Любовь Базарова и Одинцовой.
Роман «Отцы и дети» построен на взаимоотношениях отцов и детей. Но и здесь автор раскрывает разные точки зрения о любви. Как маленькая любовь может превратиться в большую любовь. Как человек независимый, не признающий женщин, эгоист, может оказаться беззащитным перед ней. Этот роман показывает, на что может пойти человек, встретив свою половинку.
На мой взгляд, любовь Базарова к Одинцовой была безответной. Несомненно, Одинцовой было приятно общество Базарова, ей нравилось выслушивать его мнения, спорить с ним. Но она никогда не признавалась ни себе, ни ему, что любит. Может быть, она слишком горда и боится потерять свою независимость, поэтому не признавалась. А может быть, она вовсе и не любила. По моему мнению, она его не отпускала и не приближала к себе. Она боялась потерять его общество, но и ранить его сердце ей тоже не хотелось.
До встречи с Одинцовой, Базаров придерживался отрицательной точки зрения насчёт любви и брака. Он считал, что никакая женщина не достойна, чтобы о ней говорили в мужском обществе, никакая женщина не способна подчинить его себе. Он не понимал любви, не признавал романтики. Ему казалось, что только слабохарактерные люди способны на романтику. Сам себя он считал вольным, с сильным характером. По натуре он был самоуверенным человеком, прямолинейным. Он никогда не робел перед женщинами и считал это ниже своего достоинства.
Когда Базаров встретился с Одинцовой, всё переменилось. Он стал робеть перед женщинами, что явно заметил его друг Аркадий. Сначала, он не признавал своей любви, но ему хотелось общаться с Одинцовой, в нём проснулась романтика (что для него нехарактерно).
Наконец, он поймал себя на мысли, что любит эту девушку, и в какой-то момент он признался ей. Он даже не сдержался, чтобы не обнять её. Но она не ответила ему ни да, ни нет.
Перед смертью Базаров захотел увидеть Анну и она приехала. Но даже, когда он умирал, она не призналась ему в любви.
Я считаю, что Базаров достоин уважения. Он смог переступить через себя, через свои принципы и признаться Одинцовой в любви. В этот момент он оставил свою гордость, независимость перед женщинами и открыл ей свою душу. А Одинцова не смогла. У неё не хватило силы воли это сделать. Мне кажется, что эти герои очень похожи друг на друга. Оба самостоятельные, гордые, эгоистичные. Но в конце Базаров меняет своё отношение к Одинцовой, а она нет. Если бы она отбросила свою независимость и гордость, то я уверена, что конец этого романа был бы не таким грусным.
Я считаю, что Базаров достоин уважения. Он смог переступить через себя, через свои принципы и признаться Одинцовой в любви. В этот момент он оставил свою гордость, независимость перед женщинами и открыл ей свою душу. А Одинцова не смогла. У неё не хватило силы воли это сделать. Мне кажется, что эти герои очень похожи друг на друга. Оба самостоятельные, гордые, эгоистичные. Но в конце Базаров меняет своё отношение к Одинцовой, а она нет. Если бы она отбросила свою независимость и гордость, то я уверена, что конец этого романа был бы не таким грусным.
Базаров узнаёт
о существовании Анны Одинцовой
от Кукшиной, знакомой его друга
Ситникова. Первый раз он видит её
на балу у губернатора, куда приехал
вместе с Аркадием. «Это что за фигура?
– проговорил он. – На остальных
баб не похожа». Там же он с ней
и знакомится. Она приглашает их
с Аркадием к себе. В гостях у
Одинцовой Базаров явно старается
занять свою собеседницу. Она приглашает
их к себе в Никольское.
«Экое богатое тело! – сказал Базаров
по дороге. – Хоть сейчас в анатомический
театр». В Никольском Базаров заинтересовал
Анну, всё время проводил с ней, чувствовал,
что любит её. Однажды утром она позвала
его в свою комнату и попросила сказать,
что с ним происходит – тот признался
ей в любви. В тот же день после обеда он
извиняется перед ней и говорит, что уезжает.
«Мы ещё увидимся, не правда ли?» – сказала
она. «Как прикажете… В таком случае мы
увидимся», – ответил Базаров.
После этого они долго не встречались,
пока Базаров не решил заехать к ней по
пути к родителям. Он ещё раз извиняется
и надеется, что она не будет вспоминать
о нём с отвращением. Анна Сергеевна говорит,
что причиной их размолвки было то, что
они не нуждались друг в друге и, главное,
в них слишком много… однородного. Она
просит его остаться, но он уезжает: «Прощайте-с
и будьте здоровы». Через некоторое время
он смертельно заболел, когда ему стало
совсем плохо, послал нарочного к Одинцовой,
перед самой смертью она поцеловала его,
и он умер.
Любовь показалась испытанием для Базарова,
для Тургенева – это одна из смыслообразующих
ценностей. Любовь побеждает эгоизм, просветляет
мир, это чувство оказалось не физиологией,
как предполагал герой, это чувство потрясает
и травмирует. На словах он отрицал любовь,
а на деле жизнь заставила её признать.
Ни Базаров, ни Павел Петрович не одерживают
победы в споре с жизнью.
В
чем сложность
взаимоотношений
Базарова Одинцовой.
В ответ на свою откровенность Одинцова хочет проникнуть в душу Базарова. Ей интересны сокровенные мысли героя, его планы на будущее. Но Евгений Петрович замкнут. Герой очень одинок, он не привык делиться своими размышлениями и переживаниями. Анна Сергеевна уверяет, что Евгений может открыться ей.
Любовь в произведениях Тургенева - сила природная, подчиняющая себе человека зачастую помимо его желания, она прекрасна, грозна и мгновенна, как молния. С грозой сравниваются чувства героини в повести «Ася», героя - в повести «Фауст». Любовь - прекрасное мгновение, которое не дано остановить, как не остановить молнию. Любовь - всегда испытание, потому что она требует самопожертвования. Эту ситуацию “испытания любовью” переживают все герои Тургенева, и герои «Отцов и детей» - не исключение. Перед нами разворачивается история роковой любви Павла Петровича к княгине Р. Аркадий влюбляется сначала в Анну Сергеевну Одинцову, а затем в её сестру Катю. Николай Петрович любит Фенечку.
Однако центр романа составляет история любви Базарова и Одинцовой. Именно встреча с Анной Сергеевной словно делит роман на две части. Если в первой части романа мы видим Базарова-победителя, нигде не встречающего достойного сопротивления, самоуверенного и сильного, то вторая часть показывает нам другого Базарова. Он столкнулся с силой посерьёзнее Павла Петровича. И эта сила - любовь. Трагедия этой любви не только в том, что она осталась безответной.
Развитие отношений между Базаровым и Одинцовой занимает центральное место. До встречи с Анной Сергеевной любовь была одним из красивых “слов”, герой иронически называл её “романтизмом”, “дурью”, “художеством”. Наверное, на такое отношение к любви герой имеет право: история Павла Петровича и княгини Р. (остановимся на этом чуть подробнее) - весомое тому доказательство. Но вот “несчастье” случилось с Базаровым, и отношения с Одинцовой “не сложились” или “сложились”? И вновь обращаемся к профессиональным читателям.
В.Троицкий: “Одинцова, которую Базаров, несомненно, привлёк своей незаурядностью, очень скоро поняла, что он герой не её романа. Она почувствовала в нём отсутствие той духовности, без которой для неё не могло быть любви”.
Г.Бялый: “«Новый человек», нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной. Одинцова же, при всей незаурядности своей натуры, боится сердечных тревог и жизненных осложнений… Одинцова принадлежит к числу необычных и даже редких людей своего круга, своей среды, но Базаров решительно превосходит её глубиной и сердечностью своего чувства. Это, быть может, самая большая его победа, несмотря на то, что имеет видимость поражения”.
Вокруг сопоставления этих точек зрения и может строиться дальнейшая работа над сочинением.
В заключение говорим о счастливых любовных историях. Во-первых, Фенечки и Николая Петровича. Попутно заметим, что к простенькой Фенечке тянутся многие герои романа: её целует Базаров после тяжёлого разговора с Одинцовой, Павел Петрович находит в ней сходство с загадочной княгиней Р. Поразмышляем - почему?
Обратимся к другой героине - Кате, которая поднимет бокал “в память Базарова”, Аркадий пожмёт ей руку, но не решится “громко предложить этот тост”. Но ведь и его отец тоже не решился сразу сделать Фенечку своей женой.
Думается при пристальном размышлении над этими счастливыми историями возникает больше вопросов, нежели ответов.
По
поведению Базарова в начале произведения
можно сделать вывод, что страдания
от неразделённой любви ему не
угрожают.Базаров был великий
охотник до женщин и до женской
красоты, но любовь в смысле идеальном,
или, как он выражался, романтическом,
называл белибердой, непростительною
дурью, считал рыцарские чувства
чем-то вроде уродства или болезни
и не однажды выражал свое удивление:
почему не посадили в желтый дом
Тоггенбурга со всеми миннезингерами
и трубадурами? «Нравится тебе женщина,
- говаривал он, - старайся добиться
толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись
- земля не клином сошлась» Он представляет
собой тот тип человека, разделяющего
нигилистические воззрения на различные
области жизни, который любовь не
признаёт, даже как чувство. "Мы, физиологи,
знаем, какие это отношения..."
Но это совсем не значит, что он не
признаёт вообще никаких отношений
между мужчиной и женщиной. Евгений
просто терпеть не может рыцарства.
А его отзывы относительно Павла
Петровича, пережившего несчастную
любовь: "Не мужчина, не самец", - дополняют
портрет. Базаров и любовь - вещи несовместимые. Но вдруг в его жизни появляется Одинцова. Уже после бала он понял, "что тут что-то не ладно". А после первых минут более близкого знакомства с Одинцовой он был околдован её красотой и умом. Анна Сергеевна была настолько умна, чтобы Базарову было интересно с ней общаться, и настолько красива, чтобы понравиться ему. Когда одному человеку интересно с другим, когда тот ему нравится, возникает любовь. Это и начало происходить с ним: он стал вдруг многословен, "старался занять свою собеседницу". Когда друзья после этой встречи возвращались домой, Евгений, всё ещё пытаясь выйти из-под власти Одинцовой, уже признаёт её красоту и опережает желание Аркадия поехать в Никольское. Вскоре Базаров понял, что влюбился. И изо всех сил старался искоренить в себе это рыцарское "чувство, которое его мучило и бесило и от которого он отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хоть отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило". Евгений боролся с самим собою: он "высказывал равнодушие ко всему романтическому", но "с негодованием сознавал романтика в самом себе". Он бранил "вполголоса и её, и себя" за происходившее между ними, но в его голове то и дело возникал образ Одинцовой. |
В русской
литературе есть всего два романа,
главных героев которых зовут
Евгений: “Евгений Онегин” и “Отцы
и дети”. Случайно ли это совпадение
имен?
Параллели между сюжетами двух романов
на этом не кончаются: у каждого Евгения
свой младший друг; в обоих романах по
соседству живут две сестры-помещицы;
очень непростым отношениям между Базаровым
и Анной Сергеевной как бы соответствует
несостоявшаяся любовь между Онегиным
и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой
кончился бы так же, как роман Аркадия
с Катей, если бы Ленский остался в живых.
Кстати, в обоих романах есть дуэль, на
которой тот, для кого дуэль - нелепый
предрассудок, ранит того, для кого дуэль
- дело чести. Вообще, для обоих Евгениев
характерно пренебрежительное отношение
к нормам, которые считаются общепринятыми
в окружающей среде. Наконец, основное
действие обоих романов происходит в деревне,
куда герои приезжают из столицы. И еще:
и Онегин, и Базаров всегда одиноки.
Если предположить, что Тургенев сознательно
сделал все эти совпадения, то интересно
посмотреть различия между героями этих
романов. Контраст создается уже самими
фамилиями этих героев. Мягкому, нежному
имени Евгений созвучна фамилия Онегин.
Фамилия же Базаров грубая, пожалуй, даже
вульгарная. С такой фамилией естественно
сочетается облик Базарова: красные руки,
лицо “длинное и худое, с широким лбом,
кверху плоским, книзу заостренным носом,
большими зеленоватыми глазами и висячими
бакенбардами песочного цвета” и так
далее.
Интересно сравнить влияние Онегина и
Базарова на жизнь окружающих. Скучающий
Онегин старается жить сам по себе, но
тем не менее оставляет неизгладимый след
в жизни тех, с кем сталкивается: убит Ленский,
из-за этого по-иному пошла жизнь Ольги,
на всю жизнь остается душевная рана у
Татьяны. Базаров же, наоборот, с реформаторским
пылом врывается в жизнь, стремясь как
можно больше подорвать традиционные
устои общества. Как и Онегин, Базаров
одинок, но его одиночество создается
резким противостоянием всем и вся. Базаров
часто употребляет слово “мы”, но кто
эти “мы” - так и остается непонятным:
не Ситников же с Кукшиной, которых Базаров
откровенно презирает. Казалось бы, появление
такого человека, как Базаров, не могло
не потрясти общество. Но вот Базаров умирает,
и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы
всех героев (за исключением, конечно,
стариков-родителей Базарова, которые
вскоре отправятся вслед за ним) сложились
так, как если бы никакого Базарова вообще
не было. Лишь добрая Катя вспоминает в
счастливую минуту свадьбы о безвременно
ушедшем друге. Базаров - человек науки,
но в романе нет ни единого намека на то,
что он оставил в науке какой-либо след.
Итог жизни Базарова невольно напоминает
строки Лермонтова:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Мертвость была в самой философии Базарова,
в его стремлении свести всю живую жизнь
к законам неживой материи. Смерть была
в нем самом, и недаром он умирает от трупного
яда. Может быть, самым абсурдным в жизни
Базарова было стремление утвердить свою
личность, противопоставить себя другим
путем проповеди полной безликости: “Люди,
что деревья в лесу; ни один ботаник не
станет заниматься каждой отдельной березой”.
Интересно, применял ли Базаров подобные
“принсипы” (как сказал бы Павел Петрович)
к самому себе? Базаров вызывает симпатии,
когда восстает против косностей тогдашней
русской жизни (прежде всего, в спорах
с Павлом Петровичем), но противопоставляет
он, по существу, еще большую косность,
всеобщее выравнивание.
Не была ли бесплодность жизни Базарова
попыткой Тургенева подавить в себе пророческие
тревоги за будущее России, внушить себе,
что Базаровы приходят и уходят, а жизнь
продолжается? Но если это не так, если
базаровский дух заразит целые поколения
русской интеллигенции - что тогда? Тургенев
не нашел ответа на этот вопрос. На него
ответила история...
Сон Базарова
Я очень люблю
роман И. А. Гончарова “Обломов”,
причем одной из самых моих любимых
глав является “Сон Обломова”. Мне
кажется, что это одна из самых
поэтичных и нежных картин в романе.
От каждого описания природы, каждого
слова, сказанного жителями Обломовки,
веет какой-то негой, лаской и добротой.
Правда, этот сон также объясняет,
почему судьба главного героя сложилась
так, как она описана в романе.
Если бы этой главы в романе не было,
я думаю, не одно поколение терялось
бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов,
“человек лет тридцати двух-трех от роду”
целые дни проводил, лежа на диване, “с
отсутствием всякой определенной идеи,
всякой сосредоточенности в чертах лица”.
И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова”
“увертюрой” всего романа. “Сон Обломова”
сперва появился на свет как “эпизод из
неоконченного романа”. Гончаров подчеркивал,
что в этом коротком произведении им был
набросан “главный мотив "обломовщины"”.
В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров
видел, что “обломовщина” неотделима
от крепостничества. Картину, нарисованную
Гончаровым, можно воспринять как некую
аллегорию: Обломовка - очень яркое и
полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной,
мертвой жизни”.
Как же “милые обломовцы” повлияли на
жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного
и впечатлительного мальчика? Маленький
Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным
ребенком. Ему было скучно подолгу повторять
за матерью молитвы. Его живая натура требовала
движения, а энергия - выхода.
Очень может быть, что в благоприятных
условиях Илюша достиг бы больших успехов
в жизни. Но воспитание в условиях крепостного
строя подавляло в мальчике все хорошее,
что в нем было. Ему постоянно внушали,
что он барин, что у него есть “Захар и
еще 300 Захаров”. Когда Захар натягивает
на Илюшу чулки, мальчик “только и знает,
что подставляет ему лежа то ту, то другую
ногу; а чуть что покажется ему не так,
то он поддаст Захарке ногой в нос”. Такое
воспитание убивало в Илюше инициативу
и природную живость. Любая попытка мальчика
сделать что-нибудь самому немедленно
пресекалась: “Отец и мать, да три тетки
в пять голосов и закричат: - Зачем? Куда?
А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй!
Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите,
разини? Вот я вас!”
Родители не заботились о том, чтобы мальчик
получил правильное представление об
окружающем мире. Это представление у
него складывалось в основном по няниным
рассказам. Некоторые из этих рассказов
(о мертвецах и о разных чудовищах) приводили
Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед
жизнью. Они так повлияли на впечатлительного
мальчика, что “воображение и ум, проникшись
вымыслом, оставались уже у него в рабстве
до старости”. Уже взрослый человек, Илья
Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес,
о которых ему говорили в детстве, но все
же “у него навсегда остается расположение
полежать на печи, походить в готовом незаработанном
платье, поесть за счет доброй волшебницы”
и он “бессознательно грустит подчас,
зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.
Постепенно Илюша начинает приходить
к выводу, что нужно жить так, как живут
окружающие его люди. В нем начали развиваться
апатия, лень, безволие. Обломовка погасила
в нем всякое стремление к знанию.
Как же живут, как проводят время хозяева
Обломовки? “Сам Обломов - старик тоже
не без занятий”, - с иронией говорит
Гончаров. Что же это за занятия? “Он целое
утро сидит и неукоснительно наблюдает
за всем, что делается на дворе.” Хозяйство
же между тем постепенно приходит в упадок.
Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью
Обломова-старшего, присваивает значительную
часть доходов. Барин при этом даже не
знает, какой доход приносит его имение.
Однако чтобы проверить приказчика, нужно
потрудиться, а труд в Обломовке считается
наказанием. И нет ничего удивительного,
что Илья Обломов, унаследовавший от отца
“талант хозяйничания”, не знает счета
деньгам и с детской наивностью думает,
что староста Обломовки даст денег столько,
сколько нужно.
Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное
от сна время она посвящает выбору блюд
для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие
было настолько важным, что совещались
целым домом. И ничего удивительного, ведь
“забота о пище была первая и главная
жизненная забота в Обломовке”.
Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не
измучился и не похудел, ему часто разрешали
пропускать занятия в пансионе. Причины
находились самые разные. Например, если
в доме пеклись блины, то в пансион не нужно
было ехать. Когда же он все-таки ходил
в класс, то задаваемые уроки учил не дальше
“той строки, под которой учитель, задавая
урок, проводил ногтем черту”. Родители
Илюши видели в образовании прежде всего
выгоду. Те, кто его имел, получали чины
и награды, быстрее наживали деньги. А
поскольку обломовцам хватало того, что
у них было, то и учиться, по их мнению,
было незачем.
Воздействие на Илюшу обломовской среды
было настолько сильным и глубоким, что
его уже нельзя было искоренить. Ильей
все больше овладевали лень и апатия, у
него не хватало сил бороться с ними. Когда
он учился в университете, в нем неожиданно
вспыхнуло желание добиться положения
в обществе, появились радужные надежды.
Но период душевного подъема был недолгим.
Первые столкновения с жизнью, первые
трудности испугали Обломова. Служба требовала
энергии и труда. Прослужив кое-как два
года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов
стал постепенно отгораживаться от мира.
Он “простился с толпой друзей” и все
реже и реже выходил из дома. Таким образом,
становится очевидным: все, что видел Илюша
в детстве, и сделало его таким, каким мы
встречаем его в квартире на Гороховой.
Я очень сочувствую Обломову, он очень
мне симпатичен. Мне жаль, что у него так
сложилась жизнь. Когда я прочитал роман,
мне захотелось вернуть Обломова в детство,
чтобы он снова стал маленьким Илюшей,
но чтобы детство его проходило совсем
по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным
и любознательным, получил бы хорошее
образование, и жизнь была бы ему г* радость.
Его взгляд бы не “помрачался выражением
будто усталости или скуки”, у него были
бы интересные занятия, он бы много читал
и общался с интересными людьми. Но Обломовка
сделала свое дело - она самым пагубным
образом повлияла на всю дальнейшую жизнь
Ильи Ильича Обломова.
Трагедия
Базарова
и т.д.................
Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.
Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».
Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.
Русская литература славится глубиной своих работ. Одна из таких «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Главная тема - рождение и выращивание новых прогрессивных идей, вектором которых является игнорирование искусства в пользу точных наук. В кругу нигилистов нет места чувствам и старым истинам. Но какая бы суть ни была вложена автором в роман, для читателей на первом месте стоит история любви Базарова и Одинцовой.
Роман был написан в 60-е годы XIX века и сразу покорил мир своими молодежными идеями. Тогда, как и сейчас, Базаров - пример нового, современного человека. Но, как показал автор, не к такому примеру нужно стремиться. Тем не менее, главный герой пленил сердца многих читателей. Он всегда имел что сказать, его реплики четкие, а диалоги с ним интригуют. Важно то, что в романе Иван Сергеевич показал, как легко может быть уничтожена жизнь из-за неправильной трактовки.
Недаром произведение называется «Отцы и дети». Главный герой пренебрежительно относится не только к старшим по возрасту, но и к своим родителям. В мыслях он уважает многих взрослых, а вот на деле дерзит. «Отцы и дети» Тургенева показали, как различаются идеалы разных поколений и как деградирует с каждым годом молодежь.
События начинают свой отсчет от 20 мая 1859 года по приезде Аркадия домой вместе с другом Евгением Базаровым. Последний - резкий, самолюбивый и тихий человек. Людей слабовольных он, как магнитом, затягивает в свои сети, но помимо своей воли. Те, что готовы спорить, автоматически становятся ему врагами. Базаров в душе презирает любовь, поэзию и свой народ. Он нигилист, который исповедует веру в либеральные и консервативные идеи.
Но встреча Базарова с Одинцовой расставляет новые приоритеты. Молодая, красивая и богатая вдова Анна сразу захватывает Евгения. Чувства, как ему кажется, взаимны, но женщина решает сохранять спокойствие и не развивать любовь. Герой, плененный своими правилами, решает также оставаться верным принципам. Он убегает от любви к родителям. Но высокие чувства победили жизненные стереотипы. Любовь Базарова к Одинцовой заставляет его вернуться в дом Аркадия.
От грусти герой соблазняет чужую женщину, за что его вызывают на дуэль. С течением обстоятельств счастливы все, кроме Евгения. Анна не отвечает на чувства, и читатели теряют надежду на то, что сложится пара Базаров и Одинцова. Взаимоотношения не налаживаются, поэтому герой окончательно прощается с любимой и другом, сжигает мосты и возвращается домой.
Дома Базаров тонет в работе на несколько дней. Но грусть и чувство догоняют его и понемногу становятся сутью жизни. Из-за невнимательности он заражается от покойного тифом и осознает свою близкую смерть, поэтому решает попросить любимую приехать и попрощаться с ним.
В предсмертной беседе герой признает, что отношение Базарова и Одинцовой не сложились в большей степени из-за его характера. Он осознает, что его мешали строить отношения, но сожаления по этому поводу молодой человек выражает мало. Покидая этот мир, главный герой не удовлетворен тем, на что потратил свою жизнь. Но дай ему судьба еще один шанс переписать свою историю по-новому, он, видимо, не изменил бы ни единого взгляда. Отношения Базарова и Одинцовой были обречены с самого начала. После этого печального события в романе играют несколько свадеб. Но чувства как будто постановочные. Анна Сергеевна снова выходит замуж по расчету.
В итоге, на могилу Базарова приходят только старые и страдающие родители, которых он так не уважал при жизни.
Один из главных героев романа Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Читая произведение, возникает двоякое впечатление от персонажа. Причем двойственное восприятие этой личности преследует сразу после знакомства. С одной стороны, мы видим его холодный, сухой характер, с другой, интуиция постоянно подсказывает, что фигура полностью не раскрыта. Привкус того, что где-то в глубине души Базаров удивит нас своими рыцарскими поступками, остается. Но неоднозначная оценка держит нас в напряжении до конца книги. Позже некоторые разъяснения дают любовь Базарова и Одинцова.
Внешний вид героя полностью соответствует его лицу. Заостренный нос, большие зеленые глаза, широкий плоский лоб на худом лице, что обрамлено бакенбардами, темно-белокурые волосы и улыбка, за которой плохо маскируется светлый ум, самоуверенность и достоинство. Именно таким предстает перед нами персонаж впервые. Его образ манит определенной загадочностью.
И все бы ничего, но в дальнейшем перед нами предстает другой, настоящий Базаров, черты характера которого сначала были незаметны. Он свысока, гордо на всех смотрит, не признает святости брака и любви, не верит в авторитет и считает ниже своего достоинства доказывать свою точку зрения другу или врагу.
Тем не менее, мы можем наблюдать новые вспышки характера сразу после того, как вспыхнул роман Базарова и Одинцовой. Взаимоотношения, что возникли между молодыми людьми, меняют привычный для них мир.
В пространстве, в котором живет главный герой, не было места для любви, пока он не встретил Анну Сергеевну. Холодная, расчетливая вдова - Базаров в женском образе.
Аристократка, которую полюбил Евгений, горда и умна. Умерший старый муж оставил ей большое материальное состояние. Это позволяет ей жить независимо и делать то, что вздумается.
Еще двух таких похожих и разных людей в мировой литературе не найти. История любви Базарова и Одинцовой - рецензия на книгу «Как не нужно жить». Молодая женщина, привлекательная, не имеет Она существует между временем, не различая дня и ночи.
Едва заметная улыбка и - Одинцова, как и Базаров, умела себя эффектно подать. Но в отличие от главного героя, женщина действительно не умеет любить. Или сердце ее окаменело еще в детстве? А возможно, причиной стали новые течения в обществе? Важно только то, что Базаров не сразу признался в своих чувствах, а любовь у Анны так и не возникла.
О том, что бессердечная женщина была равнодушной, говорит и ее отношение к молодому человеку. Он для нее - забава. Безразличие к его смерти пугает читателей. Для Одинцовой (даже сама фамилия говорит о многом) были далеки такие чувства, как горе и радость. Роман заканчивается ее браком с новой выгодной партией.
Есть клише, по которым пишут главных героев. И именно такие герои впоследствии становятся самыми популярными. Под эту линейку были созданы и герои Тургенева. Это бездушные молодые парни и девушки, которые не мечтают о любви.
Были мужчины и более холодные, замкнутые, чем Евгений. Многие влюбленные мировой литературы отличались друг от друга: Дарси и Лиззи Беннет, Рочестер и Джейн Эйр, Ретт Батлер и Скарлетт, среди них и герои Тургенева - Базаров и Одинцова. Взаимоотношения последних были обречены на провал. Стены, что они соорудили, было невозможно разрушить даже с помощью любви.
Отношение Базарова и Одинцовой к жизни критики восприняли неоднозначно. С одной стороны, молодые люди остаются верны себе, а за ними стоят новые грандиозные теории. Базаров - представитель нового общества, независимого, свободного от искусственно насажденных авторитетов. Он и его сторонники растят идеи, опережающие свое время. Отказаться от них - означало бы невозможность свободно развиваться.
С другой стороны - высота любви проверена тысячелетиями. Именно это прекрасное чувство вдохновляло творить. Поэтому выбор героя в пользу так называемого прогрессивного общества является низким и неразумным. Базаров однозначно мог достичь больших результатов, отказавшись от своей теории.
Наверное, самое тяжелое, что может пережить человек - собственных принципов. Но еще хуже остаться наедине со своими правилами, проигнорировав любовь.
На протяжении всего произведения протягивается необычная, небудничная линия симпатии двух персонажей. Эти главные герои - Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых ярко вспыхивают и постепенно идут по наклонной вниз.
Красота персонажа однозначно противоречива. По всем критериям тогдашнего мира он не дотягивает до эталона совершенства. Но стоит ему только открыть рот, что, заметим, делает он довольно редко, как течение его мыслей, сила характера в словах и уверенность в своей правоте покоряют. Несмотря на холод, исходящий от главного героя, Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых были очень сложными, все же сумели загореться друг к другу чувствами.
Базаров стоит перед выбором: остаться верным своим принципам или упасть до состояния, за которое всегда презирал людей. Быть романтиком и счастливо влюбленным - значит быть низким. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», - как-то выражает свои мысли другу Базаров.
К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли. Однако в "Отцы и дети" ярко выражена извечная тема большой и широкой человеческой души.
Тема: Базаров в отношениях с Одинцовой и Аркадием.
Цель урока: 1) проследить по тексту романа, как раскрывается образ Базарова в его любви к Одинцовой и в отношениях с Аркадием,
2) развивать навыки устной речи, мышление, умение анализировать прочитанное;
3) формировать нравственность учащихся
Ход урока
I . Оргмомент
II . Слово учителя
С необычайной глубиной раскрывает автор могучую, прямую и страстную натуру Базарова. Читая эти страницы, мы должны задуматься над вопросами, которые не могут не волновать всех нас: об истинной любви, об отношении Базарова к любимой женщине. Урок надо провести эмоционально, с большим тактом касаясь этих вопросов, помочь учащимся понять, как раскрывается авторское отношение к Базарову.
В предыдущих глазах Тургенев показал, что его герой незримо выше окружающих его людей, отличается от них своим демократизмом, знаниями, умом, силой духа. Нои там мы отмечали страницы, где автор полемизирует с Базаровым, а именно – с его отношением к искусству, природе. Рассказывая историю любви своего героя, писатель еще шире развертывает полемику с ним, показывает несостоятельность романтических воззрений молодого нигилиста, заставляет его «ощутить романтика в себе самом» Однако автор не развенчивает Базарова. Он по – прежнему остается сильным, большим человеком, он и здесь выше Павла Петровича, так как не поставил свою ЖИЗНЬ «На карту женской любви», да и любит он по-иному. В изображении любви Базарова с особой силой сказалась противоречивость мировоззрения Тургенева, его двойственное
отношение к Базарову, который предстает перед нами не как фотография революционера-разночинца, а как изображение, преломленное сквозь призму восприятия писателя, многого не понявшего во взглядах и действиях революционной демократий.
III . Беседа.
Почему внимание Базарова привлекла Одинцова?
Она была красива, не похожа на губернских дам.
Как Тургенев описывает ее портрет?
Она поражает «достоинством своей осанки», «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза… Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».
Вспомним диалог Аркадия и Базарова в конце четырнадцатой главы.
В репликах Базарова несомненно, звучит цинизм. В отличие от революционных демократов Базаров не ставит вопроса об эмансипации женщины. Так он заявляет, что «свободно мыслят между женщинами одни уроды» сравнивает холодную женщину с мороженым". Однако можно предположить, что цинизм этот-напускной, что вызван он стремлением скрыть от Аркадия а, быть может, и от самого себя сильное впечатление, произведенное на него Одинцовой. Ведь на следующий день «Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился... Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» - подумал он и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз.»
«Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее...; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Отвечая на приглашение Одинцовой, Базаров к великому удивлению Аркадия покраснел.
Из чего можно заключить, что не только красота Одинцовой привлекла Базарова, но и ее ум, широта интересов?
«Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая».
– Одинцова умная женщина, интересная собеседница. Было и нечто другое в этой женщине, привлекавшее к ней Базарова.
Обратимся к концу пятнадцатой главы (диалог Базарова и Аркадия).
В словах Базарова снова звучит напускной цинизм («Этакое богатое тело!», «Сказано - первый сорт») , так как ему неприятно сознаться в чувстве, которое возбудила в нем Одинцова.
Что отдаляет Базарова от Одинцовой?
Базаров считает ее аристократкой. «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове», - иронически замечает он.
Какое впечатление произвел дом Одинцовой?
Базарову претит аристократический дух этого дома – лакеи, дворецкий.
«Какой гранжанр!» - говорит он, иронически употребляя французское словечко- впрочем, нарочито произнося его на русский лад.
Обратим внимание на диалог Базарова с дворецким.
Базаров говорит с ним преувеличенно вежливо, как не принято было говорить со слугами: «Никаких приказаний не будет, почтеннейший... разве рюмку водочки соблаговолите поднести». Тон этот, в котором звучит насмешка над аристократическими обычаями, вызвал законное недоумение дворецкого.
IV . Чтение 16 главы (сцена беседы с Одинцовой) от слов: («Одинцова обратилась к Базарову...», кончая словами: «... Мы должны пощадить ее уши»).
Чем отличается манера говорить и спорить от споров с Павлом Петровичем?
Из каких слов видно, что Базаров считает необходимым переустройство общества?
«...Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».
Для характеристики взглядов Базарова чрезвычайно важна оценка, которую он дает современному состоянию общества - «безобразное».
Как вы думаете, согласен ли Тургенев с такой оценкой? Как изобразил он положение в стране?
Тургенев несколькими штрихами, но весьма красноречиво рисует обнищание крестьян, темноту народа, бесхозяйственность помещиков, ничтожество и бюрократизм высшего чиновничества. В оценке состояния общества писатель соглашается со своим героем.
Итак, в беседе с Одинцовой Базаров охотно высказывает свои взгляды, делится с ней своими мыслям. Беседа эта - серьезная. касающаяся важных и волнующих его вопросов. Следовательно, вопреки своим циническим утверждениям, Базаров видит в Одинцовой умную, понимающую собеседницу.
Как постепенно меняется отношение Базарова к Одинцовой?
В первый день пребывания в Никольском он еще продолжает с показным цинизмом говорить об Одинцовой, но уже не о ее внешности, а о том, что его особенно привлекает в ней: «баба с мозгом», «тертый калач». На следующее утро, вернувшись после прогулки с Одинцовой, он поразил Аркадия выражением своего лица («хотя веселое и даже ласковое» оно «не понравилось Аркадию») и тем, что в рассеянности вторично с ним поздоровался.
Что говорит Тургенев о душевном состоянии Базарова в начале 17 главы?
« В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало».
Вскоре «Базаров перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить ее «аристократические замашки».
«... Вообще он с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего... он как будто избегал, как будто стыдился его...»
Почему Базаров мог стыдиться Аркадия? (17 глава).
Читаем отрывок из семнадцатой главы, начиная со слов: «Настоящею причиной всей этой новизны...» и кончая словами: «... что ему, разумеется, не всегда удавалось».
Как смотрит Базаров на любовь к женщине?
Базаров утверждал, что человек не должен ставить на карту женской любви всю свою жизнь. Он справедливо считал, что личная трагедия человека не должна превращать его в живого мертвеца.
Базаров не признавал неразделенной любви; любовь он понимал как простое влечение к красивой женщине, а более глубокое чувство называл романтизмом, т. е. чепухой. В этом, конечно, мы не можем с ним согласиться. Спорите ним и Тургенев. Опровергая взгляды своего героя на любовь, писатель заставляет Базарова переживать то, что он сам отвергал: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
В каких эпизодах ярко раскрывается «романтический» характер любви Базарова?
Вспомним первое объяснение его с Одинцовой в 17 главе. Какова обстановка, в которой происходит это объяснение? Обратите внимание на пейзаж.
«Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумящими деревьями и свежим запахом вольного, чистого воздуха».
«Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединенной комнаты, сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание».
Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется с точки зрения Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, это ему казалась ночная "свежесть «раздражительной», это ему слышалось "Таинственное шептание. Базарову-материалисту, ученому-биологу шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными!
Так под влиянием охватившего его чувства настоящей любви пробуждается в нем романтик, по-иному он начинает видеть мир.
Но сдается ли Базаров? Покоряется ли он романтическому чувству, изменяет ли своим убеждениям?
Нет, в отношениях с Одинцовой он верен себе: и в том, что он ей говорит, и в том, как он с ней говорит, чувствуется борьба, нежелание подчиниться овладевшей им «идеальной любви»
В сценах объяснения Базарова с Одинцовой покоряет его суровая прямота, честность, отсутствие какой бы то ни было рисовки: «Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею», - заявляет он. Базаров не идет на компромисс, не подлаживается под настроение Одинцовой, он словно хочет ей сказать всем
своим поведением: «Прими меня таким, каков я есть на самом деле, или не принимай совсем».
«... Изящная сторона жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так дорожите», - откровенно признается он своей собеседнице. Прямо, без обиняков, называет он ее аристократкой, осуждает в ней то, что ему чуждо: «... Вы себя избаловали... вы очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному очень равнодушны». Отметим умение разбираться в людях, свойственное Базарову. Полюбив Одинцову, он видит ее недостатки. Прямо и откровенно он говорит о своих чувствах, не прибегая к красивым словам: «Напротив, тот скорее достоин сожаления, с кем эта штука случается» (Базаров обходит высокое слово «любовь», заменяя его просторечием «эта штука»). На вопрос Одинцовой, смог ли бы он отдаться полностью чувству любви, он честно отвечает: «Не знаю, хвастаться не хочу». А между тем, мы видим, что он способен на большое чувство. Условие: «Жизнь за жизнь» - кажется ему справедливым. О силе его чувства говорит и замечание автора: «Сердце у него действительно так и рвалось».
О глубине его страданий свидетельствуют и следующие строки: «А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый» . На следующий день, продолжая прерванный накануне разговор, Одинцова касается вопроса о будущем Базарова. И здесь опять-таки в его словах - ни тени рисовки, простота и отсутствие даже намека на позу. «... Я будущий уездный лекарь», - заявляет он. И далее: «Выйдет случай что-нибудь сделать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Его коробят громкие фразы: «... Я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит... - Происходит! - повторил Базаров,- точно я государство какое или общество!»
Какие же черты Базарова проявились в его любви к Одинцовой?
Мужественная решительность, воля, прямота и честность, суровая требовательность к себе и к другим, отвращение к фразе, к позерству, способность сильно, глубоко любить. Вспомним его портрет в девятнадцатой главе: «Его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте...» Это сильный человек, он глубоко любит и тяжко страдает, но держится мужественно, стойко. Прочитаем конец девятнадцатой главы (со слов: «Садясь в тарантас к Базарову...» до слов: «...Во всю дорогу уже не разевал рта»).
Мы видим, как мучительно страдает Базаров, но он не «раскис», подобно Павлу Петровичу, он злится на свою боль, он хочет ее непременно победить. И он остается верен своим убеждениям: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца», - говорит он.
Некоторые критики, писавшие о романе «Отцы и дети», утверждали, что в истории любви Базарова к Одинцовой Тургенев «развенчивает» своего героя. Как вы думаете, правы ли были эти критики?
Нет, Тургенев спорит лишь со взглядами Базаров а, показывает несостоятельность его «антиромантических» убеждений, но, вместе с тем, история любви Базарова раскрывает замечательные качества его личности, делает его еще более привлекательным, показывает насколько он выше уездных аристократов, в том числе – и холодной, изнеженной, не способной на сильное чувство эгоистки Одинцовой.
Следует, однако, отметить, что Одинцова во многом достойна Базарова. Не всякую женщину он мог так сильно полюбить: и по своему уму, по опытности и знанию жизни, по силе характера она достойна Базарова. Это возвышает его. Если бы Базаров полюбил пустую, ничтожную женщину, такая любовь не вызвала бы сочувствия и уважения (именно пустую, вздорную, взбалмошную женщину любил всю жизнь Павел Петрович).
V . Домашнее задание : 20, 21 главы, синквейн
VI . Выводы и итоги урока