Про деток, от рождения до школы

Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

01.02.2012 51332 2394

Урок 4 Пословицы и поговорки

Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

Общее в пословицах и поговорках:

– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

– создавались многими поколениями людей;

– появились еще в то время, когда не было письменности;

– они, как правило, безымянны;

– в течение столетий совершенствовались;

– темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

3. Беседа по прочитанной статье учебника.

– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)

4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

џ Лес рубят – щепки летят.

џ Не зная броду, не суйся в воду.

џ Цыплят по осени считают.

џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

џ «при царе Горохе» (очень давно).

џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

– Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

– Как вы думаете, в чем его смысл?

– Почему именно это изречение выбрал Даль?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Пословицы и поговорки

Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?

На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.

Содержание урока

1. Что такое пословицы и поговорки?

2. Русские пословицы и поговорки.

3. Заключение.

Что такое пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?

Русские пословицы

Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.

Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Русские поговорки

Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.

Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Изучение пословиц и поговорок

Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.

Заключение

На этом уроке вы узнали:

    что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;

    что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;

    что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;

    принцип создания пословиц и поговорок;

    новые для себя пословицы и поговорки.

Тест

1. Чем отличаются пословицы от поговорок.

а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением

2. Пословица – это…

а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла

Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

в) образное выражение, отражающее жизненное явление

3. Поговорка – это…

А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл

б) образное выражение, отражающее жизненное явление

в) выражение, созданное группой людей

4. Употребление пословиц и поговорок…

а) делает речь неубедительной

Б) делает речь понятной и образной

в) выражает субъективное мнение человека

5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…

А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.

Интернет-ресурсы

http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки

http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки

http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль

http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира

Ф.И.О. учителя: Горнакова Инна Валентиновна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2

Тема: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения:
Творческая мастерская
Цель: Создать условия для составления стенгазеты «Русские народные пословицы и поговорки»
Задачи урока:
Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
Планируемый результат обучения
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Основная мысль урока: пословицы и поговорки русского народа делают речь яркой, образной, украшают её.
Основные понятия: пословицы, поговорки, творчество
Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительной искусство, технология
Ресурсы:
- компьютер, проектор, принтер, доска; фотоаппарат; презентация к уроку;
- листы с заданиями для работы в группах; шаблон для стенгазеты;

Этапы урока:
1. Начало урока.
Познавательные УУД формулирование познавательной цели
Личностные УУД Жизненное самоопределение
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок «творческая мастерская». Результатом урока станет газета посвящённая теме урока. У каждой газеты есть редактор, человек контролирующий, чтобы всё было аккуратно, верно, красиво. Я предлагаю выбрать редактора, чтобы было легче работать. Но прежде чем озвучим тему урока, я хочу у вас спросить:
- Что является творчеством? (Ответы детей)

Творчество - создание культурных и материальных ценностей


- Каким должен быть творческий человек? (Активным, выдумщиком, артистичным, уметь петь, рисовать и т.д.)
- Кто из вас хочет быть творческой личностью?
- Определите тему урока: Это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость. Одна из них имеет поучительный смысл. Другая - метко определяет какое-либо явление жизни. О чём же будем говорить на уроке? (о пословицах и поговорках) (Учитель читает стихотворение)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.

А что такое кладезь? (Обильный неисчераемый источник чего- либо)
2. Основной этап урока:
А) Работа со словарём
Познавательные УУД ориентироваться в словаре
-Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и пословицы.
На слайде появляются такие же определения.
-Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной. Сейчас вы прослушаете песню «С чего начинается Родина?».

О каких пословицах по вашему мнению мы ещё сегодня будем говорить? (О Родине, о любви к Родине).
Б) Актуализация знаний
Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД профессиональное самоопределение
- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении поговорок:
(Рассказывают подготовленные дети)
1) Про бедного человека и сейчас говорят «Ни кола, ни двора». Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.
- Вот так родились две поговорки. А третью поговорку нам ребята инсценируют.
Инсценировка:
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело. А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье. Большое Безделье всегда хвасталось: –Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна. –На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет? Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки. Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало. А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: маленькое дело лучше большого безделья. Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: –И все равно я лучше!
- А вы, ребята, как думаете?
В это время один из детей фотографирует работу учащихся на уроке.
Регулятивные УУД. Проговаривание последовательности своих действий
Познавательные УУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
- Перед уроком вы получили задания по группам: составить рассказ, в котором нужно употребить определённую пословицу:
1уч.: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
2 уч.: Глаза страшатся, а руки делают.
3 уч.: Семеро одного не ждут.
4 уч.: Старый друг лучше новых двух.
Прочитав текст дети отдают его редакторам, которые в это время начинают располагать материал на листе ватмана. Учитель контролирует расположение рассказов на газете.

3. Физкультминутка
4. Игра «Ромашка».

Вспомните основные разделы Устного народного творчества: сказки, загадки,пословицы, поговорки, считалки, потешки,прибаутки, небылицы,песни.

Что общего у этих всех разделов? (Созданы народом и передавались из уст в уста)
Познавательные УУД
(логические) анализ с целью выделения существенных признаков, с целью выделения общих признаков
Коммуникативные УУД учиться работать в группе
- А мы продолжаем работать с пословицами и поговорками дальше.
1 задание: Найти в тексте «Голова и язык» «спрятанную» пословицу: Голова сказала:
- Ты, язык, как заведенные гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.
Язык ответил:
-Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь
что на уме, то и на языке.
2 задание:
Соотнеси русскую народную пословицу и зарубежную пословицу.

Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
В гостях хорошо, а дома лучше. Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь. Один утренний час лучше двух вечерних.
Утро вечера мудренее. Бесполезно плакать над пролитым молоком.
3 задание: вставить рисунки в пословицу
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
4 задание: Составь пословицы:
сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

В своём доме и стены помогают.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Родину-мать учись защищать.

Главное в жизни – служить отчизне.

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

Москва всем городам мать


5. Итог урока:
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;
Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
-Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки?

(Как приятно осознавать, что культура

русского народа жива, что мудрые изречения наших

предков не забыты, они дошли до наших времен, и

благодаря им русский язык стал более выразительным

и образным.)

Какие пословицы вы запомнили, и сможете употреблять их в речи?

Можно ли назвать вас творческими личностями? Почему?

А теперь скажите, кто из вас работал спустя рукава? А кто работал засучив рукава? Оцените себя и товарищей.

Получилась ли у нас газета? Что нам надо доделать в ней?
В газету вклеивают фотографии, которые были выполнены в течение урока.
Запишите несколько слов, которые ассоциируются с темой урока.
Учитель распечатывает «облако слов»

Распечатанный вариант приклеиваем в газету.
6. Домашнее задание
Нарисовать рисунок к любой пословице.


Урок №6.

Тема: Пословицы и поговорки.

Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?

Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах фольклора.

Запишем в тетрадях тему урока: «Пословицы и поговорки».

Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения этого жанра УНТ.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор сегодня пойдет о пословицах и поговорках.

- Как вы думаете, в чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям, а для этого обратимся к статье учебника.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Пословица - это краткость, простота, большая содержательность, законченные по форме предложения, устойчивость, участие в живой разговорной речи.

Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».

Поговорка меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Поговорка – изменчива, более краткая, чем пословица. Имеет конкретное содержание, участие в живой разговорной речи.

Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим».

- Что общего в пословицах и поговорках?

в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

создавались многими поколениями людей;

появились еще в то время, когда не было письменности;

они, как правило, безымянны;

в течение столетий совершенствовались;

темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ говорит о том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

Поговорки

Чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.
И нашим и вашим.
Шито-крыто.
Чудеса в решете.

Пословицы

Легко чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь - вода будет.
И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

Лес рубят - щепки летят.

Не зная броду, не суйся в воду.

Цыплят по осени считают.

От яблони яблоки, а от сосны - шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

«на понятный двор» (отказаться от дела, от слов).

«заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

«рвет и мечет» (злится, бесится).

«при царе Горохе» (очень давно).

«медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

О важности своего значения в жизни народа пословицы и поговорки говорят сами за себя:

    Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

    На пословицу ни суда, ни расправы.

    На твою спесь пословица есть.

    Не всякая пословица при всяком молвится.

    Старая пословица век не сломится.

    Для поговорки мужик в Москву пешим шел.

    Из поговорки слова не выкинешь.

    На всякого Егорку есть своя поговорка.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI-XII веков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».
В XVI веке, а может быть, и раньше, началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли.
Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Самым известным составителем сборника русских народных пословиц и поговорок является В. И. Даль. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В. И. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В этих слоях населения, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Он прямо заявлял, что «в образованном и просвещенном обществе пословиц нет…». Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Результатом его трудов стал сборник «Пословицы русского народа».

- Как появились пословицы и поговорки?

Первоначально они входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, в состав сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и многое другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые. Но самые меткие из них дошли и до наших дней.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

Как вы думаете, в чем его смысл?

Почему именно это изречение выбрал Даль?

А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Я буду читать начало, а ваша задача закончить пословицу:

    Труд человека кормит

    Кто много говорит

    Повторенье

    Не спеши языком

    Сделал дело

    Ученье - свет

    Куй железо

    С кем поведёшься

    Лучше горькая правда

    Не всё то золото

Теперь послушайте предложения, а затем закончите их пословицами:

    « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Не даром утверждает пословица: …».

    «Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала: …».

Домашнее задание: прочитать статью учебника с. 21-23. Письменно выполнить задание 1 на стр. 24.

Разработка урока по русской литературе

Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература

Тема урока : «Пословицы и поговорки»

Тип урока :

Вид урока : Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие:

Развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные :

Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1)

Учитель раздает рабочие листы.

На доске написано предложение:

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Слово учителя:

«Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

Вопрос к учащимся:

Что это предложение вам напоминает?

Учащиеся слушают

Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы.

Предполагаемый ответ:

Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя:

«Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

Слово учителя:

« Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно »

Учащиеся слушают

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

Учащиеся слушают

4. Первичное закрепление

Слово учителя:

«Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске)

Что посеешь, то и пожнешь.

Семь пятниц на неделе.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Семеро по лавкам.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Седьмая вода на киселе.

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

Предполагаемый ответ:

Пословицы:

Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

Поговорки:

Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

Схема таблицы:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

Раз

личие

Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

Враги не знают друг друга в счастье

Глупые ноги ругают к старости.

На своей Родине и зима прекрасна.

- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

Чижа романами угощают.

Умный умного не слышит близко.

- Черт всем скажет, боров слопает.

2 ТУР «Одним словом».

Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

На попятный двор.

Заткнуть за пояс.

При царе Горохе.

Хоть шаром покати.

Легок на помине.

У черта на куличиках.

Яблоку негде упасть.

Как снег на голову.

Ни к селу ни к городу.

3 ТУР «Откуда пословица?».

Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

Кому вершки, а кому корешки.

А Васька слушает да ест.

А воз и ныне там.

А ларчик просто открывался.

Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её

Предполагаемая таблица:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

отражение народной мудрости;

краткость;

рифмованность

Раз

личие

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся соглашаются

Предполагаемый ответ:

- Друзья познаются в беде ;

- Умную голову почитают смолоду;

- На чужой стороне и весна не красна;

Маленькое дело лучше большого безделья ;

Своя рубашка ближе к телу;

- Дело мастера боится;

- Соловья баснями не кормят;

Дурак дурака боится;

Бог не выдаст, свинья не съест.

Отказаться;

Победить;

Давно;

Ничего нет;

Появился быстро;

Далеко;

Тесно;

Внезапно;

Невпопад.

Предполагаемые ответы:

Из сказки «Лиса и волк»;

Из сказки «Мужик и медведь»;

Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор

Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…

Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков

Предполагаемые ответы:

1. краткое изречение

2. народную мудрость

3. поучительный смысл.

1. образное выражение

2. отношение к чему-либо

3. вывода, заключения

1. глупость, лень, жадность, злость

2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

Учащиеся заканчивают предложение

Список использованной литературы:

Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.

Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006

Приложение № 1

Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы