ответ: запёртый

Источник: ЕГЭ - 2015. До­сроч­ная волна

Правило: Постановка ударения. Задание 4.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение - ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

запЁртый

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2016 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2016

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет своё место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, - как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, - если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка - мукА, трУсит - трусИт, погрУженный на платформу - погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

граждАнство

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.Отрочество, от Отрок- подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

тОрты, тОртов

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные - на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав -прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно - стрОйны - стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА - живЕе, стройнА - стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Глаголы

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах - это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла, прЯтать - прЯтала, начинАть - начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли - лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать - вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта

традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

баловАть, в одном ряду со словами

баловАться, избаловАть, разбаловАть…,но:бАловень судьбы

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся,

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА,

зАняло, зАняли

заперЕть-заперлА

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться - крАлась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами

формировАть, нормировАть, сортировАть,

премировАть…

опОшлить

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть - перезвонИт

перелИть-перелилА

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли-принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

щемИть-щемИт, защемИт

Ударение в причастиях и деепричастиях

Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО; завезЁнный - завезЁн, завезенА, завезенЫ, завезенО. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «завЕзенный» вместо завезЁнный, «перевЕденный» вместо переведЁнный и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -Т-. Если суффиксы неопределённой формы о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть - завЁрнутый.

Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -т-) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший-налитА

нанЯвшийся

начАвший

нАчатый

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

отключённый

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

Деепричастия

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

балУясь

закУпорив

начАвшись

поднЯв

Ударение в наречиях

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

вОвремя

донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.

(856,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

План работы.

  1. Проблемные вопросы при изучении орфоэпии в школе.
  2. Орфоэпические словарики учащихся.
  3. Орфоэпическая разминка на уроках.
  4. Система упражнений при изучении и повторении темы:
    1. Упражнения на готовом материале.
    2. Упражнения на усложненном материале.
    3. Упражнения на применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.
    4. Упражнения на применение знаний на уровне творчества.
  5. Краткий план-конспект урока "Орфоэпические нормы языка", отражающий систему упражнений по теме.
  6. Фрагменты урока, отражающие использование упражнений разного типа.
  7. Повторение и систематизация теоретического материала.
  8. Важность и актуальность темы.

Прежде всего надо учить отчетливому, ясному и правильному произношению.
Л.В.Щерба.

1. В последние годы в современном преподавании русского языка стало больше уделяться внимания изучению орфоэпии. Это объяснимо. Задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами, включены в КИМы ЕГЭ.

В школьной программе "Орфоэпия" не выделена в отдельную тему при изучении.

Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников.

Учитель испытывает затруднения в том, как включить эти слова в упражнения урока, чтобы их усвоение было эффективным, как привести материал в систему, чтобы орфоэпические нормы усваивались легко и прочно.

В процессе 30-летней работы сложилась определенная система используемых упражнений и при изучении орфоэпии, и при подготовке к ЕГЭ - задание №1 поля А.

2. Начиная с 5-го класса, учащиеся ведут "Орфоэпический словарик", куда записываются по алфавиту все слова, встречающиеся в учебниках и рабочем материале. К концу 9-го класса в словариках оказываются более 500 слов. В начале 9-го класса составляется опорный конспект "Орфоэпические нормы языка", который помещается в этом же словарике. Словарик используется в 10, 11 классах при подготовке к ЕГЭ. Все записи проверяются во избежание ошибок. По желанию учащихся ведение словарика продолжается и последние два года.

3. На каждом уроке проводится орфоэпическая разминка. За учителем или диктором (диск) учащиеся повторяют слова. Обычно демонстрируется написание этих слов и дается дополнительное задание. Например: по какому признаку сгруппированы слова. Это может быть деление по частям речи, морфемам и т. д. Через несколько уроков слова включаются в контрольный срез.

4. Для тренировки применяются различные упражнения. Их можно разделить на 4 группы в зависимости от назначения. Это упражнения на готовом материале, на усложненном материале, в нестандартных ситуациях и на уровне творчества.

***. Упражнения на готовом материале.

Разучивание слов с расставленными ударениями.

Разучивание слов с готовыми ударениями и распределение их на группы по какому-то признаку (ударение на первом слоге, на втором и т. п.).

*** Тренировка на усложненном материале.

Расставить ударения в словах.

Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.

Расставить ударения, используя орфоэпический словарь.

Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением.

Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.

Распределить слова на группы в зависимости от ударения.

Работа с текстом.

Контрольные тесты.

***Применение ЗУН в нестандартных ситуациях.

Составление карточки-задания по теме.

Составление предложений и текста, включающих слова, вызывающие трудности в произношении.

Составление тестов по теме.

Использование упражнений учебников.

***Применение ЗУН на уровне творчества.

Подбор материалов для театра лингвистических миниатюр.

Лингвистическая сказка.

Кроссворд

Стихотворение с использованием поэтической звукописи.

Рецензия на стихотворение.

Материалы для словаря "Из истории слов".

Из материалов школьного комплексно-краеведческого музея. Невыдуманные истории.

5. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (КРАТКИЙ ВАРИАНТ)

1.Вступление к уроку. 1) Слово учителя о теме, целях и задачах урока.

2) Вступление к уроку. Диск.

3) Слово учителя - переход к теме.

3 мин.
2.Проверка домашнего задания. 1) Выступления 3-х учащихся. Демонстрация плана на экране.

2) Обмен мнениями.

3) Беседа по обобщающим вопросам.

6 мин.
3.Орфоэпическая разминка. Повторение за учителем с использованием записей на доске. 3 мин.
4.Упражнения для тренировки. 1) Работа с учебником: чтение вполголоса слов на стр. 75.

2) Выполнение упражнений 97 - 99.

3) Работа по карточкам. Самопроверка - ответы на экране.

15 мин.
5.Работа с текстом. 1).Хоровое чтение.

2).Фронтальное чтение.

3).Чтение с самопроверкой по диску.

3 мин.
6.Развитие речи. Занимательное задание (составление предложений). 3 мин.
7.Контрольные тесты. Выполнение 25 заданий поля А1. Проверка по диску.

Запись ответов в "Лист самооценки".

5 мин.
8.Творческий отчет. Выступления учащихся с подготовленными заранее творческими работами. 5 мин.
9.Домашнее задание. Комментирование домашнего задания. Подведение итогов. 2 мин.

6. Фрагменты урока "Орфоэпические нормы языка" в 11 классе.

***ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Повторение за учителем и по записям на доске.

Задание: найти закономерность в распределении слов по группам.

***. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ.

1). Работа с учебником В.Ф.Грекова.

Выполнение упражнения № 11 стр.75 - чтение вполголоса, попутная запись слов в словарик.

2). Выполнение упражнений 97 - 99 - устная фронтальная работа, попутная запись слов в словарик.

3). Работа по карточкам. Самопроверка - ответы демонстрируются на экране.

По желанию - запись слов в словарик (незнакомых или тех, в которых допущены ошибки).

***По какому принципу сгруппированы слова? Прочитать вполголоса и указать ударение. Какие слова можно отметить дважды и почему?

Карточка №1. Карточка №2. Карточка №3. Карточка №4.
Баррель плато жалюзи договоренность
Маркетинг инсульт духовник определен
Сливовый таможня исповедание хлопкопрядение
Кухонный мениск каталог винокурение
Скаредный оксюморон осмысление хлебопечение
Иконопись дефис амнезия иконописец
Праотцы депорт апостроф осведомление
Мученичество агент алфавит изобретение
Древко табу обеспечение ворожея
Иночество пуловер некролог газопровод
Крашение мытарство договор сосредоточение
Средства ходатайство поделенный приобретение
Ухарство намерение верховенство шизофрения
Оборотень отзыв (депутата) положил разновременность
Свекла танцовщик индустрия синонимия
Знамение упрочение принята агрономия
Холодность квартал гофрированный санитария
Знахарство колосс документ христианин
Статус статут баловать аристократия
Катарсис партер позвонит легкоатлет
Ненависть потуги нарвала асимметрия

***Распределить слова на 3 группы в зависимости от ударения.

Карточка №9 Карточка №10 Карточка №11 Карточка №12
Намерение ненависть дозвониться сливовый
Шарфы процент завидно алкоголь
Избалованный столяр издавна шофер
Молящий (вы) правы документ гербовый
Торты средства портфель гусеница
Насорит гусеница статуя простыня
Лубочный алкоголь партер щавель
Аэропорты варишь груба средства
Дефис цыган верба комбайнер
Диспансер кашне баловать дефис
Дозвонятся груба кашне револьвер
Добыча портфель случай правы
Кладовая издавна диспансер партер
Знамение форзац звонит цыган
Порты догола вальдшнеп принят
Удальство свекла гофрированный каталог
Ветла звонит бутик процент
Исстари квартал банты некролог
Гражданство баловать порты курит
Крашение километр варишь случай
Постриг(сущ.) алфавит бармен столяр

****РАБОТА С ТЕКСТОМ. Демонстрация текста на диске.

3) Фронтальное чтение.

4) Придумывание продолжения (2-3 предложения).

*** Посетитель долго изучал КАТАЛОГ, словно что-то искал. Потом он достал папку с надписью "ДОГОВОРЫ", что-то прочитал и вынул телефон. Все думали, что он сейчас кому-то ПОЗВОНИТ. А он сделал жест - ПЕТЛЮ рукой, захлопнул папку, сел и задумался.

О чем он думал, будущий ученый? О русском АЛФАВИТЕ? Об АНАПЕСТЕ и АМФИБРАХИИ? Об ИЗОБРЕТЕНИЯХ и открытиях? Об ОБЕСПЕЧЕНИИ библиотеки книгами?

На самом деле он думал о том, как понесет ХОДАТАЙСТВО через два КВАРТАЛА, что, возможно, его ИЗОБРЕТЕНИЕ зарежут, а это УСУГУБИТ материальное положение его семьи:

*** РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

***Задание: составить предложения в шуточной форме с использованием слов, вызывающих трудности при произношении.

*Девочка испачкала гофрированные банты сливовым вареньем.

*На простыне был красивейший рисунок - вальдшнеп сидит на дереве.

*У столяра было хорошее намерение - сделать полочки для кладовой.

*В ближайшем квартале находится онкологический диспансер - стоит только дозвониться и вам назовут адрес.

*Моя туфля износилась.

*Твой папа по профессии столяр, но работает шофером, а год назад он торговал в бутике:

*** КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ (по тестам).

***В каком слове ударение поставлено неверно? Укажите номера этих слов.

1). 1. баловать 2). 1. звонит 3). 1. бухгалтеров 4). 1. щавель
2. жалюзи 2. гнала 2. закупорить 2. лила
3. простыня 3. банты 3. донизу 3. обеспечение
4. лыжня 4. бутик 4. лекторы 4. прозорливый
5) 1. некролог 6). 1. партер 7). 1.эксперт 8). 1. центнер
2. начавший 2. положил 2.щепа 2. квартал
3. торты 3. премировать 3.договор 3. донельзя
4. туфля 4. ходатайствовать 4.банты 4. шарфы
9). 1.местностей 10) 1. сливовый 11). 1. мизерный 12).1.включен
2. шоферы 2. мозаичный 2. менеджмент 2.ломоть
3. гербовый 3. маркетинг 3. бармен 3.коклюш
4. деяние 4. наверх 4. занята 4.красивее
13) 1. кухонный 14). 1.нефтепровод 15). 1.экскурс 16). 1.эксперт
2. затемно 2.намерение 2.свекла 2.позвонишь
3. вальдшнеп 3.молящий 3.сироты 3.поняв
4. верба 4.звала 4.окружит 4.портфель
17). 1.украинский 18) 1.феномен 19). 1.центнер 20). 1.приданое
2.созыв 2.тождество 2.черпать 2.статуя
3.тотчас 3.христианин 3.убыстрить 3.семинария
4.цемент 4.пуловер 4.шасси 4.снадобье
21) 1.револьвер 22). 1.документ 23) 1.озлобить
2.опошлят 2.вероисповедание 2.начатый
3.ненависть 3.кровоточить 3.отозвала
4.корысть 4.нарвала 4.отключенный
24). 1.отбыла 25). 1.донельзя
2.углубить 2.завидно
3.понявший 3.вовремя
4. прибыв 4.засветло

***. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ (сделан заранее).

*** Задача: "подать" материал как можно короче и как можно интереснее (разговор может быть продолжен на классном часе).

***Задание классу: отметить, сумел ли автор выдержать все требования к творческой работе.

***Творческая работа №3.

Из материалов школьного комплексно-краеведческого музея "Крестьянская изба".

Невыдуманные истории.

***Курага и куряга.

Когда мы собирали материал для школьного музея, одна женщина подарила нам корчагу - большой глиняный горшок емкостью десять литров. Он был старый, засаленный, пыльный. Мы его оттерли, отмыли и увидели надпись - 1865. Захотелось побольше узнать о корчаге.

Отправились к хозяйке горшка. Она рассказала, что, возможно, 1865 - это не год его создания. Дату мог написать тот, кто ее "подновлял". Это нас разочаровало.

На вопрос, что наливали в корчагу и с какой целью, бабушка ответила: "Обычно в ней парили курягу. А много, чтобы всей семье хватило".

Мы решили узнать в словаре, что же такое куряга. Кто-то предположил, Что курага и куряга - одно и то же. Словарь рассказал нам, что курага - это сушеные разрезанные пополам абрикосы без косточек. Но откуда тогда было взяться абрикосам в нашей глуши?

Потом мы узнали, что в нашей местности слово "куряга" означало блюдо из свеклы. Красную свеклу парили в печи, заливая небольшим количеством воды. Затем коренья резали на дольки и раскладывали на противни для просушки. У кого было чем подсластить - сластили, т. е.посыпали сахаром. Получались своеобразные конфеты - и вкусные, и полезные. Курягу очень любила детвора.

Вот так одна буква или один звук играют роль при различении лексического значения слова:

КУРАГА - КУРЯГА

К У Р А Г А - К У Р А Г А

*** Рядом с нами поселился новый сосед - уже в возрасте, в прошлом занимался спортом. Он и сейчас старается держать себя в форме.

Конечно, это хорошо, но я никак не могу привыкнуть к его речи, ведь он "по утрам ДЕЛАТ зарядку, БЕГАТ два километра - ЗАКАЛЯТ организм, поэтому зимой НЕ КАШЛЯТ и НЕ ЧИХАТ".

Вряд ли иностранец поймет такое диалектное произношение, когда из окончания выпадают целых два звука!

***Творческая работа №4. Презентация к работе.

Как я пробовала писать стихи, используя звукопись.

Как-то раз сижу я у окошка, ш
А в дверь ко мне скребется кошка! ш
Я подошла к двери, открыла этой кошке: ш ш
Она скорей сбирает с блюдца крошки. ш
Я у нее спросила: "Что, Маришка, ш ш
Кошачьи как твои делишки?" ш ш
Она молчит, совсем не отвечает ч
И только головою мне качает: ч
И так мне жалко стало эту крошку! ш
Хотелось чмокнуть в носик мою кошку: ч ш
Пусть люди обо всем своем забудут
И кошками немножечко побудут:. ш

***Творческая работа №5. Презентация к работе.

Рецензия на стихотворение Тузовой Ксении.

+ + + - - -
Поставлена актуальная тема.
Прослеживается главная мысль - животных нужно жалеть.
Представляется картина - обиженная кошка.
Обнаружена метафора - "кошачьи делишки". Можно было использовать и другие тропы.
Из фигур речи найдена анафора и инверсия. Можно было использовать и другие фигуры речи.
Определена смежная рифмовка, пятистопный ямб, точные мужские и женские рифмы. Трудно определить их роль. Скорее всего, использован принцип "так получилось".
Присутствует звукопись. Кошка мягкая, пушистая, ласковая, но несчастная:

А вообще - учись у великих!

Вот как пишет звуками великий Ф.И.Тютчев, передавая и свое отношение к грозе:

Весенняя гроза.

*** Творческая работа №6.

Юмор из школьной жизни. (Для тетради "Школьные приколы").

***Преставился врачом

Приставился врачом (представился).

*Коровы и овцы весь день склонялись по полю (слонялись).

*Если казак убил человека, его хранили живым (хоронили).

*Безнадежная груздь (грусть).

*Предложение простое, двусуставное (двусоставное).

*Водные слова (вводные слова).

*Снежные углы (смежные углы).

*Пищу правильно (пишу).

Вот так один-два звука могут коренным образом изменить жизнь человека.

***Творческая работа №7.

О лаптях или о лаптях?

Мы живем в селе, которому более трехсот лет. У него богатая и интересная история.

Есть сведения, что белозерцы славились плетением лаптей. Наверное, потому, что жили бедно и обувь эта была в ходу.

Старожилы рассказывают о лаптях (или о лаптях?) Оказывается, плетение лаптей - целое искусство. Нужно было грамотно заготовить липовое лыко, уметь ловко пользоваться кочедыком, ткать онучи и шить опоры:

Благодаря этому промыслу белозерцы получили прозвище - лаптежники, лапотники. Это приобрело значение - простоватые, хотя и трудолюбивые.

Сначала жители Белозерья обижались, а потом поняли, что "не лыком шиты" и "не лаптем щи хлебают", потому что о лаптях и о родном селе вспоминают и вспоминали наши великие земляки: Александр Андреевич Логачев - доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР (его имя носит институт Рудгеофизики в Петербурге), Римма Степановна Волкова - Заслуженная артистка РФ, прима Мариинского театра в Петербурге, Валерий Алексеевич Мишин - академик международной академии информатизации, доктор технических наук:

Я люблю свою родину, ее людей, ее природу, ее напевную речь, с оканьем и другими диалектными недостатками:

7. Повторение и систематизация теоретического материала.

***Составление опорного конспекта по теме "Орфоэпические нормы языка" на основе нескольких источников.

8. Несмотря на то, что этой теме в программе уделено недостаточно внимания, она важна, так как является составной частью грамотности учащихся. А конечная цель обучения - выпустить грамотных учеников, владеющих и письменной, и устной речью.

Использованная литература.

  1. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2009.
  2. В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007.
  3. А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., 2010.
  4. С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. М., 2007.
  5. Г.Н. Иванова-Лукьянова. Проверь свое произношение. М., 2006.

Билет № 1

1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков русского языка и особенностях их произношения в потоке речи.

2. Речевая ситуация.

В вашей школе проходит фестиваль народов России. Вас попросили выступить перед пятиклассниками. Расскажите им о роли русского языка в нашем государстве.

Билет № 2.

Найдите в тексте примеры суффиксального и приставочного способов образования слов. Расскажите о других способах словообразования, приведите собственные примеры.

2.Речевая ситуация.

В вашем округе проходит ученическая конференция. Выступите с небольшим сообщением перед ее участниками. Тема сообщения "Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике?"

Билет № 3.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о системе частей речи в русском языке и о принципах, которые положены в основу их классификации. Приведите примеры слов различных частей речи из текста и, при необходимости, собственные.

2.Речевая ситуация.

После уроков русского языка ваш одноклассник сказал о том, что он сомневается в необходимости использования словарей в повседневной жизни. А как считаете вы? Опровергните или поддержите точку зрения своего товарища.

Билет № 4.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте примеры именных частей речи. Расскажите об их общих грамматических признаках.

2.Речевая ситуация.

Представьте себе, что после окончания 9-го класса вы поступаете в колледж, где с вами проводится собеседование. Расскажите членам приемной комиссии о себе.

Билет № 5.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста и, при необходимости, собственные, расскажите о местоимении как части речи и об использовании местоимений в качестве средства связи предложений в тексте.

2.Речевая ситуация.

Вы участвуете в записи телевизионной передачи "Мир увлечений". Расскажите о своем увлечении так, чтобы телезрители поняли, почему свое свободное время вы посвящаете именно этому.

Билет № 6.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста, расскажите, в чем сходство и в чем различие имен прилагательных и причастий.

2.Речевая ситуация.

Ваш класс едет в поезде на экскурсию в другой город. Одноклассники собрались в одном из купе и рассказывают разные истории. Расскажите ивы историю (можно забавную) из своей жизни.

Билет № 7.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста, охарактеризуйте глагольные морфологические признаки деепричастий и причастий.

2.Речевая ситуация.

В молодежном лагере на вечере "Давайте познакомимся" расскажите о своей малой родине (месте, где вы родились).

Билет № 8.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Охарактеризуйте разряды имен прилагательных, иллюстрируя каждое положение своего высказывания примерами из текста и, при необходимости, собственными.

2.Речевая ситуация.

На собрании одного из пятых классов расскажите об одном из музеев так, чтобы у ребят появилось желание пойти/поехать на экскурсию в этот музей.

Билет № 9.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Назовите части речи, которые имеют степени сравнения. Расскажите о значении и образовании степеней сравнения. Проанализируйте соответствующие примеры из текста и приведите собственные.

Билет № 10.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках глагола. Проанализируйте соответствующие примеры из текста.

2.Речевая ситуация.

В летнем лагере после отбоя ребята вспоминают своих друзей, рассуждают о том, может ли быть у человека много друзей. Выскажите и обоснуйте свое мнение по этому вопросу.

Билет 11.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Какие еще разряды наречий вы знаете? Приведите собственные примеры.

2.Речевая ситуация.

На школьном празднике "Язык - мой друг" выступите перед пятиклассниками, объясняя им, какова роль языка в жизни человека.

Билет 12.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о морфологических признаках имен существительных. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные.

2.Речевая ситуация.

На школьном празднике "Язык - мой друг" расскажите ученикам начальных классов о русском речевом этикете.

Билет 13.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о синонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста. Объясните, какую роль они играют.

2.Речевая ситуация.

На классном собрании обсуждается вопрос о популярных видах спорта. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу, приведите аргументы.

Билет 14.

1.Прочитайте текст и проведите анализ по предложенному плану.

Расскажите об антонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста. Объясните, какую роль выполняют в нем антонимы.

2.Речевая ситуация.

В туристическом походе ребята рассуждают о том, нужно ли защищать природу от человека. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Билет 15.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значение, охарактеризуйте фразеологизмы с точки зрения стилистической окрашенности. Расскажите, чем различаются свободные сочетания слов и фразеологизмы. Приведите собственные примеры фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений.

2.Речевая ситуация.

В летнем международном лагере на вечере "Родина - что она значит для меня?" расскажите своим сверстникам из других стран о событии из истории России, которым вы гордитесь. Свое мнение аргументируйте.

Билет 16.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о типах словосочетаний, видах связи слов в словосочетаниях. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста.

2.Речевая ситуация.

К вам в гости пришли друзья послушать новые музыкальные записи. Расскажите им о своей любимой музыке или музыкальной группе, которая вам нравится.

Билет 17.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Используя примеры из текста, расскажите о служебных частях речи.

2.Речевая ситуация.

Расскажите своим родителям о друге, с которым вы познакомились на летнем отдыхе. Опишите его внешность, черты характера, увлечения.

Билет 18.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Выпишите из текста 2-3 двусоставных предложения. Определите морфологический способ выражения главных членов в данных предложениях. Рассказ о других морфологических способах выражения главных членов предложения иллюстрируйте собственными примерами.

2.Речевая ситуация.

Одноклассники рассуждают о том, что нужно для успеха в жизни. Некоторые считают, что успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться, внешнего вида человека. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Билет 19.

1.прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации второстепенных членов предложения. Приведите примеры из текста и, в случае необходимости, собственные.

2.Речевая ситуация.

Выступите перед участниками ученической конференции с сообщением на тему "Русский язык -национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения".

Билет 20.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о простом осложненном предложении. Приведите примеры из текста и, если необходимо, собственные.

2.Речевая ситуация.

На классном собрании вы обсуждаете вопрос о выборе профессии. Ребята по-разному представляют себе, что определяет профессиональную ориентацию: престижность профессии, высокая зарплата, профессия родителей, призвание и т. п. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Билет 21.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид. Расскажите о классификации односоставных предложений. В случае необходимости приведите собственные примеры.

2.Речевая ситуация.

На школьном празднике "Тайны родного языка" расскажите об этимологии и о происхождении некоторых слов русского языка.

Билет 22.

1.Прочитайте текст и приведите его анализ по предложенному плану.

Дайте общую характеристику сложного предложения и его видов. Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные. Проанализируйте средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

2.Речевая ситуация.

После урока русского языка вы с одноклассниками обсуждаете вопрос о том, нужно ли изучать грамматику родного языка. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Билет 23.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации сложносочиненных предложений. Проиллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.

2.Речевая ситуация.

На уроке русского языка расскажите своим одноклассникам об одном из русских лингвистов и его вкладе в развитие науки о языке.

Билет 24.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о классификации сложноподчиненных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.

2.Речевая ситуация.

К вам в гости приехал сверстник из другого города (села, региона, одной из стран СНГ).Опишите достопримечательности (достопримечательность) своего города (или ближайшего города) или окрестности своего села.

Билет 25.

1.Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану.

Расскажите о квалификации сложных бессоюзных предложений. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста и, если необходимо, собственными.

2.Речевая ситуация.

На уроке обществознания расскажите одноклассникам о том, как вы относитесь к политике. Интересуетесь ли политическими событиями? Объясните причины своего интереса или равнодушия к данному вопросу.

В данной статье предлагаю Вам рассмотреть характеристики различных видов орфоэпических упражнений , которые могут быть использованы в работе при организации учебной деятельности младших школьников .

1. Упражнение, предполагающие проведение работы над артикуляцией звука (его узнавание, выделение, вызывание).

Цель: тренировка органов артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука; уточнение и отработка произношения звука в словах.

  • Произнесите звук, обозначаемый буквой Щ . какую работу при этом совершают органы речи?
  • Найдите одинаковый звук в словах: ФОНАРИК, ФОКУС, ФЕВРАЛЬ, ФИГУРА. Произнесите слова правильно. Не вставляйте лишних звуков.
  • Назовите звук, которым начинаются слова, произнесите его правильно. Произнесите сначала выделенные слова, затем по их образцу прочитайте остальные.

Чай , часы, чашка, чайка, часто, чан, чарка.

Чудо , чулан, чулок, чужой, чуваш, чучело.

Чердак , чернила, человек, черпать, четверть, четыре.

Чинить , чисто, чиркнуть, чибис, число.

2. Упражнения, целью которых является знакомство учащихся с литературной нормой.

  • Звук [г] на конце слов оглушается в [к].

Прочитайте вслух следующие слова: творог, порог, рог, пирог, сапог, плуг, стог, снег, мог, враг, слог, четверг, поджог.

3. Упражнения на сопоставление и противопоставление нормы и ненормированных образований.

Цель: помочь школьникам быстрее и лучше понять особенности звукопроизношения и путем систематической целенаправленной работы сформировать навыки орфоэпически правильной речи. С этой целью можно использовать различные по характеру сопоставления.

1) Сопоставление звуков и букв.

Цель: обучение детей различению звуков и букв, правильному произношению звуков и названий соответствующих букв.

  • Правильно произнесите название следующих букв: к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ . Затем произнесите звуки, которые обозначаются этими буквами.

2) Сопоставление диалектных и нормированных фонетических особенностей.

Цель: развитие речевого слуха учащихся; выработка умений слышать звучащее слово, фиксировать внимание на его фонетических особенностях, исправлять и предупреждать фонетические ошибки.

Можно предложить такие упражнения:

  • Распределите и запишите слова по группам: а) [г] в начале слова; [г] на конце слова; [г] в середине слова. Прочитайте их правильно. Одинаково ли произносится [г] в разных частях слова?

Примеры слов: герой, грибок, сапог, погода, государство, погоди, порог, стог, где, когда, творог, друг.

  • Какие слова рифмуются с данными, если соблюдать правила произношения? Произнесите эти слова правильно.

Приведите подобные примеры рифмующихся слов.

3) Сопоставление произношения владеющих и не владеющих орфоэпией учащихся.

Цель: выявление отклонений от норм литературного языка; выработка умений фиксировать и исправлять произносительные ошибки в чужой речи, то есть умения анализировать речь окружающих людей с точки зрения ее фонетических особенностей и давать аргументированную оценку речи других носителей языка.

4. Упражнения, предполагающие проведение предварительной орфоэпической подготовки (имеющейся или осуществляемой самими учениками).

Цель: учить детей предварительно готовить тексты для чтения (воспроизведения), чтобы предупредить орфоэпические ошибки , возникающие прежде всего под влиянием письменной речи.

  • Прочитайте пословицы. Обратите внимание на произношение окончания выделенных слов.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет.

У сильного всегда бессильный виноват

От плохого начала и конец плохой.

  • Прочитайте вслух слова. Обратите внимание на выделенные гласные: не вставляйте лишних звуков, не заменяйте гласные согласными.

Какао , радио , пау к, патрио т, фарао н.

Выясните значение неизвестного вам слова.

  • Расставьте ударение в глаголах. Прочитайте вслух.

Ждать – ждала; задать – задала; понять – понял; жить – жила; начать – начал и т.д.

5. Упражнения, вырабатывающие навыки правильной постановки ударения в словах и показывающие его смыслоразличительную функцию.

Цель: учить школьников соблюдению акцентологических норм; помочь осознать, что от места ударения зависит не только правильность/неправильность произношения, но и в ряде случаев лексическое значение слова.

  • Прочитайте отрывок из стихотворения правильно и выразительно. Сделайте вывод о роли ударения.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Я. Козловский

  • К данным словам подберите подходящие по смыслу слова. Напишите словосочетания. Прочитайте вслух, соблюдая нормы ударения.

6. Упражнения, вырабатывающие навыки правильного произношения стихотворной речи (с учетом ритма и рифмы).

Цель: учить школьников по ритму и рифме стихов определять место ударения и произношение звуков в рифмующих словах.

Отбирая стихотворения (отрывки), логопеду следует учитывать характер рифмы, которая может быть как точной, так и неточной. Для учебных целей более всего подходят тексты с точной рифмой.

  • Прочитайте стихотворный отрывок. Какое произношение окончания выделенного слова подсказывает рифма?

Заказное из Ростова

Для товарища Житкова.

– Заказное для Житкова?

Извините, нет такого.

С. Маршак.

  • Правильно и выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. В выделенных словах определите место ударения. Обратите внимание на рифму, котрая поможет в этом.

Есть у нас цветная глина.

Привезли из магазина.

Б. Ивлев.

В мастерскую к столярам

Петя ходит по утрам.

Г. Люшин.

7. Упражнения, вырабатывающие навыки литературного произношения, исключающие влияние письменной речи.

Цель: упражнять детей в правильном произношении звуков в словах и правильной постановке ударений. С этой целью рекомендуется использование упражнений, которые предполагают название предметов, изображенных на рисунках.

  • Назовите слова, которые обозначают нарисованные предметы. Соблюдайте при этом правила литературного произношения.

Рисунки: утюг, носорог, флаг, пирог, сапог, шланг, плуг, стог.

8. Упражнения, направленные на закрепление литературной нормы, вырабатывающие правильную дикцию, ясное, отчетливое произнесение звуков.

Сюда относятся в первую очередь упражнения с использованием различных поговорок, скороговорок, звуковых и слоговых рядов (например: га – го – гы – ге – ги и т.п.).

Приведенный перечень орфоэпических упражнений не является исчерпывающим. Важно подчеркнуть необходимость гибкого и вариативного подхода к организации орфоэпической работы. невозможно выделить какой-либо один универсальный вид упражнений, обеспечивающий эффективное усвоение той или иной нормы. Многое определяется конкретными условиями конкретного класса, речевым окружением школьника.

Формулировка задания:

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнятый

кУхонный

диспансЕр

Ответ: сверлит.

Что нужно знать ученикам для правильного выполнения задания?

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье - на втором; ураган, орфоэпия - на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на опредёленном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других - меняет с место (сравните: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕнам и стенАм).

Ударение в именах прилагательных.

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй,околозЕмный иоколоземнОй,мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.!!!

1. Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т.п.

2.Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав - прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно -стрОйны - стройнА.

3.Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА -живЕе, стройнА- стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах.

1. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла. прЯтать- прЯтала, начинАть - начинАла.

2. Группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать -ждал - ждАло- ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли- лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

3. Глаголы с приставкой вы-, имеют ударение на приставке: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать -вЫзвала.

4. У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

5. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться- началсяЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

6. О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях.

1.Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ- то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведённый- проведён, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый - завезён, завезенА, завезенО, завезенЫ.

2.Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперед: полОть - пОлотый, колОть - кОлотый, согнУть - сОгнутый, завернУть -завёрнутый.

3. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

Привожу список слов, которые встречаются в задании №4 (его нужно выучить).

Имена существительные

аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

водопровОд

газопровОд

граждАнство

дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

дешевИзна

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант (ы)

мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

намЕрение

некролОг, см. каталОг

нЕнависть

нефтепровОд

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.

обспЕчение

Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

портфЕль

придАное, сущ.

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию)

сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им.п.мн.ч.

столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

созЫв, см. призЫв

стеногрАфия

танцОвщица

тОрты, тОртов

флюорогрАфия

христианИн

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

Имена прилагательные

вернА, краткое прилаг. ж.р.

грУшевый

давнИшний

знАчимый

красИвейший, превосх.ст.

кУхонный

ловкА, краткое прилаг. ж.р.

лососЁвый

мозаИчный

прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва…, но: прожОрлива

слИвовый, образовано от слИва

Глаголы

баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы

благоволИть

брать-бралА

брАться-бралАсь

взять-взялА

взЯться-взялАсь

включИть-включИшь,

включИт, включИм

влИться-влилАсь

ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА

воссоздать-воссоздалА

вручИть-вручИт

гнать-гналА

гнАться-гналАсь

добрАть-добралА

добрАться-добралАсь

дождАться-дождалАсь

дозвонИться-дозвонИтся

дозвонЯтся

дозИровать

ждать-ждалА

жИться-жилОсь

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА, зАняло, зАняли

заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

звонИть-звонИшь, звонИт,звонИм

исключИть-исключИт

исчЕрпать

клАсть-клАла

крАсться-крАлась

кровоточИть

лгать-лгалА

лить-лилА

лИться-лилАсь

наврАть-навралА

наделИть-наделИт

надорвАться-надорвалАсь

назвАться-назвалАсь

накренИться-накренИтся

налИть-налилА

нарвАть-нарвалА

насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали

обзвонИть-обзвонИт

облегчИть-облегчИт

облИться-облилАсь

обнЯться-обнялАсь

обогнАть-обогналА

ободрАть-ободралА

ободрИть

ободрИться-ободрИшься

обострИть

одолжИть-одолжИт

озлОбить

окружИть-окружИт

опломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть…

опОшлить-опОшлят

освЕдомиться-освЕдомишься

отбЫть-отбылА

отдАть-отдалА

откУпорить-откУпорил

отозвАть-отозвалА

отозвАться-отозвалАсь

перезвонИть-перезвонИт

перелИть-перелилА

плЕсневеть

плодоносИть

повторИть-повторИт

позвАть-позвалА

позвонИть-позвонИшь-позвонИт

полИть-полилА

положИть-положИл

понЯть-понялА

послАть-послАла

прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

принЯть-прИнял-прИняли — принялА

принУдить

рвать-рвалА

сверлИть-сверлИшь-сверлИт

снять-снялА

создАть-создалА

сорвАть-сорвалА

сорИть-сорИт

убрАть-убралА

убыстрИть

углубИть

укрепИть-укрепИт

ходАтайствовать

щемИть-щемИт

Причастия

балОванный

включённый-включЁн, см. низведЁнный

довезЁнный

зАгнутый

зАнятый-занятА

зАпертый-запертА

заселЁнный-заселенА

избалОванный, см. балОванный

кормЯщий

кровоточАщий

нажИвший

нАжитый-нажитА

налИвший — налитА

нанЯвшийся

начАвший

низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-ободренА

обострЁнный

определЁнный-определЁн

отключЁнный

повторЁнный

поделЁнный

понЯвший

прИнятый

приручЁнный

прожИвший

снЯтый-снятА

сОгнутый

Деепричастия

закУпорив

начАвшись

Наречия

донЕльзя

завИдно, в значении сказуемого

зАгодя, разговорное

зАсветло

красИвее, прил.и нареч. в сравн.ст.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы