Про деток, от рождения до школы

Бог сотворил небо и землю. Земля сперва была не устроена, и Дух Божий носился над ней.

И вот в шесть дней Бог дал устройство земле. «Да будет свет!» – сказал Господь. И стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

Это был первый день.

Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом.

В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же, по воле Божией, произвела растения.

В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и чтобы птицы летали в воздухе над землей.

В шестой день Он сотворил животных земных.

Наконец, сказал Бог: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом, и всеми тварями, живущими на земле».

И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе.

Но Адам был одинок, и Господь Бог создал для него жену – Еву, чтобы она была ему подругой и помощницей.

И увидел Господь Бог, что все, сотворенное Им в шесть дней, прекрасно.

В седьмой день Он почил от трудов Своих, то есть перестал творить, благословил этот день и назначил его быть днем покоя и радости для людей.

Сотворив мир, Бог стал заботиться о нем. Он постоянно хранит его, и все в нем совершается по Его святой воле.

Жизнь первых людей в раю

Бог устроил дивный сад – рай и поселил в нем Адама и Еву, чтобы они возделывали и хранили его.

В раю протекали реки и росли деревья, на которых зрели красивые и приятные для пищи плоды.

Среди рая росли два особенных дерева. Одно из них было дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла.

Вкушая плоды дерева жизни, люди могли жить, не зная ни болезней, ни смерти; о втором же дереве Бог сказал первому человеку, чтобы он не ел плодов с этого дерева, потому что если он вкусит их, то умрет.

Первые люди блаженствовали в раю. Все животные ласкались к ним; не боялись они смерти, не знали болезней, горя, страданий, не знали лжи и обмана и всей душой любили Бога, который постоянно заботился о них и часто являлся им и беседовал с ними.

Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая

Прежде творения мира и всего, что находится в нем, Бог сотворил ангелов, невидимых, как и Он Сам.

Сперва все ангелы были добрые, но потом один из них не захотел повиноваться Богу и научил других тому же.

Он стал называться дьяволом, то есть клеветником, соблазнителем. Господь лишил блаженства его и тех, кто его послушался. И вот дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева познания добра и зла, спросил:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды райских деревьев?

Ева ответила:

– Господь позволил нам есть плоды со всех деревьев сада; только с дерева познания добра и зла Он не позволил вкушать плодов и сказал, что если мы это сделаем, то умрем.

– Нет, вы не умрете, – сказал дьявол. – Бог знает, что как только вы вкусите их, то сделаетесь сами как боги, – и будете знать добро и зло.

Ева посмотрела на дерево, запрещенные плоды особенно понравились ей теперь; она подошла, взяла плодов и ела, потом дала мужу, и он ел.

Как только они сделали это, им сразу стало страшно и стыдно.

До тех пор невинные, как младенцы, они не замечали, что наги, и не стыдились этого, но, согрешив, прикрылись листьями и укрылись среди деревьев.

– Где ты, Адам? – воззвал Он.

Господь сказал:

– Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам вместо того, чтобы сознаться в своей вине и просить прощения у Бога, ответил:

– Жена, которую ты сотворил мне, дала мне плодов этого дерева, и я ел.

Жена сказала:

– Господи, змей соблазнил меня.

Тогда Бог проклял змея, а Адаму и Еве сказал, что в наказание за ослушание они будут жить в горе, страданиях, тяжелых трудах и потом умрут. Но, по милосердию своему, в утешение людям, Господь обещал, что впоследствии явится Спаситель мира, Который примирит людей с Богом и победит дьявола.

Сказав это, Господь Бог изгнал Адама и Еву из рая и поставил ангела с пламенным мечом, чтобы охранял путь к дереву жизни.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.

Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин – от плодов земных, Авель – лучшую овцу из своего стада. Авель приносил свою жертву с чистым сердцем, с чувством горячей любви, и жертва его была угодна Богу; Каин же приносил свою жертву без благоговения, а потому даров его Господь не принял.

Каин позавидовал брату.

Бог внушал ему изгнать из своего сердца недоброе чувство, но Каин позвал Авеля с собою в поле и там убил его.

Тогда Господь спросил:

– Где брат твой – Авель?

Каин ответил:

– Не знаю. Разве я сторож брату моему?

– Что ты сделал, – сказал Господь, – как решился ты убить невинного брата своего?

И Бог проклял Каина и осудил его на изгнание и скитание по земле. Каин не смел показаться родителям, ушел от них далеко и до смерти своей боялся всего и нигде не находил себе покоя.

У него были дети, которые, как и отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Адама и Еву пожалел милосердный Господь и дал им вместо Авеля другого сына – Сифа; он был добр и кроток, как Авель.

Потоп

Люди размножились на земле. Потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из нечестивых потомков Каина, все забыли Бога, не молились ему и постоянно грешили.

Господь много раз вразумлял их, но они не слушались его.

Тогда Господь положил наказать людей за их греховную жизнь и упорство и истребить род человеческий потопом.

В то время жил один праведный человек, по имени Ной. Господь не забыл его.

Он велел Ною построить ковчег, то есть большой крытый корабль, войти в него со своим семейством и взять с собою всяких животных.

Когда это было исполнено, Бог затворил двери ковчега, и начался потоп.

Сорок дней и сорок ночей лил дождь; вся земля, самые высокие горы покрылись водою. Все, что жило на земле: и люди, и животные, – все погибло.

Только ковчег спокойно и безопасно плавал по воде.

Через сорок дней дождь перестал лить, и хотя вода не убывала, но тучи рассеялись, выглянуло солнце, и показались вершины гор. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал, но в ковчег не возвращался.

Через несколько дней Ной выпустил голубя; голубь полетал и вернулся – ему негде было отдохнуть.

Прошло еще несколько дней. Ной во второй раз выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился вечером и в клюве принес зеленую ветвь, и Ной понял, что вода начала сходить с земли. Потом он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, по повелению Божию вышел из ковчега, вывел семью свою и всех животных и принес горячую молитву и благодарственную жертву Богу за спасение.

Бог благословил Ноя и обещал, что на земле потопа больше никогда не будет.

В память этого обещания Господь явил на небе радугу.

Дети Ноя

После потопа Ной стал обрабатывать землю и посадил виноградник. Когда виноград поспел, он выжал из него сок и, не зная, что сок этот опьяняет, выпил его слишком много. Потом он лег, не прикрывшись, в своем шатре и уснул.

Один из трех сыновей Ноя, Хам, увидев, что отец лежит раздетый, поспешил к своим двум братьям и, смеясь, рассказал им об этом. Но Сим и Иафет взяли одежду и, не глядя на отца, почтительно прикрыли его.

Когда Ной проснулся и узнал, что сделал Хам, как непочтительно он отнесся к нему, то в гневе проклял его и его потомство; Сима же и Иафета благословил, сказав, что потомство их размножится по всей земле и будет господствовать над потомством Хама.

Столпотворение

После потопа люди снова размножились по земле и скоро опять стали забывать Бога и наказание, посланное на землю за грехи людей.

Думая, что они могут все сделать без помощи Божией и Его благословения, они решили построить город и в нем башню до самого неба, чтобы прославиться. Но Господь наказал их за гордость. До сих пор люди все говорили на одном языке и вдруг, по воле Божией, начали говорить на разных наречиях, перестали понимать друг друга и вынуждены были прекратить постройку.

Авраам

Но среди этих людей жил один праведный потомок Сифа – Авраам. Господь избрал его, чтобы в его роде сохранять истинную веру до пришествия Спасителя. Для этого Бог повелел Аврааму покинуть родину, землю Халдейскую, и поселиться в той стране, которую он укажет ему.

Авраам покорно собрался в путь и взял с собой жену свою Сарру и племянника Лота, который воспитывался у него. Между ним и Лотом вышло дорогою несогласие из-за пастухов, которые гнали их стада, и Авраам сказал: «Не хорошо нам ссориться, лучше разойдемся в разные стороны. Если хочешь идти налево, я пойду направо; если хочешь идти направо, я пойду налево».

Лот выбрал себе долину Иорданскую, а Авраам, по повелению Божию, поселился в земле Ханаанской, которая стала называться землей Обетованной, то есть обещанной, потому что Господь сказал, что она будет принадлежать потомству Авраама.

Явление Бога Аврааму

Однажды Авраам сидел днем, в жаркую пору, при входе в свой шатер.

Он поднял глаза и увидел перед собой трех странников. Странники эти были Сам Господь в образе человека и Его два ангела, но Авраам не знал этого.

Он подошел, низко поклонился им и просил зайти отдохнуть, освежиться и поесть. И так как они согласились, он поспешил к жене своей Сарре, велел испечь хлеба, потом выбрал лучшего теленка, велел приготовить его и, когда он был готов, подал его вместе с маслом и молоком странникам, а сам стал около них под деревом.

Господь обратился к Аврааму и сказал:

– Через год Я опять буду у тебя, и у жены твоей Сарры родится сын.

Сарра в это время стояла около шатра и усмехнулась, потому что и она, и муж ее были очень стары и это показалось ей странным, но Господь продолжал:

– Почему усмехнулась Сарра? Есть ли что трудное для Бога? – и повторил Свое обещание.

После обеда странники встали, чтобы идти дальше, а Авраам пошел проводить их.

Оба ангела пошли к Содому, а Господь сказал Аврааму, что хочет истребить города Содом и Гоморру за греховную жизнь их жителей.

Авраам понял, что перед ним Сам Господь Бог и стал просить:

– Господи, если в этих городах найдется пятьдесят праведных людей, неужели не пощадишь Ты остальных ради них?

Господь ответил:

– Если найдется пятьдесят праведных, Я пощажу эти города.

Авраам продолжал:

– А если в них окажется сорок пять праведных или даже десять?

– И ради десяти не погублю остальных, – сказал Господь.

Но и десяти праведных не оказалось в этих двух городах.

Содом и Гоморра

Ангелы пришли в Содом вечером. Лот сидел у городских ворот и, увидев перед собой странников, подошел и просил их зайти к нему в дом переночевать.

Он угостил их ужином, но не успели они лечь, как вокруг дома собрались жители города и требовали, чтобы Лот выдал им своих гостей. Лот вышел, запер за собою двери и просил не делать вреда странникам. Но народ шумел и кричал все сильнее; некоторые бросились на Лота и хотели выломать двери.

Тогда ангелы ввели его в дом, заперли двери, а жителей города поразили слепотой, так что они не могли найти входа.

В ту же ночь ангелы сказали Лоту, что они посланы истребить города Содом и Гоморру, и велели ему и семье его уйти из города, не оглядываясь.

На заре Лот со своей семьей покинул Содом.

Тогда с неба упал огонь с серою и истребил города Содом и Гоморру.

Жена Лота не послушалась ангелов, оглянулась и превратилась в соляной столп.

Агарь и Измаил

Через год обещание Божие исполнилось: у Авраама родился сын Исаак, и он нежно полюбил его.

У Сарры была служанка Агарь; сын ее Измаил был несколькими годами старше Исаака и часто дразнил и обижал мальчика.

Сарра много страдала из-за своего ребенка и наконец сказала Аврааму:

– Выгони эту служанку и сына ее!

Авраам был огорчен словами Сарры, потому что очень любил Измаила, но Господь велел ему исполнить просьбу жены и обещал хранить Измаила. Авраам встал рано утром, взял хлеба, влил воды в мех, положил все это на плечи Агари и отпустил ее с сыном из своего дома.

Агарь пошла с маленьким Измаилом по пустыне и скоро потеряла дорогу. Воды у нее больше не было и негде было достать, а сын ее изнемогал от жажды.

Агари было так тяжело видеть страдание мальчика, что она положила его в тень около куста, а сама отошла и, горько плача, говорила:

– Я не могу видеть смерти сына моего.

Тогда ангел Господень явился ей и сказал:

– Не бойся, Агарь, встань, возьми сына твоего за руку и веди его с собою.

Агарь увидела вблизи источник со свежею водой, напоила сына и наполнила мех свой.

Бог хранил Измаила; он вырос, поселился в пустыне, был искусный стрелок и впоследствии женился на египтянке.

Принесение в жертву Исаака

Когда Исаак вырос, Господь, чтоб испытать веру Авраама, сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе в земле Мориа, и принеси Мне его в жертву.

Авраам встал рано утром, оседлал своего осла, приготовил дров для жертвенника и, взяв с собою сына, отправился с ним на гору, в землю, указанную Господом.

Когда они пришли на вершину горы, Исаак сказал:

– Отец, и дрова, и огонь у нас есть, а где же ягненок для жертвы Богу?

Авраам ответил:

– Господь Сам укажет нам жертву.

Потом он связал сына своего и положил его на жертвенник. Но в ту минуту, когда он занес над ним руку, чтобы заколоть его, явился ангел Господень и сказал:

– Авраам, не поднимай руки твоей на отрока. Бог теперь знает, что ты не пожалел своего единственного сына для Него.

Авраам оглянулся и увидел в кустах барашка, который запутался рогами в ветвях.

Он взял его и принес Богу в жертву вместо своего сына. Господь благословил Авраама за его послушание и сказал, что из его потомства родится Спаситель мира.

Женитьба Исаака

Когда Авраам решил, что Исааку пришло время жениться, он призвал своего верного слугу Елизара и сказал ему:

– Поезжай на мою родину, к родным моим, и выбери там невесту для сына моего Исаака.

Елизар ответил:

– А если та девушка, которую я выберу для твоего сына, не захочет покинуть своей родины и не последует за мной?

Авраам сказал:

– Господь поможет тебе, и ты привезешь невесту сыну моему.

Елизар взял с собою много богатых подарков и с несколькими слугами отправился на верблюдах в дальний путь.

Он благополучно доехал до родины Авраама, остановился, не въезжая в город, около колодца и стал молиться так:

– Господи, будь милостив к господину моему Аврааму! Вот я стою у колодца, и городские девушки приходят сюда за водой. Девушка, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь»– и которая ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», пусть будет та, которую Ты назначил невестой рабу Твоему Исааку. По этим словам я узнаю ее.

И вот из города вышла к колодцу прекрасная девушка – Ревекка. Она несла на плече кувшин и, наполнив его, пошла обратно.

Елизар подошел к ней и сказал:

– Дай мне напиться из твоего кувшина!

А она ответила:

– Пей, господин мой, я и верблюдов твоих напою.

Тогда Елизар понял, что Господь услышал его молитву, и спросил Ревекку, может ли отец ее приютить его и других слуг на ночь. Она ответила, что места у них много, и побежала за своим братом Лаваном. Лаван пришел и пригласил Елизара. Когда они пришли в дом родителей Ревекки, Елизар сказал им, для чего он приехал, и просил отпустить с ним девушку.

Они ответили:

– Господь устроил это дело, и мы не будем мешать ему. Возьми Ревекку, пусть будет она женой Исаака.

Тогда Елизар поклонился Господу до земли, потом передал подарки родителям, родственникам и самой невесте и на другой день отправился с ней в обратный путь.

Исаак встретил Ревекку, привел ее к своему отцу и женился на ней.

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом

У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.

Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.

Иаков был кроток, приветлив, занимался домашним хозяйством и пас стада отца.

Исав легкомысленно уступил Иакову свои права на первородство, так что обещание Божие, что из рода Авраама произойдет Спаситель мира, наследовал Иаков.

Но когда потом Исав понял, каких великих преимуществ он лишился, уступив первенство, то возненавидел брата и даже хотел его убить.

Иаков по желанию родителей отправился на родину своей матери, в Месопотамию, чтобы там укрыться от гнева Исава и выбрать себе невесту.

Дорогой ему пришлось ночевать в поле. Он лег, положил под голову камень и уснул.

Во сне он увидел, что на земле стоит лестница, а верх ее касается неба. Ангелы Божии поднимаются и спускаются по ней, а наверху стоит Сам Господь и говорит: «Я Бог Авраама и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству, которое будет многочисленно, как песок на берегу морском. В потомстве твоем родится Спаситель мира и чрез Него благословятся все народы».

Иаков проснулся и сказал:

– Господь присутствует здесь; это – дом Божий, это врата небесные.

Он встал, взял камень, на котором спал, поставил его памятником на том месте и принес Богу жертву, полив камень елеем (маслом).

Место это Иаков назвал Вефиль, что значит дом Божий.

Лестница, которую видел Иаков, предвестила Пресвятую Деву Марию, чрез Которую Сын Божий сошел на землю.

Иаков женился в Месопотамии, прожил там двадцать лет, сделался богатым и вернулся на родину, где примирился с братом.

Дети Иакова

У Иакова было двенадцать сыновей.

Он больше всех любил Иосифа за его кротость и доброту, отличал его перед другими и сшил ему нарядную одежду.

Братья были недовольны этим и двумя снами, которые Иосиф рассказал им и своему отцу.

В первый раз снилось ему, будто он с братьями вяжет в поле снопы; его сноп стоит прямо, а снопы братьев кланяются ему.

В другой раз он видел во сне, будто солнце, луна и 11 звезд ему кланяются.

Отец и братья сказали:

– Неужели ты думаешь, что мы все: отец, мать и братья – будем тебе кланяться!

Однажды, когда другие сыновья Иакова пасли стада далеко от дома, отец послал Иосифа проведать их.

Он надел свою нарядную одежду и отправился навестить братьев.

Увидев Иосифа издали, они решили убить его, но потом раздумали и продали его проезжавшим мимо купцам, а отцу сказали, что дикие звери растерзали его.

Иаков долго и безутешно плакал о любимом сыне. А Иосифа купил приближенный египетского царя, Пентефрий, полюбил его и скоро стал доверять ему во всем.

Но жена Пентефрия оклеветала Иосифа перед мужем, который, не разобрав дела, посадил его в темницу.

Так как Иосиф не сделал ничего дурного, то Господь не забыл его в темнице.

Начальник тюрьмы понял, что он страдает безвинно, снял с него оковы и поручил ему надзор над другими заключенными.

Возвышение Иосифа

Бог дал Иосифу способность разгадывать сны.

Однажды египетский царь, или фараон, как звали египетских царей, видел два сна, значение которых он никак не мог понять.

Царю сказали, что Иосиф может объяснить эти сны. Его привели во дворец, и фараон рассказал ему, что видел во сне, будто семь тощих коров съели семь коров полных и от этого сами не пополнели, и семь тонких колосьев съели семь колосьев полных и остались тонкими.

Иосиф ответил на это:

– Этими снами Бог предупреждает тебя, государь, что в твоей стране будет семь лет урожайных, а после этих семи лет совсем не будет хлеба. Прикажи в первые семь лет сделать запас на голодные годы.

Царь удивился мудрому объяснению Иосифа и назначил его начальником над всем Египтом.

Он приказал ему собрать хлеб на голодные годы, и Иосиф приготовил его так много, что хлеба хватило не только для всего Египта, но можно было продать его и в другие земли.

О создании мира

Сначала Бог создал небо и землю, потом свет. Свет назвал "день", а тьму - "ночь". На второй день Бог создал твердь посреди воды, назвал землей, а воду - морем. На земле выросла трава, злаки, давали семена, деревья. Далее Бог создал рыб, пресмыкающихся, птиц.

О первых людей Адама и Еву

И создал Бог человека по своему образу и подобию, дал власть над рыбами, птицами, животными, пресмыкающимися. Это был день шестой.

Бог создал мужчину. И был тот человек, Адам, совсем сир. Когда он заснул, Бог вынул у него ребро и создал из него женщину, Еву. Прекрасно жили в райском саду Адам и Ева. Все им разрешалось, кроме как есть плоды с дерева познания добра и зла. Дьявол в образе змея соблазнил Еву - она попыталась плод запретного дерева, еще и Адама уговорила сделать это. Бог узнал, рассердился и выгнал Адама и Еву.с рая. Теперь они стали смертными: Адам должен был всю жизнь работать в поте лица, а Ева - в муках рожать детей. Так пошли на земле первые люди и был совершен первый грех.

О потоп на земле

Люди грешили, не слушали Божьих наставлений, поэтому Господь решил их наказать, уничтожить род человеческий через всемирный потоп. Только благочестивому Ноевы сказал он, чтобы тот построил большой корабль-ковчег, посадил туда свою семью и взял "всякой твари по таре" - животных, птиц, разной живности.

Ной так и поступил. Начался дождь, который продолжался сорок дней и сорок ночей. Все было затоплено. Долго плыл корабль по водной пустыне. Ной выпустил ворона, тот полетал-полетал и вернулся - нет суши. Через неделю Ной выпустил голубку, и та вернулась. Еще через неделю голубка принесла зеленую веточку. Это означало, что земля близко. Вышел Ной на сушу, и от него начался новый род человеческий, а от животных, что он выпустил, - их род.

Про Вавилонскую башню

Много людей жило на земле. Все говорили на одном языке, И они задумали построить высокую, до неба, башню, чтобы прославить себя. Бог, увидев, что люди ради своей гордыни взялись за не-и угодну ему дело, сделал так, что строители стали разговаривать на разных языках, не понимая друг друга. Им пришлось покинуть строение и разбрестись в разные стороны. Башня со временем развалилась, а город назван Вавилоном, то есть "смешением".

О Моисее

Одному израильскому супругам Господь подарил сына. Чтобы ребенок не попал в руки злых египтян, мать поначалу прятала ее, а потом вынуждена была сплести корзину, положить туда младенца и пустить в реку. За тем, куда поплывет корзину, следила ее дочь. Корзина пристал к берегу, где купалась царская дочь. Доброй царевне стало жаль мальчика, и она взяла его. А тут подошла девочка и сказала, что может найти кормилицу для ребенка. И привела свою мать. Царевна приказала женщине взять ребенка, вскормить ее, а как вырастет, привести к ней. Мать очень обрадовалась - теперь ее сыну ничего не угрожает. Когда мальчик подрос, его отвели к царевны, и полюбила его, как родного, назвала Моисеем ("тот, кого достали из воды, из корзины"), многому научила, поэтому он вырос умным человеком.

Однажды Моисей, увидев, что египтянин немилосердно бьет рабочего-еврея, вступился за бедного, при этом убил надзирателя. Об этом узнал фараон - и Мойсееві пришлось бежать. В чужой земле он вступился за дочерей тамошнего священника, потом женился на одной из них

Однажды Моисей, выпасая овец, увидел куст, который горел и не сгорал, потом услышал голос Господа, который приказал ему вывести израильтян из рабства. Моисей сказал, что люди могут ему не поверить. Тогда Господь превратил его жезл в змею, со здоровой руки сделал больную и наоборот, превратил воду в кровь и сказал, что Моисей может показать эти чудеса израильтянам, чтобы те поверили ему как посланнику Божьему.

Сорок лет Божий вел через пустыне свой народ к земле обетованной. За это время многие израильтяне отчаялись, стали жаловаться и ругать Моисея. Когда путешественники подошли к горе Синаю, то Господь передал Моисею десять своих заповедей, записанных на каменных досках, чтобы он рассказал о них народу.

Десять заповедей Божиих

Пусть у тебя не будет других Богов, кроме меня. Возлюби ближнего своего как самого себя! Не сотвори себе кумира. Не называй имени Господа напрасно. Помни день субботний. Шесть дней работай, а седьмой отдай Господу. Почитай отца и мать своих. Не убивай! Не прелюбодействуй! Не воруй! Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего! Не желай ничего из того, что тебе не принадлежит, не завидуй.

Притча о блудном сыне

У одного человека было два сына. Вот младший попросил, чтобы отец отдал ему его долю имущества. Отец отдал, а сын уехал в чужих краев, пил там, гулял и быстро растратил все деньги. Остался бедным, голодным, исчезли и его "друзья". Он обнищал, что готов был есть свиной корм. И решил пойти к родному отцу хоть батраком. Вернулся, а отец встретил его радостно, дал лучший одежду и наилучшую еду. Старший брат обиделся, ведь он нигде не блуждал, денег зря не тратил, добросовестно работал, но для него никогда не устраивали такого пышного банкета. Тогда отец сказал: "Ты всегда со мной, дитя мое, и все мое - твое! Надо веселиться и радоваться, потому что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

Притча о сеятеле

Вышел сеятель сеять семя. То, что упало край дороги, затоптали. Что упало на каменистую почву - засохло без влаги. Несколько упало в терние и было им заглушенное. А то, что упало на добрую землю уродилось стократно.

Зерно - Слово Божье. Зерна край дороги - это те, у кого дьявол забрал из сердца это слово. Что на каменистой почве - это те, кто отошел во время испытаний. Которые между терном - это те, что забывают слово Божье за ежедневными хлопотами и богатством, не дают плода. Зерна на доброй земле - это те, кто услышит Слово и сохранит в искреннем и добром сердце.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Библия - это сборник религиозных книг, созданных в разные времена. Состоит она из двух основных частей - Ветхого и Нового Заветов. Это одна из самых популярных книг в мире, и не только через религиозные наставления, которые в ней содержатся, но и через высокую художественную стоимость, общечеловеческие моральные идеалы олицетворенные в библейских образах, в образе Иисуса Христа, в десяти Божьих заповедях.

Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды Немировский Александр Иосифович

МИФЫ В БИБЛИИ

МИФЫ В БИБЛИИ

Миф - это вечный праздник ума, торжествующего над косностью сознания, над невозможностью соединения прошлого и будущего с настоящим, над буднями истории, но это и первоистория, восходящая к глубинам Памяти, к пещерному прошлому рода человеческого.

Самуэль Франц

Начиная книгу этой серии «Ранняя Италия и Рим», мы писали: «А где же мифы, где поучительные и увлекательные рассказы о том, как возник мир и как появились его небесные владыки, как складывались у них отношения между собой и людьми?» Впервые, кажется, его поставил римский автор II в. н. э. Цельс. Касаясь Пятикнижия, он заметил, что все оно состоит из самых невероятных и нескладных мифов. «Они рассказывают какой?то миф как старым бабам и самым нечестным образом изображают Бога сразу, с самого начала, бессильным, неспособным убедить даже единственного человека, которого он создал».

Благодаря этой и подобным оценкам, которые трудно назвать «критикой», современные исследователи Библии стыдливо избегают слова «миф», иногда объясняя это тем, что они не хотят быть непонятыми многомиллионной аудиторией. Некоторые же безбожно путают миф со сказкой и вымыслом. Между тем миф - это своеобразная форма истории, существовавшая у всех известных нам народов на ранних ступенях их развития. В той же названной нами книге, если читатель вспомнит, римская история также неотделима от мифов, ибо первые римские цари и консулы были такими же мифическими персонажами, как Авраам, Исаак, Иаков, а римляне тем не менее гордились, что у них история известна от основания Рима. Почему же создателям Библии надо было отказываться от воссоздания исторического прошлого, оттого, что греки и римляне называли «мифами», а нам чураться этого слова?

И все же даже при поверхностном сравнении библейских и небиблейских классических мифов мы обнаруживаем одно существенное отличие. Главный персонаж первых - бог–творец, создатель мира, жизни и человечества, а не боги, обладающие сходными функциями и также живущие на небесах. Монотеизм наложил отпечаток на все изложение Библии, но не привел к тому, что можно было бы назвать «демифологизацией». Единый Бог не стал схемой, хотя и не наделен какой?либо внешностью и не допускает собственных изображений. Он не просто «сущий», он вездесущий, проникающий во все стороны жизни, не оставляющий без внимания ничего из того, что касается избранного народа и его вождей. Он водит их на помочах, но иногда предоставляет инициативу, если она не противоречит его установкам. Он обращен к истории более, чем какой?либо из его собратьев, которых стали называть «языческими богами», поскольку может сказать: «История - это я».

В силу вовлеченности древних евреев в судьбы едва ли не всех народов Переднего Востока, Библия объединила множество исторических фактов и подала их как мифы в плане монотеистической концепции. Эти мифы - ценнейший исторический источник, дающий возможность отдаленным поколениям представить сложные этнические, политические и идеологические процессы не только в области непосредственного пребывания и проживания евреев, но и на всем соседнем с Библией пространстве.

Уже в самом начале первой из библейских книг мы находим описание всего разветвленного семейства народов, произведенного от сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета (Напета). Несколько десятков сыновей этих трех братьев носят имена этносов, известных евреям и их ближайшим соседям в период написания этой книги. В большинстве случаев их можно отождествить с народами, известными грекоримской традиции под этими же или другими именами. Так, по близости библейского этнонима с греческим народ «гомер» определяется как киммерийцы, а «тирас» как тирсены (так греки называли этрусков). «Мадай» - это известные грекам мидяне, «мешех» - месхи (ныне известные нам турки–месхетинцы). «Иаван» - это ионийцы и другие греческие народности. «Плистим» - это филистимляне, известные грекам как пеласги. Значительная часть «Таблицы народов» отождествлению не поддается, и это одно из свидетельств уникальности и древности этого текста.

Труднообъяснимым является принцип распределения этих народов между тремя братьями - Симом, Хамом, Яфетом. Судя по тому, что сыном Сима назван родоначальник народа арамеев, близких по языку к арабам и евреям, можно думать, что распределение дается по признаку языкового родства. Однако среди сыновей Сима присутствует Элам, за которым скрывается народ, создавший государство в Южной Месопотамии. Его язык не имеет ничего общего с языком евреев, арамеев, халдеев и других семитов, и отнесен он к сыновьям Сима, видимо, по политическим соображениям. То же предположение вызывает потомок Сима Луд, если под ним скрывается родоначальник лидийцев.

Наибольшую вражду у повествователя вызывают потомки Хама, «по–хамски» обошедшегося со своим отцом Ноем. Подчеркивается, что сын Хама Ханаан будет рабом потомков Ноя. Но к сыновьям Хама отнесен Сидон, родоначальник финикийцев, народа, говорившего на родственном еврейскому языке, да и вообще все народы, населявшие страну Ханаан, в том числе и хетты, которых, судя по их языку, мы могли бы рассчитывать встретить среди потомков Яфета. Опять?таки используется не языковый, а политический подход.

Другие сыновья Хама - Мицраим (Египет) и Фут (родоначальник обитателей соседней с Египтом западной пустыни). Но среди них присутствуют филистимляне и кафтореи, то есть пеласги и критяне, язык которых не имел с египетским ничего общего, но они были поселены фараонами на территории страны Ханаан после неудавшейся попытки обосноваться в низовьях Нила.

На примере главы о народах, малой части Библии, мы можем понять, что, несмотря на вольные или невольные искажения, Библия выходит за узкие этнические и географические рамки античного жанра хроник (анналов), предлагая осмыслить исторический процесс в этическом и политическом планах. Однако было бы ошибкой преувеличить уровень исторического сознания библейских авторов. Пятикнижие, несмотря на эту и подобную ей главы, псевдоисторическое сочинение, целью которого было изложить историю евреев в духе монотеистической концепции, и для извлечения исторических фактов потребовались не только усилия величайших еврейских и европейских умов, но и открытие независимой от Библии информации других передневосточных культур. Несколько более историчны книги Царей, основанные на царских хрониках. Но и здесь факты получают тенденциозное, выгодное жречеству освещение. Бог Израиля рисуется как покровитель царской власти, дарующий ей авторитет у своего народа и обеспечивающий победы над другими народами. По его воле создаются и рушатся царства. С этим же Богом в ассирийский и халдейский периоды связываются мессианистические идеи спасения Израиля и его грядущая слава в персидскую эпоху, а также представления о царстве Божьем, оказавшие столь сильное влияние на христианство.

Эта же идея, или, точнее, миф, проявляется и в периодизации истории, в которой выражена всемирно–историческая концепция Библии. Анализируя пророчество Даниила, написанное под именем этого древнего пророка автором IV в. до н. э., мы не можем даже установить, какие четыре «будущих» царства он имеет в виду: Ассирийское, Халдейское, Мидийское, Персидское, или Халдейское, Мидийское, Персидское, державу Александра Македонского, или Халдейское, Мидо–персидское, державу Александра Македонского, державу Селевкидов. В тексте можно отыскать основания для каждой из этих четырех четверок. Не случайно впоследствии христианские авторы последним «человеческим царством» считали Римскую империю. Неизменным в этой периодизации является лишь число четыре.

Будучи, особенно в первых книгах, собранием мифов, Ветхий завет производит впечатление исторического труда, недаром ведь его называют «священной историей евреев». Подкреплением этой иллюзорности служат не только отмеченные нами элементы периодизации, но и распределение всех мнимых и подлинных событий в хронологической последовательности. Но хронология показывает истинный характер этого великого сочинения.

У евреев, в отличие от египтян, шумеров, вавилонян, поздно пришедших к государственной организации, не могло быть собственной точки отсчета исторических событий, или эры. Первая эра у них появилась в эпоху македонского завоевания - это 312 г. до н. э. Но относительная хронология (раньше - позже) используется уже в книге Бытие. При этом отсчет ведется даже от такой природной катастрофы, которая в принципе не совместима с хронологией, ибо лежит за рамками человеческой памяти. Используется и обратный отсчет. Исход из Египта датируется за 480 лет до сооружения Соломоном храма в Иерусалиме.

Производя имена предков, и считая их реальными лицами, от названий народов, библейские авторы, как правило, указывают длительность их жизни. Их сумма должна была указывать на глубину исторической памяти. Элементарный подсчет показывал, что эта глубина ничтожно мала по сравнению с давностью египетских пирамид. Выходом было наделение персонажей еврейской истории фантастическим долголетием.

Еврейский историк эпохи Римской империи Иосиф Флавий, излагая в своих «Иудейских древностях» содержание Библии, уверен в глубокой древности еврейского народа по сравнению с древностью греков и римлян, будущих читателей своего труда. В те времена в этом никто не сомневался. Ныне же нам известно, что город Иерихон, на территории страны Ханаан, завоеванной евреями, на четыре тысячи лет древнее библейского сотворения мира, а история рода человеческого измеряется не тысячами, а миллионами лет.

Нет применительно к Библии большей ошибки, чем ее рассмотрение в изоляции от истории, религии, культур ближневосточного региона, частью которого был древний Израиль. Многие столетия европейцы черпали сведения о Древнем Египте, Вавилонии, Финикии из Библии. В конце XIX в., благодаря раскопкам в Египте и Вавилонии, Библии стали отдавать долги. При этом близость тех или иных библейских и внебиблейских элементов в соответствии с уровнем знаний того времени трактовалась в плане заимствования из более развитых культур. Библия стала мыслиться этакой бедной родственницей, которой в годы вавилонского пленения достались обветшавшие обноски богатой вавилонской родни.

Однако раскопки в 20–30–х гг. и в 70–х гг. XX в. в Сирии (Угарит и Эбла) нанесли по этой концепции, получившей название «панвавилонизм», сокрушительный удар. Библейская мифология, как оказалось, имела много общего с мифологией Угарита, а иврит оказался очень близким к языку Эблы (эблаиту). Последнее означало, что не в VI в. до н. э. - в годы вавилонского пленения, а в конце III тысячелетия до н. э. - время расцвета Эблы - носители родственных языков, иврита и эблаита, обладали достаточно высоким культурным запасом, и к нему могут, в частности, восходить космогонические мифы Библии. Авраам и его семитские предки могли обладать и письменностью, но она была утрачена в годы длительного пребывания обитателей Южной Месопотамии в пустыне и их превращения в полукочевой народ. Но они помнили, что их предки Адам и Авель были земледельцами, считали место их обитания раем земным и страстно стремились плодоносящей земле, называя ее «обетованной».

Таковы некоторые пояснения, необходимые для понимания нашего изложения мифов Библии. Да, это мифы, потому что только в мифах, а не в реальной жизни происходят чудеса: расступаются моря, животные говорят человеческим языком, по мановению руки праведника останавливаются небесные светила. Да, это мифы, отражающие подчас художественное сознание древних земледельцев и скотоводов. Но мы не можем от них избавиться, ибо они пронизывают наше искусство, нашу культуру, наше сознание. Не можем и не хотим!

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

Мифы и фольклор 30. Различие между мифологией и фольклором Мифология (мифологические представления) – это исторически первая форма коллективного сознания народа, целостная картина мира, в которой элементы религиозного, практического, научного, художественного познания

Из книги Мифы кельтских народов автора Широкова Надежда Сергеевна

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги Мифология Ближнего Востока автора Хук Самуэль

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Из книги Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России автора Чаландзия Этери Омаровна

Шумерские мифы Среди огромного объема материала, который имеется в нашем распоряжении благодаря самоотверженному труду ученых-шумерологов, выделяются три мифа, которые нашли столь широкое распространение, что их можно считать базовыми мифами. Сейчас стало ясно, что,

Из книги Мифы Греции и Рима автора Гербер Хелен

Мифы о Гильгамеше Важной фигурой в аккадской мифологии является герой Гильгамеш, который, согласно «Эпосу о Гильгамеше», на две трети бог, а на треть человек. Но он также принадлежит и к шумерской мифологии. Три шумерских мифа, включенные в «Древние тексты Ближнего

Из книги Тайное Пламя. Духовные взгляды Толкина автора Колдекот Стрэтфорд

Мифы об Осирисе В основе сложной системы ритуалов и мифов, центральной фигурой которых является Осирис, лежат три основные темы. Первая тема – политическая. Миф о конфликте между Осирисом и его братом Сетом отражает борьбу, в результате которой Нижний и Верхний Египет

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Мифы о творении Благодаря изменчивости египетской религии (о чем мы уже упоминали) миф о творении имеет много форм и вариантов. Но в любом из них затрагивается тема того, как солнце воздействует на ил, оставленный отступающими водами Нила. Хотя в египетской мифологии

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Из книги автора

Мифы Если мы обратимся к истории, то обнаружим, что иудаизм и христианство связывают непростые отношения. Все основоположники христианства, включая самого Иисуса, – евреи. И его мать, и его ближайшие сподвижники были евреями, он сам проповедовал в синагогах. «Апостолы

Из книги автора

Мифы об облаках Мифы об облаках, которые мы уже неоднократно упоминали, включают в себя не только солнечные стада, кентавров, Нефея, Геллу и Пегаса, но, поскольку в примитивном арийском фольклоре небо само было голубым морем, а облака – кораблями, плывущими по нему, то

Из книги автора

Из книги автора

32. МИФЫ О ВОСХОЖДЕНИИ Умереть - значит переступить границы человеческого статуса и «проникнуть по ту сторону». В религиях, которые размещают потусторонний мир на Небе или в какой?либо высшей сфере, души умерших либо взбираются туда по горным тропинкам, либо карабкаются

Из книги автора

158. ЧТО ОТКРЫВАЮТ МИФЫ Миф, какова бы ни была его природа, есть всегда прецедент и пример не только для действий человека (сакральных или профанных), но и по отношению к месту, занимаемому человеком в мире; правильнее сказать: по отношению к модусам реального в целом. «Нам

Из книги автора

1090. Еще о переводе Библии с еврейского текста. Предложение составить общество для толкования Библии по тексту LXX толковников. К истории русского Добротолюбия Милость Божия буди с вами! О переводе библии с еврейского вы, кажется, очень легко помышляете, а это дело большой

В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее известными библейскими сюжетами. Известно, что библейские сюжеты стали основой многих произведений культуры. Знакомство с библейскими историями не просто учит нас мудрости, терпимости и вере. Библейские сказания помогают нам лучше понимать культуру и самих себя.

В данном материале мы предлагаем Вам библейские истории Ветхого и Нового Заветов. Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос - вот герои эпических библейских сказаний.

Сотворение мира.

Библейская история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.

Сотворение человека.

Человек был создан на шестой день творения. Из данного библейского сказания мы узнаем, что человек – вершина мироздания, созданный по образу Бога. Это источник человеческого достоинства, и именно поэтому мы следуем духовному росту, поэтому мы будем больше походить на него. Сотворив первых людей, Господь завещал им плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над животными.

Адам и Ева – история любви и грехопадения

История создания первых людей Адама и Евы и о том, как сатана под видом змея соблазнил Еву согрешить и съесть запретный плод от дерева добра и зла. Глава 3 Бытия описывает историю грехопадения и изгнания из эдема первых людей. Адам и его жена Ева - в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

Каин и Авель – история первого убийства.

Каин и Авель – братья, сыновья первых людей – Адама и Евы. Каин убил Авеля из-за ревности. Сюжет о Каине и Авеле – сюжет о первом убийстве на молодой Земле. Авель был скотоводом, а Каин - земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями. Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, и Бог принял его жертву, тогда как жертву Каина - плоды земли - отклонил из-за того, что принесена она была не с чистым сердцем.

Великий Потоп.

Главы 6-9 Книги Бытия рассказывают историю Великого Потопа. Бог прогневался на грехи человечества и послал на землю дожди, ставшие причиной Всемирного Потопа. Единственными людьми, которым удалось спастись, оказались Ной и его семья. Бог завещал Ною построить ковчег, который и стал укрытием для его и его родных, а также для животных и птиц, коих Ной взял с собой в ковчег.

Вавилонское столпотворение

После Великого Потопа человечество представляло собой единый народ и говорило на одном языке. Пришедшие с востока племена решили построить город Вавилоном и башню до небес. Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки из-за чего люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство.

Завет Авраама с Господом

В Книге Бытия несколько глав посвящено послепотопному патриарху Аврааму. Авраам был первым человеком, с которым Господь Бог заключил Завет, согласно которому, Авраам станет отцом многих народов.

Жертвоприношение Исаака.

В Книге Бытия описана история несостоявшегося жертвоприношения Исаака отцом его – Авраамом. Согласно Бытию, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь, однако Господь пощадил Исаака, убедившись в преданности Авраама.

Исаак и Ревекка

История сына Авраама Исаака и его жены Ревекки. Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама - Нахора (Авраам, живший в Ханаане, решил найти жену Исааку у себя на родине, в Харране).

Содом и Гоморра

Содом и Гоморра - два известных библейских города, которые, согласно Книге Бытия, были уничтожены Богом за греховность и разврат их жителей. Единственным, кому удалось выжить, оказались сын Авраама Лот с дочерями.

Лот и его дочери.

В трагедии Содома и Гоморры Бог пощадил лишь Лота и его дочерей, так как Лот оказался единственным праведником в Содоме. После бегства из Содома, Лот поселился в городе Сигор, однако вскоре ушел оттуда и поселился с дочерьми в пещере в горах.

История об Иосифе и его братьях

Библейская история Иосифа и его братьев рассказывается в Книге Бытия. Это история о Божьей верности обещаниям, данным Аврааму, Его всемогуществе, всесилии и всеведении. Братья Иосифа продали его в рабство, однако Господь таким образом направлял их судьбы, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать – возвышению Иосифа.

Казни египетские

Согласно книге Исход, Моисей именем Господа требовал от фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Фараон не согласился и на Египет были обрушены 10 казней египетских – десять бедствий.

Странствования Моисея

История о сорокалетнем исходе евреев из Египта под предводительством Моисея. После сорока лет скитаний лет израильтяне обогнули Моав и вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Манна небесная

Согласно Библии, манна небесная - пища, которой Бог кормил народ израильский во время 40-летних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манна выглядела как белые крупинки. Сбор манны происходил по утрам.

Десять заповедей

Согласно книге Исход, Господь дал Моисею десять заповедей о том, как надлежит жить и относиться к Богу и друг другу.

Битва за Иерихон

Библейский сюжет повествует о том, как преемник Моисея – Иисус Навин попросил Господа помочь ему взять город Иерихон, жители которого боялись израильтян и не желали отворять врата города.

Самсон и Далила

История Самсона и Далилы описана в Книге Судей. Далила - женщина, предавшая Самсона, отплатившая за любовь и преданность тем, что выдала секрет силы Самсона его злейшим врагам – филистимлянам.

История Руфи

Руфь – прабабушка Царя Давида. Руфь известна была своей праведностью и красотой. История Руфи олицетворяет собой праведное вхождение в еврейский народ.

Давид и Голиаф

Библейская история о молодом человеке, который, ведомый верой, победил великого воина. Молодой Давид – будущий богоизбранный царь Иудеи и Израиля.

Ковчег Завета Божия

Ковчег Завета- величайшая святыня еврейского народа, в котором хранились каменные Скрижали Завета, а также сосуд с манной и посох Аарона.

Мудрость Царя Соломона.

Царь Соломон - сын Давида и третий еврейский царь. Его царствование описывается как правление мудрое и справедливое. Соломон считался олицетворением мудрости.

Соломон и царица Савская

Библейский сюжет о том, как легендарная аравийская правительница Царица Савская нанесла визит известному своей мудростью Царю Соломону.

Золотой истукан Навуходоносора

Навуходоносор, увидевший во сне золотого истукана, не мог отделаться от желания самому сделать похожую статую огромных размеров и из чистейшего золота.

Царица Есфирь

Эсфирь была красивой, тихой, скромной, но энергичной и горячо преданной своему народу и своей религии женщиной. Является заступницей народа еврейского.

Иов многострадальный

Библейские сказания Нового Завета.

Рождение Иоанна Крестителя

Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.

Рождение Иисуса

Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.

Дары волхвов.

Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы - цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.

Избиение младенцев

Избиение младенцев -новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.

Крещение Иисуса

Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Искушение Христа

После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола - как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.

Иисус ходит по воде

Хождение Иисуса по водам -одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это - известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.

Изгнание торгующих из храма

Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.

Тайная вечеря

Тайная вечеря-последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.

Моление о чаше

Моление о чаше или Гефсиманское моление - молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Поцелуй Иуды

Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.

Суд Пилата

Суд Пилата - описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Отречение апостола Петра

Отречение Петра - новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.

Крестный путь

Крестный путь или несение креста - библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.

Распятие Христово

Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте - завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.

Воскрешение.
На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.

Художник И. Е. Сайко

Иллюстрации А. М. Жданова (шмуцтитулы) и Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда

УДК 931 ББК 63.3(М68

Мифы и легенды народов мира

М68 Библейские сказания и легенды / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. - М.: Литература, Мир книги, 2004. - 432 с.

ISBN 5–8405–0648–6

Миф - это вечный праздник ума, торжествующего над косностью сознания, над невозможностью соединения прошлого и будущего с настоящим, над буднями истории, но это и первоистория, восходящая к глубинам Памяти, к пещерному прошлому рода человеческого.

Самуэль Франц

Начиная книгу этой серии «Ранняя Италия и Рим», мы писали: «А где же мифы, где поучительные и увлекательные рассказы о том, как возник мир и как появились его небесные владыки, как складывались у них отношения между собой и людьми?» Впервые, кажется, его поставил римский автор II в. н. э. Цельс. Касаясь Пятикнижия, он заметил, что все оно состоит из самых невероятных и нескладных мифов. «Они рассказывают какой‑то миф как старым бабам и самым нечестным образом изображают Бога сразу, с самого начала, бессильным, неспособным убедить даже единственного человека, которого он создал».

Благодаря этой и подобным оценкам, которые трудно назвать «критикой», современные исследователи Библии стыдливо избегают слова «миф», иногда объясняя это тем, что они не хотят быть непонятыми многомиллионной аудиторией. Некоторые же безбожно путают миф со сказкой и вымыслом. Между тем миф - это своеобразная форма истории, существовавшая у всех известных нам народов на ранних ступенях их развития. В той же названной нами книге, если читатель вспомнит, римская история также неотделима от мифов, ибо первые римские цари и консулы были такими же мифическими персонажами, как Авраам, Исаак, Иаков, а римляне тем не менее гордились, что у них история известна от основания Рима. Почему же создателям Библии надо было отказываться от воссоздания исторического прошлого, оттого, что греки и римляне называли «мифами», а нам чураться этого слова?

И все же даже при поверхностном сравнении библейских и небиблейских классических мифов мы обнаруживаем одно существенное отличие. Главный персонаж первых - бог–творец, создатель мира, жизни и человечества, а не боги, обладающие сходными функциями и также живущие на небесах. Монотеизм наложил отпечаток на все изложение Библии, но не привел к тому, что можно было бы назвать «демифологизацией». Единый Бог не стал схемой, хотя и не наделен какой‑либо внешностью и не допускает собственных изображений. Он не просто «сущий», он вездесущий, проникающий во все стороны жизни, не оставляющий без внимания ничего из того, что касается избранного народа и его вождей. Он водит их на помочах, но иногда предоставляет инициативу, если она не противоречит его установкам. Он обращен к истории более, чем какой‑либо из его собратьев, которых стали называть «языческими богами», поскольку может сказать: «История - это я».

В силу вовлеченности древних евреев в судьбы едва ли не всех народов Переднего Востока, Библия объединила множество исторических фактов и подала их как мифы в плане монотеистической концепции. Эти мифы - ценнейший исторический источник, дающий возможность отдаленным поколениям представить сложные этнические, политические и идеологические процессы не только в области непосредственного пребывания и проживания евреев, но и на всем соседнем с Библией пространстве.

Уже в самом начале первой из библейских книг мы находим описание всего разветвленного семейства народов, произведенного от сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета (Напета) . Несколько десятков сыновей этих трех братьев носят имена этносов, известных евреям и их ближайшим соседям в период написания этой книги. В большинстве случаев их можно отождествить с народами, известными грекоримской традиции под этими же или другими именами. Так, по близости библейского этнонима с греческим народ «гомер» определяется как киммерийцы, а «тирас» как тирсены (так греки называли этрусков). «Мадай» - это известные грекам мидяне, «мешех» - месхи (ныне известные нам турки–месхетинцы). «Иаван» - это ионийцы и другие греческие народности. «Плистим» - это филистимляне, известные грекам как пеласги. Значительная часть «Таблицы народов» отождествлению не поддается, и это одно из свидетельств уникальности и древности этого текста.

Труднообъяснимым является принцип распределения этих народов между тремя братьями - Симом, Хамом, Яфетом. Судя по тому, что сыном Сима назван родоначальник народа арамеев, близких по языку к арабам и евреям, можно думать, что распределение дается по признаку языкового родства. Однако среди сыновей Сима присутствует Элам, за которым скрывается народ, создавший государство в Южной Месопотамии. Его язык не имеет ничего общего с языком евреев, арамеев, халдеев и других семитов, и отнесен он к сыновьям Сима, видимо, по политическим соображениям. То же предположение вызывает потомок Сима Луд, если под ним скрывается родоначальник лидийцев.

Наибольшую вражду у повествователя вызывают потомки Хама, «по–хамски» обошедшегося со своим отцом Ноем. Подчеркивается, что сын Хама Ханаан будет рабом потомков Ноя. Но к сыновьям Хама отнесен Сидон, родоначальник финикийцев, народа, говорившего на родственном еврейскому языке, да и вообще все народы, населявшие страну Ханаан, в том числе и хетты, которых, судя по их языку, мы могли бы рассчитывать встретить среди потомков Яфета. Опять‑таки используется не языковый, а политический подход.

Другие сыновья Хама - Мицраим (Египет) и Фут (родоначальник обитателей соседней с Египтом западной пустыни). Но среди них присутствуют филистимляне и кафтореи, то есть пеласги и критяне, язык которых не имел с египетским ничего общего, но они были поселены фараонами на территории страны Ханаан после неудавшейся попытки обосноваться в низовьях Нила.

На примере главы о народах, малой части Библии, мы можем понять, что, несмотря на вольные или невольные искажения, Библия выходит за узкие этнические и географические рамки античного жанра хроник (анналов), предлагая осмыслить исторический процесс в этическом и политическом планах. Однако было бы ошибкой преувеличить уровень исторического сознания библейских авторов. Пятикнижие, несмотря на эту и подобную ей главы, псевдоисторическое сочинение, целью которого было изложить историю евреев в духе монотеистической концепции, и для извлечения исторических фактов потребовались не только усилия величайших еврейских и европейских умов, но и открытие независимой от Библии информации других передневосточных культур. Несколько более историчны книги Царей, основанные на царских хрониках. Но и здесь факты получают тенденциозное, выгодное жречеству освещение. Бог Израиля рисуется как покровитель царской власти, дарующий ей авторитет у своего народа и обеспечивающий победы над другими народами. По его воле создаются и рушатся царства. С этим же Богом в ассирийский и халдейский периоды связываются мессианистические идеи спасения Израиля и его грядущая слава в персидскую эпоху, а также представления о царстве Божьем, оказавшие столь сильное влияние на христианство.

Эта же идея, или, точнее, миф, проявляется и в периодизации истории, в которой выражена всемирно–историческая концепция Библии. Анализируя пророчество Даниила, написанное под именем этого древнего пророка автором IV в. до н. э., мы не можем даже установить, какие четыре «будущих» царства он имеет в виду: Ассирийское, Халдейское, Мидийское, Персидское, или Халдейское, Мидийское, Персидское, державу Александра Македонского, или Халдейское, Мидо–персидское, державу Александра Македонского, державу Селевкидов. В тексте можно отыскать основания для каждой из этих четырех четверок. Не случайно впоследствии христианские авторы последним «человеческим царством» считали Римскую империю. Неизменным в этой периодизации является лишь число четыре.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы