Про деток, от рождения до школы

Ему предрекали славу блестящего адвоката или даже судьи. А он мечтал стать прославленным писателем, с серьезными и глубокомысленными произведениями за плечами. В его послужном списке есть трактаты, поэмы, философские размышления, но не они оставили имя Шарля Перро в веках. Он остался великим сказочником, автором бессмертной «Золушки », «Кота в сапогах », «Спящей красавицы ».

Во времена Перро, сказки были чем-то несерьезным. Даже жанра такого не было, истории для детей существовали только в устной форме, каждый рассказывал их на свой лад, добавляя собственных персонажей, детали, повороты сюжетов. Академик и автор многочисленных трактатов Шарль Перро, не признавался в авторстве сказок. Произведения подписывались именем сына – Пьера Перро. И даже в предсмертных мемуарах ни одного слова о «Золушке» или «Синей бороде».

Детство

Будущий сказочник появился на свет в Париже 12 января 1628 года, в весьма состоятельной семье. Отец – Пьер Перро - судья столичного парламента, мать - ПакеттЛеклерк происходила из знатного французского рода и была женщиной очень образованной и богатой. Шарль шестой ребенок в семье, он родился с братом-близнецом Франсуа, который был старше на несколько часов. К сожалению, Франсуа умрет в полугодовалом возрасте.

Шарль растет ребенком шустрым и любознательным. Любимая игрушка в детстве - средневековый замок. Это была большая постройка в рост ребенка, где можно было свободно перемещаться. Шарль часами просиживает внутри замка, представляя себя великим и отважным рыцарем.

Образование

Образованию детей в семье Перро уделяется большое внимание. С ними занимаются не только приглашенные гувернеры и учителя, но и родители. Будущего писателя читать научила мама. Все дети впоследствии поднимутся высоко вверх по служебной лестнице и сделают блестящую карьеру. Сын Жан станет известным юристом, Николя – профессором Сорбонны, Клод – архитектором, который спроектирует Лувр, а Пьер – генеральным сборщиком финансов Парижа.

Младший Шарль до восьми с половиной лет учится дома. Затем родители определяют его в известный колледж Бовэ на факультет искусств. Занимается юный Перро хорошо, известно, что за годы обучения его ни разу не били розгами, это свидетельствует об сверхпримерном поведении и прилежании. Но в 1644 году, на 8 году обучения, после спора с учителем Шарль уходит с урока и в колледж не возвращается. «Он (учитель) приказал мне молчать, на что, поднимаясь с места, я ему ответил, что раз мне не дают отвечать, что раз никто не будет больше спорить со мной, то мне больше нечего делать в классе. Я поклонился учителю, всем ученикам и вышел из класса».

Вместе с Перро уходит и его друг Борэн. Они решают заняться самообразованием и составляют собственный план занятий. Много читают, в списке Библия, Вергилий, Гораций, История Франции, занимаются переводами с латыни, дискутируют. По прошествии лет Перро скажет, что именно эти 3-4 года дали ему очень много в плане образования. Затем Шарль берет частные уроки по юриспруденции и получает лицензию адвоката.

Карьера

По специальности Шарль Перро практически не работает, он успешно защищает два дела, после чего устраивается клерком в архитекторскую контору брата Клода. Дело в том, что умирает отец Перро и никто больше не настаивает на адвокатской практике. Работу с бумагами Шарль успешно совмещает с началом писательской карьеры. Первые произведения выходят длинными, громоздкими, при этом не содержат особого смысла, автор уделяет внимание форме, а не содержанию.

Вскоре Шарль Перро попадает под покровительство могущественного Жана Кольбера, приближенного Людовика XIV, именно этот человек диктуетдворцовую политику в сфере искусств. Кольбер создает Академию изящной словесности и надписей, определяя Шарля Перро туда секретарём. Позднее писатель становится действующим членом этой академии и получает титул дворянина.

На литературном поприще

Шарль Перро мечтает снискать славу серьезного автора, виртуоза пера. Он много работает, создавая одним за другим труды, соответствующие духу времени. Так он пишет трактат «Сравнение древних и современных», где очень живо доказывает, то нынешние авторы ничуть не хуже античных. «За что ценить древних? Только за то, что они древние? Так и мы такие же, потому что в наше время мир более взрослый, да и мы обладаем большим опытом».

  • «Знаменитые», книга, которая стала закономерным продолжением трактата. Это огромный том, где Перро собрал биографии выдающихся французских деятелей 17 столетия;
  • В 1653 году автор пишет пародийную поэму « Стена Трои или Происхождении бурлеска»;
  • В 1687 году создаёт историческую поэму «Век Людовика Великого»;
  • В 1694 году свет увидела сатира «Апология женщин» и повесть «Потешные желания»;
  • В 1703 году Шарль Перро за несколько месяцев до смерти приступает к «Мемуарам»;
  • Также писатель является одним из авторов «Всеобщего словаря французского языка».

Сказочник Перро

При жизни Шарль Перро никогда не упоминал, что именно он является автором сказок. Сначала «Спящая красавица», опубликованная в 1696 году в журнале «Галантный Меркурий», а затем весь сборник «Сказок матушки гусыни» (1697 год) был выпущен под именем Пьера Перро де Арманкура, младшего сына писателя. Де Арманкур – это приставка поместья, принадлежавшего семье.

И только после смерти Шарля Перро, было доказано, что именно он автор сказок. Хотя некоторые были уверены, в писательском таланте сына. Споры на эту тему не утихают до сих пор. Но общепринятым считается факт, что именно Перро-отец автор знаменитых сказок.

Казалось, Шарль не сделал ничего особенного. Он просто пересказал существующие в народе истории, и только одну сказку «Рике с Хохолком» придумал сам. Но сборник еще при жизни Перро разлетался как горячие пирожки. Было подсчитано, что он пользовался большей популярностью, чем нежели «Гарри Поттер» сегодня. Все дело в том, что в 17 веке детской литературы не существовало совсем. Малыши учились читать по книжкам для взрослых. Сказки, пришедшие из средневековья, напоминали больше кровожадные страшилки, чем увлекательные истории и передавались только в устной форме.

Этот раздел посвящен писателю Шарлю Перро и его сказкам для детей.

Сказки Шарля Перро читать

  1. Название

История жизни Шарля Перро

Шарль Перро родился в Париже в 1628 году в большой семье и был младшим сыном. Его семья в то время уже была известна. Отец Шарля работал в парламенте и был именитым юристом, трое старших братьев тоже проявили себя, кто в юриспруденции, а кто в архитектуре. В 9 лет Шарля Перро отправили учиться в колледж. Все время обучения он был примерным учеником и по поведению и по отметкам, но всё равно колледж, в котором учился, бросил и занялся самообразованием. Душа Шарля Перро не лежала к праву и, хотя он и работал юристом, эта его практика продлилась недолго. Шарль обратился к брату за помощью и тот устроил его к себе секретарем, но Пьеро уже к тому времени успел написать несколько произведений и, витая в облаках, надолго не задержался у брата. К счастью, те поэмы, которые он опубликовал в 1659 году, принесли ему успех. Карьера начала стремиться в гору, Шарля даже допустили до Людовика 14 с его поэмами.

В 1663 году случилось так, что Шарля взял к себе на работу министр финансов на ту же должность секретаря. Через 8 лет, Перро уже был во французской Академии королевского дворца. Шарля интересовала культурная светская жизнь, он продолжал активно и подолгу писать. Вскоре будущий известный писатель познакомился с девушкой Мари и женился на ней. Мари родила ему троих сыновей, но при последних родах умерла. Это было глубокое потрясение для Шарля, он никогда больше не женился, а своих сыновей растил и воспитывал сам.

1683 год был знаменательным и поворотным для Шарля Перро. В этот год он уволился с работы, ему была назначена отличная пенсия, на которую можно было проживать безбедно до конца дней.

Получив столько свободного времени, Перро стал писать. Этот период можно назвать расцветом его творчества. Его произведения - поэмы в стихах и небольшие рассказы. А однажды ему пришла мысль изложить некоторые народные сказки литературным языком, таким образом, чтобы они привлекали и взрослых в том числе, а не только детей. Первой на свет появилась Спящая красавица, а уже в 1697 году вышел его сборник сказок «Сказки матушки Гусыни». Все сказки являются народными, кроме одной, Рике - Хохолок, эту он написал сам. Остальные же были просто записаны им, однако при этом принесли небывалую известность самому писателю и популярность жанру сказок в общем. Сказки Шарля Перро читать приятно и просто, ведь они написаны отличным литературным языком, который поднял уровень восприятия сказки на более высокую ступень.

Интересный факт: Сказки Шарля Перро были изданы под именем его сына и долгое время шли споры об авторстве, но наиболее вероятным всё же остается привычное для нас положение вещей.

Творчество Шарля Перро

Нам Шарль Перро известен как писатель-сказочник, но во время его жизни он был более известен как поэт, академик Французской академии (в то время это было очень почетно). Издавались даже научные труды Шарля.

Отчасти Шарлю Перро повезло начать писать именно в то время, когда сказки становились популярным жанром. Многие стремились записать народное творчество, чтобы сохранить его, перевезти в письменную форму и тем самым сделать доступным многим. Обратите внимание, что в те времена такого понятия в литературе как сказки для детей вообще не существовало. В основном это были истории бабушек, нянь, а кто-то под сказкой понимал философские размышления.

Именно Шарль Перро записал несколько сказочных сюжетов так, что их перевели со временем к жанрам высокой литературы. Только этот автор умел написать простым языком серьезные размышления, придать юмористические нотки и вложить в произведение весь талант истинного мастера-литератора. Как уже говорилось ранее, сборник сказок Шарль Перро издавал под именем сына. Объяснение этому простое: если бы академик Французской академии Перро издал сборник сказок, его могли посчитать несерьезным и легкомысленным и он мог бы потерять многое.

Удивительная жизнь Шарля принесла ему известность как юристу, писателю-поэту и сказочнику. Этот человек был талантлив во всем.

Шарль Перро́ (фр. Charles Perrault; 12 января 1628, Париж - 16 мая 1703, Париж) - французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года,

Шарль Перро родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его шести детей.
В основном с детьми занималась мать – именно она научила детей читать и писать. Несмотря на большую занятость, ее муж помогал в занятиях с мальчиками, а когда восьмилетний Шарль начал учиться в колледже Бовэ, отец часто проверял у него уроки. В семье царила демократичная атмосфера, и дети вполне могли отстаивать близкую им точку зрения. Однако совсем другие порядки были в колледже – здесь требовались зубрежка и тупое повторение слов учителя. Споры же не допускались ни при каких обстоятельствах. И все же братья Перро были отличными учениками, а если верить историку Филиппу Арьесу, то за все время обучения они ни разу не подвергались наказанию розгами. По тем временам – случай, можно сказать, уникальный.
Однако в 1641 году Шарль Перро был выгнан с урока за пререкания с учителем и отстаивание своего мнения. Вместе с ним с урока ушел и его друг Борэн. В колледж мальчики решили не возвращаться, и в тот же день, в Люксембургском саду Парижа, составили план самообразования. Три года друзья вместе изучали латынь, греческий, историю Франции и античную литературу – фактически проходя ту же программу, что и в колледже. Много позже Шарль Перро утверждал, что все свои знания, пригодившиеся ему в жизни, он получил именно за эти три года, обучаясь самостоятельно вместе с товарищем.

В 1651 году он получил диплом юриста и даже купил себе лицензию адвоката, но это занятие ему быстро опостылело, и Шарль поступил на работу к своему брату Клоду Перро – стал клерком. Как и многие молодые люди в то время, Шарль писал многочисленные стихи: поэмы, оды, сонеты, увлекался и так называемой «придворной галантной поэзией». Даже по его собственным словам все эти сочинения отличались изрядной длиной и чрезмерной торжественностью, но несли слишком мало смысла. Первым произведением Шарля, которое он сам считал приемлемым, стала поэтическая пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска», написанная и изданная в 1652 году.

Свою самую первую сказку Шарль Перро написал в 1685 году – это была история пастушки Гризельды, ставшей, несмотря на все неприятности и невзгоды, женой принца. Сказка именовалась «Гризель». Сам Перро значения этому сочинению не придал. А вот через два года была опубликована его поэма «Век Людовика Великого» – и это произведение Перро даже зачитал на заседании Академии. По многим причинам она вызвала бурное негодование литераторов-классицистов – Лафонтена, Расина, Буало. Они обвинили Перро в пренебрежительном отношении к античности, которой принято было подражать в литературе того времени. Дело в том, что признанные писатели XVII века считали, что все лучшие и совершеннейшие произведения уже созданы – в античные времена. Современные же литераторы, по устоявшемуся мнению, имели право лишь подражать эталонам древности и приближаться к этому недостижимому идеалу. Перро же поддерживал тех писателей, которые считали, что в искусстве догматов быть не должно и копирование древних означает всего лишь застой.

В 1694 году публикуются его произведения «Смешные желания» и «Ослиная шкура» – начинается эра сказочника Шарля Перро. Через год он потерял свое место секретаря Академии и полностью отдал себя литературе. В 1696 году журнал «Галантный Меркурий» опубликовал сказку «Спящая красавица». Сказка мгновенно завоевала популярность во всех слоях общества, однако люди выразили свое возмущение тем, что подписи под сказкой не было. В 1697 году одновременно в Гааге и Париже поступает в продажу книга «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Несмотря на небольшой ее объем и очень простые картинки, тираж разошелся мгновенно, а сама книга обрела невероятнейший успех.
Те девять сказок, которые вошли в эту книгу, были всего лишь обработкой народных сказок – но как это было сделано! Сам автор неоднократно намекал, что в буквальном смысле подслушал сказки, которые кормилица его сына рассказывала ребенку на ночь. Тем не менее, Шарль Перро стал первым в истории литературы писателем, который ввел народную сказку в так называемую «высокую» литературу – в качестве равноправного жанра. Сейчас это может прозвучать странно, но во время выхода «Сказок матушки Гусыни» высшее общество с увлечением читало и слушало на своих собраниях именно сказки, а потому книга Перро мгновенно завоевала и высший свет.

Многие критики обвиняли Перро в том, что сам он ничего не выдумал, а лишь записал уже известные многим сюжеты. Но следует учесть, что он сделал эти сюжеты современными и привязал их к конкретным местам – к примеру, его Спящая красавица уснула во дворце, предельно напоминающим Версаль, а одежда сестер Золушки полностью соответствовала веяниям моды тех лет. Шарль Перро настолько упростил «высокий штиль» языка, что его сказки были понятны и простым людям. Ведь и Спящая красавица, и Золушка, и Мальчик-с-пальчик разговаривали именно так, как говорили бы в реальности.
Несмотря на огромную популярность сказок, Шарль Перро в свои почти семьдесят лет не отважился публиковать их под собственным именем. На книжках стояло имя Пьера де Арманкура – восемнадцатилетнего сына сказочника. Автор опасался, что сказки могут своей легкомысленностью бросить тень на его авторитет передового и серьезного литератора.
Впрочем, шила в мешке не утаишь, и очень быстро в Париже стала известна правда об авторстве столь популярных сказок. В высшем свете даже считалось, что Шарль Перро подписался именем младшего сына, для того чтобы ввести его в круг принцессы Орлеанской – молодой племянницы солнцеподобного короля Людовика. Кстати, и посвящение на книге адресовалось именно принцессе.

Надо сказать, что споры об авторстве этих сказок ведутся до сих пор. Тем более что ситуацию в этом вопросе окончательно и бесповоротно запутал самолично Шарль Перро. Он написал мемуары незадолго до смерти – и в мемуарах этих подробно, с деталями описал все важнейшие дела и даты своей жизни. Упомянуты были и служба у всемогущего министра Кольбера, и работа Перро по редактированию первого «Словаря французского языка», и все до единой оды, написанные королю, и переводы итальянских басен Фаерно, и изыскания по сравнению новых и древних авторов. Но ни разу Перро даже не обмолвился о феноменальных «Сказках матушки Гусыни»… А ведь занести эту книгу в реестр собственных достижений было бы честью для автора! Если говорить современным языком, то рейтинг сказок Перро в Париже был невообразимо высок – лишь одна книжная лавка Клода Барбена продавала до пятидесяти книг в день. Вряд ли сегодня подобный размах может хотя бы присниться даже приключениям Гарри Поттера. Для Франции стал неслыханным факт того, что издателю всего за один год пришлось трижды повторить тираж «Сказок матушки Гусыни».

Кончина сказочника окончательно запутала вопрос об авторстве. Даже в 1724 году «Сказки матушки Гусыни» печатались с именем Пьера де Аманкура в заглавии. Но общественное мнение все же решило позднее, что автор сказок – Перро-старший, и до сих пор сказки публикуются под его именем.
Мало кто сегодня знает, что Шарль Перро был членом французской Академии, автором научных трудов и прославленным поэтом своего времени. Еще меньшему количеству людей известно, что именно он легализовал сказку как литературный жанр. Но любой человек на Земле знает, что Шарль Перро – великий сказочник и автор бессмертных «Кота в сапогах», «Золушки» и «Синей Бороды».

12 января 1628-го в Пакетт Ле Клерк начались роды. Супруги Перро уже воспитывали четырех сыновей и в этот раз ожидали девочку. Однако родились близнецы. Отец решил назвать их в честь французских королей — Шарлем и Франсуа. Но через полгода Франсуа умер. Смерть одного из близнецов, даже в раннем детстве, становится глубокой травмой для другого. Шарль рос замкнутым, всего боялся, чуждался людей. Но отец все-таки решил дать ему образование, и 8-летний Шарль поступил в колледж Бове.

Учеба оказалась настоящим кошмаром. Учителя считали парня идиотом, а одноклассники сторонились. Задевать боялись, потому что с ним учились старшие братья. Зато доставалось его другу. Тот был толстуном, над ним издевались и насмехались. Как-то трое подростков толкнули парня в лужу и начали бить. Шарль не выдержал и бросился на них. Он кусался, царапался и выдирал волосы. Ребята растерялись. Они принадлежали к самым благородным семьям Франции и не привыкли, чтобы им давали такой отпор. На следующее утро впервые за пять лет Шарль в классе поднял руку. На удивление учителя и одноклассников он блестящей латынью ответил урок. И получил наивысший балл. Перро осмелел настолько, что впоследствии даже начал спорить с педагогом. А когда ему запретили принимать участие в диспутах, он вместе с товарищем бросил колледж и продолжил учиться самостоятельно.

Шарль успешно закончил университет, стал адвокатом. Но практиковал недолго. — Я бы охотно сжег все судебные дела, — говорил он. — Нет ничего лучшего в мире, как уменьшить количество судебных процессов. Перро начал писать поэмы. Некоторые посвятил королеве. 25-летнего юриста заметили при дворе, и министр финансов Никола Фуке пригласил Перро на работу. Шарль собирал налоги и писал стихотворения. В 1653-ем они были напечатаны. Он познакомился с политиками и писателями, посещал баллы и светские салоны. Писал легкие комедии, стихотворения и трагедии. Через несколько лет он был уже известным писателем. Но впоследствии его покровитель попал в немилость. Фуке обвинили в заговоре и приговорили к пожизненному заключению.

Шарлю удалось удержаться при дворе. Он понравился новому министру Жану-Батисту Кольберу, и тот сделал его своим первым секретарем. Кольбер прекрасно знал прихоти и слабости своего монарха. Он создал специальное ”бюро”, которое должно было прославлять Людовика XIV, а Шарля назначил его председателем. Перро стал заведовать королевским строительством и мастерскими гобеленов. Иногда он сам разрабатывал проекты и придумывал девизы и лозунги для триумфальных арок. Король был доволен, и даже иногда советовался с Шарлем. Перро разбогател, стал членом Французской академии наук. У него появились личные апартаменты в Лувре и Версале, восемь домов в Париже, а также замок Розье.

В 1672-ом 44-летний Шарль женился на 19-летней дочери королевского казначея Мари Гишон. До тех пор он избегал женщин из-за врожденной стыдливости. Но за девушкой давали хорошее приданое, и он соблазнился объединить капиталы. В свою жену Шарль влюбился уже после свадьбы. — Ты — моя волшебная принцесса, — любил он ей говорить. Мари родила ему троих сыновей. Но в октябре 1678-го она заболела оспой и умерла. Перро тяжело переживал потерю. Он оставил двор и решил посвятить себя детям. Шарль сам занялся их воспитанием и образованием.

В свои 67 решил написать для них несколько сказок с моральными наставлениями. Обычно придумывал не сам: некоторые помнил с детства, другие собрал его 15-летний сын Пьер. Первыми он опубликовал сказки ”Гризельда”, ”Смешные желания” и ”Ослиная кожа”. А в 1697-ом выдал сборник ”Сказки матушки Гусыни, или Рассказы и сказки прошедших времен с моральными наставлениями”. В него вошли ”Спящая красавица”, ”Красная Шапочка”, ”Синяя Борода”, ”Кот в сапогах”, ”Золушка”, ”Рикке с хохолком” и ”Мальчик-с-пальчик”. Ежедневно в парижском магазине Клода Барбена продавали до 50 книжек! На протяжении года издатель трижды повторял тираж.

Первые издания были подписаны именем Пьера. Шарля все знали как серьезного литератора, и он боялся, что теперь его засмеют. К тому же он хотел прославить любимого сына и помочь ему сделать карьеру при дворе. 19-летний Пьер получил дворянский титул и вошел в круг близких друзей принцессы. Однако через полгода в уличной драке он заколол ровесника, сына плотника. Пьера арестовали, а мать убитого начала против него судебный процесс. Перро с трудом удалось вытянуть сына из тюрьмы. Он заплатил женщине 2079 ливров, и Пьера отпустили. Отец купил ему чин лейтенанта в королевском полку, и тот отбыл на фронт. 2 мая 1700-го он погиб в бою. Шарль тяжело переживал трагедию. Он умер 16 мая 1703-го.

Всемирная энциклопедия сказок называет Перро самым добрым сказочником в истории. По-видимому, он был первым, кто создал настоящие детские сказки — добрые и со счастливым окончанием. Ведь народные рассказы, которые он использовал, были достаточно жестокими. В ”Золушке”, например, мачеха отрубает девушке ноги, чтобы та не бежала на бал. А Спящая красавица просыпается не от поцелуя, а от рождения двух детей, которых ”подарил” ей прекрасный принц и поехал себе. ”Красная Шапочка” тоже заканчивается трагически, а хеппи-энд ей ”дописали” братья Гримм. Авторы сайта ”Европейского общества охраны волков от Красной Шапочки” утверждают, что из-за этой сказки в Европе истребили этих хищников.

И.С.Тургенев Волшебные сказки Перро (1867)

Сказки Перро пользуются в целой Европе особенной популярностию; русским детям они сравнительно меньше известны, что происходит, вероятно, от недостатка хороших переводов и изданий. Действительно, несмотря на свою несколько щепетильную старофранцузскую грацию, сказки Перро заслуживают почетное место в детской литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны, не обременены ни излишней моралью, ни авторскою претензиею; в них еще чувствуется веяние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь непонятно-чудесного и обыденно-простого, возвышенного и забавного, которая составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла. Наше положительное и просвещенное время начинает изобиловать положительными и просвещенными людьми, которым не нравится именно эта примесь чудесного: воспитание ребенка, по их понятиям, должно быть делом не только важным, но и сериозным, и вместо сказок ему следует вручать маленькие геологические и физиологические трактаты. Как бы то ни было, нам кажется весьма трудным и едва ли полезным до поры до времени изгонять все волшебное и чудесное, оставлять молодое воображение без пищи, заменить сказку рассказом. Учитель, бесспорно, нужен ребенку, да и нянька ему нужна.
Остроумный издатель сказок Перро, Ж. Гетцель, известный в литературе под псевдонимом П. Сталя, в предисловии своем замечает очень справедливо, что не следует опасаться чудесного для детей. Не говоря уже о том, что многие из них не дают себя в обман вполне и, забавляясь красотой и миловидностью своей игрушки, в сущности очень твердо знают, что этого никогда не случалось (вспомните, господа, как вы езжали верхом на палочках, ведь вы знали, что это под вами не лошади, а дело все-таки выходило совершенно правдоподобно и удовольствие получалось отличное); но даже и те дети (а это большей частью самые даровитые и умные головки), которые безусловно верят всем чудесам сказки, очень хорошо умеют тотчас отрешиться от этой веры, как только час тому настанет. Дети, как взрослые, берут в книжках только то, что им нужно и пока оно им нужно. Гетцель прав: не в этом направлении лежат опасности и трудности детского воспитания. Мы сейчас сказали, что одной из причин относительной неизвестности у нас сказок Перро мы полагаем недостаток хороших переводов и изданий. Публике предоставляется судить, насколько наш перевод удовлетворителен; что же касается до настоящего издания, то подобного ему не было еще не только у нас в России, но и за границей; а имя гениального рисовальщика Густава Дорэ стало слишком громким и не нуждается ни в каких похвалах.


Карл Перро родился в Париже в 1628-м году и умер там же в 1697-м.
В 1693-м году, будучи шестидесяти пяти лет от роду, он напечатал первое издание своих сказок Contes de ma me`re L`Oie под именем своего одиннадцатилетнего сына и написанных для него.

Карла Перро не должно смешивать с его братом, Клавдием, медиком и архитектором, автором Луврской колоннады. Статья была написана И.С.Тургеневым для издания: "Волшебные сказки Перро. Перевод с французского Ивана Тургенева. Рисунки Густава Дорэ. Санкт-Петербург, изд-во М.О.Вольфа, 1866".

Писатель работал над переводом около двух лет и остался им недоволен, о чем свидетельствует одно из его писем. Тем не менее, это был, скорее всего, самый лучший перевод Сказок Перро на русский язык за все время их издания в России (почти сто лет). А великолепные иллюстрации Г. Доре, впервые увиденные нашими читателями, придавали изданию особую прелесть. За прошедшие сто сорок лет историки литературы уточнили даты жизни и творчества великого сказочника - Ш.Перро скончался в 1703 году, а первое издание его Сказок вышло в 1697-м.

Но мысли И.С.Тургенева о сказочном вымысле, об отношении к нему детей и о "Сказках матушки Гусыни", переживших века, - ничуть не устарели. Актуальным остается и предупреждение: не путать Карла Перро с его братом Клавдием, медиком и архитектором. К сожалению, в нескольких изданиях 1993-2006 гг., поместивших статьи о Шарле Перро, ему приписывают познания в медицине и строительстве. Только в Иллюстрированной энциклопедии "Руссика. (История. 16-18 вв.)" есть несколько слов о братьях сказочника. Клод Перро был медиком, математиком, физиком и известным архитектором, а Николя - доктором богословия.




Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии.

Детство

12 января 1628 года в Париже в семье Пьера Перро родились мальчики-близнецы. Их назвали Франсуа и Шарль. Глава семейства работал судьёй в парламенте Парижа. Его жена занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых уже до рождения близнецов было четверо. Спустя 6 месяцев маленький Франсуа заболел воспалением лёгких и умер, а его брат-близнец Шарль стал любимчиком в семье и в будущем своими знаменитыми сказками прославил род Перро на весь мир. Помимо Шарля известным был и его старший брат Клод – великий архитектор, автор восточной фасадной части Лувра и Парижской обсерватории.

Семья была обеспеченная и интеллигентная. Дед Шарля по отцовской линии был богатым торговцем. Мама происходила из дворянского рода, до замужества проживала в деревенском поместье Вири. В детстве Шарль частенько бывал там и, вероятнее всего, оттуда черпал потом истории для своих сказок.

Обучение

Родители приложили все силы, чтобы дети получили достойное образование. Пока мальчики были маленькими, с ними занималась мама, учила их чтению и письму. Отец был очень занят на работе, но в свободное время всегда помогал жене. Братья Перро все учились в университетском колледже Бове, и папа иногда проверял их знания. Все мальчики отлично проявляли себя в учёбе, за весь период обучения не были пороты розгами, в то время это была большая редкость.

Когда Шарлю было 13 лет, его выгнали с урока за пререкание с преподавателем. Парень бросил учёбу, потому что во многом был не согласен с учителями.

Дальнейшее образование он получал самостоятельно со своим лучшим другом Борэном. За три года они сами выучили латынь, историю Франции, греческий язык и античную литературу. Позднее Шарль говорил, что все познания, которые пригодились ему в жизни, были получены именно в период самообучения с товарищем.

Достигнув совершеннолетия, Перро занимался правоведением с частным преподавателем. В 1651 году ему был выдан диплом юриста.

Карьера и творчество

Ещё во время обучения в колледже Перро написал свои первые стихи, комедии и поэмы.
В 1653 году было издано его первое произведение – поэтическая пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска». Но Перро воспринимал литературу как увлечение, карьеру свою он строил совсем в другом направлении.

Как хотелось его отцу, получив диплом юриста, Шарль какое-то время работал адвокатом, но такой род деятельности вскоре показался ему не интересным. Он пошёл трудиться клерком к своему старшему брату, который к тому времени содержал архитектурное ведомство. Надо отметить, что карьеру Шарль Перро строил успешно, дослужился до советника Короля, главного инспектора построек, затем возглавил Комитет литераторов и отдел Славы Короля.

Жан-Батист Кольбер, государственный деятель и главный контролёр финансов, фактически управлявший Францией во времена Людовика ХIV, покровительствовал Шарлю. Благодаря такому покровителю в 1663 году при создании Академии надписей и изящной словесности Перро получил должность секретаря. Он добился богатства и влиятельности. Наряду с основным родом деятельности, Шарль успешно продолжал писать стихи и заниматься литературной критикой.

Но в 1683 году Кольбер скончался, и Перро стал немилостив при дворе, сначала его лишили полагающейся пенсии, а потом и должности секретаря.

На этот период приходится написание самой первой сказки о пастушке под названием «Гризель». Особого внимания этому произведению автор не уделял и продолжал заниматься критикой, написанием большого четырёхтомного сборника диалогов «Сравнение древних и новейших авторов», а также публикацией книги «Знаменитые люди Франции ХVII века».

Когда в 1694 году были изданы два следующих его сочинения «Ослиная шкура» и «Смешные желания», стало понятно, что пришла новая эра сказочника Шарля Перро.

В 1696 году напечатанная в журнале «Галантный Меркурий» сказка «Спящая красавица» в один миг стала популярной. А уже через год невероятным оказался успех вышедшей книги «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сюжеты девяти сказок, вошедших в эту книгу, Перро услышал, когда кормилица его сына рассказывала их малышу перед сном. Он взял за основу народные сказки и придал художественную обработку, тем самым открыл им путь в высокую литературу.

Он сумел многолетние народные произведения привязать к современности, его сказки были написаны так доступно, что их читали люди из высшего общества и из простых сословий. Прошло более трёх столетий, а по всему миру мамы и папы читают перед сном своим детям:

  • «Золушку» и «Мальчика-с-пальчика»;
  • «Кота в сапогах» и «Красную Шапочку»;
  • «Пряничный домик» и «Синюю бороду».

На сюжеты сказок Перро поставлены балеты и написаны оперы в лучших театрах мира.
На русский язык сказки Перро впервые перевели в 1768 году. По количеству изданных произведений в СССР Шарль стал четвёртым среди зарубежных писателей после Джека Лондона, Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм.

Личная жизнь

Шарль Перро женился довольно поздно, в 44 года. Его избранницей стал юная, 19-летняя девушка Мари Гюшон. У них родилось четверо детей. Но брак продлился недолго, Мари умерла в возрасте 25 лет от оспы. Шарль больше не женился и сам воспитал дочь и троих сыновей.

В долине Шеврез, неподалёку от Парижа, расположены «Владения Кота в сапогах» –замок-музей Шарля Перро, где на каждом углу встречаются восковые фигуры персонажей его сказок.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы