Про деток, от рождения до школы

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Что такое кукла в исполнении художника-кукольника? Это художественное изображение, игрушечная имитация живого существа - человека, животного, а может, и нечистой силы. Но в то же время это сбалансированная конструкция, которая делает куклу устойчивой, а в некоторых случаях и подвижной.

Спросите у любого ребёнка, какие куклы ему интереснее: неподвижные красавицы или такие, у которых шевелятся руки и ноги? Наверняка он выберет куклу попроще, но с которой можно взаимодействовать: с гнущимися руками и ногами. На худой конец, заводную.

Для того, кто ценит куклу как художественное явление, на первом плане будет необычность замысла и мастерство исполнения.

Художественные куклы ручной работы редко попадают в руки детей. Их удел - украшать собою интерьеры, выставляться в галереях. Кроме этого есть куклы-актёры, играющие свои роли в кукольных театрах и мультфильмах. Причем в кукле-актёре важна не красота, а выразительность и простота управления.

Чтобы создать куклу, нужно придумать и воплотить её внешность, характер. Если речь идёт о заводной кукле ли кукле-актёре, нужно также продумать внутреннее устройство, механику.

Художнику по куклам приходится работать с тканями, деревом, полимерной глиной, фарфором, красками и ещё со многими другими материалами. И каждый из них требует особых технологий, которыми приходится овладевать художнику.

Недаром говорят, что ремесло кукольника - это с одной стороны искусство, а с другой - игра. Для настоящего художника кукла - это почти живое существо. А кукла для театра - это ещё и персонаж пьесы. И чем искуснее кукольник, тем живее получается персонаж.

Куклы в театре - это марионетки и планшетные куклы. Марионетка управляется с помощью ниточек, на которых подвешены части её «тела».Кукловод возвышается над куклой и, подёргивая за нитки, приводит её в движение.

С планшетными куклами всё наоборот: кукловод прячется за ширмой, а кукла находится над ней. Она управляется с помощью рукояток и рычагов.

Кукла, занятая в анимационном фильме, не нуждается ни в ниточках, ни в рукоятках. Она устроена таким образом, чтобы мультипликатор мог понемногу менять её положение. Делается огромное количество кадров, каждый из которых передаёт часть движения. Кукла оживает на экране, когда все отснятые кадры показывают друг за другом.

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии. Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с текстилем, деревом и т.д

Стать кукольником для кукольного театра можно, окончив

  • Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства

Факультет театра кукол
Квалификация «Художник-технолог театра кукол»

Мастером кукол может стать любой человек, умеющий хорошо рисовать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна или освоив необходимые навыки самостоятельно, с помощью книг.

Все девочки (ладно, не все, это тоже гендерный стереотип) любят играть в куклы. Ну мы, LADY, точно любим. Поэтому рады сообщить, что у нас появился свой талисман — девочка, которая похожа на нас и на наших читательниц.

Так же, как и мы, девочки, она начнет худеть уже завтра. Но сегодня — любимый морковный торт!

… Не знает, как дожить до отпуска и за что ей всё это.


Понимает, что срочно нужно менять образ. Да, точно — стать брюнеткой и сделать завивку. Завтра!


Собиралась помыть полы на кухне, но случайно загрузила «Секс в большом городе»…


Она переживает, когда чувствует, что к ней относятся просто как к хорошенькой кукле…


Душу в нашу куклу вдохнула мастер-кукольник Юлия Кузьмицкая, участница выставок «Панна Doll’я», «Млын» и Fashion Market.

Она смеется, мол, часто спрашивают: «А где вы личики для кукол покупаете? А платья?».

На самом деле кукла начинается с чистого лица. Всё, что мы видим, делают руки мастера: от скульптурной работы по лепке лица до пошива туфелек! А сделать так, чтобы у куклы был характер, — ещё важнее!

Сейчас свои куклы Юлия делит на три категории: паненки-белорусочки, задумчивые Джейн Эйр и принцесски с характером (наша — как раз такая!).

Нужно ли оканчивать специальные курсы, чтобы создавать таких девочек, не боится ли сам мастер своих созданий и можно ли в Беларуси прожить, занимаясь только авторскими куклами, — в нашем разговоре.

— Юлия, ваша работа была как-то связана с творчеством? Откуда такое увлечение?

— Совсем нет! Но я всегда с уважением относилась к ручной работе и любила интересные авторские вещи, выставки мастеров. На одной из них — «Млын» — обратила особое внимание на кукол. Одну купила для себя. Потом вторую, третью… (улыбается )

Рассматривая их, заинтересовалась тем, как они сделаны. Погуглила, посмотрела на кукол в разных стилях и влюбилась в работы мастера Ирины Хочиной — их можно увидеть в её блоге «Понарошку». Её куклы очень живые, у них добрая энергия, и они похожи на детей. Наверное, её пример меня особенно вдохновил. Я подумала: рисовать люблю, шить, вязать умею — стоит попробовать. И начала учиться созданию кукол сама…

— А когда были маленькой, кукол любили?

— Да, это любимая игрушка с детства. Возможно, поэтому я на них и сфокусирована: многие мастера делают и мягкие игрушки, но мне интересны только куклы, их лица — я всегда их запоминаю.

Лицо своей первой куклы тоже помню, конечно! Это была большая немецкая кукла с тёмно-каштановыми волосами и карими глазами, звали её Кира. Такое сильное впечатление она на меня произвела! Помню кукол, которые были после неё… Но она — самая!

— А первая кукла, сделанная своими руками, какой получилась?

— Она была рыженькой и вполне себе симпатичной девочкой. Когда в Сети среди кукольников проходил флешмоб «Моя первая кукла и кукла, которую я могу сделать сегодня», нашла её фотографии. И мне не было стыдно за то, что получилось. Правда, личико у неё тогда было плоским, нарисованным.

А я достаточно быстро перешла к скульптурному текстилю — когда лицо сделано вручную, нос, губки — всё объемное, настоящее, живое.

К наряду тоже отношусь серьёзно. Ведь это как с женщиной: можно её в ситец одеть, а можно — в шелка с ручной росписью. Разное ведь впечатление будет! Для своих кукол я выбираю итальянское кружево, батист ручной окраски, натуральный шелк… Всё это, конечно, приобретается за свои деньги. Недешево, но и результат того стоит!

А что самое сложное в работе мастера-кукольника?

— Честно говоря, делать куклу на заказ. Некоторые мастера отказываются от этого, потому что в любом случае ты должен подстраиваться под чужой вкус и ограничивать себя определенными рамками. Да и нервничаешь: хоть бы понравилось человеку, получилось так, как он хочет…

— А вы можете отстаивать свою точку зрения?

— Не приходится, так как ко мне зачастую обращаются люди, которым близко мое видение. «Заявки» по цвету волос и глаз принимаю, но остальное — в моих руках.

— Есть что-то в работе с куклами, что вы не любите?

— Ну… (Задумывается. ) Наверное, работа с волосами — это всё-таки не самая приятная часть процесса. Вряд ли многие об этом знают: волосы кукол, которые выглядят как настоящие, сделаны из козьей шерсти. Они приходят мне руном по почте из России. И пахнут они… козой. Как в деревне. Собака моя, учуяв этот запах, сразу же демонстративно уходит — очень ей этот запах не нравится.

Ну, а мне не очень нравится мыть эти кудри, вычёсывать и окрашивать. С оттенком, кстати, трудно угадать: покупаешь красивый «коричневый перламутр», а получаешь девочку с фиолетовыми волосами. (Смеется. )

Парикмахерские процедуры поэтому могут занимать не один день… Но эксперименты — важная часть развития в любимом деле.

— А рисование? Чтобы нарисовать кукле красивое лицо, нужно оканчивать какие-то курсы?

— Курсы я не проходила, но рисовать любила с детства. Помню, как художничала на обоях. Меня ругали, естественно, тогда я пряталась под кровать — и рисовала там. (Смеется. )

И эта тяга к рисованию на протяжении следующих лет никуда не ушла. Просто не находила в полной мере реализации, пока я не занялась куклами.

Конечно, не сразу получалось — много читала и пробовала на практике. И самое трудное в этом: понять на полпути, получилось личико или нет, невозможно. Картинка складывается, только когда провёл последний штришок.

Если не получилось — начинай сначала… У меня на балконе целый мешок неудавшихся кукольных голов. Да, звучит жутковато… (Смеется. )

Сын говорит: «Мам, что за фильм ужасов: какую шуфлядку ни откроешь — там голова!». Ну не могу выбросить — и всё тут. Это напоминание о том, как я училась тому, что умею сегодня. Да и потом… Они как будто живые, одушевлённые. Я даже цветы увядшие с лёгким сердцем выбросить не могу. Как будто попользовался, пока они красивые, а потом на помойку — что-то неправильное в этом есть.

— А вы сразу знаете, какой будет будущая кукла?

— Нет — и образ, и характер, и имя — всё появляется в процессе. Идея трансформируется на каждом этапе создания куклы, и это гораздо интереснее, чем придумать всё наперёд. Поэтому я заранее шью сразу несколько платьиц и подбираю волосы разных цветов — чтобы подходили к личности куклы, которая появится на свет.

— Мне показалось, или они все у вас грустно-удивленные?

— Мне часто говорят, что они грустные. А я отвечаю: «Да нет, просто умные!».

Хотя, может, и так. Говорят, что куклы всегда похожи на мастера, который их создал.

Я тоже достаточно серьёзная, задумчивая — вот и не получаются у меня девчонки-улыбашки.

— А «позитивные девочки» более востребованы, как и в реальной жизни?

— Как и в реальной жизни: на каждый типаж — свой ценитель. (Улыбается. )

— Трудно расставаться с куклами, в которые часть себя вложила?

— Конечно! Иногда даже фотографии с ними подольше не выкладываю в Сеть, думаю: «Пусть ещё со мной побудет, меня порадует». Последнюю куклу-любимицу Иванку везде возила с собой и даже носила из комнаты в комнату. (Улыбается. )

Но, с другой стороны, я ведь делаю кукол для людей, которые относятся к ним так же, как я. Вот и новая хозяйка Иванки пишет: «Юля, я всё время ношу её с собой! Иногда даже разговариваю с ней». Я улыбаюсь, потому что мне знакомо это состояние…

— У многих людей есть фобия кукол… Сталкивались с такими?

— Да, иногда можно услышать: «Очень красивая кукла, но как представлю, что проснусь ночью, а она на меня смотрит — аж мурашки». У меня всё наоборот: сниму всех кукол с полки, когда к выставке готовлюсь, обернусь — и так пусто становится. Даже не по себе… А одна из покупательниц — женщина с Дальнего Востока, берёт уже третью куклу — говорит: «Мне так нравится им в глаза смотреть — они как живые!». Всё зависит от восприятия…

— Я заметила, что вы делаете кукол с национальным колоритом… Есть запрос?

— Был хороший заказ на куклу с национальным колоритом — её хотели подарить чиновнику, который приехал в Беларусь с официальным визитом из Москвы. На тот момент ничего такого у меня не было, но я задумалась о том, что это действительно хороший подарок. Долго сопротивлялась внутренне этому «колориту», потому что первая ассоциация — красно-зеленый флаг. Вряд ли это сочетание можно органично вписать в образ моих кукол. (Улыбается. )

Я не люблю такое, люблю нежные и сложные оттенки. Но, кажется, удалось придумать более тонкий подход — за счёт деталей, орнамента — и куклы получаются с тем самым национальным колоритом, но при этом — хорошенькие паненочки.

— А сколько времени нужно, чтобы создать такую куколку?

— Дней десять минимум… Возможно, если б не было основной работы, получалось бы быстрее.

— А если бы была возможность заниматься только куклами — согласились бы?

— Да, конечно… Я знаю многих мастеров — но они не из Беларуси, — которые живут только куклами. И это счастливые люди.

Но я пока не могу себе это позволить. Заработок от кукол нерегулярный и непредсказуемый — в нашей стране не так много ценителей авторских кукол. А я пока несу ответственность, в том числе и финансовую, за своего сына.

Но у меня есть мечта, что когда-нибудь я смогу заниматься только тем, что по-настоящему люблю, а мои куклы будут нравиться многим женщинам и делать их счастливее!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Профессия КУКЛОВОД Презентация к уроку

История возникновения Кукольный театр появился на площадях улиц, а создателями его были актеры-одиночки, которые являлись предшественниками сегодняшних актеров кукольных театров.

К укольные представления в наши дни Современные актеры кукольных театров работают также в шоу-бизнесе, где они ставят концертные номера, различные представления, пародии, снимаются в различных фильмах, организуют праздники. к уклы-гиганты, надувные куклы, куклы на запястье, паркетные куклы.

Разнообразие кукол-актеров Актеры-кукловоды могут исполнять роли как в кино, так и в спектаклях. Помощниками в этом являются куклы, разнообразие которых на сегодняшний день довольно значительное. Присутствие кукол – основное отличие кукловода от актеров остальных сфер. Куклы-марионетки

Куклы-марионетки, Пальчиковые куклы, Плоские куклы.

Особенности профессии Актер-кукловод воспроизводит образ при помощи тона речи, передает эмоции и чувства при помощи движения куклы, передает тем самым зрителю содержание сцены, пьесы и так далее.

Особенности профессии Для кукловода очень важна физическая сила, координация движений, ловкость, поскольку существуют куклы большие, неудобные и тяжелые. Кукловоды должны весь спектакль поднимать, подпрыгивать, бегать с куклам. Одновременно с этим он обязан озвучивать ее.

Особенности профессии Кроме того, актер должен обладать творческими свойствами: чувством юмора, харизмой, обаянием, правильной речью, литературными способностями, художественным вкусом. Помимо этого актер должен иметь отличную память и сообразительное мышление.

Особенности профессии Оказывается, что работа кукловода не так уж и проста, как кажется, когда вы сидите в зале и наблюдаете за великолепным представлением, которое представляет актер-кукловод.

Статья взята с сайта «Театр кукол им. А.К. Брахмана » Фотографии из сети интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия? Какие бывают профессии?"

Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

В Магаданском колледже искусств в этом году открывается новое отделение – «Актер театра кукол». Обучение будет проходить как в колледже (общие дисциплины, такие как: история театра, сценическая речь, сценическая пластика, хореография, вокал и другие), так и в театре кукол (специальные предметы: работа с куклой, технологии ее изготовления).

Срок обучения – три года десять месяцев; начало, как и везде, – первого сентября.

Главная причина, по которой решили создать отделение – нехватка актеров в кукольном театре. Сейчас здесь трудятся семь человек (всего же рабочих мест – шестнадцать!), причем только один из них – мужчина, отсюда и нехватка мужских ролей. Нагрузка на коллектив колоссальная, учитывая то, что в год проводится около трехсот спектаклей, и в планах руководства – расширение спектра деятельности труппы. Подробнее об этом, а также о профессии в целом, – в интервью с художественным руководителем Магаданского областного театра кукол Дмитрием ШАПОВАЛОВЫМ:

– На самом деле, это было обоюдное желание, необходимость, потребность, как нашего театра, так и колледжа искусств, – говорит Дмитрий Юрьевич. – Среди работников театра мало людей, которые имеют специальное образование актера – кукольника. Тут понятно почему. Во-первых, это отдаленность нашего региона от центральных регионов страны, где этих специалистов готовят. Во-вторых, даже если брать центральные регионы, то выпуск именно кукольников не такой уж и большой. Каких специалистов готовят: актеров, бутафоров – раньше так назывались художники по куклам, то есть люди, которые делают полностью материальную часть спектакля; все, что связано с куклами, с реквизитом.

К ним еще относится художник-конструктор по куклам, который занимается их механикой; художник-конструктор по декорациям, художник-модельер. Сейчас это называется и проще, и сложнее одновременно – художник-технолог театра кукол. Он должен уметь многое: и рисовать, и лепить, то есть делать все – от замысла до воплощения куклы в жизнь. Вот таких замечательных специалистов выпускают у нас в Санкт-Петербурге.

Сегодня нам особенно нужны актеры, как мужчины, так и женщины. Потому что работы становится больше, зрителей больше, напряженность достаточно ощутима: те актеры, которые есть сейчас, очень устают, конечно, потому что проводится по два спектакля в день, да плюс репетиции – это очень тяжело, и физически, и морально. И вот мы совместно с директором магаданского колледжа искусств Арамом Хукасовичем Айдиняном решили открыть театральное отделение со специализацией «Актер театра кукол». Лицензия уже получена, программа готова, осталось дело за малым – набрать курс.

Как будут обстоять дела с трудоустройством будущих выпускников отделения?

Актер-кукловод сам по себе является универсальным актером. Он может работать и в театре кукол, и в театре драмы, и в музыкальной комедии, и в опере. Есть случаи, когда люди нашей профессии работают даже в балете. Чего нельзя сказать про остальных актеров: актер театра драмы, например, навряд ли сможет работать в театре кукол, потому что ему в учебном заведении не преподавали мастерство актерской куклы. А кукловоду преподают и то, и другое. Он знает специфику и нюансы почти всех смежных профессий; изучает и пение, и танцы, и хореографию. В общем, курс для актера-кукловода точно такой же, как и для актера драматического театра, только плюс еще дополнительные предметы. Поэтому люди, окончившие это отделение, смогут работать где угодно, даже в кино. Очень много сейчас моих сокурсников работают в Москве, в Санкт – Петербурге, и я постоянно их вижу в фильмах, которые сейчас снимаются. Я это все говорю затем, чтобы убрать сложившийся стереотип по поводу нашей профессии. Что актер-кукольник – это не тот, про которого любят говорить, что он просто балуется с игрушками на сцене. На самом деле это очень сложная профессия, она пользуется большим спросом и популярностью. И если человек с этим дипломом захочет устроиться в любой театр – его туда примут, хотя все зависит, конечно, от того, талантлив он или нет. Вот кто интересуется нашей профессией, но все еще думает, что это какие-то куклешки-игрушки, то я рекомендую зайти на наш сайт, посмотреть фотографии и спросить у тех людей, которые ходят с детьми к нам в театр: «Что такое актер-кукольник?». В последние годы театр посетило очень большое количество зрителей, среди которых были и иногородние гости: из Москвы, Ялты, Курска, Таганрога, Ростова и т.д.

Они приезжали и говорили, что наши спектакли ничуть не хуже, а в некотором плане даже лучше тех, что показывают в крупных городах России. Что это очень сложная и интересная работа. И, конечно, актер в основном у нас работает перед ширмой, а не за ней, как принято считать. Все-таки зритель хочет видеть такое шоу на сцене, чтобы были и люди, и куклы; чтобы представление было красочным и красивым и главное – с неожиданными моментами, как это было в спектакле «Принцесса на горошине»: у нас на сцене шел настоящий дождь, актеры работали на высоте, над сценой чуть больше двух метров. То есть артисту нужно обладать достаточно хорошей физической выносливостью и вестибулярным аппаратом. Я вот лично в восемьдесят пятом году поступил в Днепропетровское театральное училище на курс актера-кукловода, и до сих пор не жалею об этом.

Думаю, мы приложим все силы, чтобы подготовить настоящих актеров с большой буквы, которые будут востребованы в любом театре нашей страны. Могу сказать абсолютно точно, что наш театр предоставит им всем рабочие места. Программа обучения очень разно­образна, и поэтому при внимании к себе, к предметам, при желании, если человек будет точно знать, чего он хочет достичь, то во время обучения на этом отделении он будет расти как личность, физически и морально, и эстетически.

В принципе, для девятиклассника поступление в колледж и получение среднего специального образования, а тем более актерского, – это даже выгоднее и лучше, чем заканчивать одиннадцать классов. Смотрите: девятый класс закончил – надо учиться еще два года. За два года ты получаешь просто среднее образование. А если к этим двум годам еще добавить полтора, то уже выйдешь готовым специалистом со средне-специальным образованием. И с этим дипломом будет проще поступить в высшее учебное заведение, потому что, естественно, предпочтение отдается людям, которые уже что-то умеют.

Какими качествами должен обладать будущий специалист – кукловод?

Прежде всего, это – любовь к своему делу. Если ты творческий человек, и тебе нравится находиться на сцене, дарить людям радость. У нас актриса одна говорила, что актер должен быть тщеславен. Если он не тщеславен, то это уже не актер. У наших сотрудников, кто давно работает в театре, берут автографы – и это уже показатель того, что человек состоялся как актер, потому что запомнился зрителям. Поэтому доля здорового тщеславия должна быть в наших будущих коллегах. Очень большое трудолюбие должно быть, потому что в этой профессии его потребуется в достаточном количестве. Помимо этого человек должен обладать чувством юмора, харизмой, обаянием, правильно поставленной речью и художественным вкусом.

Дмитрий Юрьевич, у вас, как у руководителя театра, какие планы на будущее? Если проблема кадрового голода себя исчерпает в ближайшие несколько лет?

Очень хотелось бы, чтобы мы вышли за возрастные рамки театра кукол, разнообразили репертуар и начали работать со зрителями более старшего возраста – среднего школьного. Сделать какую-нибудь постановку ТЮЗовскую. В последнее время зрители просят нас о спектакле для взрослых, но с тем количеством людей, которые сегодня работают у нас, мы этого сделать не можем. Поэтому ждем всех желающих освоить профессию кукольника.

Какие вступительные испытания ждут абитуриентов?

Абитуриенты будут проходить предварительные отборочные прослушивания, чтобы показать степень своего таланта. Это могут быть такие задания как, например, прочесть отрывок из басни, прозы, стихотворения. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны исполнить две – три песни или романса. Это и элементарные танцы, какой-то специальный этюд по заданию экзаменатора. И, конечно, будет знакомство с общим уровнем культуры абитуриента, кругом его интересов, его познаниями в различных отраслях искусства (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). Для этого будет проводиться специальное собеседование, на котором могут быть заданы вопросы на выявление общего кругозора человека. И только после этого будет приниматься решение о допущении абитуриента к экзаменам (русский язык и литература в письменной форме).

По словам Дмитрия Шаповалова, на протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, а преуспевающим в учебе студентам будет выплачиваться стипендия.

Вступительные испытания начнутся с шестого июля.

Чтобы узнать подробнее о новой специальности, можно обратиться в приемную комиссию колледжа искусств по телефонам: (413-2) 65–03-47, (413-2) 60-54-55. Или в кукольный театр, где все желающие в ходе экскурсии смогут лично ознакомиться с профессией актера-кукольника.

Беседу провела Анна СЕРГЕЕВА.

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (другое название праздника - Международный день театра кукол) пришла деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана еще в 2000 году.
На XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение, но тогда этот вопрос так и не был решен.

Дата празднования дня кукольника была определена в 2002 году и с 21 марта 2003 года этот день празднуют профессионалы и поклонники театра кукол во всем мире.

По традиции, в этот день работники театров и творческих кукольных коллективов организуют необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

В Международный день кукольника можно присоединиться к торжествам, посетить представления с участием рукотворных персонажей, а можно приобрести авторскую куклу.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии КУКОЛЬНИК.

История кукол

История профессии "Художник-кукольник"

Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 веке до н.э.
Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой.
Известным центром игрушек был город Сордис.

С древних времен на Руси известна профессия кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног.
Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Художник-кукольник находит образ куклы, придает ему натуральность, чтобы получился «живой» человечек, а не просто тряпичная кукла.

Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Особенности профессии: На создание хорошей куклы могут уходить месяцы.

Рабочее место художника-кукольника

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества профессии
Профессия художника-кукольника предполагает наличие у человека:
художественных способностей,
творческие способности,
богатого воображения,
хороших зрения и глазомера,
наблюдательности,
склонности к работе руками,
оригинальности и находчивости,
чувства гармонии и вкуса.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с различными материалами - текстилем, деревом и т.д.

Учебные заведения

Стать художником-кукольником для кукольного театра можно, окончив в Санкт-Петербурге факультет театра кукол по специальности «Художник-технолог театра кукол».

Помимо общих предметов специальности «Художник-технолог театра кукол» студенты дополнительно изучают технологию художественного оформления спектакля в театре кукол, конструирование и технологию создания театральной куклы, макетирование, расчет театральных конструкций, технологию художественного светового оформления спектакля в театре кукол, скульптуру и театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут работать над оформлением спектаклей в театре кукол в сотрудничестве с художником-постановщиком, а также преподавать конструирование и технологию создания театральной куклы и технологию художественного оформления спектакля в театре кукол в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Мастером кукол можно стать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна.
Можно также самостоятельно учиться дома с помощью книг.

Книги о куклах

Абраменкова, В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка / В. В. Абраменкова. - М. : Лепта-пресс: Яуза: ЭКСМО, 2006. - 633, с. - (В помощь родителям).

На С. 500-516 в главе 9 «Делаем игрушки сами» автор рассказывает о русских игрушках и народных русских куклах, которые делают рукодельницы своими руками.

Берстенева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками: [для чтения взрослыми детям] / Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева / [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, . - 111 с. - (Моя первая книга).

Народные тряпичные куклы пришли в гости к нам из всех уголков России.
В куклы не только играли – с ними справляли календарные обряды, с ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.
Сказки, пословицы, поговорки и обилие интересной информации, содержащиеся в этой книге, расширят представление читателей об искусстве создания кукол.
Книга расскажет о древнем искусстве и научит детей и взрослых мастерить традиционные тряпичные куклы.
В помощь читателям предложены схемы, рисунки и описания, которые помогут создать интересных кукол.

Войдинова, Н. М. Куклы в доме / Н. М. Войдинова; худож. В. Н. Конюхов. - М. : Профиздат, 1998. - 135 с. : ил. - (Ремесло и рукоделие).

В книге профессионального художника-кукольника Надежды Войдиновой собраны разнообразные материалы по куклам с авторскими комментариями.
Книга адресована всем, кто хочет заняться изготовлением кукол.
Прочитав эту книгу, вы научитесь делать своими руками кукол на чайник, кукол-карманов, мягких кукол для оформления интерьера, кукол-петрушек, кукол для этнографической коллекции и многие другие виды кукол.
Подробное описание и иллюстрации в тексте наглядно покажут, как все это сделать.
Благодаря этой книге Вы сможете наполнить свою жизнь, жизнь ваших детей и друзей полезными и оригинальными предметами быта, что создаст в доме особый уют и настроение.

Где появились куклы? // Все обо всем: попул. энцикл. для детей. Т. 1 / А. Ликум; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Слово, 1998. – С. 305-306.

Кукла – один из первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и цивилизованных народов. Но где же кукла появилась впервые? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этой книге!

Голдовский Борис Павлович. Куклы: энциклопедия / Голдовский Борис Павлович - М. : Время, 2004. - 494, с. : ил.

Данная научно-популярная энциклопедия посвящена древнему виду человеческого творчества - искусству кукол.
Обширный материал книги собран и систематизирован учеником великого кукольника Сергея Владимировича Образцова – Борисом Павловичем Голдовским.
В энциклопедии содержится около двух тысяч статей, посвященных куклам и кукольникам, театрам и фестивалям, куклотерапии и куклам с искусственным интеллектом и обо всем том, что имеет хоть какое-то отношение к миру кукол, почти столь же разнообразному, сложно устроенному и прекрасному, что и мир людей.

Дангворт, Р. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы: [для мл. и сред. шк. возраста] / [Р. Дангворт, Р. Гибсон, К. Хайнс, Д. Харви] ; пер. с англ. Т. Ю. Покидаевой. - М. : Росмэн, 1999. - 64 с. : цв. ил. - (Наши руки не для скуки).

На С. 33-64 в разделе «Домашний кукольный театр», который написан профессиональным кукловодом и мастером по изготовлению кукол Кеном Хейнсом, даны способы изготовления различных видов кукол – от кукол из носков дол марионеток на ниточках.
Перед началом изготовления кукол даются полезные советы по общей технике изготовления кукол и по выбору материалов.
Все приемы изготовления кукол описаны от простого к сложному.
В результате получаются забавные животные из носков, куклы-перчатки, куклы с подвижным ртом, куклы на палочках, забавный клоун из фетра и куклы-марионетки на ниточках.

Зайцева, А. А. Куклы в вашем доме / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2009. - 61, с. : цв. ил. - (Азбука рукоделия). - Загл. обл. : Оригинальные куклы: изготовление своими руками.

В книге члена Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Анны Зайцевой представлены самые популярные техники изготовления авторских кукол.
Принято считать, что сделать авторскую куклу человек, который никогда не брался за это, просто не сможет.
Однако надо попробовать начать с самого простого, довериться своей фантазии и вкусу, следовать советам опытного автора – и у Вас получатся необыкновенные куклы – на жестком или полужестком каркасе, мягкие куклы, шитые, вязаные или из помпонов.
И все Ваши куклы будут авторскими, потому что вы сами и есть – автор!

Зайцева, А. А. Сказочные куклы своими руками / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2013. - 95 с. : цв. ил.

Эта книга дизайнера Анны Зайцевой - настоящее практическое пособие, в котором подробно и понятно рассказывает, как придумать образ будущей куклы, какие материалы и инструменты понадобятся для воплощения мечты, как правильно рассчитать соотношение деталей куклы, с помощью каких приемов изготовить фигурку куклы и как снять мерки и сшить по ним кукольную одежду.
В книге содержится замечательная коллекция моделей кукол, созданных по мотивам волшебных сказок и легенд, например, эльф-лучник, королева эльфов, Рождественский ангел, Воинственный Гном, Коломбина и Принцесса на горошине.
Пошаговые иллюстрации, необходимые выкройки и шаблоны с точными размерами помогут Вам создать замечательные куклы своими руками!

Клепа в мире игрушек: [альманах] // Клёпа. - 2001. - № 74. – 33 с. : цв. ил.

Трудно представить жизнь без игрушек!
Игрушки - не только предмет забавы и развлечений, но и формирует вкус, развивает фантазию и воображение.
Игрушка, созданная настоящим мастером-художником, становится произведением искусства.
На страницах этого альманаха читатель узнает, из чего изготавливали куклы в каменном веке, с какими куклами играли девочки в Древнем Египте в Европе в XVIII веке, в каком веке начался расцвет игрушечного дела, что умеют делать «живые игрушки» и многое другое!

Клёпа в мир кукол // Клёпа. – 2014. - № 3. – 31 с. : цв. ил.

В мире много кукол, и игровых, и коллекционных, и обрядовых, а ещё есть куклы-обереги, балаганные куклы и куклы-марионетки!
Вместе с девочкой Клёпой и её друзьями читатель узнает много нового и увлекательного об истории кукол, полюбуется авторскими куклами Олины Вентцель, дымковскими игрушками и японскими церемониальными куклами, которые делаются специально для «Праздника девочек», познакомятся с самым большим и известным собранием кукол в полный рост – с Музеем восковых фигур Марии Тюссо!
В номере имеются руководства, как изготовить шикарное бальное платье для своей любимой куклы и как испечь вкуснейший кекс «Арлекин»!
В рубрике «Читалка» напечатана сказка Ганса Христиана Андерсена про кукольное представление.
А вот какая сказка Вы узнаете, прочитав этот номер журнала!

Лебедева, Т. В. Красивые стильные куклы своими руками / Т. Лебедева, Т. Шевченко. - Ростов н/Д. ; М. : Владис; РИПОЛ классик, 2012. - 190, с. - (Красивые вещи своими руками).

Стильная авторская кукла - прекрасный подарок близкому человеку и оригинальная игрушка для ребенка. Кукла, сделанная своими руками, обязательно имеет свой характер, ведь тот человек, который ее создал, вложил в нее частичку своей души. Эта книга расскажет, как сделать супермодную оригинальную куклу-тильду или даже традиционную вязаную куклу. Два замечательных мастера поделятся с Вами на страницах этой книги своими умениями и секретами.

Ликум, А. Всё обо всём: попул. энцикл. для детей. Т. 2 / А. Ликум; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Ключ-С, 1998. – 510 с.

На С. 508-509 содержится информация о том, кто и когда сделал первую куклу, а на С. 412-414 – о том, как начинались кукольные представления и где их начали разыгрывать впервые.

Почему люди играют в куклы? // Всё обо всём: попул. энцикл. для детей. Т. 13 / науч. ред. В. В. Славкин; сост. Г. П. Шалаева. - М. : Слово: АСТ, 1998. – С.119-120.

Человек играет в куклы с глубокой древности. Кого изображали первые куклы? Когда к куклам пришла настоящая популярность? Почему люди играют в куклы? Ответы на все эти вопросы ищите в этой книге!

Юрина, Н. Г. Куклы / Н. Г. Юрина. - М. : Слово/Slovo, 2002. - 48 с. : цв. ил. - (Что есть что).

Эта книга из серии «Что есть что» рассказывает о том, как и когда впервые куклы превратились в детские игрушки, какие города прославились производством кукол и в каких кукол играют дети всего мира.
На С. 26-27 содержится информация о профессии кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног. Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Я познаю мир: дет. энцикл. : Игрушки / [авт.-сост. Н. Г. Юрина]. - М. : АСТ, 1999. - 494 с.

Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.
Книга познакомит юного читателя с историей игрушек во все времена, а также расскажет о коллекционных куклах, куклах из различных материалов от бисквита до целлулоида, о куклах аристократов, этнографических куклах и многих других.
На С. 32 и 37 описана профессия кустарихи-одевальщицы.

Я познаю мир: дет. энцикл. : История ремесел / [атв. Е. Пономарев, Т. Пономарева; под общ. ред. Е. М. Ивановой]. - М. : АСТ, 2000. - 414 с.

Страницы этой книги познакомят юного читателя с историей происхождения ремесел и откроют древние тайны гончаров, ткачей, плотников и других мастеров своего дела.
На С. 269-270 описано ремесло кожаных дел мастера, который создает кукол вайянг для театра теней.

Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.

Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть

Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.

2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?

3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?

4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...

5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы