Про деток, от рождения до школы

Рассказ “Чистый понедельник” входит в цикл рассказов Бунина “Темные аллеи”. Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении.
Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных.
Рассказ “Чистый понедельник” содержит важную

Мысль, что душа человека – тайна, а женская – особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье – если найдет.
Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: “.гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, – оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие”. Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории “странной любви” двух людей, пути которых трагически разошлись.
Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.
Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском “капустнике” в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно.
В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова “Огненный ангел”, посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.
Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце – трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее.
Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года “долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться – равнодушно, безнадежно.”. Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, “и все плакал, плакал.”. Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.
Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

  1. ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ – героиня рассказа И. А.Бунина “Легкое дыхание” (1916). Рассказ основан на материале газетной хроники: офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии Бунин уловил образ абсолютно естественной и...
  2. Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих во всем многообразии проявлений. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие...
  3. И. А. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм человеческого существования, насыщенность повествования деталями. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной...
  4. Ван Алексеевич Бунин тонкий лирик, способный передать любые оттенки душевного состояния. Почти все произведения его посвящены любви. Цикл Темные аллеи является как бы альбомом, в котором собраны скорее не рассказы,...
  5. Человеческое общество изменяется вместе с ходом истории. Под шорох календарных страниц происходят смены политического и социального строя, научные и технические революции, непрерывно развивается общество и человек. Однако существуют в мире...
  6. Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы. Он был признанным классиком отечественной литературы, а также стал первым в России Нобелевским лауреатом. Все рассказы, написанные с...
  7. В. Брюсов, оценив раннюю пейзажную лирику Ив. Бунина, обронил несправедливое: “Совсем слабы все стихи, где Бунин порой хочет морализовать или, еще того хуже, философствовать”. И по сей день этот период...
  8. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих...
  9. Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель, прославившийся и как писатель-прозаик, и как поэт, входивший в прекрасную плеяду поэтов “серебряного века”. Становление Бунина-прозаика на рубеже ХХ-ХХ веков проявлялось в расширении...
  10. Эти два текста И. А.Бунина очень близки между собой по теме, настроению и объединены общей мыслью о счастье, которое всегда рядом с нами, но которого мы, к сожалению, не замечаем....
  11. Образ России – один из центральных в прозаическом и поэтическом творчестве И. А. Бунина. Он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Эта...
  12. Иван Алексеевич Бунин, прекрасный писатель, последний русский классик, представитель уходящей дворянской культуры, в своих произведениях запечатлел жизнь России конца XIX – начала XX века. Бунину были особенно дороги те черты...
  13. Обратимся к “Чистому понедельнику”, написанному 12 мая 1944 года, когда Иван Алексеевич Бунин находился в эмиграции. Именно там, за границей, уже в преклонном возрасте, он создал цикл “Темные аллеи”, куда...
  14. Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. В детстве учился в гимназии, занимался живописью, но по обстоятельствам закончил всего четыре Класса. Позже великие писатели, чьим младшим современником...
  15. В своем рассказе “Господин.” И. А.Бунин критикует буржуазную действительность. Все потому, что у богатых людей нет определенной цели, к которой они стремятся, кроме как к обогащению. Роскошь – вот в...
  16. В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе....
  17. Я с захватом прочитала роман И. О. Бунина “Жизнь Арсеньева”, книгу, которую писатель создавал одиннадцать лет, я воспринимала как живой организм. Действительно, Бунин оставил следует на земле, так как жанр...
  18. В основе сюжета рассказа И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” – судьба главного героя – “господина из Сан-Франциско “. Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает на...

Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г.

В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть на Земле, - рас­сказ «Чистый понедельник». Об этом своем рассказе Бунин говорил так: «Благодарю Бога, что Он дал мне написать, Чистый понедельник»».

В рассказе «Чистый понедельник» особенно ярко проявились психо­логизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

«Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фо­нарях, тепло освещались витрины магазинов - и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь, гуще и бодрей не­слись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трам­ваи, - в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зе­леные звезды - оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чер­неющие прохожие…» - именно такими словами автор начинает свое по­вествование, перенося читателя в старую Москву начала XX века. Писатель с величайшей подробностью, не упуская из вида ни малейшей детали, вос­производит все приметы этой эпохи. И уже с первых строк рассказу при­дает особое звучание постоянное упоминание о деталях глубокой древно­сти: о древних московских храмах, монастырях, иконах (храм Христа Спасителя, Иверская церковь, Марфо-Мариинская обитель, икона Богоро­дицы Троеручницы), об именах выдающихся личностей. Но рядом с этой древностью, вечностью мы замечаем приметы более позднего быта: извест­ные и доступные наиболее состоятельным слоям граждан рестораны «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь», «Яр»; книги современных авторов; «Мотла» Эртеля и Чехова… Судя по тому, как разворачивается действие в рассказе, мы можем судить о том, что прошлое для героев - предельно понятно, настоящее - смутно, будущее же абсолютно неясно.

В рассказе два героя: он и она, мужчина и женщина. Мужчина, по сло­вам писателя, здоров, богат, молод и красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив». Но самое главное - герой влюб­лен, влюблен настолько, что готов исполнять любые прихоти героини, лишь бы не потерять ее. Но, к сожалению, он не может и не пытается понять, что творится в душе его возлюбленной: он «старался и не думать, не додумы­вать». Женщина же изображается таинственной, загадочной. Она загадоч­на, как загадочна вообще душа русской женщины с ее одухотворенностью, преданностью, самоотверженностью, самоотречением… Сам герой признает­ся: «Она была загадочна, странна для меня». Вся ее жизнь соткана из не­объяснимых противоречий, метаний. «Похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за горо­дом», - повествует рассказчик, но тут же добавляет: «Хотя все-таки цве­ты были у нее любимые и нелюбимые, все книги… она всегда прочитыва­ла, шоколада съедала за день целую коробку, за обедами и ужинами ела не меньше меня…» Выезжая куда-либо, она чаще всего не знала, куда отправится потом, чем займется, словом, не знает, с кем, как и где проведет время.

Писатель довольно полно повествует нам о ее происхождении, о ее ны­нешних занятиях. Но в описании быта героини Бунин очень часто исполь­зует неопределенные наречия (над ее диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого»).

Все поступки женщины стихийны, иррациональны и одновременно как будто спланированы. В ночь на Чистый понедельник она отдается ге­рою, зная, что на утро уйдет в монастырь, но окончателен ли этот уход, также неясно. На протяжении всего рассказа автор показывает, что героиня не чув­ствует себя комфортно нигде, она не верит в существование простого зем­ного счастья. «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - наду­лось, а вытащишь - ничего нету», - цитирует она Платона Каратаева.

Душевные порывы героев «Чистого понедельника» зачастую не под­даются логическому объяснению. Создается впечатление будто и мужчи­на, и женщина не властны над собой, не способны контролировать свои чувства.
В центре повествования - события в Прощеное воскресенье и Чис­тый понедельник. Прощеное воскресенье - религиозный праздник, почи­таемый всеми верующими людьми. Они просят друг у друга прощения и прощают близких своих. Для героини это совершенно особый день, не только день прощения, но и день прощания с мирской жизнью. Чистый понедель­ник - первый день поста, в который человек очищается от всякой сквер­ны, когда веселье масленицы сменяется самосозерцанием. Этот день стано­вится переломным в жизни героя. Пройдя через страдания, связанные с потерей любимой, герой испытывает на себе влияние окружающих сил и осознает все то, чего не замечал раньше, будучи ослепленным любовью к героине. Через два года мужчина, вспоминая события давно ушедших дней, повторит маршрут их давней совместной поездки, и ему «почему-то» очень захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители. Какие неведомые силы влекут его навстречу возлюбленной? Стремится ли он к тому духов­ному миру, в который уходит она? Мы не знаем этого, автор не приоткры­вает для нас завесу тайны. Он лишь показывает нам смирение в душе ге­роя, их последняя встреча завершается его смиренным уходом, а не про­буждением в нем прежних страстей.

Будущее героев неясно. Помимо всего писатель нигде даже прямо не указывает, что встреченная мужчиной монахиня - его бывшая возлюб­ленная. Лишь одна деталь - темные глаза - напоминают облик героини. Примечательно, что героиня уходит в Марфо-Мариинскую обитель. Эта оби­тель - не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну. И это служение в храме Покрова Богоматери, может быть, является для героини «Чистого поне­дельника» духовным прозрением, ведь именно Непорочное Сердце Бого­родицы предостерегало мир от войны, смертей, крови, сиротства…

    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”. Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с […]
    • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
    • Александр Блок жил и творил на рубеже веков. Его творчество отражало всю трагичность времени, времени подготовки и осуществления революции. Главной темой его дореволюцион ных стихов была возвышенная, неземная любовь к Прекрасной Даме. Но наступала переломная эпоха в истории страны. Рушился старый, привычный мир. И душа поэта не могла не отозваться на это крушение. Прежде всего этого требовала действительность. Многим тогда казалось, что уже никогда в искусстве не будет востребована чистая лирика. Многих поэтов и […]
    • Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть бра­тоубийственными. Таков по сути характер любой войны, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской вой­ны как национальной […]
    • Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шершеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
  • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении.

    Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных.

    Рассказ «Чистый понедельник» содержит важную мысль, что душа человека — тайна, а женская — особенно. И о том, что каждый человек ищет свой путь в жизни, часто сомневаясь, делая ошибки, и счастье — если найдет.

    Бунин начинает свой рассказ с описания серого зимнего дня в Москве. К вечеру жизнь в городе оживлялась, жители освобождались от дневных забот: «…гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, — в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов красные звезды, — оживленнее спешили по тротуарам чернеющие прохожие». Пейзаж подготавливает читателя к восприятию истории «странной любви» двух людей, пути которых трагически разошлись.

    Рассказ потрясает искренностью в описании большой любви героя к своей возлюбленной. Перед нами своеобразная исповедь мужчины, попытка вспомнить давние события и понять, что же тогда произошло. Почему женщина, говорившая, что кроме отца и него у нее никого нет, без объяснений оставила его. Герой, от лица которого ведется рассказ, вызывает симпатию и сочувствие. Он умен, красив, весел, говорлив, безумно любит героиню, готов на все ради нее. Писатель последовательно воссоздает историю их взаимоотношений.

    Образ героини окутан таинственностью. Герой с обожанием вспоминает каждую черточку ее лица, волосы, платья, всю ее южную красоту. Недаром на актерском «капустнике» в Художественном театре знаменитый Качалов восторженно называет героиню Шамаханской царицей. Они были прекрасной парой, оба красивые, богатые, здоровые. Внешне героиня ведет себя вполне нормально. Принимает ухаживания возлюбленного, цветы, подарки, ездит с ним в театры, на концерты, в рестораны, но внутренний мир ее закрыт для героя. Она немногословна, но иногда высказывает мнения, которых ее друг не ждет от нее. Он почти ничего не знает о ее жизни. С удивлением герой узнает, что его возлюбленная часто посещает храмы, много знает о службах в них. В то же время говорит, что она не религиозна, а в храмах ее восхищают песнопения, обряды, торжественная духовность, какой-то тайный смысл, которого нет в суетной городской жизни. Героиня замечает, как пылает от любви ее друг, но сама не может ответить ему тем же. По ее мнению, в жены она тоже не годится. В ее словах часто проскакивают намеки на монастыри, куда можно уйти, но герой не воспринимает это серьезно.

    В рассказе Бунин погружает читателя в атмосферу дореволюционной Москвы. Он перечисляет многочисленные храмы и монастыри столицы, вместе с героиней восхищается текстами древних летописей. Здесь же даны воспоминания и рассуждения о современной культуре: Художественный театр, вечер поэзии А. Белого, мнение о романе Брюсова «Огненный ангел», посещение могилы Чехова. Множество разнородных, иногда несовместимых явлений составляют канву жизни героев.

    Постепенно тон рассказа становится все более грустным, а в конце — трагическим. Героиня приняла решение расстаться с любящим ее мужчиной, уехать из Москвы. Она благодарна ему за настоящую любовь к ней, поэтому устраивает прощание и позже присылает ему последнее письмо с просьбой не искать ее. Материал с сайта

    Герой не может поверить в реальность происходящего. Не в силах забыть любимую, он два последующих года «долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно…». Но все равно в один из похожих зимних дней он ездил по тем улицам, где они бывали вдвоем, «и все плакал, плакал…». Повинуясь какому-то чувству, герой заходит в Марфо-Мариинскую обитель и в толпе монахинь видит одну из них с глубокими черными глазами, смотрящую куда-то в темноту. Герою показалось, что смотрит она на него.

    Бунин ничего не объясняет. Была ли это действительно возлюбленная героя, остается загадкой. Но ясно одно: была великая любовь, сначала осветившая, а потом перевернувшая жизнь человека.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • психологизм в прозах м твена
    • сочинение на тему психологизм бунинской прозы
    • чистый понедельник тайный психологизм
    • психологизм бунинской прозы
    • психологизм бунина

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Карпекина Татьяна Валентиновна. Развитие представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX-XX веков в 11 классе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Карпекина Татьяна Валентиновна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 195 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/218

    Введение

    ГЛАВА I: Теоретические основы формирования и развития представлений о психологизме художественной литературы в старшей школе

    1.1. Психологизм в художественном произведении 11

    1.2. Понятие «психологизм» в школьных программах и учебной литературе 37

    1.3. Психолого-педагогические основы развития представлений о психологизме у старшеклассников 63

    Выводы по 1-й главе 93

    ГЛАВА II: Методика работы с учащимися 11 классов по развитию представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX - XX веков

    2.1. Поэтапное развитие представлений о психологизме при изучении русской прозы рубежа XIX - XX веков 98

    2.2. Изучение психологизма А. И. Куприна: традиции и новаторство 105

    2.3. Анализ индивидуальных форм психологизма И. А. Бунина... 127

    2.4. Рассмотрение проблемы самостояния в раннем творчестве М.Горького и Л. Андреева 142

    Выводы по 2-й главе 173

    Заключение 176

    Библиография 1

    Понятие «психологизм» в школьных программах и учебной литературе

    Для психологического стиля, по Есину, характерна ведущая роль прямой формы, остальные - вспомогательные. Он подчеркивает, что в психологическом стиле все средства предметной изобразительности так или иначе служат целям психологического анализа, поэтому, например, в гоголевской сатире нет места психологизму.

    Интересную точку зрения на психологизм предлагает Е. А. Михеичева. Полагая, что данное понятие охватывает три аспекта художественного произведения: содержательный, формальный и функциональный, она определяет психологизм как «художественное выражение авторского сознания через психику героя с учетом уровня сознания читателя и с целью воздействия на него» . Таким образом, психологизм, в понимании Е. А. Михеичевой, есть трехкомпонентная сущность, содержательный план которой составляет сознание автора, план выражения - психика героев, функциональный план - сознание читателя. Однако, принимая во внимание сложный характер отношений содержания и формы в литературном произведении, данное определение представляется небесспорным. Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А. Н. Николюкина, суммируя мнения А. П. Скафтымова, И. В. Страхова, В. В. Компанееца, А. Б. Есина, Л. Я. Гинзбург, дает следующее определение этому понятию: «Психологизм в литературе (греч. psyche - душа; logos - понятие) -глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения» .

    Психологизм как стилеобразующий принцип наиболее ярко и полно был воплощен в творчестве писателей - психологов XIX века.

    Как подчеркивает У. Р. Фохт, «психологизм Пушкина, Гоголя, Лермонтова отличается от психологизма романтиков тем, что он стал объектом изучения, а не формой самовыражения писателей» . Именно в творчестве этих писателей романтическая личность обрастала плотью и кровью, становилась типической: «лишний человек», «маленький человек», «мертвые души». Выдвинутая в ряде произведений на первый план задача -«заглянуть в душу человека» стала основополагающей для писателей П-й половины XIX века.

    Наивысшего расцвета художественный психологизм в литературе этого периода достиг в творчестве Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Но к изображению сложности человека, в силу своей творческой индивидуальности, мировоззренческих различий, они подошли с разных сторон. Главной задачей психологического анализа Л. Н. Толстого было выявить нравственную доминанту в процессе постоянно меняющейся картины духовной жизни героев, основной стилеобразующий принцип его психологического повествования - «диалектика души», т.е. постоянное изображение внутреннего мира героев в движении, в развитии. Но нравственная доминанта героев Толстого такова, что не позволяет углубляться в «гадкое», «противуестественное» . Особенность психологизма И. С. Тургенева состоит в его ненавязчивости, незаметности - то, что в литературоведении принято называть «тайным психологизмом» Тургенева. Он ставил своей художественной задачей не столько объяснить, растолковать существо психологических процессов, сколько воссоздать душевное состояние предельно отчетливо, внятно. Эмоциональной стороне психологической жизни Тургенев уделяет большее внимание, потому что именно в том, что не зависит или не вполне зависит от рассудочного контроля, человек проявляет свои глубинные, сущностные черты характера. По сравнению с Толстым и Тургеневым, Достоевский более целенаправленно искал возможность прорыва в образность бессознательного. Он создал целую теорию «фантастического реализма», который с «поражающей верностью» позволяет передать «состояние души человека». Достоевский изображает не просто сосуществование и борьбу в душе героя противоположных мыслей и желаний, но и их странный, парадоксальный переход друг в друга.

    Литература XIX века показала всю глубину и сложность человеческой натуры и по праву считается «эпохой господства психологического анализа» (Л. Я. Гинзбург). Реалистическая концепция мира и человека открывала художнику слова безграничные возможности для углубления во внутренний мир отдельного «я». Но качественное изменение в изображении мира и человека стало возможным лишь в последующую литературную эпоху, эпоху конца XIX - XX веков. Для этого нужно было, чтобы представление о мире и самом себе, свойственное передовой личности «золотого века», претерпело серьезные изменения. В числе важных нелитературных факторов, оказавших влияние на этот процесс, необходимо назвать достижения физиологии и психологии, физики и математики, научной социологии, в связи с чем значительно усложняется представление о физической картине мира. Поворот этот стимулировался и нестабильностью социальных отношений переходной эпохи, катастрофичностью их развития в период «трех революций».

    Психолого-педагогические основы развития представлений о психологизме у старшеклассников

    В программе под редакцией А. Г. Кутузова уделяется повышенное внимание изучению творчества И. А. Бунина и Л. Н. Андреева во взаимосвязи с литературной традицией XIX века, а именно: влияние Толстого, Древнего Востока - пантеистической философии на мировоззрение Бунина, Достоевский и Андреев - проблемы одиночества, отчуждения, обезличивания человека, детерминации и свободы личности, включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы. Часто эти и другие особенности психологизма Л. Андреева - в произведениях «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского», «Бездна» и других - связываются авторами некоторых программ (например, В. Г. Маранцманом или Г. С. Меркиным, С. А. Зининым, В. А. Чалмаевым ) с его принадлежностью к художественному направлению «экспрессионизм». Стоит обратить внимание и на тот факт, что творчество этого писателя представлено далеко не во всех программах или изучается факультативно, тогда как проза Л. Андреева остро психологична и насыщена новыми средствами психологического анализа.

    К творчеству раннего Горького учитель обращается уже в средней школе - с 5 - по 9 классы: «Детство» (В. Г. Маранцман, А. И. Княжицкий ) «Легенда о Данко», «Старый год», «Мои университеты» (Т. Ф. Курдюмова ), «Песня о Соколе», «Маленькая!» (М. Б. Ладыгин, Г. И. Беленький ), «Челкаш», «Макар Чудра» (В. Я. Коровина, А. Г. Кутузов ). На этом этапе авторам программы важно познакомить учащихся с изобразительно-выразительными и ритмико-интонационными средствами языка, дать начальное представление о символе.

    В 11 классе прослеживается эволюция взглядов М. Горького и к уже имеющимся сведениям о поэтике этого писателя добавляются новые. Например, программу под редакцией А. Г. Кутузова отличает то, что творчество Горького в 11 классе включено, не в раздел «Советская литература», как во многих программах, а рассматривается вместе с традиционно считающимися писателями рубежа Х1Х-ХХ веков - Буниным, Андреевым, Куприным. А именно, философско-этический идеал личности в раннем творчестве писателя, типология горьковских персонажей -«строптивцы», «озорники», «счастливые грешники», «веселые», «гордые духом», идеологический и философский смысл психологических характеристик. Из раннего творчества изучаются «Девушка и смерть» - тема несовместимости любви и свободы, «Старуха Изергиль» - эволюция художественной трактовки индивидуализма, «Челкаш» - попытка соединить свободную жизнь с «нужной», «Мальва» - тема отверженных жизнью людей, действительность и свободная воля героя, «Коновалов» - драма «ненужного» человека. Но в этой и других программах по литературе напрямую вопрос об особенностях психологизма раннего М. Горького не ставится, хотя основания для этого имеются. Так, разработчики программ рекомендуют учителю в ходе анализа произведений М. Горького осветить следующие вопросы -«новой тип писателя, рожденного эпохой» (В. Г. Маранцман ), «раскрепощение человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма» (Г. С. Меркин, С. А. Зинин и В. А. Чалмаев ), «романтические и реалистические стилевые тенденции в творчестве М. Горького» (А. И. Княжицкий ). Перечисленные аспекты изучения произведений М. Горького дают нам полное основание говорить о наличии психологизма в раннем творчестве этого писателя.

    Анализ программного материала позволил нам выявить следующую систему формирования представлений о литературном явлении «психологизм», которой будем следовать в дальнейшем: I этап. 7-8 классы - начальное формирование представления о психологизме: накопление фактов о понятии, общее представление о приемах психологического анализа (без детализации, описания каждого приема), «сокращенная» характеристика явления; II этап. 9-10 классы - систематизированное изучение особенностей психологизма писателей XIX века: формирование представления об индивидуальных особенностях художников-психологов: М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова определение характерных признаков психологизма и их систематизация, полная характеристика явления; III этап. 11 класс - актуализация уже полученных знаний о психологизме и их развитие при изучении литературы рубежа XIX - XX веков: формирование представления об индивидуальных особенностях психологизма А. И. Куприна, И. А. Бунина, Л. Андреева и М. Горького -определение характерных признаков психологизма и их систематизация, расширенная характеристика явления.

    Другим важным этапом нашего исследования стал анализ основных учебных пособий, предназначенных для школы, к которым относятся учебники, учебники-практикумы, методические пособия для учителя.

    Рассмотрим вначале учебно-методический материал, предназначенный для 10 класса, так как на этом этапе у учащихся формируется представление о психологизме как литературоведческом понятии.

    При изучении историко-литературного курса в 10 классе в центр работы поставлено постижение психологизма русской классической литературы. Выбор именно этого аспекта обусловлен прежде всего спецификой литературы как вида искусства. «Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил» . Осмысление русской литературы второй половины XIX века под избранным углом зрения позволяет постичь во всей полноте индивидуально-авторский тип художественного сознания и особенности индивидуального стиля русских писателей.

    Изучение психологизма А. И. Куприна: традиции и новаторство

    Всего было опрошено 30 респондентов. Анализ ответов учителей на предложенную анкету позволил сделать следующие выводы: - Для большинства учителей-словесников проблема формирования и развития представления о психологизме является актуальной. Ответ на вопрос, часто ли в Вашей работе возникает потребность обращения к понятию «психологизм», в основном был положительным. Это литературоведческое понятие относится к разряду тех, без которых невозможен анализ художественного текста.

    Вопрос, выявляющий возможности обращения к понятию «психологизм» на различных этапах литературного образования, оказался довольно спорным. Разноречивость мнений проявилась во взглядах на начальный период обращения к понятию. Здесь учителя разделились на три группы, в зависимости от выбора учебной программы по литературе: первая группа вводит понятие «психологизм» в 7-м классе при изучении раннего творчества Л. Толстого, вторая - в 8-м при изучении повестей И. Тургенева, третья - в 9-м при знакомстве с первым психологическим романом XIX века М. Лермонтова «Герой нашего времени».

    Давая определение понятию «психологизм», учителя следовали традиционной трактовке, изложенной в литературоведческом словаре: «художественное изображение внутреннего мира персонажей», «умение раскрыть внутренний мир человека, показать ход мысли, мышление как процесс». Но формы психологизма не были ими перечислены в полной мере, из чего можно сделать вывод, что большинство преподавателей имеет общее представление об этом понятии и знания о нем не систематизированы. Кроме того, анкетирование выявило еще одну проблему: некоторые учителя относят к писателям-психологам тех, чья проза традиционно считается «непсихологической». Например, творчество А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Булгакова.

    Большинство учителей отводят понятию «психологизм» центральное место в усвоении учащимися литературных знаний. Работа над психологическим рисунком произведения, по их мнению, формирует «умение анализировать психологическое состояние героя, помогает разобраться в его поступках, быть более внимательным при чтении произведения», «психологическая литература дает возможность понять себя». Но есть и те, кто считает, что «психологизм» играет второстепенную роль при анализе художественного произведения: «Это вспомогательное понятие, позволяющее сформировать у учащихся навык внимательного чтения, восприятия произведения не только на уровне сюжета и главной мысли». Среди умений и качеств читателя, формирующихся у учащихся в процессе работы над особенностями психологизма того или иного писателя, учителя отметили «вдумчивость», «наблюдательность», «способность делать выводы».

    Отвечая на вопрос, «в какой момент изучения литературного произведения целесообразно обращаться к данному понятию», учителя остановились на нескольких позициях, поскольку это зависит от особенностей художественного произведения. Во-первых, в процессе разговора о герое: психологизм как средство создания художественного образа. Во-вторых, рассматривая новаторство, своеобразие писателя. В-третьих, если это понятие связано со структурой произведения, идеей, авторской позицией. - Формирование представления о «психологизме» происходит в большинстве случаев поэтапно, начиная с накопления сведений об этом литературоведческом понятии и заканчивая систематизацией знаний об особенностях психологизма того или иного писателя, а в период развития идет процесс обогащения уже имеющихся знаний. Среди приемов, используемых при формировании и развитии представлений о психологизме, учителя назвали «подбор материала из художественного произведения», «лингвистический комментарий», «анализ эпизода», «анализ образа-персонажа», «сопоставление». - Основные трудности, возникающие в процессе формирования и развития представления о психологизме, связаны, по мнению большинства опрошенных респондентов, с неумением учащихся «внимательно читать текст, обращать внимание не только на сюжет, видеть всю глубину авторского слова». «Не все, даже в старших классах, понимают суть этого явления, не всегда хватает времени уделить этому должное внимание». «В идеале, конечно, нужно стремиться к чтению-сопереживанию, а не чтению-наблюдению». - В пожеланиях и предложениях учителя указали на необходимость методических разработок, пособий, посвященных данному вопросу. «И особенно для тех произведений, на которые отводится не так много учебных часов».

    Обработка данных анкеты позволяет сделать вывод: при обращении к понятию «психологизм» учителя-словесники испытывают потребность в теоретическом и методическом освещении вопроса, устоявшиеся аспекты рассмотрения понятия в школьной практике требуют расширения и усовершенствования в соответствии с современным состоянием литературоведческой науки.

    Задачей второго этапа констатирующего эксперимента было выявление уровня и особенностей понимания учащимися 11 класса значение понятия «психологизм», а также определение степени и качества функциональной и смысловой роли понятия в различных вариантах текста. Диагностический срез уровня знаний проводился в сентябре-октябре 2005 года в школах № 1018, № 2002, № 156, № 1409 Центрального, Западного и Юго-Западного округов г. Москвы. Нами было опрошено 100 учеников-одиннадцатиклассников.

    Рассмотрение проблемы самостояния в раннем творчестве М.Горького и Л. Андреева

    Горький не был первым в России изобразителем босячества. До него уже были Глеб Успенский, Решетников и другие писатели. Но их, как и ныне забытого социолога-беллетриста Бахтиарова - автора книги «Босяки», меньше всего волновала «философия» босячества. Он изучал босяка как социальный тип. И те итоги, к которым он пришел, разительно отличались от художественных выводов Горького. По мнению Бахтиарова, основной силой босячества является поиск пропитания. «Босяки не однородны, среди них встречаются «рецидивисты», «мазурики», «стрелки» и даже такой экзотический тип, как «интеллигентный нищий». Объединяются также по сословному принципу: бывшие мещане, бывшие мастеровые, бывшие дворяне... Такая сортировка босяков производится в ночлежке смотрителями». Постоянная забота о пропитании создавала в среде босяков особые «социальные отношения», жесткие «законы», за нарушение которых виновный строго наказывался. Таким образом, у босяка не оставалось ни сил, ни времени на собственное «я», на выяснение своего положения в мире, чем бесконечно занимаются герои раннего Горького. А положение в мире босяка определялось тем, каким способом он добывал кусок хлеба: скажем, воровал, попрошайничал или рылся на помойке.

    Все это, согласитесь, имело немного общего с горьковским образом босяка. Видимо, социальный облик босячества менее всего интересовал писателя, хотя по опыту своей юности он был знаком с ним не хуже и даже лучше очеркиста Бахтиарова. (Около полутора лет, в 1891 - 1892 г.г., Горький странствовал по Украине, Бессарабии, побывал в Крыму, на Кубани, на Кавказе...). Но его художественное зрение было каким-то особенным. Он искал и находил в среде босяков не социальный тип, а новое моральное настроение, новую философию, которые интересовали его и были ему духовно близки.

    Анализ рассказа «Челкаш» предлагается провести в форме групповой работы. Работа над тремя диалогами, предложенными для анализа, должна быть направлена на раскрытие психологии героев - босяка Челкаша и крестьянина Гаврилы, на выявление авторской позиции относительно поднятой проблемы самостояния личности.

    Исследование диалога невозможно без учета целого ряда внеречевых моментов: цели и предмета высказываний, отношений между собеседниками и отношения их к высказанному. С ситуацией общения, отношением участников диалога к содержанию речи связан и характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим выделяются различные типы реплик и тип диалога, устанавливается характер реакции, оценка говорящими фактов ситуации и речи, модальная характеристика диалога. Перечисленные аспекты диалога учитывались при заполнении таблицы, в которой нашли отражение «психологическая ситуация» (адресат и адресант диалога, отношение друг к другу) «предметная ситуация» (о чем, предмет диалога) - «смысловое строение» (как, тип диалога). Цель - через диалоги проследить, как идейное столкновение героев раскрывает их психологию.

    Окончательный вариант таблицы выглядит следующим: Первый диалог Второй диалог Третий диалог «Психологическая ситуация»: Челкаш чувствует себя хозяином, а Гаврила -рабом.«Предметная ситуация»: центральная тема диалога - свобода. «Смысловое строение»: диалог-допрос «Психологическая ситуация»: ситуацией управляет Гаврила, Челкаш подавлен, поддался чувству одиночества. «Предметная ситуация» центральная тема деревня.«Смысловое строение»: диалог-исповедь «Психологическаяситуация»: героиоткрыто говорят о своихвзглядах, и каждыйостается при своеммнении.«Предметная ситуация»:центральная темаденьги.«Смысловое строение»:диалог-поединок

    Первой группе учащихся, работающих с диалогом из первой главы («Что, брат, погулял, видно, здорово!...» - «И они пошли по улице рядом друг с другом...»), предлагается ответить на следующие вопросы: - Почему Челкаш остановил, свой выбор именно на Гавриле? Почему заговорил с ним? - Не зная имен, как герои обращаются друг к другу? Какая оценка присутствует в этих обращениях? - Зачем Челкаш спрашивает у Гаврилы, что для него свобода, интересуется его мнением? - Что для Гаврилы свобода? Почему он соглашается идти на сомнительное дело, ведь для него Челкаш «закомурист», «темен»? - Что раздражает Челкаша в словах и поведении Гаврилы? Почему? - Каково авторское отношение к этим героям? На чьей стороне его симпатии?

    В своих ответах учащиеся отмечают, что борьба идей, выразителями которых являются главные герои, видна с первой строчки рассказа и до последней. «Знакомство героев друг с другом начинается с невербального контакта: Гаврила смотрит на Челкаша добродушными, доверчивыми глазами, Челкаш же резко реагирует на его внимание, тем самым выражая пренебрежительное отношение с нему». Отношение героев друг к другу выражается и в обращениях: Челкаш называет Гаврилу «сосун», «дитятко», а Гаврила - «брат», «друг». Но разговор начинает не Челкаш, он лишь подхватывает его реплику, переводя тему в нужную ему плоскость: « - Они-то? Как же!.. Ничего, ребята вольные, свободные... - А что тебе - свобода?... Ты любишь свободу?» Диалог напоминает допрос, где Челкаш -допрашивающий, а Гаврила - допрашиваемый.

    Но зачем Челкаш спрашивает Гаврилу о свободе? - ответ учащихся на этот вопрос был неоднозначным. Одни учащиеся посчитали, что Челкашом управлял интерес, другие предположили, что ему была известна позиция Гаврилы, ведь «он очень опытный человек, многое повидавший, переживший, хорошо разбирающийся в людях». Челкаш хочет развенчать взгляд Гаврилы на жизнь, и это говорит о нем как о человеке, который ищет в этом самоутверждения собственной позиции. Гаврила же слаб, молод и легко поддается на его провокации. Если оценка Челкаша - «дурак» - выбивает Гаврилу, он «бормотал что-то вполголоса, редко бросая на босяка косые взгляды», «робко моргая», то оценка Гаврилы «закомурист», «темен» -задевает самолюбие Челкаша. При этом он не высказывает собственного мнения и не объясняет причину своего недовольства, в отличие от Гаврилы, который торопится оправдаться. Здесь вновь большое значение приобретают невербальные средства языка. Презрение Челкаша к жизненным взглядам Гаврилы автор передает через жесты, мимику: «презрительно сплюнул и отвернулся от парня», «он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый жилистый кулак и заблестел глазами».

    Несмотря на внутренний конфликт, который наметился между героями, Челкаш предлагает Гавриле работу - почему? Учащиеся ответили на вопрос так: «Челкаш, как бывалый вор, сразу смекнул, что по виду этот парень подойдет для воровской деятельности. Его расположили к себе добродушие, наивность Гаврилы». «Гаврила же согласился идти за Челкашом, так как сразу почувствовал в нем хозяина, он доверяет этому человеку, его репутации среди людей». Помимо этой причины, учащиеся выделили еще две: «Гаврила согласен идти на сомнительное дело, потому что Челкаш угрожает ему силой, запугивает и потому, что ему очень нужны были деньги». Автор хотя и не явно, но выражает свою симпатию к Челкашу, можно сказать, он даже не отделяет себя от него: «Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя».

    Подводя итог всему вышесказанному, учитель обращает внимание учащихся на то, что уже в первом диалоге Челкаш и Гаврила испытывают друг к другу сложные чувства, которые в дальнейшем разовьются в открытый конфликт. Это недоверие к «оборванцу», зависть и восхищение его ловкостью, покорная готовность служить, страх и подобострастие перед ним у Гаврилы. С другой стороны, насмешливая снисходительность и жалость к глупой и неопытной молодости, презрение к трусости и жадности крестьянского парня, затаенная зависть и ненависть к нему у Челкаша. Если по первому диалогу можно составить характеристику Гаврилы, то образ Челкаша во многом остается закрытым для читателя, поскольку о нем можно судить лишь по его скупым эмоциональным реакциям на слова и поведение Гаврилы. Ситуацию поможет прояснить влияние на раннее творчество М. Горького философии немецкого философа Ф. Ницше, поскольку его идея сверхчеловека частично воплощена в образе Челкаша. Учащимся предлагается прослушать небольшое сообщение на эту тему.

    Уроки 4–5 «И В ЭТОМ – ВЕСЬ БУНИН» (А. Н. АРХАНГЕЛЬСКИЙ). СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПРОЗЕ БУНИНА. ПСИХОЛОГИЗМ БУНИНСКОЙ ПРОЗЫ И

    30.03.2013 31330 0

    Уроки 4–5
    «И в этом – весь Бунин» (А. Н. Архангельский) .
    Своеобразие лирического повествования
    в прозе Бунина. Психологизм бунинской прозы
    и особенности внешней изобразительности

    Цели : познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; развивать навыки анализа прозаического текста.

    Ход уроков

    I. Проверка домашнего задания.

    Чтение наизусть и анализ стихотворений Бунина: «Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель».

    II. Работа с новым материалом.

    1. Слово учителя .

    Особенности Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире – в русском реализме XIX–XX вв. раскрываются в произведениях, в которых, по его словам, его занимала «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». Познакомимся с некоторыми рассказами.

    2. Сообщения учащихся .

    а) Повесть «Деревня» (на основе материала учебника, с. 39–43).

    б) Сборник «Темные аллеи».

    Работавший над циклом «Темные аллеи» в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.

    Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название «Темные аллеи», появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий.

    По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого. В рассказе «Кавказ» героиня, убегая с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа.

    И. А. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя. Все это, несомненно, связано с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем.

    Убегая от жизни, от боли, герои И. А. Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладываются вся воля, вся решимость, которых человеку так недостает в жизни.

    Стремясь получить свою долю счастья, герои Бунина часто эгоистичны и жестоки. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, ибо счастья на всех не хватит, а раньше или позднее ты испытаешь боль утраты – не важно.

    Писатель даже склонен снять ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить.

    В рассказе «Муза» героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема рассказа – тема жестокой борьбы за короткое счастье, и великая трагедия героя в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека.

    Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим.

    Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.

    Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Увы! Как часто найденное счастье оборачивается утратой, как это случилось с героями рассказа «В Париже».

    И. А. Бунин удивительно точно умеет описывать сложность и многообразие тех чувств, которые возникают у любящего человека. И ситуации, описанные в его рассказах, самые разные.

    В рассказах «Пароход «Саратов», «Ворон» Бунин показывает, как причудливо может переплетаться любовь с чувством собственничества.

    В рассказе «Натали» писатель говорит о том, как ужасна страсть, не согретая настоящей любовью.

    Любовь в бунинских рассказах может вести к разрушению и горю, потому что она возникает не только тогда, когда человек «имеет право» полюбить («Руся», «Кавказ»).

    В рассказе «Галя Ганская» речь идет о том, какой трагедией может закончиться отсутствие в людях духовной близости, когда они по-разному чувствуют.

    А героиня рассказа «Дубки» сознательно идет на смерть, желая хоть один раз в жизни ощутить настоящую любовь. Таким образом, многие рассказы Бунина трагичны. Подчас в одной короткой строке писатель раскрывает крушение надежд, жестокую насмешку судьбы.

    Рассказы цикла «Темные аллеи » – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

    3. Работа с текстами (проверка домашней подготовки).

    А) «Господин из Сан-Франциско».

    В своем творчестве Бунин продолжает традиции русской классики. Следом за Толстым, философом и художником, Бунин обращается к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в 1915 году, в разгар Первой мировой войны.

    В рассказе «Господин из Сан-Франциско» заметно мощное влияние Льва Толстого – философа и художника. Подобно Толстому, Бунин судит людей, их тягу к наслаждениям, несправедливость общественного устройства с точки зрения вечных законов, управляющих человечеством.

    Мысль о неотвратимой гибели этого мира с наибольшей силой отразилась в данном рассказе, в котором, по словам критика А. Дермана, «с какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла – образ греха, в котором протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем».

    Гигантская «Атлантида» (с именем затонувшего мифического континента), на которой путешествует к острову наслаждений – Капри – американский миллионер, – это своего рода модель человеческого общества: с нижними этажами, где без устали снуют ошалевшие от грохота и адской жары рабочие, и с верхними, где жуируют привилегированные классы.

    – Каков он, «полый» человек, в изображении Бунина?

    И. А. Бунину достаточно лишь несколько штрихов, чтобы мы могли увидеть всю жизнь американского миллионера. Некогда он выбрал себе образец, на который хотел равняться, и после долгих лет напряженного труда он наконец понял, что добился того, к чему стремился. Он богат.

    И герой рассказа решает, что настал тот момент, когда он может насладиться всеми радостями жизни, тем более, что у него есть для этого деньги. Люди его круга ездят отдыхать в Старый Свет – едет туда и он. Планы героя обширны: Италия, Франция, Англия, Афины, Палестина и даже Япония. Господин из Сан-Франциско поставил своей целью наслаждаться жизнью – и он ею наслаждается, как умеет, точнее, ориентируясь на то, как это делают другие. Он много ест, много пьет.

    Деньги помогают герою создать вокруг себя подобие декорации, которая ограждает от всего, чего он не желает видеть.

    Но именно за этой декорацией проходит живая жизнь, та жизнь, которую он никогда не видел и никогда не увидит.

    – Что является кульминацией рассказа?

    Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя. В ее внезапности заложен глубочайший философский смысл. Господин из Сан-Франциско откладывает свою жизнь на потом, но никому из нас не суждено знать, сколько отведено нам времени на этой земле. Жизнь нельзя купить за деньги. Герой рассказа приносит на алтарь наживы молодость ради умозрительного счастья в будущем, он и не замечает, как бездарно прошла его жизнь.

    Господину из Сан-Франциско, этому бедному богачу, противопоставлена эпизодическая фигура лодочника Лоренцо, богатого бедняка, «беззаботного гуляки и красавца», равнодушного к деньгам и счастливого, полного жизни. Жизнь, чувства, красота природы – вот что является, по мнению Бунина, главными ценностями. И горе тому, кто сделал своей целью деньги.

    – Как звучит тема любви в произведении?

    И. А. Бунин не случайно вводит в рассказ тему любви, потому что даже любовь, высочайшее чувство, оказывается искусственной в этом мире богачей.

    Именно любовь для своей дочери не может купить господин из Сан-Франциско. А она испытывает трепет при встрече с восточным принцем, но не потому, что он красив и может волновать сердце, а потому, что в нем течет «необычная кровь», потому что он богат, знатен и принадлежит к знатному роду.

    И высшая ступень опошления любви – пара влюбленных, которыми восхищаются пассажиры «Атлантиды», не способные сами на столь же сильные чувства, но про которую лишь капитан корабля знает, что она «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле».

    Прочитайте статью в учебнике (с. 45–46).

    Составьте план к ответу на вопрос : Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

    Примерный план

    1. «Художник нарисовал... образ греха... гордого человека со старым сердцем».

    2. Символично название корабля: Атлантида – затонувший мифический континент.

    3. Пассажиры корабля – модель человеческого общества:

    б) смерть господина из Сан-Франциско.

    4. Тема заложена в эпиграфе : «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Подберите цитаты из текста рассказа к ответу по получившемуся плану.

    Б) «Чистый понедельник» – один из рассказов на вечную тему любви, которая занимает особое место в творчестве И. А. Бунина.

    – Докажите, что образы главных героев построены на антитезе.

    – Объясните название рассказа.

    – Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новореализме как писательском методе.

    III. Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки».

    Домашняя подготовка в группах. Оценка работы оформляется в таблицу (на доске), по ней подводятся итоги, подсчитывается количество баллов.

    При ответе обязательна опора на текст.

    Ответ (5 баллов)

    Дополнение (3 балла)

    Вопрос (1 балл)

    Слово учителя .

    В рассказе Бунина «Антоновские яблоки» звучат мотивы увядания и запустения дворянских гнезд, мотив памяти и тема России. Разве не печально наблюдать, как все дорогое тебе с детства безвозвратно уходит в прошлое?

    Для наследника дворянской литературы И. А. Бунина, гордящегося своей родословной («столетний отбор крови и культуры!», по выражению И. Ильина), таковой была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями и жизнью крестьян.

    Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить мгновение. Увядание дворянских гнезд ассоциировалось у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века – «Антоновские яблоки», восторженную и грустную эпитафию русской усадьбе.

    «Антоновские яблоки» необычайно важны для понимания бунинского творчества. С огромной художественной силой в них запечатлены образ родной земли, ее богатства и непритязательная красота.

    Жизнь неуклонно движется вперед, Россия только что вступила в новый век, а писатель зовет нас не растерять того, что достойно памяти, что прекрасно и вечно.

    В своем «осеннем» рассказе Бунин тонко уловил и передал неповторимую атмосферу прошлого.

    Критики единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью.

    В результате жеребьевки каждая группа получает вопрос, на обсуждение которого дается 5–7 минут. Вопросы были озвучены учащимся заранее, чтобы дать возможность предварительно подготовиться.

    1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа?

    Чтобы помочь выполнить это задание, предлагаются лексические модели:

    ностальгия по угасающим дворянским гнездам;

    элегия расставания с прошлым;

    картины патриархального быта;

    поэтизация старины; апофеоз старой России;

    увядание, запустение усадебной жизни;

    грустный лиризм рассказа.

    2. В чем особенности композиции? Составьте план рассказа.

    Осмысливая композицию, приходим к выводу, что рассказ построен как мозаика разнородных впечатлений, воспоминаний, лирических откровений и философских раздумий.

    В чередовании глав видим прежде всего календарные изменения в природе и связанные с ними ассоциации.

    1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду.

    2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду.

    3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду.

    4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.

    3. Какой представляется личность лирического героя?

    Лирический герой по своему душевному настрою близок самому автору. Его облик нарисован эскизно, он не персонифицирован (внешность, биография и т. д.).

    А вот духовный мир этого человека можно представить себе очень живо.

    Нужно отметить его патриотизм, мечтательность, поэтически-тонкое видение мира: «А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

    В центре изображения не только последовательная смена осенних месяцев, но и «возрастной» взгляд на мир, к примеру, ребенка, подростка, юноши и зрелого человека.

    «Раннюю погожую осень», с описания которой начинается повествование, мы видим глазами мальчика, «барчука».

    Во второй главке лирический герой во многом утратил радость и чистоту, свойственную детскому восприятию.

    В третьей и четвертой главках убывают светлые тона и утверждаются темные, мрачные, безысходно тоскливые: «Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные... В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки» .

    Итак, Бунин повествует не только о том, как приходят в ветхость поместья и ветер перемен разрушает старый бытовой уклад, но и о том, как человек движется к своей осенней и зимней поре.

    4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин?

    Бунин – непревзойденный мастер словесной чеканки. В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом.

    Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

    Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

    Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад – дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедшие в упадок.

    Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и их обитателями.

    В рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «...помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловатым туманом», как будто скрывает тайны природы.

    Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и «черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске» .

    В последней главе сад – опустевший, унылый... На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению Бунина «Запустение» (1903):

    Томит меня немая тишина.

    Томит гнезда родного запустенье.

    Я вырос здесь. Но смотрит из окна

    Заглохший сад. Над домом реет тленье...

    5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.

    Читаешь Бунина и словно физически ощущаешь ржаной аромат новой соломы и мякины, «запах дегтя в свежем воздухе» (этнографический интерес к сельской жизни), «тонкий аромат опавшей листвы», душистый дым вишневых сучьев, крепкий запах грибной сырости, которой пахнет от оврагов (романтика детства, вихрь воспоминаний); запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета», аромат старинных духов, которыми пахнут похожие на церковные требники книги (ностальгия по прошлому, игра воображения)».

    В рассказе царит «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести» (это ключевая фраза рассказа). Чудесный дар осени – антоновские яблоки – автор избрал символом уходящего родного быта. Антоновка – старинный зимний сорт яблок, искони любимый, широко распространенный.

    Характерная особенность антоновки – «сильный, своеобразный эфирно-яблочный аромат» (синоним – «духово яблоко»). Выходец из Орловской губернии, Бунин прекрасно знал, что антоновские яблоки – одна из примет русской осени. Любя Россию, Бунин опоэтизировал их.

    Домашнее задание.

    Подбор материала к сочинению по творчеству И. А. Бунина. Индивидуальное задание группам учащихся:

    – Составить примерные темы сочинений.

    – Разработать план сочинения по теме «Любовь в понимании Бунина».



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы