Про деток, от рождения до школы

По мере того как внешняя задолженность Великобритании и США год от года возрастала и вскоре превысила величину золотого запаса этих стран, а правительства зарубежных государств все больше убеждались в том, что, сохраняя существующую международную валютную систему, они вынужденно финансируют дефициты Великобритании и США (политику которых они не могли контролировать и временами не соглашались с ней), два вышеназванных условия начинали противоречить друг другу.

Бреттон-Вудская система была хорошо задумана но могла эффективно работать только при условии устойчивости основной резервной валюты. И это условие в конце концов не было соблюдено. В 60-е годы платежный баланс США в основном сводился с отрицательным сальдо а это означало, что количество долларов, находящихся на руках у иностранцев, быстро возрастало при истощении золотых резервов США.

На протяжении 1960-х годов доллар постепенно терял свою способность обмена на золото, однако система договорного кредитно-резервного стандарта позволяла сохранять по крайней мере видимость существования золотовалютного стандарта. В результате США достаточно долго удавалось уклоняться от необходимости ликвидации дефицита платежного баланса с помощью изменения внутренней экономической политики или курса доллара. В конце концов, однако, когда американское правительство вместо повышения налоговых ставок стало увеличивать денежную массу в обращении, чтобы оплачивать расходы на войну во Вьетнаме, в США произошел всплеск инфляции. По мере роста денежной массы процентные ставки падали, а цены внутреннего рынка стремительно повышались, что вело к снижению конкурентоспособности американских товаров за рубежом.

Первый кризис разразился в октябре 1960, когда цена золота на частном рынке за короткое время возросла до 40 долл. за унцию при официальной цене 35 долл. за унцию. За этим кризисом последовали золотой, долларовый и стерлинговый кризисы. Такое развитие событий могло бы вскоре завершиться крахом всей мировой валютной системы, подобным краху 1931, однако в действительности оно привело к небывало тесному сотрудничеству всех ведущих государств мира в валютной сфере и повысило готовность стран, обладавших избыточными резервами, продолжать финансировать операции по спасению валютной системы в период, пока шло обсуждение фундаментальных реформ.

Несмотря на растущие доходы от зарубежных инвестиций, положительное сальдо платежного баланса США по статьям торговли товарами и услугами (включая доходы от зарубежных инвестиций), переводов и пенсий, достигавшее 7,5 млрд. долл. в 1964, сменилось дефицитом в размере ок. 800 млн. долл. в 1971. Кроме того, объем экспорта капитала из США все эти годы стабильно держался на уровне 1% валового национального продукта; однако, если в конце 1960-х годов высокие процентные ставки в стране способствовали притоку в США ок. 24 млрд. долл. иностранного капитала, то в начале 1970-х низкие ставки вызвали массовый сброс ценных бумаг и отток инвестиций за рубеж.

Способность США сохранять обратимость доллара в золото становилась невозможной. К началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало всё больше наличных и безналичных долларов США. Доверие к доллару, как резервной валюте, дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Дефицит США по статьям официальных расчетов достиг небывалых размеров – 10,7 млрд. долл. в 1970 и 30,5 млрд. долл. в 1971 при максимуме в 49,5 млрд. долл. (в годовом исчислении) в третьем квартале 1971.

Появились значительные проблемы с международной ликвидностью, так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объемов международной торговли. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа, Япония), и их национальные валюты начали постепенно так же использовать в качестве резервных. Это привело к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в финансовом мире.

В соответствии с правилами МВФ, образовавшийся избыток долларов на частном валютном рынке должен был поглощаться зарубежными центральными банками, что требовалось для сохранения существовавших валютных паритетов. Однако такие действия порождали ожидания обесценения доллара относительно более сильных валют стран, накопивших долларовые требования на огромные суммы, в частности, Франции, Западной Германии и Японии. Эти ожидания были подкреплены официальными заявлениями американского правительства о том, что оно рассматривает изменение валютных курсов как меру, необходимую для восстановления равновесия платежного баланса и конкурентоспособности американских товаров на внешних рынках. 15 августа 1971 США официально объявили о приостановке обмена долларов на золото. Одновременно для укрепления своих позиций на предстоящих переговорах США ввели временную 10-процентную надбавку к импортным пошлинам. Введение надбавки преследовало две цели: ограничить импорт путем его удорожания и предупредить правительства зарубежных стран о том, что, если они не предпримут кардинальные шаги, способствующие росту экспорта из США, объем их собственного экспорта в США будет резко ограничен.

Смитсоновское соглашение. После прозвучавших 15 августа заявлений те страны, имевшие положительные сальдо платежных балансов, которые еще не перешли к плавающим курсам своих валют, оказались вынужденными сделать это. Однако руководящие кредитно-денежные учреждения этих стран постарались ограничить повышение курсов их валют и таким образом сохранить конкурентоспособность своих товаров на международных рынках. В то же время правительства стремились избежать возврата к разрушительной протекционистской политике, которая возобладала в мире в 1931 после прекращения обмена фунтов стерлингов на золото и могла вновь стать доминирующей теперь, когда прекратился обмен на золото долларов. Опасность возврата к прошлому удалось устранить с помощью соглашений, достигнутых 18 декабря 1971 на переговорах между представителями стран «Группы десяти» в Смитсоновском институте (Вашингтон).

Во-первых, были согласованы условия многостороннего пересмотра валютных курсов, повлекшего за собой девальвацию доллара США к золоту на 7,89% и одновременное повышение курсов валют многих других стран. В результате стоимость ведущих валют мира относительно прежнего долларового паритета выросла на 7–19%. До начала 1972 многие другие страны не меняли зафиксированные МВФ валютные паритеты; как следствие, стоимость их валют относительно доллара также автоматически поднялась. Некоторые страны прибегли к корректировке паритета своих валют, чтобы сохранить их прежний курс к доллару, тогда как другие повысили или понизили курсы национальных валют к доллару. Во-вторых, «Группа десяти» договорилась временно установить пределы допустимых колебаний курсов на уровне 2,25% от нового валютного курса, что пока исключало свободное «плавание» валют. Наконец, в-третьих, США согласились отменить 10-процентную надбавку к импортным пошлинам.

В результате принятых мер золотовалютный стандарт трансформировался в бумажно-долларовый стандарт, при котором все страны, за исключением США, взяли на себя рискованные обязательства поддерживать новые валютные курсы, фактически закрепленные Смитсоновским соглашением.

1. Неустойчивость в экономике. Начало валютного кризиса в 1967 году совпало с замедлением экономического роста.

2. Усиление инфляции отрицательно влияло на конкурентоспособность фирм. Поскольку разные темпы инфляции в разных странах по разному влияли на динамику курса валют, это создавало условия для «курсовых перекосов», что поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег.

3. В 1970-х годах спекуляции обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде стихийной лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от одной валюты к другой.

4. Нестабильность национальных платежных балансов. Хронический дефицит у одних стран (особенно США, Великобритании) и положительное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали колебания курсов валют.

5. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменению соотношения сил на мировой арене. Валютная система, основанная на национальных валютах, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов эмиссией национальных валют, используя их статус резервных валют. Это противоречило интересам иных стран.

6. Роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые могут существенно превышать резервы центральных банков стран, где действуют корпорации и, таким образом, ТНК могут ускользать от национального контроля. ТНК при попытках избежать потерь или получить прибыли участвуют в валютных спекуляциях, придавая им гигантский размах.

Таким образом, постепенно возникла необходимость пересмотра основ существующей валютной системы. Её структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать реальному положению дел. Суть кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для этого национальных валют (преимущественно доллара США), подверженных обесцениванию.

9. Ямайская валютная система. Основные положения. 1978. Принципы: 1) несколько валют в основе 2) юридически завершена официальная демонетизация золота 3)основным средством международных расчетов становится свободно конвертируемая валюта и СДР 4) не существует пределов колебания валютных курсов, которые формируются под воздействием спроса и предложения 5) страна самостоятельно выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото 6) МВФ призван усилить межгосуд валютное регулирование.


Следующей исторической формой международной валютной системы стада система «долларового стандарта». Другими словам», это было фактическое продолжение золотодевизного стандарта, когда на официально установленных паритетах курсы шлют фиксировались к доллару США (±1% по Уставу МВФ и ±0,75% по Европейскому валютному соглашению)* который конвертировался в золото по фиксированному курсу (35 долларов за тройскую унцию). И хотя официально на Бретгон-Вудской конференции в 1944 г. нараду с американским долларом статус резервной валюты получил английский фунт стерлингов, уже в 50-е гг. последний перестал играть роль мировых денег. Значимым событием конференции стадо образование международных валютно-кредитных организаций МВФ и МБРР.
Рассматриваемый период стал по истине наиболее успешным в укреплении позиций Соединенных Штатов в политической и финансовой сферах, что было обусловлено сложившимися историческими обстоятельствами и умело воспользовавшимися ими в рамках целенаправленной политики США. В период Второй мировой войны США активно предоставляли долгосрочную помощь странам антигитлеровской коалиции. Долги вскоре были в основном прощены, когда с каждого доллара сумма списывалась до четырех центов. В 1946 г. США предоставили Великобритании займ в 3,75 млрд дол, (1,25 млрд. дол. был добавлен Канадой) сроком на 50 лет с фиксированной процентной ставкой в 2%. В период с 1947 по 1953 г. США в рамках плана Маршалла выдали кредит странам Западной Европы на общую сумму 13 млрд дол., которая была погашена в обесценившихся европейских валютах. {
Свое наибольшее развитие Бреттон-Вудская система получила в 1959 г., а прекратила свое существование в 1971 г. Следует отметить, что далеко не всем странам удалось сразу ввести режим фиксации к доллару США. Так, Франции в январе 1948 г. пришлось девальвировать национальную валюту и ввести администратишый режим (множественность валютных курсов). В 1946 г. 13 из 40 членов МВФ использовали административный режим, но к концу 1962 г. это соотношение снизилось до 15 из 82. Начало 70-х гг. продемонстрировало закат долларовой гегемонии и неспособность центральных банков государств поддерживать установленный паритет к доллару США. С мая 1971 г. Германия перешла к режиму с плавающим обменным курсом. Франция вновь ввела административный режим в августе 1971 г., а Британия в том же месяце приостановила привязку и с июня 1972 г. позволила фунту свободно плавать. Пытаясь спасти ситуацию, члены МВФ в декабре 1971 г. договорились о расширении пределов колебаний курса до 2,25% в каждую сторону от паритета. Крахом Бретгон-Вудской системы стала в конце того же года первая с 1934 г. девальвация доллара США. Мировому сообществу требовалось новое соглашение, которое бы не позволило кризисам отдельно взятых стран приобрести глобальное значение.
При рассмотрении особенностей финансовых кризисов в рамках Бретгон-Вудской системы необходимо отметить, что впервые валютные кризисы стали самодостаточной проблемой, которая вызывала нестабильность на ссудном и фондовом рынках. Валютные паритеты становились объектом спекулятивных атак, поскольку внутренние и внешние цели экономической политики государств не соответствовали друг другу, что в итоге приводило либо к девальвации, либо к необходимости получения внешних займов. Последнее в свою очередь способствовало развитию международного рынка капиталов, который впоследствии стал основой для зарождения внешних валютных шоков. Вместе с тем, несмотря на помощь МВФ и стран большой десятки (G-10), многим государствам не удалось избежать атаки спекулянтов (стерлинг в ноябре 1967 г., доллар в августе 1971 г.), однако многие внешние займы оказались успешными и смогли смягчить спекулятивное давление (канадский доллар в июне 1962 г., лира в марте 1964 г.).
Валютные кризисы в период функционирования Бретгон-Вуд- ской системы происходили в силу действия ряда обстоятельств. Во-первых, многие страны проводили такую финансовую политику, которая не соответствовала взятому ими обязательству по поддержанию фиксированного обменного курса. Во-вторых, некоторые страны испытывали валютную нестабильность, когда тренд конкурентоспособности вызывал колебания реального валютного курса, что требовало пересмотра номинального паритета. Власти же опасались проводить девальвацию или ревальвацию из-за угрозы наступления момента внезапной остановки притока капиталов и замены его на отток. Когда же отложенная корректировка курса все же проводилась, это вызывало драматические последствия. Ограничения по движению капиталов несколько сдерживали момент внезапной остановки, однако в конце концов атака на валюту происходила с еще большей интенсивностью.
В отличие от валютных банковские кризисы были менее распространены и не имели эпидемиологического характера. Реализация системы страхования депозитов во многом изменила взаимоотношения между центральными банками и банковской общественностью. Начиная со второй половины в. проблемы банковских кризисов в основном ложились на разного рода агентства и ассоциации коммерческих банков.
При Бреттон-Вудской системе долговые кризисы, так же как и банковские, были мало распространены. Однако причиной была отнюдь не удачная антидолговая политика мирового сообщества и отдельных государств, а повсеместные ограничения на движения капитала, не позволяющие предоставлять внешние займы и выпускать облигации. Только в 1969 г. американским частным банкам удалось выдать внешний займ. Активно обсуждался синдицированный банковский кредит правительству Ирана для осуществления закупки военных самолетов. Кроме того, также синдицированные кредиты предоставлялись странам Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Главными кредиторами таких займов являлись транснациональные банки США, Европы и Японии.
Среди наиболее ярких представителей финансовых потрясений рассматриваемого периода необходимо выделить следующие.
Франция, 1945-1949
Резкое ослабление Франции в результате Второй мировой войны и дальнейшее ухудшение ее экономического положения представляют главную причину кризиса французского франка, которым характеризуется послевоенный период. В течение 1945-1949 гг. было проведено пять девальваций франка, в итоге которых курс его понизился примерно в 7 раз.
25 декабря 1945 г. французское правительство провело первую послевоенную девальвацию франка, понизив его курс на 58,3%, до 119,1 франка за 1 долар и 480 франков за 1 фунт стерлингов. Девальвация в значительной мере была продиктована тем фактором, что Франция намеревалась вступить в организации, созданные по Брет- тон-Вудскому соглашению, и рассчитывала получить от них крупные кредиты. А США ставили условием предоставления этих кредитов установление «реального» паритета и курса валюты, т.е. девальвацию франка. Девальвация не вызвала улучшения платежного баланса Франции. Она была проведена в момент, когда промышленное производство во Франции еще не достигло довоенного уровня, составив* 1946г. только72% от объема производства в 1937 г. Ввиду этого экспорт не мог выиграть от временного конкурентного преимущества, обусловленного понижением курса. Эю преимущество било в кратчайшие сроки ликвидировано резким росши инфляции в стране и обусловленным этим повышением иен.
26 январе 1948 г. была проведена девальвация, при которой официальный курс франка был понижен на 44,4% - до 214,4 фр. за 1 дол. ?Вместе с тем французское правительство, учитывая тот факт, что основная проблема платежного баланса Франции заключалась в долларовом дефиците, и стремясь в первую очереад воздействовать на платежный баланс по отношению к США, ввело множественность курсе» и установило более низкий курс франка по отношению к доллару, чем по отношению к другим валютам. Январская девальвация франка в 1948 г. «вдается образцом дифференциальной девальвации, ври которой курс валюты понижается в различной степени по отношению к разным иностранным валютам.
Введенная в январе 1948 г. система курсов служила в течение всего периода ее существования причиной усиления противоречий между Францией и Англией в валютной области и была частично изменена в сторону ослабления ее дискриминационного характера в октябре 1948 г. под давлением последней, когда была проведеш новая девальвация франка. Эго была изолированная (т.е. тоже дифференциальная) девальвация франка по отношению к фунту стерлингов и другим неконвертируемым валютам. Курс франка к фунту понизился на 19% (с 864 до 1 062 фр. за 1 ф. ст.)
26 апреля 1949 г. была проведена четвертая («малая») д евальвация франка. В связи с понижением свободного курса франка его средний курс также понизился (с 264 до 271 фр. за 1 дол.). Это повлекло за собой изменение курсов неконвертируемых валют. Курс фунта стерлингов был повышен с 1 062 до 1 097 фр., что означало девальвацию франка на 3%. Еще до этого, 1 апреля 1949 г., был временно понижен на 18% в рамках двустороннего клирингового соглашения курс франка по отношению к итальянской лире с целью стимулирования экспорта в Италию. В июне 1949 г. была проведена изолированная девальвация по отношению к бельгийскому франку путем введения этой валюты на «свободный* рынок. Таким образом, в течение 1949 г. падение курса франка продолжалось. Наконец, 19 сентября 1949 г. в связи с массовой девальвацией валют была произведена пятая девальвация франка.
Италия, 1946-1949
Валютное положение Италии в послевоенный период является крайне тяжелым. В связи с сильным инфляционным процессом и большой пассивностью платежного баланса курс итальянской лиры резко падал на протяжении 1946-1949 гг,
Еще до Второй мировой войны курс лцры поддерживался с помощью валютных ограничений на искусственно высоком уровне - 19 лир за 1 дол. В результате инфляции, развернувшейся в условиях войны, покупательная сила лиры резко упала. При высадке англо-американских войск в Сицилии в 1943 г. был установлен курс 100 лир за 1 дол. Декретом от 18 января 1946 г. курс лиры был снижен еще на 55,5% путем установления премии к официальному курсу в размере 125 лир за 1 дол. Фактический курс составил 225 лир за
1 ДОЛ. :
Декретом от 26 марта 1946 г. была проведена фактическая девальвация лиры путем введения «свободного» валютного рынка и множественности курсов. Италия была первой европейской страной, которая ввела после войны легальную множественность курсов. Курс доллара непрерывно повышался на «свободном» рынке и достиг в мае 1947 г. максимума - 906 лир за 1 дол., т.е. был в 4 раза выше официального. 1 августа 1947 г. была проведена третья за послевоенный период девальвация лиры, после которой официальный курс доллара составил 350 лир, а фунта стерлингов - 1411 лир.
Декретом от 28 ноября 1947 г. была проведена четвертая девальвация лиры, в результате которой твердый официальный курс лиры по отношению к доллару был отменен. Официальный курс стал фиксироваться ежемесячно на основании средней котировки доллара на биржах Рима и Милана в течение предыдущего месяца. Легальная граница повышения курса доллара была установлена в 650 лир за 1 дол. Фактически же с января 1948 г. «свободный», официальный, а следовательно, и средний экспортный курсы колебались в узких пределах - около 575 лир за 1 дол., что означало понижение курса лиры на 16% по сравнению со средним экспортным курсом в 1947 г.
В 1948 г. противоречия между Италией и другими странами, особенно Англией, в связи с множественностью курсов обострились. Италия была вынуждена постепенно привести курс лиры по клирингам в соответствие с новым курсом доллара в лирах, введенным в конце 1947 г. Англия продолжала требовать поддержания курса лиры по отношению к фунту стерлингов на уровне, соответ-
ствующем долларовому паритету последнего. После отклонения Италией очередного такого требования в июле 1948 г. она приняла ряд репрессивных мер, прекратив, в частности, кредитование итальянских импортеров в английских банках. В ноябре 1948 г. Италия была вынуждена под нажимом Англии привести соотношение фунта и доллара в соответствие с официальным паритетом. Курс фунта стерлингов с этого времени устанавливается исходя из среднего курса доллара и официального долларового паритета фунта (как и во Франции после девальвации франка в октябре 1948 г.). Таким образом, 26 ноября 1948 г. была проведена пятая за послевоенный период девальвация лиры (изолированная, или дифференциальная, девальвация по отношению к фунту стерлингов). Курс фунта повысился с 2 033 (среднее за ноябрь) до 2 317 лир, что означает снижение курса лиры на 12%, в то время как ее курс к доллару не изменился.
В связи с девальвацией фунта стерлингов в сентябре 1949 г. лира подверглась шестой послевоенной девальвации, в результате которой ее курс к доллару оказался в 33 раза ниже, чем до войны.
В развитии валютного положения Италии и состояния курса лиры в период 1945-1949 гг. следует отметить два основных периода: до девальвации лиры в ноябре 1947 г. и от нее до девальвации в сентябре 1949 г. Первый период характеризуется непрерывным падением курса лиры, последовательными резкими девальвациями и широким развитием множественности курсов. Второй период характеризуется некоторой «стабилизацией» курса лиры и сокращением реальных размеров множественности курсов на основе отказа от твердого официального курса и маневрирования «свободным» курсом путем колебаний в узких пределах.
Аргентина, 1946-1950
Развитие множественности курсов в Аргентине в 1946-1950 гг. можно разделить на три этапа: 1) до девальвации в июне 1948 г.; 2) от этой девальвации до девальвации песо и изменения системы курсов в октябре 1949 г.; 3) от этой реформы до девальвации и нового изменения системы курсов в августе 1950 г.
В первый период система курсов оставалась в основном неизменной, в том виде, в каком она была введена с августа 1939 г. Она состояла из 4 официальных курсов (основной и преференциальный по экспорту, аналогично по импорту), аукционного курса, по которому импортеры покупали валюту для товаров, классифицировавшихся как «предметы роскоши», и «свободного» курса для всех неторговых операций. Кроме того, существовал курс черного рынка. Число курсов достигало, таким образом, семи.
В июне 1948 г. «свободный» курс песо был понижен примерно на 16% (с 4,02 до 4,80 песо за 1 дол.). Одновременно был введен специальный экспортный курс песо (восьмой по счету в системе курсов), который был на 33% ниже основного экспортного курса и носил ярко выраженный демпинговый характер. Он применялся к экспорту в соседние страны (Чили, Боливия, Уругвай, Перу и Парагвай).
Аргентинское правительство воспользовалось девальвацией фунта стерлингов и рада других валют в сентябре 1949 г., чтобы произвести сложное изменение курсов, которое представляет один из самых характерных примеров дифференциальной девальвации. Степень понижения курса была различной в зависимости от характера операции, типа экспортного или импортного товара и иностранной валюты. Число официальных курсов возросло до 7, а общее число курсов - до 10.
В августе 1950 г. песо подверглось новой девальвации. «Свободный» курс был снижен еще почти на 35%. Он стал применяться не только к неторговым операциям, но и к экспорту и импорту ряда товаров. Число официальных курсов было сокращено до двух, причем их средний уровень был резко понижен. Курс черного рынка еще более упал. На черном рынке песо стало котироваться почти в 4 раза ниже высшего официального курса.
Валютный кризис в Аргентине в период 1946-1950 гг. распространился и на другие страны Латинской Америки. В 1948-1949 гг. значительно понизился курс мексиканского песо, в результате чего его паритет был зафиксирован в июне 1949 г. на уровне 8,65 песо за 1 дол. вместо старого паритета 4,855 песо за 1 дол. Частичные девальвации путем понижения некоторых официальных курсов и «контролируемых свободных» курсов, введения и повышения различных валютных налогов были произведены в Чили, Колумбии, Эквадоре, Парагвае, Перу, Коста-Рике. Во многих странах широкое развитие получили черные валютные рынки, где курсы иностранных валют, как правило, повышались.
Великобритания, .1947-1949
Великобритания, наряду с другими воевавшими странами, закончила Вторую мировую войну с огромным дефицитом платежного баланса, как в золоте, так и в долларах. Чтобы быть уверенными, что британцы ратифицируют статьи Бреттон-Вудского соглашения и быстро восстановят конвертируемость по текущему счету, США и Канада предоставили им заем в 5 млрд долларов. В результате 11 июля 1947 г. ограничения по текущему счету платежного баланса Великобритании были сняты. Свободный обмен валют привел к атаке на британские резервы, которые в течение месяца упали до 1 млрд долларов. 20 августа 1947 г. было принято решение о приостановке конвертируемости фунта стерлингов.
Возврат к довоенному паритету фунта в 4,03 доллара без учета возросшей конкуренции, которая и создала условия для надвигавшегося кризиса, был невозможен. Эти условия не исчезли. Летом 1949 г. уверенность в поддержании официального валютного курса таяла, создавая стимулы для спекулятивных атак.
Фунт был международной валютой с наличием валютных ограничений для предотвращения конвертируемости в доллары. Нерезидентам, державшим большие суммы неконвертируемых фунтов, все-таки удавалось обойти английские ограничения. Простейшим способом являлась продажа стерлингов за доллары по курсу ниже официального. Затем, используя выручку, за доллары приобретались товары, которые могли быть проданы по завышенным ценам. Покупатели приобретали товары за стерлинги по низким ценам. Спекуляции, в конце концов, привели к девальвации фунта 18 сентября до 2,8 доллара.
Мировой валютный кризис, 1949
Девальвация фунта стерлингов послужила исходным пунктом массового понижения валютных курсов, которое захватило большое число стран. В течение одной недели были снижены курсы 27 валют (включая фунт стерлингов), не считая валют колоний. В первую очередь девальвация была проведена почти во всех странах стерлинговой зоны. К ним присоединились почти все страны Европы, многие страны Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. В течение последующих двух месяцев были понижены курсы еще восьми валют, причем их девальвации были в основном проведены путем соответствующих изменений в системе множественности курсов.
В 14 странах девальвация была проведеца в форме снижения официального, зафиксированного Международным валютным фондом паритета. Восемь стран, являющихся членами Фонда, но не имеющих твердых паритетов, понизили курсы своих валют. Девальвация была проведена также в 13 странах, не состоявших членами Фонда.
Гла»а2.3. Кризисы в период лейст»и» Бреттои-Вудской системы Щ
Курсы большинства* (20) валют были понижены в той же мере, что и курс фунта стерлингов (иа 30,5% или в близких к этому размерах). Только 8 стран понизили курсы в меньшей степени. В отношении остальных 7 стран вычисление точной степени девальвации невозможно ввиду наличии множественности курсов. Иа долю стран, девальвировавших свои валют в сентябре 1949 г., приходилось около 65% торговли Всех индустриально развитых стран (по импорту). С учетом стран, которые провели девальвацию в последующие месяцы, эта доля составляет 70%. К числу стран, сохранивших старые курсы валют, относились лишь США и страны долларовой зоны (Филиппины, некоторые страны Центральной и Южной Америки), а также Швейцарии и такие страны), как Турция, Иран, Мексика, которые либо обесценили валюты незадолго до этого, либо вскоре после этого.
Девальвация в первую очередь охватила страны стерлинговой зоны. Валюты английских колоний и протекторатов были автоматически девальвированы вместе с фунтом стерлингов. В проведении девальвации доминионами и другими странами стерлинговой зоны, помимо прямого нажима Англии, важную роль играли экономические соображения. Эти страны, являясь крупными экспортерами сырья и продовольствия, сбывают в Англии очень большую часть своей продукции. В связи с обострявшейся конкурентной борьбой на рынках сбыта отказ от девальвации поставил бы экспорт этих стран в невыгодные условия. Австралия и Новая Зеландия опасались конкуренции Аргентины, Уругвая, Канады, в частности, по шерсти, зерновым, мясу и т. д., конкуренции Дании, Голландии до маслу и бекону. Так как цены по долгосрочным контрактам на поставку в Англию ряда продовольственных товаров зафиксированы в фунтах стерлингов, отказ от девальвации и, следовательно, повышение курсов национальных валют по отношению к фунту стерлингов вызвали бы снижение цен этих товаров в национальных валютах. Поэтому экспортеры и крупные фермеры стояли за девальвацию.
Суэцкий канал, 1956
26 июля 1956 г. Египет национализировал компанию «Суэцкий канал» и в одностороннем порядке ввел контроль над каналом, который ранее на протяжении почти столетия принадлежал международному консорциуму. В ответ на это Франция, Израиль и Великобритания стали готовить военное вторжение, пытаясь получить дипломатическую поддержку мирового сообщества. Не получив дипломатического одобрения, 29 октября Израиль захватил Синай, а Франция и Великобритания нанесли удары по Египту с воздуха. Война «закрыла» канал, который являлся главным морским путем между Европой и Азией и обеспечивал поставку нефти из стран Среднего Востока. Однако через неделю Великобритания получила резолюцию ООН о прекращении огня, и вскоре британские, французские и израильские войска покинули^ Египет. В апреле функционирование канала было восстановлено уже под законным и исключительным контролем Египта.
Произошедшие события имели как политические, так и экономические последствия. С политической точки зрения Франция и Великобритания окончательно теряли статус колониальных держав. Египет продемонстрировал способность успешно противостоять европейскому натиску, а Израиль - возможность расширять свои границы путем введения военных сил на территорию другого государства. Шестимесячное закрытие канала привело к таким экономическим последствиям, как увеличение издержек и сроков поставок, ухудшение?торговли и, как следствие, снижение сальдо текущего счета всех четырех воевавших сторон. Из всех стран наибольшее давление испытала Великобритания, в которой разразился финансовый кризис. С 1956 по 1957 г. текущий счет платежного баланса Великобритании сводился с профицитом, несмотря на расстройство международной торговли страны. Однако стоимость английской валюты подверглась сомнению и атаки со стороны спекулянтов, что вынудило Банк Англии тратить свои долларовые резервы для поддержания фиксированного валютного курса фунта стерлингов по отношению к американскому доллару. Угроза девальвации оказалась настолько реальной, что выходом могла быть только внешняя помощь. Надежды возлагались на международный валютный фонд.
До кризиса Суэцкого канала МВФ практически не имел опыта в преодолении финансовых кризисов. Более того, кредитная деятельность фонда была относительно незначительной, поэтому никто и не возлагал ответственность по преодолению финансовых потрясений на МВФ. Так, с 1947 по 1955 г. 14 из 59 членов фонда осуществляли ежегодно в среднем заем на сумму 46 млн долларов (исключая транши в золоте), что составляло примерно 0,06% от мирового импорта. Для сравнения: в период с 1990 по 1998 г. 78 из 182 членов МВФ получали в среднем 13 367 млн долларов, что эквивалентно 0,29% мирового импорта.
Первым, кто попросил кредит, был Египет. 22 сентября 1956 г. ему была предоставлена транша в золоте размеров 25% от квоты, т.е. 15 млн долларов. В феврале 1957 г. аналогичную сумму Египет получил уже не в золоте, а в долларах. Управляющий Банком Израиля Дэвид Хоровитц начал переговоры о получении займа также в сентябре, обосновывая необходимостью поддержки обменного курса израильского фунта к доллару на уровне 1,8:1. Однако руководство фонда посчитало, что этот курс переоценен, к тому же помощь стране - захватчику другого государства могла иметь политическую окраску. Лишь после прекращекия военных действий, изменения позиций фонда относительно валютного курса Израиля и новых обоснований управляющего центрального банка на использование ресурсов на стабилизацию платежного баланса, в мае 1957 г. была предоставлена сумма в размере 50% квоты, т.е. 3,75 млн долларов. Третий запрос на получение кредита пришел 27 сентября 1956 г. от управляющего Банком Франции Уилфрида Баумгартнера. Высокая мобильность капитала оказывала давление на фиксированный курс франка, и валютные резервы страны постепенно таяли. Несмотря на то что в относительном выражении Франция просила, как и Израиль, сумму, составляющую 50% от квоты, размер кредита оказался самой большой выплатой фонда за свою историю - 262,5 млн долларов. Несмотря на сомнения относительно переоцененного валютного курса, сумма была выплачена и фактически способствовала финансированию войны в Египте. Новые кредитные линии были открыты Франции уже после кризиса Суэцкого канала.
Последней из участвовавших в конфликте страной, обратившейся за помощью в МВФ, была Великобритания, однако ее обоснование было отличным от предыдущих стран. Проблема Великобритании заключалась в истощении валютных резервов на поддержание стерлингового паритета, установленного еще в 1949 г. на уровне
доллара за фунт. Британское правительство настаивало именно на этом курсе, т.к. он соответствовал целям торговли, чтобы не платить дорогие доллары за импорт нефти, канал которой был закрыт на время военных действий. В свою очередь МВФ понимал, что, предоставив необходимую сумму второму по величине после США пайщику, значительно сократит свою собственную способность кредитовать другие страны. Кроме того, важным фактором в принятии решения о предоставлении финансовых ресурсов Великобритании играл конфликт интересов США в Египте. Соединенные Штаты, используя право решающего голоса в МВФ, фактически шантажировали Великобританию отказаться от военных действий путем затягивания вопроса о выдаче ссуды. Важно отметить, что ру| ководство Банка Англии не видело друтах вариантов сдержать курс; как привлечь внешнюю помощь. Политика маневрирования крат-і досрочной процентной ставкой в те годы отклонялась, а ужесточению бюджетной дисциплины могло помочь лишь в долгосрочном периоде. Поэтому оставалось лишь принять условия США, официально закрепленные резолюцией ООН. Только после вывода войск из Египта британцы дважды получали средства: первый раз в размере 43% от квоты, во второй раз - 57%.
Продемонстрированный эпизод валютно-финансового кризиса свидетельствует о первых попытках МВФ выступить в роли международного кредитора последней инстанции для поддержания равновесия мировой валютной системы. Впервые фонду представилась возможность преодолеть финансовый кризис и благодаря этому случаю закрепить за собой новое амплуа лекарства от финансовых; болезней. Вместе с тем здесь явно прослеживаются изъяны фонда, в частности в форме лоббирования интересов своих крупных пайщиков.
США, i960
Успешное функционирование Бретгон-Вудской валютной системы напрямую зависело от способности зарубежных центральных банков проводить интервенции своими денежными знаками, поддерживая доллар на установленном паритете. В свою очередь США взяли на себя обязательства по обеспечению этих стран золотом по цене 35 долларов за унцию. Соответственно этому американский платежный баланс во Многом зависел от паритетов, определяемых другими странами. Профицита текущих счетов этих стран в совокупности с их крупными резервами, выраженными в долларах, ослабляли американский платежный баланс и вызывали сомнение в способности США выполнить взятые на себя обязательства. Первым предзнаменованием стал 1960 г., когда впервые золотые резервы США упали ниже уровня всех ликвидных обязательств перед держателями активов, номинированных в долларах.
Источником нестабильности американского доллара стала ситуация на рынке золота в Лондоне. В марте 1960 г. цена на золото там выросла более 35 долларов за унцию, в результате европейские центральные банки и частные инвесторы Стали скупать золото за доллары, опасаясь дальнейшего повышения цен. Согласно своим
обязательствам в целях стабилизации цены Банк Англии осуществил продажу необходимого количества золота. Когда же он потребовал возмещения своих резервов Казначейством США, последнее ответило отказом. Тогда в октябре, при следующем скачке цен на золото Банк Англии не провел интервенцию, и 27 октября цена достигла 40 долларов за унцию. Казначейство на этот раз было более сговорчивым и согласилось продавать золото Банку Ангдии взамен на проводимые им интервенции. Ч
Победа Кеннеди на выборах в ноябре I960 г. не принесла дополнительной уверенности в функционировании золотодолларового стандарта, поскольку выступление президента относительно ускорения экономического развития страны было истолковано как приоритет внутренней экономической политики над внешней. Истощение золотых запасов стало демонстрацией явного недоверия к обязательствам администрации поддерживать конвертируемость золота по фиксированной цене. Ответом администрации стали следующие действия:
введение ограничений по движению капитала;
реализация ряда мер по улучшению платежного баланса;
. ¦ изменение направлений монетарной и финансовой политики;
отмена конвертации долларов вне страны на золото;
проведение ФРС интервенций на зарубежных валютных рынках.
Все эти решения проблемы смогли отсрочить кризис Бреттон-Вудской системы лишь на десятилетие. Мировой валютной системе, основанной на долларе, было суждено уступить экспанси- онной монетарной и финансовой политике Штатов, реализуемой в середине 1960-х гг. Все другие страны встали перед выбором: или продолжать достижение стабильности валютного курса за счет уровня инфляции, предлагаемого США, или отказаться от фиксации для обеспечения своей собственной внутренней стабильности цен.
Великобритания, 1967
Пересечение и столкновение внутренних и внешних целей экономической политики начались еще в 1964 г. Экспансионная монетарная и бюджетная политика, направленная на обеспечение занятости, привела к инфляции, дефициту текущего счета и сокращению международных резервов. Как следствие появились спекулятивные атаки на фунт. Правительство лейбористов, пришедшее к власти в октябре 1964 г., выступило категорически против девальвации и вместо этого ввело дополнительные взимания с импорта, оставив внутреннюю политику нетронутой. В ноябре кредит МВФ в 4 млрд долларов в сово* купности с принятыми жесткими фискальными мерами и ограничениями на отток капитала временно улучшили внешнюю ситуацию, но к весне и лету 1966 г. фунт вновь оказался под давлением. Достижение быстрого экономического роста и улучшения платежного баланса не представлялось возможным. Забастовка матросов в мае и июне привела к агонии фунта. Правительство отреагировало декларацией антиинфляционной политики и государственным регулированием цен и доходов. Центральные банки зарубежных стран предоставили крупные кредиты на реализацию этой политики, однако с мая 1967 г. доверие к стерлингу постепенно угасало. Слухи о возможной девальвации фунта обострились с ростом безработицы и ухудшением платежного баланса. Пиком ситуации стало 17 ноября, когда массовое давление на фунт привело к девальвации валюты за этот день до 2,40 доллара. К 18 ноября золотое содержание и курс фунта стерлингов были понижены на 14,3%. Вслед за Великобританией 25 стран, в основном ее торговые партнеры, провели девальвации своих валют в разных пропорциях.
Франция, 1968-1969 1
В мае 1968 г. студенческие забастовки охватили всю страну, придав им общенациональный статус. Удовлетворенными требованиями бастующих стали повышение часовой оплаты труда на 11% и сокращение рабочей недели. Кроме того, бунты спровоцировали перевод капиталов в дойчмарки и золото. В ответ на это правительство ужесточило контроль за ценами, ограничило импорт и ряд внешних платежей, введя субсидирование экспорта и валютный контроль. В сентябре эта меры были заменены на кредитные ограничений. Но это не привело к ожидаемым результатам, и в ноябре потоки капиталов на перевод из франков в марки еще более усилились. В итоге 20 ноября главные валютные рынки Европы были закрыты.
В период с апреля по ноябрь Франция потеряла золотовалютные резервы в размере 2,9 млрд дол. Правительству пришлось резко сократить статью общественных расходов, увеличить косвенные налоги, установить потолок кредитов, выдаваемых коммерческими банками, и повысить процентную ставку. И все же этого было недостаточно для снижения дефицита по текущим операциям платежного баланса, который продолжал расти на протяжении первых двух кварталов 1969 г. Французы вновь ужесточили условия кредитов для банков, повысив нормы обязательных резервов, а в июле заморозили все вклады частных инвесторов. Во избежание девальвации Франция выпустила краткосрочные облигации на сумму 2,3 млрд долларов, тем не менее истощение международных резервов продолжалось. С мая 1968 г., когда они составляли 6,6 млрд дол., золотовалютные запасы страны уцали до 2,6 млрд в августе 1969 г. Подталкиваемое бурными политическими событиями во Франции - уход Шарля де Голля в отставку, отказ ФРГ провести ревальвацию марки - давление на франк росло. 10 августа сопротивление было сломлено, и франк был девальвирован на 11,11% (курсы иностранных валют к франку повысились на 12,5%). Одновременно были девальвированы валюты 13 стран зоны франка Африканского континента и Мадагаскара.
Банкротство «Пенн Сентрал» (Penn Central), 1970
К 1970 г. ценные бумаги коммерческих предприятий считались наиболее надежными инструментами денежного рынка, поскольку там находились бумаги только корпораций с высоким кредитным рейтингом. Железнодорожная компания «Пенн Сентрал» была крупнейшим эмитентом ценных бумаг такого рода, на общую сумму более 200 млн дол. Однако в мае 1970 г. она оказалась на грани банкротства и попросила федеральной государственной помощи у администрации Никсона. После шести недель дебатов Конгресс выступил с отказом в антикризисной помощи этой компании. Тогда администрация Никсона попросила Совет управляющих ФРС предоставить прямой заем «Пенн Сентрал» у Федерального банка Нью-Йорка. 18 июня Федеральный банк Нью-Йорка сообщил решение Совета управляющих об отказе выдачи необходимых сумм, которое основывалось на мониторинге деятельности компании и убеждении о неспособности ее вернуть заем. При отсутствии необходимых внешних вливаний компания «Пенн Сентрал» была вынуждена объявить в воскресенье 21 июня о своем банкротстве.
Федеральная резервная система рассчитывала, что, позволив «Пенн Сентрал»" обанкротится и объявить дефолт по своим ценным бумагам, она тем самым смягчит давление на рынке этих бумаг и создаст конкурентные условия для выпуска ценных бумаг других корпораций. К тому же ФРС учла вариант того, что банкротство «Пенн Сентрал» может вызвать панику на рынке и череду банкротств других компаний. Поэтому во избежание этого сценария
Федеральный банк Нью-Йорка 20 и 21 июня срочно оповестил крупнейшие банки о надвигавшемся банкротстве этой железнодорожной компании. Он также сообщил, что дисконтная ставка будёт соответствовать тому, чтобы эти крупные банки предоставили кредиты в случае необходимости всем компаниям, которые испытают трудности с ценными бумагами. Коммерческие банки поступили в точности, как им было велено, получив на эти цели на льготных условиях 575 млн долларов. К тому же 22 июня ФРС решила приостановить ограничение на размещение депозитов на сумму 100 тыс, долларов и более, чтобы избежать повышения краткосрочной процентной ставки.
В целом политика ФРС оказалась успешной, и стране удалось избежать крупномасштабного кризиса, ограничившись лишь биржевой паникой в преддверии банкротства «Пенн Сентрал». В мае индикаторы биржевого рынка снизились более чем на 35% от своей вершины в ноябре 1969 г. В остальном же этот пример финансовой нестабильности демонстрирует своевременное поведение ФРС, как кредитора последней инстанции.
Нефтяной шок и мировой финансовый кризис, 1970-е
К концу 1960-х гг. США стремительно теряют позиции на внешних рынках. Растет инфляция и увеличивается кредитная ставка. Из-за удорожания кредитов и потери рентабельности в промышленности свертываются прямые инвестиции, и их сменяет бум конгломератов - поглощений одних компаний другими. Ослабевшие компании стремительно поглощаются гигантским спекулятивным капиталом. Итогом этого процесса стал традиционный в таких случаях обвал фондового рынка. В мае 1970 г. Нью-йоркская фондовая биржа испытала чрезвычайно неустойчивое положение. К сентябрю 1970 г. конфликт на Ближнем Востоке разрастается. Сирия вводит свои войска в Иорданию для поддержки палестинских партизан. В результате этого резко сократилась добыча нефти, что привело к росту цен. В феврале 1971 г. нефтяные транснациональные корпорации под давлением стран Персидского залива повысили цены нЯ нефть. Это произошло по двум причинам: рост бюджетного дефицита стран Ближнего Востока из-за падения добычи нефти в результате боевых действий и давление на США с целью изменения их произраильской политики на Ближнем Востоке. В марте возобновились боевые действия Иордании против палестинских партизан
Глава Т.З.Крии»сы«п«$н»аААейст»*«Брсттlt;иlt;-8уАской системы 191
(соглашение о прекращении которых было подписано 27 сентября 1978 Г.). В то же время в Европе инвесторы, чувствуя приближение непогода в экономике США из-за роста цен на импорт нефш и ш- фляцин, сбрасывают доллары и ажиотажно скупают немецкую марку. В мае 1971 г. из-за взрывного роста обнюна долларов на марку закрываются все европейские валютные рынки. 9 мая ФРГ и Голландия вводят плавающий курс для своих валют. В июне 1973 г. - новый виток напряженности на Ближнем Востоке. В знак поддержки палестинских партизан Сирия и Ирак закрывают свои границы с Иорданией. 15 авіуста 1971 г. в результате роста цен на нефть США фиксируют первый торговый дефицит е 1894 г. Президент США Р. Никсон объявляет о новой политике обменного курса доллара. На 90 дней в США замораживаются цены и проводится увеличение импортных пошлин на 10%.
Осень 1971 г. приносит напряженность во взаимоотношениях Ирака с Ираном я Великобританией в связи с конфликтом относительно островов Тумб в Персидском заливе. На протяжении всего
г. наблюдается крупномасштаamp;шй кризис Бретгон-Вудской системы. 17 октября 1973 г. арабские государства предъявляют США и всему миру нефтяной ультиматум. Одиннадцать государств подписывают соглашение о ежемесячном сокращении добычи нефти на 5% до тех тюр, вока США не откажутся от своей политики на Ближнем Востоке. В начале 1974 г. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в 4 раза повысила цены на экспортируемую неочищенную нефть, тем самым обозначив начало первого мирового нефтяного кризиса. Рост цен на энергоносители вызвал высокую wt- фляцшо затрат в экономике промышленно развитых стран. Скопца
г. Англия вводит карточноераспределение бензина. Парализована работа многих отраслей промышленности. Фондовые рынки развитых стран перестали выполнять функцию впитывающей среда для международного спекулятивного капитала, нацеленного главным образом на кратковременные вложения с максимальной прибылью. Эти деньги покинули сектор акций высоких технологий, наиболее поражаемый инфляцией, и стремительным потоком хлынули в нефть. Мировая экономика, потеряв фондовых инвесторов, получила огромное предложение кредитов со стороны нефтяных стран Ближнего Востока, и в первую очередь Саудовской Аравии. В середине 1974 г. МВФ установил «нефтяную систему*, для того чтобы резервные средства стран-членов ОПЕК направлялись в страны, нуждающиеся во внешней помощи.
Последствия нефтяного шока 1973 г. сказывались до конца десятилетия, и новый виток роста цен был отмечен в 1978-1980 гг. с началом Ирано-Иракской войны. Рост цен на нефть вынудил многвд страны занимать средства, чтобы платить за импорт нефти. Начала нефтяного кризиса заставило США отказаться от системы контролі капитала. Нефть - это товар, ориентирующийся на доллар, и резервы в долларах, полученные экспортерами нефти, должны быть ре- циклированы, т.е. предоставлены в виде ссуд странам - импортерам нефти. В то время главный механизм рециклирования резервны^ средств включал: 1) денежный рынок и банковский сектор Нью-Йорка, 2) лондонский денежный рынок и 3) рынок евровалюты. Американские власти быстро предприняли шаги по прекращению контроля капитала, чтобы американские банки могли дать возможность увеличить ссуды всем странам - импортерам нефти, не имеющие ограничений, связанных с контролем капитала. В результате американские банки смогли свободно- вести конкурентную борьбу зц вклады в нефтедолларах и использовать эти поступления для международного кредитования без ограничений.
Кризис Бреттон-Вудской системы, 1971-1973
Когда в августе 1969 г. французский франк был девальвирован, Франция мгновенно перешла от дефицита по текущему счету в 1,7 млрд долларов к профициту в 1970 г. А общий профицит платежного баланса составил в том году 2 млрд долларов, увеличившись в 1971 г. до 3,4 млрд долларов. Соответственно этому росли и международные резервы государства. Частично эти изменения можно объяснить ростом денежной массы в США. и высоким дефицитом платежного баланса.
Политика экспансии США способствовала тому, что дойчмарка недооценивалась относительно доллара, и это стимулировало приток финансовых ресурсов в Германию. За несколько дней до выборов в Германии в октябре 1969 г. правительство закрыло валютный рынок, а в день возобновления его работы объявило, что обменный курс марки будет плавающим. Марка на наличном валютном рынке мгновенно укрепила свои позиции, и 26 октября было объявлено о ревальвации на 9,29%. Несмотря на то что в последнем квартале 1969 г. отмечался отток капиталов, к 1970 г. большие потоки иностранных финансовых ресурсов и соответственно валютные резервы государства вернулись в страну.
В марте 1971 г. несколько европейских стран потребовали от США перевести свои долларовые резервы в золото для оплаты увеличившихся квот в МВФ. Платежи сократили золотой запас США до самого низкого уровня с 1936 г. Неустойчивое бегство от долларов за первые несколько дней мая 1971 г. значительно усилилось, подавив основные валютные рынки. 5 мая семь европейских стран закрыли свои валютные рынки, а пять стран прекратили поддерживать доллар. Расчеты в дойчмарках, гульденах и швейцарских франках были приостановлены. 9 мая Германия и Голландия объявили, что они переходят на режим с плавающим обменным курсом, т.к. больше не могут поддерживать соотношение валют в установленных пределах.
Девальвация доллара по отношению к марке в результате политики плавающего курса, проводимой ФРГ, поставила под вопрос соотношение доллара и иены. Япония ввела ограничения на движение капитала, пытаясь защитить себя от наплыва долларов с европейских рынков. Однако в отношении дефицита торгового баланса США с Японией валютные ограничения японцами не устанавливались. Такая двусторонняя политика Японии была очевидной провокацией против частей платежного баланса США, выраженных в золоте и долларовых обязательствах. В итоге это привело к девальвации доллара 15 августа 1971 г. Конвертируемость доллара была формально приостановлена, хотя эта валюта и использовалась в сделках своп с другими центральными банками.
Политика США продолжала навязывать хранение долларов и их использование в торговле, а также рекомендовала другим странам провести ревальвацию национальных валют. В результате все валютные рынки, кроме японских, были закрыты. Япония сперва пыталась поддержать фиксированный валютный курс, и за последние две недели августа ей пришлось скупить 4 млрд долларов. Однако вскоре курс был отпущен, и он мгновенно взлетел вверх. К 23 августа, когда возобновили работу валютные рынки, большинство стран мира уже использовали режим с плавающим обменным курсом. Восстановление старой системы фиксированных паритетов с обязательствами США и их партнеров в условиях новой политики, которую они стали проводить, было нереальным.
После долгих переговоров старая система валютных паритетов была откорректирована на встрече в Смитсоновском институте в Вашингтоне 17-18 декабря 1971 г. Валюты стран были ревальвированы в различных соотношениях, с оговоркой, что пределы колебаний их курсов будут составлять ±2% от так называемого допустимого центрального курса. Смитсоновское соглашение определило новукц официальную цену золота - 38 долларов за тройскую унцию, сократив ценность доллара на 4,9% от золота, вместо того чтобы провести соответствующую операцию с иностранными валютами. Кроме того, США не взяли обязательства восстановить конвертируемость доллара в золото и участвовать в валютной интервенции, сохранив привилегированный статус своей денежной единицы.
Центральные курсы, определенные в Смитсоновском соглашении, не являлись реальным отражением ситуации на рынках золота и валюты, поэтому количество торгующих по этим ценам быстро сокращалось. На Лондонском нерегулируемом рынке золота цены постоянно росли м превысили установленные пределы. Летом 1972 г. введен плавающий курс фунта стерлингов, что означало его фактическую девальвацию на 6-8%. Были установлены валютные ограничения* чтобы сдержать отток капиталов за границу. Увеличение денежной массы и инфляция, нараду с дефицитом платежного баланса, продолжали расти в США в связи с притоком долларов из крупнейших европейских стран и Японии. Валютные ограничения на движение капитала стали вводиться в разных странах, например в Голландии, Японии и Германии. 10 февраля 1973 г. японцы закрыли свой валютный рынок и приостановили процесс поддержания курса доллара. В спешке было созвано новое собрание и, несмотря на то что Италия, Канада, Великобритания, Ирландия и Швейцария уже использовали режим плавающего обменного курса, установлены новые центральные валютные курсы. В отличие от 1971 г. США не удалось добиться ревальвации валют европейских стран и Японии, а цена золота вновь была официально поднята теперь уже до уровня в 42,22 доллара, при этом золотое содержание других валют оставалось неизменным. Новые центральные курсы не смогли направить потоки долларов за границу, и кризис вновь вспыхнул в марте 1973 г. Толчком явилась неустойчивость итальянской лиры, что привело к введению в Италии двойного валютного рынка (с 22 января 1973 г. по 22 марта 1974 г.) по примеру Бельгии и Франции. Массовая продажа долларов привела к закрытию ведущих валютных рынков (со 2 марта по 19 марта). На этот раз индустриально развитые страны официально и безоговорочно отказались связывать движение своих валют с долларом.
Преобладание валютной нестабильности в период функционирования Бреттон-Вудской системы ярко отражено в табл. 2.3 с характеристикой основных финансовых потрясений рассматриваемого временного промежутка.
Таблица 2.3
Основные финансовые кризисы в период функционирования Бреттон-Вудской системы
Годы Страны Содержание финансового кризиса
1949 Австралия, Новая Зеландия, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока и др. Валютный кризис
1956 Египет, Израиль, Франция, Великобритания Валютный кризис,
1960 США Валютный кризис
1967 Великобритания Валютный кризис
1968-1969 Франция, страны зоны франка, Мадагаскар Валютный кризис
1970 США Долговой, банковский кризис
1970-е США, Германия, Голландия, Великобритания и др. Биржевой, валютный, долговой кризис
1971-1973 Франция, США, Великобритания, Германия, Голландия, Швейцария, Япония и др. Валютный кризис

Причины кризиса. Одной из основных причин кризиса Бреттон-Вудской системы была экспансионистская денежно-кредитная политика США, спровоцировавшая развитие инфляционных процессов в мировом масштабе. В 1960-х гг. ФРС США полностью сосредоточилась на монетарном стимулировании внутренних проблем: создании условий для полной занятости, финансировании дорогостоящих социальных программ и войны во Вьетнаме. Через монетарный канал инфляция импортировалась в другие страны. Кроме того, стерилизация избыточной денежной массы в условиях действующей системы фиксированных валютных курсов становилась все более сложной и приводила к нежелательному росту государственного долга.

Другой причиной кризиса был дисбаланс реальных обменных курсов. Более быстрые темпы роста производительности труда в Германии и Японии по сравнению с США при фиксированных курсах оказывали повышательное давление на внутренние цены, требовавшее ревальвации марки и иены. Студенческие волнения во Франции в мае 1968 г. и уход правительства в отставку послужили поводом для спекулятивных игр на понижение курса французского франка. Напротив, в Германии низкая инфляция и высокие темпы экономического роста спровоцировали игру на повышение марки. В результате краткосрочный капитал валютного рынка стал перемещаться из французских в немецкие финансовые активы. Несмотря на активные меры Банка Франции и немецкого Бундесбанка, направленные на ограничение движения капитала, в 1969 г. французский франк был девальвирован на 12,42%, а немецкая марка ревальвирована на 8,5%. Была также проведена ревальвация швейцарского франка и австрийского шиллинга.

Однако наводнение стран долларами продолжалось, что неминуемо подталкивало их к девальвации доллара или выходу из режима фиксированных курсов. Администрация Белого дома рассматривала сильный доллар как главный показатель американского величия и не могла допустить его обесценения. Однако доктрина фиксированных валютных курсов к тому времени себя уже исчерпала. На смену ей пришла концепция плавающих валютных курсов, главным разработчиком которой выступил профессор Чикагского университета М. Фридмен. Его аргументы сводились к следующему: плавающие курсы способствуют макроэкономической адаптации к внешним шокам путем изменения соотношения внешних цен, они предупреждают развитие инфляционных процессов и позволяют проводить независимую денежно-кредитную политику.

Концепция плавающих валютных курсов Фридмена была положена в основу новой экономической политики президента Р. Никсона. В апреле 1971 г. золотой запас Казначейства США снизился до критического уровня в 10 млрд дол., цена на золото на свободном рынке достигла 41 дол. за унцию. А 15 августа 1971 г. президент Р. Никсон объявил о временном прекращении конвертируемости долларов в золото. Президентом был объявлен план укрепления доллара, согласно которому была введена 10%-ная импортная пошлина и на 90 дней заморожен рост цен и заработной платы.

На встрече Группы 10 в Смитсоновском институте (Вашингтон) 18 декабря 1971 г. было заключено Смитсоновское соглашение. Соединенные Штаты предприняли попытку сохранить международную валютную систему путем восстановления режима фиксированных курсов. Диапазон допустимых курсовых колебаний был расширен с ±1 до ±2,25%, цена золота повышена до 38 дол. за унцию без воестановления официальной конвертируемости доллара в золото. Одновременно произошла ревальвация основных западноевропейских валют, а также иены. В течение двух лет страны Западной Европы упорно боролись за поддержание фиксированных курсов своих валют, проводя масштабные интервенции на валютном рынке. А 12 февраля 1973 г. была проведена повторная девальвация доллара. Официальная цена золота была повышена с 38 дол. до 42,22 дол. Однако 9 марта 1973 г. США отказались от дальнейшего участия в валютных интервенциях со странами ЕЭС. Эту дату можно считать официальным окончанием Бреттон-Вудской системы, основанной на режиме фиксированных курсов. После этого валюты шести стран ЕЭС перешли на совместное плавание.

Системные противоречия золотодолларового стандарта. Золотодолларовый стандарт, положенный в основу Бреттон-Вудской системы, изначально содержал в себе ряд системных противоречий.

Во-первых, в этом стандарте отсутствовал механизм ограничения роста долларовой денежной массы размером фактических запасов золота в США. В классическом золотом стандарте отток золота из конкретной страны за рубеж сопровождался ужесточением ее внутренней денежно-кредитной политики. Стоимость кредитования возрастала, внутренние цены снижались, экспорт становился более конкурентоспособным, что в конченом итоге приводило к восстановлению равновесия платежного баланса в относительно короткие сроки. Напротив, в системе золотодолларового стандарта доллары, уходящие за границу, немедленно возвращались обратно в США (рециклировались) в виде банковских депозитов (валютных резервов других стран), которые использовались для увеличения, а не сжатия денежно-кредитной массы (рис. 6.2). Таким образом, дефициты платежных балансов не сокращались, а увеличивались. Логическое продолжение этой системной ошибки наблюдается в современной мировой экономике в виде формирования финансовых пузырей и образования дисбалансов.

Во-вторых, разработчики Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что главная роль в преодолении дисбалансов должна отводиться органам государственного регулирования, которые смогут управлять поведением национальных экономических агентов. При этом предлагаемый Уайтом стабилизационный фонд должен был минимизировать отрицательные экономические последствия для стран, вызываемые притоком или оттоком золота. Он полагал, что вследствие усиления степени государственного регулирования страны с большими запасами золота смогут позволить себе иметь отрицательное сальдо платежного баланса на протяжении более продолжительного времени без ущерба для экономики. Это было первым заблуждением Уайта, поскольку продолжительный дефицит платежного баланса означает последовательное сокращение золотого запаса страны, что по факту и стало причиной отмены США конвертируемости долларов в золото в 1971 г.

Рис. 6.2.

Второе заблуждение касалось режима фиксированных валютных курсов. Создание стабилизационного фонда должно было обеспечить странам взаимный обмен их валют по фиксированному курсу, что позволило бы правительствам проводить политику в интересах собственного экономического развития. Однако алгоритм действий фонда на тот случай, если национальная экономическая политика будет несовместима с поддержанием режима фиксированных валютных курсов, разработан не был. Предполагалось, что страны будут приобретать у фонда валюты других стран исключительно для краткосрочного урегулирования своих платежных балансов. В обмен на данную привилегию страны должны были в течение одного года после вступления в Фонд полностью отменить валютный контроль и валютные ограничения, не проводить изменений валютных курсов без согласования с фондом, не вступать с другими странами-членами в какие-либо двусторонние клиринговые или валютные соглашения, дискриминирующие других членов, а также постепенно и постоянно снижать импортные тарифы и другие торговые барьеры. На практике эти обязательства стран-членов неоднократно нарушались.

В-третьих , весь план Уайта изначально был построен на продвижении интересов США. Путь американским ТНК к освоению мировых рынков был открыт благодаря обязательствам стран-членов МВФ не возводить новые торговые барьеры и воздерживаться от девальваций в целях повышении конкурентоспособности, как это происходили в 1930-х гг. Правительство США получило широкие возможности проведения глобальной политики в собственных интересах. Доллар стал ключевой резервной валютой, обеспеченной 2/3 мировых запасов монетарного золота, что означало, что США никогда не будут брать займы у фонда. Право вето, которым США обладали благодаря введенной Уайтом формуле расчета квот, гарантировало, что США никогда не будут подвергаться мерам воздействия со стороны фонда 1 .

Необходимо отметить, что современные требования об отвязке курсов национальных валют от доллара, предъявляемые США к своим крупнейшим торговым партнерам, в частности к Китаю, не укладываются в политику самих США, которые на протяжении длительного периода формирования современной валютной системы настаивали на фиксации другими странами своих валютных курсов к доллару .

Итак, основные причины кризиса Бреттон-Вудской системы можно обобщить следующим образом .

  • 1. Отсутствие эффективного механизма выравнивания платежного баланса из-за жесткой фиксации валютных курсов и невозможности их регулирования.
  • 2. Нежелание ФРС США приводить мировые цены на сырье и металлы, в том числе на золото, в соответствие с падающей ценой доллара.
  • 3. Использование остальными странами мира заниженного валютного курса своих национальных валют как инструмента повышения конкурентоспособности экспорта.
  • 4. Активное развитие рынка евродолларов, ускоряющего стихийное перемещения «горячих денег» между странами, что привело к обострению валютного кризиса.
  • 5. Масштабное участие в валютных спекуляциях ТНК и ТНБ, которые располагали избыточными валютными активами, неподконтрольными национальным регуляторам.

Таким образом, Бреттон-Вудская валютная система возникла вследствие необходимости послевоенного восстановления международной торговли. Однако основным мотивом проведения Бреттон-Вудской конференции и создания новой институциональной архитектуры международной финансовой системы было стремление США еще до окончания второй мировой войны перехватить инициативу у Великобритании в формировании послевоенного мирового валютного порядка. Фактически Бреттон-Вудская система воспроизводила принцип резервирования золотодевизного стандарта. Если в классическом золотом стандарте (Парижская система) национальный объем денежной массы был привязан к золоту, хранящемуся в сейфах центральных банков, то в золотодевизном стандарте (Генуэзская система) страны, помимо золота, включали в свои резервы также девизы (обменные на золото валюты), которые наравне с золотом выступали в качестве обеспечения денежной эмиссии, но уже не ограничивали ее размер, как это происходило в классическом золотом стандарте. Принципиальное отличие Бреттон-Вудской системы от Генуэзской заключалось в том, что доллар США вытеснил две другие резервные валюты (девизы) - британский фунт стерлингов и французский франк - из сферы международных расчетов и резервирования. Полная демонетизация золота в 1971 г. и включение необеспеченного доллара, наряду с МВФ, в качестве основных институциональных элементов в структуру ныне действующей Ямайской валютной системы в 1976 г. открыли дорогу к неограниченному росту цен во всемирном масштабе. Сначала эта тенденция охватила сферу товарного обращения (инфляция потребительских цен), а затем последовательно распространилась во все сегменты международного финансового рынка (инфляция активов).

Вопросы для самопроверки

  • 1. Каково содержание основных принципов функционирования Бреттон-Вудской валютной системы?
  • 2. Каковы особенности подготовки и проведения Бреттон-Вудской конференции?
  • 3. В чем сходства и различия проектов Дж. М. Кейнса и Г. Д. Уайта по организации мировой валютной системы?
  • 4. Какой механизм урегулирования платежного баланса предусматривал проект Международного клирингового союза?
  • 5. Какие преимущества видел Дж. М. Кейнс от введения наднациональной валюты - банкора?
  • 6. Каким образом была разрешена проблема конвертируемости национальных валют после Второй мировой войны?
  • 7. Как доллар США создал проблему международной ликвидности?
  • 8. Когда и почему сформировался двухъярусный рынок золота?
  • 9. В чем заключаются основные противоречия золотодолларового стандарта?
  • 10. Каковы основные причины кризиса Бреттон-Вудской системы? глава ! _
  • Общая сумма квот в МВФ первоначально была определена в объеме 8,8 млрд дол. Доля СШАсоставила 2,75 млрд дол. (31%), на втором месте была Великобритания с долей 1,2 млрд дол.(13%).
  • Steil В. The Battle of Bretton Woods: John Maynard Keynes, Harry Dexter White, and the Making ofa New World Order. Princeton University Press, 2013. P. 132-140.
  • Моисеев С. P. Переосмысление Бреттон-Вудской системы: новые факты старой истории //Финансы и кредит. 2005. № 23. С. 34.

1. Неустойчивость и противоречия экономики США. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста.

2. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для «курсовых перекосов».

3. В 70-х годах спекулятивные операции, ускоряя стихийное движение «горячих» денег между странами, обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от одной валюты к другой.

4. Нестабильность национальных платежных балансов. Хронический дефицит у одних стран (особенно США, Великобритании) и положительное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали резкие колебания курсов валют.

5. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на использовании национальных валют пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов эмиссией национальных валют, используя их статус резервных валют. Особенно это противоречило интересам развивающихся стран.

6. Роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые могут существенно превышать валютные резервы центральных банков стран, где они действуют. Эти суммы ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютных спекуляциях, придавая им гигантский размах.

Таким образом, изложенное внутреннее противоречие рано или поздно приведет необходимости пересмотра основ существующей валютной системы. Структурные принципы, установленные в 1944 г., к концу 60-х перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мировой экономике.

В современных условиях пока действует Ямайская валютная система .

Основные особенности и принципы Ямайской валютной системы:

· официально отменен золотой стандарт и золотые паритеты (отменена привязка валют к золоту как для внутренних, так и для международных операций);

· зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам;

· введена система СДР (специальные права заимствования), которые можно использовать как «мировые деньги» для формирования валютных резервов. Эмиссию СДР осуществляет МВФ. В функции СДР также входит регулирование платежных балансов и соизмерение стоимости национальных валют;

· помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро);

· установлен режим свободно плавающих валютных курсов: их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения;

· государства могут самостоятельно определять режим формирования валютного курса из нескольких вариантов.

50.Сущность и виды глобальных экономических проблем.

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира. Глобальные проблемы мировой экономики делятся в соответствии с принадлежностью к тому или иному виду экономического пространства.

К экономическим глобальным проблемам можно отнести:

Стремительный рост населения

Протекающие в мире демографические процессы заслуживают самого пристального внимания и исследования. Нарастающая напряженность в этой сфере прежде всего связывается с так называемым «демографическим взрывом», который имеет ярко выраженную тенденцию к предельному росту населения планеты с середины XX в. В 1940-х гг. советскими учеными (В. Вернадский, Н. Моисеев) было подсчитано максимальное народонаселение, которое может без заметных последствий «выдержать» наша планета. Этот предел населения планеты, по их расчетам, составил 500 млн. человек. В настоящее время население планеты превосходит эту цифру больше, чем в 10 раз. Интенсивный рост населения планеты стал одной из характерных черт современной эпохи, так как на протяжении многих тысячелетий всего предыдущего развития столь высокие темпы роста народонаселения были невозможны.

Следует учитывать, что большая доля (свыше 80%) современного прироста населения (в отличие от прошлых периодов) приходится на развивающиеся страны. Стремительный рост населения происходит в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Старение населения

Если в странах с низкой пространственной экономикой происходит бурный рост населения, то почти во всех странах, где имеется объем экономического пространства, а это промышленно развитые страны, происходит депопуляция вследствие суженного воспроизводства всего населения. Эти страны оказались ввергнутыми в демографический кризис, следствием чего явилось старение населения, т. е. преобладание в нем лиц пожилого возраста.

Показательно, что по мере достижения страной более высокого уровня экономического развития прослеживается устойчивая тенденция к снижению рождаемости.

Безработица

Развивающиеся страны в меньшей мере, чем промышленно развитые страны, способны обеспечить свое население материальными и культурными ценностями, дать элементарное образование, обеспечить работой. Безработица и неполное использование рабочей силы являются бичом для большинства экономически отсталых стран. В этих странах наблюдаются миграционные потоки из сельской местности как в города своей страны, так и в промышленно развитые страны. Миграция населения в этих случаях вызвана стремлением или просто найти работу, или найти более высокооплачиваемую работу. Однако большинство этих ожиданий не реализуется из-за больших масштабов миграции и низкого образовательного уровня в беднейших странах.

Продовольственная проблема

В последнее время не менее важной и острой является продовольственная проблема, так как она направлена на обеспечение продовольствием постоянно растущего населения планеты.

Продовольствие неравномерно распределено по отдельным странам. Имеются страны с избытком высококачественного продовольствия и страны, основная часть населения которых испытывает сегодня нехватку в самых необходимых продуктах питания. К первой группе относятся промышленно развитые страны, а ко второй - беднейшие развивающиеся страны. По оценкам ФАО, общая численность людей, страдающих от острого голода и недоедания, составляет свыше 1 млрд. человек.

Нехватка важнейших питательных компонентов отрицательно сказывается на здоровье людей , а это снижает качество раб.силы и как следствие не позволяет достичь высоких темпов экономического роста.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы