Про деток, от рождения до школы

Классицизм - это художественный и архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XVII-XIX вв. Этот же термин служил названием для эстетического направления. Созданные в этот период объекты были призваны служить образцом идеального, «правильного» стиля.

Классицизм опирается на идеи рационализма и придерживается определённых канонов, потому практически всем реализованным в эпоху классицизма проектам присущи стройность и логичность.

Классицизм в архитектуре

Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался общественной критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, избыток декоративных элементов. Одновременно с этим европейское общество все чаще стало обращаться к идеям просвещения, что выразилось во всех аспектах деятельности, в том числе в архитектуре. Внимание архитекторов привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной архитектуры, прежде всего греческой. Фактически классицизм стал закономерным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.

Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к простоте, строгости, и в то же время к гармонии и совершенству – именно поэтому средневековые мастера часто обращались к монументальным античным архитектурным формам. Для классической архитектуры характерны регулярность планировки и четкость форм. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы.

Эстетика классицизма была благоприятна для создания масштабных проектов в рамках целых городов. В России многие города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма.

Тектоника стен и сводов по-прежнему оказывали влияние на характер архитектуры. В период классицизма своды стали более плоскими, появился портик. Что касается стен, то они стали разделяться карнизами и пилястрами. В классицистической композиции, вслед за композицией античности, преобладает симметрия. Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы.

С классицизмом связаны наиболее масштабные проекты конца XVIII и первой половины XIX в.: появляются новые города, парки, курорты.

В 20-е годы XIX века наравне с классицизмом был популярен стиль эклектика, который в тот период имел романтический окрас. Кроме того, классицизм разбавлялся элементами ренессанса и (боз-ар).

Развитие классицизма в мире

Классицизм возник и развивался под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Ключевыми идеями стали идеи патриотизма и гражданственности, а также идея ценности человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального государственного устройства и гармоничных отношений человека с природой. Античность воспринимается как свободная эпоха, когда личность развивалась духовно и физически. С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Культурные памятники также стали образцом для подражания.

Можно выделить три этапа развития классицизма в мире:

  • Ранний классицизм (1760-е - начало 1780-х).
  • Строгий классицизм (середина 1780-х - 1790-е).
  • Ампир.

Эти периоды действительны как для Европы, так и для России, однако русский классицизм можно считать отдельным архитектурным течением. Фактически он, как и европейский классицизм, стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Параллельно с классицизмом существовали и другие архитектурные (и культурные) течения: рококо, псевдоготика, сентиментализм.

Началось всё с воцарения Екатерины Великой. Классицизм гармонично вписывался в рамки укрепления культа государственности, когда провозглашался приоритет общественного долга над личным чувством. Чуть позже в теории классицизма нашли отражение идеи Просвещения, так что «сословный классицизм» XVII века трансформировался в «просветительский классицизм». В результате появились архитектурные ансамбли в центрах городов России, в частности Санкт-Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля.

Особенности классицизма

Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности. Преобладают монументальные конструкции прямоугольных форм.

Другой особенностью и основополагающей задачей было подражание природе, гармоничной и в то же время современной. Красота понималась как нечто, рождённое природой и в то же время превосходящее её. Она должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием.

Архитектура и искусство призваны способствовать развитию личности, чтобы человек стал просвещенным и цивилизованным. Чем сильней связь между различными видами искусств, тем эффективней их действие и тем проще достичь этой цели.

Преобладающие цвета: белый, голубой, а также насыщенные оттенки зеленого, розового, пурпурного.

Вслед за античной архитектурой классицизм использует строгие линии, плавный рисунок; элементы повторяющиеся и гармоничные, а формы четкие и геометричные. Основные украшения – барельефы в медальонах, статуи на крышах, ротонды. Нередко в экстерьере присутствовали античные орнаменты. В целом декор сдержанный, без излишеств.

Представители классицизма

Классицизм стал одним из наиболее распространённых во всём мире стилей. На протяжении всего периода его существования появилось множество талантливых мастеров, и было создано большое количество проектов.

Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци.

В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло – он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.

В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.

В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.

Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию.

В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.

В России особое мастерство проявили , Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

Классицизм в интерьере

Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.

Мебель эпохи классицизма изготавливалась из ценных пород дерева, большое значение приобрела фактура, которая стала выполнять декоративную функцию. В качестве отделки часто использовались деревянные резные вставки. В целом декор стал более сдержанным, но более качественным и дорогостоящим.

Формы предметов упрощаются, линии становятся прямыми. В частности, происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.

Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах, так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки - тогда этот способ декорирования произведет больший эффект.

Для подобного интерьера могут также подойти ткани – как правило, это яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Примеры архитектуры

Рассмотрим наиболее значимые работы архитекторов XVIII века – на этот период приходится пик расцвета классицизма как архитектурного течения.

Во Франции эпохи Классицизма строились различные общественные заведения, среди которых были деловые постройки, театры, торговые здания. Крупнейшее строение тех времён - Пантеон в Париже, созданный Жаком-Жерменом Суфло. Изначально проект был задуман как церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, однако в 1791 г. она была превращена в Пантеон - место погребения великих людей Франции. Он стал примером архитектуры в духе классицизма. Пантеон представляет собой крестообразное здание с грандиозным куполом и барабаном, окруженным колоннами. Главный фасад украшен портиком с фронтоном. Части здания чётко разграничены, можно заметить переход от более тяжёлых форм к более лёгким. В интерьере преобладают четкие горизонтальные и вертикальные линии; колонны поддерживают систему арок и сводов и в то же время создают перспективу интерьера.

Пантеон стал памятником просвещению, разуму и гражданственности. Таким образом, Пантеон стал не только архитектурным, но и идейным воплощением эпохи классицизма.

18 век стал периодом расцвета архитектуры Англии. Одним из наиболее влиятельных английских архитекторов того времени был Кристофер Рен. В его работах сочетались функциональность и эстетика. Он предложил собственный план перестройки деловой части Лондона, когда случился пожар 1666 года; собор Святого Павла также стал одним из наиболее грандиозных его проектов, работа над которым продолжалась около 50 лет.

Собор св.Павла расположен в Сити – деловой части Лондона – в одном из самых старых районов, и представляет собой крупнейший протестантский храм. Он имеет удлиненную форму, как у латинского креста, однако главная ось расположена аналогично осям в православных храмах. Английское духовенство настояло на том, чтобы в основе здания лежала конструкция, типичная для средневековых церквей Англии. Сам Рен хотел создать строение, более близкое к формам итальянского Возрождения.

Главная достопримечательность собора – это деревянный купол, покрытый свинцом. Нижняя его часть окружена 32 коринфскими колоннами (высота – 6 метров). Наверху купола располагается фонарь, увенчанный шаром и крестом.

Портик, расположенный на западном фасаде, имеет высоту 30 метров и делится на два яруса с колоннами: шесть пар колонн в нижнем и четыре пары – в верхнем. На барельефе можно видеть статуи апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. По бокам портика расположены две башни-колокольни: в левой башне – 12, а в правой находится «Большой Пол» - главный колокол Англии (его вес составляет 16 тонн) и часы (диаметр циферблата - 15 метров). У главного входа в собор стоит памятник Анне, английской королеве предыдущей эпохи. У её ног можно видеть аллегорические фигуры Англии, Ирландии, Франции и Америки. Боковые двери находятся в окружении пяти колонн (которые изначально не являлись частью плана архитектора).

Масштабность собора является ещё одной отличительной чертой: его длина - почти 180 метров, высота от пола до купола внутри здания - 68 метров, а высота собора с крестом - 120 метров.

До сих пор сохранились ажурные решетки работы Жана Тижу, выполненные из кованого железа (конец XVII века) и резные деревянные скамьи в хоре, которые считаются самым ценным украшением собора.

Что касается мастеров Италии, то одним из них стал скульптор Антонио Канова. Свои первые работы он выполнял в стиле рококо. Затем он стал изучать античное творчество и постепенно стал сторонником классицизма. Дебютная работа получила название Тезей и Минотавр. Следующей работой стало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизм в скульптуре. В более поздних работах мастера можно наблюдать не только ориентацию на античность, но и поиск красоты и гармонии с природой, идеальных форм. Канова активно заимствовал мифологические сюжеты, создавая портреты и надгробия. В числе наиболее известных его произведений можно отметить статую Персей, несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона, надгробия пап Климента XIII и Климента XIV. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии святого Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо.

В России эпохи классицизма творили многие талантливые архитекторы – как русские, так и приезжавшие из-за рубежа. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них итальянцы Джакомо Кваренги и Антонио Ринальди, француз Валлен-Деламот и шотландец Чарльз Камерон. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. По проектам Чарльза Камерона были построены "Агатовые комнаты", "Холодные бани" и "Камеронова галерея" в Царском селе. Он предложил ряд решений интерьеров, в которых использовал искусственный мрамор, стекло с фольгой, фаянс, подудрагоценные камни. Одна из наиболее знаменитых его работ – дворец и парк в Павловске – стал попыткой соединения гармонии природы с гармонией творчества. Главный фасад дворца украшен галереями, колоннами, лоджией и куполом в центре. При этом английский парк начинается с организованной придворцовой части с аллеями, дорожками и скульптурами и постепенно переходит в лес.

Если в начале нового архитектурного периода пока ещё не знакомый стиль представляли преимущественно иностранные мастера, то уже к середине века появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие. В работах прослеживается баланс классических западных форм и слияния с природой. В России классицизм прошел несколько этапов развития; его расцвет пришёлся на период правления Екатерины II, которая поддерживала идеи французского Просвещения.

Академия художеств возрождает традицию обучения своих лучших учеников за границей. Благодаря этому появилась возможность не только освоить традиции архитектурной классики, но и представить русских архитекторов зарубежным коллегам как равных партнеров.

Это стало большим шагом вперед в области организации систематического архитектурного образования. Баженов получил возможность создать сооружения Царицына, а также Пашков дом, который до сих пор считается одним из красивейших зданий Москвы. Рациональное композиционное решение сочетается с изысканными деталями. Здание стоит на вершине холма, его фасад обращён к Кремлю и набережной.

Санкт-Петербург являлся более благодатной почвой для зарождения новых архитектурных идей, задач и принципов. В начале 19 века Захаров, Воронихин и Тома де Томон воплотили в жизнь ряд значимых проектов. Самой знаменитой постройкой Андрея Воронихина является Казанский собор, который некоторые называют копией собора Святого Петра в Риме, однако по своему плану и композиции он является оригинальным произведением.

Другим организующим центром Петербурга стало Адмиралтейство архитектора Адриана Захарова. К нему стремятся главные проспекты города, а шпиль становится одним из важнейших вертикальных ориентиров. Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации, избежав монотонности и повторов. Здание Биржи, которое Тома де Томон построил на стрелке Васильевского острова, может считаться решением сложной задачи – сохранения оформления стрелки Васильевского острова, и при этом сочетается с ансамблями предшествующих эпох.

А) Перед Вами 10 изображений надгробий, часть из которых была создана в эпоху античности, а остальные – в эпоху классицизма в России, когда мастера во многом ориентировались на античные образцы. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (античность или классицизм) он относится.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 10 баллов.

Б) Сформулируйте, какие черты объединяют памятники русского классицизма и античности. Определите, что характерно только для надгробий классицизма.

Критерии оценки рассуждения

  1. Логика и связность рассуждения 4 балла
  2. Наличие тонких наблюдений, выявляющих существенные смыслы 4 балла
  3. Корректное использование понятийного аппарата и терминов 2 балла

Всего за часть Б – максимум 10 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.

Задание 2 «Гораций».

Перед Вами фрагмент текста трагедии Пьера Корнеля «Гораций» (1639) и картина Жака-Луи Давида «Клятва братьев Горациев» (1784).

В основе сюжета обоих произведений лежит рассказ римского историка Тита Ливия о раннем периоде римской истории. Трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга ‒ братьями Куриациями. При этом Сабина, жена одного из братьев Горациев, родилась в Альбе, а Камилла, младшая сестра братьев Горациев, была помолвлена с одним из братьев Куриациев. В результате жестокого и долгого поединка хитростью победил младший брат из рода Горациев, и так Рим окончательно возвысился над Альба-Лонгой, а постепенно и над всеми остальными италийскими городами.

Сравните, как изображён один и тот же сюжет в тексте Корнеля и на картине Давида.

На какие детали обращают внимание читателя/зрителя авторы? Как выглядят пространство и место действия? Какую роль в восприятии изображения играют цвет и колорит? Как построена композиция?

В чём сходство и в чём различие трактовки этой сцены в тексте трагедии и на картине?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (100‒120 слов 1 ) на тему «История братьев Горациев у Корнеля и на картине Давида».

1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ «ГОРАЦИЙ»

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ

(перевод Н. Рыковой)

Гораций, Сабина, Куриаций, Камилла

Куриаций
О боги, для чего Сабина с ним? Увы!
Невесте помогать сестру прислали вы,
Чтоб жалобы её мой дух поколебали
И победить она могла в своей печали?

Сабина
Нет, брат мой, у тебя не стану на пути ‒
Хочу тебя обнять, сказав тебе «прости».
Ты ‒ крови доблестной, и верь в неё спокойно;
Ты не свершишь того, что храбрых недостойно.
Когда бы дрогнуть мог теперь один из вас, ‒
Я от супруга бы, от брата отреклась.
Но мужа славного, но брата дорогого
Лишь об одном просить и умолять готова:
Хочу я, чтоб не стал преступным этот бой,
Чтоб эта честь была и чистой и святой,
Чтобы её пятнать не смело преступленье,
И вы врагами стать могли без сожаленья.
Лишь я виновница священных ваших уз.
Когда исчезну я, исчезнет ваш союз.
Как повелела честь, прервётся связь меж вами.
И, чтобы ненависть вас сделала врагами,
Пусть горький мой конец сегодня всё решит:
Того желает Рим, и Альба так велит.
Один меня убьёт, другой, возжаждав мести,
Во гневе праведном придёт на подвиг чести,
И меч поднимет он, оправданный вполне
Иль местью за сестру, иль скорбью о жене.
Но что я говорю! И так вы слишком правы: ‒
Не должно замутнять высокой вашей славы.
Всю душу отдали вы родине своей.
Чем крепче ваша связь, тем с нею вы щедрей.
На алтаре страны заклать вам должно брата,
Не медлите, завет осуществляйте свято:
Сперва в его сестру вонзите острый меч,
Сперва его жену заставьте мёртвой лечь, ‒
Начните же с меня, когда своей отчизне
Столь дорогие мне вы отдаете жизни.
В бою назначенном тебе противник ‒ Рим,
Ты ‒ Альбе смертный враг, а я обоим им!
Иль вы желаете, бездушны и суровы,
Чтоб я увидела, как тот венок лавровый,
Что принесёт герой сестре или жене,
Дымится кровию, родной и близкой мне?
Как должное воздать и жертве и герою,
Быть нежною женой и любящей сестрою,
Живому радуясь, над умершим тужить?
Решенье лишь одно: нельзя Сабине жить.
Я смерть должна принять, чтоб не изведать муки:
Сама себя убью, коль слабы ваши руки,
Жестокие сердца! Что удержало вас?
Я своего добьюсь потом, коль не сейчас.
Едва сойдётесь вы с подъятыми мечами,
Возжаждав гибели, я брошусь между вами.
Чтоб одного из вас упала голова,
Сабину поразить придётся вам сперва.

Гораций
Жена!

Куриаций
Сестра!

Камилла
Смелей! Они должны смягчиться!

Сабина
Как! Вы вздыхаете? Бледнеют ваши лица?
Что испугало вас? И это ‒ храбрецы,
Враждебных городов отважные бойцы?

Гораций
Что я свершил, жена? Какие оскорбленья
Заставили тебя искать такого мщенья?
Чем провинился я! Кто право дал тебе
Мой дух испытывать в мучительной борьбе?
Ты удивить его и восхитить сумела;
Но дай мне завершить моё святое дело.
Ты мужа превзошла; но, если он любим
Женою доблестной, не торжествуй над ним.
Уйди, я не хочу победы слишком спорной,
Что защищаюсь я ‒ и то уже позорно.
Позволь мне умереть, как повелела честь.

Сабина
Не бойся, у тебя теперь защитник есть.

ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ

Старый Гораций, Гораций, Куриаций, Сабина, Камилла

Старый Гораций
Как, дети? Чувства здесь возобладали властно,
И время подле жён вы тратите напрасно?
Готовясь кровь пролить, слезами смущены?
Нет, жён рыдающих оставить вы должны.
Вас жалобы смягчат и, нежностью лукавой
Лишивши мужества, толкнут на путь неправый.
Лишь бегство победит противников таких.

Сабина
Тебе они верны: не бойся же за них,
Как ни страдали здесь Камилла и Сабина,
Ты можешь чести ждать от зятя и от сына;
И если ропот наш отважных мог смягчить,
Сумеешь, верно, ты в них доблесть укрепить.
Не будем проливать напрасных слёз, Камилла,
Пред этой твёрдостью ничтожна наша сила ‒
Лишь в безнадёжности покой мы обретём.
Сражайтесь, хищники! От скорби мы умрём.

ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ

Старый Гораций, Гораций, Куриаций

Гораций
Отец, не уступай неистовству такому
И жён, молю тебя, не выпускай из дому.
Слезами, воплями их горькая любовь
Да не смущает нас, когда польётся кровь.
Так наша связь тесна, что можно без сомненья
В постыдном сговоре нам бросить обвиненье;
Но дорого бы честь избранья обошлась,
Когда бы в низости подозревали нас.

Старый Гораций
Всё сделаю, мой сын. Ступайте к братьям, дети,
И знайте: есть у вас один лишь долг на свете.

Куриаций
Как я с тобой прощусь и что могу сказать…

Старый Гораций
Не надо чувств моих отцовских пробуждать!
Мне не хватает слов тебе внушить отвагу.
Я в помыслах нетвёрд, и ощущаю влагу
На старческих глазах, и сам рыдать готов.
Боец! Исполни долг и жди суда богов.

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить ‒ они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.

Содержание статьи

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютноймонархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм .

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма.

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство , утверждает:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

Основные правила классицизма.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.

Авторы.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид , Гораций , Никомед ), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха , Ифигения , Федра , Гофолия ). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.

О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:

Коль вы прославиться в комедии хотите,

Себе в наставницы природу изберите…

Узнайте горожан, придворных изучите;

Меж них сознательно характеры ищите.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф , Скупой , Мизантроп , Жорж Данден ).

Классицизм в России.

За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков . Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир , Недоросль ), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Театральная школа классицизма.

Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры

В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.

В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина – «брать образцы из жизни».

Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров ПетербургаЕ.А.Семеновой и А.С.Яковлева .

В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума (1824).

Екатерина Юдина

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-1.jpg" alt=">Памятники русского классицизма ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-2.jpg" alt=">Классицизм как художественное направление Происхождение классицизма. Классицизм (от латинского clasicus"> Классицизм как художественное направление Происхождение классицизма. Классицизм (от латинского clasicus - образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17 -начала 19 в. Классицизм зародился и достиг своего расцвета во Франции в 17 веке: в драматургии, поэзии, живописи, архитектуре. В 1674 году Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма в других странах. Классицизм в России. В России классицизм зародился во второй четверти 18 в. Создавало его поколение европейски образованных молодых писателей, родившихся в эпоху Петровских реформ и сочувствующих им. В результате настойчивой работы было создано художественное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом, стройной системой жанров. Главное в идеологии классицизма – гражданский пафос, а художественное творчество мыслилось как строгое следование «разумным» правилам. Произведения классицистов были представлены четко противопоставленными другу «высокими» (ода, трагедия, эпическая поэма) и « низкими » (комедия, басня, сатира) жанрами. Персонажи делились строго на положительных и отрицательных героев. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной страстью. В драматических произведениях должно было соблюдаться правило трех единств – места, времени, действия. В соответствии с требованиями классицизма произошли значительные изменения в изобразительном искусстве, в первую очередь в живописи. «Высшим» жанром, достойнейшим занятием для художника считалась живопись историческая, рассказывающая о героических поступках, великих людях древности, а «низшим» являлся портрет. Влияние классицизма в архитектуре продолжается и в 19 веке. Так в первой половине 19 в. были созданы величайшие по своему значению архитектурные сооружения в Санкт – Петербурге, ставшие не только памятниками русского классицизма, но и визитной карточкой северной столицы. Такими сооружениями являются Казанский собор, здание Адмиралтейства.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-3.jpg" alt="> Характерные черты архитектуры классицизма: Ø Ориентация на лучшие достижения античной"> Характерные черты архитектуры классицизма: Ø Ориентация на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу. Ø Господство простых и ясных форм. Ø Спокойная гармония пропорций Ø Предпочтение отдается прямым линиям. Ø Простота и благородство отделки. Ø Практичность и целесообразность.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-4.jpg" alt=">Русские архитекторы классицизма Василий Иванович Баженов (1738"> Русские архитекторы классицизма Василий Иванович Баженов (1738 -1799). Русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма. Член Российской академии

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-5.jpg" alt=">Дворцовый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-6.jpg" alt="> Пашков дом. 1784 – 1788 гг. Москва. одно из самых знаменитых"> Пашков дом. 1784 – 1788 гг. Москва. одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-7.jpg" alt=">Матвей Федорович Казаков (1738- 1812) - московский "> Матвей Федорович Казаков (1738- 1812) - московский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-8.jpg" alt=">Здание Сената в Кремле. 1783 г. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-9.jpg" alt=">Петровский дворец. 1775 – 1782 гг. Москва. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-10.jpg" alt="> Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в русско-турецкой"> Дворец также называли подъездным. Выстроен он был в память о победе в русско-турецкой войне 1768 -1774 годов. Сейчас- Дом приемов Правительства Москвы

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-11.jpg" alt=">Карл Иванович Росси (1775- 1849) - российский "> Карл Иванович Росси (1775- 1849) - российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-12.jpg" alt="> Михайловский Дворец. Санкт- Петербург. 1817 -1825 гг. Сейчас- Русский музей ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-13.jpg" alt=">Александринский театр. Санкт- Петербург. 1832 г. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-14.jpg" alt="> Здание главного штаба. Санкт- Петербург 1819 -1829 гг. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-15.jpg" alt=">Анри Луи Огю ст Рика р де Монферра н (1786-"> Анри Луи Огю ст Рика р де Монферра н (1786- 1858) - архитектор. На русский манер называли Августович Монферран и Август Антонович Монферран.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-16.jpg" alt=">Александровская колонна. Санкт- Петербург. Дворцовая площадь. 1834 г. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-17.jpg" alt="> Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу)."> Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу). На барельефе - две крылатые женские фигуры держат доску с надписью: « Александру I благодарная Россия» , под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов - фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-18.jpg" alt="> Ангел на Александровской колонне. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-19.jpg" alt=">Классицизм петербургской архитектуры ¬А. Н. Воронихин. Казанский собор. ¬А. Д. Захаров. Здание Адмиралтейства. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-20.jpg" alt="> А. Н. Воронихин. Казанский собор Особенно возросло"> А. Н. Воронихин. Казанский собор Особенно возросло значение собора после Отечественной войны 1812 года. Торжественная архитектура здания оказалась созвучной пафосу победы над врагом. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию М. И. Кутузов, который здесь же и похоронен. Около его гробницы висят ключи от неприятельских городов, взятых под командованием полководца. Органично Казанский собор по требованию Павла 1 должен был и вписываются в ансамбль площади размером и внешним видом напоминать собор святого Павла в и собора памятники М. И. Кутузову Риме. Это и обусловило наличие колоннады, отдаленно и М. Б. Барклаю де Толли. напоминающей колоннаду римского прототипа. Казанский собор обладает Андрей Никифорович Воронихин, архитектор собора, дает простотой и ясностью колоннаде характер полуокружности. Колоннады не пропорций, соразмерностью форм изолированы, а раскрывают пространство площади, дают и сдержанностью выражения, что главному проспекту города расшириться, разлиться. делает его одним из своеобразнейших архитектурных Собор имеет в плане форму вытянутого с запада на восток классицистических сооружений. «латинского креста» , увенчан куполом.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-21.jpg" alt=">А. Д. Захаров. Здание Адмиралтейства Архитектору Андрею Дмитриевичу Захарову предстояло воссоздать здание протяжением"> А. Д. Захаров. Здание Адмиралтейства Архитектору Андрею Дмитриевичу Захарову предстояло воссоздать здание протяжением в 400 метров, сохранив при этом его соразмерность и связанность с городом. Захаров использует принцип соподчинения частей. Архитектор применяет трехъярусную композицию. Тяжелое и устойчивое основание с аркой –первый ярус, из которого вырастает легкая ионическая колоннада, несущая антаблемент со скульптурами – второй ярус. Над колоннадой возвышается стена с куполом третьего яруса, увенчанного 72 – метровым золоченым шпилем с парусным кораблем на острие. Архитекторская находка А. Захарова заключалась в дерзком и слитном единстве классических форм здания, завершающегося башней со шпилем, имеющего совсем иной характер. Мощная золотая горизонталь. образуя световое пятно, всего лишь утверждает идеальный организующий центр. 28 скульптур Адмиралтейства не выглядят как нечто привнесенное. Адмиралтейство обросло скульптурой так же естественно, как дерево обрастает листвой. Архитекторская смелость зодчего, кристаллическая строгость форм, величавая красота – все это придает зданию необыкновенную выразительность архитектурного образа.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-22.jpg" alt=">Классицизм в русской живописи 18 в. ¬ Исторический жанр А. П. Лосенко. "> Классицизм в русской живописи 18 в. ¬ Исторический жанр А. П. Лосенко. Владимир и Рогнеда. ¬ Портретная живопись Ф. С. Рокотова. Портрет Струйской. ¬ Портретная живопись Д. Г. Левицкого. 1. Портрет П. А. Демидова. 2. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 3. Портреты смолянок.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-23.jpg" alt=">Владимир и Рогнеда. В 1770 году А. П. Лосенко впервые обращается к"> Владимир и Рогнеда. В 1770 году А. П. Лосенко впервые обращается к древней истории Отечества в русском искусстве, написав картину «Владимир и Рогнеда» . В основе сюжета - сватовство новгородского князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде, которое было ею отвергнуто. Лосенко создает классицистическую композицию, построенную на единстве трех планов, цветов, иерархии действующих лиц. Главные герои, Владимир и Рогнеда, изображаются в духе театрального классицизма. Они общаются языком жестов, лица озарены патетическими чувствами. Дополнительные персонажи сопереживают происходящему и передают определенные эмоции. Служанка на первом плане – это сама совесть, она с укором смотрит на Владимира и Рогнеду. За спиной Рогнеды – фигура плачущей служанки, это – горе, оплакивающее убитых полоцких граждан. За спиной Владимира – его воеводы, принимающие сторону князя. Это одно из первых исторических обращений к русской теме, возникшее на подъеме национального самосознания интелллегенции. Хотя, по словам А. Бенуа, «через все просвечивала безличная мертвечина гипсового класса» .

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-24.jpg" alt=">Портрет Струйской Герои портретов Ф. С. Рокотова стоят перед вечностью, глядятся"> Портрет Струйской Герои портретов Ф. С. Рокотова стоят перед вечностью, глядятся в нее. Костюм и фон едва намечены, они только аккомпанируют лицу, будто возникающему из блеклого, сумрачного фона. Женским портретам художника присуще особенное обаяние, говорят даже об особом «рокотовском типе» женской красоты. Один из самых известных портретов – портрет Струйской. Из общего золотистого сияния возникает вполоборота лицо героини. Она обернулась к живописцу, позируя ему естественно, как перед зеркалом. Лицо как бы высвечивается на общем фоне полотна. Лишь более холодные цвета выделяют его и светлый ореол вокруг головы. Глаза героини – самые темные тона внутри портрета. Они притягивают, манят, завораживают… В уголках губ затаилась едва заметная полуулыбка – полунамек. И только черный вьющийся локон спокойно ниспадает на правое плечо. Мягкий воздушный мазок, дымчатые тлеющие тона создают впечатление трепетности, загадочности живописного образа, поражающего своей поэтичностью.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-25.jpg" alt=">Портрет П. А. Демидова К 1769 году Д. Г. Левицкий выступает как"> Портрет П. А. Демидова К 1769 году Д. Г. Левицкий выступает как художник – композитор, умеющий писать програм м ный портрет, составленный как текст о социальном и имущественном положении портретируемого. Хотя на портрете изображается одно лицо, в композиции он рассказывает целую историю, связанную с окружением фигуры. Вот известный богач П. Демидов, изображенный в полный рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры в пышных складках алого одеяния. Только это складки не мантии, а домашнего халата. И опирается он не на саблю, а всего лишь на садовую лейку. Торжественно – снисходительный жест его руки указывает не на дым сражения, а на цветы, выращенные в знаменитой демидовской галерее. И уж совсем нет ничего величественного в его хитроватом и немолодом лице, любезном и скаредном одновременно. Художник трезво смотрит на своих героев, его интересует разнообразие характеров. Эффектность композиции, насыщенность колорита, выразительность позы и жеста не вытесняют тонкий психологизм в работах живописца.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-26.jpg" alt=">Портрет Екатерины II в виде законодательницы Вершиной портретного искусства"> Портрет Екатерины II в виде законодательницы Вершиной портретного искусства считается творчество Д. Г. Левицкого (1735 – 1822). Живописец в своих произведениях выступает мастером парадного портрета. Самым знаменитым является портрет Екатерины 2 в виде мудрой законодательницы. Левицкий изобразил ее в храме богини правосудия, сжигающей цветы мака на алтаре. Композиция картины, образ государыни, символические атрибуты разработаны в системе классицизма: на голове императрицы – лавровый венок, на груди – орден св. Владимира, у ног на книгах восседает орел – аллегорическое изображение Российского государства. Все указывает на радение императрицы о благе Отечества. Картина имела большой успех и вдохновила Г. Р. Державина на оду «Видение мурзы» .

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-27.jpg" alt=">Портреты Наиболее знаменитый цикл произведений Д. Г. Левицкого – смолянок"> Портреты Наиболее знаменитый цикл произведений Д. Г. Левицкого – смолянок «Смолянки» (серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института). Каждая девушка представлена или на фоне природы в маскарадном костюме, разыгрывающей сценку из какой – либо пасторали, или в интерьере в окружении предметов, указывающих на ее талант или увлечение. Сочность колорита голубых, розовых, зеленоватых тонов, фактура мазка сделали живописные образы Левицкого осязаемыми, жизненными. Художник – портретист сумел передать и очарование юности, и обаяние девушек, и в некоторой степени характер, и утонченную игру во взрослых дам. «Это истинный 18 век во всем его жеманстве и кокетливой простоте» , -писал о портретах смолянок А. Бенуа.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-28.jpg" alt="> Своеобразие русского классицизма В классицизме 18 -19 веков"> Своеобразие русского классицизма В классицизме 18 -19 веков русский гений проявил себя едва ли не с большей силой и блеском, чем это было в других странах Европы. Поражает спокойная, сдержанная сила классической архитектуры Петербурга конца 18 -начала 19 века. Ее своеобразие раскрывается не только во внешних формах, в цветовой гамме, синтезе со скульптурой, но и в особом чувстве ансамбля. Возведение зданий Адмиралтейства, Казанского собора, Биржи помогло связать в единый узел весь центр города, образуя ансамбль такого широкого пространственного звучания. Для русских портретистов второй половины 18 в. характерно не только внешнее сходство портрета с оригиналом, но и стремление передать внутренний мир человека, его характер. Несмотря на то, что портрет в эпоху классицизма считали жанром «низким» , именно в нем создало искусство того времени свои лучшие произведения. Творениям русского классицизма в архитектуре, живописи, литературе нет анологий. Своеобразие его состоит также в том, что в эпоху становления он соединил в себе пафос служения государству с идеями раннего европейского Просвещения

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-29.jpg" alt="> Источники информации 1. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. – М. , 1990."> Источники информации 1. Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. – М. , 1990. 2. Глинка Н. И. «Строгий, стройный вид…» . – М. , 1992. 3. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М. , 2001.

Src="https://present5.com/presentation/3/167959950_437147135.pdf-img/167959950_437147135.pdf-30.jpg" alt=">Автор презентации Малышева Ксения Владимировна ">

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм - стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 - 1799), М.Казакова (1738 - 1812), И. Старова (1748 - 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот , А. Кокоринов , построившие Академию художеств в Петербурге (1764 - 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 - 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди. 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 - 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм - дом Пашкова в Москве (1784 - 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания - на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова - сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Дом Пашкова. Москва. 1784 - 1786 гг. Арх. В. Баженов.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой , выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.

Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 - 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 - 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре - 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 - 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 - 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

Голицынская больница на Калужской улице (1796 - 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворе ц на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм - Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 - 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

Таврический дворец.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги - представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 - 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге , новое здание Института Благородных девиц .

- Смольный институт . Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.

Смольный институт.

В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками - сандриками.

Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Большой Гатчинский дворец.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 - 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея .

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

Камероновая галерея.

Другая работа Камерона - Павловский ансамбль . За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы