Про деток, от рождения до школы

важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар . Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон». Т. о., рассказ о В. б. (Быт 11. 9) строится на созвучии древнеевр. названия «Вавилон» ( , ) и глагола «смешивать» ( , ). По преданию, строительством В. б. руководил потомок Хама Нимрод (Ios . Flav . Antiq. I 4. 2; Epiph . Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о В. б. дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, к-рое может быть соотнесено и с совр. пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевроп. (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и др. языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В. М. Иллич-Свитыч, И. М. Дьяконов , В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов. Кроме того, рассказ о В. б. является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в др. форме у ап. Павла , стала одной из основ христ. антропологии (Кол 3. 11).

В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии.

Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim . P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J . T . Сol. 1864).

Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot . Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen . P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в.

В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.

Иконография

Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку.

Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

Лит.: Unger E . Der Turm zu Babel // ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T . Der Stand der Babelturmsproblem // Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H . The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F ., Weisbach F . H . Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L .-H . De la tour de Babel au temple // RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A . Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G . F ., Mauville A . The Tower of Babel // Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т . Н . Псковская Палея 1477 г. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J . T . Tour de Babel // Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Сol. 1864; Jacobsen T . Babel // IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A . L . Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А . Л . Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J . Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone // Le dessin d"architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт . Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W . Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon // Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H . Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S . Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur // Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne / Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574.

После окончания Всемирного потопа люди снова начали плодиться, размножаться и наполнять землю. Все они говорили на одном языке и хорошо понимали друг друга. И вот они решили построить башню, которая должна была возвыситься до неба. Для чего? Чтобы стать равными с Богом и при этом оставаться вместе. Этот символ божественной силы человека, как люди думали, должен был быть построен в долине Страны Шинар.

Бог решил наказать их за высокомерие, повлияв на способность людей понимать друг друга. Поэтому он создал путаницу, внезапно разделив человечество на семьдесят разных народов и племен, каждый из которых имел свой собственный язык (отсюда и название Вавилон, что схоже со словом «путаница»).

Когда это произошло, от строительства Башни пришлось отказаться. Народы стали отделяться друг от друга, расходились в разных направлениях и так поселились по всем краям света.

Толкования этой истории

В классических комментариях на эту тему есть множество увлекательных объяснений. Начнем с Талмуда (Сангедрин 109a), где мы находим три варианта трактования:

В Школе рабби Шела учили, что люди строили башню с намерением пронзить небеса топорами, чтобы слить всю воду, содержащуюся в них, и таким образом сделать невозможным для Бога в случае Его гнева навести на мир еще один потоп. (Наверное, причина этого в том, что они решили, что их понимание науки и инженерного дела настолько велико, что они могут посоревноваться с Богом в управлении миром.)

Рабби Ирмия Бар Элазар учил, что на самом деле люди разделились на три группы, и у каждой были свои собственные планы на башню. Первая группа планировала подняться на нее, чтобы быть в безопасности, если наступит еще один потоп. Вторая хотела использовать башню как место, с которого удобнее всего поклоняться звездам. А третья группа фактически собиралась забраться по башне наверх, ближе к небесам, и оттуда сразиться с Богом.

Рабби Натан объяснял, что все помыслы людей, связанные с башней, были исключительно об идолопоклонстве.

Таргум Йерушалми говорит, что башня должна была быть увенчана статуей человека, держащего в руке меч — это настоящий акт неповиновения Богу, которого люди надеялись побороть.

Интересное мнение приводит Мидраш. Он поясняет, что люди боялись, что небеса будут обрушиваться на землю регулярно с периодичностью 1656 лет, потому что Всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. И люди решили просто построить подобие подмостков, чтобы поддержать небеса в следующий раз.

Объясняет сказанное в Мидраше и учение Школы рабби Шела, говоря, что люди воспринимали потоп как естественное явление, которое произошло в результате движения небесных сфер и их расположения в небе. Целью возведения башни было как-то повлиять на потенциальную угрозу того, что они искренне считали естественным погодным явлением.

(15-16 вв.) учит, что план размещения идола на вершине башни был таким, чтобы строение получило всеобщее признание как самый высокий храм и величайший бог в мире, что превратило бы его в центр поклонения для всего человечества — и тогда правитель башни стал бы управлять всем миром.

(13-14 вв.) так же дает ряд пояснений. На начальном уровне он объясняет, что план состоял в том, чтобы построить некий памятник, который будет видно с очень большого расстояния. Люди хотели поселиться вместе и решили, что все они останутся жить рядом с башней и никогда не отойдут от нее. А любой, кто заблудился и отойдет слишком далеко от поселения, сможет вернуться домой, ориентируясь на башню. Однако это противоречило плану Бога, который создал мир, чтобы мы наполняли его и делали его лучше.

Он также предполагает, что люди, возможно, действительно создали первый молниеотвод. Они знали, что Бог обещал не спускать на мир еще одно наводнение и боялись, что вместо этого Он накажет бунтовщиков с помощью огня. Люди надеялись, что башня сможет спасти их от всех подобных ударов с использованием электричества, который сможет послать Бог. (Обратите внимание, что рабейну Бахья жил за много веков до Бенджамина Франклина.)

(Рабби Нафтали Цви Йеуда Берлин, глава знаменитой Воложинской ешивы 19 века) делится увлекательным и весьма поучительным взглядом на ситуацию. Он объясняет, что люди поколения Вавилонской башни были первыми социальными инженерами, которые надеялись создать утопическое общество, где все жили и мыслили как единый организм. Они боялись, что если отдельные люди образуют свои колонии и города, они будут развивать свою собственную культуру и уникальный образ жизни. А им хотелось, чтобы все жили в одной контролируемой среде, где можно было бы контролировать, чтоб все человечество оставалось культурно однородным. Башня служила базой, вокруг которой могли бы поселиться все люди их планируемой колонии — никто не покидал бы своих ближайших окрестностей. Проблема этого плана заключалась в том, что это был первый шаг к тираническому государственному режиму, в котором не допускалось никаких свободы слова и самовыражения, и именно поэтому Бог разделил всех на отдельные народы.

Некоторые мудрецы объясняли этот эпизод нашей истории следующим образом: люди задумывали построить башню, которая стала бы памятником, вдохновляющим их на общую цель — выживание. Они хотели «сделать себе имя» — обеспечить долгую память о себе на протяжении поколений.

В чем они ошибались?

Именно в том, что они видели выживание как самоцель. Давайте сделаем себе имя, сказали они, давайте сделаем все, чтобы будущие поколения читали о нас в своих книгах по истории. Для этих людей сама по себе жизнь была неким идеалом, а само выживание — добродетелью.

Это стало началом конца. Природа не терпит пустоты, что справедливо и для духовных реальностей: если наша душа или наши намерения не наполнены неким положительным содержанием, в конечном итоге создавшаяся пустота заполнится чем-то негативным. Когда нечто святое лишают его истинного высшего смысла, это неизбежно приводит к созданию Вавилонской башни.

Ученые со всего мира долгое время считали, что история о том, как строилась Вавилонская башня — легенда о человеческой заносчивости, да и только. Так оно и было, пока археологи, приехавшие из Европы, не обнаружили точное местонахождение древних развалин Вавилона. В ста километрах от Багдада высились многие века безжизненные холмы с обрывистыми склонами и плоскими вершинами. Местные жители думали, что это естественные детали рельефа. Никто не догадывался, что под ногами — величайший город и великая Вавилонская башня. В 1899 году сюда направился археолог из Германии Роберт Кольдевей, вошедший в историю как человек, который раскопал Вавилон.

Вавилонская башня — история

Потомки Ноя были одним народом и говорили все на одном языке. Жили они в долине Сеннаар между рек Евфрат и Тигр.

Они решили построить себе город и высокую башню - до самых небес. Приготовили большое количество кирпичей — самодельных, из обожженной глины, и активно принялись за строительство. Но их намерение Господь счел гордыней и разозлился — сделал так, что люди начали говорить на абсолютно разных языках, перестали вовсе друг друга понимать. Так башня и город остались недостроенными, а наказанные потомки Ноя стали расселяться по разным землям, при этом образуя разные народы.

Недостроенный город назвали Вавилоном, что, по утверждению Библии, означает «смешение»: в том месте Господь смешал языки всего мира, и с того места он по всей земле.

Вавилонская башня, напоминающая столп, считается настоящим олицетворением человеческой гордыни, а ее длительное строительство (массовое столпотворение) — символом хаоса и многолюдия. Оказывается, легенда — вовсе не легенда, и Вавилонская башня действительно существовала в

В Библии история строительства Вавилонской башни подается как притча о пагубности чрезмерной гордыни. Бог наказал говоривших на одном языке потомков Ноя, которые хотели достичь небес, тем, что заставил их говорить на разных языках. Строители лишились способности понимать друг друга, перессорились, и башня так и не была достроена. Но так ли это на самом деле?

Вавилонская башня в фантазии художника

Начнем хотя бы с того, что историки теперь не сомневаются: Вавилон существовал на самом деле. Это был один из самых великих и могущественных древних городов. Он находился в Месопотамии, к юго-западу от современного Багдада. Его название (Баб-Элои) переводится как «Врата Бога». Население города составляло более миллиона человек. С XIX по VI век до н.э. — этот город был столицей Вавилонии.

Одним из величайших правителей Вавилонской империи был халдейский царь Навуходоносор II (по вавилонскому произношению — Набу-Кудур-Уцур). Он правил в Вавилонии с 605 по 562 год до н.э.. Отстроил Вавилон, разрушенный многочисленными набегами воинственных соседей, проложил каналы, вырыл озера и водохранилища, основал несколько городов. Скончался в Вавилоне в 562 году до н.э.

При нем и была построена Вавилонская башня. Она представляла собой зиккурат, храм бога Мардука, и внешне выглядела, как семиступенчатая пирамида высотой 90 м. Известно, что ее развалины видел Александр Македонский, завоевавший Вавилон. Он приказал снести остатки «башни», чтобы отстроить на этом месте главное святилище своей империи.

За что вроде бы и поплатился. Существует легенда о том, что все завоеватели, разрушавшие Вавилон и похищавшие из храма золотую статую Мардука, умирали насильственной смертью. Не избежал этой участи и великий полководец. Смерть настигла его в возрасте чуть больше 30 лет, вскоре после того, как по его приказу были разобраны остатки зиккурата.

Зиккурат в Уре

К подобным преданиям можно относиться по-разному, но в то, что подобные проклятия могут действовать, верят многие исследователи. Мы не будем спорить с ними, а лишь скажем, что Вавилонская башня была не единственной в своем роде.

В Междуречье, по берегам Тигра и Евфрата, на плодородной равнине Месопотамии, около 5500 лет назад стали возникать цветущие государства. Среди них были Шумер и Аккад, населенные воинственными и изобретательными народами, создавшими первую в мире систему письма и начавшими строить впечатляющие ступенчатые сооружения из камня высотой в десятки метров. Каждая такая башня служила святилищем местного бога с храмом наверху — как бы посадочной площадкой для его путешествий с небес на землю.

Самым крупным был зиккурат Этеменанки на берегу Евфрата в Вавилоне, столице Навуходоносора II (630—562 гг. до н.э.). Почти наверняка это и был прототип Вавилонской башни.

Слово «этеменанки» переводится как «дом, связующий землю и небо». Библия производит название Вавилона от ивритского слова «бабель» — «мешанина». Но на самом деле речь идет о местном словосочетании «Баб-Илу» — «врата Бога».

Так что, возможно, сама мысль о путанице языков, помешавшей строить башню, — появилась как результат неверной лингвистической трактовки, затем обыгранной авторами Ветхого Завета.

Зиккураты строили из кирпичей, поскольку ни дерева, ни подходящего камня в Месопотамии не хватало. Это сказано и в Библии: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней и асфальт вместо извести».

Асфальт — это битум, связующий и кровельный материал, завозившийся с Иранского нагорья и широко применявшийся в регионе. Археологические данные и хроники говорят, что многие зиккураты ярко расписывались и украшались изразцами и позолоченными скульптурами. Вавилонский текст описывает Этеменанки «сияющим от голубой глазури».

Всего известно около 30 зиккуратов, построенных в разных городах Месопотамии в период с 2200 по 500 год до н.э. Однако если египетские пирамиды за века почти не изменились, то вавилонские башни проверку временем не выдержали. Причем виновата в том не столько природа, сколько люди.

Они попросту растащили кирпичи на другие постройки, а остальное довершила эрозия. От Этеменанки остался лишь контур каменного фундамента — засыпанный землей и заросший бурьяном.

Основание Этеменанки и его изображение на табличке

Однако в эпоху своего строительства Этеменанки был одной из величайших в мире построек. Причем пирамиду неоднократно перестраивали, в последний раз при Навуходоносоре II в VI веке до н.э. По его свидетельствам и отзывам других вавилонских царей, стороны основания башни были длиной до 90 м, высота — такой же. Сохранившиеся остатки фундамента подтверждают эти габариты.

Согласно древним авторам, на вершине находился роскошный храм бога Мардука с его золотой статуей, весившей, судя по размерам, более 20 тонн. Первоначально Мардук был местным божеством Вавилона. Но когда этот город стал столицей всего юга Месопотамии, Мардук превратился в верховного бога целого региона. Отсюда и его величественность.

Однако даже Мардук не защитил зиккурат от разрушения, когда в конце V века до н.э. Вавилония превратилась в одну из провинций захватившей ее Персидской державы. В 331 году Александр Великий, выгнавший персов отсюда, хотел было реконструировать Этеменанки в прежнем виде. Он сровнял прежнюю постройку с землей лишь потому, что собирался возвести на ее месте новую башню.

Подготовкой площадки занимались два месяца около 10 000 человек, но затем от затеи пришлось отказаться. У Александра нашлись более важные дела — надо было продолжать войну с неугомонными персами. Разбив персидскую армию, Александр вернулся в Вавилон, но заболел и в 323 году умер.

Или по другому еще называют Зиккурат (озн. вершина) в Вавилоне, не была внесена в спи сок древних чудес света. Однако она является не менее интересным архитектурным объектом, чем Пирамида Хеопса или Колосс Родосский.

Башне посвящено библейское придание, которое рассказывает о том, как выжившие после Всемирного потопа люди решили построить башню, которая была бы символом их величия. Башня должна была доходить до небес. Но Бог разгневался на людей и разделил их, создав различные языки. Люди перестали понимать друг друга и разошлись по всей земле. Так звучит библейская версия происхождения разных языков народов мира.

В современном мире существование башни подвергалось большим сомнениям. Упоминания о ней были найдены архитектором Робертом Кольдевейном. В ходе его экспедиции ученые нашли руины Вавилона – стены, башни, храмы, дворцы, клинописные таблички. Как оказалось, эти таблички содержали большое количество полезной информации.

Расшифровкой надписей занимался английский офицер Генри Роулинсон. Ему же принадлежит расшифровка надписей на барельефе царя Дария первого. Чтобы перевести таблички из Вавилона ученый потратил 18 лет.

Но благодаря экспедиции Роберта Кольдевейна было сделано величайшее открытие в истории археологии. Клинописные таблички, написанные на языке царя Хамураппи, содержали подробное описание Вавилонской башни. Кроме того, участники экспедиции нашли изображение Вавилонской башни.

Как выглядела Вавилонская башня? Строение в виде пирамиды находилось на ровной круглой равнине Сихн (в пер. Сковорода). Башня состояла из семи этажей (около 90 м.) и была окружена стеной. Рядом были возведены оккультные сооружения. Башня была построена с использованием речной глины и обожженного кирпича.

Археологам удалось раскопать фундамент башни и сохранившуюся часть стен. Интересно, что останки башни выглядят так, словно подверглись воздействию огромных температур. Они опалены до состояния стекла. Остальное, к сожалению, не сохранилось.

Ученые сомневались, действительно ли та находка, которую они сделали, является легендарной Вавилонской башней. Но тщательно сопоставив все факты, пришли к выводу, что они не ошиблись. Вавилонская башня была найдена.

Вавилонская башня где находится?

Легендарное творение жителей Вавилона, как и сам город не дожило до наших дней. Но, к счастью, благодаря трудам ученых, мы можем представить, как выглядел .

Древний Вавилон находился в Междуречье. Сегодня это территория Ирака. Раскопки можно увидеть в 90 км от города Багдад. Добраться сюда можно на автомобиле или на автобусе.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы