Урок 4 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
01.02.2012 51332 2394Урок 4 Пословицы и поговорки
Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.
Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.
Запись в тетрадях учащихся.
2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.
Общее в пословицах и поговорках:
– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;
– создавались многими поколениями людей;
– появились еще в то время, когда не было письменности;
– они, как правило, безымянны;
– в течение столетий совершенствовались;
– темы бесчисленны и безграничны.
Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .
В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
3. Беседа по прочитанной статье учебника.
– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?
– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)
4. Чтение пословиц, их комментирование.
Задание: озаглавить каждую группу пословиц.
Слова для справок: с. 16, вопрос 2.
Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.
Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:
џ Лес рубят – щепки летят.
џ Не зная броду, не суйся в воду.
џ Цыплят по осени считают.
џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.
В чем смысл следующих поговорок:
џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).
џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).
џ «рвет и мечет» (злится, бесится).
џ «при царе Горохе» (очень давно).
џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).
5. Объяснение учителя с элементами беседы.
Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».
– Вспомните, из каких басен эти пословицы?
На
титульный лист своего
труда «Пословицы русского
народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».
– Как вы думаете, в чем его смысл?
– Почему именно это изречение выбрал Даль?
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Пословицы и поговорки
Какие пословицы и поговорки вы знаете, какие употребляете в речи?
На этом уроке вы познакомитесь с еще одним жанром фольклора – пословицами и поговорками. Услышав их еще в детстве и употребляя в речи, трудно отличить пословицу от поговорки. На этом уроке мы постараемся научиться их различать, а также узнаем, когда появились поговорки и пословицы, кто первым заинтересовался этим жанром и стал собирать их.
Содержание урока
1. Что такое пословицы и поговорки?
2. Русские пословицы и поговорки.
3. Заключение.
Что такое пословицы и поговорки?
Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен лет, передавая опыт одного поколения другому. Они – выражение мыслей, к которым пришел народ через многовековую историю. Мудрые и меткие выражении я возникают в народной речи до сих пор. Что же такое пословицы и поговорки?
Русские пословицы
Пословица – это краткое и мудрое изречение, часто с поучительным смыслом. Пословицы иногда имеют переносное значение, содержат в себе сравнение или метафору. Каждому известно, что пословица «Яблочко от яблоньки недалеко падает» говорит скорее о семейном сходстве родителей и детей, чем о садоводческих проблемах собирания яблок. Интересно, что аналогичные пословицы есть у других народов.
Образное отражение мира и людей в пословице связано с оценкой разнообразных явлений жизни. Поэтому пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И.Даль: пословица – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданье, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Русские поговорки
Поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Поговорки чаще, чем пословицы сближаются с языковыми явлениями. В них больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах.
Таково выражение свинью подложить , то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.
В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как телеге пятое колесо, бить баклуши – все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Изучение пословиц и поговорок
Собирать и изучать русские пословицы и поговорки начали в XVII веке. Первое дошедшее до нас собрание называется «Повести и пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
В XIX веке вышел сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
Много раз вы слышали и употребляли пословицы и поговорки сами. Узнайте, какие еще бывают пословицы и поговорки.
Заключение
На этом уроке вы узнали:
что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;
что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;
что источники появления пословиц и поговорок - народное художественное творчество, церковные книги, светская литература;
принцип создания пословиц и поговорок;
новые для себя пословицы и поговорки.
Тест
1. Чем отличаются пословицы от поговорок.
а) убедительностью Б) законченностью суждения в) происхождением
2. Пословица – это…
а) выражение, не имеющее прямого поучительного смысла
Б) краткое изречение, имеющее поучительный смысл
в) образное выражение, отражающее жизненное явление
3. Поговорка – это…
А) краткое изречение, имеющее поучительный смысл
б) образное выражение, отражающее жизненное явление
в) выражение, созданное группой людей
4. Употребление пословиц и поговорок…
а) делает речь неубедительной
Б) делает речь понятной и образной
в) выражает субъективное мнение человека
5. Началом собирания и изучения пословиц и поговорок считается…
А) XVII в. б) XVIII в. в) XIX в.
Интернет-ресурсы
http://www.govoril.ru Сайт содержит русские пословицы и поговорки
http ://cab.al.ru/proverb.htm русские пословицы и поговорки
http://ww w .aphorism.ru/dal Поговорки и пословицы русского народа. Даль
http://pogovorka100.narod.ru/lovestory_rus.htm пословицы и поговорки народов Мира
Ф.И.О. учителя:
Горнакова Инна Валентиновна
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости.
Тип урока:
изучение нового материала
Форма проведения:
Творческая мастерская
Цель:
Создать условия для составления стенгазеты «Русские народные пословицы и поговорки»
Задачи урока:
Образовательные:
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
Планируемый результат обучения
Познавательные УУД
– формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД
– формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД:
формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Основная мысль урока:
пословицы и поговорки русского народа делают речь яркой, образной, украшают её.
Основные понятия:
пословицы, поговорки, творчество
Межпредметные связи:
русский язык, история, изобразительной искусство, технология
Ресурсы:
- компьютер, проектор, принтер, доска; фотоаппарат; презентация к уроку;
- листы с заданиями для работы в группах; шаблон для стенгазеты;
Этапы урока:
1. Начало урока.
Познавательные УУД
формулирование познавательной цели
Личностные УУД
Жизненное самоопределение
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок «творческая мастерская». Результатом урока станет газета посвящённая теме урока. У каждой газеты есть редактор, человек контролирующий, чтобы всё было аккуратно, верно, красиво. Я предлагаю выбрать редактора, чтобы было легче работать. Но прежде чем озвучим тему урока, я хочу у вас спросить:
- Что является творчеством? (Ответы детей)
Творчество - создание культурных и материальных ценностей
- Каким должен быть творческий человек? (Активным, выдумщиком, артистичным, уметь петь, рисовать и т.д.)
- Кто из вас хочет быть творческой личностью?
- Определите тему урока: Это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость. Одна из них имеет поучительный смысл. Другая - метко определяет какое-либо явление жизни. О чём же будем говорить на уроке? (о пословицах и поговорках)
(Учитель читает стихотворение)
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
А что такое кладезь? (Обильный неисчераемый источник чего- либо)
2. Основной этап урока:
А) Работа со словарём
Познавательные УУД
ориентироваться в словаре
-Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и пословицы.
На слайде появляются такие же определения.
-Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной. Сейчас вы прослушаете песню «С чего начинается Родина?».
О каких пословицах по вашему мнению мы ещё сегодня будем говорить? (О Родине, о любви к Родине).
Б) Актуализация знаний
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД
профессиональное самоопределение
- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении поговорок:
(Рассказывают подготовленные дети)
1) Про бедного человека и сейчас говорят «Ни кола, ни двора». Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.
- Вот так родились две поговорки. А третью поговорку нам ребята инсценируют.
Инсценировка:
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело. А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье. Большое Безделье всегда хвасталось: –Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна. –На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет? Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки. Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало. А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: маленькое дело лучше большого безделья. Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: –И все равно я лучше!
- А вы, ребята, как думаете?
В это время один из детей фотографирует работу учащихся на уроке.
Регулятивные УУД.
Проговаривание последовательности своих действий
Познавательные УУД
(общеучебные) осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
- Перед уроком вы получили задания по группам: составить рассказ, в котором нужно употребить определённую пословицу:
1уч.: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
2 уч.: Глаза страшатся, а руки делают.
3 уч.: Семеро одного не ждут.
4 уч.: Старый друг лучше новых двух.
Прочитав текст дети отдают его редакторам, которые в это время начинают располагать материал на листе ватмана. Учитель контролирует расположение рассказов на газете.
3. Физкультминутка
4. Игра «Ромашка».
Вспомните основные разделы Устного народного творчества: сказки, загадки,пословицы, поговорки, считалки, потешки,прибаутки, небылицы,песни.
Что общего у этих всех разделов? (Созданы народом и передавались из уст в уста)
Познавательные УУД
(логические) анализ с целью выделения существенных признаков, с целью выделения общих признаков
Коммуникативные УУД
учиться работать в группе
- А мы продолжаем работать с пословицами и поговорками дальше.
1 задание:
Найти в тексте «Голова и язык» «спрятанную» пословицу: Голова сказала:
- Ты, язык, как заведенные гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня.
Язык ответил:
-Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить: ведь
что на уме, то и на языке.
2 задание:
Соотнеси русскую народную пословицу и зарубежную пословицу.
Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
В гостях хорошо, а дома лучше. Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь. Один утренний час лучше двух вечерних.
Утро вечера мудренее. Бесполезно плакать над пролитым молоком.
3 задание:
вставить рисунки в пословицу
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
4 задание:
Составь пословицы:
сколько волка ни корми – век живи – любишь кататься – лучше поздно – семь бед – за спрос – он все в лес смотрит – век учись – люби и саночки возить – чем никогда – один ответ – денег не берут
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
В своём доме и стены помогают.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Родину-мать учись защищать.
Главное в жизни – служить отчизне.
Одна у человека родная мать, одна у него и родина.
Москва всем городам мать
5. Итог урока:
Познавательные УУД
– формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;
Личностные УУД:
формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
-Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки?
(Как приятно осознавать, что культура
русского народа жива, что мудрые изречения наших
предков не забыты, они дошли до наших времен, и
благодаря им русский язык стал более выразительным
и образным.)
Какие пословицы вы запомнили, и сможете употреблять их в речи?
Можно ли назвать вас творческими личностями? Почему?
А теперь скажите, кто из вас работал спустя рукава? А кто работал засучив рукава? Оцените себя и товарищей.
Получилась ли у нас газета? Что нам надо доделать в ней?
В газету вклеивают фотографии, которые были выполнены в течение урока.
Запишите несколько слов, которые ассоциируются с темой урока.
Учитель распечатывает «облако слов»
Распечатанный вариант приклеиваем в газету.
6. Домашнее задание
Нарисовать рисунок к любой пословице.
Урок №6.
Тема: Пословицы и поговорки.
Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?
Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах фольклора.
Запишем в тетрадях тему урока: «Пословицы и поговорки».
Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения этого жанра УНТ.
«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор сегодня пойдет о пословицах и поговорках.
- Как вы думаете, в чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям, а для этого обратимся к статье учебника.
Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.
Пословица - это краткость, простота, большая содержательность, законченные по форме предложения, устойчивость, участие в живой разговорной речи.
Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь», «Добрые вести не лежат на месте».
Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.
Поговорка не выражает законченного суждения, а лишь намекает на него. Поговорка – изменчива, более краткая, чем пословица. Имеет конкретное содержание, участие в живой разговорной речи.
Например: «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «И нашим и вашим».
- Что общего в пословицах и поговорках?
– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;
– создавались многими поколениями людей;
– появились еще в то время, когда не было письменности;
– они, как правило, безымянны;
– в течение столетий совершенствовались;
– темы бесчисленны и безграничны.
Отличие сам народ говорит о том, что поговорка – украшение речи (цветок) , а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка) .
В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.
ПоговоркиЧужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.
И нашим и вашим.
Шито-крыто.
Чудеса в решете.
Пословицы
Легко чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь - вода будет.
И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.
Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:
Лес рубят - щепки летят.
Не зная броду, не суйся в воду.
Цыплят по осени считают.
От яблони яблоки, а от сосны - шишки.
В чем смысл следующих поговорок:
«на понятный двор» (отказаться от дела, от слов).
«заткнуть за пояс» (победить кого-либо).
«рвет и мечет» (злится, бесится).
«при царе Горохе» (очень давно).
«медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).
О важности своего значения в жизни народа пословицы и поговорки говорят сами за себя:
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
На пословицу ни суда, ни расправы.
На твою спесь пословица есть.
Не всякая пословица при всяком молвится.
Старая пословица век не сломится.
Для поговорки мужик в Москву пешим шел.
Из поговорки слова не выкинешь.
На всякого Егорку есть своя поговорка.
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
Некоторые пословицы и поговорки дошли до нас в произведениях древней русской литературы XI-XII веков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет».
В XVI веке, а может быть, и раньше, началось собирание пословиц и поговорок, но записи того времени до нас не дошли.
Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Самым известным составителем сборника русских народных пословиц и поговорок является В. И. Даль. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. В. И. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В этих слоях населения, по его мнению, рождаются самые глубокомысленные народные изречения. Он прямо заявлял, что «в образованном и просвещенном обществе пословиц нет…». Больше тридцати лет он всюду по крупицам собирал и записывал пословицы и поговорки. Результатом его трудов стал сборник «Пословицы русского народа».
- Как появились пословицы и поговорки?
Первоначально они входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, в состав сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).
В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и многое другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые. Но самые меткие из них дошли и до наших дней.
Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».
– Вспомните, из каких басен эти пословицы?
На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».
– Как вы думаете, в чем его смысл?
– Почему именно это изречение выбрал Даль?
А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Я буду читать начало, а ваша задача закончить пословицу:
Труд человека кормит
Кто много говорит
Повторенье
Не спеши языком
Сделал дело
Ученье - свет
Куй железо
С кем поведёшься
Лучше горькая правда
Не всё то золото
Теперь послушайте предложения, а затем закончите их пословицами:
« Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Не даром утверждает пословица: …».
«Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала: …».
Домашнее задание: прочитать статью учебника с. 21-23. Письменно выполнить задание 1 на стр. 24.
Разработка урока по русской литературе
Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература
Тема урока : «Пословицы и поговорки»
Тип урока :
Вид урока : Комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;
Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;
- расширять представления о культуре и истории родного края.
Развивающие:
Развивать навыки устной речи учащихся;
Воспитательные :
Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.
Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент | Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих. | Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует |
||||||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1) Учитель раздает рабочие листы. На доске написано предложение: Поговорка - цветочек, пословица - ягодка. Слово учителя: «Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там» Вопрос к учащимся: Что это предложение вам напоминает? | Учащиеся слушают Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы. Предполагаемый ответ: Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то. |
||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Слово учителя: «Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»» Слово учителя: « Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно » | Учащиеся слушают Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки» Учащиеся слушают |
||||||||||||||||||||||||
4. Первичное закрепление | Слово учителя: «Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке» Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске) Что посеешь, то и пожнешь. Семь пятниц на неделе. Цени по заслугам, а не по услугам. Семеро по лавкам. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Седьмая вода на киселе. Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь | Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»). Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь: ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок Предполагаемый ответ: Пословицы: Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе. Поговорки: Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь. Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода. |
||||||||||||||||||||||||
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки Схема таблицы:
Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.» Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. 1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде: Враги не знают друг друга в счастье Глупые ноги ругают к старости. На своей Родине и зима прекрасна. - Великое безделье хуже крошечного бизнеса. Безделье неумеху не страшится. Чижа романами угощают. Умный умного не слышит близко. - Черт всем скажет, боров слопает. 2 ТУР «Одним словом». Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом: На попятный двор. Заткнуть за пояс. При царе Горохе. Хоть шаром покати. Легок на помине. У черта на куличиках. Яблоку негде упасть. Как снег на голову. Ни к селу ни к городу. 3 ТУР «Откуда пословица?». Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет. Кому вершки, а кому корешки. А Васька слушает да ест. А воз и ныне там. А ларчик просто открывался. | Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её Предполагаемая таблица:
Учащиеся слушают учителя Учащиеся соглашаются Предполагаемый ответ: - Друзья познаются в беде ; - Умную голову почитают смолоду; - На чужой стороне и весна не красна; Маленькое дело лучше большого безделья ; Своя рубашка ближе к телу; - Дело мастера боится; - Соловья баснями не кормят; Дурак дурака боится; Бог не выдаст, свинья не съест. Отказаться; Победить; Давно; Ничего нет; Появился быстро; Далеко; Тесно; Внезапно; Невпопад. Предполагаемые ответы: Из сказки «Лиса и волк»; Из сказки «Мужик и медведь»; Из басни И. Крылова «Кот и повар»; Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»; Из басни И. Крылова «Ларчик»). |
||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание | Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2) | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками |
||||||||||||||||||||||||
7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения) | Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков: Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3… Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3…. Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2… Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….» | Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков Предполагаемые ответы: 1. краткое изречение 3. поучительный смысл. 1. образное выражение 2. отношение к чему-либо 3. вывода, заключения 1. глупость, лень, жадность, злость 2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность. Учащиеся заканчивают предложение |
Список использованной литературы:
Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.
Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.
Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006
Приложение № 1
Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»
1.Дайте определение:
Словесное творчество народа - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________