Про деток, от рождения до школы

1921. Румынский психолог создает в Вене Театр спонтанности. Разыгрывая с актерами сцены, он обнаруживает благоприятное воздействие катарсиса на психику. С 1937 года Морено проводит сеансы психодрамы в США. В России психодрама получила распространение с 1989 года, когда шведский психодраматист Йоран Хёгберг (Göran Högberg) начал обучать в Москве группу психотерапевтов.

Сегодня психодраму представляют Ассоциация психодрамы, а также Московский институт гештальта и психодрамы, Институт ролевого тренинга и психодрамы, Институт групповой терапии и социального проектирования, Институт групповой и семейной психологии и психотерапии, Институт психодрамы и тренинга. Они готовят специалистов по психодраме в городах России и за рубежом.

Определение

Исследование внутреннего мира человека и его отношений с другими людьми средствами ролевой игры. Психодрама заимствует у театра форму, у игры – спонтанность, у психоанализа – глубину. Клиент (его называют протагонистом) превращается в актера и выражает свой конфликт через игру. Терапевтическое действие вытекает из самой природы игры: можно примерить разные роли, открыть в себе новые ресурсы и совершить действия, невозможные в реальной жизни.

Принцип действия

Психодрама предлагает подойти к решению проблемы через игру, которая проходит под руководством ведущего, не на сцене, но при участии членов группы (они могут быть актерами или исполнять роль зрителей). В процессе работы протагонист становится одновременно и творцом, и главным героем своей драмы. Он воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, относящиеся к его проблеме, как если бы они происходили в данный момент. «Драматическое» понимается не как театральность, а как драматургия: подобно драматургу, мы можем пересматривать и переделывать события своей жизни. Цель психодрамы – научить клиента решать личные проблемы, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.

Ход работы

Психодраматическая сессия – это групповая терапия, с импровизированными ролями и диалогами. Клиент в безопасной обстановке под руководством психотерапевта и при участии других членов группы воссоздает и изучает в действии мир своих отношений и переживаний. Он разыгрывает значимые ситуации из своей жизни, встречается с разными частями своей личности, смотрит, как они влияют друг на друга и на поведение, может заменять механизмы взаимодействия своих ролей на более продуктивные. Например, понять, как его «испуганная» часть блокирует ту, которая стремится к счастью. Одно из преимуществ метода в том, что опыт самопознания приобретают все участники группы. Они сравнивают происходящее со своими ощущениями, жизненным опытом и начинают лучше понимать то, что происходит с ними. Исторически психодрама – первая форма групповой психотерапии, однако она широко используется и в индивидуальной терапии (монодрама). В этом случае все роли играет клиент; можно использовать пустые стулья и другие предметы.

Показания к применению

Психодрама позволяет найти новые способы поведения, разрешить конфликты, подготовиться к трудной ситуации. Она доступна всем, эффективна в работе с детьми и подростками. Психодрама не рекомендована тем, кто склонен к мании преследования: они могут отказаться вступить в игру в силу своих внутренних убеждений.

Как долго? Сколько стоит?

Группа состоит из 5–20 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают длительными (на месяцы и годы) и короткими – на 1–2 дня. Длительные группы обычно закрытые, то есть присоединиться к ним в процессе работы нельзя. Продолжительность встречи – от 2 до 4 часов. Цена от 1500 рублей.

– это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершённые ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психологических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы или неодушевлённые предметы.

Через сценическое разыгрывание эпизодов из своей жизни (прошлого, настоящего и будущего) человек получает возможность, используя свою спонтанность и креативность, войти в контакт с собственным прошлым и приобрести навыки, которые станут ему необходимы в будущем. Зерка Морено называет этот процесс "способом безнаказанно жить, несмотря на совершенные ошибки".

считал психодраму наукой, которая ищет истину драматическим способом:

"Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и стра­ хов. Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных кон­ фликтов в том виде, в котором они существуют, допол­ няя свое исследование ранними впечатлениями и вос­ поминаниями".

Главное в психодраме – это действие . Сам называл психодраму «методом, в котором истина души познаётся в действии». Большинство из нас привыкли мысленно вникать в проблемы, чтобы докопаться до их сути, анализировать, искать причины их возникновения и делать определённые выводы. Психодрама переносит проблему в действие. Здесь появляется возможность рассмотреть её комплексно, развернув в пространстве и времени, в ситуации «здесь и теперь», увидев её с разных точек зрения и восприняв всеми психическими функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией.

Кажется, что в психодраме всё происходит играючи, как бы само собой, однако в её основе лежит очень непростое, последовательно осуществляемое действие. Его греческое название – драма. Драматически изображается и переносится в действие сложная внутренняя проблема. В результате таких психодрам возрастает мужество, необходимое для вступления в контакт с забытыми воспоминаниями, с голосами и образами внутреннего мира. Психодрама может стать для человека поворотной точкой в его жизни, во взаимоотношениях с окружающими, в конфликтной ситуации. Сильное переживание имеет большие последствия, подобно расходящимся по воде кругам от упавшего камня. Такое переживание продолжает оказывать воздействие в реальной повседневной жизни. Оно доходит до глубины души, затрагивает содержание психики и приводит его в движение. Неосознанное , подавленное , давно отодвинутое в сторону содержание теперь требует работы над собой, осмысления и тогда, наконец, в сознании происходят существенные изменения. Поэтому не зря свой метод Морено называл «глубокой эмоциональной хирургией» .

Виды психодрамы и прикладное использование метода

Морено уделял внимание трём разновидностям психодрамы: психодраме, центрированной на протагонисте , в которой вся сессия целиком посвящалась проблеме какого-то одного члена группы; психодраме, центрированной на группе , которая касалась внутригрупповых взаимоотношений или других вопросов, затрагивающих и вовлекающих в действие всех участников группы, включая ведущего; и наконец, психодраме, центрированной на теме , актуальной для всех присутствующих. Эта тема могла быть связана с внутренними переживаниями людей или касаться их внешней деятельности, иметь отношение к современным мировым проблемам, политическим событиям и т.п.

В качестве терапевтического метода психодрама может развиваться в самых разных плоскостях; столь же разнообразны области её применения. Она может включать в себя бихевиоральную или семейную терапию; в ней могут затрагиваться социальные и медицинские аспекты; её применение возможно в любой ситуации, где существует внешний конфликт, а также для поиска пути внутреннего развития, ведущего к обретению человеком собственного «я».

Психодрама там, где есть интрига, столкновение сил, конфликт. А интрига есть везде. Стало быть и психодрама тоже присутствует везде, но только в скрытом, непроявленном виде. Остаётся лишь её провести.

Действующими лицами может быть всё что угодно: живые и неживые объекты, мысли и чувства; от отдельных людей до целых групп и даже государств.

Психодрама может использоваться при работе с:

    детьми (детские группы) – детская психодрама ;

    родителями с детьми вместе (смешанные группы);

    целыми отдельными семьями (папа, мама, ребёнок, бабушка, дедушка и др.);

    супружескими парами;

    рабочими коллективами, фирмами и организациями.

По результатам исследований бельгийских психологов Лет Диллен и Лени Денев, была доказана способность психодрамы, с одной стороны, выводить детей из состояния глубокой печали, а, с другой, определять причины этого состояния у детей, с тем, чтобы воздействовать на них с помощью техники социального атома . Такого рода воздействие позволяет испытуемым построить такую пространственную модель, внутри которой осуществляется конструирование их Я с помощью значимых других.

Базовые понятия и элементы в психодраме

Морено вывел несколько важных понятий, таких как «спонтанность», «креативность», «здесь-и-теперь» и др., и, опираясь на них, построил теорию психодрамы и групповой психотерапии. Достижение спонтанности и креативности – основная цель психодрамы. В них Морено видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному.

В психодраматическом методе используется пять основных элементов :

Протагонист (буквально – «первый актёр») – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.

При этом, очень важно понять, что протагонист вовсе не должен играть какую-то роль и становиться актёром, а совсем наоборот . От протагониста ожидается, что на сцене он раскроется сам и раскроет свой внутренний мир. «Ему следует держаться свободно, делать всё, что приходит на ум, и никого из себя не изображать. Для него очень важно не казаться, а просто быть тем, кем он является в жизни».

Директор (психотерапевт, ведущий группы) – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создаёт условия для постановки любой индивидуальной драмы.

Директор выполняет четыре функции. Во-первых , директор является организатором процесса, режиссёром-постановщиком , «начинает» драму, стимулирует протагониста к действию, в процессе которого он, наблюдая за поведением протагониста, старается приблизить его к наиболее глубокому осознанию самого себя и ситуации, в которой он оказался. Во-вторых , директор – это ведущий группы , и как ведущий группы он должен следить за сохранением эмоционального контакта между протагонистом и другими участниками, а также старается создать в группе атмосферу взаимной поддержки и взаимопонимания. В-третьих , как терапевт он должен «разговорить» протагониста, как-то его зацепить, слегка на него нападая или даже подшучивая над ним; если же инициативу берёт в свои руки сам протагонист, терапевт может взять на себя пассивную роль. И, наконец, в-четвёртых , в качестве аналитика директор находится вне драматического действия, давая инструкции вспомогательным лицам, чутко следя за настроением группы и анализируя чувства, мысли, поведение и отношения каждого члена группы.

Вспомогательные или дополнительные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым, способствуя развитию драматического процесса. Они помогают директору, следуя его инструкциям и указаниям. Но в первую очередь они оказывают помощь протагонисту, изображая важных для него реальных или мнимых персонажей, существующих в его внутреннем мире.

Зрители или группа – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. При этом, даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее, остаются активно и позитивно вовлечёнными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу. Морено сравнивал различие между театральными зрителями и зрителями психодрамы с различием между человеком, просматривающим фильм об извержении вулкана, и человеком, непосредственно наблюдающим за ним у подножия самого вулкана. Наличие зрителей имеет двойной эффект. Они, во-первых, помогают протагонисту, настраивая его на определённый резонанс, подбадривая, зажигая, критикуя, выражая понимание и спонтанно включаясь в действие. Чем более изолированным чувствует себя протагонист, тем важнее для него сопереживание зрителей, признание и понимание окружающих. А во-вторых, сами зрители могут оказаться пациентом, увидев свой «коллективный синдром». Проблема одного участника группы часто касается всех остальных. И тогда один из участников становится её выразителем.

Сцена (сценическая площадка) – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения, хотя в Биконе построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях.

Психодрама – это одновременно психотерапевтическая методика и механизм психологического консультирования, разработанные Я. Морено. В классической психодраме с целью исследования внутренней жизни субъекта используется механизм драматической импровизации. Работа индивидуумов, которые завершают собственные действия при помощи театрализации, драматического самовыражения и ролевых игр, является основой метода психодрамы.

Психодрама как метод психотерапии применяется в качестве индивидуальной практики (монодрамы) и в групповом действии. Методика психодрамы предполагает использование вербальных коммуникаций и невербального взаимодействия. Сеанс строится на разыгрывании нескольких сцен, которые могут изображать, например, воспоминания клиента о некоторых событиях прошлого, какие-то неоконченные ситуации, его сны или фантазии и др. Такие сцены могут быть либо близки к реальности, либо могут выводить наружу внутренние процессы психики. При помощи сценического разыгрывания собственных моментов жизни субъект получает возможность приобретения способностей, которые в будущем пригодятся ему.

Метод психодрамы

Психодрамой называют психотерапевтическую практику, представляющую собой ролевую игру. В процессе такой игры происходит драматическая импровизация, способствующая исследованию внутреннего мира субъектов и образующая условия для самопроизвольного выражения чувств, тесно связанных с наиболее значимыми для проблемами.

Групповая психодрама базируется на игровых нормах.

Понятие о психодраме в качестве коррекционной техники зародилось вследствие эксперимента, поставленного Я. Л. Морено. Такой эксперимент впоследствии назвали «спонтанным театром». Впервые о терапевтической составляющей игровых техник Морено задумался, когда увидел, как гуляющие дети в парках Вены разыгрывали собственные фантазии. В ходе экспериментов разыгрывания ситуаций Морено заметил, что возникает спонтанность, продуцируется креативность, зарождается истинный эмоциональная контакт, связывающий участников ситуации, так называемый катарсис, помогающий достигнуть творческой активности и инсайт индивидам.

Групповая психодрама предоставляет субъекту в игре роль героя. Содержание игры должно фиксироваться на проблемах личности, что способствует свободному выражению собственных чувств в управляемых терапевтом импровизациях. Участники психодрамы внимательно наблюдают за событиями и сопоставляют совершающиеся действия на игровой сцене с собственными трудностями.

Целью психодрамы является диагностирование и коррекционное воздействие на неадекватные настрои и эмоциональное реагирование, их ликвидация, углубление самопознания и отработка социальной перцепции.

Психодрама способствует раскрытию глубинных эмоций в значительно более насыщенной и эффективной конфигурации, чем это допускают сделать другие техники, основанные на вербальном описании переживания.

В процессе психодрамы индивид находит действенные методы решения проблем психологического характера различных уровней: от житейского до экзистенциального. Субъект при помощи терапевта и участников воспроизводит значимые жизненные события в драматическом акте, разыгрывает сцены, которые имеют отношение к его проблемной ситуации. Все сцены проигрываются в соответствии с принципом «здесь и сейчас», другими словами они не зависят от времени возникновения ситуаций. Действие структуируется таким образом, чтобы содействовать конкретизации проблемной ситуации. Происходит анализ новых ролей, альтернативных реакций, аффективных поведенческих стилей, выполняется поиск и опробование на практике более плодотворных моделей разрешения проблемы. Физические действия, на которых выстраивается психодрама, увеличивают возможность применения такого значимого источника познания собственной персоны и окружающих, как сигналы неречевого поведения.

Психодрама направлена на оказание помощи тем индивидам, которые имеют сложности в словесном выражении чувств и жизненного опыта. В процессе психодрамы субъект одновременно является главным героем разыгрываемой ситуации, ее творцом, исследователем себя и собственной жизни.

Детская психодрама широко применяется при отклоняющемся поведении для ликвидации неадекватного эмоционального реагирования и отработки умений социального восприятия.

Виды психодрамы предложил А. Вольтман, такие как кукольная драматизация и биодрама. Характерной чертой биодрамы является распределение между малышами ролей зверей. Вольтман полагал, что малышу, особенно в дошкольном возрастном этапе, легче играть роль какой-нибудь зверюшки, чем играть себя, товарищей или родственников. Кукольная драматизация предполагает разыгрывание взрослыми перед ребенком значимых для него состояний или конфликтных ситуаций посредством кукольного спектакля. Кукольные драматизации рекомендуется использовать с малышами, с которыми затруднено общение и находящимися в преддошкольном и дошкольном возрастном периоде.

Существуют и иные виды психодрамы. Например, один из индивидов, принимающих участие в групповом терапевтическом сеансе, в театральной форме демонстрирует или рассказывает о жизненных событиях. В этом случае ключевая роль отводится импровизации и доброжелательному настрою группы.

Методы психодрамы можно применять в качестве самостоятельных психотерапевтических техник, но наряду с этим более действенно ее использование в совокупности с другими терапевтическими методиками групповой практики, например, с групповой дискуссией.

Психодрама в психотерапии препятствует избыточной рационализации, помогает субъекту показать эмоции, выражение которых затруднено при помощи вербалики, и содействует достижению осознания. Данный метод в качестве составляющей групповой практики широко применяется в процессе коррекционной работы с расстройствами эмоционального характера, терапии некоторых психосоматических заболеваний, в семейной психокоррекционной работе.

Огромным значением в психодраматической практике обладает эффект катарсиса, возникающий вследствие реагирования внутренних конфликтов, обнаруживаемых в процессе психодраматического акта.

Элементы психодрамы довольно популярны и в других психотерапевтических направлениях, например, в гештальттерапии или поведенческо-ориентированной терапии.

Гештальт и психодрама сегодня попали в число наиболее приоритетных и популярных. Ведь они испытаны временем, имеют наработанную теоретическую основу и практическую базу, широко практикуются во многих странах. Также важным является то, что сферы употребления психодраматических методов и гештальт-подхода практически не имеют границ. Они могут одинаково эффективно применятся, как в психологических практиках, так и в социальной работе. Универсальность этих методик позволяет их использовать при индивидуальной работе с субъектами и в групповой работе, не зависимо от количества участников.

Гештальт и психодрама являются не просто методиками психотерапии или набором техник, используемых на тренингах. Главным образом, это образ мышления, практика каждодневного постижения собственного проживания здесь и сейчас, способствующая формированию личности.

К задачам психодрамы следует отнести творческое переосмысливание собственных конфликтов, образование более совершенных и адекватных аспектов самопознания себя индивидом, преодоление разрушительных поведенческих моделей и стилей эмоционального реагирования, выработку новых адекватных поведенческих реакций и моделей эмоционального реагирования.

Классическое проведение сеансов психодрамы содержит в себе 5 ключевых позиций. На первой позиции находится протагонист, то есть первый игрок, изображающий в психодраматическом акте героя, исполнителя главной роли, который демонстрирует собственные проблемы. Вторую позицию занимает режиссер или фасилитатор. С его помощью протагонист возрождает собственную актуальную реальность. Другими словами, режиссером является индивид, помогающий клиенту проанализировать собственные проблемы, создающий нужную атмосферу в группе и распределяющий роли между участниками. Третью позицию занимают вспомогательные «Я», которые являются другими участниками группы, играющими второстепенные роли и усиливающие действия режиссера. К основными функциям вспомогательных «Я» относят обыгрывание ролей, необходимых протагонисту для воплощения его замысла, помощь в понимании протагонистом его восприятия взаимоотношений с другими действующими лицами, проявление неосознаваемых протагонистом отношений, помощь протагонисту в переходе от драматического акта к реальной жизни. На четвертой позиции находятся зрители, которые являются членами группы, не принимающими прямого участия в психодраматическом акте, но участвующие в дальнейшем обсуждении ситуации по завершению ее обыгрывания. Сцена занимает пятую позицию. Сценой называют место в помещении или другом пространстве, где разыгрывается сценическое действие.

Психодрама Морено

Развитие групповых способов психотерапии в качестве отдельно взятого терапевтического направления, тесно связано с именем Я. Морено. Психодраматическая практика последние несколько десятилетий результативно применяется почти во всех европейских странах и США.

К стержневым понятиям психодраматической практики следует отнести: роли и различные ролевые игры, теле, спонтанность, инсайт и катарсис.

Необходимо постигнуть принципиальную разницу психодра­матической практики в качестве метода терапии от театральной формы разыгрывания ролевых образов. Если в театре абсолютно все роли распределены и расписаны ав­тором, то в психод­раматические практики не подразумевают под собой никакого предопределенного сценария.

В психодраме все участники сами воссоздают сценарий в процессе развития сюжета и не подозревают, к чему это может привести. Роли, участвующие в сценарии, выбирают и разделяют между собой сами. Терапевт всего лишь разъясняет главные правила и в их пре­делах поощряет всякую импровизацию и самопроизвольность.

Понятие «теле» сродни трансферу (переносу) З. Фрейда. Под анализом трансфера Фрейд подразумевал один из технических инструментов практики психоана­лиза, через который он старался описать лич­ность пациента и выявить причины, провоцирующие возникновение невроза. А корнтрперенос означает процесс сопережива­ния () психотерапевтом чувств и эмоциональных состояний клиента.

Морено же в собственном методе объединяет под одним понятием «теле» перенос и контрпере­нос, которые характеризуют взаимно направленный процесс эмпатии – психотерапевт–пациент и между всеми участвующими в психодраме. Наряду с этим в психодраме перенос и контрперенос применяется не столько для возможности охарактеризовать личность субъекта, сколько с целью терапевтического воздействия для его са­мораскрытия и победы над определенными комплексами и неврозами, для усиления группового процесса.

Под спонтанностью он подразумевал естественность (ненамеренность) реагирования и восприятия. Множество клиентов чересчур зажаты в собственных психологических защитных механизмах и стандартов поведения. Обретение такой спонтанности и естественности помогает индивидам эффективно освободиться от собственных комплексов и как следствие, от неврозов. Для того чтобы индивиды могли обрести спонтанность психотерапевт должен лишь подталкивать их действовать «здесь и теперь» при этом, не навязывая собственного сценария сюжетно-ролевой игры.

Катарсис в древнегреческой трагедии обо­значал так называемое очищение, озарение посредством страдания. В психоанализе Фрейд использовал понятие катарсис в смыс­ле раскрытия при­чин неврозов посредством интенсивных эмоциональных волнений и вытекающего из этого облегчения, то есть исцеления. В психодраматическом сценарии катарсис должны пережить не только протагонист и все участники конкретной сюжетной линии, но и все прочие индивиды, которые не участвуют в конкретной ситуации, но являются зрителями. У Я. Морено процесс катарсиса является ключевой задачей участников психодраматического процесса и сопереживающих зрителей. Он оказывает на них воздействие психотерапевтиче­ской направленности.

Понятие инсайт в переводе с английского языка имеет значение «неожиданное озарение» и означает оно неожиданное понимание субъектом собственных проблем или модификация взгляда на собственную персону, расши­ряющее возможности разрешения проблем. Инсайт обычно происходит вследствие катарсиса. Атмосфера и динамичность действий психодрамы долж­ны привести субъектов к катар­сису, а посредством него и к инсайту.

Сеанс психодрамы состоит из объяснения группе смысла и стержневых задач психодраматической практики, описание этапов реализации. Практическое воплощение психодрамы содержит в себе несколько этапов и три стадии организации са­мой психодрамы.

Сегодня особой популярности набирает детская психодрама для лечения их невротического поведения. Игра в психодраме является не только символическим обыгрыванием конфликтов, но и активной переработкой опыта. В психодраме ведется настоящая работа по одолению и разрешению конфликтных ситуаций. В игровом процессе малыши ощущают и переживают себя в качестве творческого инженера-конструктора, создателя, со-творца собственной жизни. Психодрама предоставляет возможность детям как бы «заново родиться» для более удовлетворяющей их жизни.
Детская психодрама ориентирована на сотворение творческой и естественной личности, поэтому она не ограничивается ликвидацией расстройств, она видит собственную ключевую задачу в способствовании развитию экспрессивной, креативной личности. Детская психодрама служит для стимуляции и поддержки в крохе спонтанности, естественности и творческой активности.

Техники психодрамы

Сегодня существует целый институт психодрамы, целью которого является помощь в развитии и применении различных техник и инструментов психодрамы в разных сферах деятельности, например, в психотерапии или образовании. Поэтому психодраматическая практика отличается значительной технической оснащенностью. Большинство техник были разработаны и использованы на практике в одной определенной ситуации. Однако есть и универсальные техники, которые не имеют зависимости от содержания проблемной ситуации.

Как правило, в начале работы используется техника представления себя. Она позволяет субъекту в коротких по времени сценах представить себя или изобразить значимых личностей. Данная техника может выполняться в монологическом виде или в форме интервью. Представление в ней направлено на предоставление информации об истинном поведении субъекта, а не о его фантазиях в отношении себя. При этом субъект сам решает, какую информацию предоставлять, что способствует ощущению безопасности. Вхождение в психодраматический акт посредством данной техники приумножает эффект разогрева, предоставляет возможность сосредоточения на проблеме.

Техника проигрывания роли предполагает признание и нахождение в роли. Преимущественно, ее выполняет вспомогательное «Я» при этом, способствуя протагонисту в постановке сюжета из собственной жизни.

Техника двойника предполагает вспомогательному «Я» сыграть роль протагониста. При этом «двойнику» рекомендуется располагаться позади и немного в стороне от протагониста. Вначале процесса ему надлежит постараться стать своеобразной тенью протагониста и при помощи движений, манеры изъясняться вживается в состояние протагониста. При этом вспомогательное «Я» приобретает обратную связь от протагониста, руководствуется ею и соответственным образом корректирует собственное поведение. После этого «двойник» старается углубить собственное понимание и выразить содержательный аспект, который не демонстрируется протагонистом. Прототип, в свой черед, может либо принять предложенную вариацию, либо проигнорировать ее. Также он может не согласиться и выразить несогласие в спокойной манере или бурными эмоциональными реакциями. В завершении данной техники оставшиеся участники подключаются для обсуждения действий «двойника».

Во многих современных странах институт психодрамы предоставляет возможность изучения и применения всевозможных техник для дальнейшего использование в практике.

Психодрама тренинг

Тренинг подразумевает наличие трех стадий и использование упражнений.

Психодрама упражнения могут ставить перед собой различные цели: от так называемого разогрева до отработки навыков ролевой игры. Упражнения могут использовать для раскрепощения участников, например, применяют элементы групповой гимнастики или пантомимы в парах либо тройках.

На первой стадии основная нагрузка ложится на режиссера. Здесь к его задачам относят: достижение раскрепощения участников, преодоления двигательной зажатости, поощрение, стимулирование возникновения спонтанности невербального словесного проявления эмоций, фокусирование внимания участников на решении общей цели.
Психодрама упражнения способствуют приобретению группой раскованности, естественности и спонтанности. При этом, чем быстрее они приобретут такие состояния, тем эффективнее произойдет налаживание процесса психодрамы.

После приобретения субъектами определенной доли раскованности, естественности и сотворения активной творческой обстановки вследствие грамотно проведенной разминки наступает вторая стадия терапии – основная часть психодраматической практики.
Вначале ведущий определяет протагониста и просит его выбрать важную для него ситуацию, тему или проблему, познакомить всех с общей идеей сюжета, который протагонист желает разыграть. Режиссер обращает внимание участников, что протагонист преподносит только общую направленность, а непосредственно развитие действий должно быть спонтанным в психодраме. После этого протагонисту необходимо подобрать себе партнеров, которые будут являться его вспомогательными «Я», и объяснить им задачи. Дальше происходит непосредственное обыгрывание протагонистом намеченного сюжета.
На завершающей стадии психодрамы происходит совместное обсуждение действий и анализ поведения протагониста и других участников. В таком обсуждении надлежит участвовать всем участником процесса.

Порой необходимо, чтобы человек выплеснул свои проблемы и переживания, осознал и принял себя, но как этого достичь психологам? Сегодня мы поговорим о таком способе, как метод психодрамы.

Что такое психодрама? Давайте дадим ей определение.

Психодрама является методом группового терапевтического приема для познания внутреннего «Я» человека, направленный на выявление проблем. Драматическая импровизация является главным инструментом в этом методе.

В чем отличие между обычным театральным представлением и этим методом психологии? Во втором случае нет ограничений в импровизации, человек сам определяет свою роль, не имея у себя в голове заранее заученного текста.

Используя такой прием, как психодрама, упражнения которой являются только групповыми, нужно уметь классифицировать группы людей:

  • Дети, то есть детская психодрама.
  • Родители и дети – смешанные группы.
  • Целые семьи, группы, в которых присутствует целиком вся семья (бабушки, дедушки, тети).
  • Супруги.
  • Коллеги – бывает, что помощь необходима целому рабочему коллективу.

Группы готовы. Необходимо учитывать и основные аспекты такого понятия, как психодрама; как метод психотерапии это сложный механизм, включающий в себя следующие понятия:

1. Определение роли и сама игра. Самое важное здесь не то, каким будет персонаж – добрым или злым. Важнее всего выявление материала, с которым предстоит работать.

2. Спонтанность, импровизация. Не должно быть заготовок, не должно быть строго определенных жестов. Необходимо дать личности раскрыться и предстать во всей своей красе, показать свою многогранность.

3. Осознание. Озарение, снизошедшее на всех участников группы, является той самой целью психодрамы. Главные герои понимают и принимают себя, свои ошибки и действия, второстепенные – находят выход из проблем и становятся более уверенными.

Структура стадий разыгрывания драмы

У любой драмы есть свое определенное строение, также и в такой науке, как психотерапия, психодрама разделяется на стадии:

  • Сближение участников группы. Это необходимо для выявления субъекта, то есть протагониста. Также происходит определение проблемы.
  • Само действие драмы. Протагонист – главное лицо психодрамы, он погружается в свои проблемы, достигая озарения. Ведущий же смотрит со стороны, следя за каждым участником.
  • Анализ. Члены группы выплескивают наружу свои мысли и эмоции, появившиеся в результате действа. Главный герой получает отдачу, видя, что он не один, проблема их едина.

Этот психологический прием дает человеку прочувствовать в полной мере проблему, выплеснуть свои эмоции, не замыкаясь в себе. Психодрама окружает человека пониманием, состраданием и избавляет человека от одиночества.

Основные методики

Психолог Морено подарил миру прекрасную методику – психодраму. За годы своего существования она стала чрезвычайно популярной. Разработано много методик этого механизма, и до сих пор не перестают разрабатываться и вноситься все новые и новые способы психодрамы.

Рассмотрим некоторые техники психодрамы:

1. Монолог. Вспомним театр и существование бессмертных монологов Гамлета, Фамусова или же князя Болконского – сколько в них звучало проблем и чувств!

Здесь точно так же. Протагонист, которому дана главная роль, рассказывает о своей проблеме, делая это максимально четко и выразительно, чтобы слушатели поняли ее. В процессе объяснения он сам начинает рассматривать свою проблему, приходя к ее пониманию в итоге.

Это можно наблюдать всюду. Например, на уроке порой отличнику поручают втолковать тему двоечнику, что как следствие давало результат: второй начинал разбираться в теме, первый приходил к полному осознанию.

2. Двойник. Главный герой выбирает себе двойника, который становится его отражением в проблеме. Двойник должен вывести их из лабиринта проблем, куда загнал себя протагонист.

Этот метод психодрамы дает возможность посмотреть на себя со стороны во всей многогранности. Внутреннее «Я» будто бы вылезло наружу.

3. Обмен ролями. Все наоборот, протагонист меняется ролью со своим двойником. Постигая свое внутреннее «Я», узнавая глубины своего внутреннего мира, достигает единения со своим «Я». Кроме того, эта методика психодрамы помогает сблизиться всем участникам психодрамы.

4. Отражение. Наверняка те, кто ходит в театральные кружки, сталкивались с упражнением «Покажи другого», вот в этом и суть следующей методики.

Участники группы показывают «главного героя» – как они видят и чувствуют его. Благодаря этому можно со стороны увидеть свои ошибки, это позволяет чему-то научиться, что-то перенять у других.

Какой метод выбрать, какова будет их последовательность, выбирает только сам ведущий.

Выбор упражнений

Во время психодрамы некоторые из участников могут быть выведены из игры из-за психологической защиты. Чтобы предотвратить это и способствовать скорейшему разрешению проблемы, были разработаны специальные упражнения. Эти упражнения проводятся в начале психодрамы и помогают членам группы быть более открытыми перед всеми:

  • Ролевая игра.
  • Сон. Для понимания значения снов.
  • Шахматная доска. Для того чтобы узнать отношения, в которых находятся участники группы.
  • Семья. Для выявления внутрисемейных отношений между членами семьи.
  • Без реплик. Необходимо высказать свое мнение друг о друге, отведя взгляд в сторону.

Психотерапия ли это

Может быть, психодрама – это не психотерапия, а обучение умению подвергать анализу свои чувства и эмоции? Сама структура и методы напоминают развивающий тренинг. Давайте разбираться.

Допустим, человек воспринимает происходящее не эмоциями и ощущениями, а холодным разумом – тогда это не что иное, как обучение, это тренинг. А если этого же человека выдернуть из его переживаний и окунуть в новое состояние, в котором он окажется беспомощной жертвой, которой требуется спасательный круг? Здесь уже однозначно психодрама, необходима психологическая помощь.

Все зависит от внутреннего и эмоционального состояния отдельного человека. Зависит от ситуации и проблемы, которая имеется в виду. От клиента зависит все.

Каков смысл психодрамы? Психодрама полезна, она необходима людям, у которых проблемы с окружающими и с самими собой.

Там, в психодраме, проигрывая и проживая определенные свои переживания и жизненные ситуации, человек раскрывается. Он раскрывается сам себе, постигает непознанные грани, хотя это было для него недосягаемо раньше.

Он проживает и получает новый урок. Учится новым способам налаживания отношений с другими людьми и с собой. Учится находить общий язык.

Психодраме подвластен любой возраст. Успех будет только в случае непрерывной работы и при наличии хорошего специалиста. Необходимо умение тонко подбирать те или иные техники и методики для разных групп и конкретных ситуаций.

Достижения психодрамы налицо – практика многих лет показала, что польза весьма ощутима. Психодрама получила свое развитие во многих странах, в том числе и в нашей стране. Многие психологи совершенствуют ее и добавляют новые методики по сей день.

Психодрама показала себя как действенный механизм терапии человеческого внутреннего мира и помощи в решении проблем. Считаем, что такой практике следует доверять всецело. Автор: Вера Иванова

по социологии

«Психодрама как метод

групповой терапии»

Выполнила

студентка группы ФФ-2289

специальности «Журналистика»

Катерина Могутова

Проверила: Маисеева Е.В.

Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.

Глава 1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат.

Глава 2. Психодраматическая сессия.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Современная жизнь со всеми стрессами и нервными срывами, тяжелыми эмоциональными переживаниями порой не представима без помощи со стороны людей - близких или совсем посторонних. Подобную помощь могут оказать группы психологической поддержки.

В современной литературе понятие групповой терапии используется в трех значениях:
1. Групповая терапия - как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы групповой терапии - трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арт-терапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, «клубы бывших пациентов» и др. Групповая терапия находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.
2. Групповая терапия - как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.
3. Групповая терапия - как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа .

Существует огромное множество методов групповой и индивидуальной терапии: это арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, техника взрыва, суггестия (внушение), самовнушение, гештальт-терапия, гипноз, гипнотерапия, наркосуггестия, дебрифинг, игровая психотерапия, музыкотерапия, техника наводнения, нейролингвистическое программирование, оперантное обусловливание, поэтическая терапия, психоаналитическая терапия, терапия творческим самовыражением, разговорная терапия, theraplay (терапевтическая игра), холдинг-терапия и др. Наиболее интересным, на наш взгляд, является метод психодрамы. Он нем и пойдет речь.

1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми . Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.
В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций .

У психодрамы есть два применения - она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга. Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом. Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться .

Психодраматические группы обычно состоят из 8 - 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными - от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими - на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.
Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности. Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека. В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз) .

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает». В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» - и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу. Может быть, найти им какой-то лучшее применение - «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве» .

В психодраме можно разыграть внутренний конфликт. Например, практически каждого касается ситуация выбора между «можно», «нужно» и «хочу»… Мы часто говорим себе: «Надо делать это…, надо делать то…». И в это же самое время что-то внутри сопротивляется и канючит: «Не хочу…, не буду!…». И эти два голоса могут встретиться друг с другом в психодраматическом пространстве, чтобы протагонист смог увидеть, в чем глубинный смысл этих разногласий, посмотреть «как будто другими глазами», увидеть картину целиком. А может быть эти голоса услышат и поймут друг-друга - сами или с помощью посредника. И протагонисту может быть очень важно постепенно учиться быть таким посредником для собственных голосов .
Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальт-терапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения. Ролевая игра занимает центральное место в психодраме.
В ходе работы составляется социограмма - специальная схема межличностных отношений, отражающая направленность аттракции, отвержения и безразличия в группе. Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Морено противопоставлял психодраму пассивности психоанализа. Он верил, что психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. Гуманиста Морено привлекало, что человек, который играет роль "Бога", получает возможность более полно исследовать свои чувства и может способствовать своей самоактуализации. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей - будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.
Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написали авторы, и они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Профессиональный актер должен обладать способностями перевоплощаться в того персонажа, которого он играет, исполняя роль именно в театральном представлении, а не в реальной жизни. В психодраматическом представлении актерство может оказаться помехой. Нередко профессиональные актеры подвергаются атакам в группах встреч за то, что прячутся за свои фальшивые фасады.
Морено отмечал, что множество людей реализует ролевое поведение в реальной жизни подобно актерам в театре. У них отсутствует спонтанность, они вовлечены в осуществление бессмысленных ритуалов и ведут себя в рамках тех ролей, которые предлагают им окружающие. Возьмем, к примеру, людей, которые одинаково вежливо улыбаются и в радости, и в горе, не желая обсуждать при других свои актуальные эмоциональные переживания. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения по сценарию.
В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника. Гораздо более волнующие, чем традиционные представления, психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.
Понятие спонтанности и родственное ему понятие творчества составляют ядро теории действия и личности Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на психотерапевтическое значение той внутренней свободы, которую демонстрировали дети, играющие в венских парках. Казалось, что они не подвержены воздействию поведенческих стереотипов и способны полностью переселяться в мир своих фантазий. "Спонтанный театр" был создан Морено в ответ на его разочарование в традиционном театре, главным недостатком которого он считал заложенную в сценарии ригидность социально-ролевого поведения. Морено видел, что люди становятся похожими на роботов, некими подобиями машин, лишенными индивидуальности и творческих возможностей. Именно поэтому в психодраме нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или следовать любому, пусть даже не изведанному для них пути. Этот метод в значительной степени контрастирует с традиционным театром, в котором пьеса еще и еще раз проигрывается в поисках оптимальной игры.
Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме в качестве "противоядия" все возрастающей ригидности социально-ролевого поведения. Члены психодраматических групп расширяли ролевой репертуар, исследовали индивидуальные особенности и по мере разыгрывания представления находили решения специфических личностных проблем.
В общепонятном значении сценария у участников психодрамы нет. В качестве сценария выступает программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивидуума в важных моментах его жизни - позволяя участникам изменить привычные поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, актуализировать свой человеческий потенциал, она помогает им достичь иного жизненного статуса. Создается впечатление, что, по Морено, эволюция приведет к тому, что выжить смогут лишь творческие личности.
Спонтанность - это тот ключ, который приводит к пониманию идеи творчества. Как говорил Морено: "Творчество - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким хитрым катализатором творчества является спонтанность" (Могепо, 1974а, р. 76). Другими словами, идеи возникают во время спонтанного действия, а при удаче и достаточной настойчивости могут привести к творческому акту.
Конечным продуктом творческого процесса являются "культурные консервы" (Bischop, 1964). "Культурные консервы" - это то, что сохраняет культурные ценности: язык, литература, искусство, ритуалы. "Консервы" связывают людей с прошлым, а усвоенные благодаря им устойчивые модели поведения, стереотипы мышления помогают решать новые проблемы, преодолевать критические ситуации. Хотя консервация необходима для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством консервации невозможно.
Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие "спонтанность" у Морено содержит две основных переменных: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который не знаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-то роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологическое.
Терапевтические цели в психодраме часто включают в себя знакомство клиента с культурными и социальными ограничениями с одновременным облегчением процесса развития творческой спонтанности. Согласно Морено, современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения так же, как примитивные люди боялись огня до тех пор, пока они не научились добывать его. Морено использовал театр в качестве лаборатории для исследования спонтанности. Он обнаружил, что можно научиться спонтанности, и начал разрабатывать специальные психодраматические приемы для тренировки спонтанных действий.
Спонтанность сближает психодраму с другими групповыми подходами, делающими акцент на принцип "здесь и теперь". Проблемы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Естественные барьеры времени и пространства стираются. При психодраматической конфронтации прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу "здесь и теперь". По сути, психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы