Про деток, от рождения до школы

Пью чай на работе из любимой кружки, машинально верчу ее в руках. Задумалась, а какая история у этой посуды. Решила посмотреть.

Вот что нашла.

Кружка — это большой стакан, стакан с ручкой, иногда с носком и с крышечкою.

Крышечка предохраняла содержимое от попадания в кружку мусора, насекомых, а может быть, и яда.

Сейчас с крышечкой, соединенной с корпусом, выпускают пивные кружки, а чайные с отдельной крышкой, как в заварном чайнике.

Само название заимствовано из польского языка, в переводе означает кувшин.

Сначала формой кружки были действительно похожи на маленькие кувшинчики. Появились эти мини-сосуды в 15 веке, с тех пор они постоянно востребованы и любимы)

Средний объем кружки 300-500 мл, форма цилиндрическая или усеченный конус.

Делали кружки из глины, металла, дерева, бересты. Позже стали выпускать из стекла, фарфора, фаянса.

В начале 19 века для нужд армии стали выпускать посуду фабричным способом. Основное требование к ней: легкая и небьющаяся. Так появилась всем известная алюминиевая кружка.

Позже алюминий (из-за его высокой теплопроводности) заменили на сталь.

У слова «кружка» есть ещё одно значение, КРУЖКА — это русская мера объема жидкости использовавшаяся в XVI-XVII веках, одна кружка равнялась десяти чаркам или, если быть точнее, то 1,23 литра жидкости.

Сейчас различают кружки в основном по материалу, из которого они выполнены. Есть:

  • Стеклянные
  • Керамические
  • Фарфоровые
  • Деревянные
  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Железные эмалированные
  • Термокружки

Заметила, что я больше всего люблю пить чай из кружки прямоугольной формы, выполненной из прозрачного стекла. А кофе из фаянсовой, формы усеченный конус. Почему так? Нравится цвет чая и сочетание кофе и белого фаянса)

А у вас какие кружки в ходу?

Описание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка - студии «КЛИО – клуб любителей истории Отечества» ПЕДАГОГА Зеленовой Анны Сергеевны

ДЛЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

г.Тюмень, 2013 г.
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Цель программы: Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению. Задачи: · воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края; · развивать навыки учебно-исследовательской работы; · развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности. В работе исторического кружка участвуют обучающиеся с 5-х и 6-х классов. Продолжительность программы – 1 год, в объеме 34 часа. Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи. Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах. Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
  • организация экскурсий в музеи;
  • пешие экскурсии по городу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • участие в краеведческих конкурсах.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
УУД:
Личностные: - ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. - эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; - чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Регулятивныея: - планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - анализировать и синтезировать необходимую информацию; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; - устанавливать причинно-следственные связи; - самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; - работать в семейных архивах. - Коммуникативныея: - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. - выступать с сообщениями; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Литература:
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973.
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980.
3. Веселкина В. В. История тюменского края. – Свердловск, 1980.
4. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967.
5. Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.
6. Головнев А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск – Яр-Сале, 1994.
7. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965.
8. Жученко Б. А. Заварихин С. П. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984.
9. Иваненко А. С. Четыре века тюменского поля. – Свердловск, 1990.
Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979.
10. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968.
11. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1974.
12. Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989.
13. Копылов Д. И. Наш край в документах и иллюстрациях. – Свердловск, 1966.
14. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973.
15. Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. – Свердловск, 1969; 1974.
16. Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири. – Новосибирск, 1979.
17. Кочедамов В. И. Первые русские города в Сибири. – М., 1978.
18. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990.
19. Очерки истории Тюменской области. – Тюмень, 1994.
20. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982.
21. Ретунский В. Ф. Государственные преступники: страницы политической ссылки в Зауралье. – Сургут, 1992.
22. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973.
23. Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001.
24. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. – Сургут, 1993.
25. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.Абрамов Н.А. Город Тюмень (из истории Тобольской епархии). – Тюмень, 1998.
26. Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. – Харьков, 1891.
27. Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. – Харьков, 1891.
28. Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М., 2000.
29. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
30. Зайцева Л.Ю., Савицкая О.Н. История Курганской области (церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. – Курган, 1998.
31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в.– Новосибирск, 1990.
32. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992.
33. Копылов А.Н. Очерки по истории культуры Сибири XVII – начало XIX вв. – Новосибирск. 1974.
34. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви Северо-Западной Сибири. – Тюмень, 2001.
35. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. 1–8. – М., 1994.
36. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1–3. – М., 1994.
37. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири.–Новосибирск, 1979. 17
38. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIX вв. – Иркутск, 1996.
39. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.
40. Полный церковно-славянский словарь. Т. 1–2. – М., 1998.
41. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII в. СПб., 1905.
42. Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. Выпуск 1–14. – Тюмень.
43. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла.– Екатеринбург, 2001.
44. Софронов В.Ю. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998.

Дата провед.
Наименование разделов
Форма занятий
Приемы и методы организации
Методический и дидактический материал
Дата провед. Форма подведения итогов
Раздел I . Введение
1. «И дым Отечества нам сладок и приятен…»
Теоретическое занятие. Словесный, практический . Учебные пособия
Коллективное обсуждение.
Раздел II . Западная Сибирь в XVI - XVII вв.
2-3. По следам Ермака. Теорет. занятие. Словесный. Летописи.
Коллективное обсуждение.
4-5. Первые русские города Западной Сибири Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы
Коллективное обсуждение
6. О чем рассказывает Тобольский Кремль. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
7 – 9.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XVI - XVII в».
Практические занятия.
Научно – исследовательский.


Конкурс проектов.
Раздел III . Западная Сибирь в XVIII - XIX вв.
10. КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ Теоретическое занятие. Словесный. Летописи.
Коллективное обсуждение.
11. « Богатство России Сибирью прирастать будет…»
Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы
Коллективное обсуждение
12. Сибирь как ссылка в XVII-XIX веках Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
12 – 13.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XVIII - XIX вв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел IV . Западная Сибирь в XX - XXI вв.
14. Тюменское купечество
Теоретическое занятие. Словесный. Архивные документы.
Коллективное обсуждение.
15. Тюмень в гражданской войне
Теоретическое занятие. Словесный. Арх. документы., фотоматериалы
Коллективное обсуждение
16. «Тюмень- город госпиталь»
Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
17 – 18.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XX - XXI вв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел V . Улицы нашего города
19. Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц).
Теоретическое занятие.
Топонимическое исследование.
Архивные документы, летописи.

Коллективное обсуждение.
20 – 21. Работа над проектом «Юный экскурсовод». Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, материалы фондов, фотографии.

Конкурс юных экскурсоводов.
Раздел VI . Памятники нашего города
22. Памятники Тюмени, как летопись города.
Теоретическое занятие.
Научно – исследовательский.

Коллективное обсуждение.
23. Периоды истории страны и города в памятниках.
Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, арх.докум.

Коллективное обсуждение.
24.
Работа над проектом «Электронная экскурсия» Практические занятия.
Научно – исследовательский Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.
Раздел VII . Знаменитые земляки
25-26 Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Архивные данные, историческая карта

Коллективное обсуждение.
Раздел VIII . Наш край родной
27.
Традиции народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Исторические источники, летописи.

Коллективное обсуждение.
28. Культура народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма.

Коллективное обсуждение.
Раздел IX . Тюмени - 427 лет
29-30.
Работа над проектом «Тюмени – 427».
Практические занятия. Научно – исследовательский.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, историческая карта.

Конкурс проектов.
Раздел X . Выдающиеся люди нашего города сегодня.
31. Встреча с интересными людьми.
Практическое занятие. Словесно – практический.
Фотографии, документы, устные рассказы.

Коллективное обсуждение.
32.
Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня».
Практическое занятие.
Научно исследовательский.
Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания.

Презентация.

Раздел XI . Научно – практическая конференция.
33-34.
Отчет о работе кружка

Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, историческая карта, проектные работы.

Презентация, показ электронных экскурсий.
















Утверждаю
Заместитель директора
по учебно­воспитательной
работе______О. А. Стребкова
Рабочая Программа предметного кружка «Тайны русской истории»
разработана в соответствии со статьей 9 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 05.05.2014), с
требованиями приказа Минобрнауки России от №1089 от 5 марта 2004 г. (ред. от
23.06.2015 N 609) « Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего,
основного общего и
среднего(полного) общего образования, примерной программы среднего (полного)
общего образования по Истории, рекомендациями Минобрнауки РФ Письмо от
11.12.2006 N 06­1844"О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей", санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами
СанПиН 2.4.2.2821­10 (постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 г. № 189), с локальными актами ГБПОК ВО «БМТК».
Разработчик:
Осипова С.В. – преподаватель Истории ГБПОУ ВО «БМТК»
Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 31.08.2017 г.
Председатель ПЦК______________ Г.А Якименко
3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель рабочей программы кружка: ориентация учебно – воспитательного
процесса на удовлетворение потребностей и интересов обучающихся, развитие их
способностей.
Задачи:
создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
развивать умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его
интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного
развития обучающегося;
укрепление психического и физического здоровья обучающегося;
увеличение способов деятельности: учебно­познавательной; информационно­
коммуникативной; рефлексивной;
воспитывать чувство сопричастности к прошлому как основе становления
истори­ческого сознания;
освоение базовых компетенций: информационной,познавательной,
коммуникативной, рефлексивной.
совершенствование деятельности образовательного учреждения во второй
половине дня;
формирование творческой активности обучающихся по дисциплине;














5










формирование и совершенствование навыков исследовательской
деятельности;
развивать умения самостоятельно работать с исторической, справочной,
энциклопедической литературой, ресурсами Интернета;
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их
влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
формирование навыков здорового образа жизни.
Данная программа рассчитана не на пассивное усвоение обучающимися
готовых знаний, а на сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Рабочая программа позволяет получить дополнительные знания по
Отечественной истории за рамками образовательного стандарта по дисциплине
История и направлена на студентов I­II курсов.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
­ выбор тематики кружка обучающимися;
­ доступность для обучающихся I­II курсов;
­ реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания
программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);
­ инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые
заинтересованы в изучении Истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков);
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
­ проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов,
проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
­ создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
­ большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой
работы учащихся;
­ в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал.
Таблица 1. Образовательные технологии
Применяемые технологии
Группа образовательных технологий
Образовательная технология
6

Технологии поддерживающего обучения
(традиционного обучения)
Объяснительно­иллюстративное обучение
Технологии развивающего обучения
Технология разноуровнего обучения
Технология проблемного обучения
Технология проектного обучения
Технология учебной дискуссии
Технология учебной деловой игры

Таблица 2. Педагогические технологии
Группа педагогических технологий
Педагогическая технология
Традиционные технологии
Объяснительно­иллюстративные
технологии обучения
Технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии на основе эффективности
управления и организации учебного
процесса
Технология уровневой дифференциации
обучения на основе обязательных
результатов

Технология индивидуализации обучения
Групповые технологии
Компьютерные (новые информационные)
технологии обучения
Возможные виды деятельности
­ анализ исторической литературы и исторических источников;
­ эвристическая беседа;
­ лекция;
­ рассказ;
­ дискуссия (дебаты);
­ сюжетно­ролевые игры;
­ подготовка и обсуждение докладов учащихся;
­ подготовка мультимедийных презентаций;
7

­ изучение генеалогических таблиц;
­ написание реферата;
­ участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;
­ экскурсии в музеи, библиотеки и др.;
­ решение нестандартных задач по дисциплине;
­ проектная деятельность;
­ исследовательская деятельность.
Работа кружка отражается на стендах кабинета № 5. История.
Предполагаемые результаты
Полученные знания помогут обучающимся глубже понять изучаемую историческую
дисциплину, вооружат историческими знаниями, дадут представления о
деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут
стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс
позволяет познакомиться с биографиями политических, общественных,
государственных деятелей России и малоизвестными историческими фактами.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 2017­2018 учебный год. Рассчитана программа на
10 часов – 1 час в месяц. Время проведения занятий: первый или второй четверг
каждого месяца.
Численность обучающихся в группе: 15 ­ 20 человек.
8

Где была Куликовская битва? (1 час)
предложенных тем кружка различных направлений. Выбор и
Тема 1. Разработка плана кружка (1 час)
Обсуждение
определение тематики кружка. Утверждение тематического планирования.
Тема 2. Анна Ярославна: русская княжна на французском троне.(1 час)
Характеристика личности Анны Ярославовны. История превращения русской
княжны Анны в королеву Франции. Письма королевы Анны к отцу князю Ярославу.
Исторические свидетельства во Франции о королеве Анне.
Тема 3. Загадка Александра Невского. (1 час)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба
против шведских и немецких рыцарей. Характер взаимоотношений Александра
Невского
с Золотой Ордой. Оценка деятельности Александра Невского
зарубежными и отечественными историками.
Тема 4.
Официальная версия местоположения. Новые версии Института географии РАН
совместно с археологами Государственного исторического музея и сотрудниками
Государственного военно­исторического и природного музея­заповедника
«Куликово поле».
Тема 5.Ушкуйники – основатели казачества? (1 час)
Происхождение прозвища новгородских повольников – «ушкуйники». Основные
занятия ушкуйников. Воины или пираты. Противостояние ушкуйников Золотой
орде. Переселение ушкуйников на Дон, Волгу, пермские и вятские леса во времена
Московского князя Ивана III. Ушкуйники – основатели казачества?
Тема 6. Секреты могилы Ермака. (1 час).
Освоение Сибири ­ одна из самых замечательных страниц истории России. Подвиг
Ермака, завоевавшего для России Сибирь. Загадки в биографии Ермака. Гибель
Ермака. Схожесть тайны захоронения двух противников казака Ермака и
сибирского хана Кучума.
Тема 7. Легенда о Медном всаднике на Неве (1 час).
История создания памятника. Легенды о призраке Петра I и памятнике
реформатору Петру I. История названия памятника «Медный всадник».
Тема 8. Тайные сокровища Екатерины Великой (1 час).
История графского рода Бобри6нских. Версии о сокровищах графского рода
Бобри6нских – правда и вымысел. Исторические версии и исследования историков
XX века. Исторические версии и исследования современных историков.
Тема 9 . Почему Россия продала Америке Аляску? (1 час).
Споры о причинах продажи Аляски Америке. Свидетельства и документы сделки.
Польза или вред для России XIX века. Современная оценка события.
Тема 10.Машина времени ­ утраченное открытие (1 час).
Движение рабочих­изобретателей в 1930-1940­х годах. Иван Большаков, молодой
рабочий воронежского завода имени Коминтерна и его изобретение. Судьба
изобретения.
10

3. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО
КРУЖКА «ТАЙНЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ»
№ Тема занятий
1
2
3
4
5
6
Разработка плана кружка
Анна Ярославна: русская княжна
на французском троне
Загадка Александра Невского
Где была Куликовская битва?
Ушкуйники – основатели
казачества?
Тайна могилы казака Ермака
7 Легенда о Медном всаднике на
8
9
Неве
Тайные сокровища Екатерины
Великой
Почему Россия продала Америке
Аляску?
10 Машина времени ­ утраченное
открытие.
Дата
проведения
сентябрь
12 октября
2017 г.
2 ноября
2017 г.
7 декабря
2017 г.
11 января
2018 г.
1 февраля
2018 г.
1 марта
2018 г.
5 апреля
2018 г.
3 мая
2018 г.
7 июня
2018 г.
Ответственный Примечание
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
Осипова С.В.
Члены кружка
11

4. Методические условия реализации программы
1. Амелькин, А.О., Кретинин, С.В., Филюшкин, А.И. Всемирная история в лицах
для детей.­ Воронеж, 1998.
2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты.
­ СПб, 2013.
3. Бенедиктов, Н. А., Бенедиктова, Н.Е., Базурин, Е.Н. Энциклопедия русской
истории. – М., 2000.
4. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности. ­ Рн/Д: Феникс, 2013.
5. Непомнящий, Николай.100 великих загадок русской истории.­М., 2006 г.
6. Школьник, Ю.К. История России: От древнейших времен до начала XX века:
Полная энциклопедия / Ю.К. Школьник. ­ М.: Эксмо, 2012.
Интернет­ ресурсы:
1. http://rsl.ru ­ Интернет хранилище Российской Государственной библиотеки
2. http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
3. http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
4. http://www.historic.ru/books/index.shtml ­ историческая библиотека
5. http://tainy.net ­ Загадки истории
6. http://www.hrono.info/literatura.html ­ библиотека Хроноса
7. http://www/museum.ru ­ Музеи России
ЭОР
1. Презентации по темам кружка.
2. Фильмотека по темам кружка.
12

Осень, зима и ранняя весна самое время для походов на дополнительные занятия, кружки и секции. Летом будет явно не до них.

Предлагаю обзор интересных детских кружков в самых разных музеях Москвы.

1. Государственный Дарвиновский музей
от 7 лет
м. Ленинский проспект
бесплатно

В Дарвиновском музее открыта Студия анималистической живописи, где школьники и дошкольники могут получить серьезное художественное образование. Программа изостудии рассчитана на 7 лет обучения, а ученики получают обширное представление о рисунке, живописи, композиции и истории искусств. А для ребят 11-12 лет и старше в музее Дарвина уже более 50 лет работает Кружок юных биологов. Сюда приглашают школьников, которые любят путешествия и исследования и мечтают побольше узнать о животных и живой природе.


2. Государственный Биологический музей им. Тимирязева
от 10 лет
м. Краснопресненская
бесплатно

В Биологическом музее школьники могут записаться в Палеонтологический кружок. Программа занятий рассчитана на два года. За это время дети познакомятся с основами теории эволюции, палеонтологии, геодезии и других дисциплин, с биологическим разнообразием Подмосковья и других регионов России. Детям наверняка понравится вести полевой дневник, писать научные заметки и рефераты и проводить настоящие исследования.


от 12 лет
м. Краснопресненская
бесплатно

С октября по май для детей в Планетарии работают астрономические кружки, в которых ребята могут больше узнать об астрономии и космосе. Занятия проводят в Большом Звездном зале, в Обсерватории и на Астрономической площадке. Тут можно не только послушать интересные лекции, но и отправиться а увлекательную экскурсию или выезное наблюдение за звездным небом. Кроме прочего, для кружковцев организуют встречи с интересными людьми.


от 6 лет
м. Охотный ряд
от 2 640 руб./курс занятий

В Историческом музее детям уделяют много внимания: в этом году тут работает 14 разнообразных кружков. Можно заниматься изобразительным творчеством или рукоделием, изучать историю Древней Руси, знакомиться с археологией, нумизматикой или технологией резьбы по дереву, и даже ставить спектакли в историческом театре кукол. В некоторых кружках дети могут заниматься вместе с родителями.


от 6 лет
м. Парк Культуры
от 500 руб./занятие, 1500 руб./абонемент

Как и во многих столичных музеях, в Музее Москвы работает Детский творческий центр. Например, малышам предлагают изучать историю искусств. В студии можно пройти путь от наскальной живописи до современного искусства - с упором на историю Москвы. Также при музее есть кружок для любителей лепки из пластилина. Еще одна студия посвящена археологии: в занимательной форме малышам расскажут об основах этой науки, древнейшем прошлом Москвы, средневековых ремеслах и прочих интересных вещах.


от 6 лет
м. Александровский сад
900-6 400 руб./курс занятмй

При музеях Московского Кремля работает Детский центр. Для самых маленьких там открыли студию "Светлица". Программа студии включает интересные экскурсии по Кремлю и творческие задания, которые помогут закрепить полученные знания на практике. Лекторий Музеев Кремля приглашает детей с родителями на увлекательные лекции по истории и искусствоведению. Лекции проходят по выходным в здании Оружейной палаты. Для детей от 10 лет и их родителей в Кремле работает Клуб любителей древностей - там можно познакомиться с разными музейными профессиями и науками: археологией, нумизматикой, оружиеведением и геммологией.


от 4 лет
м. Третьяковская



В Третьяковской галерее уделяют большое внимание юным гостям. Для детей тут работает лекторий, где рассказывают о современном искусстве, о ярких художниках и важных направлениях в искусстве нашего времени. Кроме того, в Третьяковке работает детская студия, в которой с дошкольниками занимаются рисованием профессионалы этого дела. Попасть в студию можно по результатам творческого конкурса и собеседования. В филиале галереи на Крымском валу работает творческая мастерская для детей: там, среди прочего, проводят абонементные занятия для маленьких любителей искусства.

8. Государственный музей имени Пушкина
от 4 лет
м. Кропоткинская
6 000-12 000 руб./абонемент

В музее Пушкина действует несколько образовательных программ и более 18 детских абонементов. Малышам предлагают в игровой форме знакомиться со сказками Пушкина, делать свои первые шаги на поприще живописи, рисунка и декоративных техник и народных ремесел, зниматься в театральной студии. А дети от 9 лет и старше могут записаться в Школу юного дворянина и в полной мере ощутить себя современником великого поэта. Полное расписание абонементных занятий можно найти на сайте музея.


от 7 лет
м. Охотный Ряд
2 000-7 000 руб./курс занятий

При музее действуют несколько кружков для детей и взрослых. Прежде всего, это Клуб юных геологов, в котором дети знакомятся с основами геологии и экологии, изучают явления природы и иностранные языки - английский или китайский. Занятия проходят раз в неделю, продолжительность - 2 часа. Преподают в Клубе сотрудники музея, а также педагоги и студенты московских вузов. Юным геологам читают лекции и проводят мастер-классы. Кроме того, дети совершают познавательные вылазки в другие естественнонаучные музеи Москвы. А некоторые занятия проводят в полевых условиях, чтобы познакомить детей с азами професии.

Кроме того, в музее Вернадского можно ставить опыты в кружке "Научные приключения", изучать физику, заниматься творчеством в художественной студии "Мастерская природы", посещать шахматный клуб, изучать промышленный дизайн или робототехнику или обучаться в школе юных часовщиков.


от 8 лет
м. ВДНХ
50 руб./занятие

В Музее космонавтики открыли клуб "Космический отряд" для учеников младшей и средней школы. Здесь юные любители космоса смогут получить ответы на свои вопросы: например, узнать чем занимаются космонавты на орбите, чем космический корабль отличается от ракеты. Детям читают лекции о новейших технологиях космической отрасли, устраивают познавательные встречи с космонавтами, астрофизиками и другими учеными, организуют экскурсии и астрономические наблюдения. Занятия проходят в двух группах: 8-11 и 11-15 лет. Вступить в "Космический отряд" могут все желающие.

Оставайтесь на связи!


Libmonster ID: RU-8043


П. Старовойтов, преподаватель истории СССР школы N3 Пятигорска

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Исторические кружки занимают значительное место во внешкольной работе. Однако до сих пор им уделяется очень мало внимания. В большинстве школ они совершенно отсутствуют.

Первым условием успешной деятельности исторического кружка является четко разработанный план работы.

При составлении такого плана надо учитывать запросы учащихся, предоставлять им больше творческой инициативы и обязательно в то же время руководить работой учеников.

Главное место в работе руководимого мною исторического кружка в 9 - 10-х классах было отведено изучению произведений классиков марксизма-ленинизма. Работа над отдельными произведениями, которые выбирались применительно к изучаемому программному материалу, отнюдь не сводилась к подбиранию цитат. Мы изучали в кружке полностью отдельные работы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Работа над первоисточниками в 9 - 10-х классах приучает учащихся работать самостоятельно над книгой. Этой работой они углубляют и обогащают шок знания теории марксизма-ленинизма.

В работе кружка следует строго учитывать возрастные особенности его членов. Было бы, конечно, нелепо поручать работу над первоисточниками учащимся 5 - 6-х классов, так как это было бы для них непосильно.

В кружке ученики изучают также дополнительный документальный материал, характеризующий то или иное историческое событие.

Однако учебно-исследовательскую работу мы не ограничивали изучением первоисточников и исторических документов. Работа кружка связывалась с местным историческим: материалом. В любом районе СССР имеются свои исторические памятники, некоторые из которых до сих пор остаются неизвестными. О них знает подчас только местное население. Учащиеся школы могут иногда добыть интересные исторические сведения об этих памятниках старины, составить описание того или иного памятника и передать свои наблюдения и исследования соответствующим научным учреждениям для более глубокого их изучения.

Ученики могут проводить большую работу по охране памятников от разрушения и расхищения. Этому вопросу мы в кружке уделили особое внимание, и на эту тему руководитель кружка провел несколько бесед с учащимися.

С местными историческими, краеведческими и другими пятигорскими музеями наш исторический кружок установил очень тесную связь. Работая в этих музеях, учащиеся делали зарисовки, слепки и муляжи отдельных экспонатов. Эти рисунки и муляжи использовались затем как наглядное пособие на уроке истории.

Не менее интересную работу члены исторического кружка провели по сбору записей рассказов участников революции 1905 года, воспоминаний о произволе в царской России и о гнете помещиков и капиталистов, о германском плене в период империалистической войны, о революции в октябре 1917 года, о гражданской войне. Учащиеся знают об этом прошлом только по описаниям в литературе; рассказы живых людей, непосредственных участников событий, оживляют это прошлое, и благодаря этому оно лучше запечатлевается в памяти учащихся.

Из письменных работ членов кружка был составлен сборник литературного творчества членов исторического кружка.

Видное место в работе исторического кружка во всех классах в нашей школе занимало более углубленное изучение художественной исторической литературы в соответствии с изучаемым программным материалом по истории. Для этого преподаватель кружка заранее подбирал литературу, предварительно тщательно ее просмотрев. Эта работа проводилась совместно с преподавателем литературы.

Много интересного художественного исторического материала печатается в журналах "Пионер" и "Костер", часто можно использовать материал из серии книжек "Жизнь замечательных людей".

Однако мы пришли к выводу, что не следует перегружать учащихся художественным материалом, так как это отвлекает членов кружка от другой работы. Лучше взять одно какое-нибудь художественное произведение и в соответствии с изу-

чаемым программным материалом прочесть его на кружке. Примерно для 5-х классов - поэмы Гомера "Илиаду" и "Одиссею", в 6-х классах - роман Флобера "Саламбо" и т. д.

Одним из видов самостоятельной работы учащихся являлось ведение календаря исторических событий. Календарь этот обычно составлялся на один месяц. Все исторические даты и события, происшедшие, например, в январе, выписывались из обычного отрывного или настольного календаря крупным художественным шрифтом на большом листе бумаги. Лист вкладывался в рамку и вывешивался на видном месте в школе. Это напоминало членам кружка и всем учащимся школы, а также преподавателям о близящейся дате того или иного исторического события и давало им возможность заранее подготовиться к проведению юбилея. Члены исторического кружка подготавливали материал к намеченной дате и проводили в кружке и по классам беседы на эти темы. Постепенно учащиеся приобретают навык к такой работе и научаются проводить беседы и доклады, что особенно важно в сельских районах, где школа является одним из основных культурных очагов.

Большую роль в работе нашего кружка занимала доска исторических событий. Члены кружка делали вырезки из периодической прессы по историческим вопросам и выставляли их на доску. Км показала практика, такая доска очень сильно привлекает внимание учащихся. Ведь учащиеся часто даже в своей газете - "Пионерской правде" не замечают исторических статей. Когда же эти статьи вырезаны и наклеены на доску, то они привлекают внимание. Материал доски менялся каждую шестидневку. Особо значительные места подчеркивались.

Собирание и оформление исторических альбомов проходило на протяжении всей работы кружка. Альбомы были двух типов: альбомы, собранные из вырезанных картинок, иллюстраций, фотоснимков, и альбомы художественного творчества самих учащихся: сюда входят отдельные зарисовки музейных экспонатов, срисованные и увеличенные иллюстрации из исторических, учебников и другие картины. При оформлении альбомов весь собранный материал подбирался в строго хронологическом порядке и по определенным: темам, например по древней истории, средней, новой и истории СССР. В зависимости от количества собранного материала отдельные разделы всеобщей истории, как Греция, Рим и другие, выделялись в отдельные альбомы.

Очень интересным видом работы кружка было также собирание старинных монет и других древностей. К этому делу были привлечены не только члены кружка, но и все учащиеся. Как показала практика, учащиеся иногда приносят очень ценные экземпляры старинной монеты, например медные монеты времен Ивана III, времен Петра I и другие. Все эти собранные монеты размещаются на витрине под стеклом, л к каждой монете пишется соответствующее об"яснение: год чеканки, достоинство ее и т. п., а также имя ученика, принесшего ее. Такая витрина помогает учащимся наглядно представить себе старинные монеты, и в тех классах, где проходится история СССР, витрину можно использовать как наглядное пособие.

В работу кружка вошло и изготовление исторических карт и составление из них альбомов. Ученицы, умеющие вышивать, сделали несколько карт на полотне. После того как карту вышили, она была туго натянута на раму. Таким образом получилась прекрасно оформленная карта, которая служила учебным пособием на уроке.

Просмотр исторических кинофильмов был также одной из форм работы кружка вне школы. Выпущенные за последнее время в СССР исторические фильмы: "Чапаев", "Петр I", "Ленин в Октябре", "Человек с ружьем", "Александр Невский" и др. - являются прекрасным пособием при изучении истерии. После просмотра такой картины руководитель исторического кружка проводил беседу с учащимися, раз"яснял им отдельные, недостаточно понятные кадры, оттенял воспитательные моменты, указывал на поучительные примеры героизма, самопожертвования людей, отдавших свою жизнь, защищая родину от иностранных захватчиков.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы