Про деток, от рождения до школы

М едный всадник - самый знаменитый памятник Петру I - был установлен в 1782 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II. Вспомним историю одного из самых величественных памятников северной столицы с Натальей Летниковой.

1. Это не первый памятник великому самодержцу. Еще при жизни царя-реформатора Бартоломео Растрелли создал «своего» Петра. Но этот памятник занял место у Михайловского замка лишь в 1800 году.

2. Сенатская площадь предназначалась для другого монумента. Парламент хотел увековечить в бронзе действующую императрицу. Екатерина II соблюла политес – сначала великий реформатор! Конный памятник Петру I должен был стоять уже к 100-летию его вхождения на престол.

Памятник Петру I у Михайловского замка

3. Скульптора искали сообща с Дидро и Вольтером. Выбор пал на француза Этьена Мориса Фальконе. Главный художник Севрской фарфоровой мануфактуры, создатель «Грозящего Амура» и мастер рококо, он грезил об искусстве масштабном. Мечта сбылась в далекой России.

Э.М. Фальконе «Грозящий Амур»

4. Петр в образе Цезаря на коне с жезлом и скипетром? Так видела его Екатерина. Или вариант Дидро – фонтан с аллегорическими фигурами? Фальконе рискнул спорить. В итоге в контракте значилось лишь, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

5. Скульптору не давался лик Петра. Фальконе лепил трижды. Его подмастерье Мари-Анн Колло справилась за ночь, используя прижизненную гипсовую маску, снятую еще Растрелли-старшим. Императрица одобрила работу Колло, и Фальконе признал соавторство своей двадцатилетней ученицы.

6. Коня для самодержца искали в конюшнях графа Орлова. Персидских кровей, как и Лизетта – любимая лошадь Петра I. Выбрали Каприза и Бриллианта. Из раза в раз модели с гвардейским офицером в седле взмывали на дыбы, позируя скульптору.

7. Сложнее было с постаментом. Пришлось давать объявление в газету. О гигантском валуне в окрестностях Лахты сообщил крестьянин Семен Вишняков. «Гром-камень» весом около 2 тысяч тонн доставили до столицы за десять месяцев, обтесывая по дороге до нужных размеров.

«Гром-камень»

8. Операция удостоилась внимания всей Европы и императорской медали «Дерзновению подобно». До Финского залива валун перемещали на бревенчатой платформе по желобам с бронзовыми шарами. Дальнейший путь лежал через залив на специальном судне.

9. Вздыбленный конь и змея у подножия. Поверженная змея как победа Петра над противниками его реформ и врагами на поле боя. Работа русского скульптора, сына простого скотника Федора Гордеева. Практическая сторона символа, змея, стала третьей точкой опоры 10-метровой статуи.

В августе 1782 года в Петербурге был торжественно открыт памятник Петру Великому, ныне более известный как «Медный всадник». Надпись на постаменте гласит: "Петру I — Екатерина II, лето 1772" с одной стороны, и "Petro primo Catharina secunda" (лат.) — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью…

1. Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII-XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы.

2. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе, который был рекомендован императрице Екатерине Великой философом Дени Дидро.

Однако над созданием «Медного всадника» работал целый коллектив авторов: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари Анн Колло, змею создавал русский скульптор Федор Гордеев, отливкой статуи занимался литейный мастер Федор Гордеев.

Монолит, из которого создан постамент, весит около 1600 т. «Гром-камень» был найден в 12-ти верстах от Петербурга, в поселке Лахта.

3. «Медный всадник» сегодня немыслим без своего величественного основания — Гром-камня. Свое название глыба получила от местных жителей за широкую трещину, образовавшуюся будто от удара молнии. В свое время за сообщение о нем казенный крестьянин Семен Вишняков получил премию в размере 100 рублей — очень крупная сумма для России XVIII века.

В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для перевозки гигантского мегалита в Петербург архитектор Юрий Фельтен разработал уникальную машину, которая позволила успешно решить необычную задачу.

Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.

4. Этьен Фальконе до «Медного всадника» не занимался лично отливкой памятника из бронзы. Приглашенный французский мастер литья, однако, оказался не в состоянии выполнить требования скульптора. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.

В 1778 году он покинул Россию, так и не доведя проект до конца. Завершать строительство памятника пришлось Юрию Фельтену. Самого же Фальконе даже не пригласили на открытие памятника.

Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен

5. «Медный всадник» — классический пример русской неторопливости при строительстве чего-либо. От разработки первых эскизов до открытия памятника прошло 16 лет.

Императрица Екатерина II, выдвинув идею памятника Петру Великому, смогла получить желаемое лишь к 20-летию своего царствования. Зато появилась возможность приурочить открытие памятника к 100-летию восшествия Петра I на престол.

Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова, 1782

6. Первые полвека своего существования монумент Петру Великому в Петербурге не имел какого-то особого названия. Все изменила поэма Александра Пушкина «Медный всадник», написанная в 1833 году, и опубликованная впервые в 1837 году. Название оказалось чрезвычайно удачным, и теперь конную статую Петра Великого иначе и не называют.

7. За свою историю «Медный всадник» пережил несколько реставраций. Во время первой из них, в 1909 году, был вскрыт люк в крупе коня, после чего было удалено 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины.

Во время масштабной реставрации 1976 года, к которой были привлечены лучшие советские специалисты, большинство трещин, угрожавших памятнику, были заделаны.

8. Согласно легенде, Петербург не падет и не будет разрушен, пока «Медный всадник» занимает свое место. Во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны монумент Петру I был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. Сам памятник избежал попаданий гитлеровских бомб и снарядов, а город не был взят немцами.

Один из самых высоких памятников России москвичи встретили с некоторой критикой. В 1997 году, после его установки, в московских СМИ появилась серия публикаций, призывающие жителей города писать письма в поддержку сбора подписей о сносе монумента. Их насчиталось около 5 тысяч, большинство которых критиковали два пункта - чрезмерную высоту памятника и его местоположение.

Однако, как мы можем наблюдать на данный момент, памятник Петру I в Москве получил право на жизнь. Работу Зураба Церетели воздвигли у по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Официально объявлен создателем и заказчиками как подарок морякам к 300-летию Российского Флота. Общая высота памятника 98 метров, высота фигуры Петра 18 метров.

Некоторые российские газетчики называли данный памятник переработанной статуей Колумба, которую Церетели собирался продать в 1992 году к 500-летию открытия европейцами Америки, но так и не продал.

В 2014 году архитектурный критик Ревзин выразил свое мнение касательно слишком активных акциях протеста против нового памятника. Так, он указал на то, что по Москве слишком резко стали выходить публикации и расклейка плакатов "Вас здесь не было", которые до этого нужно в обязательном порядке согласовать, свести бюджет и получить его. Таким образом, этот процесс, скорее всего, был кем-то запущен, а потом подхвачен горожанами.

Высота монумента сопоставим с высотой Статуи Свободы, которая стоит в Нью-Йорке.

Вот только не стоит забывать, что разница в 5 метров складывается из того, что Статуя Свободы, как цельный памятник, составляет всего 46 метров, но вот стоит он на постаменте высотой 47 метров. Отсюда общая высота считается 93 метра.


Памятник Петру I , получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина, - один из символов Северной столицы. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь. Сегодня мы расскажем об интереснейших фактах и о самых таинственных легендах, связанных с Медным всадником.




Создание памятника оказалось очень хлопотным: замысел именитого парижского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, специально приглашенного в Россию Екатериной для работы над памятником Петру Великому, был грандиозным. Увековечивая фигуру российского реформатора, было решено создать его скульптуру на коне. Согласно замыслу, наездник поднимался на высокий утес, оставляя позади всех неприятелей и преодолевая тем самым все жизненные трудности.



Первым испытанием стал поиск камня, который бы послужил постаментом. Вначале предполагалось собрать его из отдельных камней, но все же попытки найти глыбу соответствующих размеров предпринимались. С этой целью даже разместили объявление в газете: и, о чудо, обычный крестьянин согласился доставить в Петербург валун. Считается, что отыскать нужную породу ему помог юродивый, сам камень назван Гром-камнем за то, что когда-то давно пострадал от удара молнии. Доставка постамента длилась 11 месяцев, перемещать глыбу весом в 2400 тонн пришлось зимой, так как она продавливала буквально все на своем пути. Согласно другой легенде, камень был назван Конем, поскольку был найден на одноименном острове и в незапамятные времена лежал у входа во врата иного мира. Согласно поверьям, местные жители приносили коней в жертву богам у этого камня.



Когда Гром-камень был доставлен в Петербург, Фальконе стал работать над скульптурой всадника. Чтобы добиться максимальной реалистичности, он соорудил постамент с таким же углом наклона, и раз за разом просил наездника заезжать на него. Наблюдая за движениями лошади и всадника, скульптор постепенно создал эскиз. На протяжении последующих восьми лет статую отливали из бронзы. Название «медный всадник» - это художественный прием Пушкина, на самом деле фигура - бронзовая.



Несмотря на то, что Екатерина была в восторге от проекта Фальконе, затянувшаяся работа по отливке статуи рассорила ее со скульптором. Француз уехал в Париж, не дождавшись торжественного открытия. Справедливости ради, отметим, что, когда монумент был представлен публике, по велению Екатерины II отчеканенные по случаю торжества монеты с благодарностью доставили Фальконе.


Медный всадник - визитная карточка Петербурга. Во время войны 1812 года была мысль его эвакуировать, но этому помешал случай. Если верить преданиям, майор российской армии, которому было приказано заниматься памятником, попросил у Александра I разрешения оставить монумент на месте: якобы ему приснился сон, в котором сам Петр I уверял русских, что, пока он на месте, его творению ничего не угрожает. В годы Великой Отечественной войны за памятник тоже переживали, но снять его с постамента не решились: обложили мешками с песком и досками. Так медный всадник и пережил блокаду.

И история появления которого изложены в данной статье, является одним из красивейших монументов столицы. Более того, его можно назвать одним из грандиозных мировых произведений искусства. Расположен памятник в центре столицы. Установлен был в 90-х гг. Не всеми москвичами сооружение было одобрено и споры монумент вызывает до сих пор.

История создания

Один из самых знаменитых российских царей - Петр 1. Памятник в Москве ему был открыт пятого сентября 1997 года. По официальным документам это событие приурочено к трехсотлетию создания российского флота, хотя годовщина и была отпразднована годом раньше. При этом сначала оказался одобрен другой проект, но вариант Церетели победил.

Легенда о появлении памятника

Несмотря на то, что монумент еще довольно «молодой», он уже имеет свою легенду. Однажды в российских средствах массовой информации появились сообщения, что монумент Петр 1 (памятник в Москве) был переделан из статуи первооткрывателя Америки, Колумба. Церетели, создатель данного сооружения, не смог продать свой шедевр США, и он оказался в руках россиян.

Правда или вымысел

Действительно, между фигурами явно просматривается несомненное сходство. Обе статуи стоят на корабельной палубе. Причем у фигур подняты вверх именно правые руки. Постамент в обоих вариантах сложный по структуре. Но есть и существенные различия, увидеть которые можно, только сравнив оба проекта. Они выставлены напоказ в галерее Церетели.

Описание памятника

Памятник Петру 1 на Москве-реке - это уникальное сооружение. Несущий каркас постамента с бронзовой облицовкой сделан из нержавеющей стали. Пьедестал, фигура царя и корабль собирались отдельно. Петр и судно устанавливались последними. Корабельные ванты тоже сделаны из нержавеющей стали.

Все они надежно скреплены толстыми тросами. Для уменьшения веса медных парусов внутри них есть металлический каркас. Для изготовления монумента была взята бронза высочайшего качества. Сначала она подверглась пескоструйной обработке, потом платинировалась. Затем бронза покрывалась воском и специальным лаком. Они защищают исходный материал от непогоды.

В руках царь держит позолоченный свиток. В таком же цвете выполнены Андреевские кресты. Флаги, на которых они находятся, выполнены в виде флюгеров. Внутри памятника сооружена лестница, с помощью которой осуществляется уход за сооружением.

Искусственный остров, на котором установлен «Петр 1» (памятник в Москве), сделан из железобетонного фундамента. Вокруг - фонтаны, которые создают ощущение, что корабль рассекает волны.

Интересные факты во время создания шедевра

На проектирование и воссоздание Петра Первого ушел почти год. Продувки макета осуществлялись в аэродинамической трубе МГУ. Это помогло улучшить характеристики памятника. Монтаж осуществлялся 120 профильными специалистами, которыми руководил ведущий геодезист В. Маханов и бригадир В. Максимов.

Страсти вокруг памятника

Постамент памятника украшают ростры. Каждый украшен Андреевским флагом. Получается противоречие, что Петр Первый воевал с собственным флотом. Памятник стал десятым в списке самых уродливых постаментов мира. Такой рейтинг был опубликован на интернет-портале «Виртуального туриста» в 2008 году.

В июле 1997 г. место, где в Москве памятник Петру 1 установлен, стало знаменитым. Группа «Реввоенсовет» попыталась подорвать монумент. По одной версии, уже была заложена взрывчатка. Но из-за того, что могли пострадать прохожие и окружающие здания, взрыв был остановлен самой группой. По другой версии, подрыв сорвался благодаря анонимному звонку. С тех пор близкого доступа к памятнику больше нет.

Современная «битва» за Петра Первого

По информации, опубликованной в печатном издании «Известия», на выставке «Арх Москва», которая проходит ежегодно, появился проект, согласно которому, монумент Петр 1 (памятник в Москве) должен быть заключен в «упаковку» из стекла. Причем такого, чтобі шедевра сквозь него не было видно.

Это было в 2007 г. Автор проекта, Борис Бернаскони, предлагал встроить монумент Петру первому в небоскреб. В результате памятник был бы спрятан от людских глаз. Даже бы Церетели остался доволен. Небоскреб стал бы музеем для шедевра Церетели, а москвичи и гости города могли наслаждаться новой смотровой площадкой, сделав из нее место для культурного отдыха.

В 2010 г. дошло до того, что памятник Петру 1 предлагалось снести вовсе. Это произошло после отставки Лужкова с должности столичного мэра. Памятник Петру1 в Москве, где находится? Он установлен над водами Москвы-реки, на Крымской набережной, 10. Рядом - станции метро «Парк Культуры» и «Октябрьская».

В 2010 г., после предложения сноса «Петра», исполняющий обязанности мэра, Владимир Ресин, всерьез задумался о переносе монумента с этого места в другой район. Из комиссии Мосгордумы пришли сведения, что такой «переезд» памятника может обойтись казне в 1 миллиард рублей.

Марат Гельман, который и предлагал уничтожить монумент, даже собирался найти спонсоров для осуществления такого переноса. Оказалось, памятник не так уж плох, так как его с удовольствием желали забрать к себе многие (и не только российские) города: Архангельск, Тирасполь, Бердянск и т.д.

Бурные споры закончились в 2011 году, когда префект Москвы С. Байдаков «поставил точку» прямо на пресс-конференции. Он объявил, что монумент останется там, где стоит на данный момент. По его мнению, все, созданное предками, достойно уважения. В результате Петр 1 (памятник в Москве) остался на прежнем месте и до сих пор возвышается на Крымской набережной.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы