Про деток, от рождения до школы

Серебряный век подарил нам много замечательных поэтов и прозаиков, один из которых - Саша Черный. Талантливый автор, прославившийся своими лирико-сатирическими стихотворными фельетонами, прожил необычную и насыщенную на события жизнь. Перед вами пятнадцать интересных фактов из биографии Саши Черного .

  1. Почитатели поэта не раз задумывались о происхождении его псевдонима . Все просто! Он родился в семье, имевшей пять детей, двоих из которых назвали одинаково - Саша. Да и различались они одним цветом волос. Светловолосого мальчика звали "белый", а темноволосого - "черный". Оттуда и возникло столь загадочное прозвище.
  2. Родители Саши - евреи . Но несмотря на это, они даже крестили мальчика, чтобы он смог учиться в белоцерковской гимназии. Впрочем, Саша долго там не пробыл - его исключили, и долгое время он попрошайничал, пока добрый чиновник К.К. Роше не взял его под крылышко.

  3. Из-за стихотворения "Чепуха" - первого, написанного под именем Саша Черный - закрыли журнал "Зритель", в котором оно печаталось .

  4. Родители Саши особо не любили детей . Отец был слишком занят работой и не уделял времени воспитанию детей, а мать была всегда равнодушна к своим чадам. Когда Саша был вынужден покинуть гимназию, он много раз писал своим родителям, однако не дождался от них ни ответа, ни помощи.

  5. Константин Константинович Роше, который взял под опеку Сашу, привил ему любовь к литературе, поэзии, творчеству . Если бы не талант и нежность наставника, мир не увидел бы столь потрясающего сатирика.

  6. Личная жизнь поэта не отличалась разнообразием . У него была лишь одна жена, но преданная и всецело его понимающая. Она не раз спасала его от депрессий, к которым поэт был склонен. Несмотря на тесные отношения между супругами, они так и не завели детей.

  7. Корней Чуковский, известный читателям по своим детским произведениям, был почитателем Саши Черного . Писатели хорошо общались между собой, уважали творчество друг друга. После смерти Саши Чуковский выпустил Большую и Малую серии однотомников с его произведениями.

  8. Несмотря на свою известность, Саша был очень скрытен . Он не любил выступать на публике и печатать свои произведения, которые расходились с легкой руки. Многие его современники считали, что нелюдимость порождена тяжелым детством мальчика.

  9. Когда прогремел Октябрьский переворот, Саша тут же иммигрировал во Францию, поняв, что теперь в этой стране находиться опасно . Возможно, мы бы и не узнали имени Саши Черного и его прекрасных произведений, если бы он вовремя не спохватился.

  10. Саша Черный на протяжении всей жизни был добрым и отзывчивым человеком . Умер он, спасая соседскую ферму от пожара. Энергично и рьяно тушил поэт пожар, пролезая в самую его гущу. Перенагревание и избыточная усталость сделали свое дело - Саша пришел домой, лег на кровать и умер.

  11. Незадолго до своей смерти Саша Черный приобрел небольшой домик, который стал настоящим пристанищем для русской интеллигенции, иммигрировавшей из родной страны . Регулярно там организовывались поэтические вечера, которые спасли творчество многих писателей, покинувших родные края.

  12. Саша был похоронен на кладбище Лаванду в департаменте Вар, однако могила поэта была утеряна после Второй Мировой войны . До сих пор никто не знает, где лежит его тело. Говорят, это случилось потому, что снаряд упал прямо на место захоронения поэта и уничтожил его.

Александр Михайлович Гликберг или как многим более известный Саша Черный – русский прозаик и великий поэт, творчество данного писателя относится к Серебряному веку. Больше всего ему славу принесли фельетоны, написанные в стихотворной форме. Родился поэт в городе Одесса 13 октября 1880 году, умер в возрасте 51 года 5 августа 1932 году во Франции.

Родители были с еврейскими корнями, его папа работал агентом химической лаборатории и по совместительству провизором. Через некоторое время после рождения ребенка, семья решила перебраться жить в город Белая Церковь, где Саша и провел все свое детство.

У семьи было всего пять детей, при этом у двоих из них были одинаковые имена – Саша. Отличать детей с самого детства стали по прозвищам, светловолосого звали Саша Белый, а темноволосого Саша Черный. Именно из детского прозвища у Александра и появился в будущем псевдоним.

Мальчик очень сильно отличался от своих братьев и сестер, так как он любил постоянно фантазировать, что-то мастерить, проводить разнообразные опыты. За такое поведение ребенок достаточно часто получал от своего отца, так как тот был достаточно строгих нравов и не любил, когда дети в доме балуются.

К сожалению, его семья была малокультурной, хотя и жили они зажиточно. По поводу детства сам Саша говорил, что счастливым его точно никогда не назовешь, мальчик всегда рос нелюдимым и замкнутым ребенком. В гимназию, родителям пришлось крестить ребенка по православным традициям. Учиться там мальчик стал в 10 лет, но ему было очень сложно, за что несколько раз его отчисляли.

Через пять лет мальчик не выдержал постоянно накаленной обстановки дома и сбежал оттуда, вместе с этим забросив и обучение. На некоторое время мальчик переехал жить к своей родной тете по папиной линии, которая перевезла мальчика в Петербург и устроила его в гимназию для продолжения обучения, но и оттуда парня отчислили, из-за того, что он не сдал экзамен по алгебре.

Парень стал нищим, писал свои родителям и просил о финансовой помощи, но ответа от них он никогда не получал, дошло до того, что он занялся попрошайничеством. В 1898 году о мальчике узнал один молодой журналист Александр Яблонский, который выпустил о нем небольшой репортаж.

Крестный отец К. Роше и жизнь в Житомире

Эту статью прочел достаточно богатый гражданин из Житомира, который больше всего в жизни любил заниматься благотворительностью. Мужчина забрал ребенка себе, дав при этом ему хорошее образование и кров над головой.

Именно Роше привил Саше любовь к поэзии. Мужчина также помог устроиться молодому парню на работу небольшим чиновником в Службу сборов. По совместительству с работой, парень также стал увлеченно писать стихотворения.

огда наступил 1900 год, парень оказался призывником на военную службу, он отслужил два года в пехотном полку г. Житомир на должности вольноопределяющегося.
После армии парень стал налаживать сотрудничество с газетой «Волынский вестник», где в 1904 году впервые было опубликовано его произведение. Многих местных жителей оно очень заинтересовало.

Переезд в Петербург

К сожалению, через некоторое время газета была закрыта. Но Саша решил не прекращать свою творческую деятельность и переезжает в Петербург, где первое время он жил у родственников Роше и работал в железнодорожной налоговой службе.
Через некоторое время молодой человек стал сотрудничать с журналом «Зритель», после первого выпуска его стихотворений в этом журнале, парнем заинтересовались и другие издательства. Его популярность росла.

Личная жизнь

Саша Черный был женат один раз на Васильевой Марине Ивановне, женщина была полностью его противоположностью, и старше поэта не несколько лет, но несмотря на это они жили, душа в душу много лет, но так и не заимели детей.

Семье провизора, агента торговой фирмы. Чтобы дать ребёнку возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома, стал нищим-попрошайкой. О его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.

Могила поэта была утеряна после боевых действий, которые затронули департамент Вар в ходе второй мировой войны.

Хроника жизни Саши Черного

  • Составитель: А. С. Иванов.
  • Источник: "Саша Черный. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5". Москва, издательство "Эллис Лак", 1996.

Принял крещение. Поступил в гимназию.

Бежал из дома в Петербург, где продолжил учебу во 2-й прогимназии.

Исключен из гимназии за неуспеваемость. Родители отказываются от сына.

8/20 сентября. В петербургской газете «Сын Отечества» напечатана статья начинающего журналиста А. А. Яблоновского о бедственном положении, в котором оказался мальчик, брошенный семьей. Взят на воспитание К. К. Роше - председателем Губернского присутствия по крестьянским делам в Житомире. 2/14 октября принят в 5-й класс 2-й житомирской гимназии.

Во время летних каникул принимает участие в благотворительной экспедиции по оказанию помощи голодающим Белебеевского уезда Уфимской губернии.

Из-за конфликта с директором гимназии исключен из 6-го класса - «без права поступления».

1/14 сентября. Принят на срочную военную службу на правах вольноопределяющихся в 18-й пехотный Вологодский полк (Житомир).

25 октября/7 ноября уволен в запас. Начало трудовой деятельности: на таможне в местечке Новоселицы Бессарабской губернии.

3/16 июня. Дебютирует в качестве фельетониста житомирской газеты "Волынский вестник». После закрытия газеты (19 июля) переезжает в Петербург. Принят письмоводителем на Службу Сборов Варшавской железной дороги.

Вступает в гражданский брак с М. И. Васильевой. Свадебное путешествие в Италию. В сатирическом журнале «Зритель» 27 ноября под стихотворением «Чепуха» впервые появляется подпись «Саша Черный».

Печатается в сатирических журналах и альманахах. Издает сборник стихов «Разные мотивы». В апреле-мае уезжает в Германию, где во время летнего и зимнего семестра посещает в качестве вольнослушателя лекции в Гейдельбергском университете.

Возвращается в Петербург.

Возобновляет сотрудничество в журнале «Зритель». Становится сотрудником журнала «Стрекоза», преобразованного в апреле в «Сатирикон». Лето проводит в курортном местечке Гунгербург (Шмецке) в Эстонии.

Во время летнего отпуска отправляется на лечение в Башкирию (деревня Чебени). Кумысные вирши

В марте увидела свет книга стихов «Сатиры». В апреле уезжает на отдых в деревню Заозерье Псковской губернии. Летом совершает турне по Германии и Италии. Заявляет о себе как прозаик («Люди летом», журнал «Современный мир», № 9).

Новый год встречает в финском пансионе под Выборгом. В апреле прекращает сотрудничество в «Сатириконе». Отправляется в Киев, затем в Крым. Летом отдыхает в деревне Кривцово Орловской губернии, посещает уездный город Волхов. Сотрудничает в газетах «Киевская мысль» и «Одесские новости». В ноябре выходит книга стихов «Сатиры и лирика».

В альманахе «Земля» напечатана проза поэта «Первое знакомство». Работает над переводами Г. Гейне. В августе отдыхает в Италии, на острове Капри, где знакомится и сближается с А. М. Горьким и художником В. Д. Фалилеевым.

В январе посещает деревню Кривцово Орловской губернии. Выходит в свет подготовленный им детский альманах «Голубая книжка» и сборник его собственных стихов для детей «Тук-тук!». Лето проводит на Украине, близ города Ромны.

Выпускает детскую книжку «Живая азбука». В альманахе «Шиповник» напечатана поэма «Ной». Весну и лето проводит на Балтийском побережье (Усть-Нарва). 26 июля/8 августа. В связи с объявлением войны с Германией призван в армию; зачислен в 13-й полевой запасной госпиталь. В составе Варшавского сводного полевого госпиталя №2 отправлен на фронт.

В марте по запросу генерал-лейтенанта К. П. Губера переведен в Санитар ный отдел штаба 5-й Армии. Принимает участие в боевых действиях в районг польских городов Ломжа и Замброво.

Переведен смотрителем госпиталя в Гатчину, а затем помощником смотрителя в 18-й полевой запасной госпиталь в Пскове. Возвращается к литературному творчеству. В конце года появляются его стихи в петроградском журнале «Для детей».

Переведен в Управление военных сообщений в Пскове. После февральской революции избран начальником отдела управления комиссара Северною фронта. В конце весны посещает революционный Петроград.

В конце лета, перед вступлением Красной армии в Псков, вместе с другими беженцами покидает город. Живет на хуторе под Двинском. В последних числах декабря перебирается в Вильно.

Живет в Вильно, летом - на хуторе, где написаны многие страницы будущих книг стихов.

В марте, приняв решение об эмиграции, нелегально перебирается в Ковно - столицу Литвы, где получает визу в Германию. Обосновался в пригороде Берлина - Шарлоттенбурге. В конце года выпускает книгу стихов «Детский остров».

Активно включается в культурно-общественную жизнь «русского Берлина». Возглавляет литературный отдел журнала «Жар-Птица». Занимается составлением и выпуском книг «Детской библиотеки «Слово» (Жуковский, Тургенев и др.).

Переиздает в новой редакции свои книги стихов «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Выступает как редактор и составитель альманахов «Грани» (№1), «Цветень» и антологии для детей «Радуга».

В издании автора выходит третья книга стихов «Жажда». Много работает для детей: сказка в стихах «Сон профессора Патрашкина», переводы немецких сказочников Р. Демеля, Ф. Остини, В. Руланда, Л. Гильдебранта. Часть подготовленных и проанонсированных книг не вышла («Библейские сказки», «Вспомни!», «Возвращение Робинзона»). В мае переезжает в Рим. Живет в доме, снимаемом семьей Леонида Андреева. Здесь начат цикл «Из Римской тетради», написана повесть «Кошачья санатория».

В марте перебирается в Париж. Становится постоянным сотрудником журнала «Иллюстрированная Россия». Лето проводит в усадьбе под Парижем (Гресси). Как поэт, публицист и критик публикуется в «Русской газете» .

Создает в «Иллюстрированной России» отдел сатиры и юмора «Бумеранг». Лето проводит в Бретани, на берегу океана.

Принимает участие в благотворительных акциях в пользу русских инвалидов и детей эмигрантов. В августе-сентябре отдыхает в Ла Фавьере, на Лазурном берегу Средиземного моря в колонии русских эмигрантов. Сближается с Иваном Билибиным.

В издании автора выходит книга для детей «Дневник фокса Микки». Ко дню русской культуры подготовил альманах для детей «Молодая Россия». По приглашению русской колонии дважды посещает Брюссель. Лето проводит в Ла Фавьере. С октября становится постоянным сотрудником газеты «Последние новости».

Выходят книги прозы «Кошачья санатория» и «Несерьезные рассказы». Подготавливает ко дню русской культуры альманах для юношества «Русская земля». Совместно с А. А. Яблоновским совершает турне по городам Франции (Лион, Гренобль, Канны, Ницца) с выступлениями перед соотечественниками. Завязывает контакты с редакцией газеты «Заря» (Харбин).

В Белграде увидела свет книга для детей «Серебряная елка», переиздан «Дневник фокса Микки». Летом отдыхает в русском санатории под Ниццей. Приобретает участок земли в Ла Фавьере. Выходит отдельной книгой повесть «Чудесное лето».

В Белграде издана книга рассказов для детей «Румяная книжка». Лето проводит в Ла Фавьере - в собственном доме, построенном на его участке.

Участвует в издании возрожденного в Париже журнала «Сатирикон». Лето проводит в Ла Фавьере. По возвращении в Париж начинает печатать по главам поэму «Кому в эмиграции жить хорошо».

Занимается подготовкой книги стихов для детей «Ручей» и рассказов «Белка-мореплавательница».

В начале лета уезжает в Ла Фавьер, где 5 августа скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен на местном кладбище.

В 1933 г. посмертно изданы книги «Солдатские сказки» и «Белка-мореплавательница».

Поэт о себе

Когда поэт, описывая даму,
Начнёт: «Я шла по улице. В бока впился корсет»,
Здесь «я» не понимай, конечно, прямо -
Что, мол, под дамою скрывается поэт.
Я истину тебе по-дружески открою:
Поэт - мужчина. Даже с бородою.

Издания поэта

Экранизации произведений

  • Святочные рассказы, новелла «Рождественское»
  • Про девочку, которая нашла своего мишку
  • Солдатская песня

Примечания

Ссылки

  • Саша Черный стихи в Антологии русской поэзии
  • http://www.zhurnal.lib.ru/k/kudrjac_e_w/4urrny.shtml Светлый образ Саши Черного

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Саша Черный" в других словарях:

    Поэт сатирик, р. 1 окт. 1880 в Одессе, с. провиз. {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Имя при рождении: Александр Михайлович Гликберг Псевдонимы … Википедия

    Александр Михайлович Гликберг (1 (13) октября 1880, Одесса, Российская империя 5 июля 1932, Ле Лаванду, Прованс, Франция), более известный как Саша Чёрный русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор… … Википедия

О творчестве Саши Черного для детей и его изучении

Писать для детей Саша Черный, известный поэт-сатирик, начинает еще в России. В 1911 г. появляется стихотворение «Костер», а в 1912 г. он готовит детский альманах «Голубая книжка», в который войдет рассказ «Красный камешек» и песенка «Вечерний хоровод». В дальнейшем им опубликованы стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914).

Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. В стихотворении «Костер» объединяющим становится игра, при этом взрослый оказывается частью общего действа, он участвует в разжигании костра, забавах вокруг него, а потом и в его тушении вместе с детьми. Такая устремленность к детям, способность находить радость от общения с ними, искреннее желание быть частью их мира сохранится на протяжении всего жизненного и творческого пути поэта.

В рассказе-сказке «Красный камешек» появляется маленький герой того типа и склада характера, который всегда будет отражаться в любимых героях Саши Черного как поэтических, так и прозаических произведений. Традиционные сказочные приемы органично вплетаются в повествование о маленьком любопытном, неугомонном ребенке, готовом броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии, потому что еще мал. В нем живет естественный для ребенка интерес ко всему живому, что ползает, летает, жужжит, кукарекает, лает, мяукает и т. д. Зверюшки будут непременными участниками игр и забав детей, а также самостоятельными героями произведений Саши Черного.

Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни.

Едва ли не основным творчество для детей становится в эмиграции. И. Г. Минералова замечает: «Творчество Черного в эмиграции почти все посвящено детям» . Известный критик, автор многочисленных работ о детской поэзии, Владимир Приходько утверждает, что Саша Черный - «один из самых крупных детских писателей ХХ века» . А вот мнение другого исследователя: «вклад его в русскую детскую литературу трудно переоценить» . А. С. Иванов пишет о «Детском острове»: «лучшая из книжек Саши Черного для детей, ставшая вехой не только в его творческой эволюции, но и этапным явлением в истории развития отечественной детской литературы» . Вряд ли стоит сейчас объяснять, какое место в русской детской литературе занимает Саша Черный, и доказывать его значение, но, к сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с его творчеством. Эмиграция лишила его русских читателей, его имя оказалось под запретом на долгие годы.

В эмиграции у него выходит множество книг для детей:

1921 - поэтический сборник «Детский остров»,

1922 - переиздана «Живая азбука»,

1924 - стихотворная сказка «Сон профессора Патрашкина»,

1927 - отдельное издание «Дневника фокса Микки»,

1928 - отдельное издание «Кошачья санатория»,

1929 - «Серебряная елка: Сказки для детей»,

1929 - повесть «Чудесное лето»,

1930 - сборник рассказов «Румяная книжка»,

1933 - сборник рассказов «Белка-мореплавательница», опубликованный уже после смерти писателя. Перечислены основные крупные издания, но осталось множество стихотворений, рассказов, появлявшихся в периодике. Замысел «Библейских сказок» так и не был реализован до конца .

Это за рубежом, а на родине? Каталоги Публичной библиотеки могут рассказать увлекательную историю публикаций книг писателя и поэта в России. В 20-ые годы ХХ века выходит ряд детских книг поэта, они публикуются вплоть до 30-го года включительно . Выходят его стихи также в ряде сборников . Издательство, точнее, перепечатка публикаций эмигрантских произведений Саши Черного происходит без ведома автора, т. е. контрафакционным путем . После 1930 года многолетний перерыв. Основное издание книг поэта падает уже на 90-ые годы. Исключение составляют издания серии «Библиотека поэта», соответственно, 1960 г. - первое, 1962 г. - второе, а также публикация двух небольших детских книг в 1968 и 1976 гг. . Причем, последнее издание исключило вторую строфу из стихотворения-предисловия, открывающего «Детский остров», которая, с точки зрения редакции, дискредитирует образ советского поэта, над чем иронизируют сейчас исследователи :

Уж давным-давно пропели петухи…
А поэт еще в постели.
Днем шагает он без цели,
Ночью пишет все стихи .

Как видим, знакомство с детским поэтом Сашей Черным для современного читателя состоялось только спустя 70 лет после выхода первого издания «Детского острова». Самое первое полное издание произведений для детей и о детях - книга «Что кому нравится», составленная и подготовленная В. Приходько . Поэтому, несмотря на то, что детские книги поэта уже давно престарелого возраста, современный читатель лишь недавно открыл их для себя.

Произведения Саши Черного для детей составляют огромный пласт его творчества, а также всей русский детской литературы. Они несут в себе огромный заряд любви, доброты и еще ждут своих исследователей.

О творчестве Саши Черного написано немного, несмотря на постоянный интерес к литературе русского зарубежья. Выделяются несколько авторитетных имен в исследовании жизни и творчества известного сатирика.

На протяжении многих лет ведется исследовательская работа Л. А. Спиридоновой. Ей принадлежат критико-биографический очерк и комментарии к первому за долгие годы молчания изданию книги Саши Черного «Стихотворения» в серии «Библиотека поэта» ; монографии, в которых рассматривается ранняя поэзия и участие Саши Черного в журнале «Сатирикон» . В последнем опубликованном исследовании Л. А. Спиридоновой о комическом в литературе русского зарубежья представлена глава «Смех - волшебный алкоголь». А. Черный» о жизни и творчестве поэта и писателя в эмиграции. Работы ученого отличают богатым фактическим материалом, привлечением воспоминаний современников поэта, хранящихся в собственном архиве ученого. Исследователь также касается и детского творчества поэта.

Наиболее полное на сегодняшний день пятитомное собрание сочинений Саши Черного с подробными комментариями и статьями в каждом томе подготовлено А. С. Ивановым (1996) . В пятитомнике представлена хроника жизни и библиографический список современных писателю отзывов и рецензий. Статьи из пятитомника представляют собой, наверное,единственное полное исследование творческого пути А. Черного. Последний пятый том, содержащий стихи, рассказы и сказки для детей, завершает послесловие «Волшебник» . Непринужденно беседуя с читателем, А. С. Иванов через биографическую канву прослеживает путь детского писателя и поэта Саши Черного. Подробная биографическая статья открывает библиографический указатель произведений поэта и писателя, изданный в Париже . Многочисленные статьи биографического и аналитического характера опубликованы исследователем, как в России, так и за рубежом.

В. А. Приходько, автором работ по детской литературе, написан ряд литературно-критических статей, посвященных Саше Черному , подготовлено первое максимально полное издание его произведений для детей, открывающее писателя и поэта современному читателю .

В последние годы количество исследовательских работ о поэте-сатирике значительно увеличилось, но именно творчество Саши Черного для детей сейчас чаще всего находится в центре внимания . С недавнего времени отдельная глава о нем появилась в учебнике по детской литературе , можно отметить также ряд статей в различных словарях по детской литературе .

Диссертационных исследований, посвященных изучению творчества писателя и поэта немного. Среди последних научных исследований привлекает внимание работа А. В. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи» (2002) . Автор диссертации прослеживает развитие темы детства у современников, а также творчество писателя в контексте традиций детской литературы 19 - первой половины 20 вв.

Достаточно полно освещает сатирическое наследие писателя кандидатская диссертация Г. А. Погребняка «Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный)» (2003) , в которой в рамках исследования сознания «наивного человека» рассматриваются «Солдатские сказки» и «Дневник фокса Микки».

Как видим, интерес к творчеству Саши Черного достаточно стабилен, это один из благодатных материалов. Невероятно обаятельные, трогательные и забавные произведения Саши Черного для детей сейчас становятся органичной составляющей детского чтения, а также частью истории русской детской литературы.

Примечания

Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 478.

Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.

Карпов В. А Проза Саши Черного в детском чтении // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №4. - С. 30.

Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. - Париж: Институт славяноведения, 1994. - С. 8.

В том же 1933 году выходят «Солдатские сказки», но, несмотря на свое название, они адресованы, скорее, взрослому читателю.

Катюша. - Ростов-на-Дону: Сев. кав. книга, 1926; Детский остров. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1928; Крокодил. Как кот сметаны поел. - Киев: Культура, Киев-печать, 1-я фото-лито-тип., 1928; Дети. - Киев: Культура, 1929; Дождик. - Киев: Культура, 1929; Индейский петух. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930; Трубочист. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930.

Альманах для детей / Под ред. Я. Тугенхольда. - М.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1924; Детвора. Сборник рассказов и стихотворений / Под ред. А. Насимовича. Кн. 1. - М.; Л.: Книга, 1926.

Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 554.

Кто? [Книжка-картинка]. - М.: Малыш, 1968. - 10 с.; Что кому нравится. - М.: Дет лит., 1976. - 25с.

Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 554. Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.

(Спиридонова) Евстигнеева Л. И. Литературный путь Саши Черного // Черный Саша. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1960. - (Сер. «Библиотека поэта»). - С. 23-67.

Например: (Спиридонова) Евстигнеева Л. Саша Черный // Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты «сатириконцы». - М.: Наука, 1968. - С. 159-208; Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. - М.: Наука, 1977.

Спиридонова Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. -М.: Наследие, 1999. - С. 167 - 208.

Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 1996; переиздан в 2007.

Иванов А. С. Волшебник // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 523 - 548.

Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. - Париж: Институт славяноведения, 1994.

Например: Приходько В. «Детский остров» С. Черного // Детская литература. - 1993. - № 5. - С. 40-46; Приходько В. А. Любит... и все // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 80-83 и др.

Черный Саша. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993.

Коротких А. В. Образ приготовишки в юмористической прозе Саши Черного // Филологический журнал. - Вып. 9. - Сахалин: СахГУ, 2000. - С. 111-115; Ковалева Т. В. Поэзия для детей Саши Черного // Литература русского зарубежья (1917-1939 гг.): Новые материалы. Т. 1. / Под науч. ред. А. М. Грачевой, Е. А. Михеичевой - Орел: Вешние воды, 2004. С. 142-145; Афонина Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - С. 30-40.

Арзамасцева И. Н. Саша Черный // Арзамасцева И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - С. 255 - 258.

Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиограф. словарь. - М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 477 - 480; Казюлькина И. С. Черный Саша // Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. - Ч. 3. - М.: Либерия, 2000. - С. 483-488.

Коротких А. В. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи. Дис. ... канд. филол. наук. - Южно-Сахалинск, 2002.

Погребняк Г. А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный). Дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2003.

, Ле-Лаванду , Прованс , Франция) - русский поэт Серебряного века , прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.

Биография

Саша Чёрный родился в Одессе, в еврейской семье провизора , агента торговой фирмы. В семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета - «чёрный». Так и появился псевдоним.

Чтобы дать ребёнку возможность поступить в белоцерковскую гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик сбежал из дома, стал нищим, попрошайничал. Об его горестной судьбе написали в газете, и житомирский чиновник К. К. Роше, растроганный этой историей, взял мальчика к себе. К. К. Роше, много занимавшийся благотворительностью и любивший поэзию, оказал на Александра большое влияние.

С 1914 по 1917 год Александр Гликберг служил рядовым в учебной команде, затем работал в Новоселенской таможне. 1 июня 1904 года в житомирской газете «Волынский вестник » напечатан его «Дневник резонёра» за подписью «Сам по себе».

Издал сборник прозы «Несерьёзные рассказы» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929), детские книги: «Сон профессора Патрашкина» (1924), «Дневник фокса Микки» (1927), «Кошачья санатория» (1928), «Румяная книжка» (1930).

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции , в местечке Ла Фавьер , построил свой дом, куда приезжали русские писатели, художники, музыканты.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Память

Могила поэта была утеряна вследствие того, что за неё некому было платить. Жена Саши Чёрного, Мария Ивановна, скончалась в 1961 году. В 1978 году на кладбище Лаванду была установлена символическая памятная доска, посвящённая поэту.

В 1933 году посмертно изданы книги «Солдатские сказки» и «Белка-мореплавательница».

В начале 1960-х годов благодаря стараниям Корнея Чуковского однотомники Саши Чёрного были изданы в Большой и Малой сериях Библиотеки поэта .

Издания

  • Первое знакомство. Берлин, 1923.
  • Чёрный С. Избранная проза / Сост., послесловие и комм. А. С. Иванова. - М.: Книга, 1991. - 432 с. (Из литературного наследия)
  • Чёрный С. Собрание сочинений в пяти томах. - М.: Эллис Лак, 1996. ISBN 5-7195-0044-8
  • Чёрный С. Избранное / Сост. В. М. Рошаль. - СПб.: ТОО Диамант, 1997. - 448 с.
  • Чёрный, С. Детский остров / худ. С. А. Коваленков . - М .: РИПОЛ классик, 2013. - 80 с. - (Шедевры книжной иллюстрации «mini»). - ISBN 978-5-386-04815-0 , УДК 821.161.1, ББК 84(2Рос=Рус)6-44, Ч-49.

Экранизации произведений

  • - Святочные рассказы , новелла «Рождественское»
  • - Про девочку, которая нашла своего мишку
  • - Девочка Люся и дедушка Крылов
  • - Солдатская песня

В музыке

В театре

«Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом » - моноспектакль Алексея Девотченко , созданный артистом совместно с режиссёром Григорием Козловым в 1990 году. Литературная основа - стихи Саши Чёрного, в спектакле исполняется музыка Рахманинова, Массне, Бетховена, Штрауса, а также Алексея Девотченко. Существует также телевизионная версия постановки.

Напишите отзыв о статье "Саша Чёрный"

Примечания

См. также

Литература

  • Миленко Виктория. Саша Чёрный: Печальный рыцарь смеха. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2014.

Ссылки

  • в

Отрывок, характеризующий Саша Чёрный

– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы