Сущ., кол во синонимов: 6 лавровый венец (1) лавры (9) лавры победителя (5) … Словарь синонимов
Лавровый венок - Книжн. То же, что Лавровый венец. Поэма «Сугубое блаженство» не сделала очень сильного впечатления в публике. Лавровый венок уже сплетался для автора, но ещё невидимо (Карамзин. О Богдановиче и его сочинениях). Поговорили и об искусстве. Как… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Или ветвь лавра со времен греко римской древности символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь народ венчался Л.; жрецы при жертвоприношениях одевали… …
Лавровый венок - у древних греков и римлян символ победы, триумфа, славы. Лавровым венком украшались лица, одержавшие победу в различных состязаниях и соревнованиях (метатели диска, бегуны, поэты, ораторы, музыканты). Традиция сохранилась до нашего времени.… … Архитектурный словарь
лавровый венок - Венок из листьев лавра как символ победы, триумфа (у древних греков и римлян таким венком награждали победителей в различных состязаниях и соревнованиях) … Словарь многих выражений
Книжн. Символ славы, победы, награды. Ф 1, 53 … Большой словарь русских поговорок
Лавровый венок - у древ. греков и римлян символ победы, триумфа, славы. Л. в. украшались лица, одержавшие победу в различ. состязаниях и соревнованиях (метатели диска, бегуны, поэты, ораторы, музыканты) … Древний мир. Энциклопедический словарь
ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК - Сон предвещает победу во всех областях деятельности. Представьте, что вам дарят ведро, полное лавровых веток (см. Ведро) … Большой семейный сонник
Или ветвь Л., со времен греко римской древности символ славы, победы или мира. Триумфаторы надевали лавровый венок; суда победителей украшались лаврами. В торжественных случаях весь народ венчался Л.; жрецы при жертвоприношениях одевали лавровые… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
И (устар.) ЛАВРОВЫЙ, лавровая, лавровое. 1. прил. к лавр в 1 знач. Лавровая роща. Лавровый лист (высушенный лист лавра с сильным ароматическим запахом, употр., как приправа к кушаньям). 2. в знач. сущ. лавровые, лавровых, ед. лавровое, лаврового … Толковый словарь Ушакова
В традициях многих европейских народов символом триумфа, победы является лавровая ветвь. Чтобы разобраться, почему так произошло, нужно обратиться к истории Древнего мира и проследить путь, который сделало обыкновенное дерево - от простого растения до символа победы.
Мифы Древней Греции связывают этот триумфальный символ с Аполлоном - богом, покровителем искусств и состязаний. По преданию, однажды Аполлон влюбился в нимфу Дафну и стал ее настойчиво преследовать. Красавица пыталась спастись бегством. Когда Аполлон уже почти поймал ее, Дафна, воздев руки, обратилась к своему отцу - богу рек Пенею. Тот обратил ее в стройное дерево. Опечаленный Аполлон сплел для себя венок из листьев этого дерева, в память о А дерево назвали именем несчастной нимфы. В переводе Дафна и означает лавр. До сих пор на острове Делос, где по преданию и родился бог красоты, произрастают лавровые сады и рощи. Ну, а украшение из стало непременным атрибутом образа Аполлона.
С тех пор лавровое дерево было неразрывно связано с именем Аполлона. Поскольку, кроме искусств, Аполлон покровительствовал спортивным состязаниям, лавровый венок стали вручать не только искусным композиторам, певцам и художникам, но и победителям пифийских игр, местом проведения которых служила Криссейская равнина. Из Греции перешел по наследству римлянам. Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях, но и для героев, отличившихся в военных кампаниях. Лавр у римлян стал который следует за военной победой. Такая награда вручалась воину за особые заслуги - например, за спасение товарища в бою, вхождение первым в неприятельскую крепость, за успешный штурм вражеского города. Богиня победы Ника всегда держала в руках триумфальный символ - лавровый венок, который возлагался на голову победителя.
Легенда гласила, что лавр - любимое дерево Юпитера, и оно никогда не поражалось молнией. В мирное время служил непременным атрибутом праздников и жертвоприношений, славящих верховного бога римлян. Символ триумфа чеканился на монетах, изображавших Аполлона и Юпитера. Юрий Цезарь надевал венок на все торжественные мероприятия. Правда, злые языки утверждали, что венок из лавра помогал скрывать лысеющую макушку императора.
Ранние христиане заимствовали множество символов у Символ триумфа - лавровая ветвь, также был не забыт. В эстетике раннего христианства лавр символизирует целомудренность, чистоту, здоровье и долголетие. Вечнозеленые листья как нельзя лучше символизировали вечную жизнь, которая наступит после искупительной жертвы Сына Божьего. Христа также часто изображали с лавровым венком, как Того, кто победил смерть. Некоторые раннехристианские мученики изображались с лавровыми венками. Лавр почитался и как растение, повсеместно применяемое в медицине и в кулинарии. В эпоху, когда пряности ценились на вес золота, лавровые листья действительно были драгоценным даром, который можно было бы преподнести даже королю.
Символ бессмертия из теософии перекочевал на гербы и знаки отличия родовитых аристократов. В геральдике лавр, как и дуб, является символом бесстрашия и доблести. Золотые листья на красном фоне символизировали бесстрашное сердце храброго воина. Триумфальный символ стал особенно популярным во Франции, украсили герб Французской республики. После этого лавр занял почетное место на гербах многих государств. В конце 19 и начале 20 века лавровые венки украшали государственные знаки таких государств, как Бразилия, Гватемала, Алжир, Греция, Израиль, Куба, Мексика.
И знаки отличия многих государств мира украшают листья вечнозеленого лавра. Ведь во всем мире это растение является символом славы, победы и воинской доблести, значит, и награды должны содержать в своем изображении этот триумфальный символ. Самые почетные наградные знаки европейских государств содержат изображения лавровых листьев.
До сих пор лавровый венок украшает победителей различных художественных и музыкальных конкурсов. Звание «лауреат» дословно обозначает, «украшенный лавром», а значит - победитель, достойный носить этот символ триумфа. Фото современных лауреатов показывают, что сегодня их не украшают венками, как древних победителей. Просто знаки отличия ученых и музыкантов непременно содержат изображения лавровых листьев. По некоторым источникам, научное звание «бакалавр» также произошло от названия лавровой ветви.
Таким образом, из древнего прошлого лавр благополучно пришел в наше время, почти не утратив своего символического значения.
Греки считали лавр деревом Аполлона. Существует миф о том, что прекрасная нимфа по имени Дафна дала обет целомудрия, но бог Аполлон был настолько очарован ею, что не мог совладать с собой и начал ее преследовать. Дафна стала молить богов помощи, и они обратили ее в лавровое дерево. Покровитель искусств обнимал его, но все было тщетно, прекрасную нимфу было уже не вернуть. С тех пор лавр и стал священным древом Аполлона. Поэтому в Греции всех выдающихся деятелей искусств стали награждать венками из лавра.
В Римской империи лавровый венок получали лучшие воины, он символизировал мир, который должен был наступить вместе со свержением врагов. Императоры также носили венки из лавровых ветвей. Лавр связывали с непорочными весталками, поэтому он стал символом целомудрия и благочестия.
Ранние христиане видели в лавровом венке символ мученичества и вечной жизни. В эллинистический период он стал ассоциироваться со славой. Примечательно, что в Средние века лавровый венок исчезает из списка традиционных геральдических символов, его возрождение произошло лишь в конце XVIII века после французской революции.
Кстати, слово “лауреат” имеет непосредственное отношение к этому растению и означает “увенчанный лавром”.
Корни символизма лавра, как уже говорилось, находятся в глубокой древности. Итак, что означает лавровый венок тату?
Лавровый венок встречается и среди тюремных татуировок. В данном контексте этот символ говорит о том, что заключенного несправедливо осудили, что он отбывает срок за преступление, которое не совершал. Это значение происходит как раз из христианского толкования символа.
Пожинать лавры одинаково любят и женщины, и мужчины. Лавровый венок чаще всего изображают в черном цвете, без каких-либо декоративных элементов. Но встречаются и более оригинальные идеи, например, лавровый венок с цветами и лентами, надписями, увенчанными лавром.
Такие татуировки редко имеют очень большой размер, поэтому отлично смотрятся практически всюду. Самые подходящие места — плечо, предплечье, голень, бедро, шея, между лопаток.
Для монохромной работы вполне подойдет графика. Многие ошибочно относят к этому стилю все черно-белые работы, но это в корне неправильно. Графика отличается тем, что в изображении нет полутонов, только черный цвет. Все тени выполняются с помощью штриховки. Выглядит достаточно оригинально.
Если вам все же больше по душе цветные татуировки, просмотрите работы в стиле ньюскул. Стиль возник не так давно, около 30 лет назад, и многое перенял у олдскула. Такие тату выглядят эффектно благодаря использованию ярких цветов, четких и широких контуров.
В любом случае, для начала обсудите будущую тату с мастеров. Возможно, он подскажет вам действительно уникальную идею.
У кельтов, германцев и италийцев дуб почитался священным деревом. От них эти древние обычаи перешли к римлянам. Свидетельством этого может служить «гражданский венок», которым награждали воина, спасшего в бою жизнь римского гражданина. Венок, сопровождаемый надписью «O.C.S» («оЬ cirem servatum» - «спасителю [римского] гражданина», лат), может считаться одним из самых древних воинских отличий. Тот же самый венок из сплетенных ветвей мы находим в уже гораздо более близкие к нам времена на ордене Дубовой Короны, учрежденном правителем Нидерландов, когда это великое герцогство еще находилось под голландским управлением.
Однако первенство в символическом представлении воинской доблести и, как правило, знатного происхождения, постепенно у дуба отвоевал лавр (по-итальянски - «аллоро»), священное дерево Аполлона. Лавр не зря называли лавром благородным (Laurus nobilis). Лавровым «триумфальным» венком увенчивались не только победоносные полководцы во время триумфа, но и императоры, а также, и более всего, поэты.
В гербах лавр предстает в тех же самых вариантах, что и дуб , но в отличие от дубовых отдельные листья лаврового венка встречаются гораздо чаще, не говоря уже о лавровом венке. Еще более часто можно встретить изображение лавра на «говорящих» гербах (Лауренти, Лаури, Лоро, Лоредано, последняя фамилия является производной от Лорето = Lauretus).
Родовой герб фамилии Пуччини (Пистоя) «Чередование золотых и красных столбов и зеленый лавровый венок
Лавровая ветвь , ястреб и кривая турецкая сабля - вот что изображено в гербе рода Марацци, который представлен на этой странице. Он, по-видимому, провозглашает открыто агрессивные намерения: слава тебе, если ты будешь храбро сражаться с помощью оружия. Идея прямо противоположна той, что символизируется изображениями с голубкой, держащей оливковую ветвь.
Олива (Olea europea) - символ мира, но также и победы, поскольку победа предшествует и обеспечивает последующее мирное существование.
Помимо этого олива означает также целомудренность - и в наши дни объявления о бракосочетании украшаются гирляндой венков из оливковых ветвей. В Древнем Риме оливковый венок присуждался и тому, кто косвенным образом способствовал победе, как это было с Лепидом (Лепид - общее имя рода Эмилиев. - Примеч. пер.).
Тот факт, что голубка появилась перед Ноем с оливковой ветвью в клюве, мог бы считаться случайностью, если бы в греческой мифологии не нашлось для него более подробного и тонкого объяснения: Кекроп (основатель Афин. - Примеч. пер.) выбирая для города имя и символ, колебался между оливой богини Афины и конем Посейдона. В конце концов он остановился на имени и дарах богини. Конь Посейдона символизировал войну, олива же означала торговлю маслом, которая процветает лишь в мирные годы, а мир всегда предпочтительней войны.
Личный герб Дансон-Ричардсон Каррера (Йорк, Великобритания) «Рассеченный: справа четверочастный: в первом и четвертом поле горностай с тремя черными двойными поясами, синяя глава с серебряным леопардом (Каррер); во втором и третьем золотом поле красный пояс, сопровождаемый по сторонам тремя ветвями лавра естественного цвета перевязью справа, две в главе и одна в оконечности (Ронделл); слева: в серебряном поле три зеленых листа лавра (2, 1) столбом (Фолайс)»
Одним из которых является лавр, люди всегда относились по-особому. В них видели олицетворение вечности, постоянства – словом, всего того, что традиционно противопоставлялась быстротечности человеческой жизни. Вечной должна быть слава победителя – во всяком случае, людям хотелось в это верить.
Такая связь имела реальное основание: эти деревья росли на горе Парнас, которую греки чтили как обитель муз и Аполлона Мусагета. Но было бы странно, если бы не породила легенды, объясняющей связь искусства.
Аполлон, как многие греческие боги, отличался любвеобильностью. Однажды предметом его страсти стала нимфа по имени Дафна, но красавица поклялась остаться целомудренной и не собиралась уступать его домогательствам. Несчастная умоляла богов защитить ее от преследований Аполлона, и боги вняли мольбе: вместо девушки в объятиях Аполлона оказалось лавровое дерево. Бог возложил на свою голову венок из лавровых , чтобы не расставаться с возлюбленной, обращённой в дерево.
Новый смысл увидели в этом символе христиане. Для них лавовый венок стал олицетворением вечной славы мучеников, погибших за веру.
Связь лаврового венка с поэтической славой воскресает в эпоху, наследующую античности. В 1341 году один из величайших поэтов итальянского Возрождения – Франческо Петрарка – в зале сенаторского дворца на Капитолии в Риме принял из рук сенатора лавровый венок как признание его поэтических достижений. Это дало поэту повод обыграть имя воспетой им женщины, чье имя тоже происходит от слова «лавр»: Лаура дала ему лавр.
К XVII веку лавровый венок уже прочно утвердился в качестве эмблемы славы вообще, не только поэтической. Его изображают на орденах и наградах за победу в конкурсах. В таком виде и унаследовала этот символ современная цивилизация. К нему восходит не только слово «лауреат», но и название степени бакалавра.