Про деток, от рождения до школы

Ольвия — античная греческая колония, основанная выходцами из Милета в первой четверти VI века до н. э. на правом берегу Днепро-Бугского лимана к югу от современного Николаева и современного села Парутино Очаковского района. Во времена расцвета город занимал площадь около 50 га и представлял собой важный центр торговли и рыболовства, имел тесные экономические связи со скифами, численность его населения предположительно достигала 15 тысяч человек. На базе открытых во время раскопок руин города в 1924 году создан археологический заповедник. Благодаря раскопкам отечественных и зарубежных археологов на территории Ольвии были открыты и исследованы руины крепостных стен и башен, двойные ворота, агора и Восточный и Западный теменосы.

История
Ольвия Понтийская являлась одним из четырех наиболее крупных античных государств Северного Причерноморья и сыграла огромную роль в истории региона. Она была основана греческими переселенцами из г. Милета (Малая Азия) во второй четверти 6 в. до н.э. на высоком правом берегу Бугского лимана, неподалеку от его соединения с Днепровским и просуществовала около тысячи лет - до 70-х годов 4 в.н.э. В переводе с древнегреческого «Ольвия» значит «Счастливая». Это официальное название города, засвидетельствованное в изданных городом декретах, надписях на монетах, а также в большинстве литературных источников. На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с античным миром. В 5 в. до н. э. ее посетил «отец истории» Геродот, а в конце I в.н.э. - известный философ и оратор из г. Пруса Дион Хрисостом. Многие античные авторы упоминают Ольвию в своих описаниях Северного Причерноморья - Страбон, Плиний и др. Она входила в Афинский морской союз, подвергалась осаде войск Александра Македонского во главе с полководцем Зопирионом, входила в состав провинции Римской империи.
Ольвия оказала большое культурное влияние на окружающий варварский мир - скифов, сарматов, носителей черняховской культуры. В период своего расцвета территория города составляла около 50-55 га, а его некрополя - около 500 га, а по берегам Бугского, Днепровского, Березанского лиманов располагались полторы сотни сельских поселений, составлявших сельскую округу города. В Нижнем городе существовали выходы пресных вод, которые использовались жителями и оформлялись каптажами и колодцами. В Верхнем городе вода хранилась в специальных водоемах и цистернах. В округе существовали плодородные земли, столь необходимые для развития полиса, автохтонное население отсутствовало. Наличие таких крупных водных артерий, как древние Гипанис и Борисфен (совр. Южный Буг и Днепр), способствовало развитию торговли и обеспечивало население рыбой. В истории Ольвии выделяется три основных периода - 1 - эллинский; 2 - греко-римский; 3 - позднеантичний. Во время первого, наиболее продолжительного периода, государство достигло максимального за всю историю существования расцвета экономики и культуры, развитие которых проходило на базе сохранения и развития традиций греческой метрополии. Второй период характеризуется уменьшением экономического потенциала государства, сокращением территории города, проникновением римских влияний вплоть до введения римского гарнизона и подчинения администрации римской провинции Нижняя Мезия, усилением контактов с варварскими племенами и соответственно ростом влияния неантичных элементов. Третий период является временем окончательного упадка Ольвии. Каждый из этих периодов делится в свою очередь на ряд этапов, выделенных по переломным моментам и событиям в истории государства. В первой половине 6 в. до н.э. Ольвия представляла собой небольшое поселение, располагавшееся в основном в южной и центральной частях Верхнего города. Первые жилища ольвиополитов были довольно простыми по своему устройству. Это землянки и полуземлянки, выкопанные в материке, иногда с невысокими глинобитными, выложенными из сырцового кирпича или камня наземными стенами. Пол был обмазан глиной и плотно утоптан, шатровые или одно - двускатные крыши покрывались камышом или соломой. Внутри помещений вырезались в материковом грунте столики, лежанки, очаги, углубления для установки сосудов, небольшие ниши в стенках. Со временем, во второй половине и особенно в последней трети 6 в. до н.э., земляночная застройка распространяется почти на всю территорию Верхнего города, в центре которого появляется еще один теменос - с культом Аполлона Дельфиния, и возникает агора - площадь, имевшая торгово-административные и общественные функции. На теменосе Аполлона Врача возводится небольшой храм, богато украшенный вырезанными из известняка и терракотовыми полихромными архитектурными деталями, а на теменосе Аполлона Дельфиния появляется священная роща. На обоих участках строятся алтари. Появление этих двух теменосов, а главное - агоры, и начало выпуска собственной, сугубо местной бронзовой монеты в форме дельфинов позволяет говорить о возникновении государства в конце третьей четверти 6 в. до н.э. С самого начала на территории будущего города были намечены первые магистрали - дома колонистов располагались в Верхнем городе вдоль дороги, которая в будущем стала Главной улицей и вела с севера на юг через все плато Верхнего города. Намечались и поперечные улицы. Вокруг Ольвии во второй половине 6 в. до н.э. формируется ее хора. Возникает множество небольших сельских поселений, население которых занималось земледелием, животноводством, охотой и рыболовством, в небольшой степени ремеслом. С начала 5 в. до н.э. в городском строительстве происходят существенные изменения - в это время по всей площади города начинают возводиться жилые дома обычного для греческого общества типа. Это наземные дома с внутренними дворами, сырцовыми на каменных цоколях стенами, с крытыми саманом и черепицей крышами. Формируется основная планировка города, жилые кварталы ограничиваются улицами и переулками. Возможно, в первой половине 5 в. до н.э. строится и первая оборонительная стена города, которую мог видеть Геродот во время своей поездки на берега далекого Понта. Ольвия выпускает свою литую бронзовую монету вначале в виде монет-стрелок, затем дельфинов и больших круглых ассов с изображениями Афины, Медузы Горгоны, Деметры.

На рубеже 5-4 вв. до н.э. монетное дело полностью переходит в ведение государства и упорядочению денежного обращения теперь уделяется значительное внимание. Так, декрет начала второй половины 4 в. до н.э. по предложению Каноба, сына Фрасидаманта предписывал производить все торговые расчеты в ольвийской медной и серебряной монете на камне в экклесиастерии. За нарушение постановления продавца и покупателя ожидала конфискация товара и денег. Ольвия все значительнее втягивается в орбиту общегреческих взаимоотношений. Она ведет широкую торговлю как с античными центрами, так и с окружающим варварским миром. Через Ольвию греческие изделия попадают к скифам и племенам лесостепи. Особенно активно развиваются отношения с Афинами. Существует предположение, что Ольвия в результате известной экспедиции афинского правителя Перикла в Понт была на короткое время включена в состав Афинского морского союза и платила ему дань. Возможно, в это время несколько осложняются до этого мирные отношения с местным населением степей Причерноморья - кочевыми скифами, которым греческие обычаи были чужды. Согласно легенде, рассказанной Геродотом, скифский царь Скил построил дворец в Ольвии, часто приезжал в город и жил там по греческим обычаям. Отряд сопровождавших его скифов он оставлял за городскими стенами. Однажды увидев со стен города, что Скил участвует в вакхической процессии, скифы вознегодовали и рассказали о происходящем своему племени. Кончилось это тем, что брат Скила Октамасад велел отрубить ему голову за измену родовым обычаям. В первой половине 4 в. до н.э. намечается новый подъем в развитии экономики города. Активно строятся новые здания и перестраиваются старые, совершенствуетсяблагоустройство города, развивается торговля. Растет количество поселений на хоре, откуда Ольвия получает значительное количество зерна и продукции животноводства.
Появляются новые типы поселений, в частности, так называемые виллы - отдельно стоящие усадьбы, которым принадлежали большие площади занятой посевами земли. Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика, где основные права принадлежали только свободным гражданам. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы. При угрозе неурожая и голода формировалась чрезвычайная коллегия ситонов, которая занималась, в частности, закупкой и продажей хлеба по приемлемым ценам. Единоличными были должности гимнасиарха, секретаря, глашатая, жреца и др. Важную роль в жизни ольвиополитов играл суд, каждый отдел которого ведал определенными делами. Если в начале существования Ольвии ее население было довольно однородно по своему экономическому положению и этнической принадлежности, то со временем общество все больше расслаивается, растет число рабов и зависимых лиц, социальные противоречия обостряются. Особенно ярко эти противоречия проявились в трудное время, когда в 331 г. до н.э. под стены Ольвии подошел полководец Александра Македонского Зопирион. Положение города, военная организация которого основывалась на системе народного ополчения, было чрезвычайно тяжелым. Большинство сельских поселений было уничтожено, и населению города, кроме военного захвата, стал угрожать голод. Власти полиса были вынуждены пойти на крайнюю меру - они освободили рабов, предоставили права иностранцам, проживавшим в Ольвии, аннулировали долги ольвиополитов. Это способствовало увеличению рядов защитников города и повысило их заинтересованность в победе. Об этих событиях со слов своих предшественников рассказал античный писатель 4-5 вв.н.э. Макробий. В конце 4 - первой половине 3 вв. до н.э. Ольвия достигает наибольшего за всю свою историю расцвета. Она окружена мощными каменными стенами с большими Западными и Северными въездными воротами. В центре Верхнего города проводятся большие градостроительные работы - старые здания основательно перестраиваются, сооружается много новых домов, переделываются и заново строятся общественные и культовые сооружения, застраиваются склоны. Площадь города достигает 50-55 га, численность населения составляет не менее 20-25 тысяч человек. В центре Верхнего плато находилось два упомянутых выше теменоса с храмами и свободно стоящими алтарями. Они были ограждены каменными оградами. Восточный теменос находился на краю плато, и с него открывался прекрасный вид на Нижний город и лиман с гаванью. Сразу за теменосом на склоне находился водоем для подачи воды, облицованный камнем. К югу от теменоса находилась агора - площадь, вымощенная, как и большинство улиц, битыми черепками, ограниченная на востоке стоящим над склоном торговым рядом, на севере - большой стоей - колоннадой, открытой к югу, на западе - еще одним торговым рядом, административным и жилыми домами, на юге - зданием гимнасия. Остальная часть Верхнего города была застроена жилыми домами людей разного достатка - в расположенных в центре жили, очевидно более богатые граждане, у северной оборонительной стены - более бедные слои населения.

В Террасном и Нижнем городе были как очень богатые дома, так и жилища людей среднего достатка. При раскопках открыто несколько домов, отличающихся своей площадью, интерьерами, устройством от основной массы жилых зданий. Очевидно, они принадлежали наиболее влиятельным гражданам ольвийской общины, таким как Каллиник, Протоген или Анфестерий, чьи деяния на благо Ольвии нашли свое отражение в почетных декретах города. В трудную минуту они помогали полису деньгами, проводили ремонты общественных зданий, оборонительных стен, возводили новые постройки, чинили и строили корабли, снаряжали необходимые посольства за свой счет, за что и были особо почитаемы в городе. В это время особенно разнообразны международные связи Ольвии. В частности, поддерживались особенно тесные отношения с ее метрополией - Милетом, о чем свидетельствовал специальный договор, подтверждавший существовавший ранее, по которому граждане обоих городов имели равные права в каждом из них. Издается множество проксений - постановлений полиса о предоставлении прав купцам и гражданам других городов - Гераклеи, Византия, Херсонеса и др. Значительно расширился ареал и объем торговых связей. Наряду с традиционными для 4 в. до н.э. торговыми контрагентами Ольвии - Аттикой, Хиосом, Синопой, Гераклеей Понтийской, начинают завязываться достаточно оживленные отношения с центрами, вышедшими в это время на историческую арену в связи с формированием нового историко-экономического явления - эллинизма - Родосом, Косом, Книдом и др. Главными статьями импорта, как и в предшествующее время, остались вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства. Одновременно усиленно развивалась и внутриполисная торговля, о чем, в частности, говорит обилие находок местных чеканных бронзовых монет разных типов, условно называемых борисфенами. На их лицевой стороне изображалось бородатое божество, предположительно бог реки Борисфена (Днепра), на оборотной - горит и секира.


Городское хозяйство

Благоустройство города - находится под контролем магистратов. Строится система крытых каменных водостоков, выводящая воды из центра Верхнего города к Западным воротам и затем в находящуюся за стенами балку. Вдоль улиц, между домами и во дворах также проходили водостоки. Мусор вывозился за пределы городских стен. Активизируется ремесленная деятельность. Ремесло сосредотачивалось, главным образом, в городе, где были различные мастерские. И хотя конкретные остатки их раскопками пока не найдены, нет никаких сомнений, что ольвиополиты делали здесь амфоры, разную столовую и кухонную посуду, черепицу, терракотовые статуэтки, металлические изделия - орудия труда и украшения, производили множество других предметов, необходимых в их жизни. Успешно развивалось сельское хозяйство, особенно на хоре. Параллельно с развитием города после осады Зопириона активизировалась жизнь на поселениях сельской округи. Возродились многие старые поселения, были основаны новые. Существовали поселения разных типов - довольно большие деревни, хутора, отдельно стоящие усадьбы, комплексы из нескольких усадеб. На сельских поселениях строились дома, аналогичные городским, только более скромного облика, с зерновыми ямами, загонами для скота, специальными помещениями для обработки и хранения продукции. Сельская округа Ольвии могла в это время производить до 32 тонн зерна. Крестьяне выращивали пшеницу, ячмень, просо, бахчевые, овощные и садовые культуры, виноград; разводили крупный и мелкий рогатый скот, птицу; занимались промыслами - рыболовством и в небольшой мере охотой. На поселениях в необходимой мере развиваются ремесла (гончарство, в небольшой мере - металлургия, ткачество), и промыслы, в частности, рыболовство. Из надписей известно, что в Ольвии существовал специальный рыбный рынок, на котором торговали, очевидно, рыбаки и города, и поселений. Расцвет Ольвии нашел свое отражение в развитии полисных институтов. Именно в это время описанная выше структура полиса действовала наиболее активно. Под контролем государства находились практически все стороны жизни ольвиополитов - финансы, международные и торговые связи, городское благоустройство и торговля, монетное дело, система мер и весов и т.п. В конце 4 в. до н.э. были выпущены даже золотые монеты.

Духовная культура Ольвии
Высоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес и др. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества. Ольвиополиты были в основной массе грамотными. Об этом свидетельствуют многочисленные находки граффити - надписей, процарапанных на посуде, главным образом, чернолаковой, и высеченные на камне городские постановления, списки граждан, подписи под статуями. Одно из таких граффити содержало перечисление месяцев ольвийского календаря, соответствующего принятому в ее метрополии Милете. В Ольвии были свои философы, ученые, поэты, музыканты. В городе был театр, который упоминается в нескольких надписях. Ольвиополиты достаточно активно занимались спортом, они устраивали состязания в беге, метании копья и диска, стрельбе из лука, рукопашном бое. В соревнованиях участвовали также люди, занимавшие важные посты в государстве - архонты, стратеги. В городе был гимнасий. В быту ольвиополитов использовалось множество предметов искусства. Собственно, даже их повседневная посуда, а особенно применявшаяся на парадном столе, представляла собой художественное произведение. Это чернолаковые, чернофигурные и краснофигурные сосуды изысканных форм и пропорций, с художественно исполненными росписями с мифологическими, историческими, бытовыми, орнаментальными сюжетами. В домах обязательно были небольшие терракотовые, реже - мраморные статуэтки, изображавшие богинь (чаще всего Деметру, Кору, Кибелу), богов, силенов, сатиров, эротов, животных, простых людей - мальчиков и девочек, женщин в изящных одеждах, маски актеров и др. Много образцов мелкой пластики привозилось из Греции, в частности, здесь найдено много танагрских статуэток, славившихся в античном мире своим изяществом и совершенством исполнения. Иногда привозились формы для изготовления терракот на месте. Значительное число терракотовых статуэток изготовлялось в мастерских Ольвии по собственным образцам. Часть мраморной скульптуры была привезена из Греции и выполнена на высоком художественном уровне. Существовала местная школа художественного творчества. В скульптуре она ярче всего выразилась в рельефах с изображением Кибелы. Образ богини повторяет обычный ее облик - со львенком на коленях, тимпаном и чашей в руках, она сидит в кресле с высокой спинкой. Однако манера исполнения отличается от греческих изображений. Вероятно, в Ольвии был изготовлен и мраморный рельеф с изображениями коллегии ситонов, посвятившим его Благосклонно Внемлющему Герою. Расцвет полиса длился примерно до середины - последней четверти 3 в. до н.э., когда Ольвия вступает в полосу затяжного и тяжелого социально-экономического и военно-политического кризиса.

Развитие Ольвии
Усиливается процесс нарастания имущественного неравенства и расслоения внутри общины ольвиополитов. Происходит обнищание средних слоев населения и скопление значительных богатств в руках отдельных граждан. В полисе происходят социальные волнения. Яркую картину упадка Ольвии, имущественного неравенства жителей, голода, обостренной военно-политической ситуации рисуют лапидарные памятники Ольвии
этого времени - декреты в честь Анфестерия и Протогена, своей благотворительной деятельностью в той или иной мере способствовавших преодолению кризиса. В первом документе речь идет о войнах и голоде, об алтарях, пришедших в негодность, упоминается ольвийский военный флот, распри и раздоры в полисе. Аналогичная картина отражена в гораздо лучше сохранившемся почетном декрете в честь ольвийского богача и общественного деятеля Протогена. Он давал в долг государству огромные суммы денег для заготовки хлеба в неурожайные годы, на восстановление старых и строительство новых укреплений. Кроме того, Протоген помогал полису деньгами, когда саии явились за очередными дарами, и на снаряжение нескольких посольств, в частности к царю Сайтафарну; а когда случился еще один голод - при жреце Плейстархе - продал еще 2500 медимнов хлеба по более дешевой, чем другие торговцы цене, к тому же в кредит и без процентов.
Пользуясь тяжелым положением государства, пытаются добиться освобождения ольвийские рабы. В то же время соседние племена скифов, фисаматов и савдаратов, опасаясь жестокости галатов, стремятся укрыться за стенами Ольвии. Ремесла и особенно сельское хозяйство Ольвии приходят в упадок. Около середины 3 в. до н.э. жизнь на сельских поселениях большой хоры замирает - экономика государства лишается одной из важнейших своих основ - товарного производства сельскохозяйственной продукции. Судя по декрету Протогена, государство не только не в состоянии вывозить хлеб на продажу, но даже не всегда может обеспечить собственные потребности в зерне. Все это в свою очередь приводит к сокращению торгового оборота. Нам неизвестно, состоялось ли нашествие галатов, хотя, скорее всего, именно о нем косвенно может свидетельствовать прекращение существования большой хоры в середине 3 в. до н.э. Тяжелый кризис продолжается и позднее, во 2 - первой половине 1 в. до н.э., о чем красноречиво свидетельствует декрет в честь Никерата, изданный до 180 г. до н.э. В декрете речь идет о нападениях варваров, от которых, будучи одним из верховных военачальников, спас граждан полиса Никерат. Одним из его подвигов было отражение нападения на святилище в Гилее, откуда он отослал людей в город, а сам остался и был убит в результате вероломной засады неприятелей. В середине 2 в. до н.э. Ольвия, вероятно, попала под протекторат позднескифского государства в Крыму. В середине 1 в. до н.э. ослабленная длительным кризисом Ольвия была разгромлена войсками гето-даков во главе с Буребистой. Оставшиеся в живых жители покидают город, и жизнь здесь прекращается на несколько десятилетий. Город никогда уже не достигает уровня прежнего расцвета. Ольвиополиты, вероятно, были вынуждены укрыться в других античных центрах или в среде дружественных варваров. Такой средой для них, возможно, стало эллинизированное население нижнеднепровских городищ. Пребывание ольвиополитов среди населения этих городищ способствовало их дальнейшей эллинизации. Жизнь на месте Ольвии возрождается не ранее конца I в. до н.э., по прошествии нескольких десятилетий после гетского разгрома.

При рассмотрении причин, приведших к возобновлению жизни здесь, не следует абсолютизировать мнение Диона Хрисостома, сообщавшего, что, как ему кажется, город был восстановлен по желанию окружающих скифов, нуждающихся в торговле с эллинами, но не умевших устроить торговое место по эллинскому образцу. Это заявление Диона свидетельствует только о том, что варвары не препятствовали восстановлению города вследствие собственной заинтересованности, однако полностью причин его возрождения не объясняет. Основой экономики Ольвийского государства всегда являлось сельское хозяйство, а не торговля, таким образом, для возрождения жизни здесь требовалось наличие необходимых условий именно для этого. В географическом отношении это место и ранее вполне соответствовало требуемым условиям. Таким образом, основную роль в восстановлении города сыграло изменение военно-политической обстановки в Северо-Западном Причерноморье. С одной стороны, политическое образование Буребисты распалось практически сразу после его смерти, предположительно в 44 г. до н.э., а в 29 г. до н.э. начались планомерные мероприятия римлян по усмирению гетов, в связи с чем они не представляли более опасности для своих восточных соседей. С другой стороны, вскоре началось продвижение на запад сарматских племен, с набегами которых римляне были вынуждены бороться еще около 15 г. до н.э. На рубеже эр разрушению подвергается часть нижнеднепровских городищ, на других - возводятся каменные оборонительные стены. В то же время, задев нижнеднепровские городища, сарматы прошли севернее Ольвии, так как их больше привлекали богатые провинции Подунавья, чем разрушенная Ольвия Таким образом, в конце I в. до н.э. в Нижнем Побужье складываются благоприятные условия для восстановления сельского хозяйства, что и привело к возрождению Ольвийского государства. Не исключен также отток сюда вследствие экспансии сарматов части жителей нижнеднепровских городищ, основным занятием которых также было сельское хозяйство. Определенную роль в возвращении ольвиополитов на старое место сыграло и осознание ими своего единства. Дион подчеркивает патриотизм жителей Ольвии и их безусловное уважение ко всему греческому.

Торговля в Ольвии
Что же касается торговли Ольвии, то она возобновляется постепенно и решающего значения не имела. Даже наиболее массовый керамический импорт этого времени в целом немногочислен. В восстановленном после гетского разгрома городе, очевидно, гражданская община Ольвии формируется заново, не только из коренных ольвиополитов, но и из части эллинизированного населения нижнеднепровских городищ. Это первоначально ираноязычное население (скифы), перенявшее античную культуру, и, очевидно, в течение нескольких столетий нивелируемое этнически, и дало большое количество иранских имен среди должностных лиц, что фиксируется в надписях Ольвии этого времени. Вероятно, именно это дало основание Диону Хрисостому, посетившему Ольвию в 1 в., сообщить, что в восстановленные города, в том числе и в Ольвию, нахлынула масса варваров. Основой экономики Ольвии и ее округи остается сельское хозяйство - земледелие и животноводство. Развиваются виноградарство и виноделие, обеспечивавшие, в основном внутренний рынок. По-прежнему существуют промыслы и ремесло. К середине 1 в.н.э. возобновляется чеканка медных монет, которые сохраняют характер монет автономного города. Медные деньги служили для нужд внутригородского рынка, для торговли с соседними племенами использовались римские денарии. Круг торговых связей римской Ольвии был достаточно широк. Преобладала торговля с малоазийскими и южнопонтийскими центрами - Пергамом, Синопой, Византием. Существовали связи с италийским регионом, однако ввоз товаров оттуда фиксируется в основном до рубежа 1-2 вв., затем его сменяет импорт товаров из западных провинций Римской империи. Кроме того, торговля велась с Аттикой, Восточным Средиземноморьем, Александрией Египетской, а также с античными центрами Северного Причерноморья - Тирой, Херсонесом Таврическим, городами Боспора. Судя по данным эпиграфики, Ольвия продолжала оставаться самостоятельным государством с обычной полисной структурой. Однако во второй половине 1 в., возможно, существовала какая-то зависимость Ольвии от сарматских племен, живших к северо-западу от границ Ольвийского государства. Изучение сарматских памятников нижнебугского региона показывает, что с середины 1 в. они располагаются вокруг Ольвийского государства. Вероятно, их сдерживала система городищ, существовавших в это время по Днепро-Бугскому лиману и державших под контролем границы государства. Насильственного захвата и прямого подчинения Ольвии сарматским царям Фарзою и Инисмею не произошло. Существует ряд фактов, позволяющих говорить об определенном политическом протекторате сарматов над Ольвией - это использование монетного двора города, наличие здесь некоторого количества предметов с сарматскими знаками, погребение двух знатных сармат на хоре Ольвии. Взаимоотношения с Римом в это время не вполне ясны. Вряд ли Ольвия принимала прямое участие в римско - боспорской войне 45-49 гг. Однако она, вероятно, поддерживала Рим, победой которого было обусловлено введение в Ольвии особой ольвийской эры. Выступление на стороне Рима могло обеспечить ей ряд льгот. Если исходить из достаточно обоснованной гипотезы о том, что Фарзой был царем сарматского племени аорсов - союзников Рима в римско-боспорской войне, переселенных ближе к дунайской границе для ее укрепления, то можно предположить, что на них была возложена функция охраны и защиты Ольвии. Ольвия за это чеканила их монеты на своем монетном дворе. На короткое время римские войска появляются в Ольвии в 60-е годы в связи с походом легата римской провинции Мезии Тиберия Плавтия Сильвана в Крым и освобождением Херсонеса от осады скифами. В это время был даже заключен военный союз Ольвии с Тиберием Плавтием Сильваном и царями Аорсии.

Министерство образования РФ

Стерлитамакский Государственный Педагогический Институт

Кафедра всеобщей истории

«Политическая история и культура

Ольвийского полиса»

Курсовая работа

Научный руководитель: Денисов И. В.

Студент исторического факультета

1 курса группа «Г»

Васильева С. А.

Стерлитамак 2000

Введение

2. История Ольвии от скифов до завоевания Митридата (V – I вв. до н.э.)

3. Культура Ольвии

Заключение

Введение 2

1. История Ольвии с VII по V вв. до н.э.

1.1 Архаическая эпоха

1.2 Историческая ситуация в Северном Причерноморье

на рубеже VI-V вв. 19

2. История Ольвии от скифов до завоевания Митридата

(V – I вв. до н.э.) 30

2.1 Ольвия в эпоху поздней классики и раннего

эллинизма (IV – первая половина III в.) 30

2.2 Эпоха кризиса

(вторая половина III – первая половина II в. до н.э.) 38

2.3 От Скилура до Буребисты 46

3. Культура Ольвийского полиса 52

Заключение

Список используемых источников

Введение

Ольвийский полис – одно из самых значительных античных государств Северного причерноморья. Среди многочисленных колоний Милета Ольвия выделяется необычайным богатством памятников материальной культуры, нумизматики и особенно эпиграфики, позволяющих с желаемой полнотой воссоздать ход ее исторического развития, политический строй, социальную структуру и культурный облик.

Интерес ученых к Южной России вообще и к Ольвии в частности стал проявляться в отечественной науке после включения Крыма и Новороссии в состав Российской империи. В конце XVIII в. туда отправляются П. Сумароков и П. С. Паллас, правильно локализовавшие в своих трудах местоположение Ольвии у села Ильинское (соврем. Парутино) в низовьях Буга и описавшие остатки ее развалин .

Первая попытка создать краткий очерк истории Ольвии на основании известий древних авторов и данных нумизматики принадлежит голландскому эмигранту И. П. Бларамбергу . Практически одновременно с ним выпустили свои труды Д. Р. Рошетт и П. Кёппен, не бесполезные для своего времени главным образом тем, что они ввели в научный оборот новые эпиграфические памятники.

Однако все перечисленные работы, несмотря на отдельные удачные наблюдения, ни по охвату источников, ни по методическому уровню их изучения нельзя признать в полном смысле научными исследованиями. Первым, кто поставил изучение ольвийских надписей и свидетельств древних авторов о городе на подлинно научный уровень, был "отец греческой эпиграфики", выдающийся немецкий историк и эпиграфист Август Бёк, который в вводной главе к надписям Сарматии своего "Корпуса греческих надписей" дал монографически связный очерк истории Ольвии .

Образцовые для своей эпохи в археологическом и нумизматическом отношении сочинения А. С. Уварова и Б. В. Кёне в своих исторических разделах выглядят очень слабыми и не соответствуют даже уровню современной им науки.

В целом антикварный период не прошел для науки бесплодно: он положил начало собиранию, систематизации и публикации нумизматических, эпиграфических и археологических памятников из Ольвии. В эту пору предпринимаются и робкие попытки проводить раскопки на Ольвийском городище ", а также первые опыты обобщения ее истории.

Начало систематического изучения Ольвии и ее истории происходило в 1885-1917 гг. 1885 год ознаменовался крупным событием в науке о классических древностях Юга России: недавний выпускник Петербургского университета, питомец школы Ф. Ф. Соколова, тридцатилетний ученый Василий Васильевич Латышев, которому Русское археологическое общество в 1882 г. по возвращении его из командировки и Грецию поручило собрать и издать греческие и латинские надписи античных городов Северного Причерноморья, выпускает том I своего корпуса "Inscriptiones antiquae orae septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae", включивший эпиграфические памятники Тиры, Ольвии и Херсонеса.

«Исследования об истории и государственном строе города Ольвии» стали образцовым трудом, в котором использованы все и наличествующие к тому времени письменные источники, включая эпиграфические, извлечен из них максимум информации и на основании ее построена предельно возможная историческая картина развития Ольвии от основания колонии до ее окончательной гибели.

Большую роль в развитии изучения истории Ольвии и всего Северного Причерноморья сыграла составлявшаяся много лет Латышевым хрестоматия "Scythica et Caucasica" , вобравшая в себя практически все свидетельства греческих и латинских авторов о Северном Причерноморье и Кавказе.

Эти планомерные изыскания привели к накоплению большого количества нового материала, потребовавшего оперативной обработки и исследования. Латышев регулярно публикует в разных изданиях вновь прибывающий эпиграфический материал.

В советской историографии также предпринимаются попытки составления кратких очерков по истории Ольвии: В. Ф. Гайдукевичем, Д. П. Каллистовым, Т. Н. Книпович, Д. Б. Шеловым. Всех их объединяет одно: они основаны не на собственных исследованиях, но лишь резюмируют выводы предшественников.

Современный этап изучения истории Ольвии качественно отличается от предшествующих неуклонным стремлением не только стремлением к расширению круга источников, но и к совершенствованию методики, к выведению ее на комплексный уровень.

Источники по политической истории Ольвии разнообразны, но не равнозначны как по своему количеству, так и по уровню информативности.

Надо откровенно и с сожалением признать, что свидетельства древних авторов об Ольвии весьма скудны. Из более или менее связных рассказов можно назвать только два: новеллу Геродота о Скиле (Herod. IV. 78-80) и вступительный раздел Диона Хрисостома (Dio Chrys. XXXVI. 1-18). Они бесценны для нас тем, что оба - объективные свидетельства очевидцев, однако целью их не было специальное описание города: для «отца истории» Ольвия служит декорацией, перед которой разыгрывается драматическая история скифского царя-вероотступника, для бродячего ритора-изгнанника из Прусы-это экзотический фон, на котором ему удобнее, как Орфею перед фракийцами, излагать свое философское credo о "хорошо устроенном городе".

Остальные свидетельства отрывочны и разрозненны. Это объясняется тем, что Ольвия за редкими исключениями не была втянута в мировые катаклизмы древней истории.

Наибольшее значение имеют данные греческих надписей, как аутентичные и наиболее объективные. Преимущество их перед свидетельствами авторов еще и в том, что они зачастую заполняют собой лакуны, оставленные античными писателями. Так, например, об ольвийской истории III в. до н. э. мы узнаем исключительно из таких замечательных документов, как декреты в честь Протогена, Антестерия, сыновей херсонесита Аполлония и др. Для воссоздания политической истории наиболее важны постановления, надписи почетные, посвятительные, строительные, каталоги, да и все прочие категории надписей. Особенно же ценны для нас те редкие случаи, когда надписи подтверждают либо даже дополняют нарративную традицию о тех или иных событиях; для Ольвии можно назвать пока только две такие счастливых случайности: декреты в честь Тимесилея и в честь Каллиника.

Тем не менее и надписи, несмотря на всю их объективность, неравнозначны по информативности, а потому и они оставляют пробелы в наших знаниях об ольвийской истории. В силу какого-то магического закона в Ольвии это почти все первые половины столетий: из-за стандартного характера документов они пока скрывают от нас во мгле "событийную" историю первых половин V-II вв., для реконструкции которой мы вынуждены прибегать к другим источникам либо к косвенным данным, что особенно характерно для архаического периода. На помощь приходят здесь памятники малой эпиграфики: многочисленные и как нигде разнообразные по содержанию граффити на керамике, а также уникальные, свойственные почти исключительно данному региону и не такие уж теперь редкие документы - частные письма на свинцовых пластинках. Они дают бесценную информацию о социальной, экономической, а отчасти и о политической истории Ольвийского полиса. Сюда же следует присовокупить и называемое условно "письмом жреца" многострочное граффито на остраконе.

Ольвийское монетное дело уходит своими корнями в VI в. до н. э., а прекращается только с окончательным упадком города в III в. н. э. Отсюда понятно и значение монет: они документируют практически всю историю полиса. Естественно, памятники нумизматики, чутко реагировавшие на любые изменения экономической конъюнктуры, дают бесценную информацию о состоянии хозяйства полиса и его финансов. Но при сопоставлении с другими источниками они могут пролить дополнительный свет и на ход исторического процесса, как, па-пример, это произошло с событиями конца IV и второй четверти II в. до н. э. Однако в исключительных случаях монеты выступают и непосредственным источником по политической истории. Так, преимущественно на материалах ольвийского литья и серебряной чеканки V в. удается гипотетически реконструировать генезис ольвийской тирании и порядок чередования ее с властью варварских наместников. Наконец, сами эти уникальные в античном мире литые фигурные и круглые монеты VI -IV вв. позволяют сделать вывод о культурных контактах между Ольвией и варварским миром, с одной стороны, и греческими полисами Понта - с другой. Не менее важны и результаты, получаемые при изучении денежного обращения Ольвийского полиса: так, наблюдения над притоком туда понтийской меди в эпоху Митридата позволяют уточнить время вхождения Ольвии в состав его панпонтийской державы, формы подчинения ему полиса и дату выхода из-под власти Митридата.

В начале VI в. до н. э. на правом берегу Бугского лимана выходцами из Милета был основан город Ольвия. Сейчас на этом месте расположено с. Парутино. Город был удачно расположен на берегу Буга и недалеко от устья Днепра, которые связывали его с внутренними степными районами, населенными скифами-земледельцами. Ольвия начала расти от берега Буга, где находи­лась гавань и источники питьевой воды. Город делился на ниж­ний и верхний, расположенный на вершинах холмов. Раскопки показали, что значительная часть верхнего города была застроена жилыми домами и ремесленными мастерскими. Здания возводи­лись из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте. Ольвия имела правильную планировку, территория ее была разбита на кварталы, улицы пересекались под прямым углом. В центральной части верхнего города находилась площадь, от которой отходила главная городская магистраль.

Раскопки показали, что территория Ольвии значительно расширилась в IV в. до н.э.. Тогда город был обнесен, крепостной стеной с башнями, в северной его части находились главные городские ворота. В центре города был возведен храм и поста­мент для вывешивания вырезанных на мраморных плитах декре­тов. На площади располагались торговые ряды. Недалеко от площади (агоры) под открытым небом находился греческий театр.

В результате раскопок в Ольвии были открыты подвалы и специальные склады для зерна. Хлеб был основным продуктом, поступаюим в закрома города от скифов в обмен на ремесленные изделия.

О торговле Ольвии с другими народами мы узнаем по находкам монет и черепкам от глиняных сосудов с клеймами. Жители Ольвии вели оживленную торговлю с Милетом, с остро­вами Родосом и Самосом. Из городов, расположенных на мате­рике, больше других с Ольвией торговал Коринф. В V в. до н. э. картина торговли меняется. В это время среди археологических материалов резко возрастает количество изделий, привезенных из Аттики. Вместе с керамической посудой в Ольвию ввозились вино и оливковое масло, ткани и прочие изделия греческого ремесла, Ольвия поставляла в греческие города хлеб, скот, рыбу и рабов.

В Ольвии постоянно жили торговцы, закупавшие товары. Жителя» городов, с которыми Ольвия вела постоянную торговлю, предоставлялись определенные привилегии. На одной каменной плите найденной во время раскопок в центре города, написано о льготах, которые предоставлялись жителям Афин, приезжавшим с торговыми целями в Ольвию.

В VI в. до н. э. Ольвия стала крупным ремесленным центром Особенно большого развития здесь достигло металлобрабатывающее и керамическое производство. Очень высоко ценились ольвийские предметы вооружения и ювелирного производства. Многие украшения делались для продажи скифам или выполнялись по заказам знатных скифов. Значительного развития достигло керамическое производство и прежде всего изготовление глиняной
посуды и тары под продукты, которые широко использовались как греками, так и скифами. В бывшей ольвийской гавани археологами открыты остатки мастерских для ремонта судов и нескольких складов для товаров, развалины гончарных и ювелирных мастерских.


В III в. до н. э. в Ольвии было закончено сооружение крепостной стены и городского водопровода. Вода подавалась в город по гончарным трубам. Раскопки показали, что улицы были мощены плоскими плитами, вдоль домов устраивались специальные стоки для дождевой воды. В результате раскопок жилых домов раскры­та картина имущественного неравенства жителей города. В III в. в Ольвии появились богатые дома со сложной планировкой. В верхней части города открыты остатки большого дома, в кото­ром главный, внутренний двор был окружен колоннами и имел красивую мозаичную вымостку из разноцветной речной гальки. В это время многие горожане жили в двухэтажных домах.

Здесь существовала республиканская, демократическая форма правления, так называемая рабовладельческая демократия. Все дошедшие до нас законы, изданные в Ольвии и начертанные на мраморных плитах, исходили от имени совета и народного собра­ния жителей города.


В конце IV в. до н. э. Ольвия была осаждена одним из полко­водцев Александра Македонского - Зопирионом. Однако ему не удалось взять хорошо укрепленный город, и он снял осаду. Но у города была другая опасность: его часто беспокоили скифы. В конце III в. до н. э. отношения Ольвии с соседями-скифами обостряются. Эти отношения стали еще более напряженными в результате продвижения в Причерноморье сарматских племен. О тревожном положении, в котором оказался город, говорит один эпиграфический памятник - почетная надпись в честь ольвийского гражданина Протогена. Богатый рабовладелец Протоген был удостоен почетного декрета за неоднократную помощь род­ному городу. Из текста следует, что он давал городу большие суммы денег и восстановил за свой счет городские укрепления. Этот документ свидетельствует не только о затруднительном военном и экономическом положении города, но и выделении чрезвычайно богатых граждан, которые могли покрывать часть городских расходов из своих личных средств. Город фактически находился в экономической и политической зависимости от знати.

Во II веке до н. э. в Ольвии распространяются монеты с изображением скифского царя Скилура. Появление их не случайно: город попал в зависимость от скифского государства. Несколько позже Ольвия испытала разрушительное нападение со стороны фракийских племен - гетов, которые, захватив город, подвергли его страшному разорению. После этого Ольвия уже не смогла оправиться от поражения. Постоянная опасность разорения, воен­ные столкновения привели к тому, что значительная часть торго­вого населения покинула его пределы, многие погибли во время войны с гетами. Город был разрушен.


Статер из Ольвии, 4 век до н.э.

Однако раскопки показали, что поражение не привело к пол­ному исчезновению города. Ольвия опять отстраивается. Но восстановленный город был не похож на прежнюю цветущую Ольвию. Новый город занимал не более трети прежней его тер­ритории, причем теперь в нем жили не столько греки, сколько скифы. Восстанавливалась Ольвия в основном соседними скиф­скими племенами, заинтересованными в греческой торговле.

Город первых веков нашей эры так и не смог вернуть себе былую славу.

Мартынов Анатолий Иванович

АРХЕОЛОГИЯ СССР



От: ,  
Ваше имя:
Комментарий:

Амфитеатры, колоннады, античные храмы… Чтобы рассказать о Древней Греции WeLoveUA не придется покидать пределы Украины, а всего лишь отправиться на юг нашей страны, где когда-то находился древний город.

Ольвия Понтийская или просто Ольвия (в переводе с греческого – «счастливая») – это один из четырех крупнейших древних государств, существовавших на территории северного черноморского побережья. В VI столетии до н.э. его основали греки из малоазийского города Милета. Город-государство просуществовал около 1000 лет – до 370-х годов.

Поселение находилось в районе нынешнего села Парутино в Николаевской области. Место расположения Ольвии считалось идеальным – высокое плато, по форме напоминающее треугольник, окруженное оврагами и лиманами и плодовитыми землями. Первыми жителями города это место было выбрано не случайно, поскольку имело природные оборонные линии. Немаловажным было и то, что окружавшие реки Южный Буг и Днепр обеспечивали ольвийцев рыбой и благоприятно влияли на торговые отношения как с другими древними центрами, доходя до Египта и современной Италии, так и соседними кочевыми племенами.

В период наибольшего развития площадь города составляла примерно 50 гектаров. Со стороны лиманов город окружало полторы сотни сел – это была сельская окраина Ольвии. Населяли город-государство не менее 20 тысяч человек. На плато был построен верхний город, а на склонах – торговые и ремесленные районы нижнего города. Главным ремеслом считалось гончарство, что доказывают многочисленные кувшины и амфоры, сохранившиеся до сегодняшних дней.

Каждый дом в городе имел внутренний двор, по периметру которого располагались жилые и хозяйственные постройки, и был огражден высоким каменным забором. Таким образом, жилища ольвийцев представляли собой маленькие крепости. Все городские улицы приводили к главной городской площади – Агоре (в переводе – «центр»), размером около 1000 кв.м.

В Ольвии жили ученые, философы, поэты и музыканты. В городе работал театр, ипподром, а горожане активно занимались спортом, проводя соревнования, по метанию копья и диска, стрельбы из лука и бега. Было и свое священное место, центр которого – храм Аполлона.

Греческий город стал приходить в упадок в средине II века до н.э. В первой половине I века в Ольвии разместился римский легион гарнизон. С конца II века город находился в составе Римской империи. Под ударами кочевников сперва была уничтожена жизнь сельской окраины Ольвии, а в самом городе жизнь прекратилась во второй половине IV века.

При строительстве Очаковской крепости турки разобрали часть городских построек на стройматериалы. Но даже несмотря на это, не раскопанной остается большая часть Ольвии. Например, еще не найдены театр и несколько храмов.

Сегодня на месте древнего города – наибольший в Украине археологический заповедник, площадью почти 300 гектар. В наилучшем состоянии сохранились до наших дней ольвийские курганы. По городским руинам можно рассмотреть принципы строительства античных городов. Отдельный интерес представляет сохранившаяся система водоснабжения Ольвии. На территории заповедника действует музей, фонды которого насчитывают около 50 тысяч экспонатов.

Кстати, расстояние он Николаева до заповедника – 40 км, что меньше часа езды.

Ольвия – Древняя Греция в Украине обновлено: Май 25, 2016 автором: Миша Герасименко

Изучали Ольвию: Н. Аркас, Ф. Брун В., Г. Тизенгаузен, И. К. Суручан. ,В. В. Латышевым

История Ольвии делится на два больших периода, рубежом которых является гетский разгром в середине I в. до н. э. (Латышев В. В., 1887, с. 37; Фармаковский Б. В., 19156, с. 10, 17). В последние десятилетия появилась попытка установления новой периодизации истории Ольвии без членения на догетский и послегетский периоды (Славин Л. М., 1959а, с. 86 сл.; Wasowicz А., 1975, с. 35). Однако возрожденный в первые века город столь резко отличался от города предыдущих столетий, что деление на две эпохи - догетскую и послегетскую представляется обоснованным.

Догетский период. Единой точки зрения на дату основания Ольвии до сих пор нет. Некоторые приближают ее к рубежу VII-VI вв. (Копейкина Л. В., 1976, с. 131; Виноградов Ю. Г., 1971в, с. 237), другие полагают, что город был основан в начале или в течение первой четверти VI в. (Славин Л. М., 1967; с. 5; Шелов Д. Б., 1956в, с. 45; Гайдукевич В. Ф., 1955, с. 31), во второй четверти или во второй трети VI в. (Блаватский В. Д., 1959б, с. 13) и даже около середины VI в. (Скуднова В. М., 1:960а, с. 12, 13). Раскопки показали единичность фрагментов керамики последней четверти VII в. до н. э. и массовость материала, относящегося к VI в. до н. э. в основном к его второй половине.

К концу VI в. была освоена вся территория Верхнего города за исключением северной части, занятой некрополем (табл. IX, 2). Северная граница, по-видимому, проходила севернее Зевсова кургана, где открыты остатки жилищ VI - начала V в. до н. э. В южном направлении город доходил до Заячьей балки, о чем свидетельствует распространенность находок раннего времени на территории будущей римской цитадели. Рост города шел с южной стороны (Копейкина Л. В., 1976, с. 140). Разведочные работы 30-х годов позволяют говорить, что Нижний город к концу VI в. доходил до границ Северной балки. Никаких данных об оборонительных сооружениях Ольвии VI в. нет.

Во второй половине VI в. в Верхнем городе на линии Главной улицы, возникают теменос и агора. Первоначально они представляли не разграниченный участок с культовыми постройками (табл. IX; X). Здесь совершался культ Аполлона Дельфиния, Зевса и Афины, судя по фрагментам вотивных сосудов с посвятительными граффити богам (табл. XI, 1-6), найденным в ботросах (фависсах), служивших для сброса пришедшего в негодность храмового инвентаря. На территории культового участка открыто два параллельных ряда ботросов. Тогда же был воздвигнут алтарь для возлияний, от которого сохранился цоколь, включенный позднее в алтарь V в. (Карасев А. Н., 1964, с. 32-34). К югу от него находилось здание, состоявшее из одного помещения. Агора в VI в. была незамощенной площадью. В непосредственной близости от теменоса и агоры в это время находился еще один район общегородского значения. Здесь сохранились остатки двух архаических зданий типа мегарона. Одно из них, ориентированное на северо-запад, состояло первоначально из двух помещений с примыкающим к ним каменным подвалом. Стены были сырцовые на полигональном каменном цоколе. Во второй строительный период большое помещение было перегорожено и здание состояло уже из трех помещений с подвалом, также подвергавшемся перестройке. Фасад здания был оформлен в виде небольшого портика и отделен от окружающей территории апсидообразной кладкой (Копейкина Л. В., 1975а, с. 188 сл.).



Жилые дома VI в. до н. э. раскопаны в районе Зевсова кургана к западу от Главной улицы. Открыто более 30 слегка заглубленных в материк жилищ различной формы площадью от 6 м2 до 14 м2. Среди них преобладают прямоугольные с закругленными углами, встречаются также округлые и овальные. Во многих жилищах открыты очаги, реже двухкамерные печки; найдена также переносная жаровня. Среди находок большое количество аттических чернофигурных сосудов. В некоторых землянках имелись полукруглые ниши. Этот район в ранний период являлся окраинным. Здесь найдены остатки металлургических мастерских: горны (сопла, куски обожженных кирпичей), скопление шлаков, бракованных изделий (Фурманская А. И., 1953). В восточной части района открыты остатки дома конца VI - начала V в. до н. э., стены которого были возведены из сырцовых кирпичей на полигональном каменном цоколе (Фармаковский Б. В., 1929, с. 43, 44). Таким образом, наряду с полуземлянками, уже в конце VI в. до н. э. здесь имелись и более благоустроенные жилища.

Время V в. до н. э.- третья четверть IV в. до н. э,- период расцвета Ольвии. Судя по сообщению Геродота (IV, 78), в первой половине V в. были сооружены оборонительные стены, локализации их К. Э. Гриневичем около Заячьей Балки в районе агоры (Гриневич К. Э., 1963, с. 53, 54) противоречит ряд данных, указывающих на возведение этих стен не ранее IV в. до н. э. Обнаружены остатки стены второй половины V в., шедшей по той же линии, что и стены IV в. до н. э.



До середины V в. до н. э. в окраинной части города еще продолжали существовать землянки наряду с наземными жилыми домами. Почти во всех домах имелся подвальный этаж, отдельные помещения которого предназначались не только для хозяйственных целей, но служили и в качестве жилых комнат.

Длительная осада Ольвии Зопирионом в 30-х годах IV в. до н. э. оказалась безуспешной, но она ослабила Ольвию и вызвала обострение классовой борьбы. Однако с последней четверти IV в. до н. э. начинается второй этап экономического и политического расцвета города. Это нашло отражение в новом росте хоры, в развитии местного производства, оживлении торговых сношений, в интенсивном строительстве. Город эпохи эллинизма, наиболее полно сохранившийся, дает возможность воссоздать отдельные городские ансамбли, планировку жилых домов, городское хозяйство в целом.

В конце IV в. город расширяется (табл. IX, 3) и занимает территорию некрополя VI-V вв. около Северной балки (Фармаковский Б. В., 19266, с. 177), там появляются оборонительные сооружения и жилые кварталы.

Б. В. Фармаковский предложил реконструкцию главных городских ворот, от которых, как и от северных крепостных стен сохранились в основном лишь слоевые фундаменты. Ворота фланкировались башнями. Вторые городские ворота по реконструкции А. Н. Карасева находились в районе агоры.

В конце IV - начале III в. до н. э. полностью перепланируется гимнасий. Сохранился лишь его полуподвальный этаж, в центре которого был восемнадцатиколонный зал. К его восточной стороне примыкало пять банных помещений (табл. XIV, 4). Полы их слегка понижались к западу. В одном из помещений обнаружена чаша с отверстием по середине для стока воды, в другом - известняковое корыто, с отверстием в центре. В крайних южных помещениях находились пифосы, которые в помещениях IV-V соединялись водопроводной линией. В центре отдельных помещений открыты очаги. Подсобные помещения были расположены в южной части..

Вместе с ними найдены глиняные лепные кружочки, гладкие или с отверстием по середине, которыми пользовались при голосовании (табл. XI, 9). К периоду эллинизма система водопроводов, действовавшая в V-IV вв. до н. э. в северо-восточной части агоры, была засыпана. Сохранился только каменный водоем, превратившийся в водосборный бассейн.

В окраинной части, где жили преимущественно ремесленники, дома были значительно скромнее, чем в центральных районах, с небольшими помещениями, количество которых колебалось от трех до 11 (Славин Л. М., 1941; 1962; 1975) (табл. XV, 1). В зависимости от застройки квартала и размеров дома, помещения группировались с двух или трех сторон двора и лишь в одном из домов Нижнего города они окружали двор с четырех сторон. Благоустройство домов дополнялось наличием цистерн для воды, особенно необходимых в Верхнем городе из-за отсутствия в нем общественных колодцев. Цистерны, вырытые в материке, со стенками, покрытыми гидравлическим раствором, достигали глубины 7-8 м; горловина их обкладывалась камнем. Однако трудоемкость устройства цистерн позволяла сооружать их только состоятельным владельцам. В Нижнем же городе во всех домах имелись колодцы, питавшиеся водой источников (Карасев А. Н., 1941, с. 129- 131). В эллинистическое время в Нижнем городе, вдоль продольной улицы, наиболее близко расположенной к склону, был устроен ряд колодцев общественного назначения, находившихся на пересечении с улицами, ведущими в Верхний город (Лапин В. В., 1960, с. 98-100). К благоустройству домов относится и наличие во дворах водостоков, отводивших воды в городские магистрали.

О керамическом производстве пока свидетельствует только керамика местного производства (Книпович Т. Н., 19406, с. 129 сл.; Зайцева К. И., 1976); о развитии литейного производства - многочисленные находки литейных форм, особенно в слоях IV-III вв. до н. э. К концу III в. до н. э. Ольвия вступила в полосу затяжного кризиса. Строительство общественных зданий прекращается, производятся только ремонты и перестройки, в первую очередь оборонительных стен. Ремонты и перестройки в жилых домах, помимо уменьшения их размеров, носят следы сильного снижения качества работ. К концу II в. до н. э. теменос и агора прекращают свое существование. Прекращают действовать и все водопроводные системы агоры. В середине I в. до н. э. Ольвия была разгромлена гетами, о чем свидетельствуют следы многочисленных пожаров, фиксируемые раскопками в различных частях города.

Послегетская эпоха. Судя по сообщению Диона Хрисостома (XXXVI, II, 48), в городе поселилось большое количество негреческого населения, которое оказало значительное влияние на культуру Ольвии; облик города сильно изменился. Площадь его сократилась. Линию стен I в. указывает искусственно вырытый ров, на месте которого позднее образовалась Вторая поперечная балка (табл. IX, 4). Следы стены зафиксированы на верхнем плато раскопками 1908 г. (Фармаковский Б. В., 1912).

К сооружениям I в. н. э. следует отнести алтарь из дерева, возведенный на месте разрушенного мраморного. О нем свидетельствуют темные круглые пятна - следы от установки деревянных опор, окружавших алтарь из известняка. Деревянный алтарь повторял форму раннего, незначительно превышая его размеры (табл. XII, 6) (Карасев А. Н., 1964, с. 47-49). Но алтарь, паходившийся за городской стеной, очевидно, к концу I в. н. э. перестал функционировать. В конце I в. н. э. в городе был возведен храм Зевса. К середине I в. н. э. в районе теменоса были построены производственные сооружения: две гончарные печи, винодельни и большое зернохранилище. На рубеже I- II вв. н. э. были созданы винодельни в западной части агоры. Производственный район ограждал с севера искусственно вырытый ров - первая линия обороны послегетской Ольвии (табл. IX, 4). Создание производственного района говорит о восстановлении экономического положения Ольвии в I в. н. э.

О развитии гончарного ремесла свидетельствует наличие нескольких районов с гончарными мастерскими. Второй гончарный район в Верхнем городе вырос в значительном отдалении от его стен, на заброшенной окраине города эллинистической поры. Третий район с гончарными печами был создан в Нижнем городе, около линии его обороны. В гончарном районе около Северной балки открыты остатки пяти печей, для обжига сосудов. От одной из них наилучшей сохранности дошло топочное отделение с подпорным столбом в центре, и часть обжигательной камеры диаметром 1,20 м (Ветштейн Р. И., 1958, с. 62-67; Гайдукевич В. Ф., 1955, с. 59- 60). Из двух печей на территории теменоса одна- округлой формы и небольших размеров, служила для изготовления сосудов, другая - прямоугольная в плане (3X2 м) - для изготовления черепиц.

Сохранились следы столбов, почти квадратной формы, поддерживавших под обжигательной камеры (Леви Е. И., 1964, в, с. 18-20). Найдены болванка для формовки округлых калиптеров и куски бракованной черепицы. Гончарный район в Нижнем городе начал также функционировать в I в. н. э. и просуществовал до начала III в. н. э. Большое зернохранилище в I в. н. э. включало ямы глубиной от 2 до 3 м с каменными горловинами, закрывавшимися плитами. Зернохранилище Верхнего города прекращает функционировать на рубеже I-II вв. н. э. От винодельни на территории теменоса сохранились лишь днища трех резервуаров и гиря рычажного пресса

Ко II в. н. э. Ольвия достигла экономического подъема. Окраинный район в Нижнем городе благоустраивается. Вдоль его улиц сооружаются водосточные канавы. Ведется строительство общественных зданий: гимнасия, бани, портика (IPE, I2, 40, 474, 181). Увеличиваются размеры домов. В одном из них открыто помещение с мозаичным полом из разноцветной гальки (Славин Л. М., 1967, с. 59

Во II в. разросся гончарный район в Нижнем городе. Открыты печи округлой формы (диаметром до 2 м) для изготовления сосудов и мелких изделий и большие печи прямоугольной формы с двумя подпорными столбами, аналогичные печи для обжига черепицы, открытой за городской стеной (Ветштейн Р. И., 1958, с. 65). Во II в. продолжали функционировать винодельни в Верхнем городе. Вместо старого зернохранилища сооружается новое, включавшее более 100 ям (табл. IX, 4). В районе северной оборонительной стены города, на территории Нижнего плато, еще на рубеже I-II вв. н. э. устраивается пекарня.

Некрополь. Некрополь в Ольвии по своей площади равнялся примерно территории города. Большое количество курганов, сосредоточенных главным образом у внешних границ, дало основание для наименования ольвийского некрополя «Урочищем ста могил» (Фармаковский Б. В.., 19036, с. 5). Некрополь пересекал ряд проселочных дорог, которые шли от Северных и Западных городских ворот. Кроме того, имелись дороги местного значения, делившие территорию некрополя на ряд участков.

Основным обрядом погребения в Ольвии было трупоположение. Захоронения производились в могилах трех типов: грунтовых, подбойных и склепах (Фармаковский Б. В., 19036, с. 9 сл.). Грунтовые могилы представляли собой прямоугольный колодец длиной 1-3 м, шириной 0,35-1,55 м, впущенный в материк на глубину 0,70-2,70 м. В подбойных могилах захоронение производилось в прямоугольной нише, вырытой в одной из стенок колодца, которая затем закладывалась камнем, или сырцом; в эллинистическое время встречается заклад из амфор. Земляные склепы отличались большими размерами и тем, что к ним с дневной поверхности вели пологие или ступенчатые спуски-дромосы. Напротив входа вырезалась прямоугольная камера с округлым сводом, которая также по совершении захоронения закладывалась каменными плитами или сырцовой стенкой (глубина склепов от 2 до 7 м, длина камеры 2,50-3,80 м, ширина 1,50-2,50 м, длина дромоса в основном в 2,5 раза превышала глубину склепа). В некоторых склепах имелись лежанки, в стенах - небольшие ниши. Иногда склепы белились, покрывались цветной штукатуркой.

В эллинистическое время были распространены склепы каменные, которые некоторые исследователи именуют каменными ящиками (Парович-Пешикан М. Б., 1974, с. 38 сл.). Обычно над ними возводился курган. Особого упоминания заслуживают два каменных склепа II в. н. э., один из них иод Зевсовым курганом, второй - склеп Еврисивия и Ареты (Фармаковский Б. В., 1902 в; 1906а).

Встречаются также захоронения младенцев в амфорах (Книпович Т. Н., 1940в, с. 303). По типам захоронений и обряду некрополь Ольвии в основном сходен с некрополями греческих городов.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы