АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - целостная художественно-выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям.
Основу или исходные положения архитектурной композиции составляют следующие принципы:
СТРУКТУРНОСТЬ - расчленение архитектурного объекта на функциональные элементы с организацией связи между ними (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, КОНТРАСТ, МАСШТАБ);
СОРАЗМЕРНОСТЬ - учет закономерностей восприятия архитектурной формы человеком (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ);
ГИБКОСТЬ - способность архитектурного объекта к видоизменению (модификация, мобильность, динамика) при изменении требований (АСИММЕТРИЯ);
ЦЕЛОСТНОСТЬ (единство) - визуальное равновесие динамической системы (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, СИММЕТРИЯ).
Типы объемно-пространственной композиции (рис. 3.3):
ЗАМКНУТАЯ - архитектурный объект сформирован периметрально вокруг внутреннего двора;
ЦЕНТРИЧЕСКАЯ - архитектурный объект имеет план компактной формы (квадрат, круг), в центре которого расположено главное помещение, имеющее верхнее освещение;
БАЗИЛИКАЛЬНАЯ - архитектурный объект имеет план вытянутой формы, в центральной части которого расположено продольное главное помещение, имеющее большую высоту;
КОМПАКТНАЯ - помещения архитектурного объекта объединены в максимально обобщенном объеме, главное помещение не имеет естественного освещения;
ОТКРЫТАЯ - архитектурный объект составлен из взаимосвязанных линейно протяженных объемов.
При проектировании архитектурного объекта используются следующие средства гармонизации или СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.
Рис. 3.3. Типы объемно-пространственной композиции:
а - замкнутая; б - центрическая; в - базиликальная;
г - компактная; д - открытая
ЕДИНСТВО и СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Здесь соподчиненность следует понимать как форму выражения единства сложной композиции (рис. 3.4).
СИММЕТРИЯ - одинаковое расположение равных частей относительно оси, ДИССИММЕТРИЯ - частичное нарушение симметрии, АСИММЕТРИЯ - отсутствие симметрии при связи гармоний художественного единства (рис. 3.5).
Рис. З.4. Иерархическое построение системы главных и второстепенных композиционных осей
Рис. 3.5. Проявление симметрии в архитектуре:
а - симметрия;
б - диссимметрия;
в - асимметрия
РИТМ - закономерное чередование одинаковых или однохарак-терных элементов и интервалов. Возможны следующие виды ритма (рис. 3.6):
Простейший - чередование одного элемента через равные интервалы; метрический - чередование нескольких элементов через равные интервалы;
Ритмический - чередование нескольких элементов через различные интервалы.
Основная задача при выборе ритма заключается в избежании монотонности восприятия, что может быть достигнуто, например, использованием сложных видов ритма или разрывом ритма.
Рис. 3.6. Ритм в архитектуре:
а -простейший; б - метрический; в - ритмическийй
ТЕКТОНИКА - художественное выражение конструктивно-материальной основы здания. Тектоничная конструктивная форма приобретает художественную выразительность, становясь архитектурной формой (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Тектоничные конструктивные формы:
а - стеновая; б - каркасная (стоечно-балочная);
в - пространственно-стержневая; г- висячая (вантовая);
д - ствольная; е -сводчатая (оболочковая)
Тектонические формы могут иметь различные характеристики, часто совершенно не схожие, зависящие от материала или технологии строительства. Например, тектоника современных каркасных зданий, отличается от форм древних зданий стоечно-балочной конструктивной системы, а каменные или кирпичные своды имеют тектоническое выражение иное, чем современные тонкостенные своды-оболочки.
Таким образом, в архитектуре понятие тектоники означает пластическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью .
ПРОПОРЦИИ - закономерное соотношение геометрических размеров здания и его элементов. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных факторов, определяющих художественную ценность архитектурного объекта. Наиболее известно пропорционирование по методу «золотого сечения» (рис. 3.8):
АС/СВ=АВ/АС = 1 /0,618 = 1,618 = Ф
Рис. 3.8. Способы пропорционирования по методу "золотого сечения"
Любое другое деление отрезка АВ не дает соотношений, которые образуют пропорцию.
Ряд «золотого сечения» составляют следующие числа:
1; 1,618; 2,618; 4,326; ...; Ф к
Распространенность пропорции "золотого сечения" в архитектуре объясняется тем, что оно выражает многие свойства строительной механики и отвечает законам зрительного восприятия человека. Одним из свойств "золотого сечения" является минимальное число различных отношений при делении отрезков, что отвечает принципу «экономии восприятия», дающей ощущение эстетической ценности.
Наличие пропорций в образе архитектурного объекта можно определить, выявив подобные фигуры. Например, подобие прямоугольников, как известно, будет доказано, если выявлена параллельность или перпендикулярность их диагоналей (рис. 3.9).
Пропорции имеют большое значение в архитектурной композиции. Чем проще объемная структура здания, чем меньше на нем декоративных элементов, тем яснее просматриваются и оцениваются его пропорции и тем большее значение они приобретают в общей композиции сооружения.
АРХИТЕКТУРНЫЙ МАСШТАБ -характеристика крупности членений формы архитектурного объекта по отношению к ее габаритным размерам. Архитектурный объект может быть крупномасштабным или мелкомасштабным.
Рис. 3.9. Выявление пропорций в архитектурном объекте
Крупномасштабный объект характеризуется более обобщенной архитектурной формой. Его отличают крупные членения или небольшое число членений, с более обобщенными и крупными деталями. Посредством крупного масштаба можно придать монументальность небольшому по абсолютным размерам архитектурному объекту (рис. 3.10, а).
Мелкомасштабные объекты имеют дробный характер отдельных частей и членений, более мелкие детали (рис. 3.10, б).
Масштабный строй различен для зданий различного назначения. Мелкий масштаб характерен для зданий с большим количеством небольших помещений малой высоты и большим количеством часто расположенных окон малого размера. Большие размеры внутренних пространств, свободное расположение крупных световых проемов обусловливают более крупный масштаб зданий. Однако это положение не является непреложным правилом .
Рис. 3.10. Виды архитектурного масштаба: а - крупный; б - мелкий
МАСШТАБНОСТЬ - соразмерность членений формы архитектурного объекта габаритам человека. Масштабность членений позволяет человеку легче адаптироваться в искусственно созданной среде. Для проверки масштабности проектируемого объекта принято изображать на чертеже фасада или перспективы фигурку человека в масштабе изображения, что сразу делает наглядным порядок масштабности архитектурной композиции.
Нужно отметить, что помимо качественных представлений, которые вкладываются в понятия «масштабный» и «немасштабный», в архитектурной практике часто сознательно нарушают масштабность для выявления тех или иных архитектурных качеств. Подобная практика известна как по отдельным памятникам архитектуры, так и по целым периодам в истории архитектуры .
Вопросы для самоконтроля
> Определите термин «архитектурная композиция».
> Перечислите принципы архитектурной композиции.
> Перечислите типы объемно-пространственной композиции.
> Единство и соподчиненность.
> Проявление симметрии в архитектуре.
> Ритм в архитектуре и его виды.
> Определите термин «тектоника».
> Определите термин «пропорции».
> Определите термин «архитектурный масштаб».
> Определите термин «масштабность».
Неподвижные, статичные и незыблемые формы в течение многих веков считались определяющими характеристиками архитектуры как таковой. И, по большому счету, основная часть архитектурного наследия прошлого, выражающая своими формами покой и полное подчинение силам гравитации, - есть воплощение статичных архитектурных принципов.
С развитием человеческого сообщества зародились и начали формироваться новые подходы к архитектурному формообразованию, в том числе, и принципы динамизма.
Сегодня динамическая архитектура, несущая в себе идеи движения, пластики и трансформации, проявляет себя более на уровне концепций и проектов.
Хотя все чаще и чаще фасады строений - городских небоскребов и частных загородных домов, принимают черты пластичности и несут в себе однозначно динамические образы, движущиеся в пространстве, как в переносном, так и в прямом смысле.
Архитектурная динамика, как явление, может быть выражена и в форме ее художественной имитации, и посредством создания способных к реальному движению зданий и сооружений. К числу последних относится, например, знаменитый Da Vinci Tower в Дубае (архитектор Дэфид Фишер).
Проект являет собой 80-этажный небоскреб высотой 420 метров, каждый этаж которого способен к автономному вращению на 360°. При этом пластика здания и его облик трансформируются ежеминутно, приобретая, зачастую, абсолютно невероятные формы.
Идея Дэфида Фишера - это принципиально новый подход к архитектурному проектированию, который может кардинальным образом изменить среду проживания современного человека и облики городов, построенных по традиционным - статичным принципам.
Еще одним примером реальной динамики, но уже иного качества, является проект, созданный польскими учёными-архитекторами Дамьеном и Рафаэлем Пшибыла и получивший в архитектурном мире название "Кочующий небоскрёб". В основе концепта лежит идея о свободе, независимости и возможности в любой момент в буквальном смысле "укатиться", куда пожелаешь, вместе со своим жилищем.
Проект Кочующего небоскреба представляет собой огромного диаметра колесо, внутри которого размещен жилой 3-х этажный дом и зеленые насаждения. Колесо может перемещаться в пространстве вместе с расположенным в нем строением благодаря биотопливному двигателю.
Интересно то, что подобного рода идеи развивают и японские архитекторы. В числе их разработок есть проект "Взлетающего дома", способного стать полноценным убежищем в случае начала землетрясения. И так называемый "Умный дом", который может сам скрываться под землей при возникновении какой-либо опасности.
Что касается художественной имитации динамики, то она в настоящее время достаточно активно применяется в работе архитекторов во всем мире, в том числе и при создании проектов частных загородных домов . Данный вид архитектурной динамики ориентирован более на формы, пропорции и их зрительно-психологическое восприятие человеком.
При создании визуально динамичных применяются специальные приемы, определяющие как конструктивные особенности зданий и сооружений, так и используемые при их строительстве материалы.
В числе таких приемов:
Перечисленные выше приемы позволяют архитекторам создавать конструктивно оригинальные проекты, в которых внешний, сымитированный художественными средствами динамизм сочетается со статичными и функциональными внутренними пространствами. Примером такого строения может служить Дом "Ninety7 @ Siglap", построенный в Сингапуре по проекту группы архитекторов Aamer.
Не менее интерес в этом отношении и проект штаб-квартиры Uniopt Pachleitner Group, выполненный студии GS Architects (Австрия). Весьма амбициозная архитектура этого здания изобилует острыми углами и отражающими свет поверхностями, напоминая своими очертаниями скульптурную композицию с ярко выраженной динамикой.
Времена четко установленных канонов и правил, похоже, остались в прошлом. И сегодня в архитектуре, как и в иных областях науки, искусства и культуры идет активный поиск новых форм и принципов, которые могли бы отражать стремительную динамику нашей эпохи.
Современный уровень развития и строительных технологий позволяет использовать при создании проектов домов и других сооружений как проверенные веками принципы статичности, так и формирующиеся сегодня приемы динамичной архитектуры.
При этом многие архитекторы считают целесообразным использование различных сочетаний статики и динамики, позволяющих создавать эстетически выразительные формы и эргономичные внутренние пространства в их неразрывном единстве.
Какими будут формы зданий ближайшего будущего? Станет ли архитектура строений нести традиционно статичные образы или выражать идеи движения и изменения? А может быть она будет проявлять гармоничную комбинацию того и другого?
Ответы на эти вопросы сегодня зависят исключительно от свободы видения архитекторов и проектировщиков, от их эстетических предпочтений и творческих амбиций.
Архитектурная композиция - целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям, Художественное единство должно быть присуще как композиции отдельных объектов, так и их комплексов. При архитектурном проектировании художественные средства избирают с учетом назначения здания, эстетических закономерностей и психологии восприятия.
Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на гармоничном, т.е. соразмерном единстве внешнего объема здания с пространством интерьеров и окружающей среды, которое способствует созданию художественно завершенного целого.
Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм объема фасадов и интерьеров. Так, на приведенных на , примерах жилого и общественного здания объем и пространство согласованы: мелкоячеистому дробному внутреннему пространству современного многоэтажного жилого дома отвечает его внешний мелкочлененный объем, а общественному зданию с зальным помещением - монолитный объем с крупными членениями формы. Однако в отдельных случаях несоответствие внешней формы и внутреннего пространства может быть специально предусмотрено и композиционно оправдано.
Иногда к нему прибегают при создании композиций с большой идеологической программой в зданиях-памятниках, монументах. Таков, например, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, воздвигнутый в память «Казанского взятия» в XVI в. зодчими Бармой и Посником (рис. 6.1). Храм представляет собой комплекс из десяти башенных объемов: девяти столпов храмов, посвященных святым, дни памяти которых приходились на дни удачных сражений в походе на Казань, и десятого - колокольни, Башни возведены на одном общем основании и объединены галереями . При всем разнообразии форм башен и их декора зодчие достигли удивительного единства, торжественности и монументальности композиции. Внутреннее пространство храма, играющее подчиненную роль, мелко расчленено и лишено монументальности.
Если в зданиях взаимосвязь объемной формы и внутреннего пространства, как правило, обязательна, то в инженерных сооружениях она зачастую отсутствует. Так, в подземных станциях метрополитена имеется лишь внутреннее пространство, а в мостах, эстакадах, телевизионных и водонапорных башнях преобладает внешний объем. Однако композиционные задачи при проектировании инженерных сооружений не менее ответственны. При проектировании станций метрополитена помимо решения функциональных задач - обеспечения нормальных условий движения непрерывных людских потоков - архитектор с помощью эмоционального воздействия композиционных средств исключает возможность возникновения неприятных ощущений от пребывания под землей и отсутствия естественной освещенности. При размещении в городской застройке или в природном ландшафте мостов, башен и других инженерных сооружений архитектор находит для них такие формы и пропорции, которые гармонируют с окружающей средой и способствуют ее обогащению.
Внутреннее пространство является той основной функциональной средой, для создания которой возводится здание.
Восприятие композиции интерьеров во времени в процессе движения в глубь здания требует выявления его основной глубинной координаты, Средства выявления глубинности зависят от объемно-планировочной структуры здания, В анфиладной системе выявлению глубинности способствует размещение всех помещений и связывающих их проемов на одной оси. В нерасчлененном пространстве его глубинность выявляет сокращение в воздушной перспективе расстояний между регулярно расположенными элементами композиции интерьера - внутренними опорами, проемами, конструктивными членениями покрытия или перекрытия, рисунка пола и т.п.
Современная строительная техника значительно расширила возможности решения интерьеров, причем важнейшими для композиции новыми техническими средствами стали использование большепролетных перекрытий, мобильных внутренних ограждений и больших светопрозрачных поверхностей наружных ограждений.
Непрерывно возрастает число типов зданий, внутреннее пространство которых должно вмещать одновременно большое количество людей и не иметь внутренних опор, препятствующих движению или зрительному восприятию (вокзалы, аэропорты, выставочные залы, крытые рынки, крытые зрелищные и зрелищно-спортивные здания и т.п.). Пространственные конструкции позволяют перекрыть пролеты любой функционально необходимой величины в таких зданиях, а своеобразные геометрические формы перекрытий активно включаются архитектором в композиции интерьеров. Новые конструктивные системы освобождают наружные стены зданий от нагрузки и позволяют заменить их полностью или частично светопрозрачными ограждениями. Это дает возможность связать внутреннее пространство с ландшафтом или городской средой. Однако прием полного раскрытия внутреннего пространства в наружную среду должен использоваться в строгом соответствии с функциональным назначением здания. Он уместен в здании вокзала, аэропорта, гостиной санатория, но вступает в противоречие с функциями в зданиях, где протекают интимные процессы или занятия, требующие сосредоточенного внимания (жилые здания, парикмахерские, учебные аудитории).
Оба метода сложились в 20-е гг. Первый связан с творчеством ведущих мастеров функционализма (бр. Веснины, В. Гропиус), второй - с творчеством Мае ван дер Роэ, заключавшим в лаконичный объем стеклянной прямоугольной призмы здания любого назначения (многоквартирный жилой дом, театр, офис, учебные аудитории вуза или выставочный зал).
Массовая практика архитектурной композиции ближе к первому методу, но избегает буквального воспроизводства в членениях внешнего объема функциональной структуры, которое может нарушить художественное единство формы.
Требования композиционного единства диктуют необходимость ограничения членений объема зданий на небольшое число элементов или групп элементов. Эта необходимость определяется психофизиологическими закономерностями человеческого восприятия. Установлено, что существует определенное ограниченное количество (7+2) одновременно наблюдаемых объектов, число которых непосредственно фиксируется сознанием (правило Мюллера). Большее число объектов воспринимается лишь как некая совокупность, неопределенное множество. Применительно к восприятию архитектуры многочисленность относительно самостоятельных фрагментов композиции лишает ее единства, производит впечатление случайности, хаотичности.
Не менее важным для обеспечения единства композиции является соподчинение составляющих ее форм. Соподчинение возможно только при неравнозначности составных элементов композиции: равнозначность элементов зрительно разрушает композицию, разлагая ее на единичные объемы. Следует иметь в виду, что неравнозначными в композиционном отношении могут быть элементы, геометрические размеры которых одинаковы, но различно их положение относительно оси симметрии, различна их массивность или другие признаки. Так на рис, 6.3, а, средняя из трех равных частей преобладает благодаря ее размещению на оси симметрии, а на рис. 6.3, б - верхняя из двух равных, воспринимается резко отличной из-за различной массивности.
Композицией (от лат. compositio - составление,
соединение, связывание) называют построение
художественного произведения, обусловленное его
содержанием и назначением и во многом определяющее
его восприятие. Композиция - это важнейший
организующий элемент всякой художественной формы,
придающий произведению единство и целостность.
Архитектурной композицией называют определенное
закономерное расположение и сочетание всех внешних
и внутренних элементов здания, гармонично
согласованных между собой и образующих единое целое.
Закономерное расположение нескольких или многих
зданий в сочетании их с внешним пространством также
составляют еще более сложную композицию - ансамбль.
Выбор композиционных средств согласуется с назначением здания, его размещением в застройке и характером его объемной формы.
Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.
Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате.
Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий). В связи с этим построение внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворовых, учебных и административных зданий.
Например, если здание театра будет замыкать улицу, по сторонам которой стоят однотипные дома одинаковой высоты, то в этом случае наиболее желательна симметричная композиция
здания с выделением хорошо обозримого фасада, т.е. с расположением кассового вестибюля, фойе и зрительного зала по одной оси с центральным входом. Решение фасада должно учитывать характер плоскостного восприятия и обладать достаточной пластичностью. Такая композиция, когда в основном воспринимается не объем,
а плоскость сооружения, и является фронтальной
или плоскостной
(рис. 2). История архитектуры насчитывает много примеров фронтальных композиций. Отличаясь строгим, официальным характером, они чаще всего использовались при возведении дворцовых, административных, правительственных зданий.
Объемная композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, обусловленные нормальным углом зрения (30°) и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы (рис. 1–5). В случае нескольких обособленных объемов – доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.
Объемная композиция содержит относительно равновеликие элементы по всем координатам. Ее усложненным вариантом является центрическая композиция, содержащая центральный крупный объем, вокруг которого группируются подчиненные объемы. Объемная композиция присуща зданиям цирков, крытых рынков, спортивно-зрелищных зданий. Размещение таких зданий в застройке должно обеспечиваться возможностью всестороннего обзора, что в свою очередь требует согласования всех форм его фасада.
Если здание расположено среди зелени, на склонах холма с паутиной дорожек, сбегающих к входу, то в этом случае композиция должна формироваться соответственно рельефу местности, с учетом основных направлений движения людей и обзора, стремиться к созданию живописной связи между зданием и окружающей природой. Тут в основе восприятия лежит всесторонний обзор. Архитектура здания в этом случае воспринимается как бы в условиях трехмерного пространства и требует взаимосвязи трех основных параметров и соответствующего решения фасадов как элементов объемной формы. Композиции зданий с круговыми обзорами называются объемными . Примерами таких композиций могут служить античные периптеральные храмы. Римский храм обычно замыкал площадь геометрически правильной формы и был рассчитан на узкий сектор обзора. В связи с этим, римские зодчие, сохраняя объемность формы, усиливали значение главного фасада устройством высокой лестницы и расположением отдельно стоящих колонн. Таким образом композиция храма приобрела фронтальный характер.
Рис. 2. Фронтальная композиция. Городская Дума в Москве (1890–1892 гг.), архит. Д.Н. Чичагов
Глубинная и глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате. Такая композиция используется в организации открытых пространств и внутреннего пространства интерьеров.
Глубинно-пространственная композиция строится на развитии пространства в глубину. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию вводят элементы, членящие пространство на ряд последовательных планов.
Так, например, для усиления эмоционального впечатления, придания величия античный храм, как правило, возводился очень большим, его располагали на высоком постаменте и окружали колонными галереями меньшей высоты. Римский храм с парадным двором, площадями, галереями, а иногда и триумфальной входной аркой – это единый архитектурный комплекс, включающий ряд объемных форм и развивающийся в пространстве по определенному принципу. Такая композиция называлась глубинно-пространственной.
Глубинно-пространственные композиции применяются и в современном градостроительстве.