Про деток, от рождения до школы

Собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) РАФАЭЛЬ. АВТОПОРТРЕТ (1483 1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм … Энциклопедия Кольера

- (собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)) (1483 1520), итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном… … Художественная энциклопедия

Санти Автопортрет Имя при рождении: Raffaello Sanzio Дата рождения: 6 апреля 1483 Место рождения … Википедия

Рембрандта, приблизительно 1655 Автопортрет портрет … Википедия

Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов, порой соотносит свою личность с… … Художественная энциклопедия

Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия

Запрос «Рафаэль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рафаэль Санти итал. Raffaello Santi … Википедия

- [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] , итальянский живописец и архитектор. Искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью… …

Портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал). В А. художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы; во многих А. с большой… … Большая советская энциклопедия

Рафаэль Санти Автопортрет Имя при рождении: Raffaello Sanzio Дата рождения: 6 апреля 1483 Место рождения … Википедия

Книги

  • , Н. В. Астахова. Чтобы узнать историю мировой живописи, нужно немало времени. А предлагаемые вам наборы репродукций позволят узнать часть истории создания шедевров мастеров мировой живописи. Надеемся, что…
  • Золотая коллекция мировой живописи для юных искусствоведов , . Чтобы узнать историю мировой живописи, нужно немало времени. А предлагаемые вам наборы репродукций позволят узнать часть истории создания шедевров мастеров мировой живописи. Надеемся, что…

Разумеется, Рафаэль не мог не понимать, скольким обязан Биббиене. Но милости, которыми осыпал его кардинал, ни на миг не приближали исполнение брачных обещаний. Одно хорошо: чем выше взлетал Рафаэль, тем меньше оставалось надежд у Форнарины. Если молодой художник еще мог позволить себе такое безумство, как брак с дочкой пекаря, то маститый маэстро - никогда. Успокаивая себя подобными рассуждениями, Биббиена отечески похлопывал по плечу племянницу, к которой успел привязаться.

Однако настал день, когда его терпение истощилось. От приятелей Рафаэля кардинал узнал, что Санти пишет новый портрет возлюбленной с жемчужной подвеской в волосах. Такие украшения носили лишь замужние дамы. А значит, он и в самом деле считает эту потаскушку своей женой? Ну уж этого ему Биббиена не простит!

Кардинал объявил Марии, что отныне Рафаэль Санти более не считается ее женихом и он не против, если она выберет себе мужа по вкусу. А лучше подождет, пока дядюшка сам приищет достойную партию. Он думал, что всегда почтительная Мария скромно поцелует ему руку, покоряясь принятому решению, даже протянул девушке свою бледную кисть, унизанную перстнями. Но та неожиданно заупрямилась и твердым голосом заявила, что не оставит нареченного. Биббиена понял, что угодил в собственные сети: тихоня-племянница страстно полюбила Рафаэля. Что скажет брат, когда узнает обо всем? А какие стишки примутся сочинять насмешливые римляне, прослышав о безответной страсти кардинальской племянницы к живописцу?

Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии! И как жестоко теперь, забыв о приличиях, обрушивал на нее сплетни и слухи о Рафаэле и его булочнице, которые гуляли по Риму. В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью. Заставляет рисовать ее обнаженной даже на стенах виллы Киджи, с которым, по слухам, она заигрывает так же рьяно, как и с подмастерьями Рафаэля. А еще блудница принуждает писать с нее Мадонн и упивается восхищением почитателей Санти, которые видят в ее портретах образцы чистоты. Можно ли представить такое святотатство? И кто грешен больше: тщеславная булочница или глупец, который всецело отдался ее власти, рискуя потерять из-за своей любви не только земные блага, но и Царствие Небесное? Однако хваленое красноречие Биббиены оказалось бессильным. Мария заявила, что не верит наветам и будет терпеливо ждать, когда у нареченного достанет решимости повести ее к алтарю.

Дерево, масло. 45 х 31 см. Галерея Боргезе, Рим

Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. 1502), приписывался Гольбейну , а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. Его тип несколько идеализирован благодаря прекрасному моделированию объемов, распущенным волосам и живому выражению лица. Такой подход к портрету сильно отличается от реалистического стиля северных художников, которые стремились передавать с полной достоверностью все детали лица, не исключая и дефектов.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Портрет Елизаветы Гонзага. Ок. 1503

Дерево, масло. 53 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Изысканные портреты Елизаветы Гонзага и (хранящиеся сейчас в галерее Уффици) были написаны Рафаэлем в молодости. Елизавета Гонзага была сестрой Франческо II Гонзаги, маркизой Мантуанской и по мужу герцогиней Урбинской. Ее супругом был Гвидобальдо да Монтефельтро, герцог Урбино. Они вступили в брак в 1489 году.

Рафаэль. Елизавета Гонзага. Ок. 1503

На лбу у Елизаветы украшение в виде скорпиона. Ее причёска сделана в стиле конца XV века, когда она приехала в Урбино в качестве невесты Гвидобальдо. Черное с золотом платье отражает моду того же времени. Кроме того, эти цвета были родовыми в семье Монтефельтро.

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Дерево, масло. 54 х 39 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт

В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини. Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. Бембо позже стал кардиналом. Хорошо известен его портрет в старости, написанный Тицианом .

Рафаэль. Портрет Пьетро Бембо. Ок. 1504

Портрет Пьетро Бембо, один из самых ранних у Рафаэля, представляет искусство художника в первые годы XVI века, в переходный период от его ранних работ в стиле умбрийской школы к флорентийскому периоду. Юноша в красной одежде и шапочке представлен на фоне ландшафта нежной, холмистой сельской местности Умбрии. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо. Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Недавние исследования, однако, отождествили эту картину с той, что однажды видел венецианец Маркантонио Микиель в падуанском кабинете Пьетро Бембо. Она изображала Бембо в молодости и была написана молодым Рафаэлем, когда он встречался с Бембо при урбинском дворе в 1506.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Дерево, масло. 51 х 37 см. Галерея Уффици, Флоренция

Как личность изображённого человека, так и авторство этой картины до сих пор являются предметом споров. Авторство Рафаэля поддерживается большинством современных ученых. В числе тех, с кого мог быть написан этот портрет, упоминаются итальянский живописец Перуджино (учитель Рафаэля) и немецкий церковный реформатор, основоположник протестантизма Мартин Лютер .

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1504

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502-1504

Доска, масло. 47 х 37 см. Музей Лихтенштейнов, Вена

Эта картина обнаруживает некоторое сходство с портретом Франческо делле Опере, выполненном Перуджино. Ранее Перуджино и признавался её автором. Однако сейчас многие склонны считать эту картину работой Рафаэля, подчёркивая её стилистическое сходство с другими портретами кисти Рафаэля данного периода, таких как портрет Аньоло Дони.

Рафаэль. Мужской портрет. Ок. 1502

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция

Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия . Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля.

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.

Рафаэль. Портрет женщины (Донна Гравида). 1505-1506

Масло, деревянная панель. 66 х 52 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Рафаэль. Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро. Ок. 1507

Тот факт, что на этой картине изображён именно Гвидобальдо, подтверждён убедительным сравнением с его же портретом в иллюстрированной рукописи из герцогской библиотеки в Урбино.

Не все историки искусства соглашаются с тем, что "Портрет юноши" (или "Портрет молодого человека") принадлежит кисти Рафаэля, но некоторые, напротив, считают его к тому же и автопортретом.
На этот вопрос, впрочем, ответить сложно, не имея возможности изучить саму картину.

Судьба "Портрета юноши", написанного в 1513 году, богата на приключения. После того как в начале XIX века его приобрела богатая польская семья князей Чарторыйских, портрету посчастливилось избежать всех конфликтов, сотрясающих Европу, но во время Второй мировой войны он попал в руки нацистов - с печальными последствиями.

К 1513 году тридцатилетний Рафаэль Санти, творивший во Флоренции одновременно с Леонардо да Винчи и Микеланджело, успел стать опытным художником - и его, как признаного мастера, пригласили из Флоренции в Рим для работы в Ватикане. Когда семь лет спустя Рафаэль скоропостижно скончался, благодаря восхищению, которое вызывали его работы, он удостоился чести быть похороненным в римском Пантеоне.

Хотя "Портрет юноши" не подписан, князья Чарторыйские, безусловно, исходили из распространенного предположения, что речь идет об автопортрете Рафаэля, когда приобретали картину у частного продавца в Венеции около 1800 года.

Прибыв в Польшу, картина стала украшать главное имение Чарторыйских - Пулавы; с ней на стенах соседствовали такие полотна, как например "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи.

В 1830 году, после восстания в Кракове, шляхетское семейство обосновалось в Париже, где превратило отель "Ламбер" в настоящий польский культурно-политический центр. картины, разумеется, отправились вместе с хозяевами: так "Портрет юноши" провел в Париже около 40 лет всего с одним небольшим перерывом во время революции 1848 года, когда был отправлен в Лондон.

В 1876 году картина вернулась в Польшу по случаю открытия в Кракове музея Чарторыйских.

Но мирные времена продлились недолго. Когда началась Первая мировая война, картина была перевезена в Дрезден. Это позволило ее защитить, и в 1920 году полотно вернулось в целости и сохранности.

А вот в 1939 году нацисты перехватили ящик с пометкой "VRR" (Винчи, Рафаэль, Рембрандт), когда он направлялся в Сенявский дворец, принадлежащий семье Чарторыйских.

Впоследствии картину можно было увидеть в Берлинском музее, а затем она вернулась в Польшу, но уже как часть коллекции, которой нацистский генерал-губернатор Ганс Франк пожаловал сам себя. В 1945 году Франк бежал перед наступающей Красной Армией, а свою коллекцию живописи отправил в Германию.
С тех пор, однако, о местонахождении "Портрета юноши" ничего точно не известно.

Правда, в августе 2012 года газета "The Art Newspaper" сообщила, что картина Рафаэля "Портрет юноши" была найдена. Газета утверждает, что полотно находится в банковском хранилище, однако, какой именно страны, не уточнила. МИД Польши отметило, что ведомство не знает точно о местонахождении картины, но владеет информацией, что она хранится в безопасном месте. Так же в министерстве выразили уверенность, что картина Рафаэля вернется в Польшу.
Но с 2012 года, насколько мне известно, никаких новых сообщений о судьбе "Портрета юноши" не появилось.

А вот насчет того является ли "Портрет юноши" автопортретом Рафаэля, я, не будучи специалистом в вопросах истории искусства, ничего определенного сказать не могу. Впрочем, судите сами, сравнивая самый известный "Автопортрет" Рафаэля 1506 года, на котором он изобразил себя в возрасте 23 лет, с портретом, написанным семью годами позже.

Так и хочется подняться по этой лестнице вслед за этим юношей. Да, мне тоже. Мы находимся в Художественном музее Филадельфии. Перед нами картина Чарльза Уилсона Пила «Группа на лестнице». Это портрет его двух сыновей – Рафаэля и Тициана Пила. Это известные имена. Художник называл своих детей в честь выдающихся европейских живописцев. И ученых. Это была удивительная личность. Да, это был удивительный человек и он создал изумительный портрет. Портреты в полный рост, как правило, ассоциируются у нас с изображениями королей, представителей аристократии и великих исторических деятелей, а здесь Пил изобразил двух своих сыновей, которые словно приглашают нас последовать за ними вверх по лестнице. Он писал эту картину для своего музея, который стал одним из первых музеев в Америке. Это был одновременно музей искусства и музей науки. Среди наиболее известных экспонатов музея были кости мастодонта. Важно понимать значение музея науки и искусства для молодой республики. Это была попытка создать просветительское учреждение. Впервые со времен зарождения демократии на карте мира появилось демократическое государство. Это была эпоха великих свершений. Пил осознавал важность образования и просвещения народных масс. Только так народ мог научиться принимать разумные решения. Поэтому Пил учредил «Колумбиану» – первую в Америке настоящую художественную школу, а еще через 10 лет основал Пенсильванскую академию изящных искусств. Кроме того, как уже было сказано, он создал один из первых американских музеев. Мы рассказали о достижениях Пила, но не упомянули о его веселом нраве, который чувствуется и в этой картине. Это правда. В этой картине художник создает иллюзию реальности, и, что самое примечательное, он добивается этого не только за счет реалистичности изображения своих сыновей и этой замечательной лестницы, но и с помощью оригинального приема: первая и частично вторая ступеньки – это не изображение, а настоящие ступеньки, которые настолько органично вписываются в пространство картины, что поначалу даже не понимаешь, что есть что. Итак, первая ступень и подъём следующей ступеньки на самом деле сделаны из дерева. Они настоящие, а не нарисованные. Да, эта иллюзия необычайно убедительна. Увидев эту работу, не сразу понимаешь, что это картина. Создается ощущение, что сквозь проем в стене перед нами открывается какое-то новое пространство и лестница, манящая подняться вверх. Возникает впечатление, что, поднимаясь по этой лестнице, дети обернулись на чей-то голос, возможно, на голос своего отца, и застыли на мгновение… …словно услышав: «Обождите минутку». Верно, и это создает ощущение сиюминутности, а также реалистичности архитектурного пространства, причем это впечатление усиливается не только благодаря ступенькам, но и за счет рамы картины, которая напоминает характерную для того времени дверную коробку. С этой же целью художник изображает здесь оброненный кем-то билет из музея Пила. Здесь есть характерная американская черта – художник создает произведение искусства для простых людей. Мне нравится, как живописец изобразил в ракурсе колено мальчика, торчащее из-за дверного проема, где на него падает свет. Пил также любил сочетать овальные и округлые формы с прямыми линиями. Например, округлые пятна красок на овальной палитре, круглые пуговицы, круглой формы глаза и округлые узоры обоев на заднем плане гармонично сочетаются здесь со строгими линиями ступеней, а также с линиями камзола юноши. Это подлинная игра линий и форм, создающая иллюзию. Картина выполнена в поистине виртуозной технике, но при этом в ней столько легкости, игривости и непринужденности что она просто манит к себе. В ней чувствуется демократизм. Посмотрите, как убедительно изображены здесь тени, создающие еще большую иллюзию правдоподобия. И это касается не только едва заметной тени от билета, лежащего на второй ступени лестницы. Взгляните на фигуру мальчика, стоящего сверху. Часть его лица покрыта тенью от дверной коробки. Это выглядит очень реалистично благодаря приёму, который в европейском искусстве известен как тромплей. Он используется для создания оптической иллюзии. Один искусствовед назвал эту картину первым образцом самобытной американской живописи, что неудивительно. Художник проявляет здесь большую оригинальность и изобретательность, играя с нашим восприятием реальности и живописного пространства. В результате перед нами удивительная картина – неотъемлемая часть культуры недавно зародившегося государства. Subtitles by the Amara.org community



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы