Про деток, от рождения до школы

Образ действительно восхитительный - нежный, хрупкий, женственный, эталон безупречной красоты и изящества. Может ли он существовать без пуантов? Эти маленькие атласные туфельки - настоящий фетиш, символ принадлежности к сказочному миру балета. Именно они сделали классический танец неподражаемым.

Итак, пуанты заслуживают отдельного разговора о себе. Что скрывается за их атласной оболочкой? Сколько тренируется балерина, чтобы уверенно стоять на пуантах? Кто придумал это чудо и впервые опробовал?

Происхождение
Французское слово pointe используется для обозначения кончиков пальцев ног. Говоря о том, что балерина «танцует на пуантах» подразумевается положение, когда она опирается не на всю стопу, а только на кончики пальцев. Отсюда и название специальной танцевальной обуви.

История русского балета говорит о том, что позиция «на пальцах» появилась лет на 20 раньше, чем в балетный обиход вошли туфельки-пуанты. Впервые положение «на пальцах» ввел знаменитый балетмейстер Дидло в спектакле «Зефир и Флора», который он поставил в 1808 году, работая по приглашению в России. И очевидно, первой исполнительницей «танца на пуантах» можно считать Марию Данилову, игравшую партию в этом балете. Однако, сами туфельки-пуанты появились чуть позже и не в России.

Первый шаг на пуантах
Впервые воспользовалась прототипом современной балетной обуви итальянская балерина Мария Тальони в 1830 г. Будучи дочерью знаменитого балетмейстера Филиппо Тальони, она стала ключевой фигурой эпохи балетного романтизма, основанной отцом.
Интересно, что Мария по оценкам критиков того времени практически не обладала данными для балета – была худощава, довольно высока, имела плоскую грудь и длинные конечности. Этому можно лишь удивляться, ведь сегодня именно такое телосложение считается идеальным для балерины.

Филиппо Тальони создавал балеты, в которых хотел добиться необычайной легкости и воздушности, и потому дочери пришлось отказаться от корсетов, украшений, тяжелых юбок и танцевать в невесомой пачке-шопенке. В стремление к летящему образу и высоким «полупальцам» и были созданы первые пуанты.

Они мало напоминали балетную обувь, которую используют сегодня: жесткая прокладка из пробки не позволяла в полном смысле танцевать на кончиках пальцев, и даже просто стоять на них было достаточно сложно. Но главная задача была выполнена, иллюзия отрыва от земли, невесомости танцовщицы, её «бесконечной ноги» - созданы. Мария Тальони и впредь стала использовать пальцевую технику, вместе с которой совершенствовалась и обувь.

Безупречное «устройство»
Пуанты выполняют свои функции за счет многослойности жесткой носочной части – «коробочки» , которая создает упор, позволяющий балерине стоять на пальцах.
Первые пуанты имели пробковую «коробочку», жесткую и неудобную. Сегодня она состоит из шести слоев текстиля и обычной мешковины, склеенных между собой по принципу папье-маше. Этот упор очень быстро «приформовывается», разнашивается, приобретая форму пальцев танцовщицы, и туфелька становится как бы продолжением ноги.
Иногда за один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов (ломаются стельки), все зависит от интенсивности танца. В месяц приме-балерине требуется не менее 30 пар. Впечатляет тот факт, что знаменитая Ольга Спесивцева, блиставшая в Мариинском театре еще до революции, «станцовывала» за сезон более 2 тысяч пар на репетициях и спектаклях.

Верх пуантов шьется из атласа и бязи телесного цвета, дабы создать иллюзию единства ноги и обуви. Атлас нежного персикового цвета не бликует под софитами, идеально выполняя свои функции. Бязь, как самая гигиеничная ткань, позволяет сохранять здоровье ног, предупреждая образование грибка. Это очень важно, т.к. ноги балерины после спектакля или интенсивных занятий становятся абсолютно мокрыми.

Подошва изготавливается из натуральной кожи. Жесткость же пуантов регулируют стельки различного типа: для классической техники и для переката на стопе. Выпускают пуанты нескольких моделей со стельками разной жесткости: мягкие (S), средние (М) и жесткие (Н), а также супермягкие (SS) и супержесткие (SH).

Ну и конечно, неотъемлемая часть пуантов – романтичные ленты-завязки , которые по традиции пришивает сама балерина.

Трудно поверить, но для изготовления одного пуанта требуется около 54 деталей и более 100 операций. Конструкция настолько совершенна, что хороший пуант, надетый на колодку, самостоятельно стоит на носке («пятачке»).

Как пуанты влияют на здоровье танцовщицы?
Внешне безобидные туфельки по признаниям балерин являются настоящим пыточным инструментом. Несмотря на то, что для изготовления современных пуантов используется специальный клей, позволяющий «коробочке» быстро принимать форму стопы, мозоли и стертые в кровь ноги – обычное явление.

Начинающие балерины встают на пуанты с 10-11 лет. Не без оснований считается, что более ранняя постановка на пуанты крайне небезопасна для детского скелета.
Чтобы начать танцевать простейшие па «на пальцах» приходится осваивать пуанты несколько месяцев и даже годы. За несколько лет общения с такой узкой и жесткой обувью стопа неизбежно деформируется, например, из греческого типа в римский.

Эталон «« Grishko »
Две самые известные фирмы, производящие пуанты – российская «Grishko» и американская «Gaynor Minden».

«Гришко» до сих пор изготавливаются на 80-90 % вручную и только из натуральных материалов.

В «Gaynor Minden» используется специальный пластик, делающий танцевальную обувь удобной и долговечной. Но, как оказалось, при всем удобстве американских пуантов они слишком широки, что постепенно приводит к неправильному формированию суставов пальцев и стопа в них не работает должным образом, отсутствует развитие подъема и силы стопы столь важные для балерины. Именно в этих моделях у многих танцовщиц происходит почернение ногтевой пластины и повреждения пальцев ног, стопы и ахиллова сухожилия.

Российские пуанты считаются самыми-самыми во всем балетном мире. Во времена Советского Союза, отправляясь за границу на гастроли, артисты десятками вывозили их на продажу, наряду с икрой и водкой.

Сегодня пуанты «Гришко» по оценкам специалистов остаются вне конкуренции. Клей варится только из натуральных компонентов, ткани – натуральный атлас и бязь, подошва вырубается из натуральной кожи. Существует шутка, что пуанты от «Гришко» можно съесть без особого вреда для здоровья. Мастера, как и прежде, собирают туфельки на собственных коленях, чтобы лучше чувствовать ткань и колодку.

Нежно-персиковые туфельки за свою историю видели самые красивые стопы и самые стройные ножки, и, конечно, самый восхитительный в мире танец.

Перед началом работы над туфельками, я бы посоветовала посмотреть фотографии пуантов, обратить внимание следует на их конструкцию и как они сидят на ножке балерины.

Кукле ноги необходимо вылепить с учетом формы туфель, т.е. с узким и обрубленным носком (пятак), так же следует помнить о характерной для балерин выворотности стопы. Пуанты бывают разных видов, с разным размером пятака, пятки, здесь вы будете руководствоваться своим замыслом.

Необходимые материалы:
1. Атлас
2.Атласные ленты в цвет атласа
3. Тонкий картон для подошвы туфель
4.Клей «Момент» прозрачный
5.Нитки
6.Калька для выкройки
7.Акриловые краски

1.Работу над пуантами начинаем с выкройки. Для каждой куклы выкройка будет своя в зависимости от размера и положения ног. Я выкройку не строю, а просто прикладываю к кукле и моделирую по ноге.

Конечно, выкройка получается несколько условной, но некоторые моменты необходимо определить довольно точно. Нужно определить вырез туфельки, размер стакана (так называют носовую часть пуант) и соотношение передней и пяточной части. Туфли делаются со швом сбоку, функциональности в этом никакой нет, но мы стараемся приблизиться к оригиналу. В выкройку закладываем припуски на швы, снизу и на пятаке делаем их больше, лишнее потом срежем, на врез 3-4 мм.

2.Выкраиваем детали и прострачиваем боковые швы, так же их следует отстрочить.

Все швы обязательно разгладить. Пятку оставляем не простроченной, дальше нужно осторожно приклеить припуски на вырезе пуантов.

Должны получиться такие заготовки.

3. Застрачиваем пятку, перед тем как это сделать, желательно сначала наметать и примерить на кукле, это позволит избежать ошибок.

4.После того, как мы прострочили пятку, деталь полностью готова

И можно приступить к сбору пуантов. На клей сажаем пятку и носок, затем аккуратно с помощью булавки промазываем клеем вырез туфельки и окончательно приклеиваем к ноге.

Ткань должна очень плотно прилегать к ноге.

6.Оформляем носок, у пуантов закладываются маленькие складочки.

Лишние припуски срезаем.

7. Вот что должно у вас получиться.

8.Вырезам из тонкого картона подошву, рекомендую использовать картон от женских колгот, он тонкий и достаточно пластичный, что позволит избежать заломов. На форму подошвы следует обратить внимание, ведь мы стараемся достичь наиболее схожести с настоящими балетными туфлями. Приклеить подошву нужно как можно тщательнее, что бы она нигде не отходила от атласа.

9.Подошву можно покрасить акриловой краской. Если ее сделать не одной тональности, а например, на пятке и у носка темнее или светлее, то получится более естественно.

Каждый слой краски должен хорошо просохнуть.

Теперь балетные туфельки готовы и ваша кукла сможет танцевать на пальчиках!

Давайте попробуем разобраться из чего все-таки сделаны балетные туфли - пуанты, или как их называют сами балерины "пальцы".

На сегодняшний день фирм, изготавливающих балетную обувь достаточно. И у балерин Большого театра есть выбор.

Итак, перед вами 4 пары "пальцев". Это - китайские SanSha, японские Chacott, туфли, изготовленные в мастерских Большого театра и американские Geynor Minden.

Именно о последних и пойдет сегодня разговор.

Позволю себе лирическое отступление. В отличие от многих, я уже почти 30 лет танцую исключительно в пуантах Большого театра, сшитые по моим меркам. Пробовала разные. Из всего разнообразия, кроме родных "пальцев" отлично себя чувствую в Capezio. В Geynor не то что танцевать, просто ходить не могу. Хотя их любят многие ведущие балерины. Но как говорят - на вкус и цвет.

Продолжим.
Туфли изначально имеют изгиб свода. Кому-то возможно это и удобно. Мне - нет.

Пятачок туфель очень важная часть, если не сказать главная. Ведь именно на нем стоит балерина. Помню была удивлена, когда придя в Большой увидела пуанты с пяточком не более пятирублевой монеты.
Сейчас пятаки раза в два, а то и в три больше. Считается на большом, широком пяточке стоять удобнее. Возможно.

Туфли без ленточек. Каждая балерина пришивает так, как ей удобно. Поскольку туфли я использовать не собиралась, то и ленточки, соответственно не пришивала.

В профиль ножка в туфлях смотрится достаточно симпатично, но в анфас - становятся видны складочки. Зная как устроены туфли Большого, и из чего они сделаны, мне захотелось узнать из чего же делают балетную обувь в Америке. Кстати, у Geynor, на мой взгляд, есть два недостатка. В них тяжело вставать на полупальцы (всегда было интересно почему) и к пятке туфель надо пришивать резинку, чтобы пятка не соскакивала.

Для начала отпарываем пятак. На Geynor он пришит отдельно, в отличие от остальных туфель. Под тканью… пластмасса и кусок тонкого поролона!!!

Теперь я кажется понимаю, почему на многих балетных фотографиях ногти поражены грибком. Ноги, пальцы в пластмассе НЕ ДЫШАТ!!!

Вытаскиваем стельку, которая кстати тоже сделана из синтетического материала.

С обратной стороны приклеен тонкий поролон.

Заглядываем в туфель и там… Тоже пластмасса. Вот почему трудно вставать на полупальцы. Пластмасса достаточно твердая, и гнется трудно.

Между тканью и пластмассовым вкладышем в туфель тонкая пленка под пяткой поролон.

Так вот туфли от Geynor выглядят без пластмассовой начинки. Внутренняя ткань - тоже синтетика!

Такая вот "красота" осталась у меня от правой или левой туфли. Разобрала практически на запчасти.

Единственным натуральным материалом является подошва. Это замша.

А теперь… одеваем запчасти по отдельности.
Просто чтобы понять как нога чувствует себя внутри пуанта.
Выглядит ужасно. Отсюда мозоли, косточки и все остальное. Ужасно неудобно.

Даже в таком, горизонтальном, положении нога не влезает в колодку. Конечно можно подобрать подходящую полноту, но все равно сидеть будет не идеально.

Встать на пальцы не проблема. Но опять-таки не очень удобно.

Собственно говоря, теперь вы знаете как и из чего сделаны балетные туфли Geynor Minden.

Порхающими на кончиках своих пуантов. Однако мало кто задумывался, какова история возникновения этой изящной туфельки. О том, как появились пуанты и что же собой представляет обувь балерины, и пойдет речь в этой статье.

Начало балетных туфель

Обычно при слове «пуанты» большинство людей представляет себе жесткие атласные туфли с туго перевязанными вокруг узкими лентами. Однако логично было бы предположить, что такую обувь балерины носили не всегда.

Естественно, в самом начале зарождения балета не могло быть и речи о профессиональных пуантах. Многие знают, как называется обувь балерины, но откуда появилось это понятие, известно немногим. Само название этого специфического происходит от французского слова sur les pointes, которое означает «танцевать кончиками пальцев». И действительно, изначально балерины танцевали исключительно босыми, становясь на верхушки пальцев. Однако такой способ отличался чрезвычайной травматичностью, поскольку на ступню приходилась огромная нагрузка, что приводило к постоянным вывихам, растяжениям и другим травмам суставов и мышц. Так возникла идея создать специальную поддерживающую обувь.

Первые экземпляры

Какими же были первые пуанты? Фото подобных экземпляров находится ниже. Впервые данный вид обуви был создан в начале девятнадцатого века. Их изобретением прославилась Италия. В качестве первоначальных пуантов использовались обычные туфли, в которые вкладывали мягкую ткань. Такой подход помогал избежать травмирования и чрезмерной нагрузки на ступню.

Позже в качестве стали носить жесткие кожаные сандалии, которые закреплялись на ноге с помощью пришитых ремней.

Современные пуанты

Впервые в обувь балерины, похожую на настоящие пуанты, обулась в 1830 году танцовщица Мария Тальони. Эта знаменитая своей древней фамилией внучка потомственных танцоров впервые очутилась на сцене во время представления под названием «Зефир и Флора». Исполняя отведенную ей женскую роль, Мария едва прикасалась к земле своими крошечными шелковыми туфельками. Этот выход произвел фурор. Не наделенная от природы особой женской красотой, танцовщица напрочь сразила зрителей своими танцевальными способностями и, главное, продуманным образом. Она выбрала для выступления именно те жесткие туфли со специальным уплотнением в области пальцев, которые впоследствии возымели такой успех в балетном мире. Это были те самые пуанты. Фото их обладательницы может увидеть каждый желающий.

Однако не менее популярным этот вид обуви сделала и другая известная личность - супруга полководца Наполеона Жозефина. Она предпочитала носить похожие на танцевальные туфли балетки. Они представляли собой небольшие тапочки из атласной ткани, которые прикреплялись к ноге с помощью лент. В эпоху романтизма такая непринужденная и легкая обувь имела огромный спрос среди модниц и светских див. Среди искусствоведов считается, что именно эти туфли и стали впоследствии прообразом известных нам пуантов.

На территории России первой балериной, которая начала танцевать в этой обуви, стала Теперь же балет, пуанты и танцовщицы, выступающие в них, являются неотъемлемыми понятиями.

Создание пуантов

Балетные туфли кажутся чрезвычайно простой и нетрудоемкой в изготовлении обувью, но это не соответствует действительности.

Современные пуанты состоят из 54 элементов. Каждая пара таких туфель должна строго подходить под ногу танцора, что позволяет избежать излишних травм и напряжений. Подбор обуви тоже осуществляется индивидуально.

Каждая туфля состоит из трех составляющих. Это верх пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа и покрыт с внутренней стороны подкладочной тканью, а также жесткая несгибаемая подошва из натуральной кожи и место, куда помещаются пальцы. Эта часть имеет форму коробочки из нескольких плотно склеенных слоев ткани.
Именно высокие требования к танцевальным пуантам и объясняют тот факт, что, несмотря на высокий уровень автоматизации производства, большая часть сборки этих туфель проходит вручную. Как правило, непросохшие склеенные пуанты оставляют на специально приспособленной колодке, после чего обрабатывают инструментами и сшивают вымоченной в парафиновом растворе прочной нитью. Для затвердевания обувь балерины оставляют на ночь просыхать при температуре от сорока до пятидесяти градусов.

Все туфли отличаются по форме, прочности, длительности ношения и подбираются каждому танцору в индивидуальном порядке.

Каждая танцовщица хотя бы единожды обувала эти «зефирные» туфли. Балетные туфли приобрели такой вид не сразу – начиная с XIX века их облик трансформировался и сегодня мы можем видеть пуанты, которые изготавливают для виртуозной техники танца «на пальцах».

Внешний слой пуанта шьют из трёх слоёв атласа. Каждый кусочек ткани вырезается с помощью металлического штампа. За один ход такой штамп выкраивает деталей на 4 пары туфель. Для каждой детали делают подкладку из чистого хлопка, что бы защитить стопы танцовщицы от раздражения. V-образная верхняя деталь называется союзка . К ней пришивают две других атласных детали – это задник пуанта. Затем полученную деталь сшивают, усиливая шов лентой из искусственного материала. Такую же ленту пропускают через машину, которая сворачивает её пополам вокруг шнурка. Полученный кант пришивают по периметру туфли. Такой обёрнутый лентой шнурок помогает танцовщице плотно затянуть туфель на ноге. Затем, атласный верх надевают на специальную заранее подготовленную деревянную колодку, что бы проверить размеры. В мастерских при крупных театрах (Большой, Мариинский) такие колодки делают специально для каждой балерины. Мало того, за каждой индивидуально закрепляют мастера, который знает все нюансы изготовления пары пуантов конкретно для этой танцовщицы.

Высота союзки не должна отличаться от заданной более, чем на 3 миллиметра. Даже не большое отклонение приведёт к тому, что туфля будет врезаться в стопу.

Обувщик прибивает хлопковую подкладку к внутренней стельке. Стельку делают из твёрдого картона (для опоры), с добавлением пластика, который увеличивает гибкость. Затем срезают излишки и приклеивают подкладку к стельке, закладывая аккуратные складки. Когда клей высыхает, мастер убирает гвозди и обрезает лишние складки, что бы избежать бугорков, которые могут вызвать раздражение стопы. Затем он формирует коробочку – жесткий чехол внутри пуанта. Коробочку (или «стакан ») изготавливают из папье-маше, но вместо бумаги используют ткань. После, отрез покрытой смолой хлопковой ткани, размачивают в воде и укладывают сверху. Затем два куска рогожки (как правило её делают из сизаля) проклеивают и один за одним помещают на хлопковый слой. Клей готовят из муки, воды, крахмала и смолы на резиново-пластиковой основе, которая обеспечивает необходимую эластичность, которая очень важна – коробочка должна быть достаточно жёсткой что бы выдержать вес балерины, но при этом довольно эластичной, что бы танцовщица могла свободно двигаться. Последний слой ткани – чистого хлопка. Коробочку оборачивают целлофаном, что бы не испачкать в ходе обработки носка, для формирования «пятака » – передней части туфли, благодаря которой балерины встают на пальцы.

Затем коробочку прижимают к куску мрамора, что бы пятак стал абсолютно плоским. Пятак должен быть идеально ровным, иначе балерина упадёт. Коробочку ставят сохнуть на сутки, затем контактным клеем приклеивают к ней подкладку, срезают излишки и наклеивают на подкладку атлас, закладывая мелкие складки. В этот раз используют более лёгкий клей, потому что контактный может оставить пятна. Тыльную сторону внутренней стельки выравнивают пенозаполнителем, покрывают сверхсильным виниловым клеем. Тот же клей наносят на подошву и оставляют сушиться. Через 24 часа детали нагревают в печке до 93°C и через полминуты высохший клей активируется. Затем крепят подошву и на 15 секунд кладут туфлю под пресс для более прочной склейки. Подошву делают из замши – материал, который обеспечивает оптимальное сцепление – он не скользит, но и помогает танцовщице без проблем перемещаться по полу. Стелька из белой замши поддерживает стопу балерины и не позволяет ноге скользить, когда балерина танцует на кончиках пальцев.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы