Про деток, от рождения до школы

Валерий Брюсов - выдающийся русский поэт Серебряного века. Но род его деятельности не ограничивался только стихосложением. Он зарекомендовал себя как талантливый прозаик, журналист и литературный критик. Наряду с этим Брюсов весьма успешно занимался литературными переводами. А его организаторские способности нашли свое применение в редакторской работе.

Семья поэта

Краткая биография Валерия Яковлевича Брюсова невозможна без рассказа о семье поэта. Это необходимо для того, чтобы найти объяснение наличию множества талантов, сконцентрированных в одном человеке. А семья Валерия Брюсова являлась тем фундаментом, на котором формировалась его разносторонняя личность.

Итак, Валерий Яковлевич Брюсов, родился в 1873 году, 1(13) декабря в семье зажиточного купца, которая славилась выдающимися людьми. Дед поэта со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был купцом и поэтом-баснописцем из очень состоятельной купеческой семьи города Елец. Наряду с бессчетным количеством басен в архиве деда находились, романы, повести, поэмы, лирические стихи, написанные им без надежды на читателя.

Беззаветно преданный литературе и мечтающий целиком посвятить себя ей, Александр Яковлевич вынужден был всю жизнь заниматься купеческими делами, дабы иметь возможность достойно содержать семью. Фамилией деда через много лет знаменитый внук будет подписывать некоторые свои произведения.

Со стороны отца у Валерия Брюсова был не менее примечательный дед. Кузьма Андреевич состоял крепостным у известного в те времена помещика Брюса. Отсюда и фамилия. В 1859 году дед выкупил у помещика вольную, оставил Кострому и перебрался в Москву. В столице Кузьма Андреевич сделался успешным купцом и на Цветном бульваре приобрел дом, в котором родился и долгое время жил его знаменитый впоследствии внук - Валерий Яковлевич Брюсов.

Отец Валерия Яковлевича - Яков Кузьмич Брюсов, тоже купец и поэт, печатался в небольших изданиях. Именно отец отослал в редакцию одного из журналов первое стихотворение сына, которое было напечатано. Стихотворение называлось «Письмо в редакцию», Валерию тогда было 11 лет.

Сестра Брюсова, Надежда Яковлевна (1881-1951 гг.), как и многие в семье, была личностью творческой и музыкально одаренной. Она стала профессором Московской консерватории. На ее счету несколько научных трудов по музыкальной педагогике и народной музыке. А младший брат Валерия Брюсова, (1885-1966 гг.), был археологом и доктором исторических наук, написавшим труды по истории эпох неолита и бронзового века.

Детство поэта

В продолжение описания краткой биографии Брюсова Валерия Яковлевича, необходимо отметить детские годы поэта. В детстве Валерий Брюсов был предоставлен самому себе, так как родители не уделяли воспитанию своих отпрысков особого внимания. Однако детям строго запрещалось чтение религиозной литературы потому, что родители были убежденными атеистами и материалистами. Впоследствии Брюсов вспоминал, что с принципами материализма и идеями Дарвина родители познакомили его раньше, чем научили считать. Любая другая литература в семье была разрешена, поэтому молодой Брюсов поглощал все подряд: от произведений Жюля Верна до бульварных романов.

Всем своим детям, в том числе и Валерию, родители дали блестящее образование. В 1885 году в одиннадцатилетнем возрасте он начал обучение в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, причем сразу во втором классе. Поначалу молодому Брюсову пришлось очень трудно: он терпел насмешки одноклассников и с трудом привыкал к ограничениям и порядку. Однако очень скоро он завоевал расположение товарищей своим умом и талантом рассказчика. Валерий мог интересно и с увлечением пересказывать целые книги, собирая вокруг себя множество слушателей. Но за свободомыслие и атеистические взгляды в 1889 году гимназиста Брюсова отчисляют.

Далее он проходит обучение в другой частной гимназии. Этим учебным заведением владеет некий Л. И. Поливанов, великий педагог, чье наставничество оказало бесценное влияние на мировоззрение юного Брюсова. В 1893 году он с успехом заканчивает обучение в гимназии и поступает на историко-филологический факультет в Московский университет, который оканчивает в 1899 году.

Первый литературный опыт

Уже в тринадцатилетнем возрасте Валерий был уверен, что станет известным поэтом. Обучаясь в гимназии Креймана, молодой Брюсов стихи пишет довольно неплохие и выпускает рукописный журнал. В то же время случился его первый опыт в сочинении прозы. Правда, ранние рассказы были немного угловаты.

Будучи подростком, Брюсов страстно увлечен поэзией Некрасова и Надсона. Позднее с той же страстью он зачитывается произведениями Малларме, Верлена и Бодлера, которые открыли юному поэту мир французского символизма.

Под псевдонимом Валерий Маслов в 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», где под разными псевдонимами он размещает свои стихи. Наряду со стихами Брюсов включил в сборники произведения своего друга А. А. Миропольского и любителя опиума, поэта-мистика А. М. Добролюбова. Сборники были осмеяны критиками, но это не отвратило Брюсова от написания стихов в духе символизма, а скорее, наоборот.

Юность гения

Продолжая описание краткой биографии Брюсова Валерия Яковлевича, необходимо отметить выход первого собрания стихов юного поэта (Брюсову на тот момент было 22 года). Он назвал свой сборник «Шедевры», что вновь вызвало смешки и нападки критиков, по мнению которых название шло вразрез с содержанием.

Юношеская дерзость, самовлюбленность и высокомерие были характерны для поэта Брюсова того времени. «Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать мое поведение могут только великие деяния» - писал молодой поэт в личном дневнике, уверенный в своей исключительности.

Отрешенность от мира и желание укрыться от унылого будничного существования прослеживается и в стихах первого сборника, и в лирике Брюсова вообще. Однако было бы несправедливо не отметить постоянные поиски новых стихотворных форм, попытки создания необычных рифм и ярких образов.

Декадентство: классик символизма

Жизнь и творчество Валерия Брюсова не всегда складывались гладко. Скандальная атмосфера вокруг выхода сборника «Шедевры» и эпатажность некоторых стихотворений привлекли внимание к новому течению в поэзии. А Брюсов стал известен в поэтических кругах, как пропагандист и организатор символизма в России.

Декадентский период в творчестве Брюсова заканчивается с выходом второго сборника стихов «Это я» в 1897 году. Здесь молодой поэт все еще представляется холодным мечтателем, отрешенным от ничтожного, ненавистного мира.

Но постепенно к нему приходит переосмысление своего творчества. Героизм и возвышенность, таинственность и трагедию Брюсов видел везде. Определенную ясность его стихи приобретают, когда в конце XIX века в литературе происходят значительные изменения и символизм видится как самодостаточное течение.

Выход следующих сборников («Третья стража» - 1900 г., «Городу и миру» - 1903 г., «Венок» - 1906 г.) выявили направленность поэзии Брюсова в сторону французского «Парнаса», отличительными чертами которого были историко-мифологические сюжетные линии, твердость жанровых форм, пластичность стихосложения, склонность к экзотике. Многое в поэзии Брюсова было и от французского символизма с массой поэтических оттенков, настроений и неопределенностей.

Сборник «Зеркало теней», вышедший в 1912 году, отличался заметной упрощенностью форм. Но природа поэта одержала верх и позднее творчество Брюсова вновь направлено в сторону усложнения стиля, урбанизма, научности и историзма, а также уверенности поэта в существовании множества истин в поэтическом искусстве.

Внепоэтическая деятельность

При описании краткой биографии Брюсова Валерия Яковлевича необходимо затронуть некоторые важные моменты. После окончания университета в 1899 году Валерий Яковлевич работал в журнале «Русский архив». В этом же году он возглавляет издательство «Скорпион», задачей которого было объединить представителей нового искусства. А в 1904 году Брюсов становится редактором журнала «Весы», который становится флагманом русского символизма.

В это время Валерий Яковлевич пишет множество критических, теоретических, научных статей на различные темы. После упразднения журнала «Весы» в 1909 году, он возглавляет отдел литературной критики в журнале «Русская мысль».

Потом была революция 1905 года. Брюсов воспринял ее, как неизбежность. В это время он пишет ряд исторических романов и занимается переводами. После октябрьского переворота он активно сотрудничает с советской властью и даже вступает в партию большевиков в 1920 году.

В 1917 году Валерий Брюсов руководит комитетом по регистрации печати, заведует научными библиотеками и лит. отделом Наркомпроса. Он занимает высокие посты в Государственном ученом совете и читает лекции в МГУ.

В 1921 году Брюсов организует Высший Литературно-художественный институт и становится его первым ректором. Одновременно он преподает в Институте слова и Коммунистической академии.

Скончался Валерий Яковлевич Брюсов в своей московской квартире в 1924 году, 9 октября от крупозного воспаления легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Известный российский поэт Валерий Яковлевич Брюсов родился в декабре 1873 года в Москве в купеческой семье. Отец его, несмотря на принадлежность к «практичному сословию», очень увлекался естественными науками и литературой. Любовь к книгам он передал и сыну. С детства маленький Валера слушал разговоры на «умные» темы, читал научные книги. Особенно привлекали его биографии великих людей.

В 11 лет Брюсова отдают в гимназию, где его принимают сразу во второй класс. Мальчик настолько отличается по своему интеллекту от остальных учеников, что они первое время нещадно издеваются над ним. Чуть позднее гимназисты начинают понимать, что Валера не только знает много интересного, но и может пересказывать книги целиком. У Брюсова появляются друзья. Уже с тринадцати лет он мечтает сам писать книги. В гимназии кроме литературы и истории любимыми предметами будущего поэта становятся астрономия и философия. Во время учёбы он издаёт рукописный журнал «Начало», который становится его первым «литературным трудом».

После окончания гимназии Л.Поливанова в 1892 году Брюсов поступает в университет на историко-филологический факультет. Здесь он углублённо изучает древние и современные языки, историю, классических и современных философов, литературу и искусство.

В год поступления Брюсову впервые попадают в руки произведения французских символистов, которые производятт на него неизгладимое впечатление. В 1894-1895 годах он издаёт свой первый литературный сборник под названием «Русские символисты». Почти все произведения написаны Брюсовым, хотя большинство - подписаны разными псевдонимами. В 1895-1896 - выходит второй, уже авторский сборник поэта «Шедевры». Обе книги вызывают жёсткие отзывы критики, но Брюсова это совершенно не расстраивает, т.к. он считает себя носителем новых литературных идей и уверен, что всё новое пробивает себе дорогу « с боем». Нового последователя поэзии символизма принимают в свой круг известные писатели этого направления: Ф.Соллогуб, Д.Мережковский, З.Гиппиус и другие. Еженедельно Брюсов встречается с московскими модернистами. В этот период он много занимается переводами зарубежной классики. Начинает писать фантастические произведения.

В 1897 году впервые выезжает в Германию, где находит своё личное счастье. Супруга на всю жизнь становится его помощницей и в литературном творчестве.

После окончания университета Брюсов «с головой» уходит в литературную деятельность. Два года работает в редакции журнала «Русский архив». Позднее переходит в новое издательство «Скорпион», которое издаёт произведения модернистов. Принимает непосредственное участие в создании лучшего журнала символистов - «Весы».

В 1900 году выходит сборник стихов Брюсова «Третья стража», после которого поэт получает настоящее признание.

Творческий расцвет

В 1903 и 1906 годах, на волне творческого взлёта, поэт выпускает две своих лучших поэтических книги - «Граду и миру» и «Венок». Постепенно поэзия его становится более простой и душевной, более понятной в выражении чувств.

В первом сборнике прозы «Земная ось» возникают фантастические произведения, а также драма «Земля» - выражаясь современным языком - роман-катастрофа. В 1908 году писатель заканчивает исторический роман «Огненный ангел» с элементами «готики». В 1909 году проводит исследование, которое можно назвать первой работой по отечественному фантастоведению - «К характеристике Гоголя», где исследует творчество Гоголя как фантаста.

За два года (1911-1912) Брюсовым написаны сборник рассказов «Ночи и дни», повести, роман «Алтарь победы» и множество новых фантастических произведений. Он впервые занимается теоретическими разработками написания научно-фантастических рассказов и повестей.

В годы первой мировой войны Брюсов некоторое время работает на фронте военных корреспондентом. Но вскоре возвращается домой, ужаснувшись бессмысленности и жестокости войны.

Произведения писателя всё больше отходят от позиций символизма и отвлечённых мотивов. Брюсов начинает «видеть» и восхищаться человеком труда, который преобразует землю и покоряет природные стихии.

Революционное возрождение

Созвучной его мыслям и чаяниям оказывается Октябрьская революция. Брюсов полностью принимает её, становится активным сторонником социалистических преобразований и даже членом Коммунистической партии. Уже с начала 1918 года, когда большинство интеллигенции стояло ещё на выжидательных или даже враждебных позициях по отношению к Советской власти, Брюсов является к А.В.Луначарскому, занимавшему тогда пост наркома просвещения, и предлагает свою помощь.

Валерий Яковлевич ведёт огромную работу по возрождению культуры в советской России. Он возглавляет научные библиотеки, занимается вопросами художественного образования, является членом Государственного учёного совета, профессором Московского университета, председателем Всероссийского союза поэтов, редактирует журнал «Художественное слово» и занимается ещё множеством дел по поднятию культурного уровня народа. При этом он успевает писать и выпускает шесть сборников новых стихов, пишет фантастические произведения, устремлённые в будущее, экспериментирует с новой ритмикой стиха. Сквозь голод и разруху гражданской войны он видит светлое и счастливое будущее для своей страны и готов для этого много работать.

К сожалению, здоровье Брюсова оставляет желать лучшего. В 1924 году его провожают в последний путь на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Интересные факты:

Он был первым человеком в России, прочитавшим в широкой аудитории доклад об Атлантиде.

К стихотворениям Валерия Брюсова писали музыку Сергей Рахманинов и Михаил Гнесин, Александр Гречанинов и Рейнгольд Глиэр. Однако поэт не только писал стихи - он создавал пьесы и переводил зарубежных авторов, выпускал журналы и руководил литературным институтом. Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого , ни Тургенева , ни даже Пушкина ; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова , и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть» . Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию - «Лягушка».

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана - после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья - в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

«Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы - сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал... У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги».

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-х годах Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов - Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» - она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт уделял много времени иностранным языкам - иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.

В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня» .

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» - «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки... Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник - «Это - я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу - сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами - поэт посвятил Константину Бальмонту . Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это потому, что они были неделями счастья. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что же? Так есть» . Иоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не давала их выбрасывать во время уборок, а после - стала настоящей хранительницей брюсовских трудов.

Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 год. Фотография: М.Золотарева

Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами - Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус , Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» - именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты - разумеется, чужой рукой.

В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м - сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет - мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.

Корреспондент, переводчик, профессор

В годы Первой мировой войны Валерий Брюсов работал военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости». Но патриотические настроения первых лет войны быстро угасли. Иоанна Брюсова вспоминала, что он «возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения». В этот период появились критические стихотворения Брюсова, но они так и остались неопубликованными.

В эти годы Валерий Брюсов сосредоточился не на сюжетах своих новых стихотворений, а на форме стиха и поэтической технике. Он подбирал утонченные рифмы, писал классические французские баллады, изучал приемы поэтов александрийской школы. Брюсов стал виртуозом импровизации: он создавал классический сонет за рекордно короткое время. Один венок сонетов «Роковой ряд» из пятнадцати произведений Брюсов создал всего за семь часов.

В 1915 году по заказу Московского армянского комитета Валерий Брюсов начал готовить сборник национальной поэзии. Антология охватывала полторы тысячи лет истории Армении. Поэт занимался и организацией работы, и переводами, и редактурой книги, и ее подготовкой к печати. Когда сборник вышел, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Позже он получил звание народного поэта Армении.

После революции Валерий Брюсов стал государственным служащим. Сначала он руководил Комитетом по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем президиума Всероссийского союза поэтов, помогал готовить первое издание Большой советской энциклопедии. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно-художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.

В 1924 году поэта не стало - он умер от воспаления легких. Валерия Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище.

Брюсов считается, если не создателем русского символизма, то одним из наиболее заметных деятелей этого направления. На стыке веков, когда пришелся период творческого акме поэта многие люди создавали невероятные произведения, открывали действительно новое и ценное. Таким, наверное, бывает всегда развитие переходного периода, но, конечно, и личности, которые действуют в подобные периоды, далеко не являются банальными.

Брюсов родился 1 декабря 1873 года в довольно богатой семье, с большой библиотекой. Особенностью его воспитания является уклон в сторону идей материализма. Удивительно, но Брюсову в детстве не читали сказок, не рассказывали истории о домовых или чем-то подобном, но активно развивали в сфере идей Дарвина.

В юношестве поэт обучился в двух московских гимназиях, далее окончил историко-филологическое направление в университете, в 1895 году издает первый сборник Шедевры, далее следует Третья стража. Эти стихи создавались под воздействием французских символистов, которые Брюсову сильно импонировали. Из ориентиров в русской лирике следует отметить Некрасова, которого разрешали читать в детстве в отличие от Пушкина и Толстова, в которых семья Брюсовых не видела образовательного потенциала для ребенка.

К началу 20 века поэт становится признанным критиками, обретает узнаваемый стиль. Также он проникается идеями нового общественного устройства, ратует за преобразования в стране, хотя со временем Брюсов перестанет восхвалять революцию и вернется к чистому творчеству. При этом он конечно останется основным идеологом и, если возможно так выразиться, паровозом русского символизма, поэзии намеков, как он сам выражался.

В начале 20 века он занимается литературными журналами, переводами и драматургией. Когда начинается Первая мировая, поступает на службу военным корреспондентом. По итогу войны Валерий Яковлевич остается полностью разочарованным в патриотизме и политике, начинает занятия сугубо искусством.

Этот период интересен сонетами, сборниками Опыты и Сны человечества и, конечно, великолепными исследовательскими статьями о Пушкине. Подобно Блоку Брюсов принимает революцию, но после этого живет не много и в 1924 году оставляет этот мир, как бы закрывая серебряный век русской поэзии.

Биография 2

Брюсов Валерий Яковлевич – легенда русского символизма, без преувеличения один из наиболее значимых поэтов начала предыдущего века. Для этого человека судьба сложилась довольно благосклонно, и он умело использовал данное ему для того чтобы впитывать в себя знания, для того чтобы работать над собственным творчеством, преобразовывать искусство в целом.

Родился Валерий Яковлевич в 1873 году в семье купцов, довольно богатой и благодаря этому он с детства мог увлекаться искусством. Он начал писать в раннем возрасте, с детства читал французских символистов, благодаря чему потом сам стал идеологом русского символизма. Основой этой поэзии является поиск чего-то не высказанного и принципиально не высказываемого, не осязаемого, уход от объективной действительности в сферу полутонов и намеков, в область грез, мечтаний и подобных феноменов.

Учился поэт в московском университете, где вбирал в себя знания из самых разных областей от истории до философии. Помимо этого с раннего возраста он был довольно привязан к различным мистическим историям и тайным областям знаний. Брюсов в итоге стал довольно большим мистиком и об этой склонности знали многие его современники.

В целом, молодость поэта была довольно насыщенной, он увлекался многими прогрессивными для того времени идеями (к примеру, теорией Дарвина и атеизмом, за пропаганду которого его благополучно отчислили из гимназии) ходил на скачки, к которым его приучил отец, глубоко изучал математику. В общем, сказать о всестороннем развитии этого человека – не сказать ничего. За учебу в университете он выучил 20 языков, современных и старинных, в каждой области он проявлял невероятное старание и достигал высокой степени совершенства.

В начале 1900-х годов поэт начинает работать в духе урбанистики и довольно активно сочувствует новым революционным идеям. Тем не менее, он продолжит так практически только до революции 1905 года, после чего вернется к чистым идеям символизма и станет идеологом этого движения. В 1910-х Брюсов постепенно сменяет роль лидера символистов на более сдержанную и становится проводником академических взглядов, хотя основой творчества во многом остается именно символизм.

Тем не менее, революцию 1917 года поэт принимает, он получал награды от новой власти, продолжил работать на Ниве искусства и многое сделал для советской культуры, к примеру, работал над созданием Большой Советской Энциклопедии, которой пользуются до сих пор. Сначала поэт считал новые времена возможностью избавиться от капиталистического рабства, но в итоге все-таки разочаровался в этом и даже поменял стилистику творчества, сделав его более непонятным для простых народных масс. Скончался в 1924 году.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Также он является одним из основоположников русского символизма.

Личная жизнь

Достигнув 23-летнего возраста, молодой парень женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до самой смерти. Детей в семье не было.

По своей натуре Брюсов был весьма собранным, целеустремленным и волевым человеком. Однако в то же время он проявлял слабость к азартным играм, ночным ресторанам, эротике и т.д.

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как , Сергей Соловьев и Андрей Белый.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых .

Литературное окружение

В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как , Гиппиус, Минский, Сологуб и др.

В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».

Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».

В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».

Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.

Исторические романы и концепции

Всегда занимала одно из центральных мест в биографии Брюсова. Он старался давать объективную оценку любым событиям, происходящим, как в России, так и за рубежом.

Революцию 1905 г. он воспринял как неминуемое уничтожение культуры прошлого. Одновременно с этим он не отрицал возможности собственной гибели, поскольку был частью старого мира (см. стих «Грядущие гунны»).

Со временем Брюсов потерял интерес к политическим событиям. Вместо этого он начал активно изучать закономерности исторических процессов.

В своих сочинениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он в подробностях описывал различные эпохи, стараясь показать кризисное состояние мира посредством исторических аналогий.

В начале Первой мировой войны, поэт был пропагандистом патриотизма. Однако работая военным корреспондентом и воочию увидев все ужасы войны, он пересмотрел свои взгляды.

Переводческая деятельность

В 1898 г. Брюсов познакомился с Бартеневым, который был главредом журнала «Русский архив».

В результате между ними завязались дружеские отношения, и в скором времени Валерий Яковлевич начал работать в его издании.

Практически все рабочее время он занимался переводами, причем с каждым годом его переводы становились все более качественными и детальными.

После революции

После Октябрьской революции, главным организатором которой был , Брюсов принял власть большевиков.

Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.

Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.

В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.

Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.

В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.

Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.

Последние стихи

В последние годы жизни Брюсов не переставал экспериментировать с различными стилями написания стихов.

Интересен факт, что в его последних работах присутствует научная поэзия, основоположником которой был французский поэт Гилем.

К подобным стихотворениям можно отнести «Явь», «Мир N измерений» и «Мир электрона».

Многие современники Валерия Брюсова не понимали его произведений из-за их чрезмерной сложности. Однако это в очередной раз говорило о его таланте и существовании уникальных приемов стихосложения.

Наследие Брюсова

За свою биографию Брюсов написал не только множество стихов символизма. Также он получил известность как прекрасный переводчик английских, французских, немецких, итальянских и античных поэтов.

Кроме этого, ему удалось написать целый ряд критических статей, помогающих лучше понять качество тех или иных произведений.

Брюсов оставил глубокий след в русском литературоведении, а также стал автором новых форм стиховедения.

Смерть

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 г. в возрасте 50 лет. Причиной его смерти стало воспаление легких. Могила великого поэта-символиста находится на Новодевичьем кладбище.

Если вам понравилась биография Брюсова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – обязательно подписывайтесь на сайт сайт .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы