Про деток, от рождения до школы

Почему надо быть хорошим читателем, чтобы стать хорошим писателем? Ну, или не факт, что писателем, а копирайтером, журналистом или блогером? Это все писательская деятельность в большей или меньшей степени. Во всех случаях человек, пишущий какие-то вещи или посты должен уметь писать, но не иметь просто навык письма, без которого просто не будет ничего, а именно уметь преподносить информацию в таком виде и формате, чтобы воздействовать на чувства читателя, который может выступать потребителем или просто человеком, который через какое-то СМИ даже типа блога пытается получать интересную для себя информацию.
Так вот, чтобы быть хорошим писателем – надо стать хорошим читателем. Но не читать посты в популярных социальных сетях у различных звезд, а именно читать литературу. Полноценную и интересную для себя. Что же касается профессиональной литературы, то здесь я хочу вам посоветовать несколько книг, которые прочел и сам, поэтому знаю, о чем там написано. Все они посвящены копирайтингу и написанию текстов, хотя могут пригодиться и остальным, так как понятие «копирайтер» стало достаточно размытым и зачастую работодатель подразумевает под словом «копирайтер» и блогера, и журналиста, и рерайтера, и вообще кого угодно!
Первая книга, которую я смело советую вам – это «Копирайтер, расти!» П. Панды, который и написал данное профессиональное произведение. Там очень много дельных советов. Эта книга может развить не только кругозор читателя, который прочтет ее подобно классической литературе, но и может помочь в приобретении каких-либо профессиональных навыков в своей профессиональной деятельности копирайтера.
Вторая книга, которая тоже может очень помочь – это «Копирайтинг. Как не съесть собаку» Д. Кота, который и есть автор этой профессиональной литературы. Забегу сразу и скажу, что все три книги, о которых я расскажу в этой статье, учат приблизительно одному и рассказывают о приблизительно одном и том же, однако это не означает, что надо прочитать только одну из трех книг! И ни в коем случае не стоит слушать эти книги в аудио-формате, так как это нарушит восприятие многих примеров, которые лучше именно как-то воспринять в письменном формате.
Третья книга, которую я тоже советую почитать – это «Копирайтинг. Тексты, которые продаются». Напомню, что эта книга, как и другие вышеперечисленные, помогут не только копирайтерам, которые трудятся над рекламными текстами, потому что там даются дельные советы по написанию текстов вообще!
В общем, такие книги могут помочь развить и кругозор, и профессиональные навыки, и дать знать заказчику, что вы не просто решили стать копирайтером, потому что вам так захотелось, а потому что вы что-то прочли из профессиональной литературы. Процесс самообразования – вообще один из самых интересных и сложных. Современного и даже профильного филологического образования может не хватить. Я знаю массу филологов и людей, которые вроде имеют филологическое и гуманитарное образование, однако при письменной речи даже пары слов связать не могут.

«О, времена! О, нравы! » - воскликнул бы Цицерон сегодня, и был бы прав! Многое изменилось со времен Платона и Гомера, Пушкина и Лермонтова, Диккенса и Марка Твена. Стиль жизни стал до неузнаваемости простым, приходящим, мимолетным. Но больше всех изменились люди, читатели.

Впору бы спросить - а есть ли читатели сегодня и какие они? Разумеется, люди еще не разучились использовать книги по назначению, и достаточное количество современных мегаполисных жителей время от времени читают. Только вот журналы и статьи, рассылаемые по интернету, вряд ли могут похвалиться высоким качеством своего содержания. Так что же это - отсутствие писателей должного уровня или просто наша неразборчивость в читаемом?

Наверное, процесс деградации читателей сегодня - двусторонен. Это и наша «всеядность» и, как следствие, целый сонм авторов, которых и писателями назвать трудно. Та волна беллетристики, бульварного чтива и низкопробных романчиков, которая затопила наши умы и сердца, будет заполнять книжные магазины до тех пор, пока мы их покупаем. Нет спроса - не будет предложений.

Все познается в сравнении, поэтому говорить о современном читателе будет объективнее с позиции сопоставления. На что направлена была литература 18-19 веков? О чем писали, а точнее что давало чтение произведений Пушкина, Лермонтова, Толстова, Гете, Вальтера Скотта, Бальзака, Салтыкова-Щедрина и многих других? Прежде всего, читатели воспринимались авторами, как думающие и трезвомыслящие люди. И великие произведения золотого и серебряного века литературы дарят порыв, вдохновение, желание продумать и прочувствовать. Книги, романы и поэмы были итогом многолетнего труда, долгих поисков, духовных и творческих исканий авторов.

Что представляют собой книги 21 века, а соответственно и их читатели? Достаточно вот такого небольшого списка, чтобы понять интересы современных читателей - Борис Акунин, Александра Маринина, Ник Перумов, Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Джоан Роулинг, Стивен Кинг. Беллетристика, детективы, развлекательное чтиво - вот на что направлены современные умы писателей 21 века.

Интересны ли произведения наших современников?

Заставляют ли они всерьез задуматься?

Не хочу сказать, что вся современная литература плохая. Нет, она выполняет свои функции. Отвлекает, развлекает, заставляет забыть серые неинтересные будни. Те же детективы Дарьи Донцовой весьма неплохо написаны. Или книги фантаста 21 века Джорджа Мартина, которым зачитываются поклонники жанра, крайне интересны и талантливы. Вопрос в другом - пробуждают ли современные произведения к работе мысли, к полету духа? В ответе на этот вопрос и кроется сущность современного читателя.

Современный читатель - это человек, который не хочет жить в реальности. В той, в которой ему приходится существовать каждый день. Это человек, которому книга дарит несколько счастливых, но преходящих минут другой, более интересной жизни.

Читатель это участник литературного процесса, диалога, который ведет с ним писатель в своих произведениях. В зависимости от предмета изучения (генезис, структура, функционирование произведения) содержание понятия читатель видоизменяется; основных значений - три.Адресат (воображаемый, имплицитный читатель) - авторское представление о читателе, влияющее на содержание и стиль создаваемого произведения. Сам акт письма предполагает акт чтения, даже если пишущий скрывает от других свои записи (дневники, черновики), считая целью своего творчества только самовыражение. Для художественного творчества установка на автокоммуникацию или обращение к какому-то одному лицу (как в частной переписке) не характерна. Л.Н.Толстой любил называть свои сочинения «совокупными письмами» (Полное собрание сочинений: В 90 томах, 1954. Том 71). Понятие воображаемого читателя введено в литературоведческий обиход как противопоставление реальному читателю. В 1922 А.И.Белецкий выделил в особую читательскую группу «воображаемых» собеседников читателя. В 1926 В.Н.Волошинов (М.М.Бахтин), рассматривая любое «высказывание» как социальное общение, также различает того «слушателя», по отношению к которому «ориентируется произведение», и «действительную публику, которая фактически оказалась читательской массой данного писателя» (Волошинов В. Слово в жизни и слово в поэзии Звезда. 1926. No 6). Это разграничение принято и в современных работах (Х.Р.Яусс, М.Науман, В.Изер, В.В.Прозоров). Понятие адресата, подчеркивающее диалогическое начало в творчестве, позволяет рассматривать текст как воплощение определенной авторской программы воздействия, которое следует отличать от восприятия, где активной стороной выступает реальный читатель ;

В произведении. Введение литературных мотивов в творчество часто приводит к созданию образа читателя, в т.ч. идеологически и эстетически чуждого автору. В истории европейской литературы последовательно стал вводить беседы с читателем в романное повествование Г.Филдинг («История Тома Джонса, найденыша», 1749); они - важный компонент художественной структуры многих произведений разных жанров: роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) Л.Стерна, поэма «Дон Жуан» (1818-23) Дж.Байрона, «Евгений Онегин» (1823-31) А.С.Пушкина, «Мертвые души» (1842) Н.В.Гоголя, «Что делать?» (1863) Н.Г.Чернышевского, «За далью-даль» (1953-60) А.Т.Твардовского, эссе «На воде» (1888) Г.Мопассана, роман У.Эко «Имя Розы» (1983). У поэтов часто вычленяются циклы стихов о поэзии, где образно представлены и читатель друг и читатель недруг . Эта тема остро переживается в ситуациях конфликта автора и его реального читателя; так, у романтиков устойчива оппозиция: поэт- толпа; иногда автор провидит своего идеального читателя лишь в потомке (стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», 1913, М.И.Цветаевой). Другой вариант образа читателя - персонаж, участвующий в сюжете и характеризующийся также через круг чтения, литературные вкусы (Макар Девушкин в «Бедных людях», 1846, Ф.М.Достоевского, главный герой романа Г.Гессе «Степной волк», 1927). Изображение персонажей как читателей отражает эстетические, литературно-критические взгляды писателя: прямо (если герой передает мысли автора, как Райский в романе И.А.Гончарова «Обрыв», 1869) или косвенно (литературные восторги комических персонажей - Крутицкого в пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1868). Существует пограничный - художественный и литературно-критический одновременно - жанр, участники которого представлены в основном как читатели, зрители спектакля: «Критика «Школы жен» (1663) Ж.Б.Мольера, «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836) Гоголя, «Литературный вечер» (1880) Гончарова, «Первая пьеса Фанни» (1911) Б.Шоу;

Реальный читатель (публика, реципиент) изучается комплексно: не только литературоведением, но и смежными науками (социология, психология, педагогика и др.). В центре интересов литературоведа - преломление в восприятии реального читателя свойств произведения, реализация его «потенциала восприятия» (Науман). Функционирование произведения складывается из откликов на него читателей, критиков и писателей.

Ольга Поварова

«12 месяцев для чтения» – так называется блог, который ведет, заместитель директора по работе с читателями череповецкого «Объединения библиотек». Из разговора с ней мы узнаем, чем интересен такой способ продвижения чтения.

Лариса, расскажите о блоге вашей библиотеки.

Всё началось с создания клуба для читающих череповчан «Литературный абонемент» в сентябре 2011 года. После нескольких попыток собрать горожан в библиотеке мы поняли, что мало кто хочет лично общаться по поводу прочитанного. Как раз в этот период очень популярным стало блогерское движение, и мы решили совместить клуб и блог. Никто из коллег блога никогда не вел, поэтому пришлось обратиться к опыту других библиотек. К тому времени уже несколько лет существовали блоги «Библиомания», «Мышь библиотечная», «Библиосейшн». В «Библиомании», блоге методиста Ирины Огневой из Арзамаса, нашлась пошаговая инструкция по созданию библиотечного блога, которой мы и воспользовались. Технически всё оказалось не так сложно: платформа blogger удобна и проста в использовании. А вот с идеей и наполнением блога пришлось повозиться. Повторяться не хотелось – хотелось сделать что-то особенное, чего еще ни у кого не было. Так и родился наш блог «12 месяцев для чтения» .

Наш блог адресован в первую очередь читателям: мы размещаем здесь рецензии и предлагаем книги для чтения. Естественно, всё, о чем мы пишем, нами прочитано. Каждый из библиотекарей – авторов блога имеет свои читательские пристрастия: кто-то увлекается фантастикой, кто-то – историческими произведениями, кто-то интересуется психологией и штудирует экономическую литературу. Поэтому спектр рецензий достаточно большой, хотя и не всеобъемлющий, но мы сознательно ориентируемся на наши личные предпочтения. Невозможно написать о книге хорошо, если тебе вменили в обязанность о ней написать. Пробовали – не получается. Наша основная цель – увлечь книгой читателя, сделать так, чтобы ему захотелось прийти в библиотеку, снять эту книгу с полки, полистать, взять домой и прочитать. Это вообще глобальная цель библиотеки – приучать людей к чтению, давать им понять, что чтение – это не работа, это удовольствие. И, как мне кажется, нам удалось добиться успеха. Посудите сами: просмотров блога за 2 года более 150 000, и в библиотеке стали спрашивать книги, о которых мы пишем. Мы устраиваем на абонементе выставки книг под названием «Блог “12 месяцев для чтения” рекомендует» – книги разлетаются, как горячие пирожки, только успеваем искать на полках дополнительные экземпляры. Еще очень приятно, что нас оценили коллеги. В 2012 году мы заняли первое место во Всероссийском конкурсе библиотечных блогов в номинации «Блог-дебют года». И все члены жюри отметили, что «12 месяцев для чтения» – единственный по-настоящему библиотечный блог: ведь мы пишем о книгах, а не о нашей работе. Диплом и кубок теперь стоят на виду и вдохновляют работников библиотеки.

Череповецкая библиотека подключена к ресурсам «ЛитРес» и «БиблиоРоссика». Почему, с вашей точки зрения, это необходимо современной библиотеке?

Современной библиотеке нельзя без электронных ресурсов. Мы почти год тестировали разные базы и выбрали две, на наш взгляд, наиболее подходящие для наших пользователей. Это очень полезные и очень разные ресурсы: «ЛитРес» – электронная библиотека художественной и научно-популярной литературы, «БиблиоРоссика» – база отраслевой и учебной литературы, которой пользуются в основном студенты, преподаватели, аспиранты. Ресурсы предоставляют для скачивания аудиокниги и электронные версии разных форматов. Здесь представлены и русская литература, и зарубежная, и классика, и новинки. В «БиблиоРоссике» электронная версия книги сделана так, что совпадает с печатной по страницам. Это очень удобно для цитирования при написании исследовательских работ.

Конечно, ничто не заменит бумажную книгу. Но у электронных ресурсов есть свои преимущества. Я, например, уже несколько раз сталкивалась с тем, что школьники охотнее читают книги в электронном формате – вероятно потому, что так объем издания не кажется им столь ужасающим. Кроме того, электронную книгу проще брать с собой и читать, например, в транспорте.

Современный читатель – какой он, на ваш взгляд?

Читатель сегодня самый разный. Кто-то интересуется легким чтением ради развлечения. Кто-то читает исключительно лауреатов литературных премий, иногда даже только потому, что это «модно». Многие спрашивают исторические издания. Нарисовать некий «собирательный образ» нашего читателя довольно трудно. У нас читают люди разных возрастов: от будущих мамочек, которые решают приобщить к литературе еще не родившегося малыша, до пенсионеров, которые любят коротать вечер за книгой. Людей среднего возраста среди наших читателей, к сожалению, меньше. Но это если говорить о тех, кто приходит в библиотеку лично. А вот читателями электронных книг как раз и становятся студенческая молодежь и работающие череповчане, поскольку такой способ выбора книг не требует прихода в библиотеку. Достаточно просто зайти в свой кабинет на электронном ресурсе и заказать нужное издание.

ЧИТАТЕЛЬ

чита тель

1) Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение.

2) Посетитель общественной библиотеки, читальни.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧИТАТЕЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре постмодернизма:
    - адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования - в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    журнал еженедельный; в тексте рисунки мод. Издается в Москве с 1899 г. Издатели Д. П. Ефимов и А. С. Сергеев. …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, м. 1. Человек, к-рый занят чтением каких-н. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? журнал еженедельный; в тексте рисунки мод. Издается в Москве с 1899 г. Издатели Д. П. Ефимов и А. С. …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    чита"тель, чита"тели, чита"теля, чита"телей, чита"телю, чита"телям, чита"теля, чита"телей, чита"телем, чита"телями, чита"теле, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    чтец, лектор (ж. род: лектриса). Неточно у Грибоедова: "Я глупостей не …
  • ЧИТАТЕЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    пользователь, посетитель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение. 2) Посетитель общественной библиотеки, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    читатель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Орфографическом словаре:
    чит`атель, …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни Зал для читателей. читатель человек, который занят чтением каких-нибудь произведений, к которому обращены произведения …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    читателя, м. тот, Кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. Всегда я рад заметить разность …
  • ЧИТАТЕЛЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЧИТАТЕЛЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Тот, кто читает, к кому обращен текст, кому предназначено произведение. 2. Посетитель общественной библиотеки, …
  • ВЕЛИКАЯ АКАДЕМИЯ - ЖИЗНЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:03:24 Цитаты из диалога В.Быкова — Л.Лазарева «Великая академия — жизнь», 1975 (автор Быков, Василь Владимирович) …
  • ЧТЕНИЕ
    специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Ч. - не одностороннее …
  • НАРРАТИВ в Новейшем философском словаре:
    (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - понятие философии постмодерна, фиксирующее про-цессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Термин заимствован …
  • БОРХЕС в Новейшем философском словаре:
    (Borges) Хорхе Луис (1899-1986) - аргентинский мыслитель и писатель. Классик жанра эссе-новелл. Президент Аргентинского общества писателей (1950). Директор Национальной библиотеки …
  • ТЕЛО в Словаре постмодернизма:
    - термин традиционного эстетического и социо-гуманитарного знания (см. также Телесность), обретающий имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. В …
  • ТЕКСТ-НАСЛАЖДЕНИЕ в Словаре постмодернизма:
    - понятие постмодернистской текстологии, выражающее видение ею своего объекта как принципиально плюрального и не подлежащего однозначно исчерпывающей интерпретации. Введено Р.Бартом …
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА в Словаре постмодернизма:
    - метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов амбивалентной тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках постмодернистской программы преодоления …
  • СМЕРТЬ АВТОРА в Словаре постмодернизма:
    - парадигмальная фигура постмодернистской текстологии, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения. В аксиологической системе постмодернизма автор символизирует идею …


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы