Театр «Содружество актеров Таганки» нечасто собирал полный зал и радовал новыми спектаклями. В конце 2018 года премьера «Спасти Хлестакова_?» по мотивам пьесы Гоголя «Ревизор» прошла очень успешно. Актеры словно дорвались до ролей, играли самозабвенно и с удовольствием. Трудно назвать неудавшиеся образы, даже роли второго плана были сыграны великолепно.
Особенно понравилась игра Алексея Финаева-Николотова (Хлестаков), Дениса Муляра (Лука Лукич, смотритель училищ) и Нико Саладзе и Баина Бовальдинова (по нескольку ролей слуги, крысы и пр.). Они были пластичными, харАктерными, эмоционально-насыщенными.
Большая роль в успехе спектакля, бесспорно, принадлежит Марии Федосовой режиссеру-постановщику спектакля. Ей удалось вдохнуть современный стиль в эту классическую пьесу. Костюмы, грим, музыка, стихи прекрасно дополнили замысел постановки.
Много интересных находок интриговали зрителей на протяжении всего действия: изумительная реальная парная на сцене, настоящие лужи, имитация бассейна, вынос игры со сцены в зрительный зал и пр. Единственным минусом, на наш взгляд, сбыл цыганский номер, не несущий особой идейной нагрузки и увеличивший продолжительность и так длинного спектакля.
Марии Федосовой удалось перенести актуальность событий XIX века в наше время. Спектакль кричит про уходящее (?) поколение воров, взяточников, лицемеров, коррупционеров. А в Хлестакове так и видишь собирательный образ современного молодого человека, выпускника ВУЗа, не нашедшего себе достойного занятия, всего в долгах, несущегося по жизни как перекати-поле. Это во многом про поколение нынешней молодежи, не умеющей ориентироваться в сложной ситуации, зарабатывать деньги собственным умением и знаниями, считающей, что все им должны и обязаны.
Спектакль заканчивается тем, что Хлестаков, набрав, якобы взаймы, кучу денег, «охмурив» дочь главы администрации, убегает из города, не преминув описать всё с ним случившееся другу-журналисту для публикации в прессе (фейсбука тогда еще не было). Что же с ним стало? Гоголь ответа не дает. А если порассуждать? Возможны варианты. У Марии Федосовой Хлестаков погибает. Можно ли было его спасти? Думаю, что нам всем надо спасать хлестаковых, которых мы сами вскармливаем своим поведением, примером, воспитанием.
Надеемся, что подобные спектакли театра послужат его возрождению.
Л.И. Королева-Мунц,
Инесса Ланская,
ноябрь, 2018 г.
Театр » Спектакль "Спасти Хлестакова_?". Москва, 2018
1. Историческая правдивость комедии.1. Начало. Известие о ревизоре
2. Встреча Городничего и Хлестакова
3. Смотр заведений
4. Что у трезвого на уме… (Хлестаков в доме городничего)
5. Правила дачи взяток
6. Любовная интрижка
7. Окончание. Известие о ревизоре
Выделив основные сцены я принялся за компоновку композиции.
Имея некоторый опыт написания сценариев, в своей работе над “Ревизором” я постарался сразу, при составлении текста прописывать режиссёрские ремарки. Компонуя и переставляя сцены, добавляя или удаляя слова героев пьесы я добился чётко выверенной композиции на час сценического времени.
1. Начало.
1. Бал у городничего
2. Письмо о приезде ревизора
3. Ревизор в городе по словам Бобчинского-Добчинского
4. Указания городничего.
2. Встреча городничего и Хлестакова
1. Монолог Осипа
2. Вход Хлестакова
3. Неприятный обед
4. Разговор городничего
5. Предложение переезда в дом городничего
3. Смотр Заведений
Т 1. Появление девушек
Е 2. Появление чиновников - официантов
М 3. Опьянение Хлестакова
П 4. Встреча городничим и его женой в доме
4. Что у трезвого на уме… (в доме у городничего)
1. Разговор Осипа и Мишки
2. Разговоры Хлестакова
3. Падение Хлестакова
4. Размышления Городничего по поводу Хлестакова
5. Правила дачи взяток
1. Обряд Взяточников
2. Судья Ляпкин - Тяпкин
3. А.Ф. Земляника
4. Л.Л. Хлопов
5. Почтмейстер и Бобчинский - Добчинский
6. Подсчёт денег Хлестаковым
7. Любовная интрижка и отъезд Хлестакова
1. Восточные танцы дочерей судьи
2. Вход Марьи Антоновны
3. Вход Анны Андреевны
4. Вход Марьи Антоновны
5. Вход городничего, благословение “ревизора”
6. Отъезд Хлестакова
7. Окончание
1. Мечты городничего
2. Приход чиновников на бал
3. Письмо о том, что Хлестаков не настоящий ревизор
4. Монолог - раскаяние городничего
5. Приезд настоящего ревизора
6. Ревизор берёт взятку. Продолжение бала
Комедия, а это огромные и внутренние затраты при работе с ролью и внешние, то есть физические. Поэтому роль Хлестакова я доверил себе, ибо имея небольшой опыт пребывания на сцене, смогу вести в сценах. Так же на роль городничего был приглашен студент медицинского института, который тоже не раз бывал на сцене и плюс ко всему личный опыт поможет создать интересный образ чиновника. Составляя спектакль, перенося сцены в различные места, переставляя или убирая фразы, компонуя заново куски, я добился более сильной концентрации текстовой, смысловой…
Постоянно происходят нагнетания в сценах, нужное оставлено, что актуально сейчас, что может ударить в точку. Но авторский текст, с комедийными вставками, событиями, которые автор писал для комичности произведения, оставлены или сведены к конкретному, понятному зрителю минимуму.
Комедия - это основное состояние пьесы, но для себя и исполнителей решил обозначить жанр как “сцены из жизни провинциального города".
Р оль Хлестакова стала когда-то стартовой для молодого актера Малого театра Юрия Соломина. Он сыграл ее в спектакле Игоря Ильинского. Много позже Юрий Мефодьевич поставил «Ревизора», отдав главную роль своему брату Виталию Соломину. И вот в 2006 году мастер в третий раз взялся за великую пьесу Гоголя. Этот «Ревизор» с успехом идет на сцене Малого уже десять лет. Его спокойно можно показывать детям, не опасаясь неожиданностей в трактовке произведения из школьной программы.
Малый театр - бастион академизма, за что нередко он подвергается критике прогрессивных деятелей сценического искусства и продвинутых зрителей. Но академизм - отнюдь не синоним косности. В Малом чтут отечественную театральную традицию и не позволяют себе вольничать с текстами Островского, Пушкина, Чехова, Гоголя. «Творческий коллектив спектакля следует замыслу автора, его «духу и букве», - заявляют создатели «Ревизора» в аннотации к спектаклю. Действительно, тут подошли к бессмертной комедии со всем уважением. Попыток осовременить материал XIX века не делали. Темы российского чинопочитания, взяточничества, трепета провинции перед столицей и так не перестают быть актуальными, так что персонажи Гоголя вовсе не нуждаются в том, чтобы их переодевали из сюртуков в свитера и джинсы.
Мы привыкли видеть в роли городничего актеров преклонного возраста, а в спектакле Юрия Соломина и Василия Федорова градоначальника сыграл совсем не старый артист Виктор Низовой. Это очень темпераментный, яркий характерный актер, и его Антон Антонович стал серьезным конкурентом Хлестакову в исполнении Дмитрия Марина. Прекрасную галерею образов провинциальных чиновников создали замечательные актеры Малого театра Александр Клюквин (Земляника), Борис Невзоров (Ляпкин-Тяпкин), Алексей Кудинович (Хлопов), Владимир Носик (Гибнер). В роли супруги городничего Анны Андреевны - Инна Иванова, которая в первые годы жизни спектакля играла Марью Антоновну. Теперь дочь градоначальника играет Ольга Жевакина. Не такая уж большая разница в возрасте актрис, играющих мать и дочь, делает более естественной борьбу их героинь за симпатию заезжего столичного гостя.
Стоит отметить художественное оформление спектакля. Усилия художника были направлены на то, чтобы подчеркнуть провинциальность места, в которое угодил Хлестаков. Дом городничего предстает не привычным ампирным особняком с колоннами, но деревянным домиком со скрипучей лестницей и геранями в окошках. Мебель являет собой наглядный пример «смеси французского с нижегородским»: диваны с подлокотниками в виде золоченых лебедей обтянуты тканью с яркими лубочными розанами. Разряженные в платья с кринолинами Анна Андреевна и Марья Антоновна выглядывают с ветхого крыльца, не покажется ли экипаж с таинственным незнакомцем, а по двору мимо них расхаживает баба с коромыслом, в затрапезном сарафане. Жизнь тут скучная, серая - потому и производит такую сенсацию появление молодого «ревизора».