Про деток, от рождения до школы

План:

1)Введение

2)Рождение, смерть Уильяма Шекспира

3)Шекспировский вопрос

4)Три периода творческого пути Шекспира

5)Сонеты Шекспира

6)Драмы Шекспира

7)Драмы «Генриха IV» и «Генрих V».

8)Ромео и Джульетта

9)Заключение

10)Интернет источники

Уильям Шекспир

1)Творчество великого английского писателя Уильяма Шекспира имеет всемирное значение. Шекспировский гений дорог всему человечеству. Мир идей и образов поэта-гуманиста поистине огромен. Всемирное значение Шекспира - в реализме и народности его творчества.

2)Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в Стратфорде-он-Эйвон в семье перчаточника. Будущий драматург учился в грамматической школе, где преподавали латинский и греческий языки, а также литературу и историю. Жизнь в провинциальном городе давала возможность тесного общения с народом, от которого Шекспир усвоил английский фольклор и богатство народного языка. Какое-то время Шекспир был младшим учителем. В 1582 г. он женился на Анне Хэтевей; у него было трое детей. В 1587 г. Шекспир уехал в Лондон и вскоре стал играть на сцене, хотя большого успеха как актер не имел. С 1593 г. он работал в театре Бербеджа в качестве актера, режиссера и драматурга, а с 1599 г. стал пайщиком театра «Глобус». Пьесы Шекспира пользовались большой популярностью, хотя его имя мало кто знал в то время, ибо зритель обращал внимание прежде всего на актеров.В 1612 г. Шекспир оставил театр, перестал писать пьесы и вернулся в Стратфорд-он-Эйвон. Шекспир умер 23 апреля 1616 г. и был похоронен в родном городе.

3)Недостаточность сведений о жизни Шекспира послужила поводом для возникновения так называемого шекспировского вопроса. Начиная с XVIII в. некоторые исследователи стали высказывать мысль о том, что шекспировские пьесы были написаны не Шекспиром, а другим человеком, который хотел скрыть свое авторство и опубликовал свои произведения под именем Шекспира. Герберт Лоренс в 1772 г. заявил, что автором пьес был философ Фрэнсис Бэкон; Делия Бэкон в 1857 г. утверждала, что пьесы были написаны членами кружка Уолтера Роли, куда входил и Бэкон; Карл Блейбтрей в 1907, Дамблон в 1918, Ф. Шипулинский в 1924 г. старались доказать, что автором пьес был лорд Ретленд. Некоторые ученые приписывали авторство графу Оксфорду, графу Пембруку, графу Дерби. В нашей стране эта теория поддерживалась В.М.Фриче. И.А.Аксенов считал, что многие пьесы написаны не Шекспиром, а только редактировались им.

Теории, отрицающие авторство Шекспира, несостоятельны. Они возникли на основе недоверия к тем преданиям, которые служили источником биографии Шекспира, и на основе нежелания видеть гениальную одаренность в человеке демократического происхождения, не кончавшем университета. То, что известно о жизни Шекспира, вполне подтверждает его авторство. Философский ум, поэтическое мироощущение, обширность познаний, глубокое проникновение в морально-психологические проблемы - всем этим Шекспир обладал благодаря усиленному чтению, общению с народом, активному участию в делах своего времени, внимательному отношению к жизни.

4)Творческий путь Шекспира делится на три периода. В первый период (1591-1601) были созданы поэмы «Венера и Адонис» и «Лукреция», сонеты и почти все исторические хроники, за исключением «Генриха VIII» (1613); три трагедии: «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». Наиболее характерным для этого периода жанром явилась веселая, светлая комедия («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь»).

Второй период (1601-1608) ознаменован интересом к трагическим конфликтам и трагическим героям. Шекспир создает трагедии: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский». Комедии, написанные в этот период, уже несут на себе трагический отблеск; в комедиях «Троил и Крессида» и «Мера за меру» усиливается сатирический элемент.

К третьему периоду (1608-1612) относятся трагикомедии «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», в которых появляются фантастика и аллегоризм.

5)Вершиной английской поэзии эпохи Возрождения и важнейшей вехой в истории мировой поэзии явились сонеты Шекспира (1592-1598, опубликованы в 1699 г.). К концу XVI в. сонет стал ведущим жанром в английской поэзии. Шекспировские сонеты по своей философской глубине, лирической силе, драматизму чувства и музыкальности занимают выдающееся место в развитии искусства сонета того времени.

Сонеты Шекспира музыкальны. Весь образный строй его стихов близок музыке.

Поэтический образ у Шекспира близок также образу живописному. В словесном искусстве сонета поэт опирается на открытый художниками Ренессанса закон перспективы. 24-й сонет начинается словами: Мой глаз гравером стал и образ твой Запечатлел в моей груди правдиво. С тех пор служу я рамою живой, А лучшее в искусстве - перспектива.

Чувство перспективы было способом выражения динамики бытия, многомерности реальной жизни, неповторимости человеческой индивидуальности*.

6)Лучшие исторические драмы Шекспира - это две части «Генриха IV» и «Генрих V». Болингброк, ставший королем Генрихом IV, вступает в конфликт с феодалами. Главными его противниками оказываются бароны из рода Перси. Поднимая мятеж против короля, феодалы действуют несогласованно, своекорыстные интересы мешают им объединиться. В результате такой разобщенности во время мятежа трагически погибает храбрый Генри Перси, прозванный Хотспером («Горячая шпора»). И в этой хронике Шекспир показывает неизбежность поражения феодалов в столкновении с королевской властью. Тем не менее рыцарь Хотспер обрисован в положительных тонах. Он вызывает симпатии верностью идеалу воинской чести, мужеством и бесстрашием. Шекспира привлекают нравственные качества смелого рыцаря. Но он не приемлет Хотспера как личность, выражающую интересы феодалов и связанную с силами, уходящими в прошлое. Хотспер действует как противник Генриха IV, принца Гарри и Фальстафа, и он явно уступает этим героям, представляющим новые, развивающиеся силы общества. В пьесе отображается объективная закономерность времени: трагическая гибель феодалов и постепенное утверждение новой силы - абсолютизма.

7)Король Генрих IV, оказавшись на троне благодаря умелым дипломатическим действиям, со временем утрачивает активность и, так же как и его предшественники, оказывается в состоянии нравственного кризиса. Генрих IV озабочен тем, что он не сумел избавить страну от братоубийственных войн. Незадолго до смерти больной Генрих IV, отойдя от былой подозрительности и скрытности, в разговоре с сыном прямо высказывает свою тревогу за судьбу Англии, давая принцу Гарри советы, касающиеся государственных дел. Генрих IV не мог довести борьбу против феодалов до конца потому, что он и сам всегда действовал как феодал и к власти пришел как феодал, узурпировав престол.

Важнейшую роль в сюжете обеих частей «Генриха IV» играет образ принца Гарри, будущего короля Генриха V. В соответствии с легендой, бытовавшей в эпоху Возрождения, Шекспир представил принца Гарри как беспутного малого, предающегося веселью и забавным приключениям в обществе Фальстрафа. Но несмотря на беспутство, принц Гарри человек нравственно чистый. Хотя в действительности принц Гарри был жестоким авантюристом, Шекспир представил его прекрасным юношей. Идеализация принца вызвана верой Шекспира в прогрессивность абсолютной монархии, объединяющей нацию.

8)В «Ромео и Джульетте» ощутима связь с комедиями Шекспира. Близость к комедиям сказывается в ведущей роли темы любви, в комическом характере кормилицы, в остроумии Меркуцио, в фарсе со слугами, в карнавальной атмосфере бала в доме Капулетти, в светлом, оптимистическом колорите всей пьесы. Однако в развитии главной темы - любви юных героев - Шекспир обращается к трагическому. Трагическое начало выступает в пьесе в форме конфликта общественных сил, а не как драма внутренней, душевной борьбы.

Причиной трагической гибели Ромео и Джульетты являются родовая вражда семейств Монтекки и Капулетти и феодальная мораль. Распря между семьями уносит жизнь и других молодых людей -Тибальта и Меркуцио. Последний перед смертью осуждает эту распрю: «Чума на оба ваши дома». Вражду не могли остановить ни герцог, ни горожане. И только после гибели Ромео и Джульетты наступает примирение враждующих Монтекки и Капулетти.

Высокое и светлое чувство влюбленных знаменует собой пробуждение новых сил в обществе на заре новой эры. Но столкновение старой и новой морали неизбежно приводит героев к трагическому концу. Завершается трагедия нравственным утверждением жизнелюбия прекрасных человеческих чувств. Трагизм «Ромео и Джульетты» лиричен, он пронизан поэзией юности, возвеличением благородства души и всепобеждающей силы любви. Лирическим трагизмом овеяны и финальные слова пьесы:

Но нет печальней повести на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте.

(Пер. Т. Щепкиной-Куперник)

В характерах трагедии раскрывается душевная красота человека эпохи Ренессанса. Юный Ромео -свободная личность. Он уже отошел от своей патриархальной семьи и не связан феодальной моралью. Ромео находит радость в общении с друзьями: его лучший друг - благородный и смелый Меркуцио. Любовь к Джульетте осветила жизнь Ромео, сделала его мужественным и сильным человеком. В стремительном взлете чувств, в естественном порыве юной страсти наступает расцвет человеческой личности. В своей любви, полной победной радости и предчувствия беды, Ромео выступает как натура деятельная и энергичная. С каким мужеством переносит он горе, вызванное сообщением о смерти Джульетты! Сколько решимости и доблести в осознании того, что жизнь без Джульетты для него невозможна!

Для Джульетты любовь стала подвигом. Она героически борется против домостроевской морали своего отца и бросает вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, Джульетта отвергает жестокие условности общественных традиций. Уважение и любовь к человеку для нее важнее всех освященных традицией правил. Джульетта говорит:

Одно ведь имя лишь твое - мне враг,

А ты - ведь это ты, а не Монтекки.

В любви раскрывается прекрасная душа героини. Джульетта пленительна искренностью и нежностью, пылкостью и преданностью. В любви к Ромео вся ее жизнь. После гибели любимого для нее не может быть жизни, и она мужественно выбирает смерть.

В системе образов трагедии важное место занимает монах Лоренцо. Брат Лоренцо далек от религиозного фанатизма. Это ученый-гуманист, он сочувствует новым веяниям и возникающим в обществе свободолюбивым стремлениям. Так, он помогает, чем может, Ромео и Джульетте, которые вынуждены скрывать свой брак. Мудрый Лоренцо понимает глубину чувств юных героев, но видит, что их любовь может привести к трагическому концу.

Высоко оценил эту трагедию Пушкин. Образы Ромео и Джульетты он назвал «очаровательными созданиями шекспировской грации», а Меркуцио - «изысканным, привязчивым, благородным», «замечательнейшим лицом изо всей трагедии». В целом Пушкин так отозвался об этой трагедии: «В ней отразилась Италия, современная поэту, с ее климатом, страстями, праздниками, негой, сонетами, с ее роскошным языком, исполненным блеска и concetti».

9)Шекспир запечатлел в своих творениях переломный характер эпохи, драматическую борьбу между старым и новым. В его произведениях отразилось движение истории в ее трагических противоречиях. Трагедия Шекспира опирается на сюжетный материал истории и легенды, в которых отражено героическое состояние мира. Но на этом легендарном и историческом материале Шекспир выдвигал острые современные проблемы. Роль народа в жизни общества, отношения между героической личностью и народом с удивительной философской глубиной раскрыты в трагедии «Кориолан» (Coriolanus, 1608). Доблестный полководец Кориолан велик тогда, когда он представляет интересы родного Рима, интересы народа, одерживая победу в Кориоли. Народ восхищается своим героем, ценит его мужество и прямоту. Кориолан тоже любит народ, но плохо знает его жизнь. Патриархальное сознание Кориолана не способно еще охватить развивающиеся социальные противоречия в обществе; поэтому он не задумывается над бедственным положением народа, отказывается дать ему хлеб. Народ отворачивается от своего героя. В Кориолане, изгнанном из общества, оказавшемся в одиночестве, просыпается непомерная гордыня, ненависть к плебсу; это приводит его к измене отечеству. Он выступает против Рима, против своего народа и этим обрекает себя на гибель.

Народность Шекспира в том, что он жил интересами своего времени, был верен идеалам гуманизма, воплощал в своих произведениях этическое начало, черпал образы из сокровищницы народного творчества, изображал героев на широком народном фоне. В творчестве Шекспира - истоки развития драмы, лирики и романа нового времени.

Народный характер драматургии Шекспира определяется также языком. Шекспир использовал богатство разговорного языка жителей Лондона, придал словам новые оттенки, новый смысл*. Живая народная речь героев шекспировских пьес насыщена каламбурами. Образность языка в пьесах Шекспира достигается частым употреблением точных, живописных сравнений и метафор. Часто речь персонажей, преимущественно в пьесах первого периода, становится патетической, что достигается употреблением эвфуизмов. Впоследствии Шекспир выступал против эвфуистического стиля.

В пьесах Шекспира стихотворная речь (белый стих) чередуется с прозой. Трагические герои в основном говорят стихами, а комические персонажи, шуты - прозой. Но иногда проза встречается и в речи трагических героев. Стихи отличаются многообразием ритмических форм (пятистопный, шестистопный и четырехстопный ямб, переносы фраз).

Интересно, что почти в это же время в Англии, где уже состоялась национальная государственность, установилась централизованная власть, Уильям Шекспир (1564-1616), крупнейший гуманист эпохи Позднего Возрождения, художественно осмысливает противоречивость, трагичность уже сложившихся отношений "человек-общество-государство".

В шекспировских трагедиях ("Король Лир", "Макбет" и др.), явно или нет, всегда присутствует природный космос, несущий совершенно противоположную, нежели у Монтеня, смысловую нагрузку. В этом космосе отражено смутное ощущение того, что над личной жизнью, сознанием "естественного" человека высится еще какой-то всеопределяющий мир, в рамках которого герои действуют. Этот мир надличной воли есть сфера общественно-государственных связей, подчиняющих без остатка "естественного" человека нормативам государства и делающих из него "государственного человека".

Разгадка шекспировских героев в том, что их жизнь протекает в двух планах: личном ("естественной индивидуальности") и общегосударственном (социально-гражданском). Однако герои не различают этих миров: субъективность их потрясает основы мира, даже если они действуют в кругу собственных "естественных" мотивов. В противоречивом единстве индивидуального и общегосударственного скрыто "ядро" трагедий Шекспира. Например, в "Отелло" личный мир героя окутан в покровы надчеловеческих космических сил. Совершившему преступление Отелло начинает казаться, что "сейчас луна и солнце затмятся совершенно, земля от ужаса затрясется". Этот образный ряд оттеняет то безликое, общественно-государственное, что вторгается в судьбу героя.

Отелло - гениально угаданный образ человека, пребывающего в непротиворечивом (вроде бы) единстве собственной естественности и социальности, "государственности, гражданства". Отелло - " естественный " человек (это усилено тем, что он - мавр), имеющий право любить, ненавидеть, быть нежным, постоять за нанесенное личное оскорбление. Вместе с тем он наделен "набором" определенных прав, обязанностей. В душе его столкнулись нормы двух сфер жизни - и он погиб. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006, с.92

Сцена убийства Дездемоны - далеко не кульминация трагедии, как это иногда представляют в плохом театре. Трагедия - в сцене самоубийства. После выяснения того, что Дездемона невиновна, Отелло еще силен духом, чтобы жить, и требует от окружающих, чтобы ему не мешали свободно удалиться. Однако все рушится, когда Отелло слышит, что республика лишает его чести, что он пленник и лишен власти. Жить больше невозможно. Бесчестья от государства он перенести не смог. Умирает Отелло не как убийца жены (ведь он "из чести исходил"), но как человек, в защите своей личной чести потерявший честь гражданина. Пребывание в двух сферах этической жизни - источник и сила трагического в судьбе Отелло.

На закате Возрождения Шекспир показал существующий разлад между личной "естественной" и общественной жизнью. И вместе с тем показал, что разрубить внутреннюю связь между этими двумя сферами жизни одного и того же человека никому не дано - гибель неизбежна. Но как тогда жить? Человек оказывается персонажем в поисках автора.

Трагедия возрожденческого гуманизма в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса

Театр сыграл особую роль в возрождении. В XVI-XVII веке театр выполнял особую функцию. То, что давалось на театре, часто больше привлекало своей злободневностью, чем какой-то глубокомысленностью, которую ныне мы привыкли ждать от театра, той учительской ролью, которую мы связываем с именами великих драматургов. В эпоху Возрождения в центр всей драматургии была поставлена моральная философия, в рамках которой четко обозначалась линия светской этики. Впервые в литературе (и особенно в драматургии) поэт, драматург или писатель прямо осуждает своего персонажа, рассуждает о его поведении, дает ему моральные советы. Все это должно было служить определенным воспитательным целям, выполнять назидательные функции. В драматургии разрабатываются проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования, дается новая оценка труда, творчества, волевой активности человека и, конечно, выстраиваются принципы повседневной жизни.

Творчество Уильяма Шекспира впитало в себя все важнейшие излучения эпохи Возрождения - эстетические (синтезируя традиции и мотивы популярных романтических жанров, таких как ренессансная поэзия и проза, фольклор, гуманистическая и народная драма) и идеологические (Шекспир рассуждает о миропорядке, критикует защиту феодально-патриархального уклада и политическую централизацию, ставит под сомнение мотивы христианской этики, ренессансные неоплатонизм и стоицизм, идеи сенсуализма и макиавеллизма и пр.) Пинский Л. Шекспир. М.: Худож. лит., 1971. . Идеологию гуманизма вместе с идеалами народа всегда можно считать основой пьес Шекспира. Шекспир умел чутко уловить противоречивость Возрождения, отсюда - динамика и драматизм его пьес, именно поэтому они полны столкновений, конфликтов. Шекспир постиг тенденции времени и потому для него характерно динамичное отношение к действительности, что во многом определяет эволюцию его творчества.

Шекспир осознавал комические и трагические несообразности жизни, но изображал их традиционно: трагическое ужасно, комическое - это фарс. Будучи гуманистом, он верил в гармоническое разрешение жизненных противоречий. Суть пьес определяют те, кто вносит гармонию в государство, в общественные и личные отношения (Ромео и Джульетта, Виола, Генрих V). Носителей зла (Тибальда, Шейлока, Мальволио) - Шекспир оставляет в одиночестве. Безоговорочное торжество принципов гуманизма, умение растворить идеи в ситуациях и сложных образах свидетельствуют о высоком мастерстве Шекспира. Если сфера хроник - человек и государство Левидова И.М. Шекспир: Библиогр. рус. пер. и Крит. лит. на рус. яз., 1748-1962. / Отв. ред. М.П. Алексеев. - М.: М.: Книга, 1964 , то темой большинства трагедий является отношение человека и эпохи, внутренний мир человека. Социальный конфликт у Шекспира - прежде всего противоречие нравственное, семейное ("Гамлет", "Король Лир"), личное ("Отелло"). Основной темой трагедий Шекспира является человек и общество. Тема раскрывается через столкновение отдельных личностей, но конфликт охватывает всю цепь бытия: приобретая всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируется в сознание героя. Независимо от этого суть трагического гуманизма Шекспира заключается в образе главного героя. Герои трагедий - титаны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Сама грандиозность достоинств - разума (Брут, Гамлет), чувства (Ромео, Отелло), силы характера (Макбет) - влечёт героя к гибели. В финале трагедий всегда есть возврат к некоему равновесию, существовавшему вначале. Драматизируя историю, Шекспир рисует её через столкновения отдельных людей. Человек - средоточие всей драматургии Шекспира, и изображение человеческой личности во всей её многогранности, значительности и величии, сложности и динамике духовного развития - важнейшее художественное достижение Шекспира.

Франсуа Рабле - типичный человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, об этом говорит и его необычная - странническая, почти бродячая жизнь, и разнообразие занятий. Рабле - не только гуманист, но и медик, юрист, филолог, археолог, натуралист, богослов. Все эти занятия, как и все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразились в его романах. ПО форме романы мифологически-аллегорические. Великое значение книг Рабле ("Гаргантюа" и "Пантагрюэль" составляют одно нераздельное целое) заключается в соединении отрицательных и положительных сторон. Стоя на почве несомненной исторической действительности, Рабле сатирически клеймил существовавшую систему воспитания, с преобладанием в ней сухой и нелепой схоластики. Объект его критики - система гражданского права, приемы медицины, направление политики, вечные войны, с их ужасными последствиями, и победы, с их гнусными результатами, злоупотребления в судопроизводстве. Самой жесткой критике подверглась церковь в лице ее высших и низших представителей, причем он стоит вне и выше всяких партий, с одинаковой строгостью осуждая все, что находит дурного у католиков, лютеран, кальвинистов и т.д. Орудие сатиры Рабле - смех. В положительной стороне его романов на первом плане теория воспитания, в которую он вложил все, что почерпнул из своего житейского опыта и из своих научных знаний.

Главная тема произведений Мигеля де Сервантеса - человеческие свойства и человеческие отношения. Проступающие в "Назидательных новеллах" Сервантеса, они еще более глубоко выражены в "Дон Кихоте". Идея "Дон Кихота" - создать пародию на рыцарские романы. Дон-Кихот, бедный провинциальный идальго, сведенный с ума чтением рыцарских романов и решивший восстановить древний институт странствующего рыцарства, подобно героям рыцарских романов, выезжает на подвиги в честь своей воображаемой "дамы" для защиты всех обиженных и угнетенных в этом мире. "Дон Кихот" очень важен для понимания последующей литературной традиции. Разрушив старый рыцарский роман, Сервантес вместе с тем заложил фундамент для нового типа романа, что означало огромный шаг вперед в развитии художественного реализма. Здесь по-новому трактуются гуманистические идеалы Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. М.: РОССПЭН, 2007. . Подход к действительности становится разносторонним и расширяется в философскую концепцию жизни без какого-либо ущерба для конкретности и живости образов. Значительно превосходя в этом отношении существовавшие в ту пору жанры психологического, социально-сатирического и бытового романа, роман Сервантеса был вначале XVII в. явлением исключительным, значительно опередившим свою эпоху. Идеи, образы, манера повествования, общий тон и отдельные стилистические черты "Дон Кихота" находят широкий отклик в европейской литературе.

Возрождение в Германии

Гуманизм зародился в Германии в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под воздействием ее культуры. Его первые веяния проявились в пору Базельского собора...

Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков

Константин Алексеевич Коровин 1861--1939 Оба родителя хорошо его рисовали, друзьями дома были популярные в 1860-1870-х годах живописцы Л. Л. Каменев и И. М. Прянишников. Тринадцати лет вслед за старшим братом...

Истоки театрального искусства эпохи античности

Сам Аристотель в «Поэтике» обращает внимание на то, что постепенно развиваясь, трагедия приобретает самостоятельный вид, отделившись от сатировской драмы, возникая при тирании, которая способствовала её развитию...

Круг идей и противоречия эпохи Возрождения

Однако, возвеличивание индивидуальности - это только одна сторона ренессансной идеологии. Ведь гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутвержденной человеческой личности чрезвычайно остро...

Музыкально-театральные жанры

Трагедия (от нем. Tragцdie из лат. tragoedia от др. - греч. фсбгщдЯб) - жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью...

Пластическая выразительность в создании сценического образа

Сцена поединка Гамлета и Лаэрта, завершающая трагедию, дает основания для разнообразных толкований образа Гамлета, служит ключом к его пониманию. Гамлет -- философ, Гамлет -- мыслитель, Гамлет -- прозревший мститель, Гамлет, борющийся за трон...

Портретисты первой половины XIX в.

"Первая четверть XIX века ознаменовалась в искусстве созданием романтического портрета. Основная линия развития русского романтического портрета прошла в творчестве О.А. Кипренского, раннего Тропинина и раннего Венецианова"...

Постмодернизм и особенности его проявления в музыкальном искусстве

Один из самых ярких представителей постмодернизма в музыке - английский композитор М. Найман. Его музыка внешне кажется удивительно простой и вместе с тем в ней скрывается внутренняя сложность и глубина. Она отмечена сильным и выпуклым ритмом...

Религиозные мотивы в творчестве Репина

Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. Репин долгие годы был со Стасовым в тесной дружбе. В своих мемуарах он называет его "рыцарем в благороднейшем смысле слова", "рожденным для искусств"...

Сравнение экранизаций "Гамлета" в различных версиях

Творчество Моне

"Моне - Это просто глаз, но, Боже, что за глаз!" Именно так охарактеризовал великого художника, своего друга и соратника, французский импрессионист Поль Сезанн...

Творчество Федерико Феллини

феллини кино режиссер неореализм Во все годы своего развития кинематография Италии считалась одной из сильнейших в Европе. Она прошла все этапы становления и развития искусства кино, характерные также для других стран...

Творчество Шекспира

Шекспир был коренным жителем графства Варвик.Предки его обживали Варвикшир с давних пор. По всему краю прослеживаются их фамильные связи и среди простых землепашцев, и среди ремесленников, и в дворянских семействах...

Итальянский гуманизм - представляет собой сложное и многогранное историческое явление. Гуманизм тесно связан с различными сферами социально-политической и культурной жизни Италии 14-16 вв., с общественным сознанием отдельных классов и слоев...

Человек в искусстве эпохи Возрождения

В течение 15 века, в Италии сложилось мощное гуманистическое движение. Центрами Ренессансной культуры этого периода не только Флоренция, Милан, Венеция, Рим, но и Феррара, Мантуя, Урбино, Болонья. Сформировалась новая интеллигенция...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

У. Шекспир и гуманизм

Мусаев Сулейман Ахмедович, кандидат исторических наук.

[email protected]

Аннотация

В статье проанализированы гуманистические идеи, выраженные Уильямом Шекспиром образом Гамлета. Показывается, что главный герой трагедии противопоставлен остальным персонажам, в числе которых король и царедворцы. Автор считает, что драматург предрекает трагедией, каковы судьбы самого гуманизма и героев, борющихся за реализацию его идей.

Ключевые слова: гуманизм, схоластика, реальность, средневековье, идеализм.

W. Shakspear and humanity

Musayev Suleyman Akhmedovich candidate of historical sciences. Dagestan state institute of a national economy

[email protected]

The author of the article analyzes humanist ideas, expressed by

Keywords: humanism, scholasticism, reality, the Middle Ages, idealism

Вряд ли кто-либо будет оспаривать то, что «Гамлет» среди трагедий Уильяма Шекспира является самым богатым по смыслу и значимости, самым ровным по форме и совершенным во всех отношениях произведением. «"Гамлет" - этот блистательный алмаз в лучезарной короне царя драматических поэтов, увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника…» - писал великий русский критик В. Г. Белинский .

В чем же особенность этого произведения? Трагедия отражает отношение между жизненной реальностью и гуманизмом. Средневековье олицетворяет мрак и безысходность. Причина этого состояния скрывалась не в самом христианстве, а в том, что ответ на каждый вопрос, возникающий в жизни, пытались найти исключительно по готовым формулам. Она заключалась в слабости тогдашней науки и в ее неспособности дать верные ответа на злободневные вопросы, ибо все позиции в науке были заняты религиозными деятелями, смотрящими на явления жизни только с одного угла зрения, а светской науке совершенно не оставлялось места.

Религия с философской точки зрения - это теоцентризм. Методом познания в момент наивысшего достижения теоцентризма была схоластика, которая разрывает причинно-следственные связи на составные части, представляя их как две самостоятельные идеи. «Основой… является тот архитектонический идеализм, который схоластика именовала реализмом: потребность обособлять каждую идею, оформляя ее как сущность, и, объединяя одни идеи с другими в иерархические сочетания, постоянно выстраивая их них соборы и храмы, подобно тому, как это делают дети при игре в кубики», - говорит голландский ученый Й. Хейзинга .

Но с концом средневековья наступает и конец схоластики: «… умы освобождены, средневековые оковы распались, ни схоластика, ни университеты доминиканские» не способны удержать человеческую мысль . На смену схоластике приходит гуманизм, явление, тесно связанное с эпохой Ренессанса. В отличие от схоластики, в центр всех идей он ставит человека, его переживания, его судьбу. Причем речь идет не только об отдельно взятом человеке, но вообще о человеке как таковом. Основная идея трагедии «Гамлет» заключается не столько в судьбе самого Гамлета, не в судьбе остальных, менее значительных персонажей. Главной темой трагедии является человечность, честь, совесть - явления новые, только просыпающиеся в человеке, знаменующие новую эпоху, эпоху гуманизма. «Шекспировский герой стал выразителем тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения», - пишет И. Верцман . Гамлет предстает перед нами как совесть, которая была попрана власть предержащими, и только теперь внезапно пробужденная, она пытается ухватиться за колесо Фортуны, чтобы остановить слепое зло, нагрянувшее на жизнь. То, что именно совесть, человечность, составляющие ядро гуманизма, является сердцевиной трагедии, видно из слов Гамлета, который, вспоминая отца, говорит: ««He was a man, take him for all in all» («он был человек для всего во всем») . В этих словах ключ к пониманию трагедии. И не напрасно автор вложил эти слова в уста Гамлета, главного героя произведения. Трагедией великий драматург хочет показать судьбу самого гуманизма, который для Гамлета является смыслом всего его существования.

«Теории противопоставляют себя существующему и претендуют на то, чтобы самими по себе являться правильными и необходимыми», - говорит Гегель . Гамлет был студентом Виттенбергского университета, в котором в свое время учился и работал один из основателей протестантизма Мартин Лютер. В Виттенберге, говорил Ф. Гизо, «уже метафизика доискивалась до начала вещей» . Окончившего университет Гамлета мы видим молодым человеком с чистым сердцем, исполненным идеями гуманизма, желающим решать все вопросы с точки зрения человечности.

Прибыв на похороны своего отца, он оказывается выхваченным привычным для той эпохи, но совершенно чуждым ему омутом разврата. Он никак не может свыкнуться с коварством, лицемерием, переполнившим всю Данию. Он совершенно не похож на окружающих.

Еще более разительным этот контраст делает дядя Гамлета Клавдий, злодей, завладевший датским троном. Для него Гамлет - опасный соперник и враг. Отношение действующего короля к племяннику показывает то, что он замечает его только после того, как исполняет все пожелания гостей, хотя и называет его самым близким к трону человеком. Гамлету неприятно не только поведение дяди, но и легкомыслие матери, а также лицемерное пристрастие царедворцев. Так, еще до того, как стало известно об убийстве отца, он оказывается в одиночестве. Легко противостоять одному, пяти, даже десяти. Но противостоять самой жизни!..

И все же противостояние Гамлета и реальности - каким бы очевидным оно ни было, - это только внешняя сторона конфликта трагедии. Есть другая его сторона. Для того чтобы вникнуть в нее, проследим за поведением главного героя. Явлением ли призрака отца, посредством ли сна или другим каким-либо внушением, Гамлету становится известно, что отец его был убит и кто этот убийца. Поэтому он жаждет мести. Но осуществить месть он не торопится. И не потому, что чего-то боится. Мысль об испуге или трусости Гамлета следует отбросить сразу: ни разу его не останавливает мысль о своем разоблачении, мысль о том, что с ним самим что-либо случится. Он сам себя обзывает, сам себя оскорбляет, только чтобы усовестить самого себя, чтобы разозлить самого себя, чтобы толкнуть себя к действию. Вместо того чтобы один ударом убить злодея, он выискивает все новые и новые доказательства того, кто является убийцей и, снедаемый сомнениями, не решается на мщение. Даже в тот момент, когда король-дядя кается у него на глазах в своем грехе и ужасается от мысли, что Бог не примет его покаяния из-за того грех его чрезвычайно велик, Гамлет не решается убить его, оправдывая свою нерешительность тем, что нельзя убивать злодея в момент его раскаяния и откладывает месть.

Много великих деятелей - И. В. Гете, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и многие другие - старались разгадать причину слабости воли Гамлета. Мысли, высказанные ими, показывают, обладатель каких высоких идей представлен Гамлет Шекспиром.

Месть Гамлета является не только отмщением за кровь отца. Для его менталитета месть приемлема лишь как восстановление справедливости. А это невозможно сделать лишь устранением убийцы. Оно возможно только как результат победы гуманизма над слепой верой, чего нельзя достичь усилиями одного Гамлета. Именно в осознании того, что это неосуществимая мечта, кроется, в моем понимании, корень нерешительности Гамлета. По Шекспиру, гуманизм - это всего лишь теория, еще не запустившая глубокие корни в реальной действительности. Он демонстрирует, что, пока гуманизм остается только ментальным представлением, а вокруг царит дикость кровожадная, невозможно привить эти благородные идеи к жизни и реализовать их, и потому он будет оставаться утопией.

Но это не значит, что идея Гамлета стала тем, что было высказано впоследствии грибоедовским Чацким. Положить конец внутренней трагедии Гамлета всего лишь вызовом кареты невозможно. Чацкий еще чист душой. Душа же Гамлета в сплине, она опутана противоречиями. Ведь она не выражается одной лишь идеей мести. Таким поверхностным объяснением проблему невозможно истолковать, потому что большая часть жертв («гора трупов» ) в трагедии - это последствия действий главного героя. Конечно, есть среди них и случайные жертвы. Но цепь случайностей по большей части - это плохо прикрытая закономерность.

Хотя Гамлет прибыл из Виттенберга, подобно Чацкому, прибывшему из-за границы, он не является надуманным и случайно появившимся героем. Каким бы справедливым правителем ни был его отец, интриги и коварства всегда были атрибутами придворной жизни. И хотя наш принц не запачкан участием в них, они не могли быть для нашего проницательного героя секретом ни в детстве, ни в юности. Если Гамлет в момент размышлений, рефлексирования удивительно мудр, основателен, терпелив, то в минуты порывов, в экстремальных ситуациях он становится подобным извержению вулкана - некая темная страсть пробуждается в нем. Ведь ничто не мешало ему сорвать ковер и посмотреть, кто там скрывается в тот момент, когда он разговаривал наедине с матерью, вместо того, чтобы со словами, «я думал там король», проткнуть несчастного суетливого Полония. Или неужели надо было убить товарищей детства, даже давших втянуть себя в подлое злодейство короля? Разве недостаточно было написать, чтобы их посадили в тюрьму? Все-таки, несмотря чистоту помыслов, благородство надежд и возвышенность мечтаний, есть в душе Гамлета, какой-то рудимент кровавого средневековья, какая-то дикость, несогласная с его сердцем. Исполненный высокими помыслами Гамлет ногами остается «все на той же датской почве». В этом внутренний конфликт Гамлета. Шекспир как будто хочет сказать, как могут очистить мир от дикости те, кто еще сами не очистились от нее. И это еще раз показывает нам, какой океан идей демонстрирует в трагедии гений великого драматурга.

А к какому же концу приходит противостояние между реальной действительностью и гуманизмом? Жизнь сама приводит Шекспира к мысли, что это противоречие в его время неразрешимо. Поскольку в реальной жизни гуманизм не смог преодолеть зло, оно не может быть преодолено и в произведениях драматурга. Более того, даже надежды на победу над злом, во всяком случае, в ближайшем будущем, остаются весьма призрачными. Вспомните, кому завещает умирающий Гамлет правление над датским королевством? Фортинбрасу. А ведь совсем недавно, увидев отряд Фортинбраса, Гамлет произнес великие слова:

гамлет шекспир гуманизм трагедия

Двух тысяч душ, десятков тысяч денег

Не жалко за какой-то сена клок!

Так в годы внешнего благополучья

Довольство наше постигает смерть

От внутреннего кровоизлиянья .

Можно ли сильнее осудить войну и решение жизненных проблем силовым путем? И после этого завещать государство Фортинбрасу?... Претворит ли в жизнь этот жаждущий власти юный петушок возвышенные идеи Гамлета? Ведь речь идет не о судьбе одного или нескольких человек. Справедливость в единичных случаях проявляют даже тираны. Ведь идея Гамлета во всеобщем гуманизме. Ее осуществление невозможно силами кучки людей. Оно возможно, если только каждый человек в своей собственной душе добивается этого. Смерть самого носителя гуманистических идей должна убедить нас в том, что их реализация утопична, но борьба за них благородна.

Гамлет - выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Литературная полемика вокруг образа Гамлета. Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе - герои, мысли, проблемы, характеры - принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.

реферат , добавлен 11.08.2002

Знакомство с новыми страницами жизни и творчества Пушкина. Сравнение судеб великих людей и характеров главных героев трагедии "Моцарт и Сальери". Отражение судьбы автора в произведении. Разъяснение главной идеи трагедии и роли художественной детали.

презентация , добавлен 31.10.2011

Пародирование Достоевским в повести "Село Степанчиково и его обитатели". История становления человеческой личности в борьбе с внешним окружением за право любить в шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта". Чувственный максимализм шекспировских героев.

статья , добавлен 23.07.2013

История создания пьесы. Раскрытие конфликтов совести, природы человека и его поведения, власти и безволья, жизни и смерти в трагедии. Внутренняя драма принца Гамлета. Его душевная борьба между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью.

курсовая работа , добавлен 21.05.2016

Шекспир и его творчество. Создание Шекспиром "Виндзорских проказниц". Отношение Марии Николаевны Ермоловой к Шекспиру как к художнику. Действующие лица Шекспировских произведений и их близость с живыми людьми. Содержание пьесы "Виндзорские кумушки".

реферат , добавлен 24.05.2009

Сюжет и история создания трагедии У. Шекспира "Гамлет". Трагедия "Гамлет" в оценке критиков. Интерпретация трагедии в различные культурно-исторические эпохи. Переводы на русский язык. Трагедия на сцене и в кино, на зарубежных и российской сценах.

дипломная работа , добавлен 28.01.2009

Осмысление образа Гамлета в русской культуре XVIII-XIX вв. Характерные черты в интерпретации образа Гамлета в русской литературе и драматургии XX века. Трансформации образа Гамлета в поэтическом мироощущении А. Блока, А. Ахматовой, Б. Пастернака.

дипломная работа , добавлен 20.08.2014

Стратфорд. Отъезд в Лондон. Появление нового драматурга. Творческий взлет. "Глобус". Неожиданный отъезд в Стратфорд. Хроники. Комедии. Сонеты. Трагедии. "Шекспировский вопрос".

реферат , добавлен 01.12.2002

Тема трагически прерванной любви в трагедии. Сюжет "Ромео и Джульетты". Обличие нескончаемых междоусобных распрей как основная тема шекспировской трагедии. "Ромео и Джульетта" В. Шекспира как одно из прекраснейших произведений мировой литературы.

сочинение , добавлен 29.09.2010

Уильям Шекспир – английский поэт, один из самых знаменитых драматургов мира. Детские и юношеские годы. Женитьба, членство в лондонской актерской труппе Бербеджа. Самые известные трагедии Шекспира: "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Гамлет".

Передовым идеологическим течением эпохи Возрождения был гуманизм. Творцами этой идеологии были ученые, философы и писатели, выходцы по преимуществу из демократических слоев общества, чутко реагировавшие на новые явления жизни и стремившиеся выразить новые общественные стремления.

Философия гуманизма составила идейную основу творчества Шекспира. Из книг, из общения с современниками, разделявшими передовые взгляды, он воспринял все основные принципы гуманизма. Некоторые из положений гуманизма он непосредственно выразил устами своих персонажей. Но дело даже не в этом, а в том, что идеями гуманизма проникнуто все его творчество в целом.

Гуманизм представлял собой всеобъемлющее идеологическое учение, противостоявшее всей системе средневековой идеологии. Церковь недаром предала проклятию астрономов Коперника и Галилея, ибо они направили свои подзорные трубы в небо и осмелились судить о строении вселенной в полном противоречии с религиозным учением. Гуманисты по-новому относились к природе. Если для средневековья все материальное было низменным, то Джордано Бруно, Бэкон и другие гуманисты объявили природу источником всех благ для человека, и в этом гуманисты сомкнулись с народными представлениями о ней.

Удивительное чувство природы, кажущееся нам таким само собой разумеющимся, было у Шекспира одним из выражений духа эпохи Возрождения. Именно в это время вновь открыли красоту природы, ощущение которой было надолго утеряно после языческой древности. Словесные пейзажи, щедро разбросанные в пьесах Шекспира, проникнуты поэтическим чувством красоты природы. Особенно остро ощущаются Шекспиром чудеса природы, ее странности и противоречия. Превосходно выражено это монахом Лоренцо, который поражается странным сочетанием жизнетворных и губительных сил, таящихся в растениях. Но не только в них - в человеке, в общественной жизни и морали самым причудливым образом перемешаны добро и зло:

Все блага превращаются в порок. К примеру этого цветка сосуды: Одно в них хорошо, другое худо, В его цветах - целебный аромат, А в листьях и корнях - сильнейший яд. Так надвое нам душу раскололи Дух доброты и злого своеволья. Однако в тех, где побеждает зло, Зияет смерти черное дупло.

("Ромео и Джульетта", II, 3. Перевод Б. Пастернака)

Жажда знания становится великой страстью эпохи. Гимном человеческому разуму звучат слова Шекспира:

Невежество - проклятие господне, А знанье - крылья, что несут нас к небу...

("Генрих VI", ч. 2-я, IV, 7. Перевод Е. Бируковой)

Если средневековая философия считала человека существом жалким и ничтожным, то гуманисты провозгласили его центром мироздания. В трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола "О достоинстве человека" бог говорит Адаму: "Посреди мира поставил я тебя, чтобы тебе легче было проникнуть взором в окружающее". В устах персонажей Шекспира нет похвалы выше той, какую Гамлет воздает своему отцу, говоря:

Он человек был в полном смысле слова. Уж мне такого больше не видать!

("Гамлет", I, 2. Перевод Б. Пастернака)

Достоинство человека, по мнению гуманистов, определялось не происхождением, а личными способностями и заслугами. Врач Церимон говорит у Шекспира:

Всегда ценил я ум и добродетель Превыше знатности и состоянья: Наследник беззаботный расточает Богатство и свою позорит знатность. А ум и добродетель человека Богам бессмертным могут уподобить.

("Перикл", III, 2. Перевод Т. Гнедич)

Идеалом гуманистов стал "универсальный человек": человек должен уметь все, испытать все, должен проявить самые разнообразные задатки, заложенные в нем природой, и развить их до высокой степени совершенства.

Общественные условия еще далеко не были готовы к тому, чтобы этот идеал мог стать доступным для всех. Поэтому он получил у гуманистов ограниченный аристократический характер. Итальянец Бальдассаре Кастильоне нарисовал его в своей книге "Придворный" (1528, англ. перевод - 1561), где он рассказал, каким всесторонним должен быть культурный дворянин. У Шекспира немало персонажей, чей облик соответствует этому идеалу. Один из них - Гамлет, который представлен как разносторонне развитый человек, типичный представитель гуманистического универсализма. Если мы внимательно вглядимся в его облик, то увидим, что на протяжении действия трагедии он проявляет себя как политик, мыслитель, воин и знаток искусства. Он великолепно владеет шпагой, рассуждает как философ, изучает науки, знает театр и сам пишет стихи.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы