Про деток, от рождения до школы

Нажмиддин Мавлянов

Именно так считает солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Нажмиддин Мавлянов. Мы разговариваем с ним накануне первого в юбилейном сезоне театра спектакля «Пиковая дама», где Нажмиддин исполняет партию Германа.

И.Г. Нажмиддин, я не раз слышала, как перед спектаклем вы распеваетесь совсем не фрагментами из опер или вокализами, а песнями, аккомпанируя себе на фортепиано. «Дым» Керна, к примеру. Почему?

Н.М. Не только песнями. Например, раньше я любил играть знаменитый Седьмой вальс Шопена. Я так разогреваюсь, причем не только вокально, но и эмоционально. Так я настраиваю мозг на быстрые воспоминания, такой эмоциональный «энергетик» получается. У меня после этого на сцене быстрее и активнее работают эмоции. Только песни, которые я пою, мне обязательно должны нравиться. Это – единственное условие. Никакая конкретная песня не привязана к конкретному спектаклю. Одно время моим «допингом» был Второй концерт Рахманинова, там есть у меня любимые гармонии. Я, конечно, совсем не пианист, и не смог бы сыграть этот концерт, но какие-то особенно трогающие меня И.Г. гармонии иногда играл перед выходом на сцену. А песни, о которых вы говорите, я пел еще в юности.

И.Г. О юности. Вы всегда пели? Какой была ваша дорога к опере?

Н.М. Голос у меня был всегда, и в детстве, и в юности, но я как-то не обращал на это внимания. У меня мама была очень музыкальным человеком. Она замечательно пела разные песни: русские, узбекские. Я ей подпевал. Еще быстро запоминал и пел песни, услышанные в кино. Например, в индийских фильмах, которых у нас шло великое множество. Мог петь почти басом, а мог пищать высоченные ноты. Пел, когда собирались гости. Все получилось само собой. Но теперь я понимаю, что все было не зря, все пошло в копилку будущей профессии. Играл на гитаре и пел в эстрадных группах. Так, кстати, я, во-первых, развил себе диапазон, во-вторых, стал учить иностранные языки. Песни мы, конечно, учили с пластинок, я ведь не ходил в музыкальную школу. Но мне всегда интересно было работать не механически, а осознанно. Пели мы песни на русском, узбекском, таджикском, английском, французском, итальянском, турецком, португальском… Я переписывал себе тексты в тетрадь и обязательно должен был знать перевод, старался правильно произносить эти иностранные слова. Пел я очень много. В моей тетради переписано, пожалуй, больше тысячи песен. И почти все они исполнены.

И.Г, Вы ведь пришли в музыкальное училище уже взрослым человеком, получив другое образование?

Н.М. Когда умер мой отец, мне было шесть лет. Мама поднимала нашу семью, сестер, братьев одна. Я был младшим. Мы жили непросто и, конечно, нам нужна была профессия надежная, как считала мама. Так я попал в строительный колледж. И мне там нравилось. Это была творческая и очень интересная профессия.

(Нажмиддин посмотрел на лепнину потолка театрального фойе: «Я ведь все это могу делать. Все эти украшения… Я и сейчас бы смог это сделать»).

Учился я быстро, и скоро уже многое умел. Я же мужчина, должен был помогать семье, поэтому и строительными работами зарабатывал, и дынями на рынке мы с братом и сестрой торговали, и пением тоже зарабатывал, когда меня пригласили в ресторане петь, и на свадьбах пел. Сначала научился играть на гитаре, но мечтал о пианино. На пианино я скопил денег, откладывая со своих заработков, когда уже учился в училище. С друзьями по училищу мы привезли его домой. Это был мой себе подарок на день рождения. Я жадно и бесконечно мог заниматься. Конечно, настоящие занятия начались именно тогда, когда я поступил в музыкальное училище в Самарканде.

Хосе. Кармен. Фото – Олег Черноус

И.Г. Но это еще не предвещало ваше оперное будущее?

Н.М. Нет! Я поступал в училище с намерением стать эстрадным певцом. Определили меня сначала, как баса, я даже спел басовую арию. Но единственный в училище тенор заканчивал уже 4-й курс, больше тенором петь было некому. Вот так я стал тенором. Потом уже я показывался, наверное, пяти фониатрам, все сказали, что у меня толстые басовые связки. А вот пою тенором. В училище я стал заниматься просто как одержимый. Иногда спал только по 2-3 часа. День был расписан по часам. Я хотел все-все успевать.

У меня был друг – талантливый лингвист. Он и сейчас мой друг. Я с ним занимался английским. Он же просил меня научить его основам тайбоксинга. Я ведь довольно серьезно занимался спортом, показывал хорошие результаты. Сейчас я думаю, что спорт тоже пополнил мою вокальную «копилку»: без правильного дыхания и выносливости в тайбоксинге невозможно, да и в любом виде спорта.

Я в детстве любил восточные сказки: там герои не боятся никакой работы – «и сорок профессий мало» – и всегда побеждают.

Я приходил в училище в пять утра, чтобы занять класс и заниматься фортепиано: музыкальной школы за плечами ведь не было. Как все мы – вокалисты – пел в хоре. И очень мне это нравилось. Во-первых, я узнал много музыки, во-вторых, пение в хоре способствует развитию чистого интонирования. Читал книги, что называется, «запоем». Тогда моей любимой книгой стал «Мартин Иден» Джека Лондона. Я очень понимал главного героя. Когда я говорю, что «день был расписан по часам» – это не «фигура речи». У меня на самом деле были листы, на которых я писал: что надо читать, что слушать, когда я занимаюсь языком, когда спортом, плюс подготовка к училищным занятиям. Режим был очень жесткий. Спасибо моим педагогам в училище, а потом и в Ташкентской консерватории. Они не просто занимались со мной, они меня учили и развивали.

Первые записи оперных теноров принесла мне Алла Васильевна Щетинина. Я услышал Джильи, Собинова, Лемешева, Козловского… Потом уже современных тогда теноров – Атлантова, Доминго. Мы с педагогами обсуждали их пение: я начал анализировать особенности тембра, манеру, интерпретацию. Мощнейшее впечатление на меня произвел Марио дель Монако. И вот так опера окончательно и бесповоротно вытеснила из моей жизни все другие увлечения. Нет, я не бросил ни занятия языками, ни спорт, но все это теперь было подчинено новой профессии. Не карьере – об этом я тогда не думал, а именно постоянному росту в профессии. Я как-то внутренне понимал, что стал заниматься свои делом, и я обязательно должен был делать его как можно лучше!

На третьем курсе училища, я сказал себе: если выиграю грант на бесплатное обучение в консерватории – буду учиться, если не выиграю, – уйду. И я выиграл!

Уже студентом Ташкентской консерватории я был принят в оперный театр имени Навои. Но это совсем не означало, что я перестал учиться. Режим мой оставался все таким же жестким, я продолжал много читать – не только художественную литературу, но книги об опере, композиторах, о театре. Я уже знал, кто такой Станиславский, что есть театр Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, знал, в чем суть системы Станиславского, и очень это понимал. Я продолжал неуемно впитывать в себя знания. Я ведь пришел в музыку совсем из другого мира, но твердо понимал, что, если я этим занимаюсь, должен делать все на 100 процентов.

Гофман. Фото – Елена Семенова

И.Г. А с какой партии в театре вы начали?

Н.М. Сейчас это может показаться странным, но еще в оперном классе в консерватории я спел Альмавиву в «Севильском цирюльнике», а в театре дебютировал в «Паяцах» в партии Арлекина. Я пел все, что давали, естественно, если понимал, что могу это спеть. Я очень благодарен моему педагогу Ольге Алексеевне Александровой за помощь и поддержку. Я и сейчас с ней советуюсь. Маленькие партии, большие. Здесь спел Хосе, Ленского, Неморино… Однажды к нам в театр приехал Вячеслав Николаевич Осипов, и хотя тогда ему было 69 лет, он пел Германа в «Пиковой даме». И как пел! Я был просто потрясен: такой голос! Пел он свободно, покрывал оркестр и, конечно, его невероятный темперамент просто сводил с ума и зал, и партнеров. Я пел с ним в спектакле маленькую роль Распорядителя. Но Вячеслав Николаевич обратил на меня внимание, сказал, что у меня красивый голос, и что я обязательно должен расти, петь, что у меня должно быть отличное будущее. Я жадно его расспрашивал: как поет, что поет… Он дал мне много дельных советов, которые я помню и по сей день. Объяснял, что можно петь сейчас, а что только после тридцати, от какой партии каких «подводных камней» ждать… Разве мог я тогда предположить, что всего через год с небольшим окажусь солистом театра Станиславского и Немировича-Данченко, где блистал Осипов! Увы, когда я пришел в труппу, Вячеслава Николаевича уже не было в живых…

И.Г. То есть, встреча с Вячеславом Осиповым – это был знак судьбы?..

Н.М. А я верю «знакам судьбы», иногда понимаю, что меня сопровождают не случайные совпадения.

Ни в Самарканде, ни в Ташкенте я не думал о каком-то конкретном театре, я просто много занимался и много пел. Мама всегда говорила: пой везде, куда тебя приглашают. Я очень долго мог работать, как «вечный двигатель».

И.Г. И как же вас судьба привела в театр Станиславского и Немировича-Данченко?

Н.М. У нас в Ташкенте была афиша конкурса вокалистов имени Глинки. Подготовил программу и, не думая ни о чем, кроме того, чтоб спеть, как можно лучше, отправился в Москву. И конкурс Глинки остался бы для меня просто попыткой показаться в Москве, если бы снова не случай: на меня обратили внимание члены жюри Джузеппе Пасторелло, который стал звать меня в Италию, и главный дирижер театра Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Павлович Коробов. Он почувствовал во мне возможную перспективу и пригласил в театр на прослушивание. Думал я вот как: ну, прослушаюсь, потом мне скажут: «Спасибо, мы вам позвоним», и… не позвонят… Но все оказалось по-другому: я прослушался, и меня пригласили в этот театр! Готовилась постановка «Силы судьбы» Верди, я должен был петь Альваро!

Альваро. Сила судьбы. Фото) – Олег Черноус

И.Г. И это был блестящий дебют!

Н.М. Шел я к нему очень сложно. Я осторожно впевал партию, пока не пришло ощущение, что это мое, что мне удобно. Когда поддались самые сложные места, я подумал – ура-ура, все должно получиться. Я справлюсь. Не все в меня верили, кто-то считал, что целиком спектакль я не вытяну. Но самым большим ударом для меня была смерть мамы. Это случилось как раз, когда шли постановочные репетиции. Она снилась мне ночами, на репетициях частенько глаза были «на мокром месте»… Я часто просыпался от того, что плакал во сне, а когда просыпался, осознавал, что мамы больше нет. Это очень тяжело. И я не смог ей сказать: «Мама, я спел, у меня все получилось»… И хотя меня приняли зрители, и писали о дебюте хорошо, я все равно не был уверен, что уже в труппе, в театре. А потом следующая премьера – «Сказки Гофмана». Я спел заглавную партию. Очень трудную! Мы с Александром Борисовичем Тителем очень-очень много над ней работали. Это трудная и актерски, и вокально партия. Конечно, я прочитал всего Гофмана, много прочел того, что о нем написано. Я так всегда готовлюсь к новым работам.

Приглашения в другие театры и за границу последовали очень быстро. А еще я участвовал в постановке вердиевской «Травиаты» Георгием Георгиевичем Исаакяном (с которым уже встречался до этого на «Силе судьбы»). Пел я этого Альфреда в Ирландии. И вот все вместе выступления привели, наверное, к тому, что меня заметили и стали приглашать. Но первые три сезона я сидел в театре, никуда не выезжая, кроме театральных гастролей. Я работал, работал, накапливал репертуар, учился выдерживать много работы, петь большие трудные спектакли. И сейчас считаю, что делал абсолютно правильно! Был год, когда я спел здесь 45 спектаклей!

И.Г. Что для вас выступления на других сценах: в Большом, Мариинском, в Европе и Америке?

Н.М. Мне хотелось, да и сейчас хочется, больше и больше петь. Работать с разными партнерами, дирижерами, режиссерами, узнавать новые города и страны. Мне в принципе интересно все время что-то для себя открывать, что-то узнавать, в общем – «учиться, учиться, и учиться». Даже, если я еду 10 минут в метро, я еду с книгой. Я учу партии. Постоянно. Учу те, которые мне интересны, даже если у меня нет на них приглашения. Но, если приглашение будет, я должен быть готов. В прошлом сезоне я выучил восемь новых партий сам, две из них я спел. Подготовил концертную программу из русских народных песен. Плюс к тем, на которые меня зовут постоянно: Каварадосси в «Тоске», Пинкертон в «Мадам Баттерфляй», Манрико в «Трубадуре». В этом году я спел партию, о которой очень мечтал – Андре Шенье. Спел в Новой Опере, где было концертное исполнение оперы Джордано. Мне нравится петь и в Большом, и в Мариинском, в этом году дебютировал в Метрополитен (заменял Марсело Альвареса) – незабываемые впечатления! . До Мет я спел за месяц 10 спектаклей в разных странах, у меня все было спланировано. Но мы нашли «окна», ведь Мет – это важная в жизни каждого певца сцена. Потрясающий театр, потрясающие партнеры: Нетребко, Лючич! Анна оказалась очень доброжелательной, открытой. И принимали спектакль отлично!

Я довольно быстро учу партии. На Радамеса в «Аиде», например, потребовалось десять дней спокойной подготовки.

Сейчас я могу выбирать, где петь, что, с кем и сколько. У меня есть свои установки, в чем я участвую, в чем нет. Вместе с режиссером мы строим партию, но важно, как ты сам ее чувствуешь. Ты вкладываешь свои эмоции, свой опыт, все пропускаешь через себя. Сперва все, что говорит режиссер, я стараюсь выполнить, но потом – это же взаимный процесс – я что-то могу делать по-своему. Работа с дирижерами – рост, энергетика. Я обычно хорошо понимаю дирижеров, я сам брал уроки дирижирования, и дома партии учу не только с инструментом, но и «с рукой».

Я же понимаю, перед какой партией нужно отдохнуть, какие можно петь подряд, какие нет. Многие великие певцы писали в своих мемуарах, как лучше строить работу с партиями. Здесь не надо «изобретать велосипед». Есть однотипные партии, есть те, что требуют перестройки голоса. Все это певец должен знать. И все советы пропускать через собственный опыт.

Герман, «Пиковая дама». Фото – Сергей Родионов

И.Г. А почему вы захотели спеть Пьера в «Войне и мире»? Не так часто вокалисты мечтают об этой партии, честно говоря.

Н.М. Я очень хотел спеть Пьера в «Войне и мире», когда еще опера только ставилась в нашем театре первый раз. Но тогда понимал, что не время. Приглядывался к партии Курагина, но тогда меня назначили на Барклая де Толли. А теперь решился попросить, и мне наши постановщики – Александр Борисович Титель и Феликс Павлович Коробов дали такой шанс. И хотя я мог бы вместо Пьера спеть 14 спектаклей по приглашениям, я отказался от любой другой работы. Выучил партию в Японии, где пел Радамеса, а летом продолжал впевать ее и учил мизансцены. Конечно же, перечитал «Войну и мир». Мне кажется, что, когда «Войну и мир» проходят в школе, то невозможно по-настоящему понять этот роман. Сейчас я перечитал – это совсем другое восприятие. И конечно – гениальная музыка Прокофьева! Я понимал, что внешне не похож на Пьера, но мне сделали накладной живот из поролона, я долго работал над походкой, пластикой. Я в принципе хочу петь больше русских опер, чем сейчас это получается. Есть некоторые приглашения. Хочу сделать Самозванца в «Борисе Годунове» и Андрея в «Мазепе».

И.Г. Но вы спели главную теноровую партию русского репертуара – Германа в «Пиковой даме». И 3 октября первый в этом сезоне Герман на вашей родной сцене.

Н.М. Германа я спел через десять лет после того, как впервые появилась мысль об этой партии. Сперва об этом речь шла в Ташкенте, я посоветовался с педагогом, и мы вместе решили, что рано. Потом здесь, в театре Станиславского и Немировича-Данченко, еще в постановке Михайлова, – тогда мы подумали-подумали с Александром Борисовичем, но тоже решили, что рано. В Ташкенте, когда я думал о Германе, мне было 27 лет, а спел я его в результате – в 37. Дело не в том, можешь ты спеть ту или иную партию, в смысле – спеть ноты. Спеть я могу много чего. Дело в том, чтобы донести стиль, мысль композитора. И, конечно, быть уверенным, что не будет вредно для голоса. Постараться исполнить так, как написано. Я убрал некоторые партии из своего репертуара, чтобы не совмещать то, что не совмещается. Но некоторые из отставленных партий я может быть и спою снова.

Герман для меня – больной человек, что-то не так в его голове. Больной прямо в медицинском смысле. Он любит Лизу, но он хочет войти в другое общество, то, в которое не вхож. Его собственная жизнь кажется ему мрачной, скучной, словно не имеет смысла. Не азарт для меня в Германе. Скорее болезнь. Там много всего наслоено в этой партии. После дебюта в «Пиковой» в Москве мне много раз предлагали петь Германа в других театрах, но я всегда говорил нет. Исполнил только с Валерием Абисаловичем Гергиевым в концертном варианте в Зале имени Чайковского и на Дальневосточном фестивале Мариинского театра с Павлом Смелковым. На эту партию нельзя «сесть». И не только потому, что она сложная для пения. Она во всем сложная.

Герман, «Пиковая дама». Лиза – Елена Гусева. Фото – Сергей Родионов

И.Г. Значит, если кто-то хочет услышать вашего Германа, пусть приходят или приезжают в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Отлично! Но ведь у вас много партий, которые позволяют вам откликаться на приглашения разных театров.

Н.М. Я сейчас в таком возрасте, что хочу петь больше и больше, хотя понимаю, что надо ставить какие-то ограничения. Это уже опыт. Но я готов, как и двадцать лет назад, открывать, познавать, снова учиться. Много-много работать. И не только потому, что пение – моя профессия. Мне это нравится, приносит удовлетворение. Я люблю, когда прочитанная книга, или фильм, или спетая партия не отпускают, когда ты думаешь об этом еще долго потом. И для меня важно, что зрители получают удовольствие от моей работы, это так окрыляет. Очень кропотливая, большая работа, но обязательно приносящая радость, удовлетворение. Это и есть основа моей формулы пути к вершинам профессии.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организующие возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Немного из истории хорового искусства

К числу самых ранних известных памятников художественного и музыкального творчества относятся поэтические тексты хоровых гимнов-заклинаний из «Самоведы» (Индия. 2000 лет до н.э.).

Первые упоминания о хоровой музыке народов Древнего мира относятся тоже ко 2 веку до н.э. Исключительное значение для развития хоровой культуры имело музыкальное искусство Древней Греции. В греческой народной музыке возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке (пеан, тренос). Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской, и духовной музыки.

Певческое искусство эпохи Возрождения 14-16 века явилось прогрессивным периодом в развитии хорового пения и серьезными преобразованиями профессионального хорового искусства.

В 17-18 веках хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обретая свою собственную эстетическую функцию.17 век – век возникновения и первого расцвета оперы, которая оказала огромное влияние на все области музыкального искусства. Одновременно с оперой возникает оратория, а несколько позже появилась кантата.

В начале 18 века монументальные оратории Г.Ф. Генделя открыли новую страницу в истории хоровой культуры, когда ход классовой борьбы в Англии поставил его творчество в непосредственную связь с политическими событиями.

Хоровое пение – русская национальная традиция

Правомерно говорить о хоровом пении, как о русской национальной традиции. Многим из нас хотелось бы изменить к лучшему судьбу России. Но как часто, вступая на этот путь, мы ощущаем беспомощность от всеобщей разобщенности! Каждый сам по себе. И так мало осталось живых русских традиций, способных объединить нас!

Современный человек нередко относится к традициям без особого почтения. Они воспринимаются как пережиток, осложняющий жизнь, и не приносящий никаких ощутимых плюсов. Но в хоре, несколько отдельных чувств сливаются в одно сильное чувство, и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно.

«Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере».

Г.А. Струве, композитор, хормейстер,
дирижер, педагог и просветитель

Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

«Проезжая по России, я был удивлен музыкальностью местных жителей и их любовью к пению... Ямщики пели от начала до конца перегона, солдаты пели на марше, жители сёл и деревень - за любой, даже самой трудной работой; из церквей доносились стройные гимны, и среди вечерней тишины я часто слышал, как в воздухе разносились звуки мелодий из окружавших деревень».

«Путешественники единодушно рассказывали не только о том, как много, но и как замечательно пели русские. Страна, казалось, была наполнена мелодиями. В России пели, когда ехали на лошадях, гребли на лодках, продавали товары на улицах, работали в поле или просто отдыхали».

«Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку – у тебя всё при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт всё воспитание".

В.С. Попов, хормейстер,
народный артист СССР, профессор

Хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

«Идите в хоры и обретёте гармонию!»

Роберт Л. Шоу. американский хоровой дирижёр

Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении.

«Известно, что музыка, хоровое пение являются важнейшим средством формирования здорового человека, что образование начинается с музыки».

В. Ф. Базарный,
доктор медицинских наук, академик

Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.

Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре.

Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться.

Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.

Пение в хоре - это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни.

Надо развивать, возрождать хоровое пение повсеместно и люди станут добрее и благороднее.

Общецерковное пение занимает важное место в нашей певческой практике: оно дает возможность быть активным участником в богослужении не только проповедникам и хористам, но и каждому из присутствующих в доме Божьем.

Общее пение - это не паузы между проповедями и молитвами, когда можно ослабить внимание и отвлечься - это продолжение богослужения, дополнение, закрепление услышанного в проповеди. Отсюда вытекают главные требования к песнопениям: они должны заранее подбираться пресвитером и регентом в соответствии с теми темами, которые будут произноситься и разбираться на богослужении.

Общее пение перед заключительной проповедью имеет целью подготовить ее, по возможности объединить предыдущие. Заключительное же песнопение должно подвести итог всему богослужению, и только в этом случае оно оставит полезный и долгий след в сердцах присутствующих.

Очень важно также, чтобы пресвитер и его помощники хорошо знали содержание исполняемых в церкви песнопений.

Желая по возможности более полно охватить разнообразие тем, пресвитер должен заботиться о расширении репертуара общего пения путем разучивания новых содержательных по тексту и по музыке гимнов. При этом нужно строго следить, чтобы мелодия песнопений не искажалась, а исполнялась правильно и выразительно, так же как пение в хоре, где исполнители уже, имеют определенную подготовку.

Общее положение должно стать действительно пением всех присутствующих в церкви, пением живым и интересным, а для этого важны не только подбор текста песен, но и мелодия, и исполнение их.

Общее пение должно быть исполнено внутренней силой, но не крикливо, петь лучше сдержанно, особенно при исполнении молитвенных песнопении с коленопреклонением. Очень радостно, проникновенно звучит такое пение в некоторых церквах, и тогда чудесным благоговением наполняются сердца верующих.

Хорошее общее пение - это прежде всего звучание стойкое, стройное и благозвучное: хор часто ведет за собой всех поющих; регент несет полную ответственность, энергично руководя всеми и стремясь приблизить звучание к пению хористов, вдохновенному и чистому.

Хорошее общее пение - это вдохновенное пение. Похвально, когда пресвитер подает в этом отношении "пример стаду", как это делал некогда "сладкий" певец нашего братства В.П.Степанов ("Братский вестник" № 4, 1969, стр.54). Своим пением он настолько воодушевлял верующих, что пение в церкви достигало такой силы, что вызывало вдохновенный молитвенный подъем и способствовало глубокому восприятию Слова Божия.

Пресвитер или руководящий богослужением не может ограничиться равнодушным чтением гимна перед общим пением; чтение текста перед пением должно быть таким воодушевленным и проникновенным, что должно "задавать тон" общему пению. Выделение главных мест в тексте гимна, подчеркивание голосом, интонацией настраивает верующих "петь разумно" - Пс.46,8 и стройно, то есть петь сознательно, вникая в смысл текста.

Пресвитер, лично участвуя в общем пении, оценивает его: соответствует ли текст теме собрания, достигает ли пение духовной цели, достаточно ли благозвучна мелодия.

Относительно этого очень неправильно высказался один пресвитер: "Для меня важно, чтобы хор пел, а как он поет, меня не касается - это дело регента". Нет, это дело и пресвитера, который как строгий и доброжелательный друг вместе с регентом усердно трудится для достижения общей цели. Церковное пение должно быть достойным своего великого назначения.


Пение во время хлебопреломления


Хлебопреломление - это священный акт воспоминания страданий и смерти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, требует особого к себе отношения, а именно, особой сосредоточенности, особого молитвенного состояния, тишины и благоговения. Пение во время хлебопреломления также должно быть высоко духовным, простым, сердечным и благоговейным.

"Концертные выступления" таят в себе опасность отвлечь внимание слушателей от основной темы богослужения и нарушить благоговение во время совершения хлебопреломления.

Для того чтобы хористы могли спокойно, не торопясь, молитвенно "рассуждать о теле Господнем" - 1 Кор.11,29 и совершить заповедь Господню , пресвитер предлагает петь общим пением до тех пор, пока все хористы примут в ней участие (в некоторых церквах, например в Ленинградской, хлебопреломление проводится без хорового пения).

Вместе с проповедью и хоровым песнопением общее пение под продуманным руководством пресвитера может и должно создавать впечатляющую картину страданий Иисуса Христа в соответствии с событиями: молитва в Гефсимании, суд над Спасителем, распятие и смерть Его и вызвать глубокое чувство благодарности Господу за Его вечную любовь, Его жертву и святую Кровь...

Задание: а) Для пресвитеров: по данному плану составить список песнопений из СДП.

Пение во время погребения


Хотя мы, верующие, не скорбим об умерших как прочие, не имеющие надежды - 1 Фес.4,12, но тем не менее мы не можем не испытывать естественной скорби в связи с разлукой с родственниками как верующими, так и неверующими.

К сожалению, в погребальных песнопениях и в том, как их исполняют, порой бывает мало тихой грусти о дорогих нашему сердцу людях, верующих и неверующих, с которыми мы прощаемся. Часто не хватает сосредоточенности о факте смерти и размышления о жизни человека и выборе его пути. Поэтому нужно соблюдать большую осторожность в подборе песен и особенно в их исполнении: бодрые напевы, как например "В час, когда труба Господня над землею прозвучит", не совсем подходят к такому моменту и могут сделать наше песнопение несовместимым с теми чувствами, которые испытывают родственники. Но зато соответствуют такому состоянию минорное исполнение таких гимнов, как например: "Со святыми упокой", "Вечная память" и другие.

Погребальные песни, которые у нас имеются, своим текстом и музыкой также могут произвести должное впечатление, и исполнять их нужно так, чтобы родственники сохранили о нас добрую память и благодарили за участие в их скорби.

Песнопения во время совершения других церковных установлений


Гимнов и песен, предназначенных для совершения крещения, рукоположения, бракосочетания в Сборнике Духовных Песен имеется в достаточном количестве. Регенту и пресвитерам нужно заботиться только о том, чтобы данные духовные песни были хорошо выучены и исполнялись выразительно, с внутренним глубоким чувством.

Тема 2. Хоровое пение

"Благо петь Богу нашему, ибо это сладостно - хвала подобающая "

Как общецерковное пение, так и пение хора являются важной частью богослужения в Церкви.

Различие состоит в том, что в хоровом пении участвуют не все, а только те верующие, которые, подобно ветхозаветным левитам, отделенные некогда Давидом на музыкальную службу в доме Господнем - 1 Пар.25,1, посвящают этому труду значительную часть своего времени и сил, проявляя к нему любовь и способность.

Отличительными особенностями хорового пения, как правило, являются: богатый и серьезный репертуар, состоящий одновременно и из произведений выдающихся композиторов; высокая культура исполнения, красота звучания. Но все это - только средства для достижения основной цели - прославить и возвеличить Отца Небесного и производить благое действие на души детей Его.

Хоровое пение, если оно не затрагивает глубоких, сокровенных чувств слушателя, а лишь ласкает слух, не выполняет своего истинного назначения. Даже простая песнь, исполненная хором, может принести отраду сердцам только в том случае, если хористы почувствуют духовный смысл и проникнутся им.

Состав хора. В церкви при наличии певцов и регента создается хор, в результате чего церковное пение становится более стройным и согласованным. Усердие певцов и старание регента, как правило, обеспечивают успех в этом служении. Дух Святой все времена побуждал и теперь побуждает верующих посвятить себя славословию Бога и даром пения, а молитвы детей Божиих и любовь их к хористам воодушевляет певцов.

Группу певцов можно назвать хором в том случае, если регент добивается уравновешенности звучания голосов, единого ансамбля всех партий, точного, выверенного строя, отчетливых нюансов и дикции.

Регент должен ставить перед собой и перед хором ясную цель: достичь хорошего звучания и четкой дикции. Уже при подборе певцов ему следует учитывать слитность звучания , чтобы тембр и сила голоса каждого хориста была совместима со звучанием хора.

Хоры в церквах бывают смешанными, т.е. состоящими из женских и мужских голосов, и однородными - женские, мужские.

Наиболее распространены четырехголосные смешанные хоры, состоящие из сопрано, альтов, теноров и басов. Количественно каждая партия должна состоять примерно из равного числа певцов. Но обычно преобладают женские голоса и испытывается недостаток мужских. Этим не нужно смущаться.

Прием в хор новых певцов следует осуществлять без лишней поспешности. Обычно желающие петь в хоре, после соответствующей проверки и ознакомления с особенностями хористов, должны какой-то период оставаться кандидатами. При этом они могут и должны посещать спевки и только после этого у регента появится уверенность, что новичок не будет мешать исполнению, можно зачислить его в хор, совершив пи этом общую молитву.

Перевод певца из одного хора в другой производится с его согласия и с ведома руководства церкви.

Выход певца из хора против его желания возможен лишь в исключительных случаях. Такая мера допускается с опустившимися на такой низкий духовный уровень, когда ни увещевания, ни какие-либо другие меры не дают должных результатов.

Могут быть такие случаи, когда преклонный возраст является серьезной причиной для того, чтобы брата или сестру с молитвой и любовью проводить на покой. Да не придет мысль регенту избавляться от хористов из-за своего личного отношения к ним.

Пресвитер и руководство церкви обязаны в таких случаях тщательно и богобоязненно выяснить все причины для того, чтобы в обществе святых не допускать лицеприятия - Иак.2,9.

Развитие слуха. Без наличия музыкального слуха невозможна работа хоров и оркестров и особенно их руководителей. Для успешного труда желателен, но не обязателен, абсолютный слух, то есть способность определять и воспроизводить голосом любой звук хроматической гаммы без помощи музыкального инструмента или камертона. Обязательным является относительный слух, когда певец имеет способность определять и воспроизводить голосом любой музыкальный интервал.

Кроме истинного абсолютного слуха, проявляющегося с раннего детства, существует приобретенный абсолютный слух, развившийся путем постоянных и длительных упражнений, в результате чего запоминается звук определенной высоты, например, "ля", исходя из которого легко найти любой требуемый звук.

Некоторые певцы для определения высоты звуков пользуются ощущением напряжения голосовых связок.

Чтобы определить наличие музыкального слуха, нужно уметь "взять ноту", то есть повторить заданный тон. Невыдержавшие этого "экзамена" в хор не принимаются как "не имеющие слуха". Но А.И.Кеше, регент Ленинградского хора (в 20-х годах), автор многих песнопений утверждал, что людей без слуха практически нет. Неумение "взять ноту" нередко объясняется отсутствием практики. Поэтому нельзя сразу отказывать в приеме в хор. Братьям и сестрам, желающим петь в хоре, нужно рекомендовать, чтобы они усердно участвовали в общем пении, что поможет им успешнее пройти проверку при приеме в хор. Очень полезно обучение музыке на каком-либо инструменте - на фортепиано, мандолине или домре. Очень уместна помощь регента для ускорения развития слуха и голоса, и для преодоления скованности.

Проблема нескольких хоров. В больших церквах, как правило, имеются два или несколько хоров, и единство в церкви не должно нарушаться наличием этих нескольких хоров. Недопустимо чтобы хоры соперничали между собой, подчеркивая свою исключительность.

Если в церкви существуют несколько хоров и регентов, то руководство церкви назначает одного из них старшим регентом. Его духовный уровень и профессиональное мастерство, как правило, должно быть выше, чем у остальных регентов. Им может быть как брат, так и сестра. По согласованию с пресвитером труд и служение распределяется между регентами. Старший регент несет полную ответственность перед Богом и церковью за хоры и оркестры, за их репертуар и исполнительское мастерство. У него не должно быть "любимого", "своего" хора.


Пение хора во время богослужения


Основная цель хора - прославить Бога среди Его народа, обратить на Господа взор церкви, но сам хор и регент не должны быть центром внимания молящихся. Вместе с тем необходимо, чтобы пение хора было "хвалою подобающей" - Пс. 146,1.

На богослужениях, дирижируя хором, регент должен сохранять тот же темп, что и на спевках, но в то же время проявлять большую сдержанность чтобы жесты, и лицо были почти незаметны для окружающих.

Результатов хорошего звучания можно достигнуть скупыми приемами, и нельзя увлекаться дирижированием до крайности, тем более забываться и терять самообладание , а также необходимо сохранять благопристойность в позе. Стоять следует непринужденно, но не развязно, некрасиво широко расставлять ноги, растопыривать пальцы, сутулиться, опускать голову к партитуре. По меткому выражению одного дирижера, "не голова должна быть в партитуре, а партитура в голове", однако ноты всегда должны лежать перед регентом во избежание путаницы и даже остановки пения на тот случай, если регент вдруг допустит ошибку в сложном вступлении хоровых партий.

При дирижировании необходимо проявлять благоговение, простоту и скромность в движениях, но тем не менее должна сохраняться властность рук, недопустимо, чтобы они шли за хором, напротив, хор обязан следовать за руками. Дирижирование так же как и пение, должны быть предельно согласованными, и то, что показывает регент, хористы должны быть готовы исполнить и без указания руки регента.

Регент на спевке и во время богослужения должен просить помощи свыше, чтобы хор звучал одухотворенно, и если он не обращается к Господу постоянно внутренней молитвой, то и его служение хористов будет лишено внутренней силы.

Без молитвы даже самым ярким и грамотным взмахом руки невозможно добиться от хора духовного и глубокого исполнения, если у регента не будет в это время единения с Богом. Назначение регента "оживлять" песнопение, а не просто правильно исполнять по нотам. Хору нужно отдать всю душу. Если при разучивании новой песни или при повторении старого репертуара внимание регента сосредотачивается на технических вопросах, то во время богослужения все стремление должно быть направлено на то, чтобы сделать пение одухотворенным. Чем больше будет вдохновения в исполнении, тем меньше хористы будут заботиться о тексте, о нотах, о подчинении регентской руке.

Нужно стремиться, чтобы слова исполняемых гимнов выражали мысли, близкие исполнителям, а мелодия являлась бы выражением чаяния их душ. Слияние слов, мелодий песнопений и жестов регента завладеют вниманием слушателей, покорят их сердце и направят духовный взор к Богу.

Представим себе в таком исполнении рождественское песнопение "Спит спокойно Вифлеем". Хор мысленно переносится в окрестности Вифлеема и видит чудесную картину: вокруг тишина и сон, а в душе хористов - особая радость; чудные аккорды - это пение ангелов, явившихся пастухам, и главное - это Рожденный Спаситель мира Христос, Ему и поют хористы - "Богу слава и хваление".

В таком исполнении дух берет верх над плотью, над миром и будит "грешный люд". Забота регента заключается в том, чтобы зажечь в хористах Божью искру, а такая искра может загореться лишь в том случае, если хористы твердо зная гимн, смотрят не только в нотный текст, но и следят за взмахом рук регента и ощущают трепет его души.

Такое хоровое пение достигает своего назначения, и хор своим пением славит достойно Господа.

Регенту также необходимо сознавать, что вся предшествующая большая работа, которую он проделал с хором на спевках, есть лишь подготовка к ответственному служению - прославлению Господа и назиданию Церкви.

Но бывает, что во время богослужения хор исполняет духовные гимны хуже, чем исполнял на спевке, и в таких случаях регенту нужно искать причину этого, а их может быть много: это и нерадение или несмелость, или отсутствие полного состава хористов, неудачно подобранные песнопения и многое другое. Все это регент должен учесть, не обвиняя хористов, а заглядывая в себя , искать причину, при этом он должен извлечь полезные уроки для дальнейшей работы. Для успеха в работе всех хористов и особенно у регента должны царить в сердцах: гармония, любовь, святость и мир.


Тема 3. Левиты Нового Завета

Участники хорового служения. Их коллективная и индивидуальная характеристика

Певчие хоров, их руководители, играющие на музыкальных инструментах - "верующие люди" (Устав Союза ЕХБ § 24а и 28а), решившие жизнью, делами, талантами не по принуждению, а добровольно и достойно прославлять Господа. В хоре не должно быть ни одной души, к которой можно было бы применить слово Господа: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня" - Мат. 15,8. Таланты певцов нужны Господу лишь в том случае, если духовное состояние и поведение хористов не будут соблазном для слушающих пение.

Хористы должны постоянно помнить, что их рабочее место - это как бы вторая кафедра; и с нее льется коллективная проповедь. Поэтому к поющим предъявляются такие же требования, как и к проповедникам: "Чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" - 1 Кор.9,27. Это значит, что духовное состояние и жизнь каждого члена хора должна соответствовать высокому духовному служению, к которому они призваны.


Духовные и деловые качества левитов Нового Завета


А. Общехристианские. Так как они многообразны и многочисленны, укажем основные:

1. Любовь к Господу Богу - Мат.22,37-38; подражание Иисусу Христу по примеру ап. Павла - 1 Кор.4,16; 11,1; исполнение Духом Святым - Еф.5,18.

2. Любовь к ближнему - Мат.22,39 и практическое ее осуществление - 1 Ин.3,17-18.

3. Пребывание в Слове Божием - Ин.8,31 и общении с Церковью - Деян.2,42.

4. Духовный рост - 2 Пет. 1,57 и плод духа - Гал.5,22-23.

5. Правильное отношение к семейным и гражданским обязанностям на основе Слова Божьего (проработать соответствующие рефераты А.В.Карева и А.И.Мицкевича (Ж."Бр.В")).

6. Забота о сохранении духовной жизни и для укрепления ее, бодрствование в молитве, пренебрежение которой ведет к духовной слабости, к поражению от неизбежных искушений и даже к отпадению, что к сожалению, случается нередко.

Музыка, сама по себе - если хористы и музыканты, исполняющие ее, не выполняют указанных выше духовных условий, - не в состоянии исправлять, облагораживать и, тем более - возрождать души слушателей и сохранять их для Небесного Царства. Примером может быть нива, которая вспахана и подготовленная, но не засеяна, не дает урожая.

Б. Для благословенного Господом, плодоносного и постоянного музыкально-певческого служения необходимы дополнительные к указанным в разделе "А" нижеследующие качества:

1. Верность - Кор.4,1-2; усердие - Рим.21,11; постоянство в добром деле - Рим.2,7.

Для того, чтобы пение хористов всегда было на должном уровне необходимо затрачивать много труда и усилий. В Библии имеется яркий пример усердного труда певцов: "Певцы же, главные в поколениях левитских, в комнатах храма свободны были от занятий, потому что день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим" - 1 Пар.9,33. Звание певца определяет не только способность и наличие голоса, но и постоянные упражнения в искусстве пения. Не следует пренебрегать общим пением, участие в котором, особенно по воскресным собраниям, может заменить полезную и необходимую "распевку". Хористы, которые уклоняются от общего пения, "сохраняя свой голос" для хорового пения или сольного, делают ошибку как в техническом отношении, так и в духовном: они показывают недостаточность своего смирения и упования на Господа, боясь за свой голос.

2. Послушание, дисциплина, подчинение порядку - одно из основных условий успешной работы хора как коллектива.

Дисциплина должна быть строгой, но не "палочной"; сознательной и добровольной. Это выражается в аккуратном, без пропусков и опозданий посещении спевок и богослужений. Хористам часто приходится многое из своих личных дел отодвигать в сторону, чтобы всегда быть на месте. Нужно так распределить свое личное время, чтобы преходящее, то, что относится к земной жизни (это должно быть только самое необходимое), не мешало бы тому, что пребывает вовек и что относится к труду и духовной жизни христианина.

Каждому из членов хора полезно анализировать причины непосещения спевок и богослужений, и в случае неуважительных причин принимать меры борьбы с нерадением, которое может получить широкое распространение в хоре. Нужно приложить все старание, чтобы возбудить у хористов дух ревности.

Хористам, участвующим , бывает подчас трудно совместить посещение спевок с подготовкой проповеди. В таких случаях хорошо руководствоваться принципом: "Сие надлежит делать и того не оставлять" - Мат.23,23, т.е., приложив все старание, относиться к обоим видам служения с ревностью, воздавая славу Господу. Если же это совершенно невозможно, то следует молитвенно определить, совместно с руководством церкви, какой труд в данных условиях нужнее, и к какому труду больше склонности, и в каком труде Господь больше благословляет, показывая Свою волю. Прекрасные мысли о выборе места служения выражены в духовной песне: "Ты на месте стоишь, что Господь тебе дал" (СДП № 336).

Дисциплина в хоре не ограничивается только аккуратным посещением спевок и собраний, она состоит и в благоговейном поведении на богослужениях, в соблюдении порядка и тишины на собраниях и спевках. Не должно быть шумной раздачи нот, разговоров ("на тему" или "по делу", как оправдываются любители поговорить), нельзя, как по команде, "единодушно" оборачиваться в сторону каждого входящего или опоздавшего. Хористы тихо и незаметно просматривают ноты, мысленно пропевают мелодии, отмечают трудные места и вступления; дружно без шума встают, повинуясь соответствующему жесту регента, сосредотачивают на нем все внимание, чтобы вместе, без какой-либо задержки или запинки сразу начать пение, не "закрываясь" от регента нотами, а лишь скользя по ним взором. Если регент занимается с частью хора или даже с одним хористом, то остальные не развлекаются беседами, а следят по нотам за своей партией и мысленно поют, будучи готовы в любой момент по знаку регента вступить в пение. Таким образом создается нормальная рабочая обстановка, способствующая успешной и интересной работе хора. Во время проповеди хористы, как и все слушатели, должны быть внимательны к слову, чтобы получить должное назидание.

К дисциплине в хоре следует также отнести и внешний вид каждого хориста и всего хора в целом. Во избежание соблазна аккуратность и скромность должны стать правилом для всех хористов. По этому вопросу мы имеем ясное указание Слова Божия: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом" - 1 Пет.3,3-4. "Чтобы также и жены в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетеньем волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвятившим себя благочестию" - 1 Тим.2,9-10.

Необходимо, однако, согласиться и с тем, что в наше время понятия нарядности в одежде отличаются от понятий в прошлом времени, когда люди жили в недостатках. Все же понятие - "приличное одеяние, стыдливость и целомудрие" ясны всякому, они в основном неизменны и, если варьируют, то в небольших пределах.

Во многих общинах хористы одеваются в одинаковую одежду. Этот обычай получает все большее распространение и его можно только приветствовать, так как форма в немалой степени дисциплинирует.

Так же большое, если не главное значение имеет внутренняя дисциплина в хоре. Это - собранность, сосредоточенность, полная духовная отдача служению, сознание, что "здесь место свято", что оно требует святого благоговения, отрешения от всего постороннего, что "вторая кафедра" ко многому обязывает. Каждый из хористов должен быть преисполнен сознанием собственной ответственности за дело пения, горячо любить его, не тяготиться порядком и дисциплиной , которая должна быть твердо установлена.

3. Бескорыстие. Хорошо, если хористы наших общин "не ищут своего", не преследуют корыстных целей, не требуют денежного вознаграждения (как правило). Некоторое время хористы Московской церкви пользовались небольшой денежной поддержкой на покрытие транспортных расходов, довольно ощутимых при условии большого города, и когда эта поддержка была прекращена, ни один хорист не оставил своего служения - все, как и прежде, продолжали являться на свои места.

Усердно трудясь в хоре, певец ожидает своей награды на небесах. Каждое доброе дело, служение Господу и верность Ему будут справедливо оценены и вознаграждены самим Господом - 1 Кор.4,5. А как же рассматривать похвалу со стороны окружающих? Хотя в очень малой степени, но она может быть полезной для ободрения неуверенных в себе певцов. Но большей частью похвала вредит, внушая самомнение и гордость некоторым хористам, которые и без того склонны к переоценке своих возможностей.

4. Скромность, смирение. Иногда христиане не придают большого значения тому, когда принимаются обсуждать, кто из хористов поет лучше, не думая о том, что это может причинить хору немалый ущерб. Такое чувство было присуще и ученикам Христа, когда один из них задал вопрос: "Кто из нас больше?" Подобное происходит и в церкви: на первых порах молодой член хора усердно трудится, чтобы спеть Господу стройно и вдохновенно; хорист повышает свое умение, работает над голосом, постигает музыкальную грамоту, словом, имеет какое-то успехи, и вот семя гордости и западает иногда в сердце, и певец начинает возвышаться над менее способными братьями и сестрами. Иногда у такого певца (чаще "певицы") рождается недовольство и обида на регента, если он поручил сольную партию кому-то другому, и другие обиды. За хористов, зараженных такой манией гордости, надо молиться, наставлять в слове истины, чтобы они не думали "о себе более, нежели должно думать, но думали скромно по мере веры, какую каждому Бог уделил" - Рим.12,13.

Сестра А.И.Казакова (жена Н.А.Казакова), отличавшаяся большими музыкальными способностями (великолепное меццо-сопрано, прекрасная музыкальная память, выразительность пения), была скромной и необидчивой певицей, работать с ней было легко и радостно. Хористам и всем труженикам в исполнении духовной музыки нужно возрастать в смирении - это залог больших успехов и благословений в чудесном служении Господу и Церкви Его.

Тема 4. Взаимоотношения в хоре


Дружеские и доброжелательные отношения друг к другу членов музыкально-певческого служения обеспечивают и необходимые взаимоотношения. Они регулируются многими текстами Св.Писания, "например: Иак.3,14; 1 Петр.2,1; Рим.12,10; 1 Кор.1,14; Кол.13,13; 1 Фес.5,11-15.

Но к сожалению, не всегда бывает так, как наставляет Слово Божие, и более подробно нужно остановиться на двух проявлениях недостаточно высокого духовного уровня хористов.

Одно из них - столкновения противоречивых мнений и интересов у певцов, что рождает споры и нарушает мир. Часто споры бывают следствием недоразумения, т.е. взаимного недопонимания друг друга, и стоит только одной стороне яснее выразить свою мысль, а другой - приложить старание, чтобы понять ее, как "огонь" погаснет.

Так же возникают обиды по причине высказанных замечаний и условий их высказывания. Замечания должны быть обоснованными, но не представляющие из себя обвинений, осуждений и унижении того, кому они высказываются, и не. должны выражать превосходства того лица, которое делает замечание. Замечания должны быть в виде предложений в деликатной форме. Тогда они будут восприняты не с чувством негодования и обиды, как часто , к сожалению, бывает, а по-христиански: кротко и даже с благодарностью. Причину справедливого замечания нужно немедленно удалить Кол.3,8 и извиниться. В случае необоснованности замечания следует спокойно разъяснить его суть и объяснить его, как возникшее недоразумение, и дальнейшим поведением нужно доказать, что замечание учтено и для повторения его оснований нет.

Хористам нужно прикладывать все усилия и молиться о том, чтобы было расположение друг ко другу и царила атмосфера мира и взаимной любви. Это будет благоприятным "микроклиматом" для дружной и плодоносной работы хора. В хоре должны быть благозвучными и не только аккорды, но и человеческие отношения. Совершенно недопустимы такие явления как зависть и вражда.

Отношение членов хора к регенту, его помощникам и пресвитеру основывается на правильном отношении к их труду, который они несут, в широком понимании слов Ап.Павла: "Духа не угашайте" - 1 Фес.5,19; нельзя угашать Духа Святого в себе, которым нужно пламенеть - Рим.12,11; и в работниках на ниве Божией, т.е. хористах. Ничто так не угашает дух и так отрицательно не влияет на трудоспособность и ревность труженика, как равнодушие окружающих к его работе или пренебрежение ею, а еще больше - не использование труда, так что он становится ненужным и напрасным.

Поэтому необходимо делать все, чтобы дух христианина не угасал, а горел: проявлять заинтересованность трудом, правильно оценивать его, дорожить им, с пользой применять его на деле, чтобы он приносил добрый плод, и осуществлять пожелания Ап.Павла - IKop. 15,58. Труд нетщетен перед Господом, достоин уважения, а уважение к труду вызывает уважение и к трудящимся. Фес.5,12-13.

Хористам следует охотно и с радостью выполнять поручения регента и нести какой-либо труд, предложенный им: переписывание нот, занятие библиотекой и т.п. Это будет помощь делом, наглядное доказательство уважения регента, что будет воодушевлять его и на дальнейший труд.

И в заключение: самой важной, необходимой помощью друг другу будет являться постоянная молитва хористов друг о друге перед Господом.

Регент хора и его служение


Регент хора как руководитель музыкально-певческого служения в церкви несет ответственное служение перед Господом. К нему относятся требования: 1 Тим.3,1-12; Тит.1,6-9.

Не замыкаясь в узкие музыкально-певческие рамки, регент должен учитывать и важность духовной стороны своего служения, расширять это служение главным образом в сторону проповеднической деятельности и, пользуясь благоприятной возможностью, изучать богословские дисциплины.

Проповедническое служение и связанное с ним углубленное изучение Священного Писания будут способствовать духовному росту регента и создадут необходимый авторитет для успешной работы в хоре. Этот авторитет и свое христианское достоинство регент должен всемерно утверждать и тщательно беречь, не нарушая его неосмотрительными поступками и словами - Ек.10,1. Особенно осторожными должны быть братья-регенты в отношении с сестрами, не допуская близости, которая может послужить соблазном и нарушением целомудрия - 1 Тим.3,2; Тит. 1,8, что может привести к грехопадению.

Хорошим проповедником регент может и не стать, но молитвенное служение должно быть присуще ему в большей степени. Как можно чаще в усердной молитве регент возлагает на "золотой жертвенник, который перед престолом" - От.8,3, все нужды доверенного ему великого дела Божьего.

И когда в работе бывает успех, и хор приносит добрый плод, регенту нужно следовать примеру Ал.Павла - 2 Кор.4,7; сознавать и укреплять свою зависимость от благодати Господней и Духа Святого, чтобы избежать опасности возгордиться - Иак.4,6; 1 Пет.4,5. Эта опасность подстерегает регентов, и особенно молодых в большей степени, чем рядовых тружеников, в служении духовной музыкой и пением. Регенту необходимо возрастать в скромности и смирении, идя в этом впереди хористов.

"Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" - 2 Тим.3,17.

Регент - духовный попечитель хора (Устав ВСЕХБ § 286) и воспитатель, не может не заботиться о развитии у хористов добрых качеств, подавая им пример своим поведением - 1 Пет.5,3.

Личный пример - лучшее воспитательное средство, и хорошо, если воспитатель может сказать о себе так, как Ап. Павел - 1 Кор.4,16; Фил.3,17. Плох тот руководитель, к которому относится предостережение Иисуса Христа: "Все, что они (фарисеи) велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте ; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают" - Мф.23,3. В таких случаях самые добрые и правильные слова наставника бессильны, бездейственны и бесполезны.

Если в хоре нет должного состояния, то регент должен задуматься - не в нем ли причина и принять соответствующие меры. О духовном состоянии регента должен заботиться и пресвитер, так как хор - часть церкви, и его состояние отражает состояние всех детей Божиих.

В отношении с хористами, регент является не столько начальником, сколько руководителем, другом, разумным и любящим старшим братом. Тактично, без навязчивости, он вникает в жизнь, состояние и нужды всех хористов, зная их и имея горячее желание вовремя оказать каждому необходимую помощь.

Находясь во главе коллектива, регент должен иметь дар управления - 1 Кор. 12,28, т.е. способности организатора:

1) уметь установить и поддерживать порядок в хоре и правильные взаимоотношения хористов;

2) быть требовательным, сохранять дисциплину;

3) проявлять настойчивость с одной стороны, и терпение с другой, при проведении необходимых, особенно новых мероприятий;

4) во всех действиях быть неторопливым, но и не медлительным, помнить, что "всему есть свое время" - Ек.3,1, "ценить время, дорожить им" - Еф.5,16;

5) проводить совещания и беседы с хористами, уметь выслушивать их мнения, если они не совпадают с его собственным, необходимо считаться с мнением хористов, принимать их во внимание в работе;

6) быть твердым и решительным;

7) проявлять беспристрастность и справедливость при разрешении спорных вопросов;

8) во всех обстоятельствах сохранять спокойствие духа и сдержанность в словах и поступках; ""Разумный воздержен в словах своих, и благоразумный хладнокровен" - Пр. 17,27. "Долготерпеливый лучше храброго и владеющий собою лучше завоевателя города" - Пр.16,32;

9) на случай своего временного отсутствия или ухода, чтобы не страдало дело Божие, заботиться о своей замене и о подготовке помощников из способных хористов:

10) тщательно следить за своей работоспособностью и полезностью для хора, готовить себе замену, чтобы передать хор в надлежащие, подготовленные руки.

Во взаимоотношениях с помощниками (см.п.9) регент является учителем, он молит Господа, чтобы Он "исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением... и способность учить других вложил в сердце его" - Исх.35,34.

Регент передает помощникам свои знания и опыт, отдавая как жертву Господу, свое время, труд и силы, показывая пример самоотвержения и трудолюбия; и ставит перед своими помощниками трудные, но посильные (лучше - посильные, но трудные) задачи.

В постоянных беседах с помощниками регент анализирует музыкально-певческое и духовное состояние хора, намечает пути к устранению недостатков и к достижению духовных целей.

Воодушевляет хористов и музыкантов для активного и плодотворного участия их в прекрасном и благословенном музыкально-певческом служении Господу Богу и Его церкви.

Особое внимание нужно уделить ближайшим помощникам регента: аккомпаниатору - постоянному участнику разучивания и исполнения песен, и заместителю - будущему регенту.


Взаимоотношения с другими регентами


Эта проблема возникает в церкви, когда в нее прибывает регент из другой церкви , имеющий некоторый опыт, или "подрастают" ученики основного регента и становятся равными ему (большей частью в воображении) и даже выше его, и в этом проявляется упущение регента, не воспитавшего ученика в скромности, вследствие чего они переоценили свои возможности и знания, возгордились и "заболели" пороком высокомерия, от которого "происходит раздор" - Пс.13,10, соперничество и даже вражда. В выражении Ап.Павла "Почитайте один другого выше себя" - Фил.2,3 они как бы вычеркнули два слова - "один другого", но стоит только вернуть на место эти два драгоценных слова, проявить "мудрую кротость" - Иак.3,13, выдержку, терпение, взаимную уступчивость, вспомнить о необходимости быть христианином, применить к себе все требования, необходимые хористам, - и тогда после неустройства и всего худого воцарится благословенный мир, столь необходимый для плодоносного труда в хоре и Доме Божием.

Велико в деле умиротворения доброе и твердое влияние пресвитера и мудрое применение им организационных мер.


Взаимоотношения регента с пресвитером


Регент, зная, что пресвитер несет самое ответственное, высокое и трудное служение, оказывает ему вместе со всеми членами церкви уважение и почитание - 1 Фес.5,12-13, повиновение - 1 Петр.5,5 и сугубую честь - 1 Тим.4,17.

Особое положение регента обязывает трудиться в полном контакте с пресвитером:

1) посвящать пресвитера в духовное состояние хора и отдельных хористов;

2) быть откровенным по отношению к пресвитеру, не скрывая от него затруднений и ошибок в своей работе;

3) во избежание ошибок делиться с пресвитером планами и намерениями в работе хора;

4) быть одним из ближайших помощников и друзей пресвитера.

Пресвитер изучает в ЗБИ "общий" курс пения и музыки в церквах ЕХБ, выполняя все практические работы по этой дисциплине; кроме того, он знакомится с курсом обучения для регентов, прочитывая его и, по возможности, (не обязательно, но весьма желательно) выполняет соответствующие задания и контрольные работы.

Таким образом, пресвитер ближе и глубже узнает важность музыкально-певческого служения в церкви, ответственность и тяжесть труда регента.

Кроме того, пресвитер этими занятиями повышает свой музыкальный уровень и становится более компетентным в вопросах певческого служения, и приобретает (или увеличивает) авторитет, благодаря чему его участие и помощь регенту становятся более квалифицированными и эффективными.

Пресвитер же, являясь "духовным попечителем хора" (Устав ВСЕХБ § 28б), не может оставить хористов и музыкантов на единоличное распоряжение регента, но вникает во все дела хора, не мешая однако регенту в его основной работе.

Пресвитеру нужно чаще и ближе быть в общении с хористами: посещать спевки, вести личные беседы; не менее одного раза в месяц перед хлебопреломлением обращаться к хору со словом назидания; очень полезны практикующиеся в некоторых общинах молитвы пресвитера и проповедников вместе с хором перед богослужениями, чтобы хористы чувствовали в пресвитере не только "начальствующего", руководителя церкви, но и любящего друга, старшего брата во Христе Иисусе.

Особенно сильно и глубоко пусть это чувствует регент, для которого пресвитер должен стать самым близким и полезным другом, проявляющим в отношениях к регенту требовательность и доброжелательность, прямоту и тактичность и во всем разумную любовь.

Состояние регента и хористов, нужды их, скорби и радости, пусть будут очень близкими сердцу пресвитера, пусть они будут предметом его постоянных забот и непрестанных молитвенных ходатайств перед престолом Всевышнего!

Контрольные вопросы

1. Какое значение и силу имеет общее и хоровое пение в церкви?

2. Какими деловыми и духовными качествами должны обладать левиты Нового Завета?

3. Какими должны быть взаимоотношения между регентами, хористами, пресвитером и хором?

Когда вы поёте, проходящие через вас музыкальные вибрации меняют ваше физическое и эмоциональное состояние. Самое воодушевляющее и преобразующее пение, для всех, кто это пробовал, – это пение в группе. Оно берёт что-то очень личное – звук, зарождающийся внутри вас, распространяет его по всему помещению, заполненному людьми, и звук возвращается ещё более захватывающей гармонией.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что групповое пение популярно. По данным Американского хора, 32.5 миллиона взрослых американцев поют в хоре, что на 10 миллионов больше, чем за последние шесть лет. Когда речь заходит о пении в группах, многие люди начинают думать о церковной музыке, однако в США существует свыше 270 000 хоров, которые включают в себя как профессиональные группы, вроде тех, что в сериале “Glee”, так и абсолютно любительские группы, такие как “Choir! Choir! Choir!”, исполняющие “The man who sold the world” Дэвида Боуи.

Пока популярность группового пения возрастает, наука усердно пытается понять, как оно может успокаивать и в то же время заряжать людей энергией. Исследователи обнаружили, что пение, подобно инъекции идеального успокоительного, одновременно успокаивает нервы и поднимает настроение.

Поднятие настроения может быть вызвано эндорфинами – гормонами, которые вырабатываются во время пения и вызывают чувство удовольствия. Это также может быть вызвано окситоцином – другим гормоном, который вырабатывается в процессе пения и обладает способностью подавлять беспокойство и стресс. Кроме того, окситоцин усиливает чувство доверия и единения, что может объяснить, почему многочисленные исследования по-прежнему показывают: пение уменьшает чувство депресии и одиночества.

Самое недавнее исследование делает предположение о том, что “музыка развивалась как инструмент общественной жизни”, и что удовольствие, приходящее от совместного воспевания – это появившаяся в ходе эволюции награда людям за их стремление жить сообща, а не обособленно, когда каждый сидит в своей пещере.

Похоже, что благоприятное воздействие от постоянного пения способно накапливаться. В одном из исследований, у поющих людей был обнаружен пониженный уровень кортизола, что означает пониженный уровень стресса. По результатам наиболее предварительного изучения, синхронизация частоты биения наших сердец во время совместного пения может объяснить, почему оно похоже на групповую медитацию, которой кто-то руководит. Один за другим исследования показывают, что пение избавляет от беспокойства и способствует повышению качества жизни. Доктор Джулин К. Джонсон, исследующая влияние пения на пожилых людей, недавно начала 5-тилетние исследования, в которых она планирует изучить действие группового пения в качестве доступного метода для улучшения здоровья и самочувствия среди пожилых.

Оказывается, для того чтобы достичь результатов, вам даже не нужно быть хорошим певцом. Согласно одному из исследований 2005 года, пение в группе “может принести чувство удовлетворения и оказать лечебное действие, даже когда голос поющих звучит заурядно”.

Певческие группы различаются: от тех, кто выступают во время простых повседневных событий и не требуют обязательного прослушивания новичков, до серьёзных профессиональных или любительских хоров, таких как “Los Angeles Master Chorale” или мой хор в Нью-Йорке. Я присоединилась к нему, когда мне было 26, и у меня была депрессия. Причиной, которая подтолкнула меня на это, было одно-единственное воспоминание о том, как я пела в хоре на Рождество – эйфорический опыт, который мне никогда не забыть.

Если вы хотите найти певческую группу, к которой можно присоединиться, вы всегда можете ввести в поиске “Google” слово “хop” или “хоровое сообщество”, а также название вашего города или населённого пункта, и получить больше информации.

Совместное пение дешевле медикаментов, здоровее выпивки и определённо намного веселее физических тренировок. Это именно то, что с большой долей вероятности даёт гарантию хорошего самочувствия в жизни. Даже если вы приходите на репетицию в состоянии сильной усталости и депресии, к концу вечера вы выйдете, взлетая высоко в небо, как воздушный змей, полный эндорфинов и хорошего расположения духа.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы