Про деток, от рождения до школы

  • Физическое и словесное насилие - сигнал тревоги, на который надо реагировать, если оно становится для ребенка основным способом общения.
  • Задача родителей в том, чтобы помочь ребенку преобразовать его агрессивные импульсы в приемлемые, человечные чувства.
  • Проявляя агрессию, ребенок всегда выражает свое страдание, реагирует на неблагополучие в семье.

В одном из престижных лицеев четвероклассники писали изложение. Учительницу на минуту позвали к директору, а за это время двое соседей по парте успели поссориться: Антон заглянул к Вике в тетрадь, та прикрыла страницу рукой, он обозвал ее врединой, она стукнула его тетрадкой. В ответ мальчик с такой силой толкнул соседку, что она упала со стула и сломала руку…

«Сегодня если дети дерутся, то бьют очень больно, - говорит психолог Ольга Кардашина. - Конфликты нередко заканчиваются травмами, и происходит это не только с детьми из неблагополучных семей или c теми, кто много времени проводит за просмотром телепередач или компьютерными играми, - а ведь именно так многие привыкли считать».

Что делать в таких ситуациях - наказывать? И как предотвратить саму возможность того, чтобы наш ребенок стал агрессивным и тем более жестоким?

Когда родителям начинать беспокоиться?

Родителям непросто понять масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Кого же действительно можно назвать «проблемным ребенком»? Дошкольника, который заходится в гневном крике в ответ на родительское «нет»? Второклассника, который дерется на переменах? Или подростка, который при любой возможности пускает в ход кулаки?

«Я никак не могла решить, где кончаются так называемые нормальные мальчишеские шалости и начинаются ненормальные, - признается Лилия, мать двух близнецов-первоклашек. - Витя и Митя всегда были легковозбудимы, но мне по-настоящему стало не по себе, когда мама их одноклассника пожаловалась, что мои дети загнали в угол ее сына и устроили ему «темную».

Мы пошли к детскому психологу, который успокоил меня и посоветовал... отвести их в хорошую спортивную секцию». «Важно, чтобы тренер ориентировал детей не на рекорды любой ценой, а на развитие человеческих качеств с помощью спорта, - уточняет психолог Эдвига Антье. - Только в этом случае занятия спортом и приобретенные навыки будут ребенку во благо, и он не станет демонстрировать силу на младших братьях и более слабых приятелях, наслаждаясь при этом своим превосходством».

Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния

«Родителям нужно беспокоиться в том случае, когда ребенку доставляет удовольствие причинять зло другому и видеть его страдания, - подчеркивает детский психолог Мария Серебрякова. - По-настоящему проблемными можно назвать лишь тех детей, кто постоянно агрессивен до жестокости. Для них такой способ поведения - основная тактика: они оказываются затянуты в разрушительную воронку, независимо от возраста и социального положения семьи».

Если же ребенок дерется лишь время от времени и при этом считается с авторитетом старших, готов воспринимать их объяснения и запреты - его поведение вполне нормально.

Детский психолог Северин Феникс, автор масштабного исследования о проблемном поведении школьников, добавляет: «Есть множество нюансов и деталей, которые и определяют степень тяжести детской проблемы. Иногда асоциальное поведение ребенка - не сама болезнь, а лишь симптом, скрывающий реальные причины его состояния». И их необходимо найти - иначе помочь такому ребенку по-настоящему будет невозможно.

Агрессивность как этап развития

Понятно, что одним наказанием проблемы агрессивного поведения не решить. По одной простой, но часто упускаемой нами из виду причине: личность ребенка еще только формируется. И при этом, как утверждает теория психоанализа, проходит все непременные этапы развития, в том числе и этап агрессивности, которая иногда может принимать очень жестокие формы.

«Для детей полутора-двух лет агрессия может быть вполне естественной реакцией: меня толкнули, и я толкнул, - объясняет Ольга Кардашина. - Как и для бунтарей-подростков, движимых желанием самоутвердиться, противопоставляя себя окружающему миру».

Эту энергию детской агрессивности, подчеркивает психолог, важно направить в иное, не деструктивное, но конструктивное русло. Семья, школа и общество должны действовать в этом совместно - так, чтобы взрослые осознавали и использовали свой авторитет, устанавливая разумные запреты, а дети воспринимали этот авторитет как законную и необходимую силу, преобразуя свою агрессивность в более приемлемые чувства.

Семьи, где рождается жестокость

Если авторитет взрослых слаб или попросту отсутствует, ребенок начинает выплескивать свои агрессивные импульсы на окружающих и может привыкнуть к такому стилю поведения. В особой опасности находятся дети, лишенные родительского понимания, сопереживания их чувствам, подчеркивает детский психотерапевт Морис Берже. «Такие дети не могут описать словами свое душевное страдание, - говорит специалист. - Они никогда не встречали сочувствия в родителях, а потому не могут сочувствовать другим».

«Нередко даже от трех-четырехлетних детей можно услышать: «Я очень злюсь на тебя и не знаю, как с этим справиться», - говорит Мария Серебрякова. - Родители же, не вникая, лишь раздражаются: «Прекрати!» Но даже если ребенок замолкает, его агрессия не исчезает. Она обязательно проявится где-то еще или превратится в аутоагрессию - чувство вины, ощущение собственной неполноценности, ненужности».

Чтобы помочь ребенку, нужно самим научиться реагировать на его поведение адекватно

Так или иначе за проявлениями детской злости, грубости и жестокости всегда стоят определенные проблемы семьи, в которой растет ребенок. Вернее, сама его семья - нестабильная, не дающая ему необходимого понимания, тепла, защиты - и порождает детские проблемы.

«Самые тяжелые ситуации обычно складываются там, где родители не испытывают ни малейших сомнений в правильности собственных поступков и взглядов на воспитание, а потому перекладывают всю ответственность на других - на общество, преподавателей, врачей, - говорит Морис Берже. - Чтобы помочь своему ребенку, нужно самим реагировать на его поведение адекватно и как можно раньше. Не воспринимать стремление обругать или поколотить обидчика как нечто естественное, но и не сводить личность ребенка к определению «агрессивный», понимая, что за его поведением всегда скрывается какое-то страдание».

Выдающийся английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт утверждал, что «антисоциальное поведение детей является сигналом SOS, желанием получить поддержку от сильных, любящих и вызывающих доверие людей». Это именно то, что должны услышать в нем взрослые.

Как родителям реагировать на агрессию ребенка?

Детский психолог Эдвига Антье в книге «Агрессивность» объясняет причины агрессивного поведения детей разных возрастов и советует родителям, как лучше поступить, столкнувшись с подобными реакциями ребенка.

Дo 1 года

Причины агрессии: голод, кишечные колики, страх, чувство незащищенности, потребность в постоянном подтверждении материнской любви.

Способы выражения: плач, крик.

Что делать: кормить, брать на руки, ласкать, улыбаться, разговаривать. Чаще бывать с ребенком; даже находясь дома, носить его на животе или спине в рюкзачке или перемещать за собой в стульчике-лежанке.

Чего не делать: не оставлять плачущего ребенка без внимания; не кричать на него; не успокаивать с помощью соски; не пугать громкими звуками и резкими движениями; не навязывать ему свою волю в игре.

1–1,5 года

Причины агрессии: недовольство вводимыми ограничениями и запретами.

Способы выражения: упрямство, отказ от еды и сна, ночное пробуждение, плач.

Что делать: доходчиво и сдержанно объяснять каждое свое «нет»; быть авторитетным, но не авторитарным лидером; поощрять, но контролировать детское любопытство и исследовательский азарт; приходить на помощь плачущему ребенку со всей возможной поспешностью.

Чего не делать: никогда с силой не трясти ребенка за плечи (это может привести к кровоизлиянию в мозг); не подчинять себя полностью его воле; не допускать, чтобы он подолгу плакал.

1,5–3 года

Причины агрессии: начавшаяся самоидентификация ребенка; конфликт неудовлетворенных детских желаний и потребностей с волей и взглядами родителей.

Способы выражения: крик, удары ногами, щипки, укусы, царапанье, битье игрушек.

Что делать: не подавлять ярость, а дать ей выплеснуться; призывать ребенка к порядку спокойно, доброжелательно и твердо; больше играть с ребенком.

Чего не делать: не высмеивать ярость ребенка, не отвечать агрессией.

3–6 лет

Причины агрессии: неуемная энергия, постоянная жажда познания мира и общения; ревность к матери.

Способы выражения: бранные слова, плач, капризы.

Что делать: больше разговаривать с ребенком, но избегать морализаторства и нотаций; развивать у него чувство юмора. Начиная с 5 лет большинство детей осваивают новые, менее варварские способы общения.

Чего не делать: не поддаваться на провокацию и игнорировать бранные слова, не сквернословить в присутствии ребенка; не оставлять его надолго одного, а прибегать к помощи других членов семьи или приглашать няню.

7–12 лет

Причины агрессии: естественная (возрастная) агрессивность.

Способы выражения: перебранки со сверстниками, возня, драки.

Что делать: направить энергию ребенка на подвижные игры, занятия в секциях и кружках; учить его облекать эмоции в словесную форму; ориентировать на социальные ценности; дозировать время просмотра телепрограмм и компьютерных игр.

Чего не делать: не стыдить ребенка, если он не сумел победить в драке; не позволять ему смотреть телепередачи со сценами чрезмерной жестокости и насилия; не поощрять увлечение слишком «кровавыми» видеоиграми.

Почему ребенок ведет себя плохо?

Отметьте те утверждения, которые соответствуют вашему ребенку, чтобы лучше понять причины его агрессии.

А. Для ребенка характерны:

  1. Трудолюбие.
  2. Успешность.
  3. Чрезмерное честолюбие.
  4. Стремление быть первым.
  5. Делать все напоказ.
  6. Быть в любимчиках у учителя.
  7. Надежность.
  8. Обаяние.
  9. Остроумие.
  10. Впечатлительность.
  11. Склонность к пустословию.
  12. Хвастовство.
  13. Занудство.
  14. Надоедливость.
  15. Легкие проказы.
  16. Склонность дразнить.
  17. Крик, плач.
  18. Лень.
  19. Неловкость.
  20. Неопрятность.
  21. Застенчивость.
  22. Робость.
  23. Зависимость.

Если хотя бы на пять утверждений из раздела «А» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - стремление любыми средствами привлечь внимание.

Б. Для ребенка характерны:

  1. Дерзость.
  2. Непокорность.
  3. Вспыльчивость.
  4. Прогулы уроков.
  5. Склонность к спорам.
  6. Неподчинение.
  7. Упрямство.
  8. Забывчивость.
  9. Склонность к безделью.
  10. Склонность демонстрировать превосходство: моральное, интеллектуальное, в умении планировать дела, в умении справляться с делами.

Если хотя бы на три утверждения из раздела «Б» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка -стремление любыми средствами достичь главенства.

В. Для ребенка характерны:

  1. Привычка нарушать всевозможные правила.
  2. Злость.
  3. Жестокость.
  4. Воровство.
  5. Угрюмое сопротивление.
  6. Сильная пассивность.

Если хотя бы на два утверждения раздела «В» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его стремление отомстить, заставить других почувствовать его боль и обиду.

Г. Для ребенка характерны:

  1. Комплекс неполноценности.
  2. Безнадежность.
  3. Тупость.
  4. Лень.

Если хотя бы на два утверждения из раздела «Г» вы ответили «верно», то причина плохого поведения ребенка - его ощущение неспособности сделать что-нибудь, нехватка собственных сил.

Причин проявления жестокости может быть не мало. Начнем с того, что значит жестокий человек. Это тот человек, который безразличен к эмоциям окружающих и способен не воспринимать их. Часто причиной жестокости могут быть какие-то трагические события.

К человеку обращались так же жестоко, как и он стал жесток в последствии. Но бывает так, что это качество врожденное. Оно возникает само по себе. Не редко бывает так, что сила воли и бессердечие идут рука об руку.

Волевой человек, при развитии в себе бесчувственности может усиливать ее. Он не уступит при споре и гораздо вероятно станет мстить. Но такое проявление возможно в том случае, если у человека развивается бездуховность.

В обществе принято негативно оценивать такое человеческое качество, как жестокость. Это и понятно, по-другому и быть не может. Но было бы лучше относиться к этому с большим понимание, с принятием. Важно понимать механизмы того, как у человека возникает это качество, ведь никто не рождается жестоким. К сожалению, люди такими становятся. Психологами после тщательных исследований выявлено, что жестокими становятся люди, подвергшиеся насилию. Именно подвергшийся насилию человек превращается в жестокого насильника. И не всегда это осознается человеком и его окружением.

Поэтому было бы правильнее говорить о том, что жестокость это не личная заслуга конкретного человека, а плод неправильных взаимоотношений людей внутри различных групп людского сообщества, как семья, рабочий коллектив, страна и т.д.

Жестокость возникает у человека, которому и знакомо понятие доброты, но в силу тех или иных жизненных обстоятельств, человек проявляет себя так, потому что это является его защитной реакцией. Испытав предательство от любимого человека, пережив сильный эмоциональный стресс, человек порой ожесточается, становится непримерим с недостатками других людей, перестает прощать те моменты, на которые раньше не обращал никакого внимания. Бывает так, что человек становится жесток к своим домашним питомцам,так как его душевный настрой меняется, он не контролирует своих действий и эмоций, забывает о том, что животные беззащитные существа, а он в ответе за тех, кого приручил. Такую жестокость оправдать нельзя.

Доброта и жестокость - два противоположных качества.

Под жестокостью мы обычно понимаем черту характера человека, проявляющуюся в грубом, бесчеловечном, оскорбительном, жестком отношении ко всем живым существам, не только людям. Жестокость подразумевает причинение боли другим или даже несет угрозу жизни окружающим людям. Слово жестокость можно заменить синонимами: ожесточенность, озлобленность, бессердечность, бесчеловечность, безжалостность.

Как говорил римский философ, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека:

А французский писатель и философ Мишель Монтень считал, что:

Я думаю, что жестокость может быть врожденной, как говорят, таким уродился.

Слабый и трусливый человек, чтобы самоутвердиться ведет себя жестоко.

Жестокость может быть приобретенной. То есть добрый человек под влиянием жизненных обстоятельств вполне может ожесточиться ко всем или к определенным людям, его обидевшим.

Жизнь часто ломает людей, даже патологически добрые люди могут превратиться в монстров.

А в заключение хочу привести строки из известной детской песенки, она про собаку, но людскую жестокость тоже объясняет:

Жестокость не может быть следствием исполнения чьего либо приказа. Жестокость не рождается по научению или принуждению! Жестокость всегда есть выражение внутреннего душевного состояния того человека который её содеял!

Жестокость - это порождение духовной ущербности или/и безумия именно того индивида, который её чинит. Это клиника души и ума.

И ни каких боле оправданий этому пороку нет, и быть не может!

Причина жестокости в первую очередь исходит из эгоистической натуры человека. Эгоистичному человеку не знакомо сочувствие, доброе отношение к другим. Для примера мы можем привести литературного героя Николая Ивановича Чимша-Гималайского из рассказа «Крыжовник».

Николай Иванович был очень эгоистичный человек. Он мечтал стать барином и разводить крыжовник на своей собственно земле. Он так жаждал исполнить свою мечту, что придумал и осуществил свой план, как добыть деньги для покупки очень дорогой земли.

И план это состоял, в первую очередь, в женитьбе на богатой вдове. Николая Ивановича не волновало, что невеста старая и некрасивая, главное, что у неё были деньги и эти деньги после свадьбы были немедленно переведены на счёт Николая Ивановича. А дальше он продолжал копить не хватающие деньги за счёт ужесточения контроля за расходами на еду. Его жена прожила в таком режиме ровно три года и скончалась. Николай Иванович не чувствовал, что, именно, он виноват в её смерти, у него не было ни раскаяния и ни сожаления по поводу смерти его жены. Зато теперь у него была достаточная сумма и всё остальное было для него неважно. Мы видим, что, именно, эгоизм Николая Ивановича был причиной жестокого отношения к его жене.

особенность поведения и черта характера человека, проявляющаяся в его недобром Отношении к людям и животным. Жестоким по характеру Называют человека, который не только проявляет жестокость, но и получает удовольствие от причиняемых неприятностей, от нанесения вреда другим живым существам, от видения того, как они страдают.

ЖЕСТОКОСТЬ

морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к др. людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. Не случайно особенно тяжелые проявления Ж. называются зоологическими. Жестокие люди невыносимы в семье, тяжелы в трудовом коллективе. Ж. – уродливое порождение инстинкта самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания, особенно в детские годы. Ослабление Ж. отдельной личности достигается путем влияния на нее близких людей, коллектива, разъяснения этических норм и общечеловеческих ценностей, а также силой юридических законов, защищающих честь и достоинство каждого гражданина (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). Ж. м. б. как причиной, так и фактором, резко увеличивающим степень деструктивности борьбы. Ж. личности прямо связана с Ж. отношений в обществе. Терроризм – форма проявления Ж.

Жестокость (жестокосердие)

первоначальное значение «твердый», ср. дублет «жесткость») – безжалостность, беспощадность, крайняя суровость, немилосердность, безмерная строгость. Возможное проявление – «при жестокости рот сжимается, углы его до последней возможности оттягиваются и слегка приподнимаются, как бы копируя улыбку. Дыхание сопровождается шипящими звуками. Глаз ясен, как устремленный на жертву» (П. Мантегацца, Физиогномия и выражение чувств). Типичная реакция – возмущение, разочарование в личности проявляющего жестокость, жалость к предмету жестокости.

Ты, зная, что прекрасна и юна

И что орудием Амура стала,

В гордыню и жестокосердье впала.

(Данте, Стихотворения флорентийского периода)

Ср. картину Ф. Гойя «Фердинанд VII», тему нашествия из «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.

Кто виноват, и как быть - вопросы, на которые отвечаем сегодня.

Предметный разговор

Начинаю разговор с привычного и даже стереотипного вопроса: «Как могут дети - с минимумом жизненного опыта - быть настолько жестокосердными?..»

«Это детские души-то чистые? - удивляется психотерапевт с двадцатилетним стажем, Ярослав Кустормин . - Может, скажете еще, что они - херувимы во плоти? Я психотерапевт с огромным стажем, но со школьниками и подростками работать избегаю. Скажу больше - я их боюсь. Они все чрезвычайно агрессивны, кто-то конструктивно, кто-то разрушительно. Порой их «убийственная» энергия направляется на ближнего. Криминальные таблоиды пестрят сообщениями о подростковых преступлениях, отличающихся феноменальной жестокостью. Понятно, что каждый из нас до беспамятства любит свое чадо , и готов продолжать его любить, в независимости оттого, что оно, это животное, вытворяет. У Андерсена в сказке о новом платье короля, про мальчишку, воскликнувшего, что король-то голый, сказано: ребенок не может быть дураком. Может. И дураком, и садистом, и убийцей. То, что ребенок чист и свят - это расхожее клише, и кто впервые обнаружил это клише? Фрейд. Он считал, что человеческий детеныш - носитель всего самого порочного и извращенного, что и нужно из него выколотить в процессе так называемого воспитания».

Слова, конечно, жесткие, но… Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч общественно опасных деяний несовершеннолетних. Причем 100 тысяч из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. По нормам российского Уголовного кодекса, ребенок в возрасте младше 14 лет не может быть осужден за совершение преступления.

Жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия. Хроники школьных драк, убийств и изнасилований пугают даже видавших виды следователей. Что происходит с нынешними детьми, и где искать причины такой агрессии?

«Поговорим о детской жестокости и о ее причинах, - говорит детский психолог Марина Звягинцева , - детская агрессия может быть двух «видов» - фрагментарная и устойчивая. Первая проявляется в неожиданных поступках ребенка, которому агрессивное поведение вообще-то не свойственно. Типичный пример фрагментарной жестокости: неожиданная агрессия, которая направлена на близких - на братьев-сестер, на бабушек-дедушек. Или на маму, которая потом удивляется: «Папу совсем не видит, но нежен с ним, а я для него все делаю, а он в ответ грубит!» А ведь тут все понятно: шесть-семь лет - возраст переломный. Ребенок учится наблюдать себя со стороны, уже кого-то из себя строит. Но делает это крайне неловко: увидел где-то тот или иной образец поведения и примерил на себя. Обычно в такой момент мы видим в его глазах интерес: а что будет, если я сделаю то-то и то-то? С помощью агрессивных выходок дети подчас определяют для себя границы дозволенного.

Что касается устойчивой жестокости - это несомненный сигнал беды. Как правило, она проявляется по отношению к каким-то группам (либо ко всем детям, либо к животным, либо ко всем взрослым) и связана уже не с возрастом, а с личными особенностями ребенка. Обычно особенности эти формируются в силу каких-то неудачных обстоятельств: агрессия со стороны родителей, их недостижимые требования или издевки, или гиперопека. И является той формой поведения, через которую ребенок реализует свой страх, стресс или преодолевает препятствие. Тогда как обычный ребенок сможет попросить, поменяться, подождать, возмутиться и при этом имеет хотя бы минимальный тормоз на причинение боли другому».

Кроме того, по словам специалиста, детская жестокость бывает неосознанной и осознанной. Неосознанная жесткость проявляется, как правило, в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не в полной мере осознает, что делает кому-то больно. Неосознанная жестокость может быть продиктована исследовательским интересом (например, оторвать бабочке крылья и посмотреть, что будет), может быть подражательной (наказать куклу или животное так, как наказали меня или как увидел по телевизору), жестокость ребенок может проявить и «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Мучая зверюшку или более слабого сверстника, ребенок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно, как он выглядит в глазах компании, которой хочет понравиться. Другое дело - жестокость осознанная, когда ребенок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувства вины.

Очень часто жестокость со стороны окружающих вызывает, как ни странно, поведение самого пострадавшего. И эти особенности поведения выросли в семье. Запомните: у уверенных в себе родителей уверенные, спокойные дети. Для ребенка очень важно, как родители оценивают его в присутствии посторонних взрослых. Дети считывают наше к ним отношение и интуитивно принимают его. Так что сформулируйте для себя: за что вы уважаете своего ребенка? И уверенно подчеркивайте его достоинства при общении с окружающими. Да и наедине не забывайте хвалить за все хорошее, что в нем есть.

В защиту «братьев меньших»

Немецкий теолог Альберт Швейцер сказал: «Тот, кто привык считать бесполезной жизнь любого существа, рискует прийти к мысли о бесполезности жизни человека».

Я думаю, что жестокость к животным это не обязательный атрибут серийного убийцы, большинство малолетних садистов, вырастая, становятся примерными гражданами «страны возможностей», при этом стоит упомянуть широко известного Чикатило, который любил животных, в частности, кошек и при этом удостоился прозвищ: «Ростовский Потрошитель», «Бешеный зверь» и даже «Сатана»…

Мои мысли на тему подтверждает Анна Еремина : «Мне в школьном возрасте нравилось убивать лягушат. Я их как будто случайно топтала, потом плакала, жалела, хоронила, мастерила крестики, а как только похороню, опять высматриваю, кого случайно задавить. Но маньяком я не выросла». «А я, например, всегда жалел кошек и ненавидел собак, - вспоминает Роман Лобин . - Любых. Диких, домашних, маленьких, больших, неважно, каких. Был у меня электрошокер, так классно было нажимать кнопку и смотреть, как гавкающая свора разбегается в ужасе, еще как то применил его на собаку напрямую, еще приятно было видеть, как собаку переехал трамвай, но сейчас у меня и мыслей подобных не возникает».

«Суть происходящего: совсем маленькие дети часто больно щиплют или бросаются с кулаками на людей (в том числе пытаются бить родителей) - потому что центром вселенной мнят себя, а все остальные не могут испытывать боль и обижаться, - наталкивает на размышления кандидат медицинских наук, психолог Алина Столяр . - Став постарше, ребенок понимает, что людей бить нельзя (и то, некоторые родители предпочитают ему это вколачивать), а животные в эту категорию не входят. Для серийника же все окружающие существа, люди, животные, так и остаются «Всеми Остальными» - боль может чувствовать он, но не они. Поэтому их можно убивать. Хотя, я уверена, что жестокость к животным не обязательный компонент маньяка. Кому-то, может, наоборот - животных жаль, людей - нет».

Детская жестокость по отношению к животным не обязательно свидетельствует об отклонении в психике. Одно дело - разрезать дождевого червяка пополам, потому что интересно посмотреть, как будут извиваться отдельные половинки. Совсем другое - потрошить соседского котенка, чтобы насладиться его агонией. Издевательство над животными в детстве очень характерно для серийных убийц, потому оно рассматривается как один из основных симптомов будущего психопатологического поведения (наряду с затянувшимся ночным недержанием мочи и юношеской пироманией).

Тем не менее существует масса примеров, когда серийные убийцы в юном возрасте мучили животных. Застыв на примитивной стадии эмоционального развития, они так никогда и не утрачивают тягу к жестокости. Наоборот, со временем тяга к садизму разрастается, и когда животные перестают удовлетворять садистов, они переносят свою жестокость на людей.

Полезные советы

Как исправить проявления жестокости в ребенке по отношению к животным?

«Я бы рекомендовала почаще обращать внимание ребенка на жизнь животных, таких же живых существ, как и мы с вами, о том, что и мы, и они - дети единого, величественного царства Природы, - философствует психолог Марина Звягинцева . - Читайте и обсуждайте с детьми книги, посвященные описанию жизни животных и растений. Всякий раз при удобном случае обращайте их внимание на хрупкое очарование природного мира. В качестве объекта созерцания совсем не обязательно выбирать только общепризнанных красавцев: белокрылого лебедя, гнедого жеребца, величавого оленя... Это может быть обыкновенный паук, который так трудолюбиво плетет свою тончайшую, но необыкновенно крепкую паутину; это может быть обыкновенный муравей, который так усердно тащит в свой муравейник груз, превышающий его собственный вес в десятки раз! Рассказывайте им о мужестве, силе и смелости собак, например, о сенбернарах, которые спасли жизнь многим альпинистам. Объясните, как растут цветы, как они поворачивают к свету свои головки и закрываются перед сном. Пусть дети ухаживают за комнатным растением или животным, тем самым вы разбудите в них чувство понимания природы. Объясняйте детям, что любить животное - это не только ласкать и гладить его. Любить животных по-настоящему это, прежде всего, уметь вставать на их защиту (или, по крайне мере, не нарушать их покоя и не вмешиваться в их жизнь), уметь за ними ухаживать. Учите детей правильному уходу за домашними животными: как их кормить, какие создать условия, как себя с ними вести. В общем, учите тому, как сделать жизнь домашних питомцев приятной и радостной. Объясняйте, что те, кого мы приручили, нуждаются в нас». Недаром психологи считают, что дети, выросшие в одном доме с братьями «меньшими», становятся добрыми и отзывчивыми. Поэтому тем, у кого детки еще маленькие, специалисты советуют: чаще играйте с ребенком в игры, изображая тех или иных зверюшек. Первое время лучше играть в зверей, которые вам знакомы, чтобы вы знали, что можно рассказать о них ребенку: где живут, что едят, каковы их особенности и повадки. Ну, а чем дальше в лес, тем диковиннее зверь. Вскоре вы убедитесь, что детям очень нравятся представлять себя то одним, то другим зверьком. Попробуйте, кстати, и вместе с ребенком побывать в чьей-нибудь шкуре. Удостоверьтесь, что быть мышкой или пингвином очень интересно!

Если агрессия направлена на других детей, а не на животных, и вы, к примеру, узнали, что ваш ребенок участвует в травле - не осуждайте, не морализируйте: «Как ты мог? Это ужасно!» Иначе ребенок просто замкнется в себе и никогда ничего больше не расскажет. А ведь наша задача - не оттолкнуть его от себя, а выяснить, что он при этом испытывал. Как правило, ничего страшного. Это просто интерес: а что будет, если таким образом поковырять человека. Если ваш ребенок - агрессор, задумайтесь: ничто не берется ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье. Еще один момент: родители, воспитывающие мальчиков, часто считают драку нормальным для них способом общения и специально поощряют: «Всегда давай сдачи!» Постарайтесь заменить эту разрушающую установку на мирное решение конфликтов и недопустимость провокаций. По крайней мере, учите детей, что нельзя срывать злость на других людях, для этого можно выразить ее иначе - порвать бумагу, умыться, нарисовать злую картинку, порвать ее, глубоко подышать, посчитать до десяти.

«Кстати, говорить «Поставь себя на его место!» - просто бессмысленно, - объясняет психолог Марина Звягинцева. - Умение посмотреть на себя со стороны надо воспитывать, причем исподволь. Отличный способ - почитать книги соответствующего содержания. Например, в моем детстве, помню, мы читали сказку про индийского мальчика, который стал таким же маленьким, как бабочка, которую он мучил. И ему пришлось худо! Такие поучительные произведения есть для каждого возраста. Если же издеваются над вашим ребенком, и учитель бессилен ему помочь, выход один - менять социальную среду, то есть класс. Впрочем, этот совет справедлив и для тех детей, кто оказался вовлеченным в травлю - расти в коллективе, где такое оказалось возможным, не полезно никому».

Если «травля» ведется в направлении вашего отпрыска, объясните ему, как вести себя в случае провокации: не пускаться в слезы, не начинать заводиться, не опускать глаза (уверенная позиция - это то, что меньше всего ждет от нас обидчик). И, кстати, один из самых эффективных способов выходить из конфликтных ситуаций - предварительно их проиграть. Пусть ребенок поочередно выступит в роли обидчика и жертвы и заранее поймет, как правильно поступить, если обозвали, дернули за косу, поставили подножку, ткнули в спину и так далее. Практика скорее, чем разговоры и советы, приведет к нужному результату.

Даром преподаватели…

«Еще один интересный момент - реакция на происходящее со стороны педагогов, - грустит психолог Марина Звягинцева. - Для них любая драка (или выяснение отношений на повышенных тонах) считается их прямой недоработкой, а значит, и виной. Не спорю, встречаются еще редкие экземпляры учителей, которые хоть как-то пытаются реально решать проблемы с психологическим здоровьем в вверенном им детском коллективе. Однако многие учителя все-таки предпочитают вести себя, как небезызвестные китайские обезьяны: не вижу, не слышу, не скажу. И пытаются спустить все «на тормоза». Скажу даже больше: иногда учителя пытаются происшедшее скрыть - узнав о травле кого-либо из учеников, занимают в корне неверную позицию: дескать, дети сами разберутся, взрослым вмешиваться не следует. Особенно печально, когда ребенок или подросток (подросткам, как правило, это дается крайне тяжело) решается открыться взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам такие откровения не интересуют. Искоренить школьное насилие можно, лишь публично признав факт его существования».

Общеизвестно: современные дети в большинстве своем крайне жестоки и агрессивны. Пожалуй, в этом можно обвинить кого и что угодно: и телевидение, пропагандирующее жестокость и насилие, и школьные/дошкольные учреждения, где жестокость поощряется, оставаясь безнаказанной. Однако самые глубокие корни этого явления специалисты все же традиционно наблюдают в семье. Да, детская жестокость берет начало в отчем доме. Ведь не секрет, что большинство современных родителей с раздражением отмахивается от «назойливых» приставаний ребенка. Его воспитали таким, он не знает другого способа взаимодействия с миром.

А, может быть, можно все еще исправить?..

Давно собирался написать пост об этом и многим обещал, но всё руки не доходили.

Про "зверства фашистов" слышали все и в сети на этой почве немало холиваров. Например есть такой миф, что все зверства проводились всякими коллаборационистами, а собственно германский солдат был мил, добродушен гуманен и вообще ребёнка не обидит. Видимо такие выгодны разнообразным неонацистам и потому ими распространяются.
Часто вина за карательные акции, сжигание деревень и т.д. возлагают на фашистскую идеологию, план Ост о официальную политику геноцида: мол рядовых немцев заставляли вот они и подчинялись, чтобы не навлечь на себя гнев. а так сами то они ни за что бы никогда... Это справедливо лишь отчасти. Да, во второй мировой войне таковой была официальная политика, но "рядовые немцы" охотно и радостно выполняли и перевыполняли возложенные на них обязанности.

Весь секрет кроется в национальной немецкой психологии. И начинать её рассматривать стоит с самого начала формирования единой Германии.
В 1870 году началась Франко-прусская война. Канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк и король Вильгельм I надеялись в результате войны объединить Германию и подорвать могущество Франции. Французский император Наполеон III стремился не допустить объединения Германии и сохранить европейскую гегемонию Франции. Войска Северогерманского союза одержали полную победу.
В северогерманский союз входили королевства (Пруссия, Саксония), великие герцогства: (Гессен-Дармштадт, Саксен-Веймар, Мекленбург-Шверин, Мекленбург-Стрелиц, Ольденбург), герцогства (Брауншвейг, Саксен-Кобург-Гота, Саксен-Альтенбург, Саксен-Мейнинген, Ангальт), княжества (Шварцбург-Зондерсгаузен, Шварцбург-Рудольштадт, Вальдек, Рёйсс (младшей линии), Рёйсс (старшей линии), Шаумбург-Липпе, Липпе-Детмольд) а так же свободные города: Бремен, Гамбург, Любек.
18 января 1871 года в Версале Бисмарк и Вильгельм I объявили о создании Германской империи на базе северогерсманского союза. К империи быстро присоединились государства, не входившие в состав Северогерманского союза — Бавария и прочие южногерманские страны. Отсюда начинается "Единая Германия" или просто германия, какой её привычно сейчас воспринимать.

А до того на месте Германии существовал лютый феодализм и раздробленность с междоусобными конфликтами и грызней за землю. То есть не было немцев как таковых в плане национального самосознания, были прусаки, саксонцы, баварцы, гамбургцы...
Свежесозданную империю нужно было скрепить намертво в единое государство чтобы обратно не развалилась. И если в экономическом плане основой империи послужили 5 миллиардов франков, которые французы выплатили немцам в качестве контрибуции, то в политическом плане всё было сложнее. Каждый участник союза тем сильнее хотел сохранить самоуправление и политическую независимость, чем сильнее и влиятельнее был. Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг.получили статус полу-автономных королевств, и подчинялись только прусскому королю напрямую (что носило скорее официальный, публичный характер, реально же являлось самоуправлением). Сохранили свою власть и правительства трех «вольных ганзейских городов»: Гамбург, Любек, Бремен. Все "осколки поменьше" в большей или меньшей степени управлялись единым правительствам, но тоже заявляли о себе как о суверенных образованиях.
По конституции, президентство принадлежало прусскому королю, который пользовался титулом германского императора, но по сути был политической марионеткой: он по конституции не пользовался даже задерживающим veto и имел лишь право обнародовать законы (то есть по сути - работать глашатаем). Имперский канцлер являлся главным органом исполнительной власти и вместе с тем единственным лицом, ответственным перед союзным советом и рейхстагом за все действия этой власти. По сути рейхсканцлер был главой государства, хоть и не был им официально.

Вернёмся к самим немцам. Чтобы империя не развалилась, её население нужно сплотить. И Бисмарк выбрал для этих целей идею единой германии как идею единой нации, вернее идею единой и единственной нации победителей, которым судьбой предназначено властвовать над остальными народами, и нации если не сверхлюдей, то единственных наследников великих богов - точно . За историческую основу взяли эпоху "германских племён", когда все разнообразные племена были связаны скандинавской мифологией.
Плюс к тому сразу после создания Германская Империя заключила союз с Австрия-Венгрией и расширила свои территории за счёт колоний: Того, Камерун, континентальная часть Танзании (Танганьика), Намибия, Руанда и Бурунди в Африке; порт Циндао (Кайтчоу) на полуострове Шаньдун отжатый у Китая; Германская Новая Гвинея в Океании... Кое-что Германия напрямую купила у Испании, например Марианские и Каролинские острова. То есть рядовому немцу предоставили фактические доказательства того, что немцы как единая нация - нация победителей и господ чтобы не сомневался. И начали эту идею насаждать в обществе, то есть взялись за воспитание подрастающих поколений.
Образование дети получали в то время зачастую в церковных школах, которые отличались крайней тоталитарностью и насаждали идеи богоизбранности Единой Германии. Но и в обычных школах не поощрялось вольнодумство и были весьма популярны телесные наказания: знания просто вдалбливались в голову учащихся и паралельно проводилась пропаганда пангерманизма - превозносились германские поэты, германская культура, германские достижения и вообще всё германское, а всё не германское принижалось и предавалось осмеянию. Обучение было построено на широчайшей системе запретов, предусматривающих наказания за их нарушение.
Поэтому ещё до первой мировой войны было сформировано новое германское общество, в котором система запретов и их соблюдение играли решающую роль. То есть регламентировалось буквально всё подряд, включая цвет заборов, высоту травы, форму печных труб и так далее. Отсюда и начинается "знаменитая немецкая педантичность и точность" - не из любви к самой точности, а из строгой обязательности соблюдения точности и страха нарушения запрета. Рядовой немец во всех аспектах общественной жизни и практически во всех аспектах жизни личной был обязан подчиняться запретам как официальным так и неофициальным. Нарушение запретов и норм могло скомпрометировать не только рядового немца лично но и через него всё германское общество в целом. Это, надо сказать, нехилое психологическое напряжение, поскольку рядовой немец хоть и принадлежал к нации сверхлюдей победителей и господ, но всегда ощущал на себе незримый взгляд германского общества, оценивающий правильность его поступков - даже когда садился на германский унитаз в германском туалете... Я не шучу - ведь всё германское превозносилось абсолютно без разбору. Вот такой вот психологический портрет среднего кайзеровского немца из новой, единой немецкой нации.

А потом была первая мировая война. И случилось то что должно было случиться - рядовой немец вышел за пределы своей любимой, передовой и богоизбранной Германии. Тот самый рядовой немец, который в пределах Германии был сдавлен гигантской системой запретов и представлялся скромным закомлпексованным и убогим... Этот самый рядовой немец предстаёт совсем в другом свете. Жёсткая система запретов и норм охватывающая всё германское общество, внимание, действовала только в границах германского общества . За пределами германского общества рядовой немец оказывался предоставлен сам себе и когда садился на не-германский унитаз в не-германском туалете - мог делать всё что ему заблагорассудится, потому что незримый взгляд германского общества на него не смотрел чуть менее, чем никак. То есть в рядовом немце сразу же пробуждались все демоны, взращённые тоталитарным обучением и телесными наказаниями в католических школах, постоянным ощущением что за тобой наблюдают во время жизни в Германском обществе. И рядовой немец сразу же начинал компенсироваться за все эти годы подчинённости, унижений и страха. (UPD: "в католических школах" следует читать как "в церковных школах", поскольку в данном случае разница между католиками и протестантами не существенна: педагогика что у тех что у других в германии оперировала одинаковыми методами. Споры о количестве католиков в Германии времён Бисмарка в комментариях не утихнут похоже никогда) .
Плюс к тому выходя за пределы Единого Германского Мира благодаря пропаганде пангерманизма рядовой немец выходил в мир отсталый и варварский, убогий, достойный осуждения и всяческого порицания, в мир который не жалко.
А поскольку рядовой немец оказывался не просто на войне, а на Германской войне, когда Германия и германская нация господ и победителей реализовывают вместе своё богами данное справедливое право на то, чтобы всех остальных побеждать и покорять, то любые действия рядового немца, даже самые непотребные, благодаря причастности к реализации этого богами данного права сразу обретают ореол священности и оправданности. то есть даже если у рядового немца и шевельнётся сомнение "а может всё-таки некрасиво так поступать?", то психика (после многолетней пропаганды пангерманизма) сразу же подсказывает "немцу так поступать можно и нужно, потому что... далее вариативно про нацию победителей и пангерманизм".

Немцы в ходе первой мировой войны устраивали "фашистские зверства" в полный рост - разница в том, что они их устраивали неорганизованно и без идеологической подоплёки как у фашистов а-ля "их всех нужно сейчас сжечь потому что они генетический мусор и впоследствии могут засорить великую чистую германскую нацию". Нет, в первую мировую немцы устраивали зверства просто так или "да здравствует садизм в чистом виде". Причём буквально рядом, в той же Бельгии, где оккупация проходила как положено - с этническими чистками и концлагерями.

Правда в ходе первой мировой рядовой воевавший (выживший) немец вдоволь насмотрелся на ужасы войны, вернулся в Германию уже с несколько иным мировоззрением и впал в депрессию - сформировалось так называемое "потерянное поколение" (см. произведения Э. М. Ремарка), но само германское (не воевавшее на передовой) общество осталось прежним, ни в чём не раскаивалось, но испытывало от итогов первой мировой баттхерт жестокое разочарование и требовало от правительства реванша: поставить Германию опять на ноги, начистить шлемы и уж теперь всех обязательно покорить и завоевать. Германское правительство оказалось в глубокой финансовой и экономической жопе, потому требованиям германского общества соответствовать не могло. Поэтому когда на сцене появился Гитлер и НСДАП - им оставалось только предложить германскому обществу реванш и германское общество сразу их поддержало (позорный проигрыш германии фашисты ничтоже сумняшеся объясняли численным перевесом противника) Более того, фашисты помогли выйти из депрессии воевавшим немцам устраивавшим зверства, оправдав их идеей национального превосходства то есть снимая с них личную вину и ответственность, тем самым не только не осуждая, но оправдывая и поощряя их садизм.

Поэтому когда немцам приказали приводить в действие план Ост - они восприняли этот приказ с рвением и радостью.
Фашизм лишь придал им фанатичности и веры в свою миссию, но он не создал их жестокость и садизм с нуля. Фактически это культивируемая десятилетиями в масштабах Германии психопатия, которую идеология фашизма лишь огранила и вставила в оправу.

P.S. Когда после второй мировой фашизм подвергся осуждению, рядовые немцы повторно, на этот раз уже поголовно всей страной впали в депрессию. Во многом этому содействовали "победители", силой орудия устраивавшие тыловым немцам экскурсии по концентрационным лагерям для пушего образования. До сих пор средняя заболеваемость депрессивными расстройствами по Германии в 4,5 раза выше чем в соседних странах с похожим уровнем жизни.

P.P.S. План Ост, Документ 6: «Генеральный план колонизации» (нем. Generalsiedlungsplan), создан в сентябре 1942 года плановой службой RKF (объём: 200 страниц, включая 25 карт и таблиц).
Содержание: Описание масштабов запланированной колонизации всех предусмотренных к этому областей с конкретными границами отдельных районов заселения. Область должна была охватить территорию 330 000 км² с 360 100 сельских хозяйствами. Необходимое количество переселенцев оценивалось в 12,21 миллионов человек (из них 2,859 миллионов — крестьяне и занятые в лесном хозяйстве). Запланированная к заселению область должна была быть очищена от приблизительно 30,8 миллионов человек . Расходы на осуществление плана были оценены в 144 миллиарда рейхсмарок. (пруф).

Это я ещё и к тому, чтобы заранее заткнулись крикуны а ля "нужно было сразу и быстро проиграть Германии, потерь бы таких не было, не было бы оккупации, были бы все живы". Были бы. Ага-ага. Живы.
.
P.P.P.S. По поводу первой фотографии возникли предположения, что она - сфотошопленная, однако никаких подтверждений пока не видел, только частные субъективные мнения. По получении ссылки на исходную фотографию как прямое доказательство фотошопа тут же заменю её на другую;). UPD: фотография вылетела с хостинга, на её место водружена другая, сходная по смыслу и содержанию .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы