Про деток, от рождения до школы

Известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный; родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13 м году в Чугуеве, у П. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию художеств в Петербурге и вскоре оказал большие успехи,… … Большая биографическая энциклопедия

- (1844 1930), рус. художник. Неоднократно обращался к творчеству Л. В 1868, будучи учеником АХ, создал илл. к «Песне про...купца Калашникова» «Кирибеевич, преследующий Алену Дмитриевну» (акв., карандаш; собрание М. Монсона, Стокгольм; см. в кн.: И … Лермонтовская энциклопедия

- (1844 1930), русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (конец 1863) у И. Н. Крамского и в АХ (1864 71; преподавал в 1894 1907, ректор в 1898 99). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1873 76). Член ТПХВ (с 1878; см.… … Художественная энциклопедия

Русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников… … Большая советская энциклопедия

Репин Илья Ефимович - (1844—1930), живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1863—64) и в АХ (1864—71; академик с 1876, действительный член с 1893) у И. Н. Крамского; пенсионер АХ в Италии и Франции (1873—76). Преподавал в АХ (1894—1907,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Репин (Илья Ефимович) известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный; родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13 м году в Чугуеве у И. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге и скоро… … Биографический словарь

- (1844 1930) российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности (Крестный ход в Курской губернии, 1880 83), работал над темой революционного движения (Арест пропагандиста, 1880 92; Не ждали, 1884 88). В исторических… … Большой Энциклопедический словарь

- (1844 1930), живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1863 64) и в АХ (1864 71; академик с 1876, действительный член с 1893) у И. Н. Крамского; пенсионер АХ в Италии и Франции (1873 76). Преподавал в АХ (1894 1907, ректор в 1898 99). Член … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (1844 1930), российский живописец. Наблюдательность, страстный артистический темперамент, умение использовать позу, жест для образно эмоциональной характеристики модели, мастерство воссоздания психологической атмосферы события равно выразились в… … Энциклопедический словарь

Запрос «Репин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Илья Репин автопортрет, 1878 Дата рождения: 5 августа 1844 Место рождения … Википедия

Книги

  • Илья Репин. Воспоминания и шедевры , Репин Илья Ефимович. Илья Ефимович Репин, пожалуй, - один из самых известных русских художников. Названия многих его картин - "Бурлаки на Волге", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Не ждали" и т. д. -…
  • Репин Илья Ефимович. 1844-1930. Запорожцы. Из собрания Русского музея , Петрова Евгения, Шувалова Ирина. `Запорожцы`, - едва ли не каждый, кто приходит в Русский музей, знает или хотя бы слышал об этой картине, написанной великим русским художником Репиным. Картина Репинаобращена к истории, но…

>Биографии художников

Краткая биография Ильи Репина

Репин Илья Ефимович - выдающийся русский художник-живописец; академик, руководитель мастерской, преподаватель художественной школы; иконописец. Родился 5 августа1844 года в городе Чугуеве (Харьковская губерния), в семье служивого человека. Дед будущего художника был казаком и владел собственным постоялым двором. Илья рано проявил способности к искусству, что первой обнаружила его мать. Несмотря на это, денег у семьи для обучения не было, поэтому он поступил в военную школу, а затем стал брать уроки у иконописца Бунакова.

Несколько лет подряд он работал в той же мастерской, а затем попытался поступить в петербургскую Академию художеств, но безрезультатно. Тогда у Репина оставался только один выход - посещать художественную школу, в которой преподавал И. Крамской. В 20-летнем возрасте он все же поступил в академию и закончил ее через семь лет с весомыми заслугами. Сегодня Императорская академия художеств носит его имя. За картину «Иов и его друзья» Илья был удостоен малой золотой медали, но это было только началом его карьеры. Картина «Воскрешение дочери Иаира» была названа лучшей за всю историю существования академии.

Примерно в 25 лет он нарисовал портрет своей будущей жены. Молодая В. А. Шевцова ему нравилась, и он ей уделял особое внимание. В 1870 году, проплывая по Волге он набросал ряд важных этюдов и набросков. Отсюда появилась идея создать картину «Бурлаки на Волге».­ География работ Репина не ограничивалась только родной Россией. В 1873 году он путешествовал во Францию, где заинтересовался работами импрессионистов. С 1877 года художник проживал в Москве. В этот период он познакомился с братьями Мамонтовыми и часто бывал у них в мастерской. В 1877 году здоровье художника пошатнулось. К тому же он развелся с женой.

Последней его крупной работой стал правительственный заказ огромного полотна под названием «Государственный совет». В 1899 году, занимая уже не последний пост в Академии искусств, Илья Ефимович женился повторно. С новой супругой он переехал в местечко Куоккала, которое сегодня называется Репино. Тогда это была территория Финляндии и он не всегда мог посещать Россию. Положение усложнилось с началом войны. Умер художник осенью 1930 года в возрасте 86 лет.

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЖИВОПИСЕЦ

Гениальный русский живописец Илья Ефимович Репин - краса и гордость русской живописи. С именем Репина связан самый яркий период истории русской живописи. Его искусство, выросшее на волне революционного подъема 60-х годов, формировалось и крепло под идейным воздействием эстетических и философских воззрений просветителей. Проникнутое передовыми идеями своего времени, глубоко демократичное и народное по своему духу, искусство Репина приобрело значение огромного общественного фактора.

Появление каждой новой картины Репина становилось общественным событием. Свыше тридцати лет Репин шел в авангарде русского искусства, завоевав русской реалистической живописи всемирное признание.

Репин - бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др. Все эти Замечательные мастера, использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами - литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. Эти живописцы сродни таким гигантам литературы, как Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, Чехов, таким музыкантам, как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре.

В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности.

Репин и его соратники возвысили тему народа, показали, что только он является основой развития большого и полноценного искусства, что только в таком искусстве заключено подлинно прекрасное.

Репин-величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства, изображавшего окружающую действительность царской России. Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам - представителям труда духовного. Труд - вот что определяет и украшает человека. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах.

В Репине русская живопись достигла своей полной зрелости, небывалой свободы в обращении со своими средствами. Репин работал почти во всех жанрах и видах живописи. Репин не только величайший живописец, но и превосходный акварелист, рисовальщик и офортист. Он сделал также ряд удачных опытов и в области портретной скульптуры.

Прекрасно владея многими жанрами, с наибольшей силой свой талант Репин обнаруживает в двух жанрах: в социально-бытовой картине и портрете - в произведениях, содержание которых черпал художник из современной, окружавшей его действительности. В своих композициях он создал живописную эпопею русской жизни конца XIX столетия. Каждая картина Репина-прекрасная глава этой эпопеи: «Бурлаки»,

«Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Сходка», «Проводы новобранца», «Арест пропагандиста», «Протодьякон», «Вечерницы» и многие другие.

Репиным создана бессмертная портретная галерея лучших сынов русского народа - писателей, художников, музыкантов, актеров, ученых, общественных деятелей; среди этой галереи сверкают драгоценными

камнями такие шедевры портретной живописи, как портреты композитора Мусоргского, артистки Стрепетовой, писателя Л. Толстого, хирурга Пирогова.

Репин - выдающийся мастер исторической живописи, автор таких глубоко драматических произведений, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», таких жизнерадостных, как «Запорожцы».

Действительность оживает на полотнах Репина во всей яркости и богатстве своих красок, во всей своей непосредственности и жизненности. Репин везде и всегда - подлинный живописец, с необыкновенной силой лепящий краской формы, образы; он всегда старается показать жизнь во всей ее полнозвучности и силе.

Человека художник раскрывает во всем богатстве его жизненных проявлений, во всей красе его материальной физической жизни. У Репина все поступки и действия персонажей глубоко осмысленны, взвешены, событие у него - не случайное, эпизодическое происшествие, а закономерное, типическое раскрытие явления.

Репин создал глубочайшие социальные картины, типические образы российской действительности второй половины XIX века.

В напряженном и долгом труде обрел Репин свободу, легкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. Неподражаемый мастер в передаче непосредственных впечатлений, красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Все случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое идейное содержание. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.


Многочисленные этюды, эскизы, наброски прекрасно раскрывают творческие искания в этом направлении, его путь от частного, единичного к обобщенному, типическому. Это величайшее искусство доводить отдельный факт до обобщенного, типического является основной силой реализма Репина, одной из основных побед русского реализма XIX столетия.

Горячая любовь к своему народу, выраженная в искусстве Репина, его потрясающее мастерство навсегда сохранят его имя в пантеоне величайших представителей культуры великого русского народа.

ПОРТРЕТНОЕ МАСТЕРСТВО И. Е. РЕПИНА

И. Е. Репин - величайший русский портретист XIX века и один из значительнейших в мировом искусстве. Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников.

Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. - И. Г.) посидеть мне смирно. При сальной тусклой свече лицо ее, рыжее от веснушек, освещалось хорошо; только фитиль постоянно нагорал, и делалось темнее. А свеча становилась ниже, и тени менялись. Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались. Однако портрет вышел очень похожий, и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. -- И. Г.), они много смеялись».

После годичного обучения в мастерской иконописца Бунакова, когда Репину было всего пятнадцать лет, он стал самостоятельно выполнять заказы на церковную живопись и на портреты, за которые получал по три и по пять рублей.

Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. «Как? Это вы сами? - сказал Крамской. - Да это превосходно! Это лучше всех ваших академических работ... Тут больше любви к делу, - пояснил он. - Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры, и вышло удивительно верно и интересно; делали, как видели, и вышло оригинально».

Много и упорно работал Репин и в Академии художеств и самостоятельно, вне стен ее.

В конце 1860-х годов он из ученика превращается в зрелого мастера. Это особенно заметно в его портретах.

Уже в 1865 году Репину исключительно удался профильный портрет жены врача Яницкого.

В 1866 году художник исполнил портреты братьев А. В. и М. В. Праховых, под явным влиянием Крамского, в его излюбленной технике «мокрым соусом», с белильными бликами на освещенных частях лица.

В портретах И. С. Панова (1867), Васи Репина, младшего брата художника (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868) и В. А. Шевцовой, невесты Репина (1869), можно проследить, как быстро из года в год росло мастерство художника.

В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Рисунок уверенный, лепка твердая. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками.

В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В живописи портрета видно определенное тяготение к колористическому согласованию цветовой гаммы: красного платья, темносерой кофты и зеленой обивки кушетки.

После появления в 1871 году на выставке конкурсной картины Репина «Воскрешение дочери Иаира» ее автор сразу выдвинулся в первые ряды русских художников. Успех эт°й картины принес Репину первый крупный заказ: ему было поручено написать для концертного зала гостиницы «Славянский базар» большой групповой портрет всех знаменитых «славянских композиторов». В 1872 году картина Репиным была окончена. Композиторы-музыканты расположены на картине группами: одни стоят, другие сидят, третьи прохаживаются.

Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Все действующие лица, за исключением Николая Рубинштейна, по необходимости писались с гравюр или с фотографий, и тем самым для автора закрывалась возможность проявить самое драгоценное свойство своего дарования - чувство жизненной правды. Срочность заказа и бесконечные капризы заказчика тоже не могли не сказаться отрицательно на работе художника. И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство, и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность.

Три года, с середины 1873 до середины 1876 года, Репин пробыл за границей, в Италии и в Париже. За границей он написал ряд портретов: И. С. Тургенева, двух дам - Бове и Франкенштейн, художника А. П. Боголюбова, С. Г. Овденко, «Еврея на молитве», этюд девочки Веруни Репиной и др.

После приезда из-за границы Репин недолго пробыл в Петербурге. Его потянуло в родной Чугуев, повидать своих, пожить в глуши, в самой гуще своеобразной, самобытной жизни. Приехав в Чугуев, он весь, с головой окунулся в чугуевскую жизнь. Он бродил по окрестным деревням, бывал на свадьбах, на базарах, в волостях, на постоялых дворах, в кабаках, в трактирах и церквах, заполнял альбомы заметками, набросками и эскизами.

Он пишет там и портреты поразивших его типов. Превосходен акварельный портрет древнего деда - «Старик из Чугуева». Два масляных портрета: «Мужичок с дурным глазом» и «Мужичок из робких», дают острую и глубокую характеристику этих типов.

В тот же период Репин написал замечательный портрет- «Протодьякон». Стасов в своем восторженном отзыве так пишет об этом портрете: «Что за огонь горел, должно быть, в душе у того художника, который писал этого страшного, этого грозного «Варлаама»! Мне кажется, кисть не ходила,1 а прыгала тигровыми скачками по полотну. Все это было начато и кончено в немного часов, словно какой-то демон водил его рукой. Эти брови, толстыми пиявками поднявшиеся врозь от переносья вверх по лбу, эти глаза, точно пробуравленное в лице и оттуда глядящие гвоздями, эти пылающие щеки и нос башмаком, свидетельствующие о десятках лет, проведенных по-варлаамовски, эта всклокоченная густая седина, эти руки подушкой, улегшиеся толстыми распущенными пальцами на груди...»

В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. В «Протодьяконе» сказался настоящий Репин, Репин будущих картин, наш русский Рембрандт. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Я{ок к будущим, еще более совершенным его созданиям.

В «Протодьяконе» впервые окончательно оформился тот темпераментный живописный язык, та уверенная смелость мазков и объемность изображения, дававшие иллюзию действительной жизни, которая отныне стала неотделима от представлений о репинских портретах.

В 80-х годах происходит расцвет творчества Репина. В одно десятилетие Репин создал целую портретную галерею своих современников (больше шестидесяти портретов) - известных писателей, художников, композиторов, музыкантов, артистов, ученых, врачей, инженеров и т. п., которой одной было бы достаточно, чтобы обессмертить его имя.

В настоящей статье я не имею возможности описать всю эту блестящую серию портретов. Остановлюсь только на самых значительных, выдающихся произведениях Репина.

В 1880 году Репин, по заказу Третьякова, исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Ему удалось создать не просто рядовой портрет знаменитого писателя, а из ряда вон выходящее художественное произведение. Репин нашел для Писемского позу, характерную для последнего, предсмертного периода писателя. Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигуры и особенно - воспаленных глаз с желтыми белками.

В 1881 году Репин создал величайший, непревзойденный портретный шедевр, затмивший портрет Писемского, - портрет композитора М. П. Мусоргского. Репин был дружен с Мусоргским, любил его музыку. В феврале 1881 года Репин узнал, что Мусоргский тяжело заболел. Приехав в Петербург на открытие передвижной выставки, Репин отправился в Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский. Здесь он в течение четырех дней подряд пишет портрет больного композитора.

В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. К тому же и погода благоприятствовала работе. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Написан портрет вдохновенно. Художником руководила только одна мысль, одно желание - передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Все знавшие Мусоргского были в восторге от портрета - так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского.

«Крамской, увидев этот портрет, - писал критик В. Стасов, - просто ахнул от удивления. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу, и долго-долго не отходил. «Что это Репин нынче делает,-сказал он, - просто непостижимо. Вот посмотрите, его портрет Писемского - какой шедевр!.. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительней! Тут у него какие-то неслыханные приемы, сроду никем не пробованные, сам он Я -и никто больше. Этот портрет писан очень быстро, огненно--всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза! Они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, - а много ли на свете портретов с подобным выражением! А тело, а щеки, лоб, нос, рот - живое, совсем живое лицо, да еще в свету от первой до последней черточки, все в солнце, без единой тени-какое создание!»

Портрет Мусоргского не поражает ни певучестью красок, ни виртуозностью техники, и все же он поражает всякого умеющего читать в природе и способного разбираться в передаче этой природы живописцем. Репин подошел к портрету Мусоргского с полной непосредственностью, без всяких заранее продуманных приемов.

Репин был в таком счастливом трансе, что в те немногие часы, когда, по собственному признанию, он развлекался и работой и всякими разговорами с Мусоргским, весь внешний и внутренний облик его друга сам собой под ударами кисти перевоплощался в художественный образ.

Много еще прекрасных портретов написал позднее Репин, но второго подобного портрету Мусоргского уже не появилось.

Вскоре художнику представился случай написать портрет Знаменитого хирурга и популярного педагога Н. И. Пирогова, приехавшего в мае 1881 года в Москву к празднованию двадцатилетнего юбилея его врачебной деятельности.

Из портретов следующего, 1882 года наиболее выделяются: портрет знаменитой трагической актрисы П. А. Стрепетовой, этюд с Т. А. Мамонтовой и портрет А. И. Дельвига, автора известных мемуаров.

Стрепетова изображена в ее домашнем облике, в простом платье и с неубранными волосами. В этот односеансный, быстро сделанный этюд Репин вложил все, что можно требовать от портрета. Художнику удалось уловить здесь то большое, трагическое выражение, которое было неотделимо от личности Знаменитой актрисы, которое составляло основу ее существа, не покидавшую ее и вне театра. Этот сверкающий по живописи этюд - одна из жемчужин Третьяковской галлереи.

Но самым сильным портретом 1882 года надо признать портрет Дельвига. По жизненности, выразительности, лепке и мастерству он - одна из вершин репинского творчества.

1883 год принес несколько первоклассных портретов. Из них особенно выделяется портрет критика В. В. Стасова, написанный в Дрездене во время его совместной поездки с Репиным за границу.

Стасов сообщает о работе Репина над портретом следующие подробности: «В первый день сеанс продолжался почти без перерывов девять часов, на второй день сеанс продолжался пять часов. Итого портрет написан в два сеанса. Мне кажется, всякий сколько-нибудь понимающий художник найдет в самом портрете следы того чудесного воодушевления, того огня, с которым писан был этот портрет! Яркое, весеннее солнце, светившее тогда к нам в комнату, передано на картине, мне кажется, с необычайной- правдой».

Портрет, действительно, бесподобен как по темпераменту, с которым писан, так и по цветовому решению, тем более трудному, что он построен в серой, но тонко егармонированной гамме.

Из портретов 1884 года я выделяю большой портрет писателя В. М. Гаршина - бесспорный шедевр Репина, хотя и не превзошедший «Мусоргского», но близкий к нему.

Как видно из писем Гаршина, художник долго работал над его портретом, что трудно заметить по живописи, свежей, необычайно тонкой, во многих местах не закрывающей холста. Гаршин не позирует: он сидел за своим столом, перебирая книги и рукописи, когда кто-то вошел к нему и ему пришлось повернуть голову и вскинуть на него вопросительный взгляд. Совершенно естественная композиция, отлично уложившаяся в почти квадратный формат холста. В портрете чувствуете не только угнетенную психику этого «обреченного», но и почти ощущаете на себе его дыхание. А какое сильное впечатление производит этот незабываемый гаршинский взгляд!

В 1887 году Репин много времени уделяет работе над портретами Л. Н. Толстого. Самый удачный портрет Льва Николаевича написан в Ясной Поляне в августе 1887 года. Это большой поколенный портрет в кресле, с книгой в левой руке. Превосходно решенный в композиции, чему в значительной степени способствует красивое, красного дерева кресло, с большим художественным тактом увязанное с силуэтом фигуры Толстого, портрет этот исключительно удался и в пластическом отношении. Он написан широко, смело.

Вернувшись в Петербург после поездки в Ясную Поляну, к Толстому, и разбирая свои яснополянские альбомы, Репин остановился на мысли написать масляную картину с одного из рисунков, изображающих Толстого лежащим на траве, под деревом. Портрет производит впечатление написанного с натуры, до того правдива и убедительна игра солнечных пятен на светлой фигуре Толстого и на зелени.

К числу лучших портретов, исполненных Репиным в 90-х годах, следует отнести портреты художника М. О. Микешина, поэта К. М. Фофанова, Мерси д’Аржент, Икскуль, А. В. Вержбиловича и Н. П. Головиной. Портрет Икскуль по праву должен занять место в первом десятке лучших репинских портретов. Никто в России, кроме Серова, не передавал так матового цвета лица, темных глаз, шелка. А рука на этом портрете, ее атласная кожа, жемчуг, кольца едва ли имеют равных по высоте исполнения во всей Европе.

В 1900-х годах Репин дал ряд исключительно удавшихся женских портретов: темперный, изображающий девушку с наклоненной головой, масляный - Н. И. Репиной, под зонтиком, в шляпе, на солнце, и А. П. Боткиной, сделанный разноцветными карандашами и пастелью. Последний - может быть, самый тонкий из женских портретов Репина.

В 1901-1903 годах в картине «Заседание Государственного совета» Репин еще раз показал себя как величайший мастер портрета.

Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. Так отнеслись к нему и сановники, изображенные на картине. Лишь немногие поняли скрытую в ней обличительную тенденцию автора, изрядно поглумившегося над всем этим раззолоченным чиновным людом. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре, или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки, или умная, лукавая голова Витте! Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что создано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху.

«Заседание Государственного совета» было последним великим созданием Репина; творчество его стало заметно клониться к упадку.

Само собой разумеется, что и позже были счастливые творческие удачи --таковы отдельные этюды и портреты.

Мемориальные музеи Репина также были открыты в 1969 году на Украине в городе Чугуеве, где живописец гостил у родителей с 1876 по 1877 год, в 1988 году — в Белоруссии в усадьбе "Здравнево", где художник проживал с 1892 года.
Илья Репин был дважды женат . Его первой супругой была дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Вера Шевцова. В 1887 году они расстались.

Второй раз художник женился в 1899 году на писательнице и фотографе, адмиральской дочери Наталье Нордман-Северовой, которая ради брака с Репиным порвала со своей семьей.

От первого брака у Ильи Репина было четверо детей — три дочери Вера (1972-1948), Надежда (1874-1931) и Татьяна (1880-1957), сын Юрий (1977-1954).

Сын пошел по его стопам, окончил Академию художеств. С 1903 года работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах, за которые был награжден несколькими премиями. В 1930-е годы стал иконописцем.

Старшая дочь Вера была артисткой Александринского театра, в 1922 году переехала в отцовское имение "Пенаты", где стала полноправной хозяйкой, взяв на себя все бытовые заботы.

В течение нескольких месяцев перед смертью отца все дети жили в "Пенатах". После кончины Репина его вторая дочь Надежда, имевшая слабое психическое здоровье, умерла в 1931 году. Вера и Юрий переехали в Хельсинки, а Татьяна с семьей в эмигрировала во Францию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

"Мой главный принцип в живописи: материя как таковая. Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело" (Репин И. Е.)

Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника только ширилась. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В. В. Стасов», 1883; «П. А. Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан Мухамед IV предъявил казакам Запорожской Сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы. Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.

Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883

Бурлаки на Волге, 1870-1873

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1880-1891

На дерновой скамье. Красное село, 1876

Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881

Протодиакон, 1877

Портрет писателя А. Ф. Писемского, 1880

Белорус, 1892

Портрет Л. Н. Андреева (Летний отдых), 1905

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

Не ждали, 1884-1888

Мужичок из робких, 1877

Портрет писателя Л. Н. Толстого, 1887

Актриса П. А. Стрепетова, 1882

Портрет художника В. И. Сурикова, 1877

Портрет Третьякова, 1883

В. Скляренко о творчестве Ильи Репина

Выдающийся русский художник-жанрист, портретист, исторический живописец реалистического направления. Профессор живописи (1893 г.), действительный член Петербургской академии художеств. Обладатель почетных наград: золотой медали «За экспрессию» им. Виже Лебрен за картину «Бурлаки на Волге» (1873 г.); памятной золотой медали и диплома «За особые труды и заслуги на поприще живописи и искусства» за портрет Е. Н. Корева на Всемирной выставке в Сент-Луисе (Америка). Автор воспоминаний «Далекое близкое» (1915 г., изданы в 1937 г.).

Величие Репина как художника явилось следствием гармоничного соединения врожденного таланта, глубокого осознания действительности и в высшей степени по-детски восторженного мировосприятия. Детские и юношеские годы Ильи прошли на Украине, в г. Чугуеве. Он родился в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина, который служил фуражистом и квартирмейстером в кавалерийском полку. Когда отец надолго уезжал по делам службы, заботу о благополучии четырех детей (двое умерли в раннем возрасте) брала на себя мать, Татьяна Степановна. Илья был на редкость любознательным мальчиком, но в школе учиться ему не довелось. Грамоте Илью обучил сельский пономарь, а арифметике - дьячок. Получив в семилетнем возрасте набор красок, он с таким восторгом и упорством рисовал, что у него кровь стала идти носом. Все соседки предсказывали, что мальчонка не выживет. Но он выздоровел и снова вернулся к краскам, чтобы уже никогда с ними не расставаться.

Проучившись несколько месяцев в Корпусе топографов, Илья в 1858 г. пошел в ученики к художнику-иконописцу И. М. Бунакову. Он быстро освоил сложную технику росписи, а в иконах давал волю своему воображению. Священникам нравились их яркие краски. Особенно удалась Илье «Мария Магдалина» - пылающие лучи и заплаканные глаза страдалицы на иконе производили сильное впечатление на верующих. Юный художник получал много заказов на росписи церквей и портреты горожан. В свои 19 лет в родном городе он был признанным мастером. В 1863 г., взяв заработанные 100 рублей, Илья поехал в Петербург штурмовать академию, о которой давно мечтал. Однако опыта провинциального живописца оказалось недостаточно для поступления. Репина подвела «тушевка». По совету художника-архитектора Петрова, у которого он снимал комнату, он поступил в вечернюю рисовальную школу на бирже. Днем Илья метался по столице в поисках заработка, а вечером успешно осваивал злополучную штриховку. Получив первый номер в школе, он справился с экзаменом в академию и в 1864 г. был зачислен вольнослушателем. Чтобы заплатить 25 рублей за первый год обучения, Илья пошел на поклон к меценату генералу Прянишникову, и тот внес необходимую сумму. Со всем пылом юности Репин постигал азы творчества. Но ему не хватало общеобразовательных знаний, и он с поразительным упорством изучал историю, литературу, анатомию, математику, физику, химию. Илья даже подумывал года на четыре отказаться от живописи, чтобы догнать «интеллектуальных богачей». Товарищи по учебе - В. Поленов, М. Антокольский, А. Шевцов, Н. Мурашко - отговорили его и старались раздобыть ему заказы на портреты, чтобы он мог заработать на жизнь. Преодолев все препятствия, уже через год и восемь месяцев обучения Репин получил Малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти истребляет первенцев египетских» (1865 г.). Это было для Ильи не просто признанием его успехов, но и позволило освободиться от податного сословия и телесных наказаний, получить звание художника и больше не оплачивать обучение.

Обязательные академические работы на библейские сюжеты Репина не волновали. Его вторым учителем с 1863 г. был И. Н. Крамской, а близким другом и советником стал В. В. Стасов. Проникнувшись идеями артельщиков и передвижников, равняясь на реалистическое творчество В. Г. Перова, Илья успешно исполнял задания, но душу в них не вкладывал. Он искал свою тему. И она открылась ему погожим днем 1868 г. на Неве. Фигуры бурлаков, доведенных каторжным трудом до состояния тяглового скота, их измученные лица и непокорные взгляды заслонили весь горизонт. Репин одновременно заболел сюжетом и влюбился в своих героев. Он задумал сложную, построенную на контрасте композицию: изможденные фигуры бурлаков, яркий солнечный день и стайки барышень в разноцветных платьях на берегу. Но по совету друга Ф. Васильева, Илья отказался от «назидания» в картине, а каникулы 1870 г. провел с друзьями и братом на Волге, «охотясь» за бурлаками, проникаясь их жизнью и повадками. Эскизы летних работ, разбросанные по полу конференц-зала, были лично рассмотрены великим князем Владимиром, и он оставил за собой право купить будущую картину. Репин так увлекся бурлаками, что друзья с трудом убедили его участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Илья долго не знал, как подойти к очередной библейской теме - «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.), пока не вспомнил о смерти сестры Усти. Он представил, как в их затихший от горя дом вошел бы человек и вернул сестре жизнь. После четырех месяцев бесплодных поисков Илья переписал картину за несколько дней, получил медаль и успешно закончил академию. Молодой художник не смог сразу отправиться в пенсионерскую поездку. Задержали неоконченные портреты, «Бурлаки» и огромный заказ на картину «Славянские композиторы» (1871-1872 гг.), которую Тургенев назвал «холодным винегретом из живых и мертвых». Картина имела огромный успех, хотя в ней все надумано, а среди выдающихся мастеров нет ни Мусоргского, ни Бородина, ни даже Чайковского.

Еще одной причиной задержки стала смена неуютной холостяцкой жизни на семейную. Невеста, Вера Алексеевна Шевцова, на глазах художника из неуклюжей девятилетней девочки, сестры друга, превратилась в нежную и вдумчивую девушку. 11 февраля 1872 г. молодые обвенчались в академической церкви, а в ноябре радовались рождению дочери. Пока маленькая Вера подрастала, чтобы осилить путешествие, счастливый отец представил зрителям полотно «Бурлаки на Волге» (1870-1873 гг.), на котором сами за себя говорят «11 фигур - 11 горьких судеб на горячем песке под палящим солнцем раздольной русской реки». Репинское мастерство спаяло здесь спокойную мудрость, богатырскую силу, суровую доброту, тяжкие думы и отсутствие некрасовской покорности. «Нельзя не полюбить этих беззащитных... Нельзя не подумать, что действительно должны народу... Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится. А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы впечатления и не составили бы такой картины...» - писал Ф. М. Достоевский. «Бурлаки» были восторженно приняты зрителями и критикой в Петербурге и на Всемирной выставке в Вене, а затем на долгие 44 года скрыты от глаз публики в бильярдной князя Владимира...

За границу Репин уезжал прославленным мастером. С 1873 по 1876 г. художник побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Альбано, Лондоне. Долгое время жил с семьей в Париже, где родилась вторая дочь Надя. Их дом стал родным и для девятилетнего Валентина Серова, а Илья Ефимович - его первым и любимым учителем. Художник знакомился с западным искусством, написал много пленэрных пейзажей, этюдов, портреты Тургенева и дочери Веры, «Девочку-рыбачку», картину «Парижское кафе» (все в 1874 г.) и аллегоричное полотно «Садко в подводном царстве» (1876 г.). За последнюю работу Репин получил звание академика живописи. Но в России от создателя «Бурлаков» ожидали чего-то большего. Парижские работы ничего не добавили к его доброму имени. Казалось, он накапливал силы, чтобы по возвращении в Чугуев выплеснуться своеобразной летописью пореформенной России: «Под конвоем» (1876 г.), «В волостном правлении», «Возвращение с войны», «Мужичок из робких», «Мужичок с дурным глазом» (направлено на Международную выставку в Париж), «Крестный ход в дубовом лесу» (все в 1877 г.). Одним из действующих лиц «Крестного хода», стал чугуевский соборный протодиакон И. Уланов. Его же монументальную фигуру темпераментно, свободно, с исключительным богатством живописных приемов изобразил Репин в картине «Протодиакон» (1877 г.). «Да ведь это целая огнедышащая гора», - сказал о портрете Мусоргский. Эти и другие работы художник создал за один год жизни в родном городе. Ему было жаль расставаться с Украиной, но очень хотелось быть в центре российской живописи.

Прожив пять лет в Москве, Репин с семьей, пополнившейся сыном Юрием и дочерью Татьяной, переехал на постоянное место жительства в Петербург. В своей живописной мастерской художник работал сразу над несколькими полотнами. Его творческий темперамент был огромен. Он постоянно совершенствовал композиции, создавал десятки эскизов даже не к основным фигурам, искал выразительную натуру. Так, образ горделивой женщины в «Царевне Софье» (1879 г.) художник нашел, слив воедино эскизные портреты Бламберг-Апрелевой, портнихи и матери В. Серова. Критическое отношение к своим работам у Репина бывало чрезмерным. Он постоянно что-то исправлял в уже готовых картинах, а иногда заново переписывал их на том же холсте. Так, над «Явленной иконой» художник работал с 1877 по 1924 г. Долгие годы, создавая в картинах «Отказ от исповеди» (1879-1885 гг.), «Арест пропагандиста» (1880-1892 гг.), «Не ждали» (1884-1888 гг.) образы революционеров-народовольцев, Репин воспел облик человека, отдающего жизнь за высшие идеалы. Никого не оставила равнодушным многоликая толпа «Крестного хода в Курской губернии» (1880-1883 гг.), которая мерно наплывала на зрителя. В картине нет никакого благоговейного и религиозного экстаза - только чванливость, тупость, жестокость, боль и нищета. Десятки фигур, но нет ни одной лишней. Каждый образ, продуманный и десятки раз переписанный, мог бы стать отдельной картиной: от мальчика-горбуна и нищенки до толстой женщины и урядника с нагайкой. Репин даже по просьбе Третьякова ничего не изменил в картине, хотя очень часто поддавался уговорам. «Красота - это дело вкусов; для меня она вся в правде», - ответил художник знаменитому галерейщику.

Такой же жуткой по своей правдивости и реальности преступления и смерти стала картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» (1882-1885 гг.) - наиболее драматическое произведение Репина. «Чувства, перегруженные ужасами современности», позволили воссоздать на полотне «живую смерть», детоубийство. Художник запечатлел момент, когда в тиране Грозном пробуждается человек и отец, осознавший свой зверский поступок и горе. Слабая улыбка прощения освещает лицо умирающего. Цвет на полотне созвучен трагедии: серый фон, кроваво-красный ковер, черное одеяние Грозного и розово-золотые одежды царевича усиливают общее впечатление. Но именно мгновенная смена душевного состояния человека, бьющая из глаз царя, ошеломляет зрителя больше, чем хлынувшая из раны кровь. Картина написана «так мастерски, что не видать мастерства», и так правдиво, что Третьякову, купившему ее, от имени царя было велено не выставлять это произведение в галерее. Работа над «Грозным» забрала у художника много сил и душевной энергии. Да и в семейной жизни у Ильи Ефимовича давно не было тишины и счастья. Его частые увлечения, неуравновешенный вздорный характер доставляли немало горя жене, занятой домом и воспитанием четырех детей. Она не могла быть светской хозяйкой репинского салона. Друзья видели «затаенное страдание» этой женщины. Вера Алексеевна потребовала разрыва. Старшие дочери остались с отцом, а Юра и Таня - с матерью. Но контакта с детьми у Репина не было, они не простили ему грозовую атмосферу детства и скандалы. Тихое семейное счастье не удовлетворяло его бурную натуру. Ему требовалось состояние юношеской влюбленности, яркая и сильная страсть. В 44 года он пережил это чувство к своей одаренной ученице, Елизавете Николаевне Званцевой. Девушка не могла ответить взаимностью обремененному семьей художнику.

После душевного и семейного кризиса Репин полностью погрузился в работу над задуманной еще в 1878 г. искрометной и сочной картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891 гг.). Проникаясь стариной, художник несколько раз ездил на Украину, встречался с историком Яворницким (он изображен на картине писарем). Яркие типажи, хохочущие лица, уверенные в своей мощи фигуры, слитые в едином порыве веселья, на картине стали символом казацкой вольности и товарищества. «Запорожцев» купил царь за 35 тысяч рублей. На эти деньги Репин приобрел поместье Здравнево в Белоруссии и превратился в настоящего помещика, занятого посевами, скотом, наймом рабочих. Может быть, на этом и закончился бы великий художник, если бы Репин не попытался примириться с семьей. Но совместная жизнь опять не задалась. Художник оставил имение жене и вернулся в Петербург, где окунулся в общество высшего света, с представителей которого писал портреты. Постепенно он усвоил их взгляды, стал стыдиться своих юношеских порывов и исканий, превращаясь в салонного живописца.

Друзья по Товариществу передвижников, в правлении которого Репин то состоял, то выходил из него, не узнавали его. Художник со свойственной ему резкостью и непредсказуемостью суждений и оценок постоянно раздувал конфликты. Часто он безапелляционно подвергал критике то, в чем еще и сам не разобрался, а потом чистосердечно каялся. Но обиды оставались. Друзей-художников становилось все меньше (хотя со Стасовым, Поленовым, Суриковым дружба почти не прерывалась), а вот среди знати - все больше.

Какая-то раздвоенность поселилась в душе и творчестве Репина. Он больше не мог остановиться ни на одном интересном сюжете, испытывал чувство опустошенности. В этот период художник даже отошел от реализма: «Буду держаться только искусства и даже только пластического искусства для искусства», - писал он из Италии Стасову в 1893 г., и тот поспешил причислить его к ренегатам. Все чаще на мольберте Репина появлялись картины на ранее не любимые им библейские темы: «Голгофа», «Утро воскресения», «Неверие Фомы», «Отрок Христос в храме».

Столкновения с «мирискусниками» вернули живописца к реализму, и его «Дуэль» в 1897 г. на Международной выставке в Венеции «удивила всю Европу». Но Репину хотелось «хоть бы что-нибудь для сносного финала сделать». И все свое мастерство портретиста художник вложил в огромную, заказанную Александром II картину «Заседание Государственного совета» (1901-1903 гг.). Грандиозное многофигурное полотно, в исполнении которого помогали Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, заблистало нарядными мундирами более 80 сановников во главе с царем. Используя манеру односеансного письма, работая в стиле импрессионистов, Репин создает этюдные портреты, по силе впечатления превышающие даже саму картину. «Образы наших держиморд» потрясают своей реалистической правдой, особенно портрет Победоносцева. Лицо-маска иезуита, молитвенно сложенные руки, страшный облик уверенного в своей безмерной власти сановника. Каменное, холодное лицо человека, по чьей подсказке царь запретил показывать зрителям «Ивана Грозного». Каждый портрет - это приговор жестокости, равнодушию и хитрости. Картиной все были довольны. Очевидцы заседания считали, что она стала зеркальным отражением торжественного события, так «жизненны были лица, так характерны позы, так точно воспроизведена обстановка».

Репин недаром считался одним из лучших портретистов. Лучше всех удавались ему образы тех людей, которых он искренне любил и уважал. Живописец создал портреты целой плеяды ученых: Пирогова, Сеченова, Бехтерева, Менделеева, Павлова; русских писателей: Тургенева, Л. Толстого, Писемского, Горького, Короленко, Маяковского; композиторов: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова; художников: Крамского, Сурикова, Куинджи, Ге, Васнецова, Серова; портреты Стасова и Третьякова, а также всех своих родных. По словам самого живописца, даже в «самый пустой портрет» он «вкладывал душу».

Можно только удивляться, как такой тонко чувствующий человека художник, непокорный и своенравный, мог связать свою жизнь (1900 г.) с сочинительницей банальных романов Натальей Нордман-Северовой и полностью подчиниться ее укладу жизни. Она в разное время была то боевой суфражисткой, то ярой феминисткой, потом проповедовала вегетарианство и самообслуживание. О ее обедах из сена ходили анекдоты. Все, что она делала, было нелепо, напыщенно, громогласно, но в то же время искренно. Илья Ефимович сносил все ее сумасбродства очень терпеливо, хотя жизнь в имении жены «Пенатах» в Финляндии была больше похожа на буффонаду, чем на творчество. Но Нордман противопоставила враждебности репинской семьи культ художника, подчинив этим Илью Ефимовича.

За 15 лет совместной жизни мир для Репина сузился до размеров одной усадьбы в Куоккале. Он прекратил преподавание в академии (1894-1907 гг.), с удивлением и обидой осознав, что теперь «оказался плохим педагогом», хотя для многих был великим учителем. Он воспитал Грабаря, Малявина, Кустодиева, Остроумову-Лебедеву, Билибина и Серова.

Художник продолжал работать в привычном для него режиме и, когда в 1907 г. отказала правая рука, писал левой, закрепив палитру специальными ремнями на теле. Когда совсем запретили рисовать, он ухитрялся при помощи окурка и туши на клочках бумаги создавать самобытные портреты посетителей и друзей. Часто принимал гостей, но вздохнул свободно только после смерти Нордман. Свое бескорыстное отношение к Репину она доказала тем, что, заболев, покинула имение, уехала в Швейцарию и там умерла в больнице для бедных, отказавшись от его помощи. В «Пенатах» были созданы: «Иди за мною, Сатано!», «Черноморская вольница», «Голгофа», «Утро воскресения», «Финские знаменитости», «Гопак». В усадьбе Репина хозяйствовала его любимая дочь Веруня, с алчностью распродавшая после смерти отца его драгоценные альбомы рисунков и эскизы. Она заставляла Илью Ефимовича подписывать каждый лист, чтобы продать подороже. Не радовала старика и дочь Надя, страдавшая тихим помешательством. Трагически сложились отношения с сыном Юрием, который был признан хорошим живописцем, но всегда находился в тени отца.

После революции в России 1917 г. Финляндия стала отдельным государством. Репин чувствовал себя человеком, которому «пойти некуда». Его звали в Россию, но, запуганный рассказами дочери о разрушенных музеях и «расправах» над его друзьями-художниками, Илья Ефимович вначале боялся ехать, а затем подвело здоровье. Репин скончался 29 сентября 1930 г. и был похоронен у «чугуевской горы» в парке «Пенат». Время сгладило неудачи и колебания последних лет, оставив чистый образ ищущего правду художника, сохранив доходчивость репинского искусства и обессмертив его имя и творчество.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы