(на основе анализа повести «Гобсек»)
1. Основные особенности французского реализма бальзаковского периода.
2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии».
3. «Человеческая комедия» Бальзака и место в ней повести «Гобсек».
4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.
5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека: а) портрет; б) окружающая обстановка, принципы описания; в) эволюция образа; г) философия Гобсека, самораскрытие персонажа; д) романтическое и реалистическое в образе; е) типичные черты буржуа, отраженные в образе Гобсека.
6. Принципы изображения аристократии, связь их с главным героем.
В какие годы и под влиянием каких факторов формируется классический реализм в зарубежной литературе? в России? Каковы объекты обличения русского и зарубежного критического реализма? В чем заключается специфика исследования общества реалистами и романтиками, реалистами XIX века и реалистами-просветителями?
Перечислите черты реализма, выделенные Бальзаком в "Предисловии к "Человеческой комедии"".
Приступая к рассмотрению "Предисловия к "Человеческой комедии"" Бальзака, которое расценивается как манифест реализма, вспомним, что собой представляет "Человеческая комедия". Кто из ученых, современников Бальзака, своими теориями подсказал ему идею "Человеческой комедии"? В чем же видит Бальзак сходство и различие между обществом и природой? Какое влияние на концепцию "Человеческой комедии" оказал В.Скотт? Как Бальзак отзывался о В.Скотте?
Выпишите цитату, в которой речь идет о необходимости создавать типические характеры в типических обстоятельствах. Энгельс отмечал объективность как одну из черт реализма. Что по этому поводу говорит Бальзак? Считает ли создатель "Человеческой комедии", что писателю достаточно быть "секретарем французского общества", "археологом общественного быта", "счетчиком профессий"?
Как же примирить объективность и тенденциозность с критицизмом, и дидактизмом реализма?
С одной стороны, стремясь к объективности, а с другой - воспитывая, какие "три формы бытия" Бальзак решает охватить в своем творении? Как мы сформулируем этот принцип реализма? Кто из русских писателей, равный Бальзаку по силе и мощи таланта, широко использовал этот прием и в каком произведении?
Рассмотрим воплощение некоторых принципов реализма Бальзака в его повести "Гобсек". Поставим перед собой следующие задачи:
а/ проанализировать особенности композиции повести и построения системы образов;
б/ раскрыть характер Гобсека через портрет и вещи.
Какое место занимает повесть "Гобсек" в "Человеческой комедии"? Каким образом скрепляются отдельные тома цикла? Одна из ведущих тем здесь - тема скупости. Назовите» образы скупцов в творчестве Бальзака и в мировой литературе.
Начертите на доске систему персонажей повести, продемонстрировав ее взаимосвязь с композицией. Каков классовый состав героев повести? С какой целью автор использовал районную композицию? Докажите, что все сословия зависят от материальной основы социума - денег, золота.
Особую любовь к золоту питает главный герой повести - ростовщик Гобсек. Это его пристрастие подчеркивается уже при первом знакомстве с героем. Проследим, как через портрет раскрываются черты характера героя.
Какое место в реалистической системе Бальзака занимает прием характеристики через вещи? Зачитайте описания дома и квартиры Гобсека. Какие черты характера раскрываются через эти описания? Кто из героев повести характеризуется на основе аналогичных приемов?
Литература
1. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 2000. С.450-463.
2. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005. С.421-449.
3. Бальзак О. де «Предисловие к человеческой комедии» // Зарубежная литература 19 века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. Н.А. Соловьева и др. - М.,1990; или Бальзак О. де Собр. соч. в 28 т. – М.,1992. - Т.1.
4. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. - М., 1970.
5. Обломиевский Д.Д. Бальзак. - М., 1961.
6. Практические занятия по зарубежной литературе / Под. ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. - М., 1981.
7. Реизов Б.Г. Бальзак. - Л., 1960.
8. Чичерин А.В. произведения О. Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии»: Учеб. пособие. - М.,1982.
Самостоятельная работа №4
Роман Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
1. Периодизация творчества Диккенса. Художественные особенности произведений, написанных в первый период творчества.
2. Проблематика романа. Тема преступления в романе. Мир преступников и мир джентльменов.
3. Эволюция образа Оливера Твиста
4. Основные способы создания второстепенных образов. Роль романтических мотивов в изображении этих характеров
«Оливер Твист» - первый «роман воспитания» у Диккенса. Рассмотрите особенности структуры романа, определите традиционные элементы сюжета, свойственного для произведений данного жанра. В чем проявляется родство произведений Диккенса с массовой, развлекательной литературой эпохи?
Какими Диккенс видит буржуа в первых своих произведениях, какие черты свойственны этим героям, какую роль они играют в судьбе Оливера Твиста?
В чем особенности эволюции Оливера Твиста? Как эти особенности связаны с мировоззрением самого писателя?
Каковы принципы создания отрицательных героев в произведениях Диккенса раннего периода?
Какова эволюция взглядов Диккенса, как изменяется соотношение романтических и реалистических начал в его книгах, понимание добра и зла.
Литература
1. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 2000. С.156-181.
2. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005. С.192-219.
3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1975.
4. Ивашева В. В. Творчество Диккенса. - М., 1954.
5. Катарский И. М. Диккенс. - М., 1960.
6. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М., 1959.
7. Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. пособие/ Под. ред. Н.П. Михальской и Б. И. Пуришева. - М., 1981.
8. Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. - М., 1959.
9. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс: очерк жизни и творчества. - М., 1979.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.
1. Реализм как метод и направление в западноевропейской литературе. Периодизация, представители. Отличие первого периода реализма от второго.
2. Периодизация творчества Ж.П.Беранже. Новаторство поэта. Основные темы поэзии. Анализ двух стихотворений.
3. Эстетические взгляды Ф.Стендаля. Центральная проблема творчества, особенности произведений (композиция, язык).
4. Конфликт и композиция романа Ф.Стендаля «Красное и черное». Проблема названия.
5. Женские образы в романе Ф.Стендаля «Красное и черное». Стендалевские принципы раскрытия характеров.
6. Ф.Стендаль «Ванина Ванини». Конфликт. Своеобразие метода новеллы.
7. Своеобразие творчества О. де Бальзака. Эстетические взгляды писателя. Структура «Человеческой комедии».
8. Композиция и система образов повести О. де Бальзака «Гобсек». Образ главного героя, принципы его раскрытия.
9. Роман О. де Бальзака «Отец Горио». Система образов. Идейная направленность, особенности стиля, принципы раскрытия характеров.
10. Периодизация, жанровое многообразие творчества П.Мериме. Мериме и романтизм. Особенности жанра и композиции романа «Хроника времен Карла IX».
11. П.Мериме. Экзотические и современные новеллы. Принципы раскрытия характеров у Мериме, особенности стиля. Анализ двух новелл на выбор.
12. Общая характеристика немецкой литературы 1830-1871 годов.
13. Эволюция мировоззрения и творческого метода Г.Гейне. Основные темы, особенности стиля "Книги песен" и «Современных стихотворений» Анализ двух стихотворений. Чтение наизусть.
14. Г.Гейне "Германия. Зимняя сказка". Проблема метода поэмы. Особенности стиля. Чтение отрывка наизусть.
15. Английский реализм Х1Х века - исторические особенности его Формирования. Представители, их место в мировой и отечественной литературе.
16. Периодизация творчества Ч.Диккенса. Эволюция его реалистического мастерства.
17. Место романа "Оливер Твист" в творчестве Ч.Диккенса. Система образов, нравственно-эстетический идеал.
18. Проблематика романа Ч.Диккенса «Большие надежды». Эволюция образа Пипа.
19. Система образов в романе Ч.Диккенса «Большие надежды». Роль второстепенных персонажей в раскрытии характера главного героя.
20. У. Теккерей "Ярмарка тщеславия". Смысл заглавия и подзаголовка. Композиция и система образов.
21. Французская литература 50-6О-х годов. Особенности реализма. Основные представители, их место в отечественной литературе. Отражение социальных и эстетических взглядов в творчестве "парнасцев".
22. Зло как вызов буржуазному миру в стихотворениях сборника Ш.Бодлера «Цветы зла». Анализ одного стихотворения.
23. Г.Флобер. Философские, социальные и эстетические взгляды писателя. Критика мещанства вромане: образы Родольфа, Леона. В.Набоков о романе "Госпожа Бовари".
24. История создания романа Г.Флобера "Госпожа Бовари". Бунт Эммы, его социальный смысл и неизбежность поражения. Принципы раскрытия характера.
25. У.Уитмен. Сборник "Листья травы". Циклы и темы сборника. Проблема метода.
26. Н.Готорн - новеллист и романист. Анализ романа «Алая буква».
27. Творчество Г.Мелвилла. Проблематика романа «Моби Дик».
28. Особенности развития американской литературы 50-60-х годов.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(Обязательные тексты к экзамену)
1. Беранже П.-Ж.Король Ивето. Маркиз де Караба. Нет, ты не Лизетта. Господин Искариотов. Священный союз народов. Священный союз варваров. Добрый бог. Моя масленница 1829 г. Смерть сатаны. 14 июля. Июльские могилы. Моим друзьям, которые стали министрами. Безумцы. Улитки. Фея рифм. Старое знамя. Старый бродяга.
2. О. Бальзак. Гобсек. Отец Горио. Утраченные иллюзии. Статьи: Предисловие к "Человеческой комедии". Этюд о Бейле.
3. Ф. Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель. Ванина Ванини. Статьи: Расин и Шекспир; Вальтер Скотт и "Принцесса Клевская".
4. П. Мериме. Хроника времен Карла IX. Таманго. Маттео Фальконе. Кармен. Этрусская ваза. Венера Илльская. Локис. Письмо Мериме Пушкину. Мериме. Гюзла (сравнить с "Песнями западных славян" Пушкина): Морлах в Венеции - Влах в Венеции; Красавица Елена - Федор и Елена; Ивко – Вурдалак; Константин Якубович - Марко Якубович; Конь Фомы - Конь
5. Г. Флобер. Госпожа Бовари. Саламбо.
6. Ч. Диккенс. Оливер Твист. Тяжкие времена.
7. У. Теккерей. Ярмарка тщеславия
8. Г. Гейне. Лирика. Сб. "Книга песен". Из раздела "Юношеские страдания", "Зловещий грезился мне сон", "Бежал я от жестокой прочь...", "Гренадеры", из раздела "Лирическое интермеццо", "В чудесном месяце мае", "Я тебя, пеннорожденную...", "И розы на щечках у милой моей", "На севере диком...", "Они меня истерзали...", "За столиком чайным в гостинной..."; из раздела "Возвращение на родину": "В этой жизни слишком темной", "Не знаю, что стало со мною...", "Сменяются поколенья", "Я черта позвал, он явился в мой дом", "На сердце гнет", "Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится", "О если ты станешь моею женой..."; из цикла "Северное море": "Морское видение", "Приветствие морю", "Вопросы" "В гавани". Из сб. "Современные стихотворения": "Михель после марта", "Просветление", "Силезские ткачи", "Доктрина", "Ослы-избиратели", "Тенденция", "Новый Александр". Поэма: "Германия. Зимняя сказка". Отрывки из кн. "Романтическая школа" (кн.II, гл.IV, кн. III, гл.I).
9. На выбор:
Г.Бюхнер "Смерть Дантона";
К.Гуцков "Уриэль Акоста";
Ф.Геббель "Юдифь";
В.Раабе "Летопись Птичьей слободы";
Т.Шторм "Всадник на белом коне";
Т.Фонтане "Эффи Брист".
Американская литература
10. На выбор:
Н. Готорн "Алая буква";
Г. Мелвилл "Моби Дик, или Белый Кит".
11. Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.
12. У. Уитмен. Сб. "Листья травы": Песня о топоре. Сейчас полный жизнью. Песня о топоре. Песня радостей. Бей, бей, барабан! О, капитан, мой капитан! Песня знамени на утренней заре. Пионеры! О, пионеры! Из "Песни о выставке". Песня о себе.
Нереалистические тенденции 40-60-х гг. XIХ века
13. Т.Готье. Искусство. Кармен.
14. Леконт де Лиль Ш. Слоны. Всесожженные.
15. Бодлер Ш. Из сб. "Цветы зла": Падаль. Альбатрос. Вино тряпичников. Старушки. Сумерки. Гимн красоте. Волосы. Авель и Каин.
Учебники, пособия и хрестоматии.
1. Елизарова М.Е. и др. История зарубежной литературы XIX века. - М., 1975.
2. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.Н.Засурского, С.В.Тураева.- М., 1982.
3. История зарубежной литературы: В 2 ч. / Под ред. А.С.Дмитриева.- М., 1983.
4. История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской.- М., 1991.
5. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой.- М., 2000.
6. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005.
7. История всемирной литературы: В 9 т.- Т.6. - М., 1989.
8. Проскурин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие.- М., 1988.
9. История английской литературы: В 3 т.- Т.2. - Вып. 1-2. - М., 1953, 1955.
10. История французской литературы: В 4 т. - Т.2. - М., 1956.
11. История немецкой литературы: В 5 т. - Т.3. - М., 1966.
12. История американской литературы: В 2 ч. - Ч.1. - М., 1971.
13. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы.- М.,1987.
14. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы.- М., 1985.
15. Гуляев Н.А. и др. История немецкой литературы.- М., 1975.
16. Черневич М.Н. и др. История французской литературы.- М., 1988 (или: М., 1965).
17. История западноевропейской литературы. 19 век: Англия: учеб.пособ.для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений. / Под ред. Л.В.Сидорченко и др. – М.,2004.
18. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу.- М., 1992.
19. Кирнозе З.И., Пронин В.Н. Практикум по истории французской литературы.- М., 1991.
20. Кирнозе З.И. Страницы французской классики.- М., 1992.
21. Клюшник Н.В. и др. Темы контрольных работ по зарубежной литературе ХIХ века: Для студентов-заочников III-IY курсов. - М., 1981.
22. Крылова Т.С., Теплинская Н.М. Контрольные работы по зарубежной литературе ХIХ века: Для студентов-заочников III-IY курсов. - М., 1986.
23. Лейтес Н.С. От "Фауста" до наших дней. - М.,1987.
24. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. - М., 1976.
25. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П.Михальской и Б.И.Пуришева.- М., 1981.
26. Трапезникова Н.С. Зарубежная литература в средней школе.- Казань, 1982.
27. Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе.- М., 1982.
28. Хрестоматия по зарубежной литературе XIX века / Сост. А.Аникст. - М., 1955.
29. Зарубежная литература XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб.пособие для филол.спец. вузов. / Сост. Н.А.Соловьева. - М., 1990.
30. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Критический реализм. Хрестоматия / Под ред. Я.Н.Засурского. - М., 1979.
Статьи и монографии к темам.
1. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.,1971 / или Л.,1999/.
2. Грифцов Б.А. Психология писателя.- М.,1988.
3.Затонский Д.В. искусство романа и ХХ век.- М.,1973.
4. Клименко Е.И. Английская литература первой половины ХIХ века. Очерк развития. - Л.,1971.
5.Моруа А. От Монтеня до Арагона.- М.,1983.
6. Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. - М.,1969.
7. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. - М.,1969.
8. Муравьева Н.И. Беранже. - М.,1965.
9. Данилин Ю.И. Беранже и его песни. - М.,1973.
10.Старицына З.А. Беранже в русской литературе. -
11.Бальзак О. де. Этюд о Бейле // Собр.соч.: В 15 т. - М.,1960. - Т.15.
12.Виноградов А.К. Стендаль. - М.,1960.
13.Вюрмсер А. Не посмотреть ли на известное по-новому? - М.,1975.
14.Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. - Ростов-на/Д., 1982.
15.Моруа А. Стендаль. "Красное и черное" // А. Моруа. Литературные портреты. - Ростов-на/Д., 1997.
16.Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. - Л., 1978.
17.Фрид Я. Стендаль: очерк жизни и творчества. - М., 1958.
18.Эпштейн М. О стилевых началах реализма: Поэтика Стендаля и Бальзака // Вопросы литературы. - 1977. - N8.
19. Бальзак О. де "Предисловие к "Человеческой комедии" // Зарубежная литература ХIХ века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост.Н.А.Соловьева и др. - М.,1990; или Бальзак О.де. Собр. соч. в 28 т. - М., 1992. - Т.1; или Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. - М., 1976. - Т.1. - С.6-8, 480-483.
20.Бахмутский В.Я. "Отец Горио" Бальзака.- М.,1970.
21. Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия.- М.,1967.
22. Гриб В.Р. Избранные работы.- М.,1956.
23. Грифцов Б.А. Как работал Бальзак.- М.,1958; или Грифцов Б.А. Психология писателя.- М.,1988.
24. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. - М.,1970.
25. Обломиевский Д.Д. Бальзак. - М.,1961.
26. Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. - М., 1976.
27. Реизов Б.Г. Бальзак.- Л.,1960.
28. Чернышевский Н.Г. Бальзак// Чернышевский Н.Г. Собр.соч. - М.,1947. - Т.3.- С.369-370.
29. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака "Гобсек" и "Утраченные иллюзии": Учеб.пособие. - М.,1982.
30. Данилин Ю. Проспер Мериме// Мериме П. Избр.соч.: В 2 т. - М., 1957. - Т.1.
31. Дынник В. Проспер Мериме// Мериме П. Собр. соч.: В 6 т.- М.,1963. - Т.1.
32. Луков В.А. Проспер Мериме. - М.,1984.
33. Реизов Б.Г. Мериме."Хроника времен Карла IХ" // Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958.
34.Фрестье Ж. Проспер Мериме. - М., 1987.
35. Белинский В.Г. Русская литература в 1844 году // Белинский В.Г. Собр.соч.. - М.,1948. - Т.2. - С.700-701.
36. Белинский В.Г. Парижские тайны // Там же. - С.644-645.
37. Белинский В.Г. "Оливер Твист". Роман г-на Диккенса/1842/" // Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. - М.-Л.,1959 - Т.5.
38. Ивашева В.В. Английский реалистический роман ХIХ века.
39. Катарский И.М. Диккенс.- М.,1960.
40. Катарский И.М. Диккенс и его время.- М.,1966.
41. Михальская Н.П.Чарльз Диккенс. - М.,1987.
42. Михальская Н.П. Диккенс в России // Диккенс Ч. Собр.соч.: В 10 т. - М.,1987. - Т.10.
43. Сильман Т.Н. Диккенс. - М.,1970.
44. Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников: В 2 т. - М., 1955. - Т.2. - С.181.
45. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. М.,1979.
46. Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. - М.,1975.
47. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. - М;Л.,1960.
48. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. - Саратов, 1984.
49. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. - М.,1958.
50. Кеттл А. Введение в историю английского романа. - М.,1966.
52. Теккерей в воспоминаниях современников.- М.,1990.
53. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе.- М., 1986.
54. Чернышевский Н.Г. Ньюкомы, история одной весьма достопочтенной фамилии// Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. - М.,1948. - Т.4. - С.511-522.
55. Карельский А.Б. Георг Бюхнер // Георг Бюхнер. Пьеса, проза, письма. - М., 1972.
56. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. - М., 1990.
57. Неустроев В.П. Геббель // История немецкой литературы: В 5 т. - Т.4. - М., 1968.
58. Тронская М. Карл Гуцков-драматург //Гуцков Карл. Пьесы. - М., 1960.
59. Гиждеу С.П. Генрих Гейне. - М.,1964.
60. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. - М.,1983.
61. Дейч А.И. Поэтический мир Генриха Гейне. - М., 1963.
62. Дейч А.И. Судьбы поэтов. - М.,1968.
63. Дейч А.И. Гарри из Дюссельдорфа.- М.,1980.
64. Дмитриев А.С. Генрих Гейне.- М.,1957.
65. Книпович Е.Ф. Мужество выбора. - М.,1975.
66. Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве. - Т.2. - М.,1976. - С.257-267.
67. Писарев Д.И.Генрих Гейне//Писарев Д.И. Избранные филологические и общественно-политические статьи.- М.,1949.
68. Пронин В.А. "Стихи, достойные запрета...": Судьба поэмы Г.Гейне "Германия. Зимняя сказка".- М., 1986.
69. Стадников Г.В. Генрих Гейне. - М., 1984.
70 Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. - М.,1962.
71. Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. - М., 1970.
72. Нольман М.Л. Шарль Бодлер. - М., 1979.
73. Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. - М., 1993.
74. Белоусов Р.С. Муза Флобера // Белоусов Р.С. Хвала Каменам. - М.,1982; или Белоусов Р.С. Ревнивая Муза// Смена.- 1998. - N4.
75. Горький А.М. О том, как я учился писать // Горький о литературе. - М., 1955.
76.Журавлева Г.М. К проблеме изучения творчества Г. Флобера в Х классе общеобразовательной школы // Вестник педагогического опыта/ Сер. "Филол. образов."- Вып.7. - Глазов,1999.
77. Затонский Д.В. Эстетика и поэтика Гюстава Флобера // Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма,статьи:В 2 т.- Т.1. - М.,1984.
78. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции.- М., 1955.
79.Кирнозе З.И. Гюстав Флобер и его романы // Кирнозе З.И. Страницы французской классики: Книга для учащихся старших классов средней школы. - М.,1992.
80. Набоков В.В.Гюстав Флобер "Госпожа Бовари" // Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. - М.,1998; или Набоков В.В. Две лекции по литературе: Г.Флобер и Ф.Кафка// Иностранная литература. - 1997.- N11.- С.185-233.
81. Пузиков А.И. Идейные и художественные искания Флобера // Пузиков А.Т.Рыцари истины: Портреты французских писателей. - М.,1986.
82. Реизов Б.Г. Творчество Флобера.- М.,1955.
83. Храповицкая Г.Н. Г.Флобер//История зарубежной литературы ХIХ века. - Учебник для студ. : В 2 ч. - Ч.2 / Под ред. Н.П.Михальской. - М.,1991; или Храповицкая Г.Н. Флобер Г.// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. - Ч.2./ Под ред. Н.П.Михальской.- М.,1997.
84. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе ХIХ века. - М.,1972.
85. Литературная история США: В 3т.- Т.1. -М.,1977.
86. Николюкин А.Н.Американский романтизм и современность. - М.,1968.
87. Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность: Сб. трудов / Под ред. Я.Н.Засурского.- М., 1982.
88. Левинтон А. Н.Готорн и его роман "Алая буква"// Н.Готорн. Алая буква. - М., 1957.
89. Левинтон А. Предисловие// Н.Готорн. Новеллы. - М.-Л., 1965.
90. Башмакова Л.П. Мелвилл и Э.Хемингуэй /К вопросу о традициях/ //Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. Кн.5-я. - Краснодар,1978.
91. Башмакова Л.П. Характер условности в романе Г.Мелвилла "Моби Дик" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море" // Американская литература ХIХ-ХХ веков: Межвуз. сб. - Краснодар,1987.
92. Затонский Д.В. Левиафан и цетология // Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. - М.,1973.
93. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм.- Л.,1972.
94. Белоусов Р.С. О чем умолчали книги. - М.,1971.
95. Мицкевич Б.П. Неподвластные времени. - Мн.,1986.
96. Орлова Р.Д. Хижина, устоявшая столетие. - М.,1975.
97. Тугушева М.П. Роман Г.Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". - М., 1985.
98. Устенко Г.А. Аболиционистские романы Бичер-Стоу/"Хижина дяди Тома", "Дред"/. - Одесса,1961.
99. Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. - М.,1982.
100. Засурский Я.Н. Жизнь и творчество У.Уитмена. - М.,1955.
101. Луначарский А.В. Собр.соч.: В 8 т. - М.,1965. - Т.5.
102. Мендельсон М.О. Жизнь и творчество Уитмена. - М., 1969.
103. Тургенев И.С. Полн.собр.соч.: В 28 т. - М.,1965. - Т.10.
104. Чуковский К.И.Мой Уитмен. - М.,1969.
Справочные издания и энциклопедии.
105. Зарубежные писатели. Биобиблиогр. словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1997.
106. Литература: Справочник школьника / Сост. Н.Г. Быкова. - М.,1995.
107. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. - М., 1987.
108. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 1987-1988.
109. Писатели США. Краткие творческие биографии / Под ред. Я.Н.Засурского и др. - М., 1990.
110. Пятьдесят английских романов: Краткий универсальный справочник Под ред. Г. Ласса/ Пер. с англ. - Челябинск,1997.
111. Словарь иностранных слов/ Зав. редакцией В.В. Пчелкина.- М., 1988
112. Словарь литературоведческих терминов/ Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М., 1976.
113. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М., 1988.
114. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков Е.А. Шкловский. - М.,1998.
Похожая информация.
Становление французского реализма, начиная с творчества Стендаля, происходило параллельно с дальнейшим развитием во Франции романтизма. Показательно, что первыми, кто выступил с поддержкой и в основном позитивно оценил реалистические поиски Стендаля и Бальзака, были Виктор Гюго (1802-1885) и Жорж Санд (1804-1876) – яркие представители французского романтизма эпохи Реставрации и революции 1830 г.
В целом же следует особо подчеркнуть, что французский реализм, особенно в период его становления, не был замкнутой и внутренне завершенной системой.
Он возник как закономерный этап развития мирового литературного процесса, как составная его часть, широко используя и творчески осмысливая художественные открытия предшествующих и современных ему литературных течений и направлений, в частности романтизма.
Трактат Стендаля “Расин и Шекспир”, а также предисловие к “Человеческой комедии” Бальзака обозначили основные принципы бурно развивающегося во Франции реализма. Раскрывая сущность реалистического искусства, Бальзак писал: “Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выражать”. В предисловии к “Темному делу” писатель выдвинул и свое понятие художественного образа (“типа”), подчеркивая, прежде всего, его отличие от какой бы то ни было реальной личности.
Типичность, по его мнению, отражает в явлении важнейшие черты общего, и уже только поэтому “тип” может быть лишь “созданием творческой активности художника”.
“Поэзия факта”, “поэзия реальной действительности” стала благодатной почвой для писателей-реалистов. Ясным стало и главное отличие реализма от романтизма. Если романтизм в создании инобытия действительности отталкивался от внутреннего мира писателя, выражая внутреннее устремление сознания художника, направленное в мир действительности, то реализм, напротив, отталкивался от реальностей окружающей его действительности. Именно на это существенное отличие реализма и романтизма обратила внимание Жорж Санд в своем письме к Оноре де Бальзаку: “Вы берете человека таким, каким он представляется вашим взорам, а я чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть”.
Отсюда и разное понимание реалистами и романтиками образа автора в художественном произведении. Например, в “Человеческой комедии” образ автора, как правило, вообще не выделен как личность. И это – принципиальное художественное решение Бальзака-реалиста. Даже тогда, когда образ автора выражает собственную точку зрения – он только констатирует факты.
Само же повествование, во имя художественного правдоподобия, подчеркнуто безлично: “Хотя г-жа де Ланже никому не поверяла своих мыслей, мы вправе предполагать…” (“Герцогиня де Ланже”); “Быть может, этот рассказ вернул его к счастливым дням жизни…” (“Фачино Кане”); “Каждый из этих рыцарей, если данные точны…” (“Старая дева”).
Французский исследователь “Человеческой комедии” современник писателя А. Вюрмсер считал, что Оноре де Бальзака “можно назвать предшественником Дарвина”, ибо “он разрабатывает понятие борьбы за существование и естественный отбор”. В произведениях писателя “борьба за существование” – это погоня за материальными ценностями, а “естественный отбор” – принцип, согласно которому в этой борьбе побеждает и выживает сильнейший, тот, в ком холодный расчет убивает все живые человеческие чувства.
В то же время реализм Бальзака своими акцентами существенно отличается от реализма Стендаля. Если Бальзак, как “секретарь французского общества”, “в первую очередь живописует его обычаи, нравы и законы, не чураясь психологизма, то Стендаль, как “наблюдатель человеческих характеров”, в первую очередь – психолог.
Стержнем композиции романов Стендаля неизменно является история одной личности, отсюда берет начало излюбленное им “мемуарно-биографическое” развертывание повествования. В романах Бальзака, особенно позднего периода, композиция “событийна”, в ее основе всегда лежит случай, который и объединяет всех героев, вовлекая их в сложный круговорот действий, так или иначе связанных с этим случаем. Поэтому Бальзак-повествователь охватывает мысленным взором огромные пространства общественной и нравственной жизни своих героев, докапываясь до исторической правды своего века, до тех социальных условий, которые и формируют характеры его героев.
Наиболее наглядно своеобразие реализма Бальзака проявилось в романе писателя “Отец Горио” и в повести “Гобсек”, связанной с романом некоторыми общими героями.
(No Ratings Yet)
Литература Франции в 1830-е гг. отражала те новые особенности общественного и культурного развития страны, которые сложились в ней после Июльской революции. Ведущим направлением во французской литературе становится критический реализм. В 1830-1840-х гг. появляются все значительные произведения О. Бальзака, Ф. Стендаля, П. Мериме. На данном этапе писателей-реалистов объединяет общее понимание искусства, сводящееся к объективному отображению процессов, происходящих в обществе. При всех индивидуальных различиях их характеризует критическое отношение к буржуазному обществу. На ранних этапах творческого развития художников явственно проступает их тесная связь с эстетикой романтизма, (зачастую называемая "остаточным романтизмом" ("Пармская обитель" Стендаля, "Шагреневая кожа" Бальзака, "Кармен" Мериме).
Значительную роль в формировании эстетики критического реализма сыграли теоретические работы Стендаля (1783-1842). В эпоху Реставрации развернулись ожесточенные споры между романтиками и классицистами. Он принял активное участие в них, напечатав две брошюры под одним названием - "Расин и Шекспир" (1823, 1825), где изложил свои взгляды на литературу, которая, по его мнению, является выражением интересов существующего на данный момент общества, и эстетические нормы должны меняться вместе с историческим развитием общества. Для Стендаля эпигонский классицизм, официально поддерживаемый правительством и насаждаемый французской Академией наук, является искусством, потерявшим всякую связь с жизнью нации. Задача истинного художника в том, чтобы "давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение". Такое искусство Стендаль, не зная еще термина "реализм", назвал "романтизмом". Он считал, что подражать мастерам предшествующих веков - значит лгать современникам. Сближаясь с романтиками в своем неприятии классицизма и почитания Шекспира, Стендаль вместе с тем под термином "романтизм" понимал нечто иное, чем они. Для него классицизм и романтизм - два творческих принципа, существующие на протяжении всей истории искусства. "В сущности, все великие писатели были в свое время романтиками. А классики те, которые через столетие после их смерти подражают им, вместо того, чтобы раскрыть глаза и подражать природе". Исходный принцип и высшее назначение нового искусства "правда, горькая правда". Художник должен стать исследователем жизни, а литература - "зеркалом, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы". По сути, "романтизмом" Стендаль называл формирующееся направление французского критического реализма.
В художественном творчестве Стендаля впервые в литературе XIX в. провозглашается новый подход к человеку. Романы "Красное и черное", "Люсьен Левей", "Пармская обитель" полны глубокого психологического анализа с внутренним монологом и размышлениями о нравственных проблемах. В психологическом мастерстве Стендаля возникает новая проблема - проблема подсознания. Его творчество представляет собой и первую попытку художественного обобщения национального характера ("Итальянские хроники", "Пармская обитель").
Общепризнанной вершиной критического реализма во Франции стало творчество Опоре Бальзака (1799-1850). Ранний этап его творчества (1820-1828) проходит под знаком близости к романтической школе "неистовых", и в то же время в некоторых его произведениях своеобразно отразился опыт "готического романа". Первое значительное произведение писателя - роман "Шуаны" (1829), в котором романтическая исключительность персонажей и драматическое развитие действия сочетаются с предельной объективностью изображения, был впоследствии включен автором в "Сцены военной жизни".
Второй период творчества Бальзака (1829-1850) отмечен становлением и развитием реалистического метода писателя. В это время он создает такие значительные произведения, как "Гобсек", "Шагреневая кожа", "Евгения Гранде", "Отец Горио", "Утраченные иллюзии" и многие другие. Господствующим жанром в его творчестве являлся социально-психологический роман сравнительно небольшого объема. Существенные изменения претерпевает в это время поэтика этих романов, где в органическое целое соединяются социально-психологический роман, роман-биография, очерковые зарисовки и многое другое. Важнейшим элементом в системе художника стало последовательное применение принципа реалистической типизации.
Третий период начинается в середине 1830-х гг., когда у Бальзака возникает замысел цикла будущей "Человеческой комедии". В памятном для истории создания цикла 1842 г. автор предпослал первому тому собрания сочинений, начавшему выходить под общим названием "Человеческая комедия", предисловие, ставшее манифестом реалистического метода писателя. В нем Бальзак раскрывает свою титаническую задачу: "Мой труд имеет свою географию, так же как и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, действующих лиц и факты; также он имеет свой гербовник, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию - словом, весь мир"".
В этот монументальный цикл, который приобрел свою законченную структуру - как своего рода параллель и одновременно оппозиция "Божественной комедии" Данте с точки зрения современного (реалистического) понимания действительности, вошли лучшие из уже написанных и все новые произведения. Стремясь соединить в "Человеческой комедии" достижения современной науки с мистическими взглядами Э. Сведенборга, исследовать все уровни жизни народа от быта до философии и религии, Бальзак демонстрирует впечатляющую масштабность художественного мышления.
Один из родоначальников французского и европейского реализма, он мыслил "Человеческую комедию" как единое произведение на основе разработанных им принципов реалистической типизации, поставив перед собой величественную задачу создания социально-психологического и художественного аналога современной ему Франции. Разделив "Человеческую комедию" на три неравные части, писатель создал своего рода пирамиду, основанием которой служит непосредственное описание общества - "этюды о нравах". Над этим уровнем располагаются немногочисленные "философские этюды", а вершину пирамиды составляют "аналитические этюды". Называя свои романы, повести и новеллы, входящие в цикл, "этюдами", писатель-реалист считал свою деятельность именно исследованием. "Этюды о нравах" составили шесть групп "сцен" - сцены частной жизни, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской. Бальзак считал себя "секретарем французского общества", изображающего "современную историю". Не только сама труднообозримая тема, но и методы ее воплощения внесли огромный вклад в формирование новой художественной системы, благодаря которому Бальзака считают "отцом реализма".
Образ ростовщика Гобсека - "властителя жизни" в одноименной повести (1842) становится нарицательным для обозначения скупца, олицетворяющего господствующие в обществе силы и превосходящего Гарпагона из комедии Мольера "Скупой" ("Сцены частной жизни").
Первым произведением, в котором Бальзак последовательно воплотил черты критического реализма как целостной эстетической системы, стал роман "Евгения Гранде" (1833). В выведенных в нем характерах реализован принцип становления личности под влиянием обстоятельств. Автор выступает как выдающийся психолог, обогащая психологический анализ приемами и принципами реалистического искусства.
Для "Сцен парижской жизни" весьма показателен роман "Отец Горио" (1834), ставший ключевым в цикле "этюдов о нравах": именно в нем около тридцати персонажей предыдущих и последующих произведений должны были "сойтись" вместе, что послужило причиной создания совершенно новой структуры романа: многоцентровой и полифонической. Не выделив ни одного главного героя, писатель сделал центральным образом романа, как бы в противовес образу собора Парижской Богоматери в романе Гюго, современный парижский дом-пансион мадам Боке - модель современной Бальзаку Франции.
Один из центров по нисходящей линии формируется вокруг образа отца Горио, чья история жизни напоминает судьбу шекспировского короля Лира. Другая, восходящая, линия связана с образом Эжена Растиньяка, выходца из знатной, но обедневшей провинциальной дворянской семьи, приехавшего в Париж, чтобы сделать карьеру. Образом Растиньяка, являющегося действующим персонажем и в других произведениях "Человеческой комедии", писатель заложил актуальную для французской и европейской литературы тему судьбы молодого человека в обществе, а в дальнейшем имя персонажа стало нарицательным для выскочки, добившегося успеха. Исходя из принципа "разомкнутости" цикла, "перетекания" персонажей из романа в роман, автор изображает поток жизни, движение в развитии, что создает полную иллюзию достоверности происходящего и формирует целостность картины французской жизни. Бальзак нашел композиционное средство соединения героев не только в финале, но и на протяжении всего романа и последующих произведений, сохраняя его полицентричность.
В романах "Человеческой комедии" проявились разные грани колоссального по мощи таланта Бальзака, в том числе беспрецедентного богатства словаря. Проницательная аналитическая мысль, стремление систематизировать наблюдения над окружающей жизнью, выразить ее закономерности исторически и социально через типизацию персонажей воплотились в бессмертном цикле - целом мире, построенном на основе серьезного научно-эстетического изучения общества, пристального наблюдения и синтезирующей работы мысли, которая объясняет многоликую и одновременно единую панораму. Творчество Бальзака - высшая точка разносторонних возможностей реализма как художественного метода.
В значительной мере определяет характер развития литературного процесса во Франции поражение революции 1848 г., на которую творческая интеллигенция возлагала много надежд. Атмосфера безвременья, трагической безысходности привела к распространению теории "чистого искусства". Во французской литературе складывается поэтическая группа под названием "Парнас" (1866). Представители этой группы (Г. Готье, Л. де Лиль, Т. де Бамвиль и другие) выступили против социальной тенденциозности романтизма и реализма, предпочитая бесстрастие "научного" наблюдения, аполитизм "чистого искусства". Пессимизм, уход в прошлое, описательность, увлечение тщательной отделкой скульптурного, бесстрастного образа, превращающегося в самоцель при внешней красивости и благозвучии стиха, характерен для творчества поэтов-парнасцев. Противоречие эпохи по-своему отразились в трагическом пафосе стихов крупнейшего поэта 1850-1860-х гг. Шарля Бодлера (1821 - 1867) - сборниках "Цветы зла" (1857) и "Обломки" (1866).
Как важнейшее художественное направление метод и стиль натурализм (фр. naturalisme от лат. natura - природа) сложился в последней трети XIX в. в литературе Европы и США. Философской основой натурализма стал позитивизм. Литературными предпосылками натурализма послужило творчество Гюстава Флобера, его теория "объективного", "безличного" искусства, а также деятельность "искренних" реалистов (Г. Курбе, Л.Э. Дюранти, Шанфлери).
Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фантастических вымыслов романтиков, которые в середине XIX в. все более отходят от действительности в область грез, повернуть искусство лицом к правде, к реальному факту. Творчество О. Бальзака становится для натуралистов образцом. Представители этого направления обращаются преимущественно к жизни низов общества, им присущ подлинный демократизм. Они расширяют область изображаемого в литературе, для них нет запретных тем: если безобразное изображено достоверно, оно приобретает для натуралистов значение подлинной эстетической ценности.
Натурализму свойственно позитивистское понимание достоверности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда изображение лишь "куска действительности", воспроизведенного с фотографической точностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и общего); отказ от изображения героической личности как "нетипичной" в натуралистическом смысле; замена сюжета ("выдумки") описанием и анализом; эстетически нейтральная позиция автора по отношению к изображаемому (для него нет красивого или некрасивого); анализ общества на основе строгого детерминизма, отрицающего свободу воли; показ мира в статике, как нагромождение деталей; писатель не стремится предсказать будущее.
Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сближался с импрессионизмом и реализмом.
С 1870-х гг. во главе натуралистов встает Эмиль Золя (1840-1902), который в своих теоретических работах развил основные принципы натурализма, а его художественные произведения сочетают в себе черты натурализма и критического реализма. И этот синтез производит на читателей сильное впечатление, благодаря которому натурализм, вначале отвергаемый ими, получает в дальнейшем признание: имя Золя стало почти синонимом термина "натурализм". Его эстетическая теория и художественный опыт привлекли молодых писателей-современников, составивших ядро натуралистической школы (А. Сеар, Л. Энник, О. Мирбо, Ш. Гюисманс, П. Алексис и другие). Важнейшим этапом их совместной творческой деятельности стал сборник рассказов "Меданские вечера" (1880).
Творчество Э. Золя составляет важнейший этап в истории французской и мировой литературы XIX в. Его наследие весьма обширно: не считая ранних произведений, это двадцатитомный цикл "Ругон-Маккары", естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи, трилогия "Три города", незаконченный цикл романов "Четыре Евангелия", несколько пьес, огромное количество статей, посвященных литературе и искусству.
Огромное влияние на формирование взглядов и становление творческого метода Золя оказали теории И. Тэна, Ч. Дарвина, К. Бернара, Ш. Летурно. Именно поэтому натурализм Золя - это не только эстетика и художественное творчество: это мировоззрение, научное и философское исследование мира и человека. Создавая теорию экспериментального романа, он так мотивировал уподобление художественного метода методу научному: "Романист является и наблюдателем, и экспериментатором. В качестве наблюдателя он изображает факты такими, какими он наблюдал их, устанавливает отправную точку, находит твердую почву, на которой будут действовать его персонажи и развертываться события. Затем он становится экспериментатором и производит эксперимент - т.е. приводит в движение действующие лица в рамках того или иного произведения, показывая, что последовательность событий в нем будет именно такой, какую требует логика изучаемых явлений... Конечная цель - познание человека, научное познание его как отдельного индивидуума и как члена общества".
Под влиянием новых идей писатель создает свои первые натуралистические романы "Тереза Ракен" (1867) и "Мадлен Ферра" (1868). Семейные истории послужили писателю основой для сложного и глубокого анализа человеческой психологии, рассмотренной с научных и эстетических позиций. Золя хотел доказать, что психология человека - это не отдельно взятая "жизнь души", а сумма многообразных взаимодействующих факторов: наследственных свойств, окружающей обстановки, физиологических реакций, инстинктов и страстей. Для того чтобы обозначить комплекс взаимодействий, Золя вместо привычного термина "характер" предлагает термин "темперамент". Ориентируясь на теорию И. Тэна, он подробно описывает "расу", "среду" и "момент", дает блестящий образец "физиологической психологии". У Золя складывается стройная, продуманная эстетическая система, которая почти не меняется до конца его жизни. В ее основе - детерминизм, т.е. обусловленность внутреннего мира человека наследственными задатками, средой и обстоятельствами.
В 1868 г. Золя задумывает цикл романов, цель которого изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды, изучить всю Вторую империю от государственного переворота до современности, воплотить в типах современное общество подлецов и героев ("Ругон-Маккары",
1871 -1893). Масштабный замысел Золя осознается только в контексте всего цикла, хотя каждый из двадцати романов является законченным и достаточно самостоятельным. Но достигает Золя писательского триумфа, опубликовав вошедший в этот цикл роман "Западня" (1877). Первый роман цикла "Карьера Ругонов" (1877) выявил направление всего повествования, как его социальный, так и физиологический аспект. Это роман об установлении режима Второй империи, которую Золя называет "необычайной эпохой безумия и позора", и о корнях семейства Ругонов и Маккаров. Государственный переворот Наполеона III изображается в романе опосредованно, а события в косном и далеком от политики провинциальном Плассане показаны как жестокая схватка между честолюбивыми и корыстными интересами местных хозяев жизни и простым людом. Эта борьба ничем не отличается от того, что происходит во всей Франции, и Плассан - это социальная модель страны.
Роман "Карьера Ругонов" - мощный исток всего цикла: история возникновения семьи Ругонов и Маккаров с комбинацией наследственных качеств, которые дадут потом впечатляющее многообразие вариантов в потомках. Родоначальница клана - Аделаида Фук, дочь плассанского огородника, с юности отличающаяся болезненностью, странными манерами и поступками, передаст своим потомкам слабость и неустойчивость нервной системы. Если у одних потомков это ведет к деградации личности, ее нравственной гибели, то у других превращается в склонность к экзальтации, возвышенным чувствам и стремлении к идеалу. Брак Аделаиды с батраком Ругоном, обладающим жизненной практичностью, устойчивостью психики и стремлением к достижению прочного положения, дает последующим поколениям здоровое начало. После его смерти в жизни Аделаиды появляется первая и единственная любовь к пьянице и бродяге конрабандисту Маккару. От него потомки унаследуют пьянство, любовь к переменам, эгоизм, нежелание заниматься чем-либо серьезным. Потомки Пьера Ругона, единственного законного сына Аделаиды, - преуспевающие дельцы, а Маккара - алкоголики, преступники, безумцы, а также творческие люди... Но и тех, и других объединяет одно: они дети эпохи и им присуще стремление любой ценой подняться вверх.
Весь цикл и каждая группа романов пронизаны системой лейтмотивов, символических сцен и деталей, в частности, первая группа романов - "Добыча", "Чрево Парижа", "Его превосходительство Эжен Ругон" - объединена идеей добычи, которую делят победители, а вторая - "Западня", "Нана", "Накипь", "Жерминаль", "Творчество", "Деньги" и некоторые другие - характеризуют период, когда Вторая империя кажется наиболее стабильной, пышной и торжествующей, но за этой видимостью скрываются вопиющие пороки, нищета, гибель лучших чувств, крах надежд. Роман "Западня" является своеобразным ядром этой группы, а лейтмотивом ее - приближающаяся катастрофа.
Золя страстно любил Париж и его можно назвать главным персонажем "Ругон-Макаров", связывающим цикл воедино: действие тринадцати романов происходит в столице Франции, где перед читателями предстает разный облик великого города.
Несколько романов Золя отражают еще одну сторону его мировоззрения - пантеизм, то "дыхание универсума", где все взаимосвязано в широком потоке жизни ("Земля", "Проступок аббата Муре"). Подобно многим своим современникам, писатель не рассматривает человека как конечную цель мироздания: он такая же часть природы, как любой живой или неживой предмет. В этом и есть некая фатальная предопределенность и трезвый взгляд на цель человеческой жизни - выполнить свое предназначение, способствуя тем самым общему процессу развития.
Последний, двадцатый роман цикла - "Доктор Паскаль" (1893) является подведением окончательных итогов, прежде всего разъяснением проблемы наследственности применительно к семье Ругон-Маккаров. На старого ученого Паскаля не пало проклятие рода: только одержимость и эмоциональность роднят его с другими Ругонами. Он как врач выявляет теорию наследственности и подробно объясняет ее законы на примере своей семьи, давая тем самым читателю возможность охватить все три поколения Ругонов и Маккаров, понять перипетии каждой отдельной судьбы и создать родословное древо клана.
Золя многое сделал для развития современного театра. Статьи и очерки, инсценировки его романов, ставившиеся на сцене передового "Свободного театра" и на многих сценах мира, образовали в рамках движения европейских драматургов за "новую драму" особое направление (Г. Ибсен, Б. Шоу, Г. Гауптман и др.).
Без творчества Золя, совместившего на основе развитой им эстетики натурализма всю палитру стилей (от романтизма до символизма), невозможно представить ни движение французской прозы от XIX к XX и XXI вв., ни становление поэтики современного социального романа.
Крупнейшим писателем французской литературы второй половины XIX в. являлся Гюстав Флобер (1821 -1880), несмотря на глубокий скептицизм и трагический пессимизм его мировосприятия. Утверждая принципы безличного и бесстрастного искусства, его эстетическая программа была близка теории "искусства для искусства" и отчасти теории Золя-натуралиста. Тем не менее мощный талант художника позволял ему, несмотря на классический образец "объективной манеры" повествования, создать романные шедевры "Госпожа Бовари" (1856), "Саламбо" (1862), "Воспитание чувств" (1869).
Реализм 30-40х годов
Реализм - это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Οʜᴎ обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30- 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную ʼʼЧеловеческую комедиюʼʼ; Виктор Гюго - ʼʼСобор Парижской богоматериʼʼ, ʼʼДевяносто третий годʼʼ, ʼʼОтверженныеʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Гюстав Флобер - ʼʼГоспожа Бовариʼʼ, ʼʼВоспитание чувствʼʼ, ʼʼСаламбоʼʼ Проспер Меримо - мастер новелл ʼʼМатео Фальконеʼʼ, ʼʼКоломбаʼʼ, ʼʼКарменʼʼ, автор пьес, исторических хроник ʼʼХроника времен Карла10ʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
В 30 - 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения ʼʼДомби и сынʼʼ, ʼʼТяжелые временаʼʼ, ʼʼБольшие ожиданияʼʼ, являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе ʼʼЯрмарка тщеславияʼʼ, в историческом произведении ʼʼИстория Генри Эсмондаʼʼ, сборнике сатирических эссе ʼʼКнига снобовʼʼ, образно показал пороки, присущие буржуазному обществу. В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения, норвежских писателей: Генриха Ибсена - драмы ʼʼКукольный домʼʼ (ʼʼНораʼʼ), ʼʼПриведенияʼʼ, ʼʼВраг народаʼʼ призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы ʼʼБанкротствоʼʼ, ʼʼСвыше наших силʼʼ, и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы ʼʼГолодʼʼ, ʼʼМистерииʼʼ, ʼʼПанʼʼ, ʼʼВикторияʼʼ, в которых изображен бунт личности против обывательской среды.
Революция 1789ᴦ., время острой политической борьбы. Во Франции меняется пять политических режимов:1.)1795 – 1799 период Директории, 2.) 1799 – 1804 период консульства Наполеона. 3) 1804 – 1814 – период наполеоновской империи и войн.4) 1815 – 1830 – период реставрации.5) 1830 – 1848 период июльской монархии, 6)революция 1848, укрепление буржуа. Реализм во Франции оформился теоретически и слово. Литература делится на два этапа: Бальзаковский и флоберовский. I) 30 –года под реализмом подразумевается воспроизведение различных явлений природы. 40-е, реализм – установка изображения современной жизни, основанное не только на воображении, но и на непосредственном наблюдении. Черты: 1) анализ жизни, 2) утверждается принцип типизации3) принцип циклизации4)ориентация на науку5)проявление психологизма. Ведущий жанр – роман. II) 50е перелом в понятии реализм, что было связанно с живописным творчеством Курбе, он и Шанфлери сформулировал новую программу. Проза, искренность, объективность в наблюдаемом.
БЕРАНЖЕ Пьер-Жан
- французский поэт-песенник. Первыми значительными произведениями Б. в данном роде являются его памфлеты на Наполеона
I: ʼʼКороль Иветоʼʼ , ʼʼПолитический трактатʼʼ . Но расцвет сатиры Б. падает на эпоху реставрации . Возвращение к власти Бурбонов, а с ними эмигрантов-аристократов, за годы революции ничему не научившихся и ничего не забывших, вызывает у Б. длинный ряд песен, памфлетов, в к-рых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Продолжением их являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа
как представителя финансовой буржуазии на троне. В этих песнях, к-рые сам Б. называл стрелами, пущенными в трон, церковь, бюрократию, буржуазию, поэт предстает политическим трибуном, посредством поэтического творчества отстаивающим интересы трудового мещанства, игравшего в эпоху Б. революционную роль, впоследствии окончательно перешедшую к пролетариату. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Б. утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель власти революционной, связанной с народными массами. Главные мотивы этого цикла: вера в силу идей, свобода как некое отвлеченное благо, а не как реальный результат классовой борьбы, по крайне важно сти связанной с насилием (ʼʼИдеяʼʼ, ʼʼМысльʼʼ). В одной из песен этого цикла Б. называет своих учителей: Оуэн, Ла Фонтен, Фурье
. Перед нами таким образом последователь утопического домарксова социализма. Первый сборник стихов лишает его милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник навлекает на Б. судебное преследование, оканчивающееся трехмесячным тюремным заключением, за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти. Четвертый сборник имел результатом для автора вторичное тюремное заключение, на данный раз на 9 месяцев. При всем том участие Б. в политической жизни в собственном смысле слова (если не касаться революционного действия песен) выливалось в довольно умеренные формы, напр.
Размещено на реф.рф
в виде поддержки либералов в революции 1830. В последние годы Б. отошел от общественной жизни, поселившись под Парижем, перешел в своем творчестве от мотивов политических к социальным, разрабатывая их в духе народничества (ʼʼРыжая Жаннаʼʼ, ʼʼБродягаʼʼ, ʼʼЖакʼʼ и др.).
БАЛЬЗАК, ОНОРЕ
(Balzac, Honoré de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан
. Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака
1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни
, несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч
,в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы
. В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста͵ однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия.
В 1834 у Бальзака возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Бальзак задумал всеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека.Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современные Бальзаку естественно-научные теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В "Человеческой комедии" три раздела. I. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5)сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой комедии", Собр.
Размещено на реф.рф
соч., т. 1, М., I960). В "Человеческую комедию" вошло 90 произведений. Бальзак б
ыл первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и ʼʼобликуʼʼ своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Гобсек
1830), в Неведомым шедевр
(1831), Евгения Гранде
, Письма к незнакомке
о любви к польской графине.