Про деток, от рождения до школы

Открытый урок на 1 категорию

Тема: «Вперед, к свету, к свободе, к небу!» (по сказке В.М.Гаршина «Attalea princeps»)
Эпиграф к уроку: «Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем»

Т.Уайлдер
Цель урока: формирование умений по осмысленному, аналитическому чтению, подробному и сжатому пересказу текста, умению находить ответы на заданные вопросы в тексте.
Задачи урока: Отработка навыков самостоятельного чтения

Развитие творческих способностей учащихся

Тренировка по нахождению языковых средств выразительности в тексте
На доске:


Сказочный герой

Название сказки

С какой трудностью столкнулся?

Помощники (люди или волшебные предметы)

Какое качество проявил герой, преодолевая трудности?

пальма

В.М. Гаршин "Attalea princeps"

Выживание в непривычных условиях, непонимание окружающих и их враждебность, одиночество, тоска по родине и воле, трудности в достижении поставленной цели

Маленькая ползучая травка, росшая у подножия пальмы

Умение отстаивать свои позиции, стойкость, мужество, целеустремлённость, свободолюбие, любовь к родине

Ход урока

1).Слово о писателе. (сообщение учащегося)

Всеволод Михайлович Гаршин – известный русский писатель 19 века. Вы знаете его самую известную сказку «Лягушка-путешественница»(1887) Известны также его сказки «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе». Гаршин пишет статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе. Писатель участвовал в русско-турецкой войне, куда отправился добровольно. В бою он был ранен, был примером храбрости в атаках. Гаршин серьезно увлекается естественными науками, особенно ботаникой – наукой о жизни растений.

Прожил Гаршин всего 33 года. Он рано ушел из жизни, но в литературе остался одним из самых сердечных, человеколюбивых писателей.

Любовь к природе и стремление к независимости, свободолюбие отразились в его произведениях, и прежде всего в сказке «Attalea princeps».

Мы изучили на уроках виды сказок: народная сказка и литературная сказка

Что такое литературная сказка?


2). Составные части сказки:

Основной композиционный прием, использованный автором, - контраст.

Идея сказки – стремление к свободе.

Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.

Кульминация – «И тогда пальма принялась расти. Росла, тратя все соки на то, чтобы вытянуться…»

Развязка – «Вернуться снова под крышу? Она должна была устоять. Директор приказал спилить ее. «Мертвая пальма, лежащая в грязи и полузасыпанная снегом».
3). А теперь обратимся к сказке «Attalea princeps».

На дом вам было дано задание подготовить сжатый пересказ эпизода, (работа по группам)

4). Давайте попробуем сформулировать вопросы, раскрывающие суть сказки. На заданные вопросы нужно обязательно найти и зачитать ответы в тексте.


Эпизоды

Вопросы

Ответы

1-й эпизод

1. Как выглядит оранжерея?

2. Как себя чувствуют

растения в ботаническом


Очень красивая большая оранжерея из железа и стекла, витые колонны, узорчатые арки. При ярком свете всё горело и переливалось, как драгоценный камень. Оранжерея - краса и гордость большого города.
Растения-заключённые. В оранжерее им тесно, душно: не хватает влаги и пищи. Отгороженные от внешнего мира, они мучительно переживали своё заточение.

Вывод, обобщение. Прекрасная оранжерея - темница (тюрьма) для её обитателей.

2-й эпизод

1. Что собой представляет директор оранжереи?

2. Как отнёсся к пальме приезжий гость (бразильянец)?



Учёный-ботаник. Всё время сидит в стеклянной будочке, работает с микроскопом. Не терпит беспорядка. Растения его интересуют только с научной точки зрения, другого имени королевской пальмы он не знает и знать не хочет. Он так же отгорожен от внешнего мира, как и его оранжерея.
Очень нежно и трогательно, назвал её по тому имени, которое было привычно для его страны (пальма-принцесса). Пальма напомнила ему родину: “её солнце и небо, её роскошные леса с чудными зверями и птицами…” Ему стало грустно, оттого что пальма растёт в неволе и не может сесть на пароход, как он, и уехать домой.

Вывод, обобщение.

Два персонажа - два характера. Директор - человек замкнутый, раб и слуга науки. Он добровольный узник своего дела - вся его жизнь регламентирована наукой. Бразильянец - человек открытый и душевный, сострадательный. Эти образы противопоставлены друг другу.


Мы рассмотрели только два эпизода, но вы уже успели заметить, что оба они построены на одном приёме - на контрасте (антитезе) . С одной стороны, прекрасный ботанический сад, с другой - заключённые-растения. И этот приём помогает писателю создать образ сада-темницы, сада-тюрьмы. Этот же приём во втором эпизоде противопоставил два мира: мир директора, ограниченный наукой, в котором нет места живой жизни, природе, и мир тонко чувствующего путешественника, открытого, душевного человека.
Еще один прием, используемый автором – аллегория – образ пальмы и ее соседи наделены человеческими свойствами.
5). Беседа по вопросам
1. Можно ли назвать эти эпизоды главными в сказке? Какую функцию они несут в тексте?
(Нет, они не являются главными. Они выполняют функцию прелюдии, являются экспозицией к развитию действия в рассказе).

(В этих эпизодах даны сведения об оранжерее, её обитателях - растениях, директоре и посетителе из Бразилии.).

Обратите внимание на описание оранжереи, автор использует много эпитетов , чтобы подчеркнуть красоту ее. Прочитайте описание. («Очень красива: стройные витые колонны, легкие узорчатые арки, переплетенные паутиной железных рам»).

Гаршин подчеркивает красоту оранжереи метафорой : «Когда заходило солнце, она вся горела, отблески играли и переливались, точно в огромном драгоценном камне».

И вот смотрите главный прием – антитеза – уже в следующем абзаце ярко показана картина, что происходит внутри этого «драгоценного камня»: «заключенные растения», «корни отнимали друг у друга влагу и пищу», «ветви гнули и ломали листья соседних деревьев», «гудел ветер», «растения слушали вой ветра». Олицетворение помогает нам представить, насколько ужасная жизнь была у этих растений.
2. Какой из пересказанных вами эпизодов является главным? Почему?

(Эпизод, раскрывающий мир обитателей оранжереи, их разговор с королевской пальмой.)


Прочитаем по ролям этот эпизод.
3. Каким мы увидели мир растений? Охарактеризуем каждого участника разговора, что они говорят о стремлении пальмы вырваться из оранжереи на свободу.
Саговая пальма - злобная, раздражённая, надменная, высокомерная. (Посмотрим, посмотрим, как тебе отрежут твою большую башку, чтобы ты не очень зазнавалась, гордячка»)
Пузатый кактус - румяный, свежий, сочный, довольный своей жизнью, бездушный.
Корица - прячется за спины других растений (“Я почти довольна своим положением, уверена, что меня никто не обдерёт”), спорщица.
Древовидный папоротник - в целом тоже доволен своим положением, но какой-то безликий, не стремящийся ни к чему. («многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования на воле»).

Толстая цикада со стволом, похожим на бочку – хорошо приспособилась к этой тюрьме («Вот если бы она сумела растолстеть как я. И чего тянется, все равно ничего не сделает»).
И среди них королевская пальма - одинокая, но гордая, свободолюбивая, бесстрашная

4. Почему обитатели оранжереи отрицательно отнеслись к предложению пальмы всем вместе вырваться на свободу? Почему её высокие стремления к свободе, свету назвали глупостью, вздором, нелепицей?


(Они испугались - страх всему виной. Испугались новой жизни, испугались света, воздуха. Жизнь в темнице лучше всякой свободы. Растения, объятые страхом, не могут выпутаться из прежних, устоявшихся норм жизни. Им непонятен даже сам мотив принцессы-пальмы - для чего ей эта свобода? Так возникает конфликт - противоречие.)
5. Какой конфликт изображён здесь?
(С одной стороны, гордая пальма, с другой - обитатели оранжереи. Реальность и мечта. Одно мнение и другое: оставить всё как есть или вырваться на свободу?)
6. Если перенести этот конфликт на общество, на людей, что мы увидим?
(Безразличие окружающего мира к отдельной личности, гордой и свободолюбивой.)
7. Кто поддержал принцессу-пальму в её стремлении к свободе?
(“Маленькая, презренная травка” - ничтожное существо, её даже не замечали, её мнение не брали в расчёт. Посмотрите, какие эпитеты использует Гаршин для описания травки: самая жалкая, презренная, бледненькая, сама о себе говорит: «Я ничтожная». Но, как оказалось, в маленьком существе скрывалась большая душа. Она не только поддержала пальму, но крепко обвила её, защищала её, придавала ей силы. И эта “презренная травка” оказалась настоящим другом. В её образе писатель воплотил черты бесстрашного друга, готового в любой момент прийти на помощь и, если понадобится, даже принять смерть вместе.)
8. Прав ли был директор, когда говорил, что пальма стремительно растёт, набирается сил из-за хорошего ухода за ней?
(Директор радовался быстрому росту пальмы и приписывал это своим научным достижениям, потому что “такие рослые экземпляры” южной пальмы “редко встречаются” и на воле. Значит, его научный подход к растениям даёт хороший результат, и он был чрезвычайно горд этим.)
9. Вы обратили внимание на то, что писатель награждает одним и тем же эпитетом и пальму, и директора, - оба они гордые. В чём проявляется гордость директора и гордость пальмы?
(Гордость - 1) чувство собственного достоинства - 2) чувство удовлетворения от чего-нибудь- 3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе).
10. Какое из этих значений мы применим к королевской пальме, какое - к директору?
(Гордость пальмы проявляется в чувстве собственного достоинства, она не меняет своего решения, своего стремления испытать счастье на свободе. Директор гордится своими научными достижениями, он высокомерно разговаривает с бразильцем, он ведёт себя так, как будто он всегда прав, он не допускает и тени сомнения. Как видим, гордость королевской пальмы и гордость директора не одно и то же.)
11. И, наконец, последний вопрос: почему так печально заканчивается сказка? И сказка ли это произведение?
Мы уже обратили внимание на то, что всё в этом произведение строится на противопоставлении, контрасте. Найдите эти контрастные линии .

Прекрасная оранжерея - растения-заключённые.

Образы директора и бразильца.

Обитатели сада - королевская пальма.

Гордость директора - гордость принцессы-пальмы.

Мечта и реальность
Эти миры несовместимы: директор не понимает посетителя-бразильца, не ведает, какие чувства у него роятся в душе; обитатели оранжереи, кроме маленькой травки, не понимают пальму - зачем она стремится вырваться на свободу? Всеобщее отчуждение, глухота, непонимание. Каково пальме или человеку в таком мире? Им грустно и тоскливо в этом мире, они обречены на одиночество. Сталкиваясь с миром бездушия, отчуждённости, всеобщей глухоты, они могут погибнуть. Что и случилось с королевской пальмой.
6).Вывод по уроку.

Какая же это сказка, скажете вы. Все сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, все в итоге счастливы. А эта сказка совсем о другом - она о том, как одиноко человеку в мире, где нет места высоким идеалам и стремлениям. Значит, если это и сказка, то сказка философская, потому что она заставляет задуматься о месте человека в мире.

Кроме того, на уроке мы повторили следующие литературные термины и языковые средства выразительности:

Литературная сказка – сказка, созданная писателем.

Экспозиция – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении

Кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия произведения.

Развязка действия -

Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

Эпитет – художественное, образное определение.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Олицетворение – наделение неодушевленному предмет качества или действия, присущие человеку.
7) Задание на дом. Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни по-разному можно жить». Вам нужно выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знание сказки.
В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.
А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

Сказка – это один из жанров устного народного творчества. Он популярен у людей всех возрастов, потому что произведения содержат в себе великую мудрость русского народа и раскрывают самые разные темы дружбы, любви, мужества, долга перед Отечеством. Потому неудивительно, что многие писатели создавали свои сказки, которые принято называть литературными, или авторскими.
Составители школьных программ уделяют литературным сказкам достаточно внимания, поэтому у школьников есть возможность познакомиться с лучшими произведениями данного жанра, раскрывающими основные литературные темы.
Одна из авторских сказок, которая изучается школьниками и вызывает у них искренний интерес, − это «Attalea Princeps» Всеволода Михайловича Гаршина.
Многие ребята относят это произведение к самым любимым, потому что тема, которую поднимает автор, близка и понятна многим читателям.
Произведение было написано во второй половине XIX века, но не потеряло своей актуальности и в XXI веке. Сказка, без сомнения, является волшебной. Гаршин применил традиционный для русских народных волшебных сказок приём: придание человеческих черт растениям и животным. Герои наделены способностью мыслить и разговаривать.
В центре внимания автора оказывается ботанический сад и расположенная в нём большая оранжерея из стекла и металла. С первых строк читателю понятно отношение автора к оранжерее и её работникам. Растения, её населявшие, названы заключёнными, сама оранжерея – тюрьмой, а садовники надсмотрщиками. Тема свободы обретает своих героев.
Обитатели оранжереи: саговая пальма, кактус, корица, папоротник, цикада, Attalea Princeps и другие растения – живут в неволе, с тоской вспоминают родину и мечтают о свободе. Им всем тоскливо, но только главная героиня – пальма Attalea Princeps – решается пойти дальше пустых разговоров и противостоять судьбе. Переломным моментом в её жизни является встреча с бразильцем, после которой пальма осознаёт своё одиночество и незавидное положение среди других обитателей оранжереи. Остальные растения завидуют её росту и величию, считают гордячкой.
Пальма может видеть голубое небо только через грязное остекление крыши. Но она не перестаёт мечтать увидеть его вживую и почувствовать дуновение свежего ветра. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, она решает пустить все свои силы в рост. Она растёт до тех пор, пока её ветви и листья не упираются в потолок и в итоге не пробивают дыру в крыше.
Её поступок мужественный и глупый одновременно. Она обретает долгожданную свободу, но платой за это становится её жизнь и жизнь растущей у корней дерева травки.
Главным отличием сказки Гаршина от народных сказок является трагический конец. Читатели привыкли к тому, что в любимых волшебных сказках герой проходит через множество испытаний и выдерживает их с честью. Рядом с ним герои-помощники: звери, птицы, люди. А в финале добро обязательно побеждает зло, и герой воссоединяется со своей любимой. У Гаршина всё не так.
Пальма в своём стремлении к свободе одинока, другие растения отворачиваются от неё. Лишь маленькая травка, растущая рядом, переживает за неё, и в итоге погибает. Последние строчки произведения открывают читательскому взору печальную картину срубленной пальмы, припорошённой снегом, и маленькой травки, небрежно брошенной сверху. Свобода остаётся недостижимой мечтой.
Легко догадаться, почему многие школьники называют «Attalea Princeps» любимой литературной сказкой. Воспитывать детей в столь неспокойное время очень тяжело, опасности могут скрываться за каждым углом. Поэтому многие родители излишне оберегают детей, ограничивают их свободу. И тема обретения свободы наперекор всему становится для молодого поколения не просто набором слов и букв. Она приобретает личностный характер.
Родителям стоит доверять своим горячо любимым детям и позволять совершать собственные ошибки, ведь учиться на чужих ошибках легко только в теории, на практике более эффективным будет опора на собственный жизненный опыт, пусть и не всегда удачный. Поэтому сочинение на тему «Моя любимая сказка» посвящено произведению В.М. Гаршина, рассказывающему печальную историю свободолюбивой пальмы.

прекрасной пальме, томящейся в теплице. Она не может привыкнуть, как другие растения, к своей красивой тюрьме и тоскует по родному южному солнцу. Хотя Attalea догадывается, что серенькое пасмурное небо, которое она видит сквозь стекла теплицы, не может заменить ей солнечного неба родины, она решается начать борьбу за свое освобождение. Собратья пальмы по теплице, узнав о ее намерении, называют ее «гордячкой», а ее мечты о свободе — «глупостями».
Пальма выломала рамы теплицы и вырвалась на свободу, но стужа и ненастье чужого края погубили ее. Умирая, она восклицает: «Только-то!».
Конец рассказа некоторыми современниками Гаршина был воспринят как свидетельство скептического отношения его автора к революционной борьбе. На этом основании Салтыков-Щедрин не принял «Attalea princeps» в «Отечественные записки». Такой вывод, конечно, не совсем справедлив.
Основная мысль рассказа «Attalea princeps», очевидно, может быть выражена следующим образом: цель борьбы — свобода и сама борьба — прекрасны, результаты ее — пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо.

Все́волод Миха́йлович Га́ршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя — 24 марта (5 апреля) 1888, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, поэт, художественный критик.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу , которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей
Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

Одним из самых известных российских писателей 19 века является Гаршин. Attalea princeps можно назвать наиболее значимым его произведением. Эта сказка во многом схожа с сочинениями Андерсена, однако ей присущ ряд черт, характерных именно для творчества данного автора. Опубликованная в 1880 году, она сохранила свою значимость и в наши дни и входит в школьный курс по литературе.

Кратко о писателе

Гаршин, Attalea princeps которого имеет глубокий философский смысл, несмотря на видимую простоту повествования, писал кратко и лаконично. Эта сказка, как и другие сочинения автора, узнаваема благодаря неповторимому стилю: при видимой упрощенности конструкции и композиции, она привлекает читателей своей символичностью и метафоричностью. Помимо сказок, писатель сочинял и серьезные драматичные рассказы, в которые привнес свои личные впечатления о войне. Он был по натуре человек очень нервный, чуткий, такими и являются его герои, которые также особенно остро чувствуют несправедливость и пытаются с ней бороться, несмотря на то, что их попытки изначально обречены на неудачу. Тем не менее, в этих сочинениях звучит вера писателя в торжество добра и правды.

Личность автора

Многие сказки сочинил писатель Гаршин. Attalea princeps - произведение, которое предназначено не для развлечения, а для размышления, о чем говорит само его название, которое явно не предназначено для праздного чтения. Вообще автор создавал очень серьезные и драматичные произведения, что во многом было обусловлено обстоятельствами его личной жизни и особенностями характера. Будучи по натуре человеком необыкновенно чутким и глубоко ранимым, он особенно остро чувствовал социальную несправедливость и страдания простого народа. Он поддался настроениям эпохи и вместе в другими представителями студенческой молодежи тогдашнего времени разделял идею об ответственности интеллигенции перед крестьянами. Последнее обстоятельство обусловило тот факт, что его произведения отличаются тонкостью восприятия мира.

Композиция

Важный вклад в становление российского сказочного жанра внес Гаршин. Attalea princeps можно назвать образцовым сочинением в этом отношении, поскольку оно кратко, лаконично, динамично и, вместе с тем, полно глубокого философского смысла. Композиция произведения довольно проста, как и во всех остальных его сочинениях. Во вступлении автор описывает оранжерею - место обитания персонажей: растений и деревьев, а также пишет об их образе жизни, попутно кратко сообщая о прошлом каждого из них. В завязке писатель указывает на особенность в характере главной героини, которая не желает мириться с существованием в заточении, а также противопоставляет ей остальных обитателей оранжереи, которые более или менее свыклись с неволей. Особенно захватывающими делал кульминации в своих произведениях В. М. Гаршин. Attalea princeps в этом отношении является образцом динамичного, захватывающего повествования. Главным смысловым моментом сочинения является решение главной героини (пальмы) коренным образом изменить свою судьбу и вырваться на свободу, что окончилось неудачей. В финале пальма погибает, однако, несмотря на столь грустный конец, в произведении звучит тема свободы и любви к родине, что делает это сочинение таким популярным.

Характеристика директора

Особым мастерством в изображении характеров обладал известный писатель В. М. Гаршин. Attalea princeps является сказкой, в которой героями являются как люди, так и растения. В начале анализа данного сочинения следует дать краткий обзор двух людей, которые играют немаловажную роль в композиции. Речь идет о директоре оранжереи, ботанике-ученом, и бразильском путешественнике. Оба как бы противопоставлены друг другу как по своему внутреннему миру, так и по отношению к главной героине. Первый из них поначалу представлен как трудолюбивый человек, который заботится о наиболее оптимальных условиях существования своих растений. Однако очень скоро выясняется, что он по своей натуре холоден и бездушен. Растения его интересуют, в первую очередь, как объекты научного исследования, он не чувствует их страданий, они ему нужны лишь как ценные экспонаты.

Описание путешественника

Анализ сказки Гаршина Attalea princeps следует продолжить анализом образа бразильца, который однажды посетил оранжерею и единственный назвал пальму ее настоящим именем. Этот персонаж несет большую смысловую нагрузку в произведении, поскольку именно встреча с ним послужила толчком к кульминации сказки. Когда героиня увидела этого путешественника и услышала от него собственное настоящее имя, в ней снова проснулось давнее желание вырваться на свободу. В отличие от директора, который совершенно не умеет ни чувствовать, ни понимать свои растения, бразильский путешественник обладает чуткой душой и отзывчивым сердцем: из людей он единственный пожалел пальму.

Об оранжерее

Рассказ Гаршина Attalea princeps начинается с описания ботанической теплицы, в которой ученый содержит свои растения. И здесь автор снова прибегает к системе контрастов: вначале он описал оранжерею как очень красивый, удобный и теплый сад, в котором, казалось бы, обитателям должно было быть хорошо и комфортно. Однако очень скоро читатель узнает, что это совсем не так. Все растения и деревья чувствуют себя очень тяжело в неволе: каждый из них мечтает о свободе, о своей родной земле. Писатель не зря уделяет так много внимания описанию тех мест, где они жили прежде. Он снова использует прием контраста, описывая небо в неволе и на свободе. Автор подчеркивает, что в заточении никто из жителей оранжереи не чувствовал себя счастливым, несмотря на то, что их регулярно кормили, за ними ухаживали, им было тепло и сухо.

Обитатели оранжереи

Одним из мастеров психологического анализа был Всеволод Михайлович Гаршин. Attalea princeps в этом отношении является образцом таланта писателя в изображении характеров. В рассматриваемом произведении он наделил растения и деревья, обитателей оранжереи, человеческими чертами. высокомерна, надменна, она любит поговорить и быть в центре внимания. Древовидный папоротник прост в общении, непритязателен, не горд. Корица заботится о себе и озабочена собственным комфортом. Кактус полон оптимизма и не унывает, по его собственным словам, он очень непритязателен и довольствуется тем, что у него есть. Несмотря на несхожесть в характерах, все эти растения объединяет одна общая черта, которая противопоставляет их главной героине: они смирились с неволей и, хотя мечтают о свободе, никто из них не хочет рисковать комфортом и удобством для того, чтобы попытаться вырваться на волю.

О траве

Сказку М. Гаршина Attalea princeps следует рассматривать в контексте всего творчества писателя, который часто прибегал к метафорам и символам для выражения своих мыслей. Именно таким является образ соседки главной героини, простой травы, которая единственная прониклась сочувствием к пальме и поддержала ее. Автор снова использовал прием контраста: он подчеркнул, это самое невзрачное растение во всей оранжерее оказало ей поддержку и моральную помощь. Писатель показал предысторию травы: она жила в простой местности, где росли самые обычные деревья, было не такое яркое небо, как на юге, однако, несмотря на это, трава обладает богатым внутренним миром: она мечтает о дальних красивых странах и понимает желание пальмы вырваться наружу. Трава обвивается вокруг ее ствола, ища у нее поддержки и помощи, вместе с ней она и погибает.

Образ главной героини

В отечественной литературе особое место занимает Гаршин. Attalea princeps, анализ которого является предметом настоящего обзора, можно назвать наиболее удачным его произведением в сказочном жанре. Особенно удачным оказался образ главной героини, бразильской пальмы. Она горда, свободолюбива, а главное, обладает сильной волей и характером, которые придают ей сил преодолеть все препятствия и выбраться (хоть и ненадолго) из заточения. Пальма привлекает читателей своей настойчивостью и уверенностью в своей правоте. Она тверда в своем решении идти до конца и не отступает, несмотря на то, что ее корни ослабели от того, что она все свои силы бросила на рост.

О природе

Очень много для развития отечественной литературы сделал Гаршин. Attalea princeps, краткое содержание которой мы рассмотрели, интересна еще и тем, что в этом произведении писатель показал себя как замечательный живописец природы: с помощью языка он воспроизводит колоритную картину южных тропиков, в которой выросла гордая пальма. Это отчасти объясняет ее характер и такое горячее жгучее стремление вырваться на волю. Дело в том, что обстановка в неволе слишком контрастировала с тем, что она видела и наблюдала на воле. На родине было жаркое солнце, ярко синее небо, прекрасные густые леса. Кроме того, в сказке дано небольшое описание тех мест, где раньше росла травка. Там, наоборот, росли очень простые деревья, и природа не была так красива, как в тропиках. Скорее всего, именно поэтому трава оказалась такой восприимчивой к красоте и лучше всего понимала пальму, которая так хотела вернуться домой.

Кульминация

Многие читатели восхищаются творчеством писателя по фамилии Гаршин. Сказка Attalea princeps особенно запоминается поступком пальмы, которая попыталась вырваться на волю, хотя с самого начала была очевидна безрезультатность такой попытки. Тем не менее, описание того, как она наливалась соками и из последних сил росла вверх, поражает своей выразительностью и глубиной, а также стилистической точностью. Писатель здесь снова вернулся к образу директора-ботаника, который приписал такой стремительный рост хорошему уходу и комфортным условиям существованиям.

Финал

Конец сказки поражает своей драматичностью: пальма, несмотря на все свои усилия, так и не смогла вернуться на родину. Вместо этого, она оказалась на холоде, посреди снега и дождя, и директор, не захотев тратиться на дополнительную пристройку к оранжерее, приказал спилить гордое дерево. Одновременно он дал приказ вырвать траву и выкинуть ее на задний двор. Такая концовка выдержана в традициях сказок Андерсена, герои которых также в конце терпят поражение в борьбе с несправедливостью и погибают. В данном контексте показателен тот факт, что писатель все время называет пальму латинским именем. Этот язык считается мертвым, и, дав дереву такое имя, автор как бы заранее показывает читателю, что дерево уже, по сути, не живет настоящей жизнью, но лишь доживает свой век в неволе. Даже в эпизоде с бразильским путешественником писатель как бы намеренно не называет пальму ее настоящим именем, тем самым еще раз подчеркнув, что она превратилась в обычный экспонат.

Идея

Произведение Гаршина Attalea princeps проникнуто пафосом свободолюбия и гуманизмом. Несмотря на мрачный финал, оно учит детей добру и справедливости. Писатель не зря выбрал в качестве главных героев растения и деревья. Тем самым, он стремился показать хрупкость и беззащитность природы и окружающего мира. Писатель противопоставил живому миру природы бездушный мир оранжереи, в которой растения служат лишь экспонатами для выставки, тем самым, потеряв свое истинное предназначение. Гаршин обращает внимание на то, что нет ничего хуже, чем смириться с такой судьбой. Сюжетом своей сказки он показал, что лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем продолжать в неволе. В этом и состоит гуманистический пафос и главная идея всего произведения. Изучение этой сказки в школьном курсе литературы говорит об ее поскольку она учит любви к природе через символические образы. Данное произведение имеет философский смысл, поскольку в нем показана ценность жизни любого живого существа, даже растений и деревьев.

Гаршин В., сказка "Attalea princeps"

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки "Attalea princeps" и их характеристика

  1. Attalea princeps, огромная южная пальма. Гордая и смелая, свободолюбивая, решительная, непослушная.
  2. Маленькая травка. Слабая, беззащитная, добрая, умеет поддержать друга.
  3. Директор оранжереи. Заносчивый, гордый, хвастливый.
План пересказа сказки "Attalea princeps"
  1. Большая оранжерея
  2. Красивая пальма
  3. Бразилец и родное имя
  4. Споры растений
  5. Решение пальмы
  6. Маленькая травка
  7. Проломленное стекло
  8. Мороз и снег
  9. Конец пальмы и маленькой травки
Кратчайшее содержание сказки "Attalea princeps" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В большой оранжерее росли разные южные растения и среди них огромная Attalea princeps
  2. Бразилец называл пальму другим, родным именем, но директор говорил, что правильно ее называть на латыни.
  3. Attalea решила дорасти до окон и оказаться на воле.
  4. Все растения осуждали ее и только маленькая травка у корней поддерживала.
  5. Attalea пробила окна и стала замерзать под снегом, а директор приказал пилить ее
  6. Заодно с пальмой выбросили и маленькую травку.
Главная мысль сказки "Attalea princeps"
Борьба за свободу может быть лучше самой свободы.

Чему учит сказка "Attalea princeps"
Сказка учит всегда стремиться к свободе, учит не сдаваться и не покоряться обстоятельствам. Учит тому, что неволя не может быть хорошей. Учит тому, что даже краткий миг свободы окажется лучше веков, проведенных в темнице. Учит тому, что в споре великих часто страдают маленькие и беззащитные.

Отзыв на сказку "Attalea princeps"
Мне понравилась эта сказка, несмотря на ее печальный конец. Но в жизни не всегда все хорошо заканчивается. Гордая пальма стремилась к свободе, но оказалось, что свобода несет ей смерть. Пальма погибла напрасно в разочаровании. Но еще больше жаль маленькую травку, которая мечтала просто услышать о свободе, но погибла заодно с пальмой.

Пословицы к сказке "Attalea princeps"
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Снявши голову по волосам не плачут.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Воля губит, неволя изводит.
Всяк кузнец своего счастья.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Attalea princeps"
В одном большом городе был ботанический сад и его гордостью была оранжерея, сделанная их стекла и железа. Широкие окна в металлических рамах пропускали в оранжерею много света, там было тепло и влажно.
В оранжерее росли растения из далеких жарких южных стран и им было тесно в оранжерее, несмотря на все ее огромные размеры. Они сталкивались ветвями, ломали друг другу листья, сплетались корнями и отнимали друг у друга влагу.
Зимой оранжерею засыпало снегом и тогда в ней становилось темно. Иногда порывы ветра выбивали стекла и там, куда попадали холодные струи ветра и инея листья съеживались и увядали.
Росла в оранжерее одна пальма всех выше и красивей. Директор называл ее по латыни Attalea, но у нее было и другое имя, которое никто не знал.
Однажды в оранжерею пришел бразилец и увидев пальму назвал ее родным именем. Директор сухо поправил его, но бразилец сказал, что это имя пальме дали ученые, а у него на родине ее зовут иначе.
Он постоял, прижавшись к стволу пальмы и она напомнила ему родной дом. Он вспомнил, что объехал множество стран, но нигде не был так счастлив, как в родной Бразилии. И на следующий же день он сел на теплоход и уплыл на родину.
После этого пальме стало совсем одиноко. Она была выше других растений и те считали ее слишком гордой. А пальма была ближе всех к окнам и часто видела небо, пусть чужое, но такое же голубое. Она молча тосковала, слушая разговоры соседей.
Саговая пальма беспокоилась о поливе, так как любила влажность. Ее словам удивлялся кактус, которому нужно было очень мало воды, а он все равно был сочным и пузатым. Корица радовалась, что здесь ее никто не обдерет. А древовидный папоротник говорил, что некоторым и эта тюрьма кажется раем, по сравнению с теми условиями, в которых они жили на воле.
А Attalea призвала растения не ссорится, а лучше постараться всем вместе и выдавить эти проклятые стекла, чтобы выйти на волю.
Другие растения стали возражать, что все равно ничего не получится, что придут садовники и заделают окна, а их обрежут. Но Attalea гордо ответила, что все равно пробьется на свободу.
А саговая пальма тихо сказала, что посмотрит тогда на то, как гордячке отрежут ее голову.
Только одна маленькая и невзрачная травка, которая использовалась в оранжерее для того, чтобы закрывать землю, слушала Attalea и думала, что она права. Она ласково обвивала могучий ствол пальмы и посылала ей слова любви и поддержки. Маленькая травка говорила, что ей никогда не увидеть небо, потому что она слишком мала, но она знает, что там на воле есть прекрасные деревья - сосны и ели, и что Attalea сможет вырасти и пробиться наверх.
Attalea звала травку расти по ее стволу, чтобы уйти вместе, но травка отказывалась, говоря, что слишком слаба. Она лишь просила не забывать пальму о ее маленьком друге.
И Attalea принялась расти. Посетители оранжереи удивлялись могучему дереву, а директор гордился и приписывал рост пальмы своим заботам. Пальма вздрагивала, когда он стучал по стволу тростью и росла.
И вот ее листья коснулись стекол. Растения внизу заволновались.
Прошел еще месяц и Attalea уперлась в толстые рамы. Ее верхушка смылась, листья и ветки ломались, но Attalea не жалела их. Она упрямо давила на решетку и металлические прутья стали поддаваться.
Маленькая травка внизу жалела ее и спрашивала, не лучше ли отступиться, ведь пальме так больно. Но Attalea сердито обрывала ее и требовала замолчать, она мечтала умереть или освободиться.
И вот раздался резкий треск, лопнула железная полоса и осколки стекол посыпались на шляпу директора. Он выбежал на улицу и посмотрел вверх. Над оранжереей возвышалась макушка пальмы, которая теперь выпрямилась.
А Attalea испытывала разочарование. Стояла поздняя осень, шел дождь со снегом, ветер гнал низкие тучи. Деревья вокруг уже оголились и только сосны и ели стояли зелеными. Они казалось говорили пальме, что она замерзнет, что она не знает, что такое мороз.
Attalea замерзала и поняла, что для нее все кончено. Вокруг была грязь и серость, а она уже не могла вернуться в оранжерею.
И директор решил спилить пальму. Он приказал садовникам пилить ее под самый корень и пилы ухватили маленькую травку, которая обвивала ствол дерева. Тогда директор вырвал целый пук этой травы и выбросил на улицу, прямо на ствол мертвой пальмы, лежащей в грязи и уже полузасыпанной снегом.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Attalea princeps"



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы