Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 141
с углубленным изучением отдельных предметов»
Советского района г. Казани
Конспект урока по литературе
в 10 классе
Анализ эпизода «Пьер в плену»
(т.4, ч.1, г. XI-XII романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Гиматутдинова Ирина Львовна
г. Казань
2011
ЦЕЛИ:
Формирование представлений о философских взглядах Л.Н.Толстого (квиетизм) через раскрытие образов Платона Каратаева и Пьера Безухова.
Развитие способностей к оценке и интерпретации эпизода эпического произведения.
I. Вступительное слово учителя.
– Путь исканий Пьера в продолжение романа – это путь проб, ошибок, сомнений и разочарований.
– Почему Пьер оказался в плену?
– Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что «мысль о границах свободы и зависимости» была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела «поджигателей».
II. Анализ эпизода.
– Кто участники этой сцены и как их изображает Толстой? (Участники этой сцены – французы, поджигатели и толпа. «Большая толпа народа» состояла из русских, немцев, итальянцев, французов и стояла полукругом. Французские войска расположились «двумя фронтами», поджигателей расставили «по известному порядку»).
– Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом? («… все торопились , – и торопились не так, как торопятся , чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся , чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело »).
– Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя? («Острожные, подойдя к столбу, остановились и… молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника». «Фабричной не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк…, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь , оглядывался вокруг себя…». Обратим внимание на характер повторяющихся сравнений).
– Братская связь между людьми разорвана: одни люди превратились в «подбитых зверей», а другие? (В «охотников»).
– Как же чувствуют себя эти «охотники»? («Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы». «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть…»).
– Почему? Что понимали все без исключения, и казнившие, и казнимые? («Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники , которым надо было скорее скрыть следы своего преступления»).
– Какой вопрос мучит Пьера? («Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?»).
Значит, не они, а кто-то другой или, точнее, что-то другое создало весь этот кошмар. Человек – щепка, которую влечет поток истории.
– Как эта мысль подействовала на Пьера? («С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось…, и все завалилось в кучу бессмысленного сора»).
Но в этот момент совершенно необходим в развитии Пьера. Чтобы принять новую веру, надо было разувериться в старых верованиях, отказаться от веры в человеческую свободу. Вся сцена расстрела, даже более страшная, чем сцена Бородинского сражения (вспомним описание закапывания фабричного) , призвана была показать и Пьеру, и читателям, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него .
И вот тут-то…
– С кем встречается Пьер в плену? (С солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым) .
Мы подходим к идейному центру романа. В Платоне Каратаеве – предельное выражение толстовских мыслей о границах свободы и зависимости . Надо внимательнее вчитаться во все, что сказано о Платоне Каратаеве.
– Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? («Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое…»).
– Что же так подействовало на Пьера, что заинтересовало в этом человеке? («Круглые» движения, запах, занятость Платона, завершенность, слаженность движений).
– Какова манера речи Каратаева? (Язык его – народный).
Проанализируем вместе одну из реплик Платона Каратаева («– Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»). На какие особенности речи обратили внимание? (Просторечия; насыщенность пословицами и поговорками; манера общения).
Работа по вариантам:
I вариант: просторечия, элементы фольклора («буде», «картошки важнеющие», «гошпиталя», «сам-сем», «животов полон двор» и др.).
II вариант: пословицы и поговорки («Час терпеть, а век жить», «Гед суд, так и неправда», «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае», «Не нашим умом, а Божьим судом» и др.). О смысле этих поговорок мы еще поговорим, сейчас же отметим лишь наличие этих пословиц как особенность речи Каратаева.
III вариант: манера общения с собеседником («… сказал он с нежно-певучей лаской…», со «сдержанною улыбкой ласки», «был огорчен тем. что у Пьера не было родителей»).
Он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые (!) кто-то заинтересовался не пленным Безуховым, а человеком Безуховым. В голосе у Платона – ласка.
– Опишите внешность Каратаева. («Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона… была круглая , голова была совершенно круглая , спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые ; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые ).
Когда-то Наташа сказала о Пьере, что он « четвероугольный ». Пьера привлекает эта «круглость» Каратаева. И сам Пьер должен как бы «срезать углы» в своем отношении к жизни и тоже стать «круглым», как Каратаев.
– В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?
Все совершится, как надо, и все – к лучшему. Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья. Каратаев выражает толстовскую мысль о том, что правда – в отказе от своего «я» и в полном подчинении судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к этой вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное – лучшее.
– «Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае» – это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадает раньше капусты. Это – вера в неизбежность совершения Божьего суда. Сразу же в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит это, Платон отвечает «не нашим умом, а Божьим судом».
– В этой поговорке – основа каратаевщины: чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по Божьей воле.
Если признать истинной эту философию (квиетизм), тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.
Толстой пытается доказать это , но жизнь опровергает эту философию.
– Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера? (Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе).
III . Развитие темы в «последующих эпизодах» (т.4, ч.2, гл. XII, XIV).
– К чему всю жизнь стремился Пьер? (К согласию с самим собой).
– В чем искал он это спокойствие? («… он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его»).
– В чем же нашел теперь счастье Пьер? (Счастье теперь в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей и «вследствие того свобода выбора занятий»… «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь , когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием…»).
Мысль пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в душу человека. Человек не призван делать более того, что касается его лично . (Пьеру «… не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне»). Человек должен определить границы своей свободы, говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом.
– Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных? («И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!»).
Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни. Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.
IV . Заключение.
К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице («бесконечное высокое небо»). «Бесконечные дали» открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. (« Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали . И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль . Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер»).
Так выразил Толстой ту мысль, которая, как он писал Погодину, была ему наиболее дорога в романе. Мы можем не соглашаться со взглядами Толстого на границы свободы и зависимости человека, но понять их мы должны.
В продолжение урока основные положения вносятся в опорную схему:
«Мысль о границах свободы и зависимости»
т.4, ч.1, гл. XII
французы
«двумя фронтами»
«охотники»
торопятся
испуг
Список использованной литературы
Фейн Г.Н. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М.: «Просвещение», 1996.
Пьер в плену (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. IV, ч.I, гл. XI, XII.)
Вернувшись из плена, Пьер впервые испытал чувство непонимания радостей
и горестей других людей.
"В день своего освобождения он видел, труп Пети Ростова. В тот же
день узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения
и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов,
сообщивший эту новость Пьеру, между разговорами упомянул о смерти Элен,
предполагая, что Пьеру это давно уже известно. Он чувствовал, что не может
понять значения всех этих известий".
Но для Пьера это странное чувство стало шагом на пути к возрождению, к
той новой жизни, которая через двенадцать лет приведет его на Сенатскую
площадь.
Почему он стал в плену другим человеком? Можно предположить, что страдание
очистило его душу, но мы ведь знаем, что душа его и раньше была чиста,
и раньше он стремился к добру и правде. Чем обогатил его плен? Первые
дни в плену, под арестом, были мучительны для Пьера не столько физически,
сколько духовно. Он чувствовал себя чужим среди арестованных: "…
все они, узнав в Пьере барина, чуждались его2. Никогда еще он не был
так несвободен: не потому, что был заперт на гауптвахте, а потому, что
не мог понять происходящего и "чувствовал себя ничтожной щепкой,
попавшей под колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины".
Сначала его допрашивала целая комиссия, и он понимал, что "единственная
цель этого собрания состояла в том, чтобы обвинить его".Потом он
предстал перед маршалом Даву, который "для Пьера был не просто французский
генерал; для Пьера Даву был известный своей жестокостью человек".
Толстой не изображает Пьера гордым героем; он говорил с маршалом Даву
" не обиженным, но умоляющим голосом", назвал ему свое имя,
хотя скрывал его до сих пор, и, вспомнив Рамблая, "назвал его полк
и фамилию", в надежде, что у Рамблая справятся о нем. Но все это
не могло помочь ему. "Даву поднял глаза и пристально посмотрел на
Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас
Пьера… Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество
вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья". Может
быть, Даву увидел в глазах Пьера не только страх, но и ту силу личности,
которую создала незаметная со стороны душевная работа.
После казни поджигателей Пьер был присоединен к военнопленным и провел
четыре недели в солдатском бараке, хотя французы предлагали ему перейти
в офицерский. Он "испытал почти крайние пределы лишений, которые
может переносить человек "; но именно в этот месяц он понял что-то
очень важное, самое важное для себя- для духовной жизни его этот месяц
был счастливым. После расстрела Пьер впервые с огромной силой почувствовал,
что разрушилась его вера в благоустройство мира. "Прежде, когда на
Пьера находили такого рода сомнения,- сомнения эти имели источником собственную
вину… Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что
мир завалился в его глазах…" Но только здесь, в плену, Пьер понял,
что нужно улучшать мир, а не только себя.
Самое сильное из всех впечатлений Пьера – встреча его с пленным солдатом
Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Для Толстого Каратаев – воплощение
народного,естественного образа жизни: круглый, добрый человек с успокоительными
аккуратными движениями, все умеющий делать " он очень хорошо, но
и не дурно".
Каратаев ни о чем не задумывается: живет, как птица, так же внутренне
свободно в плену, как и на воле; каждый вечер говорит: "Положи,
господи, камушком, подними калачиком" ; каждое утро: "Лег-свернулся,
встал-встряхнулся"-и ничто его не заботит, кроме самых простых естественных
потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую
сторону. Его крестьянский склад, его прибаутки, доброта стали для Пьера
"олицетворением духа простоты и правды". Но ведь Каратаев никак
не мог заронить в душу Пьера стремление улучшить мир. Две любимые истории
Платона: одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и
как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему
брату, а у того пятеро ребят, и другая - о старом купце, которого обвинили
в убийстве и ограблении, и через много лет настоящий убийца, встретив
его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока дошли
бумаги об освобождении, старичок уже умер.
Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении,
о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.
Встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, Пьер многому
у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные
трудности, его естественность, правдивость- все это привлекает Пьера.
Но "привязаннностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не
имел никаких"; он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь
с окружающим злом,- и в конце концов это зло убило его: Каратаева пристрелили
французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными.
Пьер запомнит каратаева на всю жизнь- как воплощение добра и простоты.
Но при этом Пьер преодолеет каратаевское смирение, из горьких дней плена
он вынесет свое собственное открытие: человек может стать сильнее окружающей
жестокости, он может быть внутренне свободен, как бы ни был оскорблен
и унижен внешними объстоятельствами.
Поэтому во время мучительного перехода вслед за французской армией, когда
многие пленные погибали дорогой и судьба Пьера тоже могла быть решена
выстрелом французского солдата, он на одном из привалов, одиноко сидя
на холодной земле, вдруг "захохотал своим толстым, добродушным смехом
так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный,
очевидно одинокий смех.
-Ха, ха, ха!- смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: - Не пустил
меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня?..
Меня – мою бесссмертную душу! Ха, ха, ха!.. …Пьер взглянул в небо, в глубь
уходящих, играющих звезд. "И все это мое. И все этво мне, и все
это я! – думал Пьер.- И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный
досками!" Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам".
Может быть, из этого чувства внутренней свободы выросла та новая, духовная
жизнь Пьера, которую сразу заметила Наташа: "Он сделался какой-то
чистый, гладкий, свежий; точно из бани; ты понимаешь? – морально из бани".
Но и внешне Пьер очень изменился за время плена. "Он не казался уже
толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их
породе… Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое,
какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность,
выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на
деятельность и отпор- подобранностью".
В первые дни плена мучения Пьера обострялись тем, что товарищи по бараку
чуждались его: он барин! Но теперь Пьер остался барином, а товарищи по
бараку поставили его в положение "почти героя". Тогда, в начале,
эти люди презирали ее. Теперь их уважение вызывает собранность Пьера и
"его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота"
- все те стороны его характера, над которыми смеялись в свете, здесь оказались
достоинствами. История духовного обновления Пьера – очень важное открытие
Толстого, и вслед за ним мы, читая "Войну и мир", делаем это
открытие для себя. Люди со слабыми характерами часто склонны объяснять
все свои неудачи обстоятельствами. А вот Пьер – в самых трудных, мучительных
объстоятельствах плена – имел силы совершить огромную духовную работу,
и она принесла ему то самое чувство внутренней свободы, которого он не
мог обрести, когда ыл богат, владел домами и поместьями, имел управляющего
и десятки обслуживающих его людей. Значит дело не в объстоятельствах,
а в душевной стойкости и силе самого человека. Но после нравственного
подъема, испытанного в плену, Пьер пережил духовную опустошеность и почувствовал,
что не может понять радостей и горестей других людей. Слишком сильны были
потрясения, пережитые Пьером. Еще живо в нем воспоминание о взгляде Каратаева,
сидевшего под деревом,- перед тем, как его застрелили, он смотрел на Пьера
"своими добрыми круглыми глазами", но Пьер не подошел: ему было
страшно за себя.
Тогда он не позволил себе понять до конца, что Каратаев сейчас будет убит,- услышав выстрел, и он, и его товарищ по плену не оглянулись и продолжали
свой путь, хотя " строгое выражение лежало на всех лицах". Постепенно,
внутренняя работа, совершенная в плену, начинает приносить плоды. То
новое, что он принес из плена, была "улыбка радости жизни",
которую он оценил теперь, и то, что "в глазах его светилоось участие
к людям- вопрос:довольны ли они так же, как и он?"
В день казни Пьер понял: все люди, которых убили на его глазах, "одни
знали, что такое для них была их жизнь…" Теперь он научился ценить
эту единственную и непонятную друг другу жизнь каждого человека – он готов
к тому, о чем мечтал с юности: он может стать опорой, защитником, руководителем
других людей, потому что научился уважать их внутренний мир не меньше,
чем свой.
Эта часть надолго задержала внимание Толстого при создании ранней редакции романа. Многое там рассказано о Пьере: как изменилась его внешность, как его допрашивал Даву (близко к завершенному тексту), какой ужас вызвала у Пьера казнь поджигателей. Но ничего почти не было известно о людях, окружавших его в плену. Упомянуты лишь старик-чиновник, пятилетний мальчик, которого Пьер спас, и солдат-сосед, научивший Пьера завязывать веревочкой на щиколотках серые чужие панталоны. Пленный солдат ничем еще особенно не выделяется и в жизни Пьера роли но играет. Много позднее он преобразится в Платона Каратаева, а в ранней редакции тема Каратаева едва намечена. Подробно описано, как пришел в балаган к Пьеру ого «тайный друг» Пончини; изложена их босо да. После разговора с французом Пьер «еще долго думал о Наташе, о том, как в будущем он посвятит всю жизнь свою ей, как он будет счастлив ее присутствием и как мало он умел ценить жизнь прежде».
Сцена допроса и расстрела «поджигателей» не только по содержанию, но и текстуально была с самого начала близка к окончательному тексту. Предметом напряженнейшей работы оставался глубокий переворот в сознании Пьера, свершившийся после «преступного убийства», которое он видел. Рукописи говорят, как долго, и главное, взволнованно трудился над этим Толстой.
В тот же день Пьер познакомился и сблизился с товарищами по плену – солдатами, крепостными и колодниками, и в этом сближении нашел «еще не испытанные им интерес, спокойствие и наслаждение». Ему доставляли наслаждение «обед из соленых огурцов», «тепло, когда оп укладывался рядом со старым солдатом», «ясный день и вид солнца и Воробьевых гор, видневшихся из двери балагана». Еще более детально анализируются «нравственные наслаждения» Пьера: на душе у него теперь «ясно и чисто», и те мысли и чувства, которые прежде ему казались важными, были как будто «смыты». Он понял, что «для счастья жизни нужно только жить без лишений, страданий, без участия в зло, которое делают люди, и без зрелищ этих страданий».
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы по роману Война и мир! 1) Почему Пьер Безухов и А.Болконский выглядели чужими в гостиной Шерер?2) Каковы нормы жизни молодых представителей Высшего общества?
3) Основные события первого тома.
4) Что подарила Мария Дмитриевна Наташе на день рождения?
5) С кем танцевала Н. Ростова на свой День Рождения?
6) От кого впервые М. Болконская узнала о предстоящем сватовстве А. Курагина?
7) Какое ранение и в каком бою получил Н. Ростов?
8) Делал ли Пьер предложение Элен выйти за него замуж?
9) Почему Тушин со своей батареей не отступил?
10) Почему М. Болконская не приняла предложение Курагина?
11) Как закончилось Аустрерлицкое сражение?
28 вопросов по 3 тому "Война и мир".Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!! Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!!Если отвечаете, то указывайте номер вопроса
1. Где находился император Александр, когда получил известие о том, что войска Наполеона перешли границу?
2. Зачем князь Андрей искал по всем фронтам Анатоля Курагина?
3. Почему Андрей Болконский решает служить не при штабе а в армии?
4. Как Николай Ростов отличился в деле при Островне?
5. Как перенесла Наташа свою историю с Анатолем?
6. Почему Петя Ростов просится в военную службу?
7. Кто из героев романа тайком пробрался на Красную площадь смотреть приезд государя?
8. Почему старый князь Болконский не разрешил увезти свою семью из
Лысых Гор?
9. Кто из героев привозит в Лысые Горы весть о том, что Смоленск сдан?
10. Какие два противоположные кружка создались в Петербурге с началом войны?
11. Кто из героев романа встретился с Наполеоном и запросто беседовал с ним, а потом вернулся в русский лагерь?
12. Как умер старый князь Болконский?
13. Кто выручает княжну Марью из трудного положения, когда крестьяне отказались везти её в Москву? Как это случилось?
14. Почему сугубо штатский человек, Пьер едет на Бородинское сражение?
15. О чём беседовали Пьер и Болконский накануне Бородинского сражения?
16. Каким человеком показывает Толстой Наполеона в сцене с портретом его сына?
17. Как себя проявил Пьер во время Бородинского сражения, находясь на батарее Раевского?
18. Какими показывает Толстой Наполеона и Кутузова во время Бородинского сражения?
19. Как был ранен князь Андрей?
20. Кто, по мнению автора романа, является движущей силой истории?
21. Глазами какого героя показывает Толстой военный совет в Филях?
22. За кого собирается Элен выйти замуж?
23. С какой целью Пьер остаётся в Москве и исчезает из своего дома?
24. Как получилось, что семья Ростовых отдала свои подводы раненым?
25. Кто отдаёт распоряжение толпе убить Верещагина?
26. Почему, по мнению автора, в Москве, оставленной русскими войсками и занятой французами, случился пожар?
27. Кто сообщил Наташе о том, что раненый Болконский едет с ними в обозе?
28. Как Пьер попал в плен?