Про деток, от рождения до школы

20 мая 2017 на 82-м году жизни после продолжительной болезни скончалась выдающая виолончелистка, Народная артистка СССР, профессор Московской консерватории, Наталия Николаевна Шаховская.

Училась в МССМШ им. Гнесиных по классу виолончели у Д. Б. Любкина, затем у А. К. Федорченко (окончила в 1954 году). В Московской консерватории занималась у С. М. Козолупова (окончила в 1959 году), в аспирантуре под руководством М. Л. Ростроповича (окончила в 1962 году).

Игра Наталии Шаховской отличалась глубиной и содержательностью, многокрасочностью звучания, масштабом и темпераментом.

«Наталия Шаховская артистка большого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виололчель в ее руках звучит многокрасочно и объемно, она умеет крупную форму писать большими мазками»,

— говорил Мстислав Ростропович.

Наталия Шаховская гастролировала во многих странах мира. В репертуаре практически вся классическая сольная и ансамблевая литература для виолончели. Ей посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдулиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе.

С 1964 года была участницей фортепианного трио с Е. В. Малининым и Э. Д. Грачом. Выступала с дирижерами К. Зандерлингом, Д. Китаенко, К. Кондрашиным, К. Мазуром, Н. Рахлиным, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Спиваковым, А. Хачатуряном, М. Шостаковичем.

В 1959–62 годах преподавала игру на виолончели в Московском музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, в 1963–93 - в музыкальном училище при Московской консерватории. С 1962 года ведет класс виолончели в Московской консерватории, в 1974–96 - и.о. заведующей кафедрой виолончели и контрабаса, с 2000 - заведующая кафедрой виолончели.

В 1995–2000 - декан кафедры струнных инструментов ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии (Испания).

Среди учеников Заслуженные артисты РФ А. Дёмин, А. Загоринский, А. Найдёнов, К. Родин, А. Селезнёв, С. Судзиловский, М. Тарасова; свыше 50 лауреатов международных и всесоюзных конкурсов: Б. Андрианов, С. Багратуни, В. Бальшин, О. Галочкина, Е. Горюнов, Т. Заварская, И. Зубковский, О. Коченкова, Д. Озолиня, В. Пономарёв, Н. Савинова, П. Суссь, Н. Хома, Д. Цирин, Д. Чеглаков, Д. Шаповалов и другие.

Иностранные студенты, концертирующие виолончелисты: С. Аттертон (Франция), Т. Мерк (Норвегия), У. Шайфер, Г. Торлеф (Германия), Д. Вейс (Чехия), Э. Валенсуэло (Чили), Д. Урба (Латвия), и другие.

Наталия Шаховская проводила мастер-классы в России и во многих зарубежных странах. Член жюри Международного конкурса виолончелистов им. П. И. Чайковского (начиная с Пятого - постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов им. М. Ростроповича в Париже, ARD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), им. В. Лютославского в Варшаве, конкурса им. Поппера (Венгрия), им. Давыдова (Латвия).

С 1966 являлась постоянным членом жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского им. П. И. Чайковского (Япония, Китай), «Классическое наследие» (Москва), конкурсов в Тольятти, Волгограде.

Наталия Шаховская – лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957, 1-я премия), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1961, 1-я премия), Международных конкурсов виолончелистов им. А. Дворжака в Праге (1961, 2-я премия), им. П. И. Чайковского в Москве (1962, 1-я премия).

Член Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П. И. Чайковского, МСМД, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ.

Награждена Орденом «Знак Почета» (1971), званием Народная артистка СССР (1991).

Панихида по Наталии Николаевне Шаховской состоится в среду, 24 мая 2017, в 11 часов в фойе Большого зала Московской консерватории. Отпевание – в 13.30 в Храме Малого Вознесения на Большой Никитской.

Похороны пройдут в 15 часов на Троекуровском кладбище.

сайт

Наталья Шаховская: «ЛЮБИТЕ МУЗЫКУ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СЕБЯ»

Народная артистка СССР, выдающаяся виолончелистка, завоевательница высших премий на международных конкурсах, которой с любовью посвящали свои произведения отечественные композиторы, знаменитый педагог, воспитавший несколько поколений прекрасных исполнителей, один из ведущих профессоров Московской консерватории, заведующая кафедрой виолончели – все это Наталья Николаевна Шаховская.

Конечно, не все, если упоминать о работе в зарубежном учебном заведении, о мастер-классах во многих странах, об участии в жюри более десятка конкурсов - о большом повсеместном авторитете этого крупного музыканта. В предновогодний месяц в Московской консерватории состоялся концерт-чествование Н.Н. Шаховской по случаю ее юбилея. А вскоре затем с Натальей Николаевной встретилась наш корреспондент Елизавета Андрианова.

Наталья Николаевна, ваша творческая деятельность насчитывает не один десяток лет. Расскажите, с чего все начиналось? Когда проявилась ваша целеустремленность в профессии, кто или что на нее повлияло?

Я ребенок военных лет - когда война закончилась, мне еще не исполнилось десяти. Я брала частные уроки по фортепиано, но Елена Фабиановна Гнесина, которой меня показали, посоветовала мне поступать не в фортепианный класс, для которого я была уже великовата, а в класс виолончели. Я тогда не испытывала яркого желания заниматься именно на виолончели - оно появилось только после того, как я впервые получила удовлетворение от своего выступления. Мне кажется, что сила стремления к цели просыпается тогда, когда человек, пусть незрелый, ощущает свой потенциал независимо от похвалы родителей или учителей. Когда человек получает удовольствие от того, что он делает, тогда начинается достаточно быстрый его музыкантский рост.

Вашими учителями были выдающиеся мастера – Семен Козолупов и Мстислав Ростропович. Чему они учили вас, помимо искусства игры на виолончели?

В Московскую консерваторию я поступила к Козолупову – в его класс мечтали попасть очень многие. Семен Матвеевич обладал феерическим даром педагога, он передал мне богатейшую профессиональную школу! Но я все время вспоминаю и ценные жизненные уроки, которые он демонстрировал своей биографией. Дело в том, что когда он учился в Петербургской консерватории, многие исполнительские вопросы ему приходилось решать самостоятельно. Он учился, посещая концерты, но самое главное, что у него было, это способность самостоятельно анализировать музыку и понимать, что именно надо сделать в произведении на своем инструменте.

Совершенно иной подход к преподаванию отличал Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Он буквально вовлекал в вихрь творческого процесса, в поток своего художественного мышления, создавая музыку, создавая настроение «здесь и сейчас». Однако общение с Мстиславом Леопольдовичем, а также с Галиной Павловной Вишневской, составляло и жизненную школу тоже. Для меня Ростропович и Вишневская были почти как родители - их советы затрагивали не только стороны музыкального воспитания. Заслуга Галины Павловны – в моем приобщении к моде, она же научила меня и правильно делать макияж. Когда мы готовились к Конкурсу Чайковского, Галина Павловна учила меня ходить по сцене. А Мстислав Леопольдович тоже присматривался ко мне перед конкурсом и однажды сострил: «Если тебя перекрасить в рыжий цвет, члены жюри подумают, что ты темпераментная». Конечно, этот отрезок жизни всегда со мной, я его никогда не забываю и постоянно черпаю оттуда бесценный опыт. Были моменты, когда под влиянием Ростроповича и Вишневской в корне менялись мои взгляды. Например, в годы учебы не за все сочинения, которые мне приходилось играть, я бралась с любовью и охотой. Тогда Мстислав Леопольдович говорил: «Никогда не спешите оценивать произведение - прежде послушайте, обдумайте, вникнете в него». Очень многое, что я получила от этих людей, стало моими заповедями, к которым я часто прибегаю в своей педагогической и исполнительской деятельности.

Это, наверное, очень трудно – научить студента самостоятельному художественному видению, зародить ту творческую искорку, которая отличает «музыкального копировщика» от художника?

Пожалуй, это самое важное. И, да, самое трудное. Мы можем сказать по первому взгляду, талантлив человек или нет. Но ведь бывают разные таланты. Бывают таланты интуитивные, бывают таланты с прекрасной головой. Главное же, чтобы у человека при наличии способностей было еще и стремление, чтобы он что-то хотел. С каждым студентом мне нужно найти общий язык, я должна его знать со всех сторон: чем он дышит, чем живет, и тогда я могу с ним общаться. Если у меня не получается найти этот контакт – наступает чисто формальное общение, которое, в общем-то не приносит особого результата.

Позвольте еще вопрос о вашей работе в Высшей школе музыки в Мадриде - наиболее престижном в Испании музыкальном учебном заведении.

Это частная школа, недавно она была перенесена в самый центр Мадрида рядом с королевским дворцом (раньше находилась в пригороде). Сейчас это колоссальное здание с замечательными классами, хорошим оборудованием и симпатичным концертным залом. Мне очень нравится, что у них нет академических экзаменов, как у нас. Учебный год там разделен на триместры, и в конце каждого даются публичные концерты. Это и есть их экзамен. Вынесение работы на публику – хорошее подспорье для творчества. Я была приглашена туда на кафедру виолончели с подачи Мстислава Леопольдовича. Из наших там работают Захар Брон и Дмитрий Башкиров. Русская исполнительская школа все еще очень высоко ценится за рубежом.

Современный темп жизни диктует свои правила и неизбежно откладывает отпечаток на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на искусство. Как вы видите эту ситуацию?

Сейчас очень трудное время для молодежи. Общая спешка и наличие таких источников информации, как Интернет, ведет к тому, что у человека все очень быстро получается, знания приобретаются без особого труда, и молодой человек зачастую не имеет времени, чтобы все это осмыслить. Простота получения информации, на мой взгляд, пагубна для творческого человека. Ведь очень важно в этом мире услышать себя. А спешка отражается и на занятиях. Я часто замечаю, что моя просьба повторить какой-то фрагмент из программы моментально находит отклик - студент тут же играет, даже не задумываясь при этом об истинной цели моей просьбы. Но зачем повторять бездумно? Нужно вдуматься в суть музыки, не спешить, уметь вслушаться в себя. Молодой человек должен входить в жизнь, «не топая ногами». Это необходимо, чтобы суметь почувствовать себя.

Вы играли с множеством музыкантов мирового уровня: что вам вспоминается о сотрудничестве с выдающимися дирижерами?

Встреча с каждым из них – это новое открытие. Когда рядом с тобой на сцене такие величины, как Курт Мазур, Томас Зандерлинг, Карло Цекки, ты ощущаешь партнера, а не просто «аккомпаниатора». Вообще, когда играешь с оркестром, ты находишься в огромном звуковом потоке, и это абсолютно другое ощущение музыки, чем когда ты выступаешь с коллегой-пианистом. Встреча с дирижером всегда волнующа, особенно перед первой репетицией. Вот, кстати: сегодняшняя всеобщая спешка наложила отпечаток и на этику концертной жизни. Раньше такие дирижеры, как Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский и другие, их ранга, не позволяли себе выйти к оркестру, не встретившись предварительно с исполнителем-солистом. Сейчас же нередко первая встреча с дирижером происходит прямо на сцене. В результате, мне кажется, уходит необходимая глубина сотворчества.

Наталья Николаевна, хочется узнать, волнуетесь ли вы на сцене? Проблема волнения, мне кажется, актуальна как для школьников, так и для крупных музыкантов. Как побороть в себе то губительное чувство, при котором на сцене многое из приобретенного попросту теряется?

Я всегда волновалась, выходя на сцену. Недавно я прочла интервью с одним молодым исполнителем, который говорил, что совсем не волнуется на сцене. Мне это даже показалось странным, потому что я не знаю среди своих коллег людей, которые бы не волновались, выходя на сцену. Побороть волнение помогает опыт, профессиональная оснащенность – чем ты больше готов к концерту, тем у тебя меньше потерь, и мандраж меньше. Но я считаю, что если у исполнителя совсем нет творческого волнения, того состояния, которое побуждает артиста на сцене к особой взаимосвязи с публикой, то этот артист, по-моему, никому не нужен. Хотя таких бывает много…

- Но есть волнение, а есть боязнь сцены. Как оставить первое, искоренив второе?

Хороший урок преодоления «сумасшедшего» волнения мне преподал в свое время Ростропович. Он настойчиво пытался мне внушить, что волноваться до потери качества игры не стоит. А потом ему это надоело, и он сказал: «Знаете, Натали, вы себя любите больше, чем музыку. Займитесь музыкой, и ваше «Я» отойдет на второй план». Это действительно так. Первые шаги на сцену всегда вызывают острое волнение, но когда начинается музыка, нужно увлечься ей, забыв про все остальное.

- Вы много работаете в жюри конкурсов. Каким должен быть музыкант, достойный звания лауреата?

Во-первых, это, несомненно, должен быть талант; во-вторых, профессионально крепкий исполнитель. Кроме того, в человеке должна быть индивидуальность, которая позволит ему запомниться публике.

Проходят годы, и я все больше убеждаюсь, что конкурсное движение, особенно в последнее время, превращается в вид спорта, что на желание человека участвовать в нем влияет знание о том, кто сидит в жюри, что к конкурсам появилось какое-то потребительское отношение. Нужно уметь отвлечься от спортивного интереса и разного рода привходящих причин во имя музыки. Ни на конкурсе, ни в любом другом публичном выступлении, никогда не надо забывать: прежде всего - ты музыкант.

Андрианова Елизавета
08.01.2011

Наталья Шаховская
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Наталья Николаевна Шаховская

Дата рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

СССР 22x20px СССР
Россия 22x20px Россия

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты
Жанры

классика

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ната́лия Никола́евна Шаховска́я (род. ) ― советская и российская виолончелистка , педагог. Народная артистка СССР ().

Биография

Выступала как сольная исполнительница, в том числе с оркестрами под управлением крупнейших мировых дирижёров, а также в камерных ансамблях (с 1964 ― в фортепианном трио с Е. Малининым и Э. Грачом). В репертуар Шаховской входит практически вся классическая и современная музыка для виолончели, в том числе произведения, написанные специально для неё и ей посвящённые.

В 1995―2000 гг. ― декан кафедры струнных инструментов . В 1998-2004 годах - профессор Российской академии музыки имени Гнесиных .

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Шаховская, Наталия Николаевна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шаховская, Наталия Николаевна

– А кто же у вас зовётся взрослым?.. Если такие есть, конечно же.
– Ну, разумеется! – искренне рассмеялась девочка. – Хочешь увидеть?
Я только кивнула, так как у меня вдруг с перепугу полностью перехватило горло, и куда-то потерялся мои «трепыхавшийся» разговорный дар... Я прекрасно понимала, что вот прямо сейчас увижу настоящее «звёздное» существо!.. И, несмотря на то, что, сколько я себя помнила, я всю свою сознательную жизнь этого ждала, теперь вдруг вся моя храбрость почему-то быстренько «ушла в пятки»...
Вея махнула ладошкой – местность изменилась. Вместо золотых гор и ручья, мы оказались в дивном, движущемся, прозрачном «городе» (во всяком случае, это было похоже на город). А прямо к нам, по широкой, мокро-блестящей серебром «дороге», медленно шёл потрясающий человек... Это был высокий гордый старец, которого нельзя было по-другому назвать, кроме как – величественный!.. Всё в нём было каким-то очень правильным и мудрым – и чистые, как хрусталь, мысли (которые я почему-то очень чётко слышала); и длинные, покрывающие его мерцающим плащом, серебристые волосы; и те же, удивительно добрые, огромные фиолетовые «Вэины» глаза... И на его высоком лбу сиявшая, дивно сверкающая золотом, бриллиантовая «звезда».
– Покоя тебе, Отец, – коснувшись пальчиками своего лба, тихо произнесла Вея.
– И тебе, ушедшая, – печально ответил старец.
От него веяло бесконечным добром и лаской. И мне вдруг очень захотелось, как маленькому ребёнку, уткнуться ему в колени и, спрятаться от всего хотя бы на несколько секунд, вдыхая исходящий от него глубокий покой, и не думать о том, что мне страшно... что я не знаю, где мой дом... и, что я вообще не знаю – где я, и что со мной в данный момент по-настоящему происходит...
– Кто ты, создание?.. – мысленно услышала я его ласковый голос.
– Я человек, – ответила я. – Простите, что потревожила ваш покой. Меня зовут Светлана.
Старец тепло и внимательно смотрел на меня своими мудрыми глазами, и в них почему-то светилось одобрение.
– Ты хотела увидеть Мудрого – ты его видишь, – тихо произнесла Вея. – Ты хочешь что-то спросить?
– Скажите пожалуйста, в вашем чудесном мире существует зло? – хотя и стыдясь своего вопроса, всё же решилась спросить я.
– Что ты называешь «злом», Человек-Светлана? – спросил мудрец.
– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:
человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро...
когда одинокой девушке не страшно будет вечером проходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит...
когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг...
когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться – и это сразу же украдут...
И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты... Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло... И ещё – чтобы уже никогда не было стыдно кому-то где-то сказать, что я – Человек...
Конечно же, это были наивные детские мечты... Но ведь и я тогда была ещё всего лишь ребёнком.
– Меня зовут Атис, Человек-Светлана. Я живу здесь с самого начала, я видел Зло... Много зла...
– А как же вы от него избавились, мудрый Атис?! Вам кто-то помог?.. – с надеждой спросила я. – Можете ли вы помочь нам?.. Дать хотя бы совет?
– Мы нашли причину... И убили её. Но ваше зло неподвластно нам. Оно другое... Так же, как другие и вы. И не всегда чужое добро может оказаться добром для вас. Вы должны найти сами свою причину. И уничтожить её, – он мягко положил руку мне на голову и в меня заструился чудесный покой... – Прощай, Человек-Светлана... Ты найдёшь ответ на свой вопрос. Покоя тебе...
Я стояла глубоко задумавшись, и не обратила внимания, что реальность меня окружавшая, уже давно изменилась, и вместо странного, прозрачного города, мы теперь «плыли» по плотной фиолетовой «воде» на каком-то необычном, плоском и прозрачном приспособлении, у которого не было ни ручек, ни вёсел – вообще ничего, как если бы мы стояли на большом, тонком, движущемся прозрачном стекле. Хотя никакого движения или качки совершенно не чувствовалось. Оно скользило по поверхности на удивление плавно и спокойно, заставляя забыть, что двигалось вообще...
– Что это?.. Куда мы плывём? – удивлённо спросила я.
– Забрать твою маленькую подружку, – спокойно ответила Вэя.
– Но – как?!. Она ведь не сможет?..
– Сможет. У неё такой же кристалл, как у тебя, – был ответ. – Мы её встретим у «моста», – и ничего более не объяснив, она вскоре остановила нашу странную «лодку».

Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957, 1-я премия), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1961, 1-я премия), Международных конкурсов виолончелистов им. А. Дворжака в Праге (1961, 2-я премия), им. П.И. Чайковского в Москве (1962, 1-я премия).

Член Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского, МСМД, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ.

Награждена Орденом «Знак Почета» (1971).

Училась в МССМШ им. Гнесиных по классу виолончели у Д.Б. Любкина, затем у А.К. Федорченко (окончила в 1954 году). В Московской консерватории занималась у С.М. Козолупова (окончила в 1959 году), в аспирантуре под руководством М.Л. Ростроповича (окончила в 1962 году).

Игра Н.Н. Шаховской отличается глубиной и содержательностью, многокрасочностью звучания, масштабом и темпераментом. «Н. Шаховская артистка больщого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виололчель в ее руках звучит многокрасочно и объемно, она умеет крупную форму писать большими мазками» (М. Ростропович). Гастролирует во многих странах мира. В репертуаре практически вся классическая сольная и ансамблевая литература для виолончели. Ей посвящены сочинения С. Беринского, С. Губайдуллиной, Л. Книппера, Н. Сидельникова, С. Цинцадзе. С 1964 года была участницей фортепианного трио с Е.В. Малининым и Э.Д. Грачом. Выступала с дирижерами К. Зандерлингом, Д. Китаенко, К. Кондрашиным, К. Мазуром, Н. Рахлиным, Г. Рождественским, М. Ростроповичем, В. Спиваковым, А. Хачатуряном, М. Шостаковичем.

В 1959-62 годах преподавала игру на виолончели в Московском музыкальном училище им. М.М. Ипполитова-Иванова, в 1963-93 — в музыкальном училище при Московской консерватории. С 1962 года ведет класс виолончели в Московской консерватории, в 1974-96 — и.о. заведующей кафедрой виолончели и контрабаса, с 2000 — заведующая кафедрой виолончели. В 1995-2000 — декан кафедры струнных инструментов ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии (Испания). Среди учеников Заслуженные артисты РФ А. Дёмин, А. Загоринский, А. Найдёнов, К. Родин, А. Селезнёв, С. Судзиловский, М. Тарасова; свыше 50 лауреатов международных и всесоюзных конкурсов: Б. Андрианов, С. Багратуни, В. Бальшин, О. Галочкина, Е. Горюнов, Т. Заварская, И. Зубковский, О. Коченкова, Д. Озолиня, В. Пономарёв, Н. Савинова, П. Суссь, Н. Хома, Д. Цирин, Д. Чеглаков, Д. Шаповалов и другие. Иностранные студенты, концертирующие виолончелисты: С. Аттертон (Франция), Т. Мерк (Норвегия), У. Шайфер, Г. Торлеф (Германия), Д. Вейс (Чехия), Э. Валенсуэло (Чили), Д. Урба (Латвия), и другие.

Проводит мастер-классы в России и во многих зарубежных странах. Член жюри Международного конкурса виолончелистов им. П.И. Чайковского (начиная с Пятого — постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов им. М. Ростроповича в Париже, ARD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), им. В.Лютославского в Варшаве, конкурса им. Поппера (Венгрия), им. Давыдова (Латвия). С 1966 постоянный член жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского им. П.И.Чайковского (Япония, Китай), «Классическое наследие»(Москва), конкурсов в Тольятти, Волгограде.

Народная артистка СССР, лауреат международных конкурсов, профессор

Наталия Николаевна Шаховская – известная российская виолончелистка и педагог, из числа ведущих профессоров Московской консерватории, играющая видную роль в развитии отечественной музыкальной культуры. Сестра ее дедушки окончила Петербургскую консерваторию по классу знаменитого педагога А.Н.Есиповой. Супруг – Артемьев Борис Сергеевич, известный контрабасист, работавший во многих симфонических и оперных оркестрах Москвы. Дочь – Галочкина Ольга Борисовна, концертирующая виолончелистка, педагог Московской консерватории.
Н.Н.Шаховская родилась 27 сентября 1935 года в Москве. Родители, ее были врачами и погибли в годы Великой Отечественной войны. С 5 лет Наталия была на попечении бабушки. Во время войны вместе с детсадом ее эвакуировали под Красноярск, четыре года она прожила в селе Большая Мурта, и впечатления от величественной природы вблизи Енисея остались у нее на всю жизнь. Когда вернулись в Москву, девочка начала заниматься по фортепиано в Центральной музыкальной школе при консерватории у И.В.Васильевой. В 11 лет ее показали Е.Ф.Гнесиной, и та заговорила о виолончели. Сестры Гнесины – Елена Фабиановна и Елизавета Фабиановна (Гнесина-Витачек) вообще проявили о ней большую заботу. И хотя учиться играть в 12 лет считалось уже поздно, Шаховская поступила в Московскую среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени Гнесиных, где занималась у Д.Б.Любкина и А.К.Федорченко. Окончив ее в 1954 году, она была принята в Московскую консерваторию, в класс известного педагога С.М.Козолупова. О режиме своих занятий она вспоминала так: вставала в 6 часов утра и ехала в консерваторию. С 7 до 9 часов играла на виолончели, затем шла на лекции. После лекций в консерватории выстраивалась длинная очередь около диспетчерской, и, получив класс, можно было заниматься до 11 вечера. Все здание гудело от звуков с утра до ночи. Много времени уделялось камерному музицированию. Уроки камерного ансамбля и квартета проходили под руководством М.В.Мильмана и Е.М.Гузикова. Часто играла она и в составах ансамблей из других классов. Оркестром дирижировал М.Н.Тэриан («Беседы о педагогике и исполнительстве», Вып.3. М.,1996). Студенткой консерватории Шаховская посещала также занятия М.В.Юдиной в РАМ (Музыкально-педагогический институт) имени Гнесиных по камерному ансамблю. Юдина предложила Шаховской выступать с нею в концертах, где, в частности, впервые в России они исполнили виолончельную сонату С. Барбера.
Успехи молодой виолончелистки были так велики, что в 1957 году она завоевала подряд три (!) первые премии: на Фестивале молодежи Москвы, на Всесоюзном фестивале молодежи и, наконец, на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Блестяще окончив Московскую консерваторию в 1959 году, она совершенствовала свое мастерство в аспирантуре при той же консерватории в классе знаменитого М.Л.Ростроповича (1959–1962). В 1961 году она была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве, в том же году – второй премии на Международном конкурсе виолончелистов имени А.Дворжака в Праге, а в 1962 году – первой премии на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве.
«Наталия Шаховская – артистка большого таланта. Ее искусство глубоко содержательно, виолончель в ее руках звучит многокрасочно и объемно; она умеет крупную форму писать большими мазками» – так охарактеризовал ее Ростропович в 1962 году («Беседы о педагогике и исполнительстве», Вып.3. М., 1996. С.55). «Игра Н.Шаховской – отозвался о ней Д.Шафран, – проникнута широким дыханием, отличается огромной волевой собранностью и настоящим артистизмом. Она властно заставляет слушать себя, захватывает внимание публики с первой же ноты. Одной из ярких кульминаций конкурса была ее интерпретация Симфонии-концерта Прокофьева» (Д.Шафран. «Слушая виолончелистов» //…Имени Чайковского. Сб. статей. М., 1966. С.109).
Огромную роль в воспитании артистки сыграли ее учителя. Она получила прекрасную профессиональную базу в классе Козолупова. Занятия же с великим артистом Ростроповичем открыли молодой виолончелистке окно в широчайший мир музыки. Работа была захватывающей и очень интенсивной. Иногда занятия заканчивались за полночь, а следующий урок назначался в 9 часов утра с новым сочинением. «Само общение с ним заставляло мыслить более масштабно, крупно, глубоко» (Н.Шаховская. «И все же веры в лучшее мне терять не хотелось бы…». Интервью вели О.Бугрова и В.Гридин // «Муз. Академия». 1992. №3. С.146).
Для исполнительской деятельности Шаховской примечательна прежде всего огромная забота о музыкальной культуре СССР. Не довольствуясь только Москвой и Ленинградом (Петербургом), она покоряла своим мастерством Ереван, Тбилиси, Фрунзе (Бишкек), Кишинев, Ташкент и другие столицы союзных республик, объехала с гастролями бесчисленное количество городов СССР. Самые теплые отзывы в прессе последовали на ее концерты в Одессе, Батуми, Николаеве, Куйбышеве (Самаре), Рязани, Перми, Барнауле. «Игра на виолончели
Н. Шаховской очень эмоциональна, в ней нет места равнодушию, пассивности или холодному созерцательному отношению к произведению. В исполнительской манере концертантки ясно ощущается волевое начало, горячий художественный темперамент и тяготение к глубоко драматическим страницам инструментальной музыки» («Днепровская правда». 05.02.1963). И когда возникла новая, молодая Россия, она продолжала гастроли, несмотря на труднейшие условия. «У меня болит душа за нашу музыкальную жизнь, – говорит Наталия Николаевна, – и поэтому я приму участие в любой акции, которая, на мой взгляд, несет в себе благо» (Н.Шаховская. «Высказаться и услышать свой голос». Интервью вел С.Беринский. «Муз. Академия». 1992. №2. С.93).
Зарубежные гастроли Н. Шаховской начались вскоре после победы на конкурсе в Праге. Восторженный прием был оказан ей в Норвегии: «Снова и снова вызывала на сцену возбужденная публика Наталию Шаховскую после блестящего исполнения ею концерта для виолончели с оркестром Арама Хачатуряна. Какая непринужденность, какая свобода и вместе с тем какой темперамент! У Шаховской замечательная школа, высокая музыкальная культура. Чудится, что виолончелистка что-то рассказывает нам, и в этом рассказе есть нечто столь захватывающее, что его хочется слушать без конца» («Хочется слушать без конца». // «Советская культура». 08.10.1964).
Н. Шаховская приняла участие в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургский, «Пражская весна», Афинский, Белградский, Берлинское биеннале, Виолончельный фестиваль в Кромберге. «Восхитительной исполнительницей Вариаций на тему «Рококо» была солистка Наталия Шаховская… Виртуозно звучала финальная каденция… Ее звук приводил в восторг своей красотой» («Глазго Геральд». Эдинбург. 23.08.1966). Виолончелистка неоднократно объехала всю Европу, выступала в Японии, Южной Корее, Канаде, Исландии и других странах, получив всемирное признание. В 1964 году она входила в состав трио вместе с Е.Малининым (фортепиано) и Э.Грачом (скрипка). Выступала со многими выдающимися дирижерами: К.Зандерлингом, Д.Китаенко, К.Кондрашиным, К.Мазуром, Н.Рахлиным, Г.Рождественским, М.Ростроповичем, В.Спиваковым, А.Хачатуряном, М.Шостаковичем. В камерных программах ее постоянным партнером была пианистка, народная артистка Дагестанской АССР Аза Аминтаева, а после ее кончины (1996) – Г.Н.Брыкина.
Исполнительский стиль Н.Н.Шаховской отличается сочетанием искренности с глубиной, лишен повышенной аффектации и самодовлеющей виртуозности. «Необычайная простота и искренность отличают исполнительскую манеру Шаховской, обладающей безукоризненной интонацией, виртуозностью. Концертантка прекрасно владеет всеми видами виолончельной техники. Ее штрихи очень выразительны, но главное – это звук. Ее виолончель поет» («Коммуна». Воронеж. 05.11.1964). Особую заслугу Шаховской составляет знакомство публики с произведениями, до того не звучавшими в тех городах, – Бриттена, Вьенера, Б.Чайковского, Стравинского, Книппера, Беринского, Сидельникова, Эшпая, Денисова и других.
Свои сочинения ей посвятили: С.Цинцадзе – 24 прелюдии для виолончели и фортепиано, Л.Книппер – Концерт-поэма для виолончели с камерным оркестром, С.Губайдулина – «Detto-II» («Сказанное») для виолончели и ансамбля инструментов, Н.Сидельников – Симфония-соната для виолончели и фортепиано, С.Беринский – Концерт для виолончели с оркестром. Шаховская была первой их исполнительницей.
Велико значение педагогической деятельности Н.Н.Шаховской. После окончания консерватории она получила приглашение вести класс виолончели в Московском музыкальном училище имени М.И. Ипполитова-Иванова (1959–1964). В год окончания аспирантуры (1962) началась ее знаменательная деятельность в Московской консерватории, продолжающаяся до сих пор (с 1980 г. профессор). Здесь она возглавила кафедру и долго оставалась в должности и.о. в надежде на возвращение отгороженного от СССР Ростроповича в качестве заведующего: в 1974–1995 годах – кафедра виолончели и контрабаса, с 2001 года – кафедра виолончели. Параллельно вела интенсивную работу в других учебных заведениях: в 1963–94 годах – в Музыкальном училище при Московской консерватории, в 1996–2001 годах – заведующей кафедрой струнных инструментов в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.И.Ипполитова-Иванова, в 1998–2004 годах – профессор РАМ имени Гнесиных, также заведующая кафедрой виолончели Высшей школы музыки королевы Софии в Испании. Постоянно приглашаема на мастер-классы и в России, и во многих странах мира: Германии, Франции, Англии, Японии, Китае, Корее, Польше, Испании, Греции.
Огромная школа учеников Н.Н.Шаховской насчитывает известных концертирующих виолончелистов, свыше 50 человек – лауреаты первых премий международных конкурсов: К.Родин, А.Загоринский, С.Судзиловский, Д.Шаповалов, А.Демин, А.Найденов, М.Тарасова, Б.Андрианов, С.Антонов, С.Багратуни, В.Бальшин, О.Ведерников, Е.Горюнов, Т.Заварская, И.Зубковский, О.Коченкова, Д.Озолиня, А.Павловский, В.Пономарев, И.Савинова, П.Суссь, Н.Хома, Д.Цирин, Д.Чеглаков. Среди ее иностранных учеников – С.Аттертон (Франция), Т.Мерк (Норвегия), У.Шайфер (Германия), Г.Торлеф (Швеция), Д.Вейс (Чехия), Э.Валенсуэло (Чили), Д.Урба (Латвия) и другие.
Любовь Н.Н.Шаховской к преподаванию, оттачивание замыслов произведений при работе с ними, высокий личный энтузиазм ко всему, что касается развития музыкальной культуры, сделали для нее возможным сочетание педагогики с концертными выступлениями. Постоянная нехватка времени часто вызывала необходимость в ночной подготовке к концертам. Шаховская высоко оценивает советскую, теперь российскую систему музыкального образования – с последовательным воспитанием от музыкальной школы к училищу, вузу и аспирантуре. «Наша школа всегда отличалась высоким профессионализмом, и во многом благодаря тому, что с маленькими талантливыми детьми работали выдающиеся педагоги…» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С.56). Среди собственных принципов Шаховской – внимание к индивидуальности и творческой инициативе ученика: «Для меня главное – видеть перед собой неравнодушного творческого человека, который чувствует во мне друга, партнера. Стараюсь для каждого подобрать такой репертуар, который может его заинтересовать. Не люблю пассивных учеников, люблю, когда они активно ищут свои пути и, часто бывает, приходят к ярким и оригинальным решениям» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С. 57).
Мысли Шаховской-педагога устремлены в будущее в отношении и техники, и эстетики. Как ни хороша определенная техника, но очень опасна ее стандартизация – ведь время идет только вперед, и ученик должен быть снабжен способностью к саморазвитию. Глобальный характер культуры – международные конкурсы, активный культурный обмен между странами (чему способствует и сама Наталия Николаевна) – способен стирать границы между национальными художественными школами. И все же «важно сберечь свое, неповторимое. Нельзя утратить “русский смычок”, широту исполнительского дыхания, искренность и красоту инструментального пения, масштабность мыслей и чувств» («Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность». М., 1991. С.89).
Высокий профессиональный и человеческий авторитет Н.Н.Шаховской позволяет ей осуществлять большую общественную деятельность. В советское время она избиралась депутатом райсовета. Она является членом Комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ, Международного союза музыкальных деятелей, Ассоциации музыкальных деятелей России, Ассоциации музыкантов-педагогов Японии, Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П.И.Чайковского, Художественного совета Московской филармонии, председателем Экспертного совета фонда «Новые имена». Большой резонанс имеет ее работа в жюри конкурсов: конкурса виолончелистов в рамках Международного конкурса имени П.И.Чайковского (начиная с V – постоянно), конкурса «Пражская весна», Международных конкурсов виолончелистов имени М. Ростроповича в Париже, АRD в Германии, конкурса в Претории (ЮАР), имени Лютославского в Варшаве, имени Поппера в Венгрии, имени Давыдова в Латвии. С 1966 года она постоянный член жюри Всесоюзного конкурса виолончелистов, председатель жюри конкурсов: юношеского имени П.И.Чайковского в Японии и Китае, «Классическое наследие» в Москве, конкурсов в Тольятти, Волгограде.
Ее девиз – «Надо любить музыку больше, чем самого себя» («Музыкальное исполнительство и педагогика». С.88). Ее мнение о таланте: «Талант дает тебе право неистово трудиться в храме искусства» («Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. С.59).
Н.Н.Шаховская – народная артистка СССР (1991), лауреат Фестиваля молодежи Москвы (первая премия, 1957), Художественного конкурса на Всесоюзном фестивале советской молодежи (первая премия, 1957), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (первая премия, 1957), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (первая премия, 1961), Международного конкурса виолончелистов имени А.Дворжака в Праге (вторая премия, 1961), Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве (первая премия, 1962). Награждена орденом «Знак Почета», медалью «За пропаганду творчества Эжена Изаи» (Бельгия).
Творчеству Н.Н.Шаховской посвящены книги: Т.Гайдамович «Диалоги с Н.Н.Шаховской»
(Из «Записных книжек педагога») // «Муз. исполнительство и педагогика. История и современность». М., 1991; Н.Шаховская. «Высказаться и услышать свой голос». Интервью вел С.Беринский // «Муз. Академия». 1992. №2; Н.Н.Шаховская // «Беседы о педагогике и исполнительстве». Вып.3. Беседы вела Е.Л.Сафонова. М., 1996.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы