Исследовательский экологический водный проект «Экологическое состояние водоемов в черте села Молчанова»
Цель:
оценка качества воды в водоемах, расположенных в черте села Молчанова, и сравнивание с лесным озером поселка Сулзат, расположенного в 35 километрах от районного центра.
Задачи:
1. Провести забор воды в летние, осенние и зимние периоды из шести водоемов для исследования.
2. Изучить бактериологические показатели по биоиндикаторам данных водоемов в летние и осенние периоды.
3. Изучить химический состав воды исследуемых водоемов в гидрохимической лаборатории ОАО «Томскгеомониторинг».
4. Исследовать воду на органолептические показатели (запах, прозрачность, цвет).
5. Сделать забор воды в озере поселка Сулзат и исследовать ее на органолептические, бактериологические и химические свойства для сравнения.
6. Изучить архивные материалы по водоемам.
7. Провести встречи со старожилами села для составления исторической справки по созданию
водоемов.
8. Выяснить источники загрязнения водоемов.
9. Организовать акции по очистке трех водоемов в черте села Молчанова.
10. Составить, напечатать и распространить 120 агитационных листовок для населения.
11. Очистить берега трех водоемов в ходе трех акций: Лесного, Токового, Гусиного.
12. Познакомить население с результатами исследований.
Актуальность
исследования обусловлена значением воды водоемов для хозяйственного и рекреационного использования её населением.
Физико-географическая характеристика района исследования.
Молчановский район расположен в центральной части Томской области и занимает прибрежье р. Обь,
р. Чулым. Вся территория находится в пределах среднетаежной зоны. Характерной особенностью района является высокая залеснённость и заболоченность. Лесной и кустарниковой растительностью покрыто-68%, болотами-20%. Протяженность района с запада на восток- 160 км., с севера на юг – 40 км. Удаленность от областного центра – 200 км. Территория района составляет 6,4 тыс. км.2
Методики и материалы.
Для проведения исследований были использованы следующие методики:
1. Методика оценки экологического состояния воды из водоемов биоиндикаторами.
Эта методика основана на том, что живые организмы обладают различной чувствительностью к качеству воды.
Первый этап
– забор проб воды, выполняемых на берегу. При заборе проб воды производят несколько взмахов сачком, описывая восьмерки. По возможности проводить сачком рекомендуется как можно ближе ко дну. Затем если в сачок попало много ила, то нужно промыть его в самом сачке, после чего сачок вынимается, и пойманные организмы вытряхиваются в ведро. На водоеме берется 3 - 10 проб в разных местах. В каждой точке нужно провести не менее десяти взмахов сачком. Важно, чтобы в пробах, отобранных на обследуемых участках, были донные организмы различных биотопов: илистых, каменистых, скоплений растительности, погруженных в воду стволов, веток и т. д. Чем разнообразнее участок по числу местообитаний, тем число проб должно быть больше. Однако даже на участке с однообразным дном число проб не должно быть менее трех.
1 этап. Организационный.
Перед проведением исследований наша группа получила пакет документов в рамках областного экологического марафона «Чистая вода – для всех». Издатели включили необходимый для работы методический материал, определители беспозвоночных и т. д.
К этому времени была написана заявка для первичной оценки проекта «Образование» на сумму 20.000 рублей, и к маю стало ясно, что наш гранд одобрен и деньги будут выделены, а значит, мы сможем реализовать задуманные акции и провести исследования воды водоемах. Прежде чем начать работу над проектом, определили круг единомышленников. В эту группу вошли председатель районной водной комиссии при администрации Молчановского района, глава территориального округа, председатель комитета по молодежной политике и спорту, районный экологический комитет, директор школы №1, директор 37 лицея и руководители летних детских спортивных и трудового лагерей.
2 этап. Краеведческий.
В земельном комитете мы взяли карту района и нанесли на нее все водоемы.
После проведенной экскурсии по местам расположения водоемов стало ясно, что некоторые не имеют хозяйственного значения из – за своих небольших размеров, некоторые просто захламлены (их превратили в свалки). Так из десяти водоемов в черте села Молчанова у нас осталось шесть, которые нам и предстояло изучить.
По документам земельного комитета лишь один Колмахтун значился естественным, а остальные пять водоёмов создавались жителями по мере заселения районного центра.
При посещении архива стало ясно, что необходимого для работы материала по водоемам там нет, кроме одного документа по озеру Колмахтуну. Встает еще одна задача перед нашей группой - найти жителей, которые могли бы рассказать о создании водоемов.
Павченко Александр Фролович, живущий в Молчаново с 1935 года, рассказывал о том, что первый водоем - это Лобановский. Его отец принимал участие в создании дамбы. В числе рабочих лесничества он возил землю ручными тележками. Так в 1940 – 1941 году появился первый водоем.
Жаров Алексей Петрович, житель Молчанова с 1935 года, живет на берегу водоема Лесного. Водоем находился в лесу, тогда это была окраина села. В начале 60 –х годов в логу, где водоем, решили построить объездную дорогу, чтобы возить сено. Дорогу не построили, а дамбу стали насыпать. Современные берега этого водоема существуют с тех пор.
Чепкасова Надежда Федоровна, житель села с 1937 года, вспомнила, что до войны и во время войны водоем уже был, но меньше, а вода в нем была удивительно чистой. Женщины ходили к нему полоскать белье.
Хроленко Петр Дмитриевич- житель Молчанова с 1961 года. С 1965 года работал мастером по строительству дорог в ДРСУ и участвовал в строительстве дороги по ул. Гришинский тракт. Дорога и стала своеобразной дамбой. Потом нефтяники уложили плиты, а затем - асфальт.
После встреч с 50 жителями села стала ясна история только трех водоемов. Беседы с жителями восстановили картину работы предприятий на территории села, расположенных на берегах водоёмов, что позволило судить о загрязнениях воды.
3 этап. Исследование степени загрязнения водоемов методом биоиндикации.
Для исследования воды методом биоиндикации мы из каждого водоема брали от 3 до 10 проб. В кабинете вели подсчет организмов – индикаторов, отнесенных к одному из трех классов. В летних пробах воды чаще других встречаются личинки разнокрылых стрекоз (во всех водоемах). Личинки комара долгоножки и комара звонца были отловлены в пяти водоемах. Личинки ручейников встретились в четырех водоемах. Ложноконские пиявки попали в пробы из трех водоемов. Прудовик обыкновенный был отловлен в двух водоемах, а трубочник обыкновенный – в одном.
Актуальность темы:
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию итоговый урок, завершающий цикл экологических бесед. На данном уроке детям был предложено на выбор: тестирование или экологический проект. Над экологическим проектом предлагалось работать в группах и темы проекта выбирались детьми самостоятельно из предложенных вариантов. Тесты можно выполнять как на бумажном варианте, так и в онлайн варианте. Материал разработан для учащихся 5-7 классов, так же может быть полезен учителям, родителям и воспитателям.
Рекомендации:
Беседа сопровождается показом презентации (мультимедийное сопровождение), что позволяет полнее ощутить степень опасности от загрязнения нашего Дома-Земля и загрязнение водоёмов. Экологические проект защищаются в классе и оцениваются ребятами по предложенной таблице оценивания.
Цель:
Закрепить и проверить знания детей о видах экологических проблем и способах их решения.
Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
- разработать и защитить экологический проект
- ответить н вопросы тестов.Описание:
детям предлагается ответить на 4 теста в бумажном варианте или онлайн.
Тест №1. Тема: «Экология. Первая глобальная проблема»
Тест №2. Тема: «Экология. Вторая глобальная проблема»
Тест №3. Тема: «Экология. Третья глобальная проблема»
Тест №4. Тема: «Экология. Итог»
Итоговый тест.Экологический проект.
Начать разговор можно с показа ролика. Возможно запустить ролик под песню группы Земляне " Прости Земля!"
Эпиграфом к уроку можно взять слова
"Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!"
В современном мире экологические проблемы встают на первый план. Мы с вам успели разобрать только малую толику экологических проблем. В заключение наших экологических бесед, я хочу предложить вам разработать экологический продукт (назовем его проект), в котором вы расскажите об одной из экологических проблем и ее решении.
Для начала вспомним те проблемы, с которыми мы уже знакомы.
Называют дети.
Вы можете в качестве экологического продукта выпустить стенгазету, нарисовать комикс, придумать экологическую сказку, кроссворд, календарь.. Выбор за вами, что для вашей группы покажется интересным, тот проект и выполняет ваша группа.
Работа над проектом проходит по плану:
1. Обозначить проблему.
2. Выявить причину.
3. Выдвинуть решение данной проблемы.
План можно дополнять своими предложениями.
Оценивать проекты будет жюри, выбранное вами из учащихся класса по следующим критериям:
1.Оригинальность
2.Соответствие заданию
3.Защита продукта
4.Ответы на поставленные вопросы
5.Работа всех участников группы
Желаю творческих успехов.
Варианты проектных заданий:
Проектное задание 1Проектное задание 2
Изучите материал о пищевых отходах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о способах обезвреживания пищевых отходов.
Пищевые отходы
Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. При гниении выделяют дурно пахнущие и ядовитые в больших концентрациях вещества.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 1-2 недели.
Способ вторичного использования (в любых масштабах): компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): компостирование.
Продукты, образующие при обезвреживании: перегной.
Категорически запрещено бросать в огонь, так как могут образоваться диоксины.
Проектное задание 3
Изучите материал о тканях. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий найти новое применение ненужным вещам.
Изделия из тканей
Ткани бывают синтетические (при нагревании плавятся) и натуральные (при нагревании обугливаются). Всё, написанное ниже относится к натуральным тканям.
Ущерб природе: не наносят. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, – естественный природный материал.
Пути разложения: используются в пищу некоторыми организмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ, вода.
Время разложения: 2-3 года.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): переработка на обёрточную бумагу.
Способ вторичного использования (в малых масштабах): компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания.
Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола
Проектное задание 4
Изучите материал о пластмассах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о вреде сжигания изделий из пластмасс.
Изделия из пластмасс неизвестного состава
Ущерб природе: препятствуют газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приводит к гибели. Могут выделять токсичные для многих организмов вещества.
Ущерб человеку: могут выделять при разложении ядовитые вещества.
Время разложения: зависит от пластмассы обычно – около 100 лет, может быть больше.
Способы вторичного использования: зависит от пластмассы (как правило -переплавка). Для многих пластмасс способов вторичного использования не существует (из-за трудностей определения конкретной пластмассы).
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, азот, аммиак, хлороводород, серная кислота, ядовитые хлорорганические соединения.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться огромные количества диоксинов.
Проектное задание 5
Изучите материал об упаковочном материале. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий не разбрасывать упаковочный материал.
Упаковка для пищевых продуктов
Материал: бумага и различные виды пластмасс, в том числе хлорсодержащие. Иногда - алюминиевая фольга.
Ущерб природе: могут быть проглочены крупными животными, что вызывает гибель последних.
Пути разложения: медленно окисляется кислородом воздуха. Очень медленно разрушается под действием солнечных лучей. Иногда используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
Время разложения: зависит от изделия. Обычно – десятки лет, может быть больше.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): как правило -не существует (из-за трудностей разделения на компоненты)
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: зависят от пластмассы. Обычно углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические вещества.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксины.
Проектное задание 6
Изучите материал о консервных банках. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о правильном обезвреживании консервных банок.
Консервные банки
Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
Ущерб природе: соединения цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
Вред человеку: выделяют при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.
Конечный продукт разложения: углекислый газ, вода и хлороводород.
Время разложения: на земле и в пресной воде – несколько сотен лет, в солёной воде - несколько десятков лет.
Способы вторичного использования (в больших количествах): не существует (из-за технологических трудностей).
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): вывоз на свалку.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические соединения.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом образуются огромные количества диоксинов.
Проекты детей.
Примерные темы экологических проектов. Исследование воздействия фитонцидов на вредителей культурных растений (агроэкология). Изучение пространственно-временной неоднородности распределения зоопланктона озера Малое (гидроэкология). Иммуннотоксический эффект продуктов распада химических соединений в поверхностных водах района Леонидовки (химическая зкология). Изучение влияния антропогенной нагрузки на видовой состав биоиндикаторов пойменного луга р.Яя (экология растений). Экологические проблемы и общественная реакция на них в условиях социального и экономического кризиса (социальная экология).
Слайд 6 из презентации «Экологические проекты» к урокам экологии на тему «Обучение»Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке экологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Экологический проект.ppt» можно в zip-архиве размером 50 КБ.
Скачать презентацию«Теория экологии» - Soft Science Незрелая наука Образ: газон. Кафедра общей экологии Биологического факультета МГУ. Введение в общую экологию. Конкуренция. marsupial lion. Экология: Вводная лекция. Synedra ulna. Плотность популяции. (2) Z есть степенная (аллометрическая) функция массы тела W. ? = ?? = e-?. М. 2005, с. 6).
«Использование индикаторов» - SOE Индикаторы. 1. Использование индикаторов в государственных докладах по состоянию окружающей среды Туркменистана.
«Проекты по экологии» - Премия Минприроды России «Лучший экологический проект года». Выставка «Россия заповедная». Официальный прием Минприроды России. Проекты 2009. Фонд «Экология и Мир». Сотрудничество. «Россия заповедная». «Лучший экологический проект года – 2009». «Зеленая стрела». Подобное мероприятие в России проводится впервые.
«Экологическая конференции» - Соотношение организаций - победителей. По организации: 2 площадки открытия и закрытия 8 секций 4 досуговые площадки Анимационная программа. По секциям: Анализ распределения тематики. 2 место. Конференция. 43 общеобразоват. учр. 8 ОУ Московской обл. 7 УДО 5 учебных объединения 149 педагогов 19 – гости мероприятия.
«Загрязнение Челябинской атмосферы» - Площадь ВУРСа в Челябинской области около 23 тыс. кв. км. Река Ай. Особенно обширны ареалы загрязнения (11-13 тыс. кв. км) вокруг Челябинска и Магнитогорска. Река Сак-Елга. Радиоактивное загрязнение. Миасский инструментальный завод. Выполнила: ученица 11 «А» класса МОУ «гимназия № 19» Кункель Юлия. Загрязнение вод.
«Учебники по экологии» - Прикладная экология. Ю.В.Трофименко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с, с. цв. ил. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда. Экология популяций и сообществ. Для студентов высших учебных заведений. Экология. Может быть использован специалистами, проводящими экологические исследования.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
городского округа Железнодорожный Московской области
__________________________________________________________________
ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»
Номинация «Глобальная экология»
Ганина Наталья
учащиеся 4 класса
МБОУ НШ №13
Руководитель проекта:
Анисимова Валентина Алексеевна
(социальный педагог)
г. Железнодорожный
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Лесные массивы.
Животный мир.
Воздушное пространство.
Вода.
Почва.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Актуальность проблемы
Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная. Экология – это наука о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются.
Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо.
Цель проекта:
Привлечение внимания окружающих к экологической проблеме;
Расширение кругозора в системе экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
Задачи проекта:
Научиться вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Этапы реализации
Подготовительный этап
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов.
Исследовательский этап
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Обобщающий
Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций .
Результат проекта
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний;
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);
Культуру экологически образованного поведения.
В результате работы над проектом мы предполагаем:
повышение природоохранного и культурного сознания;
приобретение умений ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды;
внесение посильного вклада каждым человеком в охрану окружающей среды.
Лесные массивы
Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда в Российской Федерации превышает 1180 млн. гектаров.
А знаете ли вы?
Леса играют важную роль в деле очистки воды. Дело в том, что корневая система деревьев формирует такие условия грунта, которые очищают подземные воды, делая их истинно чистыми и природными. Заботиться о деревьях - значит заботиться о воде для наших потомков. А одна из целей «Родников России» - как раз проявление заботы о будущих поколениях россиян.
Роль лесов в природном комплексе и хозяйственной деятельности трудно переоценить. На протяжении последних 20-25 лет состояние лесных ресурсов непрерывно ухудшается, а обстановка с лесоиспользованием обостряется. Представители власти все делают для того, чтобы сохранить и приумножить леса региона. Но злостные нарушители губят деревья.
Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение деревьев.
Так, в октябре, в нашей школе проходил конкурс «Сохраним природу вместе!», учащиеся, педагоги и родители сажали деревья. Интересно и полезно.
Животный мир
Роль животных в биосфере и жизни человека чрезвычайно велика.
Само по себе разнообразие видов животных полезно для человека. Они служат источниками питания, технического и лекарственного сырья, хранителями генетического фонда для улучшения пород домашних животных.
Из года в год учёные фиксируют сокращение численности и вымирание животных по следующим причинам:
Нарушение среды обитания;
Чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;
Прямое уничтожение с целью защиты продукции;
Случайное (непреднамеренное) уничтожение;
Загрязнение среды.
Охрана животных - это, прежде всего охрана их мест обитания.
Мой призыв: не разоряйте гнёзда птиц, не загрязняйте природу, относитесь к ней бережно!
Вода
Вода является постоянным, неразлучным спутником человека на протяжении всей его жизни. Она ценнее нефти, газа, угля, железа, поскольку вода незаменима. Она играет решающую роль в жизни человека.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не веря, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете!».
(Антуан де Сент-Экзюпери).
Мы же, люди, не воспринимаем этой ценности: воды рек, озер, морей и океанов каждый день загрязняются. Недобросовестные предприятия сбрасывают свои отходы в воду. Необходимо строго контролировать их работу в области охраны окружающей среды!
Много лет назад Кук (мореплаватель) нашел в океане комки мазута, самые большие были с картофель! А как же обитатели водоёмов? Им тоже немало достаётся!
Каждый из нас может сделать свой вклад в охрану окружающей среды - не бросайте мусор! Особенно около водоёма!
Почва
Вы знаете, что в Московской области имеется ряд полезных ископаемых. На первом месте среди них по запасам и использованию стоит торф, встречаются и различные глины, немало в Подмосковье залежей известняковых пород, имеется бурый уголь, железная руда.
Итак, мы видим, что хотя и не очень богата земля Московская полезными ископаемыми и рудами, но есть и ее недрах материал и для строительства и для промыслов, и даже для украшения. Надо только бережно относиться к природе.
Почва разрушается из- за неправильной добычи полезных ископаемых, применения удобрений, загрязнения воды и воздуха.
Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня.
Воздушное пространство
Наша планета окутана сплошным толстым слоем атмосферы, которая состоит из смеси газов, водяного пара, капель влаги, кристалликов льда. Толщина атмосферы составляет примерно 20 тысяч километров.
Атмосфера – это «одежда» для нашей планеты. Она защищает Землю от перегревания и охлаждения, охраняет всё живое.
90% загрязнителей атмосферы происходит из-за сжигания топлива на электростанциях, заводах (выбросы дыма) и в двигателях автомобилей.
Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы.
Пытаясь решить эту проблему, люди устанавливают фильтры на заводах, изобретают автомобили, работающие на газе, высаживают деревья.
Каждый из нас может внести свой вклад, например, посадив дерево. Листья деревьев очищают воздух.
Заключение
Планета Земля – это общий дом для всех людей. Только рачительное хозяйствование и разумное использование её богатств может обеспечить благополучие и безопасность жителей нашей планеты!
«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ!».
Список используемой литературы
Для учащихся
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А. Багрова - М.: ТКО "АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р. Ляхов- М.: ТКО "АСТ”, 1999
МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»
«Экодесант»
учащиеся 8 класса
Фотина Елена,
Кобелева Дарья,
Окулова Алена
Руководитель:
Кобелева С.А.
2013-2014 учебный год
Введение…………………………….2
Обоснование проекта………………3
Цель и задачи………………………..5
Сроки реализации и участники …...6
Ожидаемые результаты…………….8
Смета ………………………………..8
Методы реализации………………...9
Результаты проекта………………..10
Приложение………………………..11
Введение.
Название проекта: "Экодесант"
География проекта: Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.
Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2013 года
Юридический адрес организации: МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»
618173 Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.улица Юбилейная 1-а
Аннотация проекта.
Проект будет реализован жителями Школьной Республики и представителями Совета дела Дубровской школы под руководством Кобелевой С.А и направлен на улучшение экологической ситуации в селе Дуброво, состоит из исследовательской и практической части. Исследовательская часть связана с социологическим опросами жителей села, интервьюированием отдельных представителей местного социума, обобщением полученных материалов.
Практическая часть связана с компанией по привлечению жителей села для решения экологических проблем, с привлечением благотворительных средств на реализацию проекта.
Обоснование проекта
Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, твое село, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.
Малая Родина – место, где родился, где вырос и живешь. Место, о котором скучают, находясь вдали от дома и куда вновь хочется вернуться, с которым связаны добрые моменты жизни. Это тот уголок, который так дорог сердцу. И очень хочется, чтобы наша малая Родина была чистая и уютная, чтобы каждый житель мог гордиться своим селом.
В данное время в селе Дуброво в центре - серо и скучно, не хватает цветов и ярких красок. Автобусная остановка – то, что первым видит гость села, – требует косметического ремонта. Местное население не совсем бережно относится к окружающей среде, бросают мусор себе под ноги и устраивают свалки на улице.
Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем селе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?
Но только говорить о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.
И пришла нам такая идея – привлечь местные власти и население села к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.
Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в селе, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в село Дуброво. Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.
Проблемы:
1. Загрязнение бытовыми отходами центра села.
2. Отсутствие экологической культуры у населения
У нас возникла идея организовать жителей Школьной Республики и жителей села на решение части экологических проблем. Свою работу мы решили вести в трех направлениях:
1) Просветительская деятельность среди учащихся, жителей села, направленная на осознание ими проблемы бытового загрязнения;
2) Активизация действий Администрации села;
3) Практическая деятельность по охране природы.
Цель: Очистить улицы и центральную площадь села Дуброво от бытовых отходов и покрасить остановку.
Задачи:
Проведение ряда мероприятий, направленных на очистку, и приведение в порядок территории центра села:
Опрос жителей села,
Выпуск листовок и агитплакатов,
Покраска остановки,
Уборка мусора около остановки
Привлечение общественности (родителей, жителей села, учащихся школы)
Выступление на общешкольной линейке о результатах работы
Сроки реализации проекта.
Т.к данная идея была предложена на первом заседании Совета дела, посвященном Году Экологии, было принято решение не откладывать доброе дело и назначить сроки: Сентябрь – ноябрь 2013 года
План реализации проекта
Мероприятие | ответственные | Имеющиеся ресурсы | Недостающие ресурсы |
||
Составить анкету для жителей села с целью выяснить отношение к экологическим проблемам села | Кобелева Дарья | Компьютер | |||
Опросить жителей села и получить результат | Кобелева С.А.. Уч-ся 7 кл | ||||
Организовать учащихся школы, родителей и жителей села на экологическую акцию «Чистое село» | Еловикова С.Б.- учитель биологии Кобелева С.А.- организатор Лозинская Л.В.- глава поселения | Мусорные мешки Ватман для объявления | транспорт |
||
Сфотографировать проблемные территории села с точки зрения экологии /центр села, свалки, мусор около домов, автобусную остановку/ | 02.09. по 27.10.13 | Окулова Алена | |||
Подготовить презентацию о реализации проекта | 18.10. по 19.11.13 | Фотина Елена | |||
Подготовить выступление агитбригады «Экодесант» и выступить перед учащимися школы | Окулова Яна Пастухов Д.А. | ||||
Провести в школе конкурс рисунков плакатов «Природа села в опасности» | Кобелева С.А-учитель ИЗО | Ватманы, альбомные листы | |||
Разработка эскизов для покраски остановки и тематические листовки | Татаркина Диана | ||||
Покраска автобусной остановки | Инициативная группа 7 класса | Краска, кисти, кювета, валик, емкости для смешивания краски | краски, колер |
||
Распространение листовок и агитационной информации на досках объявлений | Уч-ся 7 кл | Файлы, кнопки |
Участники проекта:
1. Учащиеся МОУ «Дубровская СОШ».
2. Педагогический коллектив МОУ «Дубровская СОШ».
3. Администрация Дубровского сельского поселения.
4. Жители села Дуброво.
Ожидаемые результаты
Осознание значимости проблемы и улучшение эстетического и экологического состояния села.
Осознанное повышение экологической культуры школьников и жителей села.
Выступление агитбригады смогут посмотреть не менее 120 учащихся и жителей села.
Смета проекта.
1. Для печати листовок - Бумага (белая и цветная) для принтера – 1 пачка (150-00 руб.)
3. Ватман - 5 шт. по 15 руб. (75 руб.)
Канцелярские принадлежности (кнопки, файлы, маркеры, простые карандаши) – 100-00 руб.
Водоэмульсионная краска 7 литров (460 руб.)
Колер 2 шт. по 30 руб. (60 руб.)
Итого: 1095 рублей за счет родительских средств
2. Методы реализации
С целью привлечения внимания учащихся, их родителей, жителей села к проблеме бытового загрязнения и активизации их действий на исправление данной ситуации мы выбрали следующие методы:
Акция «Чистое село»/уборка территории центра села и остановки /приложение 4/
Беседы с учащимися о проблеме загрязнения села
Метод наблюдения
Размещение в общественных местах села плакатов, призывающих жителей к наведению порядка на своих улицах, возле своих домов; /приложение 4/
Творчества (покраска остановки, конкурс рисунков «Природа села в опасности», агитвыступление на общешкольной линейке
/ приложение 2)
Анкетирование жителей села «Родному селу чистоту и порядок» /приложение 1/
Сотрудничество с администрацией села
Использование ИКТ- технологий /создание презентации о реализации проекта/
Результаты проекта:
Красивая, ухоженная остановка села Дуброво.
Чистая от бытовых отходов территория центра села
Выступление агитбригады посмотрели не менее 120 учащихся
В школьном конкурсе рисунков приняли участие 70% учащихся ребят начальной школы
Распространили 45 тематических листовок среди населения
Провели акцию «Чистое село»
Передали предложения и пожелания от жителей села Совету депутатов
Подготовили презентацию о реализации проекта
Привлекли общественность к участию
Перспективность проекта.
Для дальнейшего развития проекта «Экодесант» планируется следовать по следующим направлениям:
1. Обновлять информационные плакаты, побуждающие односельчан к поддержанию чистоты в селе.
2. Ежегодно проводить субботники, акции и беседы с учащимися о чистоте родного села.
В этом учебном году работа по данному направлению продолжается/приложение 5/.
В сентябре жители Школьной Республики поучаствовали в общероссийской акции «Зеленая Россия – 2014», ребятами – старшеклассниками были привезены в школу саженцы, которые затем были посажены около Дома Досуга в центре села Дуброво. Всего было посажено 20 кленов, 10 рябинок и 10 елей. Ребята начальных и средних классов поучаствовали в акции «Чистое село», собрали мусор в центре села, на стадионе, на обочине дорог вдоль улиц.
Надеемся, что наше село будет красивым, зеленым, а самое главное – чистым! Встретим весну 2015 года и Великую Победу в чистом селе!
Приложение 1
Анкета «Родному селу – чистоту и порядок!»
Кто больше сорит на улицах?
«Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни?».
Ваши пожелания, предложения или просьба.
Результаты анкетирования из 29 респондентов
Считаете ли Вы село Дуброво чистым?
Кто больше сорит на улицах?
Дети, жители, все, молодежь, алкоголики, взрослые
Что является причиной загрязнения села?
Горелые дома, невоспитанность, несвоевременность уборки мусора, безответственность, бесконтрольность, бескультурость людей, бытовой мусор, нескошенная трава
Что нужно предпринять, чтобы сделать село чистым?
Развивать чистолюбие, своевременно вывозить отходы и мусор, вести пропаганду и перевоспитывать жителей, не мусорить
Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни? Да-27, нет- 1, незнаю-1
Ваши пожелания, предложения или просьба:
Убираться возле домов
Работать всем по совести /обращение к депутатам/
Вести нормальный образ жизни
Любить свое село, украшать его
Прибирать за собой
Организовать вывоз отходов и мусора по заявкам жителей
Установить больше урн и контейнеров в центре села
Не выбрасывать мусор из машин
Посадить деревья, разбить парк
Все пожелания и предложения были переданы Еловиковой С.Б.- учителю биологии и химии, члену Совета депутатов Дубровского сельского поселения.
Приложение 2
Итоги проекта учащиеся представили на общешкольной линейке творческим выступлением, автор слов которого стал учитель математики Пастухов Д.А.
Что такое «экос»? Это дом,
Что такое «логос»? Это знание.
Значит экология – знание о том,
как не уничтожить Жизни здание.
Нашей «жизни здание» - тоже дом.
Дом, где мы растем, взрослеем, любим.
Значит, позаботиться надо нам о нем!
Как заботиться? Мы с вами здесь обсудим.
Важно все – опрятность, чистота;
часто «по-одежке» нас встречают.
Как магнит нас манит красота,
в мире все прекрасно это знают.
Думаем, что каждое село
видят, начиная с остановки.
Значит, время действовать пришло;
красим остановку, вместе, ловко.
Нужно и дубровцев расспросить,
как улучшить жизнь в родном селе?
Что по силам нам? И в чем просить
компетентной помощи властей?
Нам по силам мусор не бросать;
в центре, в школе, дома, у дорог…
Если насорили, то – прибрать!
Чистота – здоровия залог.
Власти могут многое решить:
больше урн в общественных местах,
мусор нужно чаще вывозить,
нужно, чтоб порядок нормой стал.
Самых чистоплотных – награждать.
И грязнуль пусть тоже знают люди…
Можно «чистоты десант» создать,
и тогда, жизнь лучше точно будет!
И еще, пусть наши малыши
поступают так, как в школе учат.
В этом есть начало дел больших.
Лучших граждан так страна получит.
Нужно, чтоб велением Души
стало устремленье к чистоте;
так мы шаг огромный совершим
к Истине, Добру и Красоте!
Приложение 3
Листовки для агитации населения
«Наше село не мусорная свалка»,
«Мы хотим жить в чистом селе»
Приложение 4 Приложение 5
Приложение 3
МОУ « Дубровская средняя общеобразовательная школа» ЧИСТОЕ СЕЛО, ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА, ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ |
|
В Тихом океане находится большое . "пластиковое пятно" глубиной 45 метров, по площади равное территории США. Точных данных о "пятне" нет, никто его не исследовал . Потому что океан - ничей… А такие свалки рядом с нами. И они НАШИ !!! Мусор-это серьёзно. Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия; Стеклянные бутылки - 1 миллион лет; Консервные банки -50-80 лет (закопаете под сливой- 2-3 года); Резиновые подошвы ботинок -50-40 лет; Кожи -50 лет; Изделия из нейлона -30-40 лет; Пластмасса - 700 – 800 лет; Полиэтиленового пакета -10-20 лет; Окурка -1-5 лет; Шерстяного носка -1-5 лет; Апельсиновой или банановой кожуры -2-5 недель. | ДО… И ПОСЛЕ… В нашем районе свалки занимают огромные площади вокруг и в самих населённых пунктах. Вред свалок ОГРОМЕН! Разлагающиеся отходы проникают в подземные воды, развеиваются ветрами и тем самым наносят ущерб окружающей среде и здоровью человека. Мы, учащиеся Дубровской школы, знаем и понимаем опасность, которую приносят свалки и не бездействуем! Возможно, увидев, как ребята убирают свалки (в селе), может и у вас появится желание навести порядок в своем дворе, на своей улице и вокруг своего села! |
НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИХОДИТСЯ ОТ 150 ДО 600 КГ МУСОРА В ГОД! ЕСЛИ КОЛИЧЕСТВО МУСОРА БУДЕТ ТАК ЖЕ РАСТИ, ЧТО БУДЕТ С ПЛАНЕТОЙ???
|
Друзья! Односельчане! Дубровцы!
Много экзотики в мире:
Египет, Канары, Мальдивы,
Но дом наш в деревне родимой.
Чистой, уютной, красивой!
Пожалуйста,
не сорите на улицах!
Учащиеся 7 класса