Про деток, от рождения до школы

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Анна Михайловна КОЛЯДИНА (1981) — учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске.

Ниже приводятся выдержки из статьи Анны Колядиной .

Дневник — древнейшая форма литературного творчества, «диалог с самим собой».

М.О. Чудакова (Краткая литературная энциклопедия): «Дневник — форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны — они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц»

Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Помимо этого, как отмечает в своих известных записях «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, “…и Делакруа, и Толстой приводят <…> одну и ту же причину, заставившую их, по их словам, продолжать писать начатые дневники — причина эта удовольствие, которое получили оба при прочтении ранее написанных страниц. Продолжать, так сказать, и во имя того, чтобы получить опять когда-либо подобное удовольствие” (1929 год, 29 июля).

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании — от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет — «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

Следует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост — сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, — для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Вот основные правила:

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).
2. Каждую запись датируй.
3. Будь искренним и честным в записях.
4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Существует три разновидности использования дневника как жанра в литературе.
1. Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.
2. Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).
Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.
3. Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).

Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

Писательские дневники — это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.

Основу дневника писателя («Окаянные дни» И.А. Бунина, «Взвихрённая Русь» А.М. Ремизова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Дневник моего современника» В.Г. Короленко) составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование, имеющее, как правило, такие черты дневниковой формы, как датировка и периодичность ведения.

Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.

Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений.

Несколько примеров.

Дневники Льва Толстого, как показала Л.Я. Гинзбург, “имели разное назначение. В ранних дневниках — наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями — упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни”.

Д.Фурманов отмечал в своём дневнике: “Коплю материалы: всё, что увижу, что услышу интересное, что прочту, — сейчас же записываю...”

Произведения М.М. Пришвина «Мирская чаша» (1922), «Журавлиная родина» (1929) и «Кащеева цепь» (1923-1933) частично составлены из материалов дневников. Дневниковые элементы присутствуют также в «Родниках Берендея» (1925) (позднее вошли в «Календарь природы» — 1935-1939), повести «Жень-Шень» (1931-1933). Из философско-лирических миниатюр, первоначально существующих в виде дневниковых записей писателя, состоят «Календарь природы», «Фацелия» и «Лесная капель». В последние годы жизни Пришвиным готовилась книга «Глаза земли» — также из дневниковых записей различных лет.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?

Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.

Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Например, «Осадная Запись» — блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.

“Фразы её выбрасывались на бумагу, как хрипы умирающего, — отрывисто, с длинными промежутками между ними, нечленораздельно. Но сейчас я уже знаю, что эта Запись есть дело большое, есть подлинный, правдивый свидетель времён неповторимых, и когда-нибудь будут заслушаны её показания. Правда, язык её станет понятен только после огромной восстановительной моей обработки, ибо очень много в Записи есть лишь иероглиф и символ” (1942, 15 декабря).

Дневник — один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Основной жанр: дневник

Время появления: XV-XVI

Место появления: Англия

Канон: строгий

Распространение: неограниченное

Поджанры: собственно дневник, дневник писателя, литературный дневник

Особенности : как правило, не предназначен для чтения широкой аудитории и написан от первого лица.

Не секрет для читателя, что на протяжении всей своей истории люди стремились сохранить память о том, что происходит вокруг и внутри них. Столетиями переходящие из уст в уста предания, исторические хроники и нетленные летописи вековых государств — лишь одна сторона этой любви человека к закреплению событий на карте быстротечного времени. Мемуары и записные книжки — другая. Именно эти две традиции дали начало нашему жанру. Дневник в том виде, в котором знаем его мы сейчас, появился относительно недавно, всего несколько столетий назад, однако моменту окончательного его оформления предшествовали длинные пути смешения разнообразных жанров, стилей и концепций.

Истоки

Началом формирования дневников стало появление путевых заметок, хождений (самый известный текст, например, славянской традиции это «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, путевые заметки тверского купца по индийским землям, 1468-1474 гг.) и паломнических путешествий по святым местам.

Первооткрыватели заморских земель возлагали на себя важнейшую миссию, ведь, не имея возможности путешествовать, их соотечественники верили всему, что фиксировалось паломниками и торговцами (впоследствии их записи становились своего рода энциклопедиями-путеводителями). Писали они лишь о том, что видели своими глазами, а материал должен был быть передан максимально достоверно и полно: ключевыми чертами таких текстов становились автобиографичность, фактологичность и лаконичность. Важно также понимать, что путевые записи были лишены тона интимности и уклона в рефлексию.

С другой стороны — уходящая в глубокую древность традиция исповедей.

Будучи названной по одному из семи священных таинств (крещение, евхаристия, соборование и др.), исповедь направлена на раскрытие глубинных сторон души, искренний рассказ о себе перед лицом Бога. В литературу этот жанр пришел вместе с одноименным произведением св. Августина (397-398 гг.), которое впоследствии стало эталоном исповедальной традиции. Такой рассказ о себе и о своих грехах еще далек от дневника, потому что, во-первых, он имеет определенного адресата — как правило, священника, (хотя интересно, что текст св. Августина адресатом своим имеет лишь Бога), а во-вторых, текст не имеет деления на даты. Исповедь не приурочена к необходимости зафиксировать текущие события, она несет в себе задачу дать ретроспективный анализ прошедшего, причем, прошедшего преимущественно греховного, скрываемого и порицаемого.

Наконец, третьей ветвью, способствовавшей рождению дневниковой традиции стали жития и автобиографии.

Стоит отметить, что труд св. Августина несет в себе ряд черт и жанра автобиографии, ведь, как мы помним, содержание , во многом сближается с рассказом о жизни от первого лица. И жития, и автобиографии подразумевают единичный выплеск, история излагается человеком не поэтапно, без датировок, а одним сплошным текстом. Существенное дополнение в "додневниковую" литературу жанр автобиографии вносит за счет своей отвлеченности от сугубо греховной составляющей жизни: для этого жанра важно все произошедшее в жизни индивидуума. Житийная же литература, несмотря на свою большую избирательность , охватывает обширный материал жизни личности, что в наших попытках проследить зарождение дневниковой литературы немаловажно.

Дворцовые водовороты

Так, впитывая в себя три выше названных художественных пласта, мемуарная литература постепенно генерировала жанр дневника. Прежде чем называть какие-либо даты, я должна сделать одно замечание: благодаря тому, что дневник априори является текстом интимным, не предназначенным для чтения, крайне сложно судить о его рождении, так как большое количество текстов не сохранилось и не дошло до цепких глаз литературоведов. На пути к определению столетия окончательного оформления жанра мне помогли британские ученые, потому что именно в этой стране впервые зародился научный интерес к нашему жанру. Работы английских исследователей свидетельствуют о том, что первые записи, которые с некоторыми оговорками можно назвать дневниками, датируются уже XV веком. К этому веку относится не более десятка текстов, около 30-ти текстов относят к XVI веку и далее до 300-та к XVII веку. Оговорка, которую необходимо учитывать, заключается в том, что все эти ранние свидетельства дневниковой литературы в своей основе имеют записи придворных, содержащие в себе либо события дипломатических поездок, либо впечатления от путешествий (что, кстати, говорит о прямой связи первых дневников с хождениями и путевыми заметками).

Исповедь не приурочена к необходимости зафиксировать текущие события, она несет в себе задачу дать ретроспективный анализ прошедшего, причем, прошедшего преимущественно греховного, скрываемого и порицаемого.

Только к XVII веку дневники теряют признаки артефакта истории и приобретают черты портрета отдельной личности. Причина такого несколько резкого перехода к интимному сочинительству заключалась в падающих ценах на бумагу, в распространении грамотности и растущем индивидуализме европейского сознания .

Любопытно, что первооткрывателями в масштабах мировой дневниковой литературы стали Япония и Китай: там первые дневники датируются уже XI и XII веками соответственно. Нет, однако, никаких свидетельств того, что эти тексты были известны европейскому или русскому читателю, поэтому ученые, как правило, ориентируются на греко-латинскую традицию, а значит точкой отсчета выбирают XV-XVII века.

Но что же эти ученые — и мы вслед за ними — понимают под жанровым определением "дневник"? В результате столь любопытных и порой неожиданных художественных смешений сформировалось представление о совокупности постепенно создаваемых отрезков текста, которые регулярно пополняются (например, ежедневно) и зачастую сопровождаются датой. Эти элементы объединяются в один текст, который в большинстве случаев пишется от первого лица и не предназначен для посторонних глаз. Тематика дневников обязательно сосредоточена на событиях из жизни автора или его окружения. Именно в таком облике дневник начал свое триумфальное шествие по мировой культуре.

Дневники писателей и записки сумасшедших

Начиная с XVIII века дневники начинают активно распространяться и проникать в широкую печать.

Сфера их происхождения разрастается за счет демократизации литературы и общества в целом. Пишут литераторы, актеры, художники, ученые, государственные деятели.

С развитием книгопечатания эти труды становятся доступны массовому читателю, они сохраняются и впоследствии издаются. XIX и XX могут быть по праву названы эрой дневников, так как именно в эти столетия создаются такие алмазы мемуарной литературы как "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского, дневники Л. Н. Толстого, королевы Виктории, Николая II, Анны Франк. Любопытно, что в обществе настолько укрепилась мысль о том, что все великие политические деятели имели тайные личные дневники, что во второй половине XX века был даже создан фальшивый дневник Адольфа Гитлера. Прежде, чем мистификация раскрылась, дневник был приобретен немецким журналом "Stern" за 3,7 млн долларов...

Эта эпоха сделала жанр дневника настолько популярным, что появляются стилизации — художественные дневники. Примеры есть как в классической литературе, так и в современной: "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, "Соборяне" Н. С. Лескова, "Казус Кукоцкого" Л. Е. Улицкой. В процессе подобных трансформаций в науке сложилось деление жанра дневника на три разновидности: собственно личный дневник, дневник писателя (его особенность состоит в том, что он неизбежно несет в себе ценность художественную , художественный дневник как литературное произведение.

Эта эпоха сделала жанр дневника настолько популярным, что появляются стилизации - художественные дневники.

Куда дальше?

Великолепие мемуарного и дневникового наследия продолжает пополняться и расти. Может показаться удивительным, но интерес к этому жанру не пропадает. Направление исследования и анализа отчасти меняет свой вектор, однако деятельность ученых в этой области активна и плодотворна. Теперь мы наконец можем ответить на вопрос, что же все-таки связывает древнерусские хождения и современные интернет-блоги. Как мы узнали ранее, хождения (и вместе с ними путевые заметки) стояли у истоков зарождения дневника, они были его прошлым. Блоги же — настоящим.

«Дневник — это еще одна прожитая жизнь. Не внешняя, а внутренняя… Нигде литература и жизнь не соприкасаются так бесстыдно, нигде человеческая душа не предстает такой обнаженной…»

Текст: Павел Басинский (писатель)
Фото: Дневник Льва Толстого/realnoevremya.ru

Его Величество Дневник

Лично для меня приятное событие случилось недавно. В целом ряде СМИ неожиданно широко отметили вроде бы довольно странный «юбилей»:

170 лет назад, 30 марта (17 марта по старому стилю) 1847 года Лев Толстой начал вести свой дневник.

Не помню случая, когда начало ведения дневника каким-то писателем когда-либо отмечалось как юбилейная дата.

Понятно, что дело тут не в дневнике, а в Толстом. Градус интереса к нему во всем мире растет какими-то невероятными темпами. Даже не совсем понятно, что это? Но как будто сбывается пророчество Игоря Волгина , поэта и исследователя . Он еще в начале «нулевых» годов высказал мысль, что ХХ век был веком Достоевского, а XXI век, возможно, будет веком Толстого.

Женские дневники — особого рода литература.

Они всегда отличаются от дневников, написанных мужчинами. Дневник — мужского рода. О том, почему женщине писать их труднее, можно долго говорить, но нельзя рассуждать об этом вообще. Вообще можно предъявлять общие требования — объективности, достоверности и т. п. Но поверьте мне, что эти требования совершенно бессмысленны в отношении всех дневников, любого рода — неважно, женских или мужских. Дневник не про это.

Конечно, дневник может служить и свидетельством своей эпохи и людей, которые в ней жили. По дневникам мы изучаем прошедшее время больше, чем по литературным произведениям. И тем не менее, считать дневник настоящим документом эпохи может только наивный читатель. Скажу больше, чем достовернее и убедительнее вам кажется такой «документ», тем с большим опасением и подозрением нужно к нему относиться. И наоборот:

самые правдивые дневники те, что при первом прочтении вызывают сопротивление: нет, так не бывает! не могло быть! неправда!

Именно такое впечатление оставляют, скажем, фронтовые дневники неизвестных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Когда их читаешь, то поражаешься, насколько их безыскусная правда расходится даже с самыми правдивыми романами об этой войне. Словно это была какая-то другая война, не та, которую мы знаем.

В любом случае дневник — это еще одна прожитая жизнь. Не внешняя, а внутренняя. В этом — великая сила и магия дневников, поэтому они так нам интересны.

И будут еще интереснее со временем. Потому что

нигде литература и жизнь не соприкасаются так бесстыдно, нигде человеческая душа не предстает такой обнаженной.

Оригинал статьи:
Его Величество Дневник — «Российская газета», 09.04.2016

Просмотры: 0

Если вы регулярно читаете, то читательский дневник может оказаться отличной идеей. Подобно обычному дневнику, литературный дневник будет представлять собой хроники ваших книжных приключений. Создавайте отдельную заметку для каждой прочитанной книги, записывайте свои мысли и рассуждения. Такой подход поможет вам стать вдумчивым читателем, а также улучшит ваши писательские навыки. Вдобавок, если вы начнете путаться в сюжете, то записанные мысли помогут вспомнить детали. Самое главное - спустя некоторое время можно открыть дневник и поразмыслить о книгах, которые вы прочитали.

Шаги

Часть 1

Как создать читательский дневник

    Оцените преимущества дневника. Полезность читательского дневника зависит от того, как много и часто вы читаете. Если вы читаете почти каждый день, то за год наверняка скапливается столько книг, что и не упомнить во всех подробностях. Не удается вспомнить важные моменты из тех книг, которые вы прочитали буквально несколько месяцев назад? Ведите литературный дневник, так как сам процесс записи мыслей помогает лучше запомнить информацию.

    • Если вы читаете лишь несколько книг в год, то литературный дневник будет вам менее полезен. Такой дневник целесообразен только для очень активных читателей.
  1. Выберите способ. Существует два основных варианта: записи в обычном бумажном блокноте или блог в интернете. Кому-то нравится чувствовать в руках настоящую записную книжку, другие предпочитают удобство и доступность публикаций в сети.

    • Рассмотрите оба варианта и примите взвешенное решение, даже если у вас уже есть некоторые предпочтения.
    • В некоторых случаях удобно совмещать бумажные и электронные записи. Компьютер не всегда под рукой, а окончательные умозаключения можно сохранить в электронном виде, когда закончите читать книгу.
  2. Купите качественный блокнот. Если вы решите писать от руки, то не используйте дешевую тетрадь на пружине. Она вполне удобна для записей, но быстро изнашивается. Лучше выбрать качественный и прочный блокнот с надежным переплетом (кожаным).

    • Помимо надежности, блокнот должен нравиться вам, ведь он прослужит вам дневником не один месяц. У авторов нередко возникает эмоциональная привязанность к дневнику, поэтому покупайте качественный блокнот на свой вкус.
  3. Создайте блог. Блог - это бесплатный онлайн-дневник. В таком случае вам не придется думать о том, что свободное место в дневнике может закончиться. В блоге проще организовать и находить материалы. Вдобавок, у блога может появиться круг читателей.

    Зарегистрируйтесь на LiveLib. Если вы хотите вести учет прочитанных книг в интернете, то LiveLib станет более удачным выбором, чем простой блог. LiveLib - это сайт, который позволяет людям следить за своими читательскими привычками и публиковать мысли о прочитанных книгах. Приятным дополнением станет обширная база материалов и активное сообщество любителей книг.

    Часть 2

    Как вести дневник
    1. Укажите важные сведения о книге. Каждая отдельная статья должна включать основную информацию: имя автора и название книги. Выделяйте такие данные полужирным шрифтом или другими внешними особенностями, чтобы они бросались в глаза на странице или на экране. Так вам будет проще видеть ключевую информацию в больших объемах текста.

      Записывайте факты, которые легко забыть. Наша память ненадежна. Даже если вы в восторге от книги, не факт, что через год вы сможете вспомнить детали сюжета. Чем больше вы читаете, тем чаще возникает такая проблема. Конечно, не обязательно записывать каждую мелочь, но укажите хотя бы те идеи, которые вас заинтересовали или удивили.

      • Такие крупицы информации станут подсказкой, которая поможет вспомнить другие детали.
    2. Записывайте в дневник любимые цитаты. В хороших книгах всегда есть строки, которые заденут струны вашей души. Не нужно писать все подряд, но выберите несколько цитат из книги, которые стоит зафиксировать дословно. Отличным выбором станут цитаты, которые заключают в себе всю суть книги.

      Комментируйте авторский стиль и приемы. В некоторых дневниках пишут только о содержании книг, но не менее интересно оценить форму произведения и авторские приемы. Проанализируйте авторский ракурс (от первого или от третьего лица), объем книги, образы и художественные средства, которые используются в произведении.

      • Дополните запись своей оценкой эффективности и уместности авторских приемов. Ваша запись в дневнике может представлять собой неофициальную рецензию. Тщательно исследуйте разные технические аспекты, чтобы научиться отличать хороший текст от плохого.
    3. Указывайте время и место создания каждой записи. Литературный дневник - это не просто список прочитанных книг. Как и любой дневник, он будет содержать косвенные суждения о событиях вашей жизни. Жизненный опыт влияет на книги, которые вы читаете, а книги, в свою очередь, могут олицетворять жизненные этапы и отрезки времени. Помните об этом и указывайте место и время, когда вы читали эту книгу и создавали заметку.

      • Записывайте факты, которые связывают книгу с событиями жизни, чтобы лучше запомнить оба аспекта. Укрепляйте и расширяйте ассоциации между книгой и жизненными обстоятельствами.
    4. Соотносите книгу со своей жизнью. Через время вам будет проще понять эмоции при прочтении книги, если указать свои мысли и события, с которыми вам пришлось иметь дело в этот момент. Общие сведения (где вы жили, с кем состояли в отношениях) помогут вспомнить множество деталей данного временного отрезка.

      • Благодаря фоновой информации будет проще вспомнить настроение и образ мыслей, с которым вы читали книгу. Это поможет объяснить внимание к конкретным цитатам или некоторые мысли.
      • Естественно, глубоко личные подробности следует указывать только в личном литературном дневнике, который не смогут прочесть посторонние.
    5. Подумайте о том, как книга повлияла на вас. Книги - это вариант досуга и развлечения, но также они помогают нам развиваться. Многие из прочитанных книг не оставят после себя длительных впечатлений, но некоторые точно повлияют на вашу жизнь. Если книга навсегда изменила ваше мировосприятие, укажите этот факт в конце заметки.

      • Такие моменты также можно выделять жирным шрифтом, чтобы спустя годы при беглом взгляде в записи было проще найти мысли, которые были для вас особенно значимыми.

    Часть 3

    Как сформировать полезные привычки
    1. Ставьте перед собой читательские цели. Читать книги интересно, но для активного чтения нужно немного больше мотивации, чем для просмотра телевизора или видеоигр. Некоторые люди ставят цели, чтобы мотивировать себя. Например, если вы хотите читать больше, но напишите: "В этом месяце я прочитают три книги".

Порой автор самоустраняется, чтобы мы, читатели, смогли увидеть развитие событий глазами того или иного персонажа, самостоятельно оценить его характер, поступки, окружение, постигнуть логику и философскую подоплеку сюжета. Перед вами семь захватывающих романов в форме дневника, классических и современных, – идеальное чтение для ленивых выходных.

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (1838–1840)

Перечитывая классику для себя, а не для галочки в школьные годы, открываешь много интересного, прежде не оцененного или не замеченного. Как точны, едки и современны высказывания Печорина об окружающих и о самом себе, как опасно его обаяние для женских сердец и как важны вечные вопросы, которыми он задается, о смысле жизни и судьбе своего поколения!..

В «Журнал Печорина» – журналом в XIX веке называли дневник – входят такие части романа, как «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». В них психологический портрет «героя своего времени» раскрыт полно и многогранно, ведь Печорин сам описывает, что с ним происходит, что его волнует. Не будь этого дневника, нам во многом пришлось бы полагаться на расплывчатое мнение сослуживцев опального прапорщика о его персоне: «славный малый, но с большими странностями».

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление

Брэм Стокер «Дракула» (1897)

Готический роман ирландца Брэма Стокера – «крестный отец» всех последующих вампирских саг. Образ стокеровского вампира-аристократа Дракулы, владыки всех творений ночи, пугает и манит, леденит кровь и будоражит воображение не одного поколения читателей. История зловещего графа рассказана с помощью дневников и писем молодого юриста Джонатана Харкера и его невесты Мины Мюррей, чью свадьбу чуть не расстроили вампирские козни. Добро пожаловать… в негостеприимную Трансильванию!

Лишь тот, кто познал ужас ночи, может понять сладость наступления утра

Евгений Замятин «Мы» (1920)

Самый известный роман-антиутопия русской литературы написан в форме дневника главного героя – инженера с номером Д-503 вместо имени. В идеальном (по факту тоталитарном) государстве будущего врагами человечества объявлены свобода, творчество, любовь и эмоции вообще, а также инакомыслие. Все унифицировано, подчинено строгому ритму и распорядку, а законопослушные члены общества больше похожи на биороботов, нежели на самостоятельных личностей. Услышав живую музыку, сыгранную на рояле, Д-503 испытывает эмоциональное потрясение, а вскоре влюбляется и понимает, что у него образовалась душа и появилась «опасная болезнь» – фантазия.

Человек – как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы и читать…

Альбер Камю «Чума» (1947)

Философский роман-притча выстроен как хроника чумного года в маленьком городке Оране – французской префектуре на побережье Средиземного моря. Ведет эту хронику некий летописец, скрывающий от читателей свое имя до самого конца произведения. Рассказчик подчеркивает, что признает лишь власть факта и законы логики, но в его бесстрастное, объективное повествование о том, как по-разному ведут себя люди, столкнувшись со страшной болезнью, то и дело вплетаются весьма эмоциональные зарисовки, а также философские размышления о свободе, природе человека (греховная она или божественная?), проблеме выбора и абсурдности бытия.

Все, что человек способен выиграть в игре с чумой и с жизнью, – это знание и память

Джон Фаулз «Коллекционер» (1963)

У этой истории красавицы и чудовища, уж простите за спойлер, совсем не сказочный финал. Психологический триллер о невзрачном закомплексованном клерке Фредерике Клегге, который коллекционирует бабочек и одержим чувствами к талантливой студентке-художнице Миранде Грей, стал первым опубликованным романом Фаулза. Книга в одночасье превратила британского университетского преподавателя во всемирно известного писателя.

Вторая половина романа – дневник Миранды, который та ведет втайне от своего похитителя. Страницам записной книжки девушка доверяет свои страхи и боль, надежды, воспоминания и планы побега. Благодаря этим строкам острее чувствуется ужас происходящего, трагедия, в которой красота, талант, ум, духовность, сама жизнь проигрывают в неравной борьбе с косностью и бесчеловечностью.

Прошлой ночью мне показалось, я схожу с ума. Взялась писать дневник и писала, писала, пока не очутилась в том, совершенно ином мире. Совершила побег – если и не на самом деле, то хотя бы мысленно. Чтобы доказать себе, что тот мир все еще существует

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (1966)

Одно название объединяет два произведения американского профессора-филолога Дэниела Киза: в 1959 году был опубликован рассказ «Цветы для Элджернона», а семь лет спустя – одноименный роман с тем же сюжетом. Чарли Гордон, человек с ментальной инвалидностью (в рассказе ему 37 и он мойщик полов в компании, производящей пластиковую тару; в романе – 32 и он уборщик в хлебопекарне), по своей воле участвует в эксперименте по повышению интеллекта. После операции на мозге IQ Чарли стремительно растет, как и у другого «подопытного» – мыши по кличке Элджернон. Отчеты Гордона напоминают американские горки: тут и радость от прочтенных книг и экстерном освоенных знаний, и счастье влюбленного, и горечь от осознания того, как насмешливо люди к нему относились раньше и как неприязненно – сейчас… Увы, обмануть природу авторам эксперимента не удается, и все возвращается на круги своя.

Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня?

Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» (1996)

Это книга-антидепрессант, с которой хорошо отдохнуть холодным зимним вечером в любимом кресле, завернувшись в плед. Проблемы одинокой британки за 30, которыми она искренне и с юмором делится с, пожалуй, единственным настоящим другом – дневником, близки девушкам во всем мире. Неудивительно, что роман стал бестселлером и его хочется перечитывать, разбирать на цитаты и советовать подругам с разбитым сердцем.

…гомосексуалисты и одинокие женщины, которым за тридцать, во многом похожи: и те и другие постоянно расстраивают своих родителей, и общество смотрит на них как на ненормальных



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы