Про деток, от рождения до школы

Нередко ставит школьника любого возраста в тупик. Казалось бы, все просто: нужно лишь посмотреть на картину и описать свои впечатления. Однако ребенок часто не понимает, как описать картину так, чтобы это не выглядело ни примитивным перечислением того, что он видит, ни фантазиями на тему сюжета произведения. Между тем в этом задании, во всяком случае в выполнении его на том уровне, которого стандартно ждут в школе, действительно нет ничего сложного. Для того чтобы автор успешно справился с таким сочинением, достаточно лишь направить ход его рассуждений и подсказать ему, на что нужно обратить внимание.

Определение жанра

Перед тем как описать картину, школьник должен соотнести ее с теми, которые он уже видел, и хотя бы приблизительно определить ее жанр. Возможно, это определение и не прозвучит в самой работе, однако это необходимо для того, чтобы внимание ученика было сосредоточено на важных и значимых деталях.

Точно определить жанр зачастую бывает достаточно сложно, однако ребенку вполне под силу понять, что перед ним: пейзаж (в том числе включающий изображения животных), натюрморт, портрет (в том числе групповой или животного), бытовая сцена или картина на исторический сюжет. В общем-то, картины других жанров редко используются в методической практике.

Краткое предполагает и умение разобраться в том, элементы каких жанров совмещены в том или ином произведении. Допустим, это может быть портрет на фоне пейзажа или бытовая сцена с натюрмортом.

Общее в описании картин любого жанра

Перед тем как описать картину любого жанра, уместно составить план будущего текста. Общими элементами сочинения для рассказа о произведении живописи или графики любого жанра могут быть следующие:

  1. Обозначение жанра и, возможно, пояснения, почему автор относит к нему произведение.
  2. Возможно, краткие сведения об авторе и произведении, история его создания (год, материалы, место хранения, эпоха создания, может быть, конкретная история, сопровождающая работу над холстом). В некоторых случаях уместно сказать, какой вызвало произведение.
  3. Краткое описание того, что изображено на картине (что вынесено на передний план, что находится на заднем).
  4. Какова цветовая гамма произведения, какие ощущения она вызывает, как соотносится с сюжетом.

Пейзаж, натюрморт, изображения животных

Определение жанра пейзажа редко вызывает затруднения, сложности появляются именно при попытках рассказать об увиденном. Краткое описание картины в этом случае может включать ответы на следующие вопросы:

  1. Что более всего привлекает внимание (что составляет центр картины), почему, за счет чего это достигается; есть ли этот центр.
  2. Динамично или статично изображение (что изображено: состояние или движение), почему.

На это же нужно обратить внимание при описании натюрморта, однако здесь немаловажно также сделать некоторые акценты на деталях интерьера, если таковые изображены на картине.

Портрет

Часто самые большие трудности вызывает у школьников именно описание портрета. Картины этого жанра часто предлагаются школьникам для рассказа о них.

Возникающие трудности обычно довольно типичны. Нередко ребенок хорошо чувствует и настроение, и однако не знает, как описать картину. Для того чтобы сосредоточиться на важных деталях и направить ход своих мыслей, важно обратить внимание на такие особенности портрета, как:

  1. Фон (где находится персонаж, какие детали интерьера или пейзажа счел нужным изобразить художник, почему).
  2. Постановочный или изображение естественного момента жизни изображаемого лица.
  3. Есть ли в названии указание на то, что это изображение конкретного лица? Если да, то каким увидел художник прототипа картины? Если нет, то как название соотносится с изображением? Кого хотел показать автор?
  4. Направление взгляда. Куда смотрит персонаж? Почему? Особенно это важно для групповых портретов.
  5. Поза человека. В чем ее типичность? Почему она именно такова? Что можно сказать о том, как увидел своего натурщика художник, по позе персонажа?

Бытовая сцена или исторический сюжет

Описание бытовой сцены чаще всего совмещает в себе рассказ и о персонажах, и о пейзаже (интерьере). Однако акцент должен быть поставлен на объяснении целостности произведения. Сочинение должно быть посвящено ответам на вопросы о том, как каждая деталь произведения «работает» на создание общего впечатления от картины.

Исторический сюжет, помимо прочего, требует исторических комментариев и пояснений. Сильным всегда будет смотреться текст с разъяснениями того, как называются те или иные детали костюма, интерьера, пейзажа.

Кроме сочинения по определенной картине, преподаватели нередко дают задание написать текст о любой работе определенного автора. Перед тем как описать картину художника, следует ознакомиться с его творчеством в целом и выбрать наиболее привлекательную для описания. В этом случае сочинение будет содержать также мотивацию выбора конкретной работы и ее сравнение с другими наиболее известными произведениями автора.

Тема демона в искусстве очень часто используется для представления безумия, которое сжигает творца. С одной стороны, демон — как бы муза, которая дает жизненную энергию и силу для творчества, а с другой стороны может быть разрушительной силой, сжигающей изнутри, и творец не может найти средства для борьбы с ним. Для Врубеля тема демона была актуальной до конца его жизни и все время претерпевала различные изменения. Художник всю жизнь смотрел в глаза своему демону и адаптировал его образ в постоянно меняющемся мире.

Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». Согласно легенде, демону суджено было полюбить грузинскую принцессу, которая умерла в результате поцелуя его поцелуя. Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве. Эта трагическая история идеально сочетается с романтическим темпераментом и Михаил Врубель воспринял его как дух, который не столько зло и не столько князь тьмы, а больше – страдающее раненное существо, одновременно мощное и благородное. Для Врубеля он — могучий творческий дух, посредник между людьми и богами.

Картина «Демон сидящий» представляет собой фигуру существа, сидящего на вершине горы. Все его тело, все его мышцы напряжены, пальцами сжаты, что очень резко контрастирует с меланхоличным выражением лица демона. Он – пассивный, замкнутый и все еще гордый, но ужасно одинокий и очень чувствительный. Демон сидящий являет собой обобщенное изображение души. Глаза сфокусированы внутрь себя, руки сложены, как будто этот могучий дух пытается изолировать себя от окружающего и углубиться в свои мысли.

Этот персонаж Врубеля — антитеза женственности, и тем не менее, обладает длинными волосами, мягким лицом и надутыми губами. Его глаза наполнены тоской по любви в этом холодном и отчужденном мире. На щека замерла кристально чистая слеза – демон как будто скорбит о хрупкости жизни, любви, счастья и всего земного мира. В этом персонаже видна ужасающая раздвоенность: могучее тело, подобное гранитному камню, и трепетная ранимая душа.

Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками. Вокруг все полно невероятных превращений. Невиданные цветы, что заполнили всю правую часть картины, лишь отдаленно отличаются друг от друга по цветовой гамме и больше напоминают фантастические кристаллы из-аза металлических бликов. Устилая землю и прижимаясь к ногам демона, они как бы удерживают персонажа на этой бренной земле. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело. Краски – агрессивно нереалистичные из-за сине-лиловых бликов мрака и больше напоминают пожар или конец света, чем тихий летний вечер.

Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные на картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.

Сочинения по картинам имеют свою типологию:

а) описание картины - его особенности показаны на примере картины И.И.Шишкина «Рожь»;

б) сюжетный рассказ по картине на основе воображения школьников; картина дает толчок для их фантазии, дает как бы застывший момент жизни;

в) сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих роль картинного плана (это самый простой, доступный вид сочинения по картине);

г) сочинение о художнике и об истории создания картины; анализ самой картины дается в расширенном контексте;

д) сочинение по портрету: раскрытие характера героя, изображенного на картине, и мастерства художника, сумевшего воплотить на холсте этот характер (самый трудный вариант сочинения).

Подготовка школьника к сочинению по картине имеет свою специфику:

во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником, знать репродукции известных картин и т.п.;

во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;

в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы - и манеру художника.

И.И. Шишкин в этом смысле отличный педагог. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют:

тему картины (что на ней изображено);

ее композицию - расположение главного и деталей;

действие, сюжет картины;

впечатление от нее.

Ниже приводится сочинение, написанное в III классе: картину дети знали и до сочинения, так как ее репродукция была в «Родной речи», хрестоматии. Тем не менее непосредственно перед сочинением картину рассматривали, была проведена беседа и составлен план:

«Рожь» И.И.Шишкина

План: 1. Вступление.

2. Поле ржи.

3. Дорога.

Мы все хорошо знаем картину И.И.Шишкина «Рожь», она висит в коридоре школы. Еще знаем его картину «Утро в лесу».

Перед нами открывается золотое поле ржи. Рожь высокая, густая, колосья тяжелые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки.

По полю проходит проселочная дорога. По ней редко ездят, она заросла травой, по обочине цветут васильки. По сторонам дороги растет бурьян.

Сосны ветвистые, широкие, выросли на воле, на просторе. Сосны мешают ржи, но их не срубают, потому что они очень красивые.

Хорошо в этом золотом поле. Над головой - синее, синее небо.

Автор сумел подробно, достаточно глубоко для его возраста проанализировать картину, заметил такие детали, как бурьян у дороги, васильки, сумел сделать умозаключения: по дороге редко ездят, здесь раньше был лес. Сочинение, развертываясь, все больше передает чувство восторга.

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – , притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.

Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» — трагедия Эсхила «Прометей прикованный» — изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный — голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.

Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.
Услуги письменного и устного перевода с/на итальянский язык —

Осень - это прекрасное время года, когда вся природа вокруг мерцает золотыми красками в преддверии зимы. Именно осень, а точнее - позднюю осень, изобразил М. Н. Ромадин на своем холсте «Село Хмелевка».

Хотя художник описал красками холодное время года, от картины все же веет благоговейным теплом и любовью. И это не странно, ведь на картине изображены родные для автора просторы. Они завораживают, навевают чувство гордости за свой народ, и необычайную нежность к родному краю. Художник написал картину в весьма нелегкие для страны времена, когда война истощила народ, принудила к голоду и забирала последние силы. Но сельские люди не отчаивались, продолжая жить и бороться, заниматься огородничеством и выращивать домашний скот, надеясь на лучшее и искренне веря в победу.

Условно картину можно поделить на три части - передний план, задний план и горизонт. На переднем плане расположены одинокие, тонкие и незащищенные от осеннего ветра березки. Они практически потеряли свою листву, но при этом грациозно тянутся вверх. Вокруг берез чернеет выгоревшая под летним солнцем трава, еще совсем немного - и ее покроет толстое покрывало зимнего снега. По всей видимости, это небольшое поле, где в теплую пору селяне выпасают свой скот. Но сейчас не видно никого - ни животных, ни даже одиноких человеческих фигур, которые могли бы бродить по пустынным холодным улицам.

Задний фон картины - это просторы уютного села, где компактно расположенные домики притягивают взгляд своей белизной и ухоженностью. Становится очевидным, что трудолюбивый русский народ даже в тяжелые времена 1944 года не опускал руки и добросовестно ухаживал за своими пускай и не богатыми, но родными домиками. Если присмотреться, то можно разглядеть улицы и даже представить, как по ним бегали детки, ездили повозки или с поля добирался рабочий люд. Село достаточно большое - только нашему взору открыто более нескольких десятков домиков, и неизвестно, сколько их скрыто вдали.

На горизонте виднеется река «Волга». Эта представительница водной стихии бережно окутывает село, как будто защищая его от чужого вторжения. Небо пасмурное, хоть Ромадин не изобразил ни единой тучки, все же кажется, что вот-вот пойдет дождь и дополнит осеннюю прохладу дождевой влагой.

Если говорить о времени, которое передал художник на холсте, то создается впечатление, что это ранее утро, когда село только пробуждается и готовиться к дневным заботам и кропотливой работе.

Какой бы холодной не казалась погода, каким бы одиноким не выглядело село, общая атмосфера картины теплая. М. Н. Ромадин смог изобразить обычное село так, чтобы каждый увидевший его, испытал те же нежнейшие чувства, что испытывал и сам автор. И ему это удалось.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы