Про деток, от рождения до школы

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа старухи Изергиль. Три части подчинены общей идее: размышлению об истинной ценности человеческой жизни, смысле жизни, свободе человека.

Рассказ «Старуха Изергиль» изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведениями раннего творчества Горького можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.

Главные герои

Старуха Изергиль – пожилая женщина, собеседница автора. Рассказывает об истории своей жизни, легенды о Данко и Ларре. Считает, что «каждый сам себе судьба».

Ларра – сын женщины и орла. Презирал людей. Наказан людьми бессмертием и одиночеством.

Данко – юноша, любящий людей, «лучший из всех». Спас людей ценой собственной жизни, освещая им дорогу из леса вырванным из груди сердцем.

Другие персонажи

Рассказчик – пересказал услышанные истории, работал с молдаванами на сборе винограда.

Глава 1

Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.

Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.

В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с орлом в горах, и юноша – их сын. Когда орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой.

Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды» . Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше» .

Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу.

Героя стали называть Ларра – «отверженный» . Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары» . Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь.

Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему» . Так был наказан человек за свою непомерную гордость.

До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Глава 2

Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.

Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема «от скуки» в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый» , которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку. «Достойный пан с изрубленным лицом» , любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой). Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль.

О разных минутах своей «жадной жизни » поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.

Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко» , и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.

Глава 3

В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.

Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы» . Люди сидели и думали, как им быть – но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко «спас всех один» . Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес – ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.

Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей – ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой – оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.

Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

Выводы

Как любое классическое произведение, рассказ Горького подводит читателя к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Пересказ «Старухи Изергиль» дает представление о сюжете, идее, персонажах произведения. Прочтение полного текста рассказа позволит читателю окунуться в яркий и выразительный мир горьковских героев.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания – попробуйте ответить на вопросы теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 4294.

Знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. Этот принцип сохранен был и в рассказе «Макар Чудра» , таким же образом построена и «Старуха Изергиль» .

Однако композиция этого произведения сложнее. Даже сам Горький говорил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Повествование много видевшей на своем веку Изергиль, старой цыганки, можно разделить на три главы: легенда о сыне орла Ларре, рассказ цыганки о своей долгой жизни и легенда о Данко. При этом все три части образуют единый текст, проникнутый общей идеей – желанием автора понять истинную ценность жизни человека.

Так как представление о жизни весьма романтично, в романтическом ореоле предстает и сама героиня рассказа «Старуха Изергиль». Только в приморском, ночном, таинственном пейзаже она может по-настоящему проявить себя. А в героях ее легенд – Данко и Ларре – воплощены образцы «одной, но пламенной страсти» : в Ларре – крайнего индивидуализма, а в Данко – высшей степени самопожертвования из любви к людям. Таким образом, они раскрывают две противоположные ипостаси жизни.

В чем же смысл этой антитезы ? Ларра – гордец, не любивший никого, кроме себя. Недаром он похож на дикого зверя: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу» . Этот сын орла и простой женщины не имел сердца: когда он хотел вонзить себе в сердце нож, тот сломался, «точно в камень ударили им» . По сути, в образе этого героя воплощена античеловеческая сущность. Конечно, мотивировка его характера обусловлена тем, что он был сыном орла, а орел - гордая птица, символизирующая всегда идеал воли и силы. На этом основании Ларра считал себя не просто выше остальных людей – он был уверен, что ему все позволено, а для него дороже всего была личная свобода.

Данко же – воплощение неиссякаемой любви к тем, кто обвиняет его же во всех бедах. Одно желание двигало юношей – вытеснить из сердца страх перед темной чащей, откуда смотрело на людей «что-то страшное, темное и холодное» . Сердце Данко, которое он вырвал из своей груди, загорелось, чтобы рассеять темноту, и лесную, и душевную. Однако оно догорело, но никто этого не заметил, и только один «осторожный человек» увидел это и наступил «на гордое сердце ногой» . Что же испугало столь осторожного человека? Возможно, боязнь того, что подвиг Данко мог воодушевить новых молодых людей в их постоянном стремлении к свободе.

Старинные легенды поучительны, и старуха Изергиль своим скрипучим голосом, который звучал так, «как будто это роптали все забытые века» , передает их юному поколению. В круг повествований включается и ее рассказ о своей молодости.

Образ старой цыганки до конца неясен, даже противоречив. Красавица Изергиль была воплощением стихийного вольнолюбия. Она жила ярко, наслаждалась своей юностью, красотой и беспечностью. Она не желала быть ничьей рабой и жила, ни о ком не заботясь. Однако, встречая на пути свободолюбивых людей, она стала понимать героизм: изрубленный в сражениях поляк оказался ей милее, чем богатый пан. А когда она полюбила по-настоящему, даже оказалась способной на самоотверженный поступок – спасла из плена любимого Артадэка. Когда же тот предложил свою любовь в благодарность за спасение, она отказалась, ведь подневольная любовь ей не нужна. Так ее наблюдения за жизнью привели Изергиль к выводу о том, что «красивые всегда смелы» , а «в жизни всегда есть место подвигам» .

Действие легенд происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – как будто перед началом истории, во времена хаоса. Но есть в настоящем времени, времени старухи Изергиль, следы, связанные с той фантастической эпохой. Отвергнувшего людей Ларру напоминает теперь темная тень, заметная лишь рассказчице. А о подвиге Данко, пожертвовавшего своей жизнью ради людей, сохранилась долгая память: перед приближающейся в степи грозою как будто вспыхивали голубоватые искры его горящего, но растоптанного сердца.

  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы. Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений. Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года. Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность. Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Тема

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот. Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем. Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

"Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу",- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе "Старуха Изергиль" отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы "Макар Чудра" и "Челкаш"), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели - наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё "я" выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко - это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.

Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В "Старухе Изергиль" связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света (сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ("В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира"). Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает "быль" и "сказку".

Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: "тусклые глаза, "потрескавшиеся губы, "сморщенный нос, загнутый, словно нос совы", "черные ямы щек, "прядь пепельно-седых волос". Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу "человека, живущего среди людей". Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.

Меню статьи:

Произведения Максима Горького всегда пользовались популярностью у читателей. Необычное описание самых неприглядных моментов в жизни людей, сочетание не сочетаемых на первый взгляд вещей и рассказов в повествовании всегда привлекали аудиторию. Рассказ «Старуха Изергиль» – один из самых колоритных и в творчестве Максима Горького, и в русской литературе в целом.

История написания и публикации

Начало рассказ берет в далеком 1894 году, письмо Горького, адресованное В.Г. Короленко (сотрудник редакции «Русские ведомости») в октябре этого года содержит информацию о написании этого произведения. С публикацией рассказа Горький немного повременил, он увидел свет в апреле 1895-го в «Самарской газете». Текст рассказа был разбит на три части и опубликован в 80, 86 и 89 номерах издания.

Структура рассказа

«Старуху Изергиль» условно можно разделить на три части. Первая – легенда о Ларре, вторая – история жизни самой Изергиль, а третья часть посвящена легенде о Данко.

В каждой части можно выделить свой девиз. Он не выделен четко в тексте, герои его никогда не оглашают, но исходя из их поступков и жизненных ситуаций, легко выделить такую жизненную позицию.

Легенда о Ларре

Это история о молодом юноше, который понес жестокое наказание за свою гордыню. В одном селении орел украл девушку – молодые люди кинулись ей на помощь, но помочь не смогли – птица унесла свою жертву. Спустя несколько лет уже состарившаяся украденная девушка вернулась в родное селение, с ней был молодой юноша. Как оказалось, орел жил с женщиной как с женой и у них родился сын. После смерти орла, женщина вернулась домой. Молодой юноша вел себя очень надменно, чем вызвал неодобрение. Его решили изгнать.

Ларра пытается обнять девушку, но та его отвергла. Сын орла жестоко убил отказавшую ему девушку. Люди связывают его и решают наказать страшным образом – он будет вечно жить и не сможет умереть, но его жизненный путь будет всегда помечен клеймом одиночества.

Они дают ему имя Ларра, что значит «отверженный». Сначала Ларра радуется – это наказание кажется ему пустяковым. Он радуется своей свободе и делает, что пожелает. По истечению некоторого времени Ларра устает от одиночества, он хочет умереть, но люди, поняв его намерение, смеются над ним и не причиняют ему ни малейшего вреда – теперь Ларра ощутил всю тяжесть его наказания. Ему предначертано вечно влачить свое жалкое существование.

Ларра наделен необычной психологией, которая сродни с психотипом героев – он считает, что независим от других людей именно этот факт позволит ему реализовать себя в роли полубога. В глазах же других людей он эгоист и невежда, который не знает и не желает знать как себя вести.

Жизнь Ларры после наказания похожа на старость любого старика – он медленно и уверенно выпал из общества, растаял незаметно для окружающих и самого себя.

Эта часть рассказа носит в себе обличение эгоистичности. На основе жизни Ларры можно сделать вывод – жизнь дана, чтобы получить личное удовольствие вне общества, мнение и потребности окружающих при этом не важны.

История жизни Изергиль

Старуха Изергиль – необычный персонаж. В рассказе мы видим ее старухой, но при этом она далека от классических пожилых людей. Несмотря на возраст, она еще помнит, что такое молодость и страсть. В ее жизни было много любовников. Изергиль не стыдится, но и не делает из этого повод для гордости – она рассказывает об этом как о фактах, не давая никаких оценочных характеристик.

Для Изергиль важно жить в обществе, но при этом руководствоваться личными желаниями. В первую очередь необходимо думать о себе и личном счастье, но и не идти вразрез с обществом. Для Изергиль, окружающие – способ достичь счастья и гармонии.

Легенда о Данко

Образ Данко возник в творчестве Горького после путешествий по территории Молдавии. Георг Богача в своем исследовании «Горький и молдавский фольклор» утверждает, что имя Данко было взято из цыганского языка и обозначает «младший сын».

Жизненный путь Данко заключается в следующем событии: когда-то жило на равнине одно племя, но случилось несчастье – пришло другое племя и прогнало бывших владельцев с насиженных мест.

Племени ничего другого не оставалось, как продолжить свою жизнь в дремучем лесу, полном болот. Ситуацию вызывается спасти Данко – он говорит, что проведет всех на другое место. Все соглашаются идти за Данко через лес. В начале люди полны оптимизма и решительности, но лес оказался слишком длинным, сомнения о том, что они заблудились все чаще и чаще посещают умы людей. Со временем предположение выливается в негодование.

Люди решились убить Данко, но не успели осуществить это намерение – Данко вырвал сердце из своей груди и пошел вперед – через несколько шагов он вышел в степь. Люди обрадовались новому месту жительства, а смерть Данко не заметили. И только один человек, из страха, наступил на его сердце – оно разлетелось множеством искр.

Прототипом для создания этого образа стал герой древнегреческих мифов – Прометей, который подарил людям огонь. Отношение к формированию этого образа имеет и поэт Август Стриндберг. О взаимосвязи поэта и литературного героя сказал сам Горький. Автор объяснил такое сродство стремлением вывести людей из темного леса. В случае Данко, в прямом смысле, в случае со Стриндбергом – переносное – его литературные работы стали катализатором для развития общества.

История Данко диаметрально противоположна по своей сути легенде о Ларре. Данко – альтруист, ему чуждо чувство эгоизма. Общественное начало важнее личного – это девиз Данко. Смерть Данко – красива и впечатлительна. Он умер в рассвете сил, молодым и прекрасным юношей.

В чем заключается связь частей рассказа

Вначале кажется, что все три истории никак не связаны друг с другом, но это не так. С их помощью Горький пытается докопаться до сути – узнать, в чем заключается смысл жизни.

Вначале автор рассматривает ситуацию, при которой действующий персонаж ориентируется только на личные потребности, полностью игнорируя желания других людей, общепринятые правила. Ларра не обретает счастья – значит этот путь ложный.

Легенда о Данко – полный антипод истории Ларры. Данко игнорирует личные желания и потребности – жертвует собой ради блага других. Окружающие не ценят его поступков – они стремительно забывают о его подвиге. Приходим к выводу – альтруизм тоже не является панацеей. Он губительно действует на людей. И эгоист, и альтруист всегда одиноки – у них нет другого выхода, они всегда будут непонятны и чужды обществу.

Изергиль в неком роде связующее звено между Данко и Ларрой. Дело здесь не только том, что она повествователь этих двух историй, а и в том, что ее образ является сродным по функциям с Бабой Ягой – глашатаем смерти (она даже имеет внешнее сходство с этим персонажем) – старуха восхищается людьми, в которых нет страха перед смертью. Именно критерий готовности умереть становиться определяющим для оценки личности в глазах Изергиль. Кроме того, старуха представляет собой олицетворение мифа. Она напоминание о реальности некоторых фактов легенд и мифов, позабытых людьми и перенесенных на поприще ирреального мира.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы