Про деток, от рождения до школы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»»

по Бавлинскому району РТ г. Бавлы

Проект по теме:

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Подготовила: Яруллина Э. С.

г. Бавлы

2015-2016 гг.

Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы».

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации: долгосрочный.

По целевой установке: образовательный.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между

дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бес стрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

Выработать единую стратегию в работе с родителями;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

1 этап

Создание развивающей среды в группах:

- «Уголок школьника»;

Уголок «Читаем сами»;

Уголки для игр «в школу»;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Применение сюжетно-ролевой игры «Школа» в режимных моментах

2 этап

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. - В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей».

Проведение мониторинга «Психологическая готовность к школе»

Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. (Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма).

Знакомство родителей с учителями начальной школы.

3 этап

Встречи с выпускниками и учителями:

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём»;

Проведение выпускного утренника в детском саду;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

План работы по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Участники

1

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка».

сентябрь-октябрь

завуч начальных классов, старший воспитатель

2

Проведение праздника «День Знаний»

1 неделя сентября

воспитатели

3

Оформление уголков в группе для игры «Школа» дети и родители

сентябрь

воспитатели

4

Подборка книг о школе.

Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников.

октябрь

воспитатели

5

Организация выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе».

октябрь

педагоги,

воспитатели

6

Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы

октябрь

психолог

воспитатели

7

8

Педагогический совет о « Предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»

1.Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме «Подготовка детей к школе». 2.Подготовка к новому году и выпускному.

октябрь

октябрь,

декабрь

старший воспитатель

психолог

воспитатели

9

Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы.

ноябрь

Муз. работник

воспитатели родители

10

Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности). «Зачем учиться в школе? ». Непосредственно образовательная деятельность.

Беседы о школе. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.

Ознакомление с пословицами и поговорками.

Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

в течение года.

дети и воспитатели подготовительной к школе группы

11

«Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда)

декабрь

воспитанники детского сада воспитатели

12

Консультация: «Скоро в школу» родители подготовительной группы

декабрь

воспитатели

13

Экскурсия детей подготовительной группы в школу №7

январь

Дети,завуч начальных классов, воспитатели

14

Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе»

январь

дети подготовительной группы

15

Познавательный досуг с элементами театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения)

Январь-февраль

дети подготовительной к школе группы

воспитатели музык. работник

16

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы».

февраль

дети подготовительной группы и родители

17

Организовывать консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника». Памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой

В течение года

старший воспитатель

психолог

воспитатели

18

Совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», «Моя будущая школа».

март

Дети, воспитатели

19

Как хорошо, что есть семья!(Семейный праздник для детей подготовительной группы и их родителей).

март

Дети, воспитатели родители

20

Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду».

Апрель-май

Педагоги школы и ДОУ

21

Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

Апрель

психолог

воспитатели

22

Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики; иллюстрации «Все о школе».

Апрель-май

23

Консультация для родителей «Скоро в школу». -Анкетирование родителей.

апрель

педагоги ДОУ

24

День открытых дверей в школе. Показ занятий для учителей начальных классов.

Апрель-май

старший воспитатель

психолог, воспитатели

25

Выступление учителей начальной школы на родительском собрании «Готовимся к школе».

май

Учителя нач.школы, психолог.

26

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства».

май

дети, родители, педагоги детского сада

Результаты проекта:

у детей, родителей, выпускников появится интерес к сотрудничеству, партнерству;

дети научатся выражать свои чувства и понимать чувства других;

они станут более уверенными в себе, научатся преодолевать робость, сопереживать;

адаптационный период у первоклассников будет более благоприятной;

у учителя начальной школы появятся мотивация к взаимодействию с ДОУ.

речь детей станет связной, выразительной, расшириться их словарный запас;

Литература:

1. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; Доскин В. А. под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.

2. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г

3. «Преемственность: так в чем проблема? », Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г

4. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

2017-2018 учебный год

Проект: преемственность в работе детского сада и школы

«Скоро в школу»

Для старших дошкольников с ЗПР

Составитель проекта: учитель - дефектолог Климова Е.В.

Шлиссельбург

Паспорт проекта:

Участники:

- дети старшего возраста с ЗПР;

Воспитатели, учитель-дефектолог;

Учителя и ученики СОШ №1г.Шлиссельбурга

Вид проекта:

Долгосрочный 2017-2018 г.

Образовательный, тематический

Задачи и цели проекта

Проект имеет такие цели:

Формирование желания к обучению в школе;

Объяснение значимости труда школьного учителя;

Обогащение детей с ЗПР знаниями о профессии учителя и о школьном образовании.

В связи с целями можно выделить такие задачи:

Образовательная. У ребенка с ЗПР нужно сформировать и закрепить представления и знания о школе.

Развивающая. Необходимо развить интерес к школе, желание обучаться в ней. Детей знакомят с самой школой, объясняют им школьные понятия (урок, перемена и т. д.), приучают связно общаться.

Воспитательная. Ребенка учат уважать труд учителя, правильно вести себя в школе, воспитывают дисциплину.

Актуальность

Время обучения в детском саду пролетает быстро, малыши быстро растут, и вот уже не за горами первый школьный класс. Поступая в начальную школу, выпускникам ДОУ необходимо приспособиться к новым условиям. Адаптация к школе у всех происходит по-разному: одни с нетерпением ждут первого учебного дня, готовят рюкзаки и принадлежности, другие нервничают по поводу поступления в школу, а третьи вообще не хотят идти учиться.

Каждый ребенок относится к этому по-своему, тем не менее, привыкать к школе придется им всем. Чтобы помочь деткам привыкнуть к школьной жизни, был создан проект о преемственности школы и детского сада.

Введение:

Почему преемственность необходима?

Преемственность позволяет установить связи между смежными звеньями, чтобы в будущем последовательно решать задачи в воспитательно- обучающем процессе детей. Она предполагает передачу в школу детей с подходящим уровнем воспитанности и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.

Чтобы осуществить преемственность между садиком и школой, определяют подходящее содержание и воспитание детей, а также приемы, методы и формы для организации воспитания и обучения.

Чтобы обеспечить детям грамотную и комфортную адаптацию к школе, был создан проект «Преемственность работы детского сада и школы».

Детей нужно подготавливать к школьному обучению.

Насколько ребенок будет хорошо обучаться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.

Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.

Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.

Для более полного осуществления преемственности, которая достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.

Этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Мониторинг

Ознакомление детей с помещениями школы, учителями, учениками, формами и методами работы.

Продуктивная деятельность

Беседы с детьми, о предстоящей деятельности

Организация совместного творческого вечера с элементами театрализации.

Ожидаемые результаты

Анкетирование родителей

Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях обучения в школе. Участие в мастер - классах.

Проведение заключительного мониторинга процесса адаптации детей с ЗПР к школе

Заключение соглашения о совместной деятельности со школой

Формирование представлений детей о школе, как источнике знаний.

Составление совместного плана работы со школой над проектом

Участие детей в открытых занятиях для организации возможности продемонстрировать свои успехи в развитии и постижении программ ДОУ.

Мониторинг №1: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе»

Хочешь ли ты идти в школу?

*Имена детей зашифрованы под номерами.

Обследование идёт по десяти-бальной системе. Баллы складываются.

10 баллов - полный ответ, уверенность в знаниях

9 баллов - полный ответ, неуверенность в знаниях

8 баллов - полный ответ с небольшими недочётами, неуверенность в знаниях

7 баллов - полный ответ с незначительной помощью педагога

6 баллов - полный ответ по наводящим вопросам педагога

5 баллов - отвечает на часть вопроса самостоятельно

4 баллов - отвечает на часть вопросас незначительной помощью педагога

3 баллов - отвечает на часть вопроса по наводящим вопросам педагога

2 баллов - отвечает на часть вопроса, допустив множество ошибок

1 баллов - неверный ответ или отказ от ответа

Результаты мониторинга приведены в диаграммах

Мониторинг №2: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)

Обследование психологической готовности детей к школе

Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.

Опросник «Готовность ребёнка к школе:

Хочешь ли ты идти в школу?

Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь?

Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых.

Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет

Знает ли ребёнок название страны и её столицы.

Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы

Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки

Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели

Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов

Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей

ВЫВОД : в сентябре 2017 года был проведен мониторинг на начало проекта, можно сделать вывод, что среди старших дошкольников с ЗПР есть пробелы в знаниях времена года, названиях месяцев, недели, окружающего мира, виден низкий уровень психологической готовности и мотивации к обучению в школе.

В ноябре 2017 года мы провели промежуточный мониторинг, где мотивация детей к предстоящему обучению в школе существенно повысилась.

Анкетирование родителей: «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель - дефектолог Климова Е.В.)

Хочет ли ваш ребёнок в школу?

Чувствуете ли вы, что Ваш ребёнок психологически готов к школе?

Достаточно ли он самостоятельный?

Развита ли у него волевая сфера?

Готов ли Ваш ребёнок усидчиво заниматься 30 и более минут подряд? (например: собирать конструктор, раскрашивать)

Поддерживаете ли Вы проект по преемственности детского сада и школы и готовы ли помогать педагогам?

Ответы в форме: ДА=3, НЕТ=1, НЕ ЗНАЮ=2

Результаты анкетирования родителей:

ВЫВОД: На основе представленных данных можно с уверенностью сказать, что большинство родителей поддерживают проект по преемственности детского сада и школы и готовы помогать педагогам.

План совместных мероприятий по преемственности детского сада и школы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Золотой ключик» и МБОУ «ШСОШ №1» для детей с ЗПР (гр. «Карамельки») в рамках соглашения о сотрудничестве от 01.09.2017года.

Экскурсия детей ЗПР подготовительной подгруппы «Карамельки» по школе. Рабочее место ученика. (ноябрь)

Организация совместных праздников для учащихся начальной школы и гр. «Карамельки»- «Здравствуйте, дорогие гости» (декабрь)

День открытых дверей в школе. Мастер классы для дошкольников. (январь)

Открытое занятие в подготовительной подгруппе ЗПР (гр. Карамельки) для учителей начальной школы. (апрель)

Основной этап:

Реализация проекта:

Формы преемственных связей

Как можно осуществлять преемственные связи?

Чтобы подготовить детей к обучению, необходимо установить связи и сотрудничество между школой и детским садом. Знакомя дошкольников со школой, можно расширить у них представления о школе, развить желание и интерес учиться там.

Организовать работу с детьми по ФГОС можно разными способами:

Утренники, праздники, мероприятия, музыкально-литературные вечера;

Школьные экскурсии;

Организация выставок поделок и рисунков и т. д.

Связь между детьми с ЗПР и школьниками нужно поддерживать весь год.

Методы:

Игровой метод:

(дидактические игры, инсценировки, подвижные игры).

Словесный метод:

(чтение стихов; беседы;)

Практические методы:

(совместные действия, выполнение поручений)

Наглядный метод:

(показ, наблюдения, рассматривание, использование театров)

Принципы:

В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.

Каких результатов мы ожидаем?

У детей будут сформированы представления о школе (об учениках, учительском труде и т. д.).

Знакомство со школьными принадлежностями: ребенок узнает, для чего нужны и как используются портфель, учебники, пенал, тетради, мел.

Сформированное желание обучаться в школе и стать учеником первого класса.

Появление интереса к обучению, его выражение через самостоятельные игры и рисунки.

Психологическая готовность учиться, соблюдать правила поведения и школьного распорядка, быть ответственным и самостоятельным.

Творческое выражение дошколят при подготовке и проведении общего открытого занятия.

Родители понимают важность психологической подготовки в период дошкольного возраста.

Заключение

Преемственность заложена в природе детского воспитания и обучения. Под ней понимается переход от одной ступени к другой, которая выражена в сохранении и изменении содержания и методов воспитательно-обучающих технологий.

Этот проект был разработан в соответствии с правилами ФГОС, чтобы качественно осуществить преемственность, которая будет достигнута на основе совместной подготовки и деятельности сотрудников ДОУ и учителей начальной школы, организации и использования общего образовательного пространства, методов и форм воспитания и обучения.

Я считаю, что процесс преемственности в обучении дошкольников и качественная подготовка каждого ребёнка необходимы для успешной адаптации детей с ЗПР в школе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155

2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПБ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. -560 С.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №65»

Проект

«Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»

Чита 2016

Паспорт проекта

Наименование

Проект « Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»

Дата принятия решения о разработке и утверждения

Решение совместного круглого стола МБДОУ №65 и СОШ №36 «Преемственность в работе школы и ДОУ над формированием метапредметных УУД» от 18.012016 года

Заказчик

  • Основанием Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155 Введение ФГОС ДО, а именно необходимость сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
  • Запросы и потребности участников образовательных отношений со стороны детского сада и школы.

Разработчики

заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Сивова А.С., воспитатель Боязитова С.И, воспитатель Филатова Т.Ю., логопед Гроцкая Г.Г., муз. руководитель Лужанская Н.А.

Цели

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи

  • скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;
  • создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;
  • разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;
  • обеспечить условия для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ;

Сроки, этапы

1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016

2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017

3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017

Перечень мероприятий

  1. Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных группах с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты, портфолио и самопрезентация, детская проектная деятельность, интегрированные мероприятия «День в стенах школы», ИКТ и др.)
  2. Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм, таких как Родительский клуб «За руку с семьёй», Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника», дни открытых дверей в ДОУ и СОШ и т.д.
  3. Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов ДОУ и СОШ
  4. Создание условий для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности в РППС как предпосылок универсальных учебных действий.

Финансирование

Осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств

Ожидаемые результаты

  • Достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО.
  • Разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая росту школьной адаптации.
  • Существует эффективная модель взаимодействия с социумом, реализующая задачи преемственности ДОУ и СОШ.
  • Усовершенствована совместная деятельность педагогов ОУ.
  • Созданы условия для повышения качества образовательной деятельности посредством развитой материально-технической базы и РППС

Управление

Заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36

Пояснительная записка

Актуальность.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Реализация новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Но гораздо в большей степени успешная адаптация будущего первоклассника зависит от сформированных личностных качеств, навыков конструктивного общения. Иными словами, от развитых предпосылок социализации. Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия двух сред: детской школьной и детской дошкольной. При чём, передача социального опыта от взрослого к ребёнку здесь будет не так важна, как опыт межличностного взаимодействия школьников и дошкольников.

Традиционные формы организации преемственности (взаимные просмотры занятий, экскурсии в школу) не обеспечивают вышеуказанных требований или делают это частично.

В то же время, необходимо создать такую среду для ребёнка, которая представляла бы единое поле развития не только в детском саду, но и в семье.

Таким образом, цель - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Соответственно, задачи:

– скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;

– создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;

– разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;

– обеспечить условия для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ.

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
  • ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
  • ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам
  • ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Поэтому в данном случае мы оцениваем только условия, способствующие достижению целевых ориентиров.

Проект планируется реализовать в период с 1.02.2016 по 1.09.2017

Этапы проекта

1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016. На этом этапе планируется осуществить изучение сложившейся системы организации преемственности школы и детского сада, обнаружить проблемные поля. Подобрать инструментарий для осуществления мероприятий по решению поставленных задач, ознакомить с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности.

2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017. Включает весь перечень мероприятий с детьми школы и детского сада, их родителями и педагогами.

3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017. Определяет проблемы и перспективы данного проекта, степень достижения результата, удовлетворённость участников образовательных отношений.

Этапы проекта предполагают действия и мероприятия по следующим направлениям:

1. Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных группах с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты, портфолио и самопрезентация, детская проектная деятельность, интегрированные мероприятия «День в стенах школы», ИКТ и др.)

2. Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм, таких как Родительский клуб «За руку с семьёй», Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника», дни открытых дверей в ДОУ и СОШ и т.д.

3. Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов ДОУ и СОШ и других

4. Создание условий для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности в РППС как предпосылок универсальных учебных действий.

Данные мероприятия могут осуществляться за счёт бюджетных и внебюджетных средств.

Ожидаемыми результатами проекта предполагается следующее:

– Достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО.

– Разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая росту школьной адаптации.

– Существует эффективная модель взаимодействия с социумом, реализующая задачи преемственности ДОУ и СОШ.

– Усовершенствована совместная деятельность педагогов ОУ.

– Созданы условия для повышения качества образовательной деятельности посредством развитой материально-технической базы и РППС

Контроль за ходом реализации проекта осуществляют: заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36.

Условия реализации проекта.

1. Штат специалистов.

Наличие в штате опытных специалистов (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующая ДОУ, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, воспитатели, учителя начальной школы, медицинская сестра, педагог-психолог, логопед, музыкальные руководители).

2. Материальная база.

Наличие двух зданий – детского сада и школы.

Оборудование: компьютеры стационарные, ноутбуки, мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны и пр. – созданы и реализуются условия для очного и дистанционного взаимодействия педагогов, родителей.

3. Развивающая предметно-пространственная среда.

В групповых организованы физкультурные уголки, уголки уединения, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на развитие личности ребенка. Имеется инструментарий для организации всех мероприятий проекта. В школе: актовый зал, спортивный зал, кабинет информатики, ритмики, музей, библиотека.

4. Здоровьесберегающая среда:

  • соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
  • обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В детском саду поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
  • лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.
  • оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
  • включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, общедвигательного развития, психоэмоциональной сферы.

Новизна проекта заключается в особой интегрированной форме проведения образовательной деятельности с детьми в разновозрастных группах дошкольников и учеников, в которой центр смещён с результата и продукта деятельности на сам процесс.

Приведём пример: дети школы и детского сада участвуют в организации выставки рисунков и поделок: «Я и школа». Для этого не нужно собрать рисунки, нарисованные заранее и разместить на выставке, необходимо организовать совместное рисование с обсуждением детьми смысла и содержания картин, целей такой работы. Когда выставка уже создана, обсуждения проводятся одновременно в разновозрастной группе непосредственно во время совместной экскурсии к созданной галерее картин. В такую группу включается не только первоклассники, что принято традиционно, но и более старшие дети начальной школы. Это необходимо потому, как не у всех учеников 1 класса школьная адаптация проходит успешно. Это означает, что они не могут в достаточной мере передавать свой социальный опыт дошкольникам, а сами нуждаются в поддержке и сопровождении. Вместе с тем, по уровню развития дети из первых классов близки воспитанникам детского сада, поэтому в работу включаются и они, и более старшие дети начальной школы.

Также, от большинства подобных проектов, данный проект отличается тем, что вся образовательная деятельность с детьми имеет отражение в системе работы с родителями воспитанников детского сада и первых классов. Так, продолжая пример с выставкой, можно сказать, что с родителями не просто проводится беседа с просьбой принести рисунки – им необходимо присутствовать при создании картин, обсуждать их назначение, помогать детям эстетично разместить рисунки на выставке и показывать детям пример общения со старшими детьми начальной школы, педагогами.

В результате такой работы формируется коммуникативное пространство для участников образовательной деятельности. При этом мы не только готовим к школе воспитанников детского сада, но и детей и педагогов начальной школы их принять.

Таким образом, реализуется главный принцип развития детей – принцип деятельностного подхода, позволяющего не только познакомиться, посмотреть со стороны на школу, но и окунуться в её социальную среду (учить общаться, находить новых друзей, постигать смысл совместной работы и т.д.)

В настоящее время проект находится на подготовительном этапе: совместно с учителями начальной школы осуществляется поиск приемлемых форм организации образовательной деятельности, ведётся просветительская работа с родителями. Так же были апробированы некоторые новые формы работы с детьми: силами учеников начальной школы был показан спектакль для дошкольников, после которого была организована совместная творческая гостиная для всех детей. Также были проведены спортивные соревнования между школьниками и дошкольниками, в. которых приняли участие нетрадиционные смешанные команды, в каждой из которых были и дошкольники, и первоклассники. Так детям удалось получить массу положительных эмоций от совместного общения, учиться достигать общую цель. Разработка мероприятий основного этапа ведётся таким образом, чтобы охватить все виды детской деятельности и образовательные области согласно ФГОС. По окончании реализации проекта будет создана методическая база (литература, планы и разработки мероприятий, конспекты консультаций, практикумов, образовательной деятельности с детьми и др.), наработан новый опыт по организации преемственности ДОУ и СОШ. Всё это будет представлено педагогической общественности в рамках методического совета «Педагогический поиск» в 2017 году.

По результатам проекта планируется осуществить сравнительный мониторинг. Все мероприятия будут задействовать только одну из двух подготовительных групп. Вторая же остаётся контрольной, в ней мероприятия по преемственности организуются традиционно. На аналитическом этапе следует сравнить результаты школьной адаптации у детей этих групп.

Перечень основных мероприятий

Сроки

мероприятие

ответственные

сроки

Подготовительная работа

Изучение литературы и интернет-ресурсов, анализ сходных проектов и программ

февраль - март 2016

Разработка и заполнение индивидуальных карт развития ребёнка, в которых прослеживаются предпосылки формирования УУД

Февраль - май 2016

Составление плана мероприятий на основном этапе

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ

март-апрель 2016

Просветительская деятельность с родителями дошкольников и учеников начальной школы

Педагоги ДОУ и СОШ

февраль – август 2016

Разработка и корректировка конспектов конкретных мероприятий

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги

Разработка инструментария для проведения сравнительного мониторинга

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ

февраль-сентябрь 2016

Образовательная деятельность с детьми

Цикл экскурсий в школу дошкольников с детьми-волонтёрами из начальной школы

педагоги ДОУ и СОШ

сентябрь-ноябрь 2016

Логовикторина по сказкам для смешанных команд ДОУ И СОШ в школьном музее/библиотеке

логопеды ДОУ и СОШ, библиотекарь

октябрь 2016

Творческие гостиные: «В гостях у дошколят» , «День в стенах школы»- знакомство и взаимодействие дошкольников и их родителей с учителями и учениками начальной школы;

декабрь 2016

Цикл тренингов «Вот такая школа!» - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, отработка конструктивного общения в разновозрастных группах на базе СОШ

психологи ДОУ и СОШ

Выставка рисунков и поделок «Я и школа» - создание поля для общения и достижения общей цели у детей ДОУ, СОШ, их родителей

родители и педагоги ДОУ и СОШ

январь 2017

Неделя «Я талантлив!» - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада

родители и педагоги ДОУ и СОШ

сентябрь 2016

Совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников (не менее пяти)

педагоги и узкие специалисты ДОУ и СОШ

Спектакли «Дюймовочка», «Теремок на новый лад» и др. участие в театрализованной деятельности и творческие вечера детей ДОУ, СОШ, их родителей;

родители и педагоги ДОУ и СОШ

февраль – май 2017

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

педагоги СОШ

январь – август 2017

Месяц проектов - совместная познавательно-исследовательская деятельность первоклассников и воспитанников ДОУ

зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги

Создание единой системы сопровождения семьи

«Родительский клуб» за руку с семьёй с участием родителей первоклассников

педагоги ДОУ и СОШ

Акция «Письма из школы» - пожелания и рекомендации от родителей учеников начальной школы родителям дошкольников.

родители учеников СОШ, педагоги СОШ

Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника»

родители детей подготовительных к школе групп, педагоги ДОУ

ежемесячно

Участие родителей во всех мероприятиях с детьми

педагоги ДОУ и СОШ

в течение реализации проекта

Родительская конференция с педагогами ДОУ и школы;

родители, педагоги ДОУ и СОШ

январь 2017

Дискуссионная встреча родителей дошкольников и первоклассников с узкими специалистами

узкие специалисты ДОУ И СОШ

февраль 2017

Индивидуальные консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

педагоги ДОУ и СОШ

по запросу

дни открытых дверей в ДОУ и СОШ

педагоги ДОУ И СОШ

март 2017

анкетирование, тестирование родителей «Родительская «готовность» к школе»

психологи ДОУ и СОШ

образовательно - игровые и психологические тренинги и практикумы для родителей

узкие специалисты ДОУ и СОШ

Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ

Семинар-практикум «Преемственность ДОУ и СОШ в условиях реализации ФГОС» с темами:

Педагогическая диагностика как инструмент планирования образовательной деятельности (ОД)

ОД в разновозрастных группах

Формирование УУД (4 мероприятия с отработкой практических методов и форм работы с детьми в соответствии с классификацией УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные)

Компетентный родитель – условие успешной адаптации ребёнка к школе

Сотрудничество с узкими специалистами в рамках организации преемственности ДОУ и СОШ

Открытые просмотры ОД в ДОУ, с привлечением ассистентов-родителей

Открытые просмотры уроков в СОШ с привлечением ассистентов родителей

Организация совместной культурно-досуговой деятельности с детьми и родителями

Обеспечение преемственности учебно-методических комплектов за счёт части ООП, формируемой сотрудниками организации

Участие во всех мероприятиях проекта

в ходе реализации проекта

Аналитическая деятельность

Сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации

зам. зав. по ВМР ДОУ и зам. дир. по УВР СОШ

октябрь 2017

Изучение итогов анкетирования родителей

май 2017

Название

Ответственные

Сентябрь

Спортивные соревнования между детьми подготовительных групп и первоклассниками

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


Татьяна Егорова
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год . Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким , учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

При поступлении в школу , важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником , когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью . Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы . Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том , что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу , ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы .

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации : долгосрочный

По целевой установке : образовательный

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы ;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы ;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования .

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-выработать единую стратегию в работе с родителями ;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

Создание развивающей среды в группах :

- «Уголок школьника » ;

Уголок «Читаем сами» ;

Уголки для игр «в школу » ;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка : обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни , школьниках , их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей» . Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе . Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами , с работниками школы . Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма.

Встречи с выпускниками и учителями :

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём » ;

Проведение выпускного утренника в детском саду ;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта :

Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ ЦРР – Детский сад №7 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 2»

№ Мероприятие Участники Сроки проведения

1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы , старший воспитатель детского сада

сентябрь

2. Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка » завуч начальных классов , старший воспитатель

сентябрь-октябрь

Проведение праздника «День Знаний» дети старшей и подготовительной к школе групп , педагоги детского сада

4. Оформление уголков в группе для игры «Школа » дети и родители сентябрь

5. Подборка книг о школе . Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников октябрь

6. Организация в методическом кабинете выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе »

педагоги, родители воспитанников

7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь

8. Педагогический совет «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ

9. Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы ноябрь

10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы , воспитатели

11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь

12. Концерт для

дошкольников учащиеся школы ноябрь

(в дни школьных каникул )

13. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу » администрация, учитель начальной школы , родители воспитанников

14. Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности, «Зачем учиться в школе дети и воспитатели подготовительной к школе группы

в течение года

15. Познавательный досуг с элементами кукольного театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) дети подготовительной к школе группы

16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети , воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь

17. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе » дети подготовительной группы декабрь

18. Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе » старший воспитатель, воспитатели

19. «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда) школьники -выпускники ДОУ и воспитанники детского сада

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы» дети подготовительной группы, первоклассники и родители

21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

22. Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду ».

педагоги ДОУ и школы

23. Консультация : «Скоро в школу » родители подготовительной группы

24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители

25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети , родители, педагоги детского сада апрель

26. День открытых дверей в школе . Выступление детей на родительском собрании в школе «Скоро в школу мы пойдем » педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Собеседование с завучем начальных классов . Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы

28. Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники » ; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики ; иллюстрации «Все о школе »

дети, родители, педагоги детского сада

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства » дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы )

Литература :

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности » , Р. Стеркина, «Обруч» , №1, 1997г.

4. «Преемственность : так в чем проблема?» , Е. Сербина, «Обруч» , №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»,- О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ , школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Подробности

Аннотация: в статье обосновывается актуальность развития у обучающихся проектной компетентности (проектных умений), особо указывается на необходимость проявления школьниками достаточной степени самостоятельности в работе над проектами; автор подчеркивает необходимость формирования готовности учащихся к самостоятельной проектной деятельности путем создания в образовательном учреждении системы проектного обучения, построенной на принципах преемственности;

Ключевые слова: проект, метод проектов, проектная деятельность, технология учебного проектирования, система проектного обучения, проектная компетентность, компетенция решения проблем, преемственность, учитель проектного обучения.

Проектируй свое будущее. Проектируй свою образовательную траекторию. Вы ведь видели такие слоганы? Проектная компетентность или компетенция решения проблем является очень востребованной в современном мире. При столкновении с проблемой человек должен уметь находить пути ее разрешения. Но для того, чтобы эта компетенция сформировалась, у учащихся должны быть сформированы проектные умения, и должен быть опыт проектной деятельности. Проектные умения учащихся должны развиваться от одного выполненного проекта к другому.

Небольшой экскурс в историю. Метод проектов появился в отечественной и зарубежной практике в начале 20 века. Он возник тогда, когда появилась потребность сделать образование более практико-ориентированным, повысить познавательные интересы учащихся. Еще Н.К. Крупская в своей статье «Метод проектов» называла его «методом увязки теории с практикой, системой учебно-воспитательной работы, развивающей инициативу школьников, приучающая к плановой работе, дающей умение взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, наблюдать, проверять себя в ходе работы..». Приведем интересный факт. Д. Дьюи, основоположник метода проектов, считал, что новые методы обучения будут готовить учащихся к жизни в обществе свободного предпринимательства, а Н.К. Крупская – к жизни в социалистическом обществе. Как образовательная технология метод проектов после длительного периода забвения вернулся в образовательную практику нашей страны в конце 80 годов вместе с международными телекоммуникационными проектами. Я начала участвовать в таких проектах в 1993 году. Для нас и учащихся тогда главным в проектах этого периода было освоение новых компьютерных и коммуникационных технологий. Язык международного общения – английский. Мотивация к изучению иностранного языка тоже была высокая. Быстро осваивали язык те, кто владел им слабо. Я поддерживаю связь с моими бывшими учениками, участниками международных проектов. Многие из них стали специалистами в области IT-технологий и английский язык они активно используют.

Особенностью таких проектов была групповая работа в разновозрастных коллективах. Она показала свою продуктивность. При наличии мотивации младшие быстро учились у старших. Проекты были в основном социальными, экологическими, межпредметными. Но уже к середине 90-х появилось большое количество телекоммуникационных международных предметных проектов – математика, биология, физика, география. На первых план выдвигалось получение предметных приращений, повышение мотивации к изучению предмета. И хотя дети работали в группах, планировали свою работу, это было как бы второстепенным.

И вот это второстепенное понемногу выдвинулось на первый план. Проектная деятельность учащихся обеспечивает формирование проектных умений учащихся, умений группового взаимодействия, презентативных и рефлексивных умений. Проектная и исследовательская деятельность учащихся является эффективным средством формирования универсальных учебных действий учащихся. Но это при одном большом условии. Учащиеся должны самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

Хочу поговорить о наболевшем. Я несколько раз была в жюри конкурсов ученических проектов разного уровня: от окружных до всероссийских. И проблема одна. Недостаточная самостоятельность ученических проектов. Особенно ярко это прослеживается на конкурсах проектов в начальной школе. Я понимаю, что учителя часто поставлены в ситуацию, когда им очень важны призеры конкурсов. Это дополнительные баллы, реальная прибавка к зарплате. А организаторы конкурсов часто и не задумываются о том, что главным требованием к ученическому проекту должна быть степень самостоятельности работы. И критерии оценки проектных работ часто не учитывают возраст учащихся. Маленький участник конкурса даже выговорить не может того, что написано в его работе. В приложении к работе содержатся графики и диаграммы, между тем ученик даже не знает, что такое проценты. На вопрос, в какой компьютерной программе выполнялась та или иная работа, в лучшем случае получаешь ответ: «А это мой папа делал». На одном из таких конкурсов я задала прямой вопрос учителю, который руководил проектом: «Почему в работе ученика так много того, что делал учитель или родители. И получила вот такой ответ: «А администрация нашего образовательного учреждения приветствует, когда, проект учащиеся выполняют вместе с родителями». Так ведь «вместе» не значит «вместо». В некоторых школах учителя уже на родительском собрании в начале учебного года выбирают с родителями темы проектных работ учащихся и обсуждают работу. Учащиеся только готовят представление работы, то есть разучивают написанный для них текст, который они будут произносить под подготовленную взрослыми презентацию. Чему мы учим детей? Лукавить и приспосабливаться. Ради справедливости хочу заметить. Несколько лет назад на конкурсе «Шаг в будущее» выступал с докладом второклассник. Он предложил способ создания аэростата из пластиковых мешков для мусора. Очень интересная работа получилась. Родители говорили, что он им с 4 лет покоя не давал вопросами о строении Вселенной, читал, рисовал схемы. Но это, к сожалению, исключение.

Учителя, руководители проектных работ учащихся, часто сами недостаточно компетентны. Многие не понимают, чем проектная работа отличается от исследования, не различают проект и обычную реферативную работу.

Вторая проблема заключается в том, что в конкурсах участвуют не все учащиеся, в то время как сформированные проектные умения нужны всем.

Младшие школьники еще не готовы к самостоятельному проектированию. Задачи начальной школы – формировать готовность учащихся к самостоятельной проектной деятельности. Необходимо учить детей сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно формулировать проблему и цель для проектирования, формулировать ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. Если проект групповой, учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, распределять работу, договариваться. И только обладая сформированными проектными умениями хотя бы минимального уровня сложности, учащиеся смогут самостоятельно принимать участие в различных проектах. В школе необходимо создать такие условия, чтобы от одного выполненного проекта к другому проектные умения развивались. Портфолио или, как это звучит в образовательных стандартах, портфель учащегося должен содержать не только и не столько грамоты и дипломы, а темы проектов, с их целями и задачами, проектными умениями, которые развивались у ученика и перечнем той самостоятельной работы, которую он выполнил.

Но обычному учителю трудно решить все эти задачи. Он сам должен овладеть технологией учебного проектирования. Получается, что, во-первых, дошкольников и детей младших классов необходимо готовить к самостоятельной проектной деятельности. Во-вторых, учителю для использования технологии учебного проектирования необходима подготовка.

Только системная работа в образовательном учреждении поможет решить эту задачу. А для этого нужна система проектного обучения в образовательном учреждении, построенная на принципах преемственности. Вот о принципах создания такой системы остановимся дальше. Пахомова Н.Ю. определяет проектное обучение следующим образом: «Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию» . Основными составляющими этой системы будут: пропедевтика в дошкольном учреждении, формирование и развитие проектных умений (готовность к самостоятельной проектной деятельности в начальной школе), дальнейшее формирование и развитие проектных умений в основной и средней школе. Важной составляющей также является предоставление каждому учащемуся возможности приобрести опыт проектной деятельности. Рассмотрим основные задачи проектного обучения на различных ступенях образования: в дошкольном учреждении, начальной и основной школе.

Цель проектного обучения в дошкольном учреждении (ДОУ) – пропедевтика проектных умений. Непосредственная образовательная деятельность в детском саду должна формировать представления у детей о понятиях проектной деятельности (план, проблема, цель, результат и т.д.) и представление о проектных умениях.

В начальной школе нужно готовить детей к самостоятельному проектированию. «Именно в начальной школе важно сформировать фундамент готовности к проектной деятельности, означающий, прежде всего, сформированность проектных умений» . Для решения этой задачи отлично зарекомендовал себя курс «Проектная деятельность» для 2-4 классов (авторы Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В.). «К осваиваемому содержанию здесь относятся: проектные умения, цепочка проектных действий, технология проектирования, презентативные умения, метапредметные умения, универсальные учебные действия (УУД), понятия проектирования и презентации в целостном учебном проекте минимального уровня сложности» . В курсе дети учатся сначала с помощью учителя, а потом самостоятельно формулировать проблему, цель проектирования и ожидаемый результат, планировать свою работу, представлять ход и результат своей деятельности. В групповом проекте учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять работу.

В основной и средней школе развитие проектных умений продолжается на предметных проектных уроках и во внеурочной проектной деятельности. Необходимо системно формировать и развивать проектные умения учащихся, обеспечивая опыт проектной деятельности. Цепочка выполненных учащимся проектов должна строиться по принципу от простого к сложному. Так мы осуществим подготовку учащегося к самостоятельному выполнению индивидуального проекта в средней школе, что является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Но учитель может быть не готов к решению всех этих задач. Он сам должен овладеть технологией учебного проектирования. В этом ему может помочь активно работающее в ряде школ методическое объединение проектного обучения, включающее воспитателей, учителей начальной и основной школы. Основной целью объединения является выстраивание системы проектного обучения в образовательном учреждении как сквозной непрерывной подготовки учащегося к использованию проектной деятельности в различных образовательных ситуациях, а также использованию проектирования для решения различных проблем: личных, профессиональных и социальных, а также для самообучения в течение всей жизни. Методическое объединение поможет начинающим учителям проектного обучения, даст возможность транслировать свой опыт тем, кто владеет теорией и практикой учебного проектирования и решит много других насущных проблем.

В заключении хочу отметить, что существует Атлас новых профессий , над созданием которого работали лучшие эксперты страны. Профессии, начинающиеся со слов «проектировщик» и «проектант», встречаются там очень часто в самых разных отраслях: медицине, строительстве, авиации, энергетике, транспорте и т.д. В образовательной области указывается такая профессия, как учитель проектного обучения. Нам всем нужно стремиться к тому, чтобы и работники образования, и ученики соответствовали новым вызовам времени.

Список литературы:

  1. Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение. Публикации разных лет. Дайджест. (Текст] / Н. Ю. Пахомова / Ред.-составитель Касатова С.В. / Под ред. Н. Ю. Пахомовой – г. Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», – 2015. – 144 с.
  2. Коммунистическое Просвещение» № 9, 1923 статья Крупской «Методпроектов»), http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KRUPSKAYA _Nadejda_Konstantinovna/_Krupskaya_N.K..html (дата обращения: 03.03.2016).
  3. Пахомова, Н. Ю. Оценивание успешности учащихся в проектной деятельности. Методическое пособие и электронный дневник наблюдений на СD-диске. (Текст] + (Электронный ресурс] /Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, Е.В. Кузьмина / Под ред. Н.Ю. Пахомовой – г. Дзержинский, ДМУП «Информационный центр», 2014. – 40 с.
  4. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / 3-е изд., исп. и доп. (Текст] + (Электронный ресурс] / Н. Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, С.В. Касатова – г. Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", 2012. - 52 с.
  5. http://atlas100.ru/ (дата обращения: 03.03.2016).
//

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы