Линия, петляющая через бумагу или холст может излучать мощные эмоции. И не удивительно, что штриховка или рисование линий является одним из самых основных элементов визуального искусства.
В самом деле, это один из семи визуальных элементов - вместе с формой, объёмом, цветом, величинами, текстурой и пространством.
Но что такое линия искусства или Лайн- арт?
Лайнарт приветствует технику разграничения контурных линий и более мелких, обозначающих детали и создающих полную картину, с помощью разных толщин линий.
Линия искусства часто черно-белая, но не всегда. Такие элементы, как затенение и цветовые градиенты отсутствуют, что позволяет фокусу твердо опираться на сами линии. Это могут быть эскизы, но не только - линии также могут создать завершенное произведение искусства.
Важно помнить, что лайн-арт — это не только о живописи и графике. Линии могут быть визуально сформированы во многих отношениях. Например, скульптуры или фотографии, в которых автор создает подразумеваемые линии, мысленно проводя их через угол и камеру.
Теперь, когда мы знаем немного о теории, давайте посмотрим всего несколько примеров, начиная с известных штриховых рисунков в истории искусства.
На протяжении всей истории искусства художники создавали произведения, используя линию как средство визуального выражения.
Лаокоон и его сыновья. Marbles. Между 27 г. до н.э. и 68 нашей эры.
Древняя скульптурная группа Лаокоон и его сыновья была заново открыта в 1500 - х годах.
Она стала точкой отсчета для художников эпохи Возрождения, которые смотрели на то, как скульптор использовал текуче линии для единения группы.
Изгибаясь, змея вьется через три символа, связывая группу в единую композицию. И в дальнейшем художники будут продолжать использовать подразумеваемые линии для создания гармоничных композиций в скульптуре, живописи и рисунке.
Леонардо да Винчи. Этюд для головы Леды. с. 1505-1507.
Альбрехт Дюрер. Melancolia I. Гравюра, 1514.
Анри Матисс. Танец. Масло на холсте. 1909.
Пабло Пикассо. Портрет Игоря Стравинского. 1920.
Джексон Поллок. № 5, 1948 г. , масло фибролита. 1948.
Джексона Поллок - король абстрактного экспрессионизма, его работы целиком основаны на капающих линиях текучей краски, эти линии он динамически перемещал через картины. Самые известные работы были созданы во время «капельного периода» с 1947 по 1950 года, когда он ошеломил мир современного искусства этой инновационной техникой.
Кит Харинг . Red Hot + Dance. Альбом обложки. 1992
Смелый стиль Кейт Херинг определяется густыми черными контурами, часто заполнены ярким, плоским цветом.
Фирменный стиль определил карьеру и сделал его работы мгновенно узнаваемыми. Контурные рисунки Херинга продолжают жить сегодня и оказывать дальнейшее влияние на художников, иллюстраторов и графических дизайнеров.
Сегодня, линии столь же важны в современном искусстве. От скульптуры к живописи, традиция искусства линии продолжается работой передовых художников.
Дэвид Морено. Мимические линии быстрого карандашного наброска. Существует что - то кинетическое, даже завораживающее в этих уникальных работах, которые состоят из сотен узких стальных линий. Здесь мы видим, как рыхлое, импрессионистское качество набросков переходит к скульптуре.
Используя подобную технику для штриховки, он способен создавать тональные эффекты тщательно размещенными линиями, которые рассматриваются с определенной точки зрения. Живость и динамизм этих скульптур действительно отличает их друг от друга.
9 выбрали
Помните, как мы с усердием и старанием пытались писать первые слова, не отрывая пера от бумаги? Как это было трудно – написать целое слово ни разу не приподняв ручку над тетрадью. И порой мы хитрили, прерывая ровный ряд закорючек, пока учительница не видит. А ведь это были просто слова "мама", "самолет" или "объявление". Зато мы с удовольствием чертили каракули на обороте тетради, и это получалось просто замечательно! Правда мы не знали, что кто-то пойдет гораздо дальше и найдет совсем иное применение "письму без отрыва" и детским каракулям.
Если долго и вдумчиво рисовать спираль, не отрывая маркер или ручку от бумаги, то в конце-концов можно… нарисовать очень большую спираль. Это в том случае, если маркер в руках школьника, но если он попал в руки Чен Хви Чонг из Сингапура, то на листе ватмана из нескольких десятков витков рождается настоящий портрет. А виной всему – реклама! Уникального художника просто наняли прорекламировать ручку для художников фирмы Faber Castell. На первый взгляд кажется, что просто невозможно одной ручкой, не отрывая от бумаги создать точный портрет из разных по толщине и наклону линий, расположенных на разном расстоянии. Но если всмотреться, то начинает казаться, что это не так уж и сложно и… хочется попробовать самому нарисовать что-то похожее. Вот только удастся ли?
Как часто новое- это просто хорошо забытое старое. Маленькие дети часто с удивительным упорством увлеченно рисуют каракули, но взрослые не находят в них никакого смыла, никакой определенной формы и тем более не возводят в ранг искусства. И лишь художник из Малайзии Винс Лоу превратил детскую забаву в нечто особенное.
Идея его ставшей знаменитой серии портретов "Faces" родилась из обычных набросков в записной книжке. Его портреты знаменитостей не просто удивительно схожи с оригиналами, они буквально передают живые эмоции, а ведь это "просто каракули"….
Еще более удивительными можно назвать портреты знаменитостей, созданные одной линией художником Пьером Эммануэлем Годе (Pierre Emmanuel Godet). Это уже не просто линии или бесформенные росчерки пера - тонкая непрерывная линия сплетает образы, сцены из жизни и создает маленький мир, раскрывая характеры образов, а может быть и выдавая их тайны….
С помощью одной непрерывной линии можно не только создать портрет или интересный рисунок. Если долго не отрывать карандаша от бумаги, передавая ему свои мысли и идеи, то может получиться… целый мультфильм как у японского режиссера и аниматора в одном лице Казухико Окушита! Главное не останавливаться….
Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.
Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.
Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:
Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.
Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.
Профиль
В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.
На черепе:
Глаза и брови
Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:
Детали глаза
В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.
Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.
Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.
Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.
Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.
Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.
Губы
Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.
Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:
Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.
Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.
Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.
Взгляд вниз
Взгляд вверх
Поворот боком
Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.
Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.
Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.
Люк Скайуокер и принцесса Лея. Портреты одной сплошной линией
Эта картина, изображающая какого-то человека, была написана только одной линией. Пульсирующей линией-спиралью. Писавший ее как будто поставил в середине белого листа карандаш или еще что-то, чем пишут картины, и не отрываясь повел свой инструмент по спирали, то нажимая им и тем самым утолщая линии, то едва касаясь листа, отчего линия становилась совсем тоненькая, но не прерывалась. Линия-спираль заканчивалась на краю листа, и в итоге получилась удивительная картина, портрет какого-то человека. — Эту картину нужно выставить для обозрения всем желающим. Кто-то сможет расшифровать заложенную в ней информацию. Через пульсирующую линию, изображающую человека, люди должны что-то осознать. — Каким образом? — Еще не знаю. Ну, например, точки и тире могут быть похожи на какую-то азбуку или нотные знаки, я только предполагаю, возможно и то, и другое или что-то еще. Ты, когда вернешься, попроси, чтобы выставили ее на всеобщее обозрение или опубликовали где-то. Найдется тот, кто расшифрует эту линию-спираль.
В одном из залов археологического кабинета в простой раме под стеклом висит старинная гравюра с изображением человека в терновом венце. Надпись на гравюре привлекает необычным сочетанием слов: “ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ “. Приглядевшись внимательнее, вы поймете, в чем суть: портрет сделан одной спиралевидной линией, начинающейся от центра гравюры и постепенно раскручивающейся до ее краев. Количество витков – 166. С расстояния двух-трех метров, на котором обычно находятся зрители, гравюра больше похожа на рисунок. Качество исполнения поражает. Невольно возникает вопрос: как автору удалось одной линией создать мягкие переходы света и тени, изобразить все оттенки от бледно-серого до черного, написать неповторимый лик с выразительным, печальным, проникающим в душу взглядом.
Обычно при гравировании разнообразие оттенков достигается штриховкой. Мастер наносит резцом линии той или иной толщины, меняет расстояние между ними, использует перекрестную штриховку и в результате добивается различной насыщенности цвета. На гравюре из археологического кабинета через увеличительное стекло можно рассмотреть: художник получал полутона, изменяя толщину линии спирали. Она выполнена не механически, по циркулю, а рукой творца, использующего изгибы линий для увеличения выразительности образа. Конечно, этим художник колоссально затруднил себе работу по сравнению с известными приемами. Но в результате получилось не схематичное изображение, а живой лик.
У картины есть прототип. Дело в том, что первый образ Спасителя, вычерченный одной непрерывной линией, выполнил еще в 1649 году знаменитый французский художник и гравер Клод Меллан. Он родился на севере Франции в 1598 году, а умер в Париже, прожив девяносто лет. Меллан прославился и как живописец-портретист, и как гравер. В мировых энциклопедиях, например в английской “Encyclopaedia Britannica”, о Меллане есть статья с перечислением прославивших его имя картин. Но если вы возьмете энциклопедические словари, в которых самым знаменитым людям отводится всего несколько строк, в заметке о художнике Меллане будет упомянута лишь одна работа: “Плат Святой Верoники”, на которой образ Иисуса Христа выполнен спиральной линией переменной толщины. В нижней части Меллан поместил надпись на латыни: “FORMATUR UNICUS UNA” (выполнен как никакой другой)
и ниже: “NON ALTER” (неповторим).
Но, как видно, картина совсем не “NON ALTER”.
Слева – картина русского мастера, справа – “Плат Святой Вероники” в исполнении Клода Меллана. Нажмите для увеличения
Для современников Меллана и в последующие века осталось загадкой, как он сумел сделать это. Среди знатоков гравюр и специалистов непререкаемым авторитетом до сих пор пользуется книга Пауля Кристеллера “История европейской гравюры XV-XVIII века” (русский перевод издан в Ленинграде в 1939 году). Рассказывая о Меллане и его знаменитой гравюре, автор пишет: “Меллан пренебрегает перекрестной штриховкой и моделирует только ординарными рядами более или менее параллельных линий, которые следуют формам и утолщаются в тенях”. И далее: “Меллан не имел последователей своей совершенно своеобразной и личной техники”. Итак, Кристеллер пишет, что спираль на гравюре Меллана имеет различную толщину, и сообщает, что никто не брался повторить его способ гравирования.
То, что автор монографии не знал о существовании русской копии гравюры Меллана, понять можно. Как нередко бывает в западных источниках, у Кристеллера вообще нет ни слова о русской традиции, хотя название книги – “История европейской гравюры XV-XVIII века” – к этому его обязывало.
Увеличенный фрагмент офорта “Единый единою чертою”.
Еще до Кристеллера, а после его труда тем более, во всем мире утвердилось мнение, что своеобразие Клода Меллана заключалось в умении изменять толщину борозды, которую резец оставлял на медной доске. Любой мастер понимал, насколько это сложная работа. Однако западноевропейские художники все же предпринимали попытки копировать технику Клода Меллана, о чем есть упоминания в справочной литературе, но о русских копиях там ничего не говорится.
Гравюра, хранящаяся в Церковном археологическом кабинете Московской духовной академии, – редкий экземпляр и отличается от французской тремя особенностями:
– надпись сделана по-русски: “Единый единою чертою”;
– нимб с косым крестом вокруг головы, не традиционный для православной иконографии, заменен на чистый;
– изображение зеркально по отношению к французскому оригиналу.
Образ Иисуса Христа на русской и французской гравюрах, о которых шла речь выше, в православной иконографии и западном искусстве называется “Плат Святой Верoники”. История образа связана с известным церковным преданием: когда Иисуса вели от тюрьмы к месту казни – на Голгофу, некая женщина по имени Верoника подала ему платок, которым он вытер пот и кровь с лица. При этом на ткани чудодейственно отпечатались лик Спасителя и терновый венец.
“Плат Святой Вероники” не единственный образ, на котором голова Иисуса Христа в терновом венце подана крупным планом. Такая традиция хорошо известна в афонской и греческой иконографии. В XVIII-XIX веках в православном мире получила распространение и другая икона – “Иисус Христос в терновом венце”. На ней голова Спасителя запрокинута, глаза устремлены к небу.
“Се, Человек” (Евангелие от Иоанна, 19:5). Гвидо Рени. Масло, холст. Италия. Начало 1600-х годов. Дрезденская картинная галерея. Германия.
Впервые подобное изображение появилось в работах знаменитого итальянского художника -живописца и гравера Гвидо Рeни (1575-1642), одного из лучших представителей так называемой болонской школы. Он работал в Риме, Неаполе и Болонье, где возглавлял Художественную академию. Гвидо Рени неоднократно повторял в своих работах лик Спасителя, в том числе с характерным поворотом головы. Созданный им образ получил широкую известность и повсеместное распространение. В качестве названия своей работы Гвидо Рени взял известную фразу из Евангелия, слова Понтия Пилата – “Се, Человек” (“Это Человек”), которые тот произнес, указывая на Христа и обращаясь к собравшимся первосвященникам Иерусалима.
В конце XIX века картина Гвидо Рени послужила прототипом для третьего оригинального изображения, выполненного непрерывной спиралевидной линией. На этот раз художник использовал перо и тушь. (В 1880-е годы, когда создавался рисунок, уже была изобретена фотография и появились новые типографские способы размножения изображений, менее трудоемкие и дешевые, чем печать гравюр и офортов. Поэтому для массовой продукции использовали более простые приемы.)
“Наука и Жизнь”, 2007 г., номер 2
Надеждой полнится Душа моя,
И разделяя боль детей своих,
Я Свет и Жизнь, Животворящая Мечта!
Один в ночной тиши, все жду и жду.
Забвенье злу, забвенье тьме.
Аз Есьм Надежда, Вера и Любовь!
Незримое присутствие в тебе-
Стремлений светлых и Деяний новь.
Скажи, ответь! Куда идешь?
Не прави Душу предавая.
Живешь, а Будто не живешь,
Все на кого-то уповая.
Дитя Мое! Надежда Света!
Многострадальная планета,
Все ждет и ждет,
Когда проснешся ты.
От сна никчемных устремлений,
От боли, горя и тоски,
От гнева, зависти,
И прочих порождений тьмы,
От мудрости, что без Любви,
От знанья, что не станет Раем,
Зачем идешь ты изменяя?
Прекрастный путь Земной судьбы!
Очнись! Воспрянь! Хоть на секунду!
Сует пустых замедли бег.
Я помогу тебе, Ты Сын Мой!
Ты Человек! Ты Человек!
Игорь Каменских
А вот современное исполнение подобных картин: