Про деток, от рождения до школы

Иван Сусанин — крестьянин Костромского уезда, известен в русской истории как спаситель жизни царя Михаила Федоровича от польских интервентов.

Более или менее определенных и достоверных сведений о жизни этого героя из народа почти не сохранилось. В результате исторических исследований известно, что Иван Сусанин был старостой села Домнина Костромского уезда родовой вотчины бояр Романовых, в котором некоторое время после избрания на престол жил молодой царь Михаил Федорович вместе со своею матерью, Марфой Ивановной.

Как только распространилась весть об избрании на царство вместо королевича Владислава представителя русского боярского рода, уезд наводнили польско-литовские отряды, которые искали нового царя, чтобы его убить. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал встречавшихся по пути поселян, при помощи пыток стараясь выведать точное местопребывание Михаила Федоровича. В числе схваченных был и Сусанин, который как староста Домнина и доверенный человек своего боярина один знал о точном местопребывании царя.

В дальнейшем история имеет две версии. Более известная из них гласит, что Сусанин, после пыток, взялся быть проводником отряда, но завел его в противоположную от Домнина сторону, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Только на следующий день Сусанин открыл полякам, заведенным в дремучие лесные чащи, свой обман, за который и был после пыток ими "изрублен в мелкие куски". Эта версия малодостоверна, так как все пытки и смерть Сусанина, в некоторых источниках описанные с различными деталями, никому не могли быть известны, тем более что по этой же версии погиб и весь польско литовский отряд, заблудившийся в лесных дебрях.

По другой, более достоверной версии, Сусанин просто отказался что либо сообщить, в то же время послав своего зятя с предупреждением и советом к Михаилу Федоровичу. Тогда крестьянина после пыток "замучили до смерти" не в глухом лесу, а в селе Исупове в присутствии многих поселян, для устрашения последних. Смерть Ивана Сусанина произошла в 1613 году.

Сохранилось известие, что по восшествии на престол Михаил Федорович велел перенести тело Сусанина из Домнина, где были погребены его останки, в Ипатьевский монастырь.

В 1619 году Богдан Сабинин за подвиг тестя был пожалован от Михаила Федоровича грамотой и получил половину деревни Деревнищи близ Домнина.

Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них замученный до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-1654) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. После Октябрьской революции орденом Красного Знамени был награжден сибирский крестьянин Федор Гуляев, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд; при этом герой получил и новую фамилию — Гуляев Сусанин.

В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, 83-летний колхозный сторож Матвей Кузьмин , предупредив через внука воинскую часть Советской армии, вывел гитлеровский лыжный батальон 1 й горнострелковой дивизии к засаде в деревне Малкино под пулеметный огонь советских войск. За этот подвиг Кузьмин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П. Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида , бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.


Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.

Иван Сусанин краткая биография для детей, изложена в этой статье.

Краткое сообщение о Иване Сусанине

Иван Осипович Сусанин, на самом деле, довольно темная личность в истории, в которой он является героем, спасшим царя Михаила от смерти. Точной даты, когда родился Иван Сусанин не известно, только дата смерти – 1613 год. Достоверно можно сказать лишь то, что он был крестьянином, проживающим в Костромском уезде, село Домнина. Его род принадлежал к роду Романовых.

Что сделал Иван Сусанин?

О том, какой подвиг совершил Иван Сусанин, можно узнать из текстов дарственной грамоты Романова Михаила Федоровича. Согласно ей, крестьянину Богдану Собинину, зятю Ивана Сусанина, было даровано земли за подвиг тестя, спасшего Михаила Федоровича от поляков, которые хотели его «устранить», чтобы возвести на русский трон своего ставленника.

История гласит, что осенью далекого 1612 года разгорелась «война» за российский престол между сторонниками бездетного царя и поляками, которые хотели видеть во главе государства своего ставленника. Претендент на российский трон Романов Михаил Федорович вместе с матерью Марфой покинули Кремль, осажденный смутьянами, и направились в сторону Домнино – Макарьевский монастырь. Поляки же, узнав об этом путешествии, хотели разыскать и устранить соперника на престол. Добравшись до Домнино, они пытали Ивана Сусанина и односельчан, пытаясь добыть информацию о местонахождении Михаила Федоровича. Иван Осипович прекрасно понимал, что поляки не отступят от своего, пока не получат своего. Он сделал вид, что знает, где находится Михаил Федорович и согласился их провести к нему, если те перестанут мучать односельчан. Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что проводник обманул их – стали избывать и пытать Ивана Осиповича. Но тот, как настоящий герой, ничего не сказал врагам и принял смерть, а Михаил Федорович тем самым, избежал гибели от рук поляков.

Имя русского крестьянина Ивана Сусанина широко известно. Школьники, окончившие 3 класс, наверняка слышали о нем. Но чему он знаменит, какой подвиг совершил Иван в то далекое время? Это известно не всем. В этой статье рассмотрены исторические события того времени, и в их контексте – подвиг Ивана Сусанина, русского крестьянина, отдавшего жизнь за русского царя.

Вы наверняка слышали о том, что Иван Сусанин, будучи проводником для иноземцев, завел польское войско в непроходимые болота и этим спас жизнь русскому царю. Но не все знают, какому именно царю спас жизнь крестьянин. И почему царя спасал крестьянин, а не царское войско?

Что делали польские отряды в непосредственной близости от царской резиденции? Почему русский царь пребывал не в Кремле, а в лесном болотистом краю? Биография Сусанина для нас интересна, потому что связана с драматическими страницами русской истории.

Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. Его воцарение было знаменательным для России, потому что положило конец , во время которого Россия была погружена в хаос и междоусобицы. Причиной Смуты было безвластие. Преемственность власти была нарушена, когда царь Иван Грозный умер, не оставив наследников. Впоследствии, через несколько столетий, ученые обнаружили, что Иван и его сыновья были отравлены ядовитыми соединениями ртути.

Во времена монархии отсутствие законного наследника создает в государстве тяжелые проблемы. В России это вылилось в череду недолгих правлений.

Таинственная смерть маленького царского сына, царевича Димитрия, была использована самозванцами: на московский трон претендовали авантюристы, названные Лжедмитриями. Один из них на короткий срок занял престол, но вскоре был разоблачен и убит.

Выборы царя были бурными. Предлагалось восемь претендентов на престол, но единогласия не было ни по одной кандидатуре. В результате споров был выбран компромиссный вариант – шестнадцатилетний Михаил Романов, состоявший в родстве с Иваном Грозным. По правилам престолонаследия, он имел законное право на власть. Его коронация открывала возможность вернуться в правовое поле, прекратить распри из-за власти и завершить Смуту.

Но главный герой выборов, назначенный Земским Собором царь, был в это время далеко. Михаил Романов со своей матерью жил в селе Домнино и еще не знал об оказанной ему чести. К избранному царю направлялись послы от Земского Собора, чтобы огласить решение.

А между тем юноше грозила опасность – к нему направлялись не только русские послы, несущие важное сообщение, но и польские интервенты, желавшие взять в плен или убить юного царя. И вот здесь, в этой почти детективной истории, возникает обычный костромской крестьянин Иван Сусанин.

Подвиг Ивана Сусанина

Неизбежный вопрос: кто такой Иван Сусанин? Если заглянуть в такой источник, как Википедия, то можно узнать разве что о подвиге этого крестьянина. Нет однозначного ответа на вопрос, когда родился этот герой. Если и есть какие-то факты об Иване Сусанине, то они довольно скудны.

Что же случилось тогда, в 1613 году, в конце зимы? Проведали зловредные интервенты из Польши, что юный царь скрывается в окрестностях Костромы, и отправились туда. Однако недалеко от деревни Домнино у шляхтичей начались проблемы: как именно попасть в село, непонятно.

Вывод однозначен: срочно нужен проводник! Он точно покажет, как добраться до нужного села.

И проводником оказался крестьянин (возможно, староста деревни) Иван Сусанин. Он повел неприятельское войско, но, конечно, не в деревню, а совсем в другую сторону – в непроходимую, болотистую часть костромских лесов.

Когда командир интервентского отряда понял, куда их завел хитрый проводник, поляки потребовали, чтобы Сусанин сообщил, где прячется юный царь.

Поляки угрожали страшной расправой, однако старый хитрец Иван Сусанин был глух ко всем запугиваниям и спокойно встретил свою смерть. Интервенты ничего не добились, вдобавок умудрились столкнуться с казачьим отрядом.

Культ Сусанина: сторонники и противники

О достоверности подвига крестьянина Сусанина велись ожесточенные споры. Начались они в царствование императора Николая I, а именно после разгрома польского мятежа 1830 – 1831 годов. По заказу императора была написана опера о легендарном герое-крестьянине. Возник культ Ивана Сусанина, и появились сторонники и противники культа.

Примечательно, что одним из главных критиков культа костромского крестьянина был печально известный участник Кирилло-Мефодиевского братства (антирусская организация, работавшая под руководством Ватикана и его ставленников), профессор Петербургского университета Н.И. Костомаров. Этот одиозный историк был карикатурным польским шляхтичем-русофобом и одним из масонов. Именно поэтому вряд ли стоит верить его «теориям».

После 1917 года началась а с ней и разрушение прежних ценностей. Ивана Сусанина причислили к «царским слугам», а памятник герою был разрушен. С 1922 по 1937 годы, когда правитель СССР И.В. Сталин боролся с троцкистами, последние всячески очерняли легендарного героя (повторяя и усиливая домыслы Костомарова).

Однако с 1937 года ситуация начала меняться к лучшему: началась реабилитация великих русских людей. В 1939 году на сцене ГАБТа (Большого театра СССР) появилась опера М.И. Глинки, получившая название в честь заглавного героя – Сусанина.

В 1950-е годы сформировались два лагеря историков. Мнение о патриотизме костромского крестьянина сближало противников. Реальные же споры были связаны с трактовкой подвига: исследователи из «монархического» лагеря считали, что Иван Сусанин спас Михаила Романова, а историки из «советского» лагеря утверждали, что подвиг крестьянина и спасение царя никак не связаны между собой.

Кто повторил подвиг крестьянина

Кто такой Иван Сусанин, мы уже знаем. Были ли у него последователи? Конечно. И даже если кратко перечислить их, то получится внушительный список из 58 имен. Самый знаменитый из последователей отважного костромского крестьянина – Матвей Кузьмин.

Прежде чем говорить о том, что именно сделал этот крестьянин, полезно хотя бы бегло присмотреться к обстановке на полях Подмосковья в начале февраля 1942 года. В это время отступление Красной Армии затормозилось. В окрестностях Малкинских высот началась оборона, планировалось контрнаступление. Немецкая дивизия должна была выйти из оккупированного села Куракино и атаковать советские войска с тыла, но без проводника эта операция была невозможна.

Командующий горнострелковой дивизией решил, что вряд ли удастся сыскать лучшего проводника, нежели старый Матвей Кузьмин. Была предложена щедрая награда за выполненное задание. Старый крестьянин согласился, однако задумал коварный план: заманить врагов в ловушку. Узнав о планируемом маршруте врага, Кузьмин незаметно для гитлеровцев послал своего внука к советским войскам.

И пока хитрый крестьянин водил неприятелей по окольным дорогам, защитники Советского Союза подготовились к встрече с врагом. И у деревни Малкино немецкая дивизия попала в ловушку: почти все враги погибли от советских автоматчиков, а кто выжил – попал в плен. Командир дивизии застрелил коварного проводника, однако и сам он погиб.

Иван Сусанин в произведениях искусства

Первым письменным произведением, прославляющим подвиг легендарного костромского крестьянина, стала известная дума К.Ф. Рылеева (она есть в хрестоматии для детей).

Зловредные польские шляхтичи недовольны долгим блужданием по зимнему лесу. Они устали, изрядно продрогли, а подходящего места для ночлега все еще нет.

Предводитель вражеского отряда недовольно спрашивает крестьянина Ивана, куда это он их привел. Сусанин дерзко отвечает: «Туда, куда нужно!». То есть болотистая чаща леса – лучшее место для врагов. Именно здесь их ждет могила.

Поняв, что проводник оказался тем еще лисом в человеческом облике, главарь польского отряда пытается выведать тайну, угрожая обманщику страшными муками. Но Иван Сусанин гордо отвечает, что ему их гнев не страшен, и заявляет, что напрасно польские интервенты надеются на помощь предателей.

По мотивам думы Рылеева великий русский композитор М.И. Глинка создал оперу «Жизнь за царя» (в СССР опера называлась «Иван Сусанин»). Справедливо ли первоначальное название оперы? Да, потому что легендарный крестьянин на самом деле ценой своей жизни спас Михаила Романова от смертельно опасной встречи с поляками. Справедливо и второе название – по имени заглавного героя.

Интересный момент! На фото в Википедии можно увидеть известного певца Ф.И. Шаляпина в роли Ивана Сусанина.

В версии оперы для императорских театров (Большого в Москве и Малого в Петербурге) в заключительной арии главного героя упоминается имя спасенного царя. В СССР это упоминание было выброшено (ибо была нездоровая мода поливать грязью имперское прошлое).

Полезное видео

Подведем итоги

Иван Сусанин – фигура легендарная. Вокруг него сформировалось множество историй – достоверных и недостоверных, а также о знаменитом крестьянине сочинено большое количество анекдотов. В одном из них проводник неумышленно губит польский отряд, ибо умудряется сам заплутать в густом лесу. Другой анекдот высмеивает прямолинейность и непомерную заносчивость поляков – из-за этой спеси надменных врагов сумел провести за нос крестьянин.

3 598

Более 400 лет назад Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трехвековому правлению династии Романовых. Подвиг этого крестьянина известен нам с детства, из школьной программы. Но где кончаются факты, и начинается вымысел?
Россия, 1612 год. Полыхает гражданская война. Московский престол делят бояре, Борис Годунов, Лжедмитрий I и польские интервенты. Наконец появляется надежда на стабильность: подрос Михаил Федорович, двоюродный племянник Федора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей.
Поляки понимают: легитимного наследника нужно как можно быстрее ликвидировать. На выполнение кровавой миссии отправляется отряд во главе с капитаном Пршездецким. Головорезы устремляются в село Домнино Костромского уезда, в коем, по их сведениям, и укрывается юный Михаил с матерью Марфой. От гибели наследника престола спасает Иван Сусанин. Он заводит поляков в непролазную чащу и объявляет, что царевич в безопасности, а пути назад он не покажет. Разъяренные интервенты рубят героя саблями…

Вот факты, известные всем. Так чего же мы не знаем? Оказывается, многого.

Первый вопрос, который приходит в голову: кем же был народный герой? Простым крепостным или старостой села Домнино? Царские документы той поры указывают на второй вариант. Сусанин хоть и числился крепостным, но занимал важный для поселения пост: исполнял приказы Марфы Ивановны, собирал подати, иногда вел суды.

Хитрые и предусмотрительные поляки не могли довериться первому встречному мужику. Прибыв в заветное село Домнино, они сразу ринулись на поиски главы. Ведь кому еще надлежало знать, где находится царевич?

Мы привыкли думать, что Иван Сусанин — дряхлый старик. Таким он изображен на полотне художника Константина Маковского и выведен в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Седые голова и брови, косматая борода…

Но обратимся к фактам. Доподлинно известно, что у героя была единственная дочь по имени Антонида. В 1612 году ей исполнилось 16 лет, и она уже была замужем. С женитьбой и детьми в те далекие времена на Руси не затягивали: жили люди относительно недолго. Следовательно, Сусанину было всего-навсего от 32 до 40 с небольшим лет.

«Сусанин» — это прозвище?

Скорее всего, да. На Руси отсутствовала традиция давать фамилии крестьянам. Этой чести удостаивались только люди знатного рода. А простые холопы довольствовались лишь прозвищем по отцу. К примеру, если ты родился у Ивана, то ты Иванов, а если у Петра, то Петров. Мужского имени Сусан не было, но было в моде женское — Сусанна. Прозвище нашего героя по матери говорит об одном: Иван вырос без отца, который, очевидно, рано умер или погиб в годы Смуты.

Логично предположить, что отчество Осипович, указываемое в ряде источников, — лишь выдумка историков. Во-первых, отчеств у крестьян также не имелось. Во-вторых, в документах XVII века никаких упоминаний об отчестве Сусанина не встречается. И, наконец, будь Осип отцом Ивана, мы бы знали героя как Ивана Осипова.

Подвиг не уникален?

В воспоминаниях Самуила Маскевича, жившего в ту эпоху, можно найти интересный эпизод: «На излете марта 1612-го года, близ Можайска мы пленили мужика, которого заставили показать дорогу к деревеньке Волок. После долгих блужданий по лесу проводник вывел нас… прямо к заставам казаков! Негодяю мы отсекли голову и лишь чудом спаслись!»

Как видим, подвиг Сусанина был повторен на Руси всего через месяц. Знал ли новый безымянный герой о поступке Ивана? Вряд ли: новости в те далекие годы распространялись крайне медленно.

Убит не в лесу?

Современные историки склонны полагать, что Иван Сусанин мог быть убит не в лесу, а в одном из сел — либо Домнине, либо соседнем Исупове. Ведь поляки любили публичные допросы с пытками, к тому же еще и массовые. Возможно, Сусанина, как старосту, истязали первым — для большего устрашения остальных. А может, наоборот — заставляли смотреть на мучения невинных…

Более того, в самом начале нашего тысячелетия археологи обнаружили под Костромой останки человека, с большой долей вероятности, принадлежащие именно Ивану Сусанину. Для идентификации они вскрыли еще и могилы его родственников. Их ДНК и позволила провести генетическое сравнение.

Версия с жуткими лесными топями, якобы поглотившими интервентов, также кажется ученым сомнительной. Во-первых, Михаил Федорович был провозглашен царем Земским собором 21 февраля 1613 года. Стало быть, свой подвиг Сусанин совершил в середине зимы. Понятно, что в средней полосе России, к которой относится Костромская область, морозы в это время были нешуточные. Любые болота замерзают — утонуть в них невозможно. К тому же все топи близ села Исупово небольшие: в самом широком месте всего-то около пяти километров.

Во-вторых, Костромская область — это не Сибирь. Между селами здесь от силы десяток километров. А это максимум день пути, а то и меньше при сильном желании выбраться из чащи. Что поляки наверняка и сделали без лишней паники. Это для современного человека лес — неведомая стихия. А для воинов XVII века — привычная обстановка. Нет еды? Есть стрелы и дичь. Нет воды? Можно растопить снег. Нет огня? Есть порох и огниво.

И, наконец, главное: купол церкви села Домнино был виден за десятки верст — храмы на Руси строились на возвышенностях. Скорее всего, Сусанин сразу понял, что лес ему не поможет. И принял мученическую смерть близ родного дома, на глазах селян.

А виноваты ли поляки?

Как бы плохо мы не думали о Смутном времени, в любом случае мы его недооценим. В начале XVII столетия русские пережили страшный голодомор, террор Василия Шуйского, польскую интервенцию, разрушение Костромы Лжедмитрием II, разграбление Ипатьевского монастыря, разгром Кинешмы.

Простой люд в далеких селах грабили все, кто хотел: поляки, литовцы и даже казаки с берегов Дона, Днепра, Урала или Терека. Вот почему в некоторых упоминаниях о подвиге Сусанина говорится, что его пытали то ли поляки, то ли литовцы. Для нас разница колоссальная, а вот для людей того времени — никакой. Все «ироды чужеземные» — и те, и эти. А посему можно полагать, что на царевича охотились даже не поляки, а бандиты без роду-племени. Ведь за наследника престола можно было потребовать хороший выкуп.

Герой остается героем

Все описанные противоречия не умаляют подвига Ивана Сусанина. Он действительно погиб от рук злодеев, не выдав им места нахождения царевича Михаила. Более того, подвиг Сусанина был повторен многократно. Лишь по самым скромным подсчетам историков, «Сусаниных» в истории нашей страны — около семи десятков.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Самых знаменитых героев два. 16 мая 1648 года Микита Галаган был послан Богданом Хмельницким на верную смерть, чтобы решить исход Корсунской битвы. Герой завел 25-тысячное войско поляков в лесные дебри, что позволило казакам атаковать врага с более выгодных позиций. Как и Сусанин, Галаган был до смерти замучен ляхами. Причем он изначально понимал, что будет убит.

В ходе Великой Отечественной войны подвиг Сусанина и Галагана повторил Матвей Кузьмин.

Памятник герою скульптора Н.А. Лавинского установлен в Костроме в 1967 году, на месте разрушенного монумента 1851 года Фашисты, захватив родную деревню 83-летнего крестьянина, приказали ему провести батальон знаменитой гитлеровской дивизии «Эдельвейс» в тыл Красной армии. Было это в районе Малкинских высот. За предательство Родины фрицы пообещали выдать старику керосин, муку, а также новое охотничье ружье. Кузьмин долго водил захватчиков по лесам и вывел в итоге под пулеметный огонь советских войск. Спастись герою не удалось: в последний момент его убил немецкий командир.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы