Про деток, от рождения до школы

В конце XIX в. в искусстве появляется новый стиль, приверженцы которого пытаются отойти от историзма и эклектизма современного искусства. Этот стиль получил название модерн (от латинского modernus - новейший, современный).

Ярче всего модерн проявился в архитектуре, книжном оформлении, искусстве плаката. Затронул он также скульптуру и живопись.

Впервые новый стиль заявил о себе в Англии. В других западноевропейских странах модерн сформировался в 1880-х гг. Во Франции он носил название «ар нуво», в Германии - «югендстиль», в Австрии - «сецессион», в Италии - «либерти», в Испании - «модернисмо», в Польше - «сецесия».

Появление подобного искусства во многом предопределило творчество У. Морриса, Дж. Рёскина, прерафаэлитов и английских графиков У. Блейка и У. Крейна.

Живопись модерна характеризуется внешней декоративностью, стилизацией, плоскостной орнаментальностью. Нередко художники в своих произведениях использовали растительные мотивы. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетались в причудливый узор, в котором иногда появлялись фигуры женщин или фантастических существ. Плавные контурные линии, вытянутые фигуры, соединяющиеся цветовые плоскости (нередко монохромные) делали изображение очень эффектным. Благодаря таким качествам живописный язык модерна нередко использовали символисты для воплощения своих идей и образов.

С искусством модерна связаны имена таких известных художников, как П. Гоген, П. Боннар, М. Дени, Э. Вюйар, П. Серюзье во Франции, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, Г. Климт в Австрии, Ф. фон Штук в Германии.
Ярким представителем модерна в книжной графике был О. Бёрдсли.

Обри Бёрдсли

Обри Винсент Бёрдсли родился в 1872 г. в состоятельной английской семье. В 1891 г. он поступил в Вестминстерскую художественную школу Ф. Броуна. В свободное от занятий время молодой художник отправлялся в лондонские музеи и галереи. Большое впечатление на него произвело искусство А. Дюрера, Микеланджело, С. Боттичелли. Особое восхищение Бёрдсли вызывали гравюры А. Мантеньи, с которых он делал копии.

Значительное влияние на формирование художественного стиля Бёрдсли оказало искусство японской гравюры, творчество французских живописцев XVIII в. и произведения прерафаэлита Э. Бёрн-Джонса. Немного позднее его внимание привлекло творчество К. Лоррена, А. Ватто, П. Прюдона, Ж. Калло и Г. Моро.

В конце 1891 г. к Бёрдсли пришла настоящая известность. Самой крупной работой этого периода стала серия иллюстраций к «Сказаниям о короле Артуре» Джона Дента. В том же году художник познакомился с Э. Бёрн-Джонсом, искусством которого всегда восхищался.

С 1893 г. Бёрдсли работает над иллюстрациями для журналов, часть которых издается под его руководством («Желтая книга», 1894-1895, совместно с Х. Харлендом; «Савой», 1896, совместно с А. Саймонсом), а также создает рисунки для книг (иллюстрации к «Смерти Артура» Т. Мэлори, 1893-1894; к «Саломее» О. Уайльда, 1894; к рассказам Э. По; к «Похищению локона» А. Пуопа, 1896; эскиз для обложки и заставка к роману «Сцены парижской жизни» О. Бальзака, 1897; иллюстрации к «Вольпоне» Б. Джонсона, 1897). В этих немного легкомысленных и изящных работах заметно влияние французской гравюры XVIII в.

Вместе с популярностью к Бёрдсли приходит материальное благополучие. Но это не спасает его от тяжелой болезни - туберкулеза, который с детства мучает художника. Отсюда и глубокий трагизм, пронизывающий иллюстрации Бёрдсли к «Падению дома Эшер» Эдгара По.

Эротические рисунки Бёрдсли к «Правдивой истории Лукиана» вызывают негодование со стороны официальных кругов. Эти иллюстрации в 1895 г. и стали причиной ухода художника из «Желтой книги».

В 1896 г. Бёрдсли едет лечиться на курорт в Ипсом. В этом же году он создает очень остроумные и эротичные иллюстрации к «Лисистрате» Аристофана, а также к сатире Ювенала. Через два года умирающий художник будет умолять издателя уничтожить фривольные рисунки, но, к счастью, последний не выполнил просьбы и сохранил для нас замечательные творения английского графика.

О. Бёрдсли. Обложка к журналу «Савой». 1896 г.
О. Бёрдсли. Туалет. Иллюстрация к поэме А. Пуопа «Похищение локона». 1896 г.

В ряде произведений Бёрдсли заметен интерес к религиозным и мистическим сюжетам. Увлечение оккультными науками отразилось в рисунке, названном автором «О Неофите, или Как он был посвящен в черную магию демоном Асомуэлем» (1893). Имя демону, олицетворяющему бессонницу, придумал сам Бёрдсли.

Не менее загадочным кажется рисунок «Поцелуй Иуды» (1893), свидетельствующий об интересе художника к духовному, внутреннему миру человека. Эти же мотивы присутствуют и в других произведениях Бёрдсли.

Обри Бёрдсли, проживший очень короткую жизнь (он умер в 1898 г.), оставил глубокий след в европейском искусстве. Утонченные и хрупкие, но в то же время ироничные и живые рисунки английского графика оказали большое влияние на мастеров последующих поколений.

Густав Климт

Густав Климт, австрийский живописец, график и декоратор, крупный представитель венского модерна, родился в 1862 г. в Вене.

В 1876-1883 гг. Климт учился в венской Школе художественных ремесел у живописца Ф. Лауфбергера. Первые его картины - это исторические композиции, отразившие влияние академического искусства.

Вместе с Х. Макартом Климт занимался монументальными декорациями. Среди подобных работ - живописное панно лестницы Музея истории искусства в Вене (1891). Эта работа, как и аллегорические композиции 1890-х гг. («Любовь», 1895), напоминает живопись художников-символистов Я. Тооропа и Ф. Кнопфа.

Большую роль в развитии венского модерна (югендстиля) сыграл «Сецессион» - объединение художников и архитекторов, отвергавших традиции академического искусства. В 1897 г. Климт стал президентом «Сецессиона». В начале 1900-х гг. художник, исполняя заказ Министерства культуры, создал три монументальных панно для актового зала Венского университета («Философия», 1900; «Медицина», 1901; «Юриспруденция», 1903). К сожалению, в годы Второй мировой войны все три панно были уничтожены. В этих произведениях ярко проявились черты модерна: ассиметричное композиционное построение, причудливые, напоминающие сложный орнамент переплетения обнаженных человеческих тел. Явная эротичность этих работ Климта, а также пессимистический дух, пронизывающий их, стали причиной отказа от панно профессуры университета.

Зрелым художником со сложившейся манерой письма Климт предстает в «Бетховенском фризе» (1902) , вошедшем в монументальный ансамбль здания «Сецессиона». В этом произведении выразилась попытка мастера с помощью живописно-аллегорических образов интерпретировать Девятую симфонию Бетховена. Ритм вытянутых фигур «Бетховенского фриза» напоминает изменяющийся темп музыкального произведения. Одежду людей, изображенных в росписях, а также фон покрывают причудливые орнаментальные линии и сверкающие золотом и серебром краски. В таком же стиле выполнена и мозаика обеденного зала во дворце Стокле в Брюсселе, созданная Климтом в 1911 г.

Картинам, написанным Климтом в 1900-х гг., свойственно сочетание объемной моделировки фигур людей с плоскостной орнаментальностью. Художник покрывает части обнаженного человеческого тела яркой мозаикой и золотыми узорами. Лица и тела как будто проступают сквозь спирали, геометрические фигуры, причудливые цветы и стебли экзотических растений. В такой манере исполнены картины «Юдифь» (1901), «Поцелуй» (1907-1908), «Три возраста» (1908), «Саломея» (1909) .

Г. Климт. Юдифь. 1901 г.
Г. Климт. Три возраста. 1908 г.

В 1910-х гг. живопись Климта несколько меняется: исчезает обилие золота, в образах появляется экспрессия. Таковы символические композиции «Девушка» (1913), «Невеста» (1917-1918).

В стиле модерн исполнены и пейзажи Климта («Поле маков», 1907; «Дворец у воды», 1908; «Аллея в парке», 1912) .
Умер Густав Климт в 1918 г. в Вене.

В стиле модерн работал также немецкий художник М. Клингер.

Макс Клингер

Немецкий живописец, график, скульптор Макс Клингер родился в Лейпциге в 1857 г. Учился в лейпцигской Школе искусств у известного мастера Ф. Брауэра. В 1874-1875 гг. он продолжил обучение в Карлсруэ в Академии художеств у К. Гуссова, а в 1876 г. начал посещать берлинскую Академию. Жил и работал в Лейпциге в Берлине. В 1879 г. посетил Карлсбад, Мюнхен, Брюссель, где занимался в мастерской Э. Х. Ваутерса.

С 1881 г. художник жил в Берлине, а с 1883 г. - в окрестностях немецкой столицы на вилле «Альберс». В 1867 г. Клингер вместе с А. Бёклином посетил Париж, а в 1886-1889 гг. - Италию. В 1892 г. он стал одним из основателей «Общества берлинских художников», а позднее вошел в мюнхенский «Сецессион». С 1897 г. Клингер - профессор графики лейпцигской Академии художеств.

Ранние работы художника отмечены влиянием академической живописи. В эти годы (конец 1870-х) он пишет картины на античные и исторические сюжеты («Падение у стены», 1878; «Смерть Цезаря», 1879).

В 1880-е гг. Клингер начал создавать произведения с символическим содержанием. С этого времени в его живописи преобладают аллегорические или фантастические образы («Морской бог в волне прибоя», 1884-1885). Его картины напоминают полотна Г. фон Маре, А. Бёклина, А. Фейербаха. О близости с искусством Фейербаха говорит, например, такая картина Клингера, как «Миссия», вытолненная в 1880 г. Художник натуралистично и несколько театрально изобразил на своем полотне сидящую у моря обнаженную женщину, рядом с которой стоят ворон и цапля.

В форме удлиненного панно (что очень характерно для живописи символистов) выполнены пейзажи Клингера «Вечер» (1882), «Горное ущелье» (1884), «Летний пейзаж» (1884-1885).

Живописца всегда интересовала тема скоротечности земной жизни и неотвратимости смерти. Подобные мотивы нередко увлекали не только современных ему художников, но и мастеров прошлых эпох. В духе искусства Возрождения написаны картины «Надгробный плач» (1890), «Распятие» (1890). Легенда о золотом веке - времени, когда все люди были счастливы и жили в гармонии с природой, - нашла свое отражение в таких работах Клингера, как «Голубой час» (1890), «Источник» (1891-1892), триптих «Воспоминание о Париже» (1908). Эти полотна показывают зрителю фигуры прекрасных юношей и девушек, олицетворяющих давно ушедшие времена. Нижнюю часть триптиха «Воспоминание о Париже» художник украсил скульптурным орнаментом, выразив таким образом свойственную эстетике символизма идею объединения раз-личный видов искусств.

Большой интерес представляет еще один триптих Клингера - «Христос на Олимпе» (1897). Художник помешает героев христианской истории в античную эпоху, ставя во главу угла Божественное начало. Это произведение свидетельствует об изменении живописных приемов автора: теперь главную роль в создании картины играет контур и цветовые пятна, с помощью которых Клингер моделирует объемы.

Искания в области новых художественных средств отразились и в скульптурных работах Клингера, в которых мастер сочетает разные породы мрамора с золотом, слоновой костью; покрывает скульптуры краской («Саломея», 1893; «Бетховен», 1902).

Значительное место в творчестве Клингера занимают графические работы: афиши для выставок «Сецессиона» и прекрасные гравюры (серия «Перчатка», 1881).

Умер художник в 1920 г. Его творчество сыграло большую роль в развитии искусства модерна.

Как уже говорилось выше, модерн быт тесно связан с символизмом. Многие художники, работавшие в стиле модерн, на разных этапах своего творчества увлекались идеями символизма.

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 21.07.2015 14:07 Просмотров: 3324

Понятие «модернизм» неоднозначно, его употребляют в более широком и в более узком смыслах.

В переводе с французского языка этот термин означает «современное искусство» (фр. modernisme, от moderne – современный).
1. Первый, более широкий, смысл термина – обозначение новых явлений в искусстве и культуре примерно со второй половины XIX по первую половину XX вв. Это очень большой период, включающий многочисленные течения и стили, начиная с символизма . Сюда входят новейшие направления не только в искусстве, но и в культуре, и в гуманитарной мысли, т.е. по существу это авангард .

«Модерновый» памятник Гоголю Н.А. Андреева – «magnum opus» (1909). Москва, Пречистенский бульвар
«Magnum opus» – лучшая, наиболее амбициозная работа писателя, художника или композитора.
В российско-советской эстетике понятие «модернизм» чаще всего и применяли именно для обозначения всех авангардно-модернистских явлений с позиции консерватизма по отношению ко всему новаторскому, т.е с негативной оценкой. Модернизм в основном подвергался критике за отход от традиционной культуры (прежде всего, традиций XIX в.).
2. В более узком значении термин «модернизм» обозначает одно из трёх главных направлений искусства XX в.: авангарда, модернизма и постмодернизма .
В чём же различия этих терминов, когда они по существу обозначают одно и то же?
Модернизм, конечно же, наследует достижения авангарда, но не принимает его эпатажность, бунтарство и скандальность. В этом отношении перед авангардом модернизм выступает как академизм: принимая творческие находки авангарда (кубизм , абстракционизм , конструктивизм , экспрессионизм и т.д.), он их представляет уже классикой , естественно продолжившей историю мирового искусства.

Модернизм в изобразительном искусстве

Наиболее значительными модернистскими течениями были импрессионизм , экспрессионизм , нео- и постимпрессионизм , фовизм , кубизм , футуризм , абстрактное искусство , дадаизм , сюрреализм . О каждом из этих течений в той или иной степени Вы можете узнать на нашем сайте, поэтому мы не будем подробно останавливаться на них подробно.
Датой зарождения модернизма часто называют 1863 г. – в этот год в Париже был открыт «Салон отверженных». Вот об этом следует сказать немного подробнее, т.к. эта выставка открыла путь к зрителю картин малоизвестных авторов-новаторов.

«Салон отверженных»

Парижский салон – самая значительная французская художественная выставка. Картины для неё отбирало специальное жюри, в основном ориентированное на традиционное искусство и традиционные вкусы публики. Презентация работ на Парижском салоне, особенно если при этом были положительные отклики в прессе, являлось для художников важным моментом: это вело к признанию их творчества и к финансовому успеху – легче было найти покупателя.
Естественно, что у художников-новаторов было мало шансов попасть на выставку, хотя многие из них уже смело заявили о себе: К. Моне , Э. Мане , П. Ренуар , Ж. Базиль, А. Сислей и др. Поступало много жалоб на организаторов салона.
В 1863 г. выставку посетил Наполеон III (Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I). Ему показали некоторые из отвергнутых работ, и он посчитал, что они мало чем отличаются от тех, что были приняты жюри. Император выступил в газете с заявлением по этому поводу и принял решение о том, что отвергнутые произведения будут выставлены напоказ в другой части Дворца Индустрии. Выставка эта будет добровольной, и тем, кто не пожелает принять в ней участие, нужно будет лишь уведомить администрацию, которая незамедлительно возвратит им их работы. Так состоялся «Салон отверженных».
На нём были выставлены три полотна и три гравюры Э. Мане, по три полотна К. Писсарро , Я.Б. Йонкинда, работы П. Сезанна , А. Гийомена, А. Фантен-Латура и др. «Салон отверженных» начал свою работу раньше официального салона, и с самого начала экспозиция привлекла много посетителей, больше, чем официальный салон. Много внимания «Салону отверженных» уделила и пресса, хотя большинство статей были негативными. Такой же в основном была и реакция публики. Примером может быть картина Э. Мане «Завтрак на траве».

Э. Мане «Завтрак на траве»

Э. Мане «Завтрак на траве» (1863). Холст, масло, 208 х 264,5 см. Музей Орсе (Париж)
Первоначально картина называлась «Купание». Она предназначалась для Парижского салона, но не была допущена к выставке вместе с тремя тысячами других полотен.
Эта картина вызвала непонимание и обвинение в декадентстве (упадке, культурном регрессе), начиная с её сюжета: двое одетых мужчин с нагой женщиной на природе. Публику возмущало также, что обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя. Кроме того, женщина и оба мужчины были узнаваемы современниками, у них были определённые жизненные прототипы (моделью женщины была Викторина Мёран, французская художница и любимая модель Эдуара Мане). Картина создавала впечатление происходящего не на природе, а в студии – свет почти не даёт теней.
Стиль картины порывает с академическими традициями того времени. А каковы они были? Ответ даёт картина с таким же сюжетом. Эта картина не вызывает никаких вопросов и сомнений.

Джеймс Тиссо «Завтрак вчетвером (1870)

Модернизм в архитектуре

Архитектурный модернизм включает следующие архитектурные направления: функционализм 1920-1930-х годов; конструктивизм и рационализм 1920-х годов в России; движение «баухаус» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм (от французского «béton brut» - «необработанный бетон»), органическая архитектура (органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт).

Здание школы в Дессау в стиле «баухаус»

Национальный королевский театр в Лондоне (архитектор Д. Ласдан) в стиле брутализм

«Дом над водопадом» (архитектор Ф. Л. Райт, 1936-1939). Этот загородный дом построен на юго-западе штата Пенсильвания (США)
Представителями архитектурного модернизма считают Фрэнка Ллойда Райта, Вальтера Гропиуса, Рихарда Нойтра, Людвига Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвара Аалто, Оскара Нимейера и др.

Под модернизмом (в широком смысле) понимают общее название направлений, развивавшихся в искусстве и архитектуре конца XIX – первой половины XX века. Термин охватывает такие течения этого периода, как: дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и др. Слово «moderne» (фр.) означает «новый», «современный». Это движение стало переломным по содержанию. В его основе лежит отказ от прошлых традиций, стилей, форм и конструкций. В европейском и американском искусстве термин относится только к одному направлению в искусстве, называемому «модерном» (югендстиль, ар нуво и др.). Таким образом, « » и модернизм – это два разных понятия.

История возникновения

В конце XIX века художники (особенно импрессионисты) стали устраивать свои выставки, а торговцы картин – популяризировать работы живописцев. Представление о том, что искусство должно правдиво отражать реальные предметы, уходило в прошлое. Гоген и Мунк окончательно подорвали в начале XX столетия теоретические основы реализма. Начинают бурно развиваться новые течения, в свою очередь, порождавшие другие модернистские движения. Особенно радикальным и влиятельным оказался кубизм, ставший прародителем абстракционизма.

Каждое из течений имело свою идейную, эстетическую, художественную и стилевую специфику, но их общей тенденцией стал протест против социально-деструктивных процессов, происходящих в буржуазном обществе и отказ от канонов реализма и романтизма.

«Сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности», – призывал Маяковский-футурист. Похожие лозунги и призывы звучали от модернистов разных школ и течений искусства XX века.

Революции и войны, в которые втянуто большинство стран мира, способствуют пересмотру прежних представлений о цвете, форме, красоте и пространстве. Париж становится центром паломничества для художников со всего мира. Знаменем нового века становятся стремление к резкой, разрушительной деформации, поиск новых, экспериментальных форм выражения.

Черты стиля

Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. остался далеко в прошлом.

Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).

Экстравагантность, эпатаж, – постоянные спутники модернистов.

В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым. Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.

Русские модернисты воспринимались советской критикой враждебно из-за отказа от классических традиций, субъективизма и абсурдности, стремления стереть границы между искусством и действительностью.

Архитектура

Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля. Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в ). Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:

  • европейский функционализм (20-30-е годы);
  • и рационализм 20-х годов;
  • «баухауз» в Германии;
  • интернациональный стиль;
  • органическая архитектура.

Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.

Главные принципы архитектурного модернизма:

  • применение современных строительных материалов;
  • функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
  • отсутствие украшений в декоре;
  • отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
  • «интернациональный характер» сооружений.

Архитектурный модернизм базировался на новейших достижениях и открытиях научно-технического, промышленного прогресса, на передовых идеях своей эпохи. Социальные идеи архитекторов-модернистов отличались явным демократизмом и даже «левизной» во многих декларациях и манифестах.

Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и . Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.

Коттедж в Тбилиси – архитектура модернизма

Интерьер

Модернизм предполагает использование самых передовых идей в разработках интерьеров зданий. Приветствуется применение стекла, пластика, металла. Основная черта – чёткая геометричность пространства.

Как уже было сказано, модернистский стиль не привязан к какой-либо истории или национальности. Он максимально демократичен и интернационален. Стремление к функциональности и минимализму – это основное в интерьере. Зато приветствуются разнообразные эксперименты с цветом и формой, а также игра с пространством. Тем не менее, практичность, удобство помещения ставится во главу угла.

Для стен в стиле модернизм характерны разнообразные конструктивные элементы: сборные и разборные, алюминиевые или железобетонные, арочные, балочные или винтовые. Важно, чтобы в основе их использования лежали логика и целесообразность.

Потолок

Как правило, белый или светлых оттенков, зачастую с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые несимметричные потолки для создания эффекта игры с пространством.

Напольное покрытие

Выбор обусловлен назначением комнаты. В остальном – ограничений нет. Орнамент, текстура – строгие и чёткие. Если выбирается ковёр, то он должен быть ярким, однотонным, геометрической формы. Ковролин – нейтрального цвета.

Мебель

В интерьере, предлагаемом модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Возможны и оригинальные конструкции с контрастным сочетанием цвета и фактуры. Для отделки мебели используются пластик, стекло, хромированные и никелированные материалы. Одна из особенных примет стиля – отделка мебели искусственной кожей.

Декор

В элементах декора ощущается постоянная борьба со старыми стилями. Если используются шторы на окнах, то они должны быть выполнены из необычных тканей. Или же совершенно нейтральные, практически незаметные, чтобы акцентировать внимание на интерьере в целом.

Цветовая гамма

Предпочитаются нейтральные тона, часто в сочетании с перламутровым, серебристым или цветом «металлик». Уже ближе к постмодернизму добавляются яркие, насыщенные цвета.

Немаловажная деталь модернистского интерьера – неординарные картины и фотографии, развешенные на стенах. Естественно, что такой интерьер украшают картины художников-модернистов.

Игра с пространством создаётся путём установки конструкций-трансформеров: разноуровневый пол, свободная планировка, акцентированные оконные и стенные ниши. Раздвижные или складчатые двери и многофункциональная мебель способствуют быстрому изменению пространства. Окна – важная часть интерьера: должны быть огромными, иногда на всю стену.

В модернизме акцентируется внимание на тех конструкциях, которые в обычном интерьере пытаются скрыть. Это лестницы, отопительные трубы, различные балки. Если эти элементы и декорируются, то с сохранением их естественности.

Если говорить в целом, то модернизм – это уход от условностей и канонов, поэтому, создавая подобный интерьер, хозяин подчёркивает тем самым аналогичный интерьеру образ жизни. Стиль идеально подходит молодым людям, пропагандирующим «new style», а также всем желающим получить динамику и практичность в общем интерьере дома.

Скульптура

Живопись модернизма была богатой и разнообразной, однако скульптура нередко оспаривала её первенство, зачастую находя собственные пути и решения. К примеру, экспрессионизм в скульптуре был менее ярким и значительным, достигнув своего апогея в . Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.

Уже после 1945-го года и в живописи, и в скульптуре появились эпичность, масштабность (К. Бранкузи), которые расширили диапазон скульптуры и развили само понятие в другом направлении. Теперь уже важными стали две тенденции: упрощённость форм и родство с архитектурой.

В скульптуре модернизма присутствуют обтекаемые и органические формы (изгибы, напоминающие человеческое тело).

Шедевр советского модернизма – масштабная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», выставленная в 1937 году в Париже.

Среди зарубежных скульпторов-модернистов выделяется имя Джорджа Сигала, создававшего свои знаменитые фигуры из гипса и полиестера.

Модные веяния

Уже в самом начале XX века под влиянием бурных процессов в мире и искусстве свежие веяния проникли и в моду. Новая мода попала во власть чистой геометрии. Женский костюм стал определяться строгой конструктивностью. Появляются новые имена в мире моды. В 1920 году в Париже открыла свой модный салон авангардистка Соня Делоне, которая украшала свои модели яркими узорами разных геометрических форм. Уже через 10 лет засверкала новая звезда – Коко Шанель, уделявшая значительное внимание ювелирным украшениям. Под её влиянием рождается новый женский идеал – самостоятельная, независимая дама, равноправный партнёр мужчины. Парижанки укоротили причёски, а затем и юбки, надели платья без рукавов. Возникло новое направление в мире моды – «гарсон», ориентирующееся на полудевичьи и полумальчишеские фигуры.

После 1930-х г. дамская мода несколько смягчается, становится более женственной. Ювелирное искусство также спешит вслед за модой: появляются разнообразные броши, подвесные кулоны, серьги и браслеты чётких геометрических форм. В эти годы среди ювелиров, почувствовавших новые веяния в искусстве, на первый план выходит мастер Луи Картье, стоявший у истоков стиля «ар-деко.

Деятели

Утрату традиционных ценностей, характерную для культуры XX века, легче всего проследить в живописи. Это особенно заметно у мастеров, жизненный путь которых совпал с переломными моментами эпохи.

Наиболее значимыми художниками модернистских направлений стали: Анри Матисс («Севильский натюрморт», «Танец», «Музыка», «Красная комната»); Амедео Модильяни, изображавший женские портреты; Пикассо («Женщина с веером», «Авиньонские девушки»); В. Кандинский (основоположник абстракционизма).

Наивысшим выражением крайностей модернистского искусства вошла в историю картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат».

Начало XX столетия в русской литературе ознаменовалось появлением целой плеяды поэтов – модернистов. Это и символисты (В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, З.Гиппиус и др.); акмеисты (А. Ахматова, О. Мандельштам); футуристы (В. Хлебников, В. Маяковский).

Все они оставили богатое наследие, которое отражает мироощущение и философские концепции той эпохи. Зарубежная литература ознаменовалась появлением нового стиля, называемого «потоком сознания», представителями которого являются В. Вульф и М. Пруст.

Инновационные модернистские течения не обошли стороной и музыкальное искусство. Среди композиторов-новаторов можно отметить такие имена, как Р. Штраус, К. Дебюсси, Ян Сибелиус, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович.

Если бы жил Гауди…

Выводы

Итак, главной особенностью модернистского искусства стал отказ от традиций и поиск новых форм и концепций. Стилевое новаторство становится самоцелью. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Модернизм во многом определил пути современного искусства. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Так появился однотонный и других комнат, создавались узкие прихожие с дизайном строгого модернизма и .

Само понятие модерн, или, как его еще называют, ар-нуво, в буквальном смысле означает "новый", "новое искусство". В эпоху стремительно развивающейся промышленности художественное творчество тоже претерпевало изменения. Стремление к новому выражалось в бунте против вековых устоев в мире искусства, где не было места яркости и неординарности. Все подчинялось строгим законам стиля и композиции, которые оставили в наследство после себя старые мастера.

Возникновение стиля

Как правило, большинство художников работало в реалистичной манере. Они изображали сюжеты из повседневной жизни и окружающей действительности, тогда как художник-модернист стремился задействовать свое воображение. Он руководствовался прежде всего своим восприятием мира, вместо того чтобы просто копировать то, что видит. Он никак не мог выразить себя в рамках традиционного искусства. Поэтому создал свой стиль, который не опирался на опыт прошлого, был самобытен и менял само представление о красоте.

Мы привыкли воспринимать модерн исключительно как продукт 20-го века. Однако прочный фундамент для него заложили художники-модернисты 19 века, такие как Эдуард Мане, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Обри Бердслей, Эдвард Мунк, Поль Сезанн и другие. Именно их произведения дали модерну дорогу в жизнь.

Венский "Сецессион"

В разных уголках Европы модерн приобретал разные формы и по-разному себя выражал. Одного из самых известных и узнаваемых художников-модернистов 20 века миру подарила Австрия. Речь идет о Густаве Климте. Его орнаментальные, символические и яркие работы невозможно спутать ни с чьими другими. Они привлекают к себе внимание обилием золотого цвета и пышными узорами.

Но Климт был далеко не единственным художником-модернистом в Австрии. В 1897 году он объединил местных творцов-новаторов в сообщество под названием "Венский Сецессион". Оно выступало против консерватизма и академизма в творчестве. Помимо Густава Климта туда входили Йозеф Хофман, Коломан Мозер, Макс Курцвайль, Йозеф Мария Ольбрих и другие художники и архитекторы.

Павильон для проведения выставок был спроектирован и построен участниками объединения. Проектом руководил Ольбрих, а интерьеры продумывал Мозер. Первая выставка там состоялась в 1898 году. Также благодаря "Сецессиону" Вена познакомилась с работами импрессионистов.

Еще один, почему-то малоизвестный, но не менее значимый для эпохи модерна австрийский художник, Йозеф Мария Аухенталлер. Его творческая деятельность была очень обширна. Он был живописцем, графиком, иллюстратором, гравером, ювелиром и фотографом, занимался дизайном текстиля. Он также вошел в состав "Венского Сецессиона".

Лозунгом австрийских художников-модернистов были слова критика Людвига Хевеси: "Эпохе - свое искусство, искусству - своя свобода".

Такой разный

Модерн в Великобритании проявился в книжной графике еще в конце 19-го столетия, когда художник Обри Бердслей проиллюстрировал роман "Смерть Артура" в своей неподражаемой манере. Его черно-белые иллюстрации отличались изяществом форм и утонченностью линий.

Заслуживает упоминания и Чарльз Макинтош, который внес свой вклад в развитие модерна в архитектуре Великобритании.

Германия и Скандинавия известна своим "югендштилем". В нем архитектура объединяет в себе живопись и декоративно-прикладное искусство в одно гармоничное целое. Ему присуща плавность и текучесть линий, витражи с цветочным орнаментом в виде лилий и ирисов, кованый металл, широкие окна, золотой цвет. Среди известных архитекторов-модернистов были Бруно Юлиус Флориан Таут, Петер Беренс, Август Эндель.

В США модерн выразил себя в витражном искусстве. Американский дизайнер и художник по стеклу Луис Комфорт Тиффани изготавливал вазы и лампы цветочных форм, которые украшал стеклом собственного изготовления. Материал отличался радужным отливом и приобрел огромную популярность. Витражи Тиффани не утратили славу и по сей день.

Альфонс Муха

Отдельное место в модерне и в сердцах многих ценителей занимает Альфонс Муха. Художник чешского происхождения завоевал мировую славу благодаря театральным афишам и рекламным плакатам в стиле модерн, или ар-нуво. Интересно, что молодой Муха посылал свои работы в художественное училище. Они были возвращены с пометкой о полном отсутствии в них таланта. Но позже, когда Альфонс занимался росписью стен в графском замке, его работу заметил профессор академии, и был ею восхищен. Его обучение взялся оплачивать граф Куэн. Так начался творческий путь художника.

Благодаря работам Альфонса Мухи стиль ар-нуво был возведен в разряд культа. Художник творил и выполнял заказы во Франции, Германии, США. Символом стиля стали лилии, цветы цикламена, ирисы. Стилизованные растительные и животные формы, с плавными и текучими линиями.

Любимым объектом Альфонса Мухи была грациозная фигура прекрасной женщины, окруженная цветами и орнаментом. Помимо плакатов и иллюстраций, художник-модернист Муха занимался дизайном интерьеров и ювелирных украшений, писал трактаты по искусству. В Париже, на Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства, Альфонс Муха был объявлен самым выдающимся представителем модерна.

Модернисты Серебряного века

Появление ар-нуво в России примерно совпадает с началом Серебряного века в литературе. Первые русские художники-модернисты в конце 1880-х годов образовали кружок под названием "Мир искусства".

Поначалу общество состояло из Александра Бенуа, Льва Бакста, Евгения Лансере, Сергея Дягилева и Константина Сомова. Постепенно к ним присоединяется все больше участников.

Руководителем стал Сергей Дягилев. Он занимался организацией выставок и продвижением художников-модернистов Серебряного века на европейский рынок. Постепенно кружок перерастает в творческое объединение. Туда входит весь цвет русской живописи. Список имен художников-модернистов Серебряного века слишком велик. Среди них особое место занимали Михаил Врубель, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Николай Рерих.

Мастера русского модерна

Отдельного упоминания заслуживает Михаил Александрович Врубель. Он был не только живописцем, но и декоратором, книжным иллюстратором. Также расписывал стены и витражи. Одним из известнейших мотивов его творчества является образ Демона, навеянный поэзией Лермонтова.

Врубелевский персонаж выступает скорее в роли страдающего лирического героя, чем грозной разрушительной силы. На картине "Демон сидящий" об этом отчетливо говорит его поза и полные тоски глаза.

Также в творчестве Врубеля был заметен уклон в сторону народного стиля. К нему относятся картины на тему русских былин и сказок: "Пан", "Микула Селянинович", "Царевна-Лебедь", а также религиозные и иконописные сюжеты. Александр Бенуа считал, что именно Врубель выразил все самые прекрасные и печальные стороны Серебряного века.

Наряду с Михаилом Александровичем значимой фигурой русского модерна был Михаил Васильевич Нестеров. В его творчестве звучат религиозные мотивы с пейзажами северной природы. Более всего он известен церковной живописью. Например, мозаичные работы на фасаде петербургского храма Воскресения Христова выполнены по его эскизам.

Еще один известный представитель художников-модернистов России - Николай Константинович Рерих. Он работал с невероятной плодотворностью. Его наследие живописных работ насчитывает более семи тысяч. Еще при жизни он приобрел мировую известность.

Свои картины на мифологические сюжеты, преимущественно славянские, Рерих писал чистыми интенсивными цветами. Одна из самых известных его работ - "Заморские гости". Она написана крупными, энергичными мазками и выразительным цветом. В ней отчетливо передано течение воды и движение паруса.

Эволюция модернизма

На сегодняшний момент под понятием "модернизм" объединяют несколько художественных направлений. К ним относятся: кубизм, абстракционизм, импрессионизм, экспрессионизм, символизм, дадаизм, фовизм, футуризм, сюрреализм, постмодернизм. В каждом из этих направлений есть свои яркие представители.

Некоторые связывают зарождение модернизма с появлением в 1863 году во Франции "Салона отверженных". Тут выставляли свои картины импрессионисты. Их идеи отвергались официальной художественной критикой, однако это лишь способствовало возрастанию их популярности. Импрессионизм дословно переводится как "впечатление". Художники старались запечатлеть подвижность и переменчивость мира, передать свое мнение о нем.

Среди самых ярких представителей можно выделить Эдуарда Мане, Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна.

Основная фигура в кубизме - это Пабло Пикассо. Для кубизма характерно разбиение изображения на условные формы и примитивные фигуры.

Абстракционизм тесно связан с Василием Кандинским. Особенность этого стиля заключается в гармоничном сочетании геометрических форм и цветовых пятен. При этом каждый оттенок был символичен и нес определенную смысловую нагрузку.

Кандинский отождествлял абстракционизм с музыкой. В одном из своих трактатов он писал: "Художник - рука, которая с помощью той или иной клавиши заставляет человеческую душу вибрировать".

Поздний модернизм

Сюрреализм - более позднее проявление модернизма - возник в 20-х годах прошлого столетия и стал широко известен благодаря эксцентричным работам Сальвадора Дали. Данный жанр представляет собой неограниченный полет воображения. Столкновение реального и нереального.

Символизм, пожалуй, самое раннее проявление модерна. Стиль возник еще в 1870-х годах. Символизм - широкое понятие, которое относится не только к живописи, но и к музыке и литературе. Символисты активно экспериментировали с художественными средствами и темами. Этот стиль был популярен и среди российских живописцев. Его ярким представителем был Виктор Борисов-Мусатов.

Фовизм принадлежит французской живописи. Яркость цветов, динамичность мазков, обобщенные формы - вот основные характеристики фовизма. Главной фигурой в этом стиле считается Анри Матисс. Хотя термин "фовизм" и переводится с французского как "дикий", сами приверженцы стиля не признавали это определение.

Футуризм позиционировался как искусство будущего. Был широко распространен в Италии и России. Он отталкивался от технологического и урбанистического развития мира, стремился выразить его красоту и динамику. Художественные приемы футуризма схожи с фовизмом и абстракционизмом. Но основной упор делается на передачу ритма и движения современной жизни. У русского футуризма судьба весьма трагична. Некоторые его представители, например Игорь Терентьев, были расстреляны, некоторые - отправлены в ссылку, остальные - преданы забвению.

Дадаизм представлял собой коллажи из газетных и журнальных вырезок. Как самостоятельный стиль просуществовал недолго и слился с сюрреализмом и экспрессионизмом.

Экспрессионизм и абстрактный экспрессионизм призваны передать эмоциональное состояние художника или его впечатление от той или иной вещи, человека и события. И хотя этот термин широко распространен, определенного художественного движения под этим названием не существовало.

Самый поздний виток развития модернизма - это постмодернизм. Это был окончательный эстетический переворот в Европе в середине 20-го века. Главной чертой его стало соединение элементов различных культур - Востока, Африки, Индии, Западной Америки, европейской культуры. Постмодернизм состоял из студенческих групп, которые стремились привнести в потребительское общество новую сверхидею. Но по сути это была своеобразная форма эстетического бунтарства. Наиболее яркие представители стиля - Йозеф Бойс и Сандро Киа.

Самые значимые картины

Среди всего творческого многообразия можно выделить наиболее значимые картины известных художников-модернистов, которые стали примером зарождающегося стиля и ветвями его развития.

Первой, пожалуй, будет картина "Завтрак на траве" Эдуарда Мане. Она была настолько нетипичной для своего времени, настолько не вписывалась ни в какие рамки традиционной живописи, что была не принята на официальную выставку в Парижском салоне и осмеяна критиками. Тем не менее Мане выставил ее в "Салоне отверженных". Там она ознаменовала собой новую эру в искусстве, лишенную страха самовыражения.

Вторым, более поздним примером переворота в творчестве, стала картина Пабло Пикассо "Авиньонские девицы". Впоследствии ей был присвоен статус иконы модернизма. Сам Пикассо о своей живописи писал, что изображает не объект, а свое отношение к нему.

И третья по счету, но не по значимости, - картина русского художника-модерниста Казимира Малевича "Черный квадрат". Она настолько известна, что не нуждается в представлении. Это своеобразная икона русских художников-модернистов 20 века. В то время стиль дробился и принимал причудливые формы.

Для самого Малевича картина стала отправной точкой, переходом на новый уровень беспредметного творчества, которое он назвал "супрематизм". Этот новый стиль являл собой сочетание упорядоченных простых геометрических форм. Казимир Малевич называл свой "Черный квадрат" первым шагом чистого творчества.

Заключение

Если бы пришлось составлять полный список художников-модернистов, тех, кто так или иначе связан с развитием стиля, то рамок данной статьи было бы явно недостаточно. Ибо он столь велик, что хватит на целую книгу.

Трудно переоценить поистине глобальный переворот в искусстве, который произвели художники-модернисты и их картины. Они заставили общество посмотреть на мир по-новому. Увидеть в нем другие краски, формы и содержание.

В начале 20-го века все ценности культурного наследия прошлых лет были пересмотрены, некоторые оставлены позади в прошедшем столетии. Мир захлестнули перемены. Этому способствовали и изящный венский модерн, и утонченный французский ар-нуво, и постмодернистские идеи в творческом самовыражении.

Благодаря творцам мир изобразительного искусства навсегда изменился, стал более открытым, свободным, новым. Теперь поклонники живописи столетиями могут наблюдать за художественным развитием прошлого.

С приходом 20 века, и связанного с этой эпохой прогресса, в живописи также наметились серьезные перемены. Приоритетом художников стал конструктивизм, символизм, четкое отображение деталей. Живописцы отходили от образности, аллегорий, размытости. Их картины становились техничными, с правильной постановкой плана и четкостью контуров.

Для живописи эпохи модернизма характерными четами являлись «плоские» изображения, плавность линий, «ковровый» орнамент, однотонный фон. Нередко использовались «растительные» мотивы, которые сплетались в причудливом узоре, перетекая в фигуры людей и животных.


Две таитянки. Поль Гоген

Под понятием «модернисткие направления» специалисты в области живописи объединяют несколько течений.
Символизм - стиль, черпающий вдохновение в образах эпохи . Художники этого направления обращаются к темам мистики, фантастики, духовности. Их задача - обыгрывание символом, иносказательное выражение мыслей и чувств через фантастические и эзотерические символы. Представителями символизма были П. Гоген, Э. Мунк.

Фовизм - в переводе с французского fauve — дикий. Современники так и называли приверженцев этого стиля - дикие художники. Для живописи этого направления были характерны яркие цветовые пятна, контраст цветов, экзальтированные формы. Ярким представителем этого направления был Матисс. На вопрос о нереальных цветах женских частей тела он говорил «Я рисую не женщин, я рисую картины».


Фовизм

Футуризм. Название произошло от слова «футурум», что значит «будущее». Художники этого направления обращаются к образам индустриальной эпохи, и динамике больших городов. Их композиции хаотичны, их тематика - превосходство технического прогресса над человеком.


Футуризм

Эпоха модерна является неоднозначным периодом. Это искусство, не слишком понятное массам, порой излишне экзальтированное и далекое от жизни. Их искания в общественной и социальной жизни, часто выглядели лихорадочно. Однако в этот период на горизонте появился ряд имен действительно талантливых художников, на произведениях которых учатся современные художники.

В обществе начала 20 века модернистов воспринимали, как революционеров. Они восставали против сложившихся годами традиций в искусстве, и общепринятых канонов.

Известные художники модернисты: Михаил Врубель, Анри Матисс, Альфонс Муха, Анри Руссо, Амедео Модильяни, Густав Климт.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы