Про деток, от рождения до школы

Афонский Архимандрит Георгий Алеврас Кавсокаливит

Некоторое время назад, а именно 25 декабря 2014 года, Синод Московского Патриархата и всея Руси принял решение, после Доклада Председателя отдела внешних церковных связей Священного Синода Преосвященного митрополита Илариона о канонизации Преподобного Порфирия Kавсокаливита и включении его имени в месяцеслов Русской Православной Церкви. Год назад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уведомил своим письмом Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей о причислении к лику святых Преподобного Порфирия Кавсокаливита решением Священного Синода Константинопольской Православной Церкви от 27 ноября 2013 года. Протоколом 133 от 25.12.2014 закреплено Решение о включении Преподобного Порфирия Кавсокаливита в месяцеслов Российской Православной церкви, и теперь каждый год 2 декабря будет праздноваться день памяти Преподобного Порфирия Кавсокаливита Русской Православной Церковью и всеми благочестивыми людьми России.

Мое волнение не поддается описанию. Преподобный Порфирий был моим духовным отцом на Священной горе Афоне с 1985 года. Вплоть до его кончины, 2 декабря 1991 года я жил с ним в его скромной келье внутри которой была маленькая церковь посвященная Святому Георгию Победоносцу. Служа планам моего духовного отца и его завещанию, я посетил Россию как президент некоммерческой компании ELAIA.

19 декабря 2009 года благословлением Божьим, я встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В моем визите меня сопровождал генеральный директор компании ELAIA, писатель и исследователь г-н Иоаннис Корнилакис. Целью нашего визита было получить из рук Святейшего Российского Патриарха, его предисловие, которое украсило редкую, коллекционную книгу неопубликованных доселе писем (930 писем) первого губернатора Греции и министра иностранных дел России Иоанни Каподистрия (исторический период 1809-1827). Это исторические документы, которые до сих пор не были изданы об истории Греции, России и всей Европы.

Предстоятель Русской Православной Церкви тепло поздравил нас за нашу инициативу. Признавая, что аналогичные исторические усилия, прямо ведут к познаванию, единству и солидарности между народами двух стран православной России и Греции. Он также подчеркнул, что «Иоаннис Каподистрий является самым вернейшим путем греко-российских отношений».

Благодаря представившейся нам возможности визита и нашей встрече, мы преподнесли Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу - икону, результат исключительного вдохновения Афона. Икона эта является символом единства, основанного на молитве Иисуса Христа. Икона Божьей Матери Патриотки «Да будет едино…». С этими тремя словами отошла к небу и святая душа Преподобного Порфирия 2 декабря 1991 года. Эти же самые слова, использовал и первый губернатор Греции Иоаннис Каподистрий, в своем письме к духовенству греческой церкви того времени. На нашей встрече со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом мы взяли на себя обязательство, с Божьей помощью, сотворить русскую версию образа Богоматери Единства, во всем величии достойного Православного народа России. Принимая из рук Святейшего его предисловие к книге собрания писем Иоанниса Каподистрия, я с большой любовью молвил ему: «Ваше Святейшество, я духовный сын Преподобного Порфирия.

Первый губернатор Греции Иоаннис Каподистрий был исключительно благородным дипломатом. На родине его дипломатической карьеры в России, я имел честь встретиться с не менее исключительным дипломатом Российской Федерации, который в то время был Полномочным Представителем Президента России Дмитрия Медведева в Центральном федеральном округе. Это был господин Георгий Полтавченко. Благородный дипломат, который 31 августа 2011 года, был избран управлять Губернаторством Санкт-Петербурга, а именно через 180 лет после убийства Иоанниса Каподистрия 27 сентября 1831. Это может быть Божественным знаком, поскольку именно в Санкт-Петербурге приступил к своим дипломатическим обязанностям советника императора России Александра I Иоаннис Каподистрий. Эта встреча принесла вдохновение, что еще до издания всех писем Иоанниса Каподистрия им будет предшествовать 800-страничный труд г-на Иоанниса Корнилакиса под названием «Иоаннис Каподистрий Святой политик».

Важно также, что впервые этот труд был представлен в посольстве РФ в Греции 16 декабря 2010 года, после написания предисловия к этой книге Послом России. Книга описывает важные моменты нашей общей истории, помощь и участие России в восстановлении греческого государства, о чем собственно и свидетельствует Иоаннис Каподистрий в своих письмах.

Известно, что Святой Николай Чудотворец является одним из любимейших почитаемых святых русского народа. Именно в Соборе Святого Николая в городе Трикале впервые была представлена 6 декабря 2011 года, достоверная и великолепная русская версия Иконы Божьей Матери Единства (Патриотки «Да будет едино...»). Бог услышал наши молитвы. Наше обещание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу стало реальностью. 11 ноября 2012 года в Соборе Святых Константина и Елены в Кардице, приветствовали новый образ Богородицы. Два епископа греческой церкви приветствовали образ, Греческая армия с воинскими почестями сопровождала Образ и тысячи тысяч людей молились ему.

Хочу здесь рассказать и о своей личной связи с этими двумя городами в Центральной Греции. Первый город Трикала - это земля моего рождения. Второй город Кардица - является городом моего посвящения, как монах я был пострижен на Святой Горе Афона, а в городе Кардице я был посвящен Митрополитом Кириллом в сан Иеромонаха и Архимандрита 8 ноября 2006 г. В Православии священным правилом считают завет Самого Иисуса, чтобы люди наблюдали за божественными знаками. Я считаю Божественным знаком мою связь с этими двумя греческими городами, поскольку эти же самые города связывают важного святого Православия Святого Арсения Элассонского, который ознаменовал своим присутствием, как землю, так и Православную Церковь России. Преподобный Арсений Элассонский родился в одной из деревень города Кардица.

Свое обучение проходил в городе Трикала. Был посвящен Иеромонахом и Священником в монастыре города Трикала. Приглашенный в Константинополь, он получает сан Архиепископа другого греческого города Элассонас. В 1588 году он сопровождал Патриарха Константинопольского Иеремии II в Московию, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества. В 1589 году в Успенском Соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха Всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле. В 1597 году Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле.

В декабре 1613 короновал императора Михаила I Федоровича и в 1615 году стал Архиепископом Суздальским (Суздаль), помогая изо всех сил, стимулировать культурные греко-российские отношения.

За последние восемь лет, через некоммерческую организацию ELAIA мы также старались стимулировать греко-российские отношения, большими трудами и жертвами. Мы хотели выразить и показать те чувства, которые испытывает к своему братскому российскому народу весь греческий народ. Хотя нас постоянно многие обвиняют в про-русских настроениях, мы не были обескуражены и продолжаем наши благословенные усилия. Огромная часть греческого народа с большими надеждами смотрит на Россию, в то же время другие относятся к нам с подозрением. Но ведь даже Иоаннис Каподистрий считался определенными кругами своего общества, пророссийски настроенным, несмотря, что принес себя в жертву своей стране. Его жизненный путь вдохновляет нас, дает нам силы и мужество, чтобы не прекращать наши усилия. Здесь вспоминается пророчество Святого Порфирия, который предрекал приход беды, а после нее люди увидят всю правду.

Иоаннис Каподистрий служил не только интересам России и Греции. Он служил также интересам всей Европы. Совсем не случайно, что он характеризовался Архитектором Европейского 99 летнего мира в Европе, начиная с Венского Конгресса до начала Первой мировой войны (1815-1914).

Его вся жизнь подтверждается строками от Матфея: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими... Евангелие от Матфея гл. 5 ф. 9.» Неоспорим и тот факт, что народы России и Греции связаны многовековой историей и духовностью. Это своей Проповедью подтвердил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Грецию полтора года тому назад: «Очень важной была роль Греции в Христианизации России, в то время как в более поздние времена Россия сыграла наиважнейшую роль в освобождении Греции».

Наша страна переживает в последние годы беспрецедентный экономический кризис, который, к сожалению, вырос до размеров гуманитарного кризиса. Обвал нашей страны становится все более и более крутым. Духовная засуха, испытываемая всем мировым сообществом, влияет не только на небольшую Грецию. И недавние неблагоприятные экономические события в России это еще раз подтвердили, что огонь, возникший в небольшом доме, не может не перекинуться и на больший. Глобальная политика «выравнивания» не обращает внимание на размеры стран, а только на размеры духовного сопротивления. Россия и Греция обладают огромным духовным «сокровищем», внутренним потенциалом и именно там должны подпитываться. Подтверждаются мои убеждения еще раз словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сказавшего: «Даже в эпоху холодной войны, отношения между Грецией и Россией были теплыми и братскими, и это было очень важно. Чувствовали друг друга друзьями, оказывая поддержку на протяжении веков».

Я надеюсь, что Россия и Греция осознают это каждое мгновение, что именно эти неразрывные связи двух стран и являются наибольшим вкладом в их существование. Но обстоятельства требуют работы и поступков, а не просто слов и теорий.

Было бы непростительно, если бы я не упомянул о высказывании Святейшего Патриарха Варфоломея говорящего, что « экономический кризис в первую очередь духовный кризис». Вселенский Патриархат после падения Константинополя является Распятым Патриархатом. Подтверждается это самим Святейшим Патриархом Варфоломеем: «...нас подвергают распятию ежедневно...».

Мы, как греки, восприняли эти слова без должной глубины. Мы, как греки не переживали их крест. Возможно, через этот кризис, который, к сожалению, станет ещё глубже, мы сможем пережить все чувства нашей Матери Церкви, нашего Распятого Патриархата. Мы лично никогда не забудем слова нашего Святейшего Патриарха Варфоломея, что наши усилия по изданию собрания писем Иоанна Каподистрия является непременно огромным подвигом.

В конечном счете мы, как греки на что надеемся? Мы надеемся на Россию? Мы надеемся на Америку? Мы надеемся на Европу? Мы надеемся на мировую финансовую систему?

Я рядом с великим Святым Порфирием Кавсокалавитом понял одну вещь. Все люди должны надеяться только на Истинно Подлинную любовь, Любовь Иисуса Христа.

Чувствуя огромную благодарность за принятое решение Московского Патриархата и всея Руси о прославлении в лике святых моего Святого старца Преподобного Порфирия Кавсокаливита и внесении его в месяцеслов Русской Православной Церкви, посвящаю мысли эти в память Святого Арсения, который четыреста (400) лет назад возглавил архиепархию Суздаля в 1615 году, я не могу пропустить, наконец, что святой Арсений прибыл в Святую Русь в 1588 году, ровно четыре (400) лет назад перед моим восхождением на Афон в 1988 году и также в тот самый год, в который праздновалось тысячелетие Крещения Руси Святым равноапостольным князем Владимиром в 988 г. н.э.

Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Свое образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства он помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В 8 лет мальчик пошел работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. В 13 лет он отправился на Афон и был принят в Кавсокаливский скит , где прожил в качестве послушника 6 лет, получив в рясофоре имя Никита.

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари , а потом в обители свт. Николая Чудотворца в Ано-Вафеа .

В возрасте 20 или 21 года был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре св. Харалампия до 1940 г. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

В году был возведен в сан архимандрита .

Известны случаи прозорливости старца и исцелений по молитве батюшки.

Господь заповедует бороться с грехом до крови (Мк. 9, 43 -47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения... Истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние, то есть всем тем, что противопоставляется "легкому пути" посредством любви.

Может быть, с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин . Он решительно осудил неразумность стремления к любви подвижника, не препобедившего страстей путем суровых сражений против зла:

«Нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога... И слово это всякий произносит как свое собственное, однако же при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит»

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия . В частности, в нем говорится:

...старец Порфирий не оставил почти ни одного письменного источника. В нашем распоряжении свидетельства людей, рассказы очевидцев, которые, естественно, являются весьма противоречивыми. В некоторых из них запечатлены суждения старца, в других мнения, которые он выражал из снисхождения к людям, а в третьих, что хуже всего, слова Порфирия преломляются так, чтобы подтвердить убеждения самого рассказчика! На данный момент с этим мы не можем ничего сделать, кроме осуществления уважительной (аккуратной) богословской работы, которая могла бы, возможно, со временем привести к истине...

Старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование, идет ли речь о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь. Несомненно, старец был убежден, что жизнь христианина состоит в том, чтобы противодействовать делам сатаны, однако категорично настаивал на том, что сам человек должен обратиться ко Христу, к Его любви и свету. Этот свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой. Непосредственная борьба с тьмой вводит в центр жизни «крестоносца» тьму, с которой, как предполагается, он сражается!..

Принципиальна его позиция относительно проблемы, которая беспокоила многих в Греции: вопрос о числе 666 и Антихристе. Старец Порфирий отказался ставить в центр своих попечений Антихриста. Он настаивал на том, что сила «печати» заключается не в механическом использовании чисел и символов, а в том, кого принимает человеческое сердце как своего господина...

Старец Порфирий, очевидно, не был общественным богословом. Он был, как я сказал, садовником, делающим прививку, т.е. окулировщиком; и как таковой он привносит ключевые критерии. Его трезвая кротость радикально отличается от почти оскорбительного бреда ревностной агрессивности, которая процветает в наше время под предлогом защиты веры. «В нашем миссионерском усердии, – говорил он, – будем ненавязчивы... Немного слов... Лучшая миссия – это наш добрый пример, наша любовь, наша кротость». Свидетельства показывают, что старец Порфирий не вторгался в личное пространство человека. Он не говорил о Боге, если его не просили, и не спешил окроплять святой водой всех присутствовавших, когда не был уверен, что они этого хотят...

Старец испытывал глубочайшее уважение к литургической жизни и к ее освящающей силе. Однако совсем по-детски однажды выразил свое несогласие со святым Андреем Критским, поскольку в его главном творении, Великом Каноне , преобладает скорбный взгляд, обращенный в преисподнюю, к смерти, в то время как сам Порфирий предпочитал обращать свой взор к любви Христовой. Когда его собеседница привела в противовес его словам пример из Канона, где святой Андрей повествует о св. Игнатии Богоносце (святом, который выразил пламенную любовь ко Христу), отец Порфирий сказал замечательную фразу: «О, это уже не Канон, это огонь. В этом Каноне пропал Песнописец! Его поглотил, снес святой Игнатий».

Использованные материалы

  • Старец Порфирий Кавсокаливит: жизнеописание, наставления, чудеса

Старец Порфирий - один из наиболее известных и почитаемых подвижников благочестия нашего времени. Узнайте о его житии и чудесах, читайте его великие изречения

Старец Порфирий Кавсокаливит - современный святой подвижник

Старец Порфирий Кавсокаливит - это прозвище, говорящее о месте подвигов преподобного - один из наиболее известных и почитаемых подвижников благочестия нашего времени. Его знают во всем мире. Как святой он канонизирован в лике преподобный подвижников. Церковные иерархи Константинопольской Церкви по свидетельствам народа причислили его к лику святых официально. Верующие люди молятся ему - ведь старец действительно помогает с Небес.


Во все века Господь не оставлял ни одно поколение людей без святых подвижников, с которых можно было бы брать пример и прислушиваться к совершенным для человека наставлениям. Так и в конце XIX - начале ХХ века явлен был миру старец-монах, принесший в мир мудрость и духовную силу Афонской горы - святой Порфирий. Своими трудами и молитвами он испросил у Бога множество духовных даров и добродетелей: смирение, прозорливость, дар пророчества и исцеления, искренняя любовь ко всем людям и страх Божий, терпение и изгнание бесов молитвой. Он скончался совсем недавно, в 1991 году.


Множество свидетельств осталось об исцелении по его молитвам даже при тяжелейших заболеваниях. Сам же старец Порфирий на протяжении жизни болел, но принимал болезни как крест и подвиг, не прося у Бога, по примеру апостола Павла, о своем исцелении, говоря, что болезни даны ему для смирения.


Известно, что отец Порфирий понимал язык птиц и животных, видел ангелов - духов света и духов тьмы - бесов, и, конечно, прозорливо, по благодати Божией, видел душу и ум человека. Ученикам старец повествовал о многих местах земли и моря, о событиях древности, словно видел это сам - Господь открывал ему все это ради его молитвы, аскетических подвигов и самоотверженного служения людям.



Житие Порфирия Кавсокаливита - святого нашего времени

При рождении святой имел имя Евангелос (по-гречески - «несущий благую весть», это имя распространено в Греции) и фамилию Баирактарис. Он родился в семье небогатых крестьян села Иоанна Карустия на юге Греции. Пару лет он смог проучиться в сельской школе, а во время и после учебы помогал родителям: сначала в домашних делах, занимаясь скотом и огородом, затем начав зарабатывать в угольной шахте и за прилавком магазина.


Греция - очень благочестивая страна. Несмотря на потрясения последнего времени, и по сей день в селах ведется тихая жизнь, в аграрных работах и праздничных днях с посещением храма, чтением житий святых. Так и на Евангелоса - будущего подвижника Порфирия оказало большое влияние житие святого Иоанна Кущника (святого, строившего кущи - палатки, где и жил в одиночестве и молитве).


Около 14 или 15 лет Евангелос втайне поехал на Святую Гору Афон, чтобы начать там монашеское делание. На корабле он встретил иеромонаха Пантелеимона, духовно опытного старца. Он взял под свое начало Евангелоса для жизни в скиту «Кавсокаливия».


Святая Гора Афон (полуостров в южной оконечности Греции, испещренный скалами, потому и называющийся Горой) - это одно из самых благодатных мест на Земле, греческий полуострове, издревле населенный монахами и находящийся под особым покровом Божией Матери. На Афоне существует несколько форм монашеской жизни: монастыри общежительные, где все имущество общее; монастыри особножительные, где каждый зарабатывает трудом своих рук на свое пропитание - но сейчас таких почти нет; и уединенные скиты с домиками-каливами и крохотными церковками. Зачастую каливы стоят совершенно отдельно, их обитатели ведут уединенную жизнь. Так и название «Кавсокаливия» произошло от имени святого XIV века Максима Кавсокаливита (с греческого - «поджигатель хижин»), строившего хижины скалах южной оконечности полуострова Афон. Его стремление к жизни в одиночестве было столь велико, что каждый раз, когда неподалеку от его каливы селились другие иноки, он поджигал свою малую хижину (а монахи имеют совсем немного имущества), поднимаясь все выше и выше на скалы, где и строил себе новый домик.


Здесь и нашел свое пристанище юный Евангелос. Он под духовным руководством афонских старцев старался увеличивать подвиги: больше молиться и меньше спать (причем прямо на полу), ходить босиком круглый год, исполнять все необходимые для выживания в горах послушания и помогать старцам. Он заготавливал дрова, занимался, как и дома, огородами, выучился резьбе по дереву - его нельзя было заподозрить в том, что из дому он ушел по лености, напротив, на Афоне он принял на себя большие подвиги. Известно, что уже в это время Господь благословил его чудом: зайдя далеко от наливы в лес за дровами, он стал рубить деревья и вдруг топор сорвался с рукоятки, глубоко поранив Евангелоса. Он видел, что слабнет от потери крови и не может добраться обратно до каливы - тогда послушник стал громко молиться Господу и Матери Божией. Действительно, кровь внезапно остановилась, и угроза смерти миновала.


Через некоторое время, когда ему было около 18 лет, святой был пострижен в монашество с именем Никита. Рясофорный постриг - это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святой, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако преподобный был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и почти сразу его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю, отречения от мира и нестяжания - то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.


Конечно, Никита хотел провести всю жизнь в Афонской каливе - но Господь благословил его вернуться на родину, чтобы помогать родителям и нести слово Божие в мир. Это произошло так: в 19 лет Никита заболел воспалением легких, осложнившимся плевритом. Старцы благословили его излечиться от болезни у врачей на материке и вернуться. Однако и после лечения, при возвращении на Афон, перенесенная болезнь давала о себе знать. Монахи Кавсокаливии увидели, что этот климат губителен для молодого человека - а горный воздух непрост для жизни - и велели ему найти монастырь в Греции, не возвращаясь более на Святую Гору.


Несомненно, и духовные отцы юного монаха, и сам он по-человечески переживали из-за расставания. Однако святой именно на Афоне получил «заряд» духовной энергии, услышал много наставлений, направивших всю его будущую жизнь к Богу и приведших к святости. Такова была Божия воля о нем.


В Греции он поселился в монастыре святого Харалампия неподалеку от своей родины. В 22 года его увидел архиепископ Порфирий Синайский при посещении обители и рукоположил во священника, увидев его духовные дары, причем при хиротонии архиерей дал подвижнику свое имя - Порфирий. Люди со всей окрестности, да и со всей страны, стали приходить к нему за мудрым не по годам духовным советом. Вскоре обрел он дар прозорливости и чудотворения. Несмотря на то, что он страдал рядом недугов, святой принимал их со смирением и преодолевал слабость силой воли. По много часов он исповедовал людей, подавал им наставления, увещевал, исцелял.


В 1940 году отец Порфирий был переведен церковным начальством в Афины штатным священником храма святого Герасима при городской больнице. Здесь он совершал служение 33 года - только представить, простой больничный священник, к которому обращались в обыденной жизни, стал святым. Он помог многим тысячам людей обрести верный духовный путь, мир в душе, а многих даже исцелил от болезней молитвой.


После выхода за штат (на пенсию для священников) святой Порфирий Кавсокаливит продолжил совершать богослужения и исповедовать в старинном Никольском храме в Пендели до 1978 года. Затем, после инфаркта, он перебрался в район Милеси в Афинах, где создал монастырское подворье со Спасо-Преображенским храмом.


И в старости отец Порфирий не забывал Святой Горы Афон, надеясь вернуться туда, откуда он Божиим промыслом был уведен на служение людям. И действительно, Господь на склоне лет утешил его. Отец Порфирий услышал, что многие монахи Кавсокаливии скончались или ушли из отдельных келий. Последний обитатель ее покинул в 1984 году - узнав об этом, отец Порфирий поехал на Афон и испортил позволения у игумена Великой Лавры Афонской, которой принадлежала келия, поселиться там. Он оставил в каливе двух иноков - своих духовных детей - и около 1990 года перебрался на Афон сам, предчувствуя скорую кончину. На Афоне он составил письмо с последними наставлениями, указал место для захоронения своего тела после смерти и почил после Исповеди и Причастия, как истинный христианин 2 декабря 1991 года, проведя на Афоне последние годы жизни. Дата смерти ему была открыта Богом заранее, а похоронили святого неподалеку от его кельи, на афонских скалах. Добраться паломникам туда трудно, но некоторые почитатели святого совершают длинный путь, чтобы помолиться ему у его могилы.



Господь прославил Своего верного слугу не только даром чудотворения, но и даром слова: мудрые советы его разошлись по всему миру. При жизни святой не только делился духовным опытом и давал советы людям в конкретных ситуациях, но и корректировал их: если человеку казался трудно выполнимым духовно полезный совет, старец смягчал наставления, предлагая путь подобный, но более легкий.


Вот основные запомнившиеся людям советы святого:


    Жить в мире с ближними и с собой. Для этого необходимо заботиться о чистоте своих мыслей, не раздражаться и не гневаться в трудных ситуациях. Агрессия через пожелание зла, дурные мысли также наносят вред людям; застревание в злых помыслах разъедает душу.


    Нужно беречь свою лампаду жизни, заботиться о здоровье и души, и тела. Господь отпускает нам ряд жизненных лет, давая определенное количество масла в лампаду нашего бытия. Но мы можем укоротить жизнь, подвергая ее риску и оставляя заботы о себе. Поэтому нужно беречь дарованное Богом.


    Многие люди считают, что раз в мире есть такое зло, как неизлечимые болезни, Бога нет или Он не благ. Однако вследствие онкологических заболеваний наполняется Рай - люди не помнят о добродетельной жизни в суете, и только останавливаясь в болезни, задумываясь над бытием и переживая страдания, отходят от безумной и грешной круговерти жизни.


    В болезнях лучше молиться о терпении. Перенесение болезни со смирением - словно малый мученический подвиг.



    Нужно не забывать о Таинстве Покаяния - Исповеди. Ведь кто не покается в своих грехах, тот погибнет для жизни в Раю.


Святой давал много советов родителям, как необходимо воспитывать детей - будущее народа. Как о важнейшем средстве воспитания он говорил о молитве: не нужно многословных назидательных речей, достаточно собственно примера, внимания к ребенку и молитвы, которая, дотронется до самого детского сердца. То же относится и к семейных отношениям, взаимодействию с коллегами, друзьями. Кроме того, старец запрещал ссоры в семье при детях - они никогда не должны слышать повышенных голосов, потому что это в душе ребенка поселяет ощущение незащищенности, зла в мире, дает неверный образец.


Чудеса, совершенные святым Порфирием, также сохранились в свидетельствах людей:


    Когда мать старца оказалась в больнице, врачи обещали его брату, что она назавтра же выпишется. Но святой по телефону остановил брата, заставив его оставаться у койки матери и сказав, что мать ночью умрет. Он приехал в больницу сам и вместе с братом получил последнее материнское благословение.


    Святой исцелял людей и животных. Одну женщину он прикосновением исцелил от болезни руки, о которой она даже не говорила отцу Порфирию. А по просьбе одной крестьянки он благословил стадо коз, чтобы они излечились от болезни, и после молитвы над стадом из него вышел вожак и поцеловал руку старца.


    Один глава семейства, духовное чадо святого, решил испросить у него совета по поводу семейных проблем. Позвонив старцу, он побеседовал с ним, получил полезный совет и, обрадовавшись, обещал навестить его на Афоне. Тогда в трубке прозвучали странные слова: старец просил не навещать его и не звонить, потому что уже умер! После выяснения ситуации оказалось, что духовный сын отца Порфирия действительно звонил ему через несколько часов после смерти старца - а значит, для земного мира он уже умер, но жив на Небесах.



Почитание старца Порфирия Кавсокаливита

Святой прославлен Константинопольской Церковью Вселенского Патриархата, а значит, ему можно молиться верующим любой Православной Церкви. Старцу Порфирию молятся во многих нуждах, особенно же


  • В житейских скорбях,

  • Тяжелых болезнях,

  • При беременности и грядущих трудных родах.

2 декабря - день памяти святого, празднуемый в дату его блаженной кончины. В день святого Порфирия за Божественной литургией в храмах, где он особо почитается, поются особые краткие молитвы святому: тропари и кондаки. Молитвы можно читать онлайн на русском языке в любой трудный жизненный момент:


Апоcтольским старанием живя и Имя Христа постоянно призывая в молитвах, всем любовь Божию проповедовал, и сам в ней всегда находился, многие дyши исцелил и к Господу Иисусу Христу, Спасителю, Воскресшему из мертвых, привел ты, святой Порфирий. Теперь же ты наследовал Царство Небесное и со всеми святыми старайся настaвлять и нaс, чтобы и мы пришли в объятия Божии и радостно пели тебе на земле и по смерти: радуйся, преподобный отец наш Порфирий!
Радуйся, Афона смиренная овца, Порфирий, проповедник Любви, слава монашествующих, увеличивший число святых. Кому-то Духом Святым дано было слово премудрости, кому-то умение разума и действие сил Божиих, а тебе все вместе открыто было как знающему Тайны Божией благодати - молись ко Господу всегда обо всех нас.


Это единственные молитвы святому Порфирию на русском языке, других пока не составлено. Можно молится святому и своими словами. Найти его икону в храмах и церковных лавках трудно, но можно вырезать портрет или икону из газеты, книги наставлений старца, поставить ее в красный угол, где находятся ваши иконы. Молитесь святому, возжигая перед иконой тонкую свечу, приобретенную в храме.


Молитвами старца Порфирия Кавсокаливита да хранит и просвещает вас Господь!


27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации старца Порфирия. В преддверии дня памяти старца (2 декабря) мы предлагаем вам познакомиться с кратким жизнеописа­нием, а также избранными чуде­сами и наставлениями святого.

Старец Порфирий (Баирактарис) - один из самых почитаемых в мире подвижников благочестия XX века. Поражает обилие духовных даров, которыми наградил его Бог: любовь к Богу и людям, кротость, долготерпение, прозорливость, дар исцелений. Батюшка понимал язык птиц, видел недра земли и бездны морские, созерцал древние события так, словно являлся их непосредственным свидетелем, видел ангелов и нечистых духов и саму душу человека. От его прикосновения исцелялись люди, хотя сам он всю жизнь болел и не просил Господа о своем исцелении.

Жизнеописание

Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, в провинции Эвиа. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Свое образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства он помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В 8 лет мальчик пошел работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

В ранней юности Евангелос прочитал житие святого Иоанна Кущника. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он втайне от родителей ушёл на Святую Гору Афон. Там Евангелос отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.

Однажды утром они послали его наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и, вне всякого сомнения, отрок должен был умереть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!». И кровь немедленно остановилась.

Вскоре Евангелос принял монашество с именем Никита. Однажды он, придя рано в церковь, стоял в темном углу и молился. В этот момент в храм вошел монах Димитрий, 90-летний русский старец. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока Никиты. По пути назад в келию, после приобщения Святых Таинств, сердце отца Никиты переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»

Он хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но Господь распорядился иначе. Девятнадцатилетний Никита получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Так, в 19-летнем возрасте отец Никита оставил Афон и поселился в монастыре святого Харалампия в Левконе, недалеко от своего родного села. В возрасте 21 года Никита был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре св. Харалампия до 1940 г. Многие из окрестных жителей обращались к нему, ища исцеления своих душевных ран. Отец Порфирий без устали служил Богу и людям. Вереницы людей ждали своей очереди, т. к. исповеди длились часами без перерыва. И так продолжалось изо дня в день. За свои неустанные труды в 1938 году отец Порфирий получил сан архимандрита.

В 1940 году отец Порфирий приехал в Афины, где был назначен приходским священником в церкви святого Герасима при афинской больнице. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.

После ухода на пенсию отец Порфирий продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели до 1978 года. Когда с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и построил большое подворье с храмом в честь Преображения Господня.

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келии оставил ее и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору. Господь исполнил заветное желание Своего верного слуги, и последние два года своей жизни старец провел на Афоне.

В это время он часто говорил о том, как будет давать ответ на Страшном суде. Вспоминал историю из патерика, в которой один старец, чувствуя приближение смерти, приготовил для себя могилу и сказал своему ученику: «Мой сын, камни скользкие и тропа крутая, ты можешь покалечиться, если решишь нести мое тело к могиле. Давай пойдем туда, пока я еще могу ходить». Ученик, поддерживая старца под руку, довел его до могилы. Старец лег в приготовленную могилу и предал душу свою Богу.

По просьбе старца недалеко от келии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника.

Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино». Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух. Господь забрал его светлую душу в 4:31 утра 2 декабря 1991 года.

Чудеса

Г оворя о духовных дарованиях старца Порфирия, другой всемирно известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».

Бог есть

Некоторое время вместе с батюшкой в монастыре жил один профессор богословия. Он был намного моложе отца Порфирия и был его духовным чадом. Однажды профессор предложил побеседовать о существовании Бога. Обсудив эту тему со всех возможных точек зрения, профессор и батюшка пришли к заключению, что Бог есть. Однако молодой профессор обратился к старцу с просьбой. Когда тот умрет, то придет к профессору и расскажет, есть ли Бог. В ответ на это батюшка спросил, почему профессор считает, что первым умрет именно он? На это молодой человек ответил, что батюшка старше его в два раза, поэтому естественно быстрее умрет тот, кто старше. Но отец Порфирий по благодати Божией знал, что раньше умрет профессор, причем очень скоро. Этого батюшка не стал говорить, но пообещал, что придет после смерти сказать, есть ли Бог. Такое же обещание дал батюшке и профессор на случай, если он все-таки умрет раньше.

Через некоторое время профессор покинул монастырь и уехал в город. Не прошло и года, как батюшка и профессор расстались, но вот в один из великих праздников, когда отец Порфирий с братией готовились к праздничной трапезе, в монастырь пришел человек из соседней деревни и сообщил, что профессор скончался. Спустя какое-то время, после долгой молитвы, отец Порфирий выключил свет в келье и попытался заснуть. Вдруг из тьмы раздается громовой голос, сопровождаемый непонятным шумом. «Бог есть! Бог есть! Бог есть!» - трижды повторил голос. Это был голос профессора! В страхе батюшка встал на колени и начал молиться о его душе. И так до утра! Можно ли после этого сомневаться, что «Бог есть»?!

Источник

В одной горной деревушке не было воды. Ее жители обращались в разные инстанции, платили деньги, но все без толку. Все в один голос говорили, что в этом районе нет подземных вод. Так что жители деревни вынуждены были собирать дождевую воду. И вот, один человек, который был чадом батюшки и знал о его способности находить воду, попросил его помочь этой беде. Батюшка сразу ответил, что в деревне много хорошей воды, и показал на чертеже место, где она протекает. После горячих и настойчивых просьб отец Порфирий сам пошел на это место и точно указал, где находится вода и на какой она глубине. И действительно: когда стали искать, именно на том месте и на той глубине нашли воду, которая била чистейшим ключом!

Тогда все жители деревни стали называть батюшку святым и пророком. Все хотели к нему прикоснуться, поцеловать его руки, ноги, обласкать, все наперебой хотели принять его у себя дома. И поскольку они приходили и кланялись ему в ноги, почитая за святого, батюшка очень расстроился и попросил немедленно найти способ увезти его из деревни. Так случилось, что в это время шел автобус в Афины.

Отец Порфирий с большим трудом вырвался из объятий жителей и сел в автобус; и хотя народ пытался задержать его, он все-таки уехал. И вот тут-то, после стольких восторгов и поклонений, батюшку ожидало большое испытание. Кондуктор автобуса, человек неверующий, начал говорить разные глупости, вызывавшие смех у неверующих пассажиров и негодование у верующих. Таким образом, пассажиры автобуса разделились на два лагеря: одни за батюшку, другие - против. Шум и перебранка грозили перейти в рукопашную. Кондуктор же продолжал подогревать страсти. Батюшка был очень расстроен и старался не принимать участия в склоке. Когда автобус остановился, чтобы пассажиры немного отдохнули, батюшка подошел к кондуктору и сказал: «Я, быть может, и не умею находить воду, но знаю, что ты страдаешь сифилисом. Будь осторожен, не женись теперь, потому что можешь заразить жену и детей. Продолжай лечиться, ты поправишься, а потом женишься». Кондуктор просто онемел, услышав слова батюшки, и с того момента всю дорогу молчал, словно язык проглотил. Пассажиры также умолкли.

Кончина матери

В Афинской Поликлинике уже несколько дней лежала больная мать отца Порфирия. Врачи ему говорили, что она выздоравливает, но батюшка благодатью Божией предвидел, что живой из больницы она уже не выйдет. Однажды пошел навестить свою больную мать батюшкин брат Антоний (он скончался на год раньше батюшки). Когда он спросил врачей, как здоровье его матери, те ответили: «Отлично! Завтра она выйдет из больницы, а сегодня вечером мы приготовим выписку из истории болезни. Антоний, которого отец Порфирий очень любил, пришел домой успокоенным. Внезапно зазвонил телефон. Это был батюшка. Он сказал Антонию, чтобы тот немедленно поезжал в больницу, иначе мама умрет, и они не успеют взять у нее благословение. На это брат батюшки сказал, что он только что вернулся из больницы, и врачи ему сказали, что завтра их мама будет уже дома. Но отец Порфирий настаивал на своем. И действительно, как только они приехали в поликлинику, мать едва успела их благословить. Господь призвал ее к себе, а батюшкин дар прозорливости подтвердился и на сей раз.

Исцеления

Старец мог исцелять прикосновением к больному. Однажды его навестил один доктор с женой. Изложив старцу волновавшие их вопросы и, получив исчерпывающий на них ответ, супруги уже стали прощаться. Отец Порфирий, с своей обычной отцовской улыбкой на лице, взял руку жены доктора, как раз в том месте, где у нее была сильная боль. Старец ничего не знал об этой болезни, которую они уже давно пробовали лечить при помощи уколов и сильных противовоспалительных средств. Когда отец Порфирий взял ее руку, то женщина почувствовала теплоту, прошедшую по всему ее телу, и ее слегка замутило. Но это чувство тут же прошло, а с ним и сама боль в руке. Женщина со слезами сказала старцу: «Вы и про это, батюшка, знаете?» С того дня она выкинула лекарства и уже больше не обращалась к докторам.

Отец Порфирий исцелял не только людей, но и животных. В один воскресный день, в Северной Эвии, где он отдыхал, произошел следующий случай. Одна пастушка попросила отца Порфирия помолиться о ее стаде коз, которых постигла какая-то болезнь. Батюшка согласился и встал перед козами, подняв свои руки к небу и стал читать различные стихи псалмов, относящиеся к животным. Ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только он закончил молитву и опустил руки, из стада вышел козел, подошел к батюшке, поцеловал ему руки и тихо отошел назад.

Бог знает все

Как-то батюшка и его трое духовных чад притомились и решили поймать такси, чтобы доехать до монастыря. В этот момент вдали показалось такси. Три попутчика старца решили его остановить. «Не беспокойтесь, - сказал старец, - такси само остановится. Но, когда вы сядете в него, вы не должны разговаривать с таксистом, только я буду с ним говорить». Точно так и произошло. Такси остановилось, хотя они не поднимали рук, все сели в него и старец сказал, куда им надо ехать. Когда таксист тронулся с места, то почти тут же начал обвинять духовенство во всех смертных грехах. Каждый раз, когда он выпаливал очередное обвинение, то обращался к сидевшим сзади духовным чадам старца со словами: «Не правда ли, ребята? Что вы на это скажете?» Но они, из послушания, сидели молча. Когда таксист понял, что ему не собираются отвечать, то он обратился к отцу Порфирию и спросил: «Что скажешь, папаша? То, что пишут в газетах, - все правда, не так ли?» Старец ответил: «Сынок, я тебе расскажу короткую историю. Я расскажу ее только один раз, тебе не придется ее слушать дважды. Жил один человек, в одном месте (он назвал это место), у которого был престарелый сосед, который владел большим участком земли. Однажды ночью он убил соседа и закопал его в землю. Затем, пользуясь подложными документами, он завладел землей соседа и продал ее. И знаешь, что он купил на эти деньги? Он купил такси». Как только таксист услышал эту историю, он весь затрясся, затем свернул на обочину дороги и закричал: «Молчи, батюшка. Только ты и я знаем об этом». «Бог тоже знает об этом, - ответил отец Порфирий. - Он сказал мне, чтобы я передал это тебе. Смотри, покайся и исправь свою жизнь».

Старец Порфирий и по смерти жив у Бога

Когда отец Порфирий отошел ко Господу, один из его духовных чад находился по работе в другом городе и не знал о смерти батюшки. По возвращении в Афины у мужчины возникли определенные семейные проблемы, и он как всегда решил позвонить отцу Порфирию посоветоваться. Он взял телефон, набрал номер и услышал на другом конце голос старца. Он поприветствовал старца, испросил его благословения и стал излагать ему свои нужды. Старец выслушал его, дал ему ценный совет. Обрадованный духовный сын сказал: «Я скоро зайду к вам, как только освобожусь», на что отец Порфирий ответил: «Не звони мне опять, потому что я уже умер».

Но Бог не есть Бог мертвых, но живых, и мы верим и знаем, что старец Порфирий жив у Бога и слышит наши молитвы и силен ходатайствовать за нас грешных перед престолом Всевышнего.

С тарец, если собеседник не принимал его первого совета, уступал и давал ему другой совет, более легкий. Но первый совет был духовно более полезным.

Берегите лампаду жизни

Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».

Никаких ссор при детях!

Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой... даже что вы повышаете голос друг на друга!

Но разве это возможно, Геронда?

Конечно, возможно! Поэтому хорошенько запомните мои слова: никогда никаких ссор при детях... Никогда!

Если бы мы видели, как нас любит Христос!

«Господь никогда и нигде нас не оставляет. С того момента, как Он пришел на землю, родившись от Пресвятой Девы Богородицы, и стал Богочеловеком, Он всегда с нами. Если бы мы увидели, как нас любит Христос, и что Он для нас делает, то от безмерной радости помутились бы рассудком. Мы остались бы в Его объятиях, и нам бы уже ни до чего не было дела».

Любовь к Богу должна быть беспредельной

«Наша любовь к Богу, дитя мое, должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам.

Вот тебе пример: человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определенной энергоемкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела, не имеющие отношения к любви к Богу, то оставшийся в нем для этой любви заряд будет весьма небольшим, часто может быть даже совсем ничтожным. Если же мы всю нашу энергию обратим к Богу, тогда велика будет наша любовь к Нему.

Приведу тебе еще такой пример.

Одна девушка очень сильно полюбила юношу по имени Никос. Каждую ночь она просыпалась и тайно от своих родителей, босая, выпрыгивала через окно на улицу и, невзирая на боль от впивающихся в ноги колючек, через поле бегала на встречу со своим возлюбленным. Когда же она возвращалась назад, в дом, то Никос всегда как бы находился рядом с ней. За какую бы работу она ни бралась, ее Никос был здесь, она видела его. Также и ты, дитя мое, должен все свои силы устремлять к Богу. Твой ум всегда должен быть в Нем, потому что именно этого и желает Бог».

Молись о терпении

«Молись не о том, чтобы Бог избавил тебя от различных твоих болезней, но о том, чтобы тебе посредством умной молитвы, пребывая в терпении, умиротвориться. Это принесет тебе очень большую пользу».

«Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги - и увидишь, какую от этого получишь пользу».

В результате раковых болезней наполнился рай

Во время беседы со своими духовными чадами Старец сказал: «Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился Рай!»

Больше читай Священное Писание

«Чтобы право шествовать путем истинным, следует постоянно читать Священное Писание, жития святых, другие церковные книги. Если во время чтения какое‑либо слово или мысль из прочитанного поразит тебя, прерви чтение и задержись на ней подольше, хорошенько ее обдумай. Скоро ты увидишь, какую великую пользу это приносит».

«Читай больше, чтобы просветился твой ум. Знаешь, я сам читал очень много. Чтобы меня никто не беспокоил, я забирался на одно дерево по лесенке, которую я сам смастерил. Поднявшись наверх, я затаскивал ее за собой, чтобы никто ничего не заметил и чтобы меня не побеспокоили. Так я мог на протяжении многих часов внимательно читать и размышлять над прочитанным».

Исповедь - дар любви Божией человеку

«Исповедь - это один из путей, по которому человек движется к Богу. Это дар любви Божией человеку. Никто и ничто не может лишить человека этой любви».

Кто не покается, тот погибнет

Геронда, скажите мне слово к душевной пользе.

Кто не покается, тот погибнет. Повторяю тебе: кто не покается, тот погибнет.

Кто умер ради Христа, для того нет смерти!

«Спасение в Церкви!» - всегда говорил нам Старец. - Кто является членом Церкви, тот не боится второй смерти! Для тех, кто состоит в Церкви Христовой, смерти нет! Православие - совершенно, в нем нет никакого несовершенства!»

«Смерти нет! Не бойся смерти! Кто умер ради Христа, для того нет смерти! А если ты не умер ради Христа, то умри!»

Как молиться новоначальному

На вопрос одного брата: «Геронда, как следует молиться новоначальному?», старец ответил: «Новоначальный монах должен читать жития святых и Новый Завет».

Наставления беременным женщинам

Старец советовал одному врачу педиатру: «Говори женщинам, что они должны осознавать, как высоко почтил их Бог, сподобив стать матерями. С момента зачатия плода они носят в себе вторую жизнь. Пусть они разговаривают с младенцем, ласкают его, поглаживая свой живот. Ребенок неким таинственным образом все это чувствует.

Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь.

Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия. Все, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже».

Оказывайте и такую помощь

Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими.

Мытари и блудницы вперед вас идут в царство Божие

Старец Порфирий говорил, что для того, чтобы достичь смирения и сострадания к другим грешникам, человек должен осознать свое греховное и нравственно нищенское состояние. Поэтому Христос и говорил, что мытари и блудницы через покаяние и смирение предваряют прочих в Царстве Небесном. Старец не хотел слушать никаких обличительных слов про грешников. Он говорил: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога - пойманные воры, тогда как я и вы все - мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница - смирившаяся и покаявшаяся, намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».

Детям не нужно много слов

«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце. Требуется молитва с верою, без стрессов, но и с хорошим примером».

Как говорить о религии

«В беседах не многословьте о религии - и тогда победите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить... Пусть он почувствует, что встретился со спокойным человеком. Воздействуйте на него своей доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов. Вы не достигнете ничего, если будете говорить резко, если, к примеру, скажете: „Ты говоришь ложь“ И что из этого выйдет? Вы - как овцы посреди волков (Мф. 10:16 ). Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне молитесь. Будьте готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью и молитвой. Но чтобы поступать так, вы должны быть святыми».

Не по привычке

«Будь внимателен, не причащайся по привычке. Каждый раз приступай к Таинству так, как будто ты делаешь это в первый раз, и в то же время как будто это твое последнее причащение перед смертью».

Когда наступит Второе пришествие

Однажды старца спросили: «Геронда, в последнее время много говорят о числе 666, о явлении антихриста, которое приближается, некоторые даже утверждают, что он уже пришел, об электронной печати на руку или на лоб, о столкновении Христа и антихриста и о поражении последнего, о Втором Пришествии Господнем. А что Вы об этом скажете?»

Старец ответил: «Что тут сказать? Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда, не знаю. Завтра? Через тысячу лет? Не знаю. Однако меня это не тревожит. Потому что я знаю, что в час смерти для каждого из нас наступит Второе Пришествие Господне. И этот час уже весьма близок».

По случаю недавней канонизации старца Порфирия Кавсокаливита, мы с удовольствием публикуем исследование профессора богословия Университета Аристотеля в Салониках г-на Анестиса Каселопулоса о важности духовной жизни, как это отражается в учении великого старца. Поскольку статья была написана до канонизации преподобного Порфирия, в статье уважаемый профессор называет его “отцом” и “старцем”.

Когда идёт речь, по крайней мере в журналистской среде, о духовной жизни и духовных людях, как правило, невольно приходит мысль о какой-то области высшего образования, учреждениях культуры, имеющих отношение к лицам, достигшим профессионального успеха в исследованиях науки и искусства. В таких случаях обычно имеется в виду «духовность» в абсолютно абстрактном значении, что означает развитие определенных умственных способностей, приверженность некоторых людей определённым идеологиям и системам мировоззрения.

Такой подход вызвал бы немалое удивление по отношению к названию этого исследования, ведь речь идёт о человеке малообразованном, не имеющем никакого отношения ни к идеологиям, ни к интеллекту, ни к культуре, ни к письменности. С другой стороны, Отцы Церкви характеризуют человека духовного как человека, обладающего “силами Духа”, подчеркивая при этом, что духовный человек “возник из трех стихий: Благодати Небесного Духа, логики души и земного тела”, которое, конечно, тоже является духовным, когда оно участвует в Благодати Святого Духа.

Даже тому, кто лично не знал Порфирия Кавсокаливита, а только читал книгу “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова”, нетрудно будет понять, что старец был святоотечески духовным человеком и что его учения носят надёжный руководящий характер в подлинно духовной жизни. Впрочем, не только содержание этой книги, но и сама духовная жизнь не может ограничиваться рамками простого контекста. Поэтому мы представляем некоторые простые замечания по этому вопросу. Взяв на вооружение выражение: “Гомер через Гомера поясняется”, мы попробуем передать вам не только дух, но и стилевую подлинность речи старца.

Старец Порфирий не отделяет духовную жизнь от остальной человеческой жизни, не ставит непреодолимых преград и разделений, как это обычно делаем мы. Он сам является целостной личностью, поэтому отрицает всякого рода обедняющие жизнь абстракции. Таким образом, придавая большое значение интересу к молитве и изучению Библии, гимнологии, правилам и церковным тропарям, он параллельно обращает наше внимание на простую тропу в сельской местности, на садовые растения, цветы и деревья, подчёркивая, что занятия “искусством и музыкой очень полезны для души”. Он считает, что все это действует, как “лекарство”, помогающее в лечении человека.

Он был чистым и цельным человеком, который хотел видеть и всех остальных людей цельными и счастливыми. Поэтому он видел все предметы и весь мир как “путеводители” к великой любви Христа. “Все свято: и море, и купание, и еда. Радуйтесь всему. Всё нас обогащает, всё приводит нас к великой любви, всё ведёт нас ко Христу”.

Когда старец Порфирий говорил о духовной жизни, он не ссылался на вещи, которые он где-то читал, а свидетельствовал о своём личном опыте. Поэтому и слова его были более чем убедительными, они опирались на жизненный опыт и личные отношения старца с величайшим и важнейшим на этом свете – с Христом, Который превыше всего. Он всегда говорил: “Если ты найдёшь Христа, это будет предостаточно для тебя, ты больше ничего не захочешь, ты успокоишься. Ты станешь другим человеком. Ты живёшь там, где есть Христос. Ты живешь в звездах, в бесконечности, на небесах с Ангелами, на земле с людьми, с растениями, животными, со всем и вся”.

Там, где есть любовь во Христе, одиночество исчезает. Ты становишься кротким, счастливым, целостным. Нет ни тоски, ни болезни, ни давления, ни тревоги, ни мрака, ни ада. Христос живёт во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Ты обладаешь Благодатью, поэтому ты готов пострадать за Христа. Ты в состоянии принять даже несправедливые страдания. Более того, ты с радостью принимаешь несправедливые страдания за Христа… Когда Христос приходит в сердце, твоя жизнь меняется. Христос есть всё “.

Эти отношения со Христом есть отношения сокровенные и пронизанные любовью. Жизнь христианина “сокрыта со Христом в Боге”. Тот же опыт и то же наставление апостола Павла мы обнаруживаем у старца Порфирия: “Никто не должен видеть вас, никто не должен уловить даже движения вашего в поклонении Божественному. Все это должно происходить в глубочайшей тайне, как у отшельников. Помните, что я рассказывал вам о соловье? Он поёт в лесу. В тишине. Разве можно с уверенностью сказать, что кто-то его слышит? Что кто-то хвалит? Никто. Как хорошо петь в пустыне! Вы видели, как он раздувает горло? Такое происходит и с тем, кто влюбляется в Христа. Если любит, “раздувается гортань. Любящий Христа прикладывает огромные усилия”.

Смысл духовной жизни, как учил старец, это не принудительный труд, духовную жизнь приводит в движение любовь к Богу. Чтобы утвердить и засвидетельствовать эту истину, он проводит параллель с человеческой любовью: “Давайте возьмём пример из человеческой жизни. Любящий не может жить вдали от любимого человека, у него нет необходимости переносить образ любимого человека из ума в сердце, но, увидев свою возлюбленную, сердце его трепещет. Когда он находится вдали от неё и думает о ней, сердце его опять трепещет. Он не прилагает для этого каких-либо усилий, всё это происходит непроизвольно. Так и со Христом. Но там, конечно же, всё Божественное. Божественная любовь, любовь эта носит не плотский характер. Это безмятежная любовь, но более пронзительная и глубокая. Так же, как и в естественной любви, когда ты не видишь любимого человека, ты безмерно страдаешь. Но и тогда, когда ты находишься рядом с любимым человеком, ты страждешь от любви и умилённо плачешь, таким образом, в этом случае ты тоже страдаешь от любви, сам того не замечая, ты заливаешься слезами любви, благоговения и радости. Это и есть благочестие”.

То, что в духовной жизни главное – это любовь, является связующим звеном между учением старца и его жизнью. Поэтому он подчёркивает, что “когда ты искренне любишь, то, даже если живёшь на площади Омония(центральная площадь Афин – Прим. ред.) , не замечаешь, что ты на Омонии. Ты не видишь ни автомобилей, ни людей, н и ч е г о. Ты внутри себя с человеком, которого любишь. Ты живёшь, ты радуешься, ты вдохновляешься. Разве это не реальность? Представьте, что лицо, которое ты любишь – Христос. Христос в сознании твоём, Христос в твоём сердце, Христос во всей твоей сущности, Христос везде”. Кроме того, он уверяет, что всё это не пустые теории, а его собственный опыт и видение мира: “Этим я и занимаюсь. Я пытаюсь найти средства полюбить Христа. Такой любовью невозможно насытиться. Насколько возрастает твоя любовь ко Христу, насколько кажется тебе, что этого мало, настолько тебе хочется полюбить Его ещё больше! Не осознавая происходящего, ты будешь подниматься всё выше и выше!”

Учение старца о духовной жизни, основанной на любви, остаются для нас насущными и побудительными. В другом контексте он подчеркивает, что духовная жизнь, это “любовь, волнение, безумие, Божественная тоска. Это всё есть в каждом из нас. Наша душа требует их приобретения. Для многих, однако, религия является борьбой, мукой и беспокойством. Поэтому многих религиозных людей считают несчастными, потому что видят, как они далеки от счастья…” Здесь, конечно, старец говорит о некоторой патологии, которая может появиться в отношениях человека с Богом, о ситуации, к сожалению, очень часто встречающейся у так называемых «религиозных» людей.

Понимание Христа как основы внутреннего мира верующего, необходимость горячей любви к Нему – главные моменты не только в учении старца Порфирия, они были и большим достижением его жизни. Он прожил полноту этих отношений и призывает и нас настроиться на ту же частоту: “Постоянно смотрите вверх, ко Христу, чтобы приблизиться к Нему, вы можете работать со Христом, жить с Христом, дышать со Христом, болеть со Христом, радоваться со Христом. Пусть будет для вас Христос всем. Ваша душа пусть просит, кричит, взывая к Нему: «О, Жених мой, желанный…” Христос есть Жених, Отец, Он – всё. Нет на свете ничего возвышеннее, чем любить Христа. Всё, чего мы хотим, – во Христе. Христос есть всё. Вся радость, все радости, райская жизнь. Всё великое у нас есть, когда внутри нас Христос. Душа, которая влюблена в Христа, всегда весела и счастлива, каких бы трудов и жертв это не стоило”.

Для достижения любви к Богу необходимым условием является любовь к ближнему. Таким образом, мы становимся одним целым со Христом и признаём Его как Отца нашего и главу Церкви. “Любовь к своему брату воспитывает любовь к Богу. Мы будем счастливы, когда полюбим втайне всех людей. Мы почувствуем тогда, что всё и вся вокруг нас любят. Никто не может прийти к Богу, если проходит мимо людей». Эта любовь распространяется и на тех, о которых мы думаем, что они идут не по правильному пути, потому что не от нравственности зависит любовь к нашим ближним. Кроме того, наши попытки исправить кого-то “являются своего рода проекцией себя. На самом деле, мы хотим, чтобы мы стали хорошими, и из-за того что мы не можем стать такими, мы требуем этого от других, иногда даже настаиваем на этом. Хотя всё можно исправить через молитву, мы часто становимся раздражительными и начинаем переживать, а затем и осуждать. “Моралист”, который засел в нас, когда видит кого-то неправильного, начинает протестовать, в то время как в большинстве случаев он-то поступает так же. Но он обижается не на себя, а на другого. А этого Бог не хочет”.

Такое отношение старца продиктовано не какой-либо моральной психологией, а глубокой церковностью, ведь всё это существует в реальной церковной жизни. Отец Порфирий подчеркивает, что Христос явится среди нас в единстве и любви, в Его Церкви. Для всех нас важно то, чтобы войдя в церковь, мы объединились с нашими ближними, принимая и их радости, и их горести. В церкви мы молимся за всех, страдаем во спасение всех и становимся единым целым с несчастными, больными и грешниками. Никто не должен желать спасения только для себя, без того, чтобы просить о спасении ближних. Когда мы отделяем себя от других, мы перестаём быть христианами. Напротив, мы становимся истинными христианами, когда мы глубоко чувствуем, что мы являемся членами мистического Тела Христова, то есть, когда мы живем в единстве в Его Церкви. Это показывает истинное значение Церкви.

Также старец Порфирий учит нас, что всё, что мы делаем в духовной жизни, должно быть сделано из любви и без задних мыслей. Каждый поклон, любые усилия имеют значение, когда сделаны без каких-либо расчетов – не выиграть что-то, даже если это рай, а из чистой любви к Христу. Таким образом, любовь дает смысл всему, это путь страданий, который делает истинного христианина поэтом. “Тот, кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом. Вот в чём дело! Ты должен страдать. Любить и страдать. Страдать ради того, кого любишь. Любовь заставляет трудиться для блага любимого. Она бежит, не спит, кровоточит, чтобы встретиться с любимым. Она жертвует всем, не считая ничего, ни угроз, ни трудностей. Любовь ко Христу – другое дело, это что-то бесконечно возвышенное”. И сразу же спешит уточнить: “И когда я говорю о любви, я не имею в виду те качества, которые мы приобретаем на своём жизненном пути, а о сердечной любви ко Христу и ближним”.

1 . Иоанн Златоуст, О пользе смутного пророчества 2,5 , PG56 , 182

2. Григорий Палама, За святых Исихастов 1,3,43 , в Писаниях, изд П. Христу, том 1-ый, Салоники 1962, стр. 454 .

3. Книга была впервые опубликована в марте 2003 монастырём Хрисопиги (Золотой источник) в городе Ханья на Крите. Сегодня вышло её 7-е издание, в то время как книга переведена и распространяется на английском, арабском, румынском, русском, немецком, болгарском, итальянском и других языках. Сноски в статье относятся к этой книге.

4. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 379 .

5. Там же, стр. 462 .

6. Там же, стр. 219 .

7. Кол. 3,3 .

8 . Житие и Слова, стр. 238 .

9. Там же, стр. 260 .

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы