Про деток, от рождения до школы

Церковь - это особое, святое место . Обычаи поведения в храмах, исповедывающих любые религии, проходили долгий путь образования. Каждое религиозное направление имеет свои каноны, которые следует соблюдать, находясь в обители Бога. Конечно, существуют и общие нормы поведения в любых храмах: не распивать спиртного, не курить, не шуметь и вести себя уважительно в святом месте. Остальные же обычаи очень различаются.

Люди глубоко верующие, точно знают как надо вести себя, находясь в храме. Но ведь двери церкви открыты для всех желающих - и для туристов, и для обычных людей, которые испытали потребность души или простое любопытство прийти в храм. Для того чтобы не попасть в неловкую ситуацию, не оскорбить чувств верующих прихожан и не потревожить покой в храме, ознакомьтесь с основными правилами его посещения.

Обычно, в православном храме главный вход располагается с западной стороны. По бокам, еще два входа - северный и южный. В библии сказано, что рай был на востоке, в Эдеме. Поэтому алтарь, символизирующий рай на Земле, находится в восточной части храма. В целом, храм состоит из трех частей: алтарь, средняя часть (собственно храм), притвор (входная часть). Иконостас, который может возвышаться до потолка, отделяет алтарь от собственно храма. Центральные врата, ведущие к алтарю, называются Царскими. Царские врата, только священнослужители входят в алтарь.

Алтарь располагается на небольшом возвышении, которое называется солея. Амвон - это центральная часть солеи. Ни на амвон, ни на солею восходить без позволения священника также непозволительно.

Богослужения в православном храме совершаются трижды в день: утром, днем (литургия) и вечером. Следует отметить, что в церкви новый день наступает не в полночь, а в 18 часов предшествующего дня.

Площадка у входных дверей в церковь, с несколькими ступенями, называется папертью. Верующий, приближаясь к храму, должен совершить крестное знамение и поклониться. Затем, прежде чем войти в дверь храма, находясь на паперти, нужно снова перекреститься.

Пройдя в храм, нужно остановиться возле дверей, поклониться три раза с молитвами: «Боже, милостив буди ко мне, грешному» - поклон. «Боже, очисти мя грешного и помилуй» - поклон. «Создавый мя Господи, прости мя» - поклон.

При крестном знамении, соединяют вместе три пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два оставшиеся пригибают к ладони. Тремя сложенными пальцами, последовательно прикасаются ко лбу, к животу, к правому, затем левому плечу.

Приходить в церковь следует немного раньше начала богослужения, чтобы подготовиться - приобрести свечки, поставить их у икон, сделать пожертвования, можно подать записку за здравие или упокой. Если же человек попадает в храм уже в разгар службы, следует стараться не мешать молитвам других людей. Когда в храме много прихожан и сложно подойти к иконам, чтобы поставить свечи, следует попросить людей передать свечи.

В православной церкви принято стоять, присаживаться на скамью могут только прихожане в болезни или сильном утомлении.

Если вы пришли в храм с детишками, необходимо следить, чтобы они не шумели, не бегали, не кричали. Не следует давать ребенку находящемуся в церкви что-нибудь перекусить, кроме хлеба благословенного. Матери следует вывести ребенка из храма, если он вдруг заплачет.

Неприличным в церкви является чрезмерное любопытство к окружающим людям. Осуждение и высмеивание кого-либо из присутствующих, просто недопустимо. Разговаривать, находясь на богослужении - запрещено. Разумеется, что звонок мобильного телефона необходимо отключать.

Посещая святые места, следует соответственно одеваться - закрытой должна быть большая часть тела. Не следует надевать спортивный костюм или шорты. Одежды с короткими рукавами, как мужчинам, так и женщинам, лучше избегать при походе в храм. Женщинам, идущим в святое место, необходимо покрывать голову, предпочесть брюкам - длинную юбку и отказаться от косметики. Мужчины же, обязаны снимать головной убор, подходя к церкви.

Покидая храм, оборачиваются к выходу, совершают три поклона, при этом трижды перекрестившись.

В неофициальной беседе к священнослужителям обращаются таким образом:

  • к Патриарху - Святейший владыко;
  • к епископу - владыко;
  • к священнику - батюшка;
  • к игуменье - матушка;
  • к диакону - отец диакон.

При встрече духовных лиц не следует приветствовать привычным «Здравствуйте!». При этом следует сказать «Владыко, благословите!» или «Батюшка благословите!». У диаконов или монахов не просят благословения. Дать благословение может священник, епископ или настоятельница монастыря - игуменья.

Во время благословения скрещивают ладони (правая рука накрывает левую) и целуют благословляющую руку (правую). Креститься ни до, ни после этого не нужно.

Если вы оказались в православном храме как турист, будьте скромны и уважайте верующих людей. А знание правил этикета посещения храма, поможет вам прикоснуться к святой истории, не нарушая ее покоя.

Как вести себя в церкви — этим вопросом, в основном, задаются люди, не часто бывающие в священных культовых местах. Тем не менее, существуют свои обычаи и правила, которые необходимо изучить, прежде чем идти в храм. О них мы вам и расскажем.

Правила поведения в церкви: внешний вид

В церковь приходят со смирением, поэтому и одежда для ее посещения должна быть соответствующей: аккуратной, чистой и скромной. Лучше всего остановить свой выбор на одеянии спокойных тонов, хотя иногда его цвет должен быть определенным — светлая одежда будет уместна на пасхальном богослужении, а черная — в скорбные дни. Не допускается посещать церковь в домашней или пляжной одежде.

Женщинам:

  • Не стоит приходить в храм в джинсах или брюках, лучше надеть юбку длиной ниже колен, без разрезов и вычурных деталей. Особенно это важно, если вы собрались на исповедь или причастие. Блузка должна быть скромной, с длинным рукавом, без глубоких вырезов и ярких акцентов. Голова обязательно покрывается платком или легким шарфом. Не стоит излишне пользоваться косметикой (помадой особенно), духами, надевать украшения.

Мужчинам:

  • Для представителей сильного пола джинсы не возбраняются, но лучше отдать предпочтение брюкам в паре с неяркой рубашкой или водолазкой, уместен будет и костюм. Недопустимы шорты и майки, даже в жару. В противоположность женщинам, мужчинам, входя в храм, следует обнажать голову — и в холодное время года тоже.
  • Если вы берете с собой в церковь детей, помните о том, что для них тоже есть правила. Их одежда не должна быть слишком открытой и яркой, шорты допускаются только для детей до 7 лет. Не одевайте ребенка на службу в одежду с кричащими надписями и наклейками. Если ребенок мал и начал капризничать в церкви, стоит его вывести и успокоить, чтобы не мешать окружающим. Перед посещением храма с подросшим ребенком объясните ему, что в нем нельзя бегать, громко смеяться и кричать.

Общие правила таковы: ваш внешний вид и поведение должны выражать смирение, не вызывать у верующих негативных чувств и не создавать им неудобств. Во время церковных празднеств можно одеться более торжественно, а в дни постов — поскромнее. Что же касается выбора одежды и обуви с точки зрения функциональности, они должны быть максимально удобными, поскольку на службах приходится проводить на ногах довольно долгое время — 2-3 часа.

Как вести себя в храме: крестное знамение

Казалось бы, даже если мы не знаем правил поведения в церкви, то креститься точно умеем. Однако часто и это делаем неправильно. Обратите внимание, что непосредственно крестное знамение, как и нательный крест, не являются спасением. Их недопустимо использовать просто как талисманы и обряды, защищающие от зла. По православным канонам спасением является лишь истинная вера. А крестное знамение и ношение крестика - ее видимые проявления.

Как правильно совершать крестное знамение?

  1. Сложите вместе кончики указательного, большого и среднего пальцев правой руки (так выражается вера в Бога Отца, Бога Сына и в Бога Духа Святого). Безымянный и мизинец следует прижать к ладони (это символизирует Христа, сошедшего на землю, когда в Нем были соединены две сущности — и человека, и бога).
  2. Сложенные три пальца приложите к себе в следующем порядке: ко лбу - освящая ум, к животу (но не к груди) - освящая внутренние чувства, к правому плечу и, напоследок, к левому плечу - освящая телесную силу.
  3. Опустите руку и поклонитесь, отдавая дань подвигу Христа. Недопустимо одновременно делать поклон и крестное знамение.

Крестное знамение совершают: приближаясь к святыням (входя в храм, прикладываясь к кресту, иконам и т. п.), в начале и конце молитвы, а также в ходе ее, в главные моменты богослужения, в начале утрени и во многих других случаях, которые необходимо уточнить перед посещением церкви.

Правила поведения в храме во время богослужения

Собираясь посетить службу в храме, придите на нее заблаговременно — за 10-15 минут до начала. В это время можно поставить свечи, подать записку, приложиться к иконам, чтобы не отвлекаться на это во время самой службы и не мешать окружающим.

Зайдя в храм, сначала прикладываются к главной иконе, находящейся напротив Царских врат (двустворчатых дверей, ведущих к алтарю). Перед этим необходимо трижды перекреститься, а далее поцеловать уголок иконы или край одежды того, кто изображен на ней, еще раз перекреститься и спокойно отойти. Ни в коем случае нельзя прикладываться к иконе накрашенными губами.

Свечи ставятся следующим образом: за упокой — на квадратном подсвечнике с малым распятием. Свечи за здравие ставятся на других подсвечниках.

Во время богослужения старайтесь выбрать такое место, чтобы вам было удобно. В то же время старайтесь не тревожить молящихся. Не разговаривайте, отключите сотовый телефон. Во время службы необходимо стоять, но если стоять вам трудно, можно присесть на лавочку.

При открытых Царских вратах сидеть не положено никому, даже больным и немощным. Не допускается во время богослужения находиться к алтарю спиной. За Царские врата женщины и девочки не допускаются ни при каких условиях, а мальчики и мужчины могут пройти в них только во время совершения таинства крещения.

Не следует уходить со службы до ее окончания. Но если вам по той или иной причине необходимо ее покинуть, тихонько, не мешая никому, выйдите из церкви, перекрестившись у выхода из нее и перед самой церковью.

Всегда ли можно ходить в церковь женщинам?

Часто встает вопрос о том, можно ли ходить в церковь женщинам во время критических дней. К сожалению, на него нет однозначного ответа. По Ветхому Завету, если человек не чист (а месячные он относит к этому понятию), ему лучше находиться в стороне от Бога.

А вот Новый Завет ситуацию излагает по-другому, разрешая женщине посещать церковь в эти дни. Считается, что месячное очищение, как и саму женщину, создал Бог, а все им созданное не может быть нечистым. Новый Завет также допускает причастие и прикладывание к святыням во время месячных, если женщина в этом нуждается.

Таким образом, сегодня одни священнослужители придерживаются прежних правил, а другие считают их устаревшими и не видят ничего плохого в посещении храма женщиной во время критических дней. Возможно, лучше придерживаться золотой середины — если сильной необходимости нет, отложите посещение храма на несколько дней. Ну а если вы очень нуждаетесь в духовной поддержке, помните о том, что во время месячных это не возбраняется.

Правила поведения в храме и закон

В России существуют не только общепринятые церковные правила, но и законные нормы, защищающие чувства верующих и устанавливающие ответственность за правонарушения, связанные с церковью и религией. К ним можно отнести:

  • Статью 148 УК РФ, касающуюся оскорбления чувств верующих, в том числе в церквях и храмах.
  • Статью 213 УК РФ, устанавливающую ответственность за хулиганство, совершенное по религиозным мотивам.
  • Статью 214 УК РФ, наказывающую за вандализм, в том числе по религиозным мотивам.
  • Статью 244 УК РФ, которая применяется за осквернение тел умерших и мест захоронений.
  • Статью 5.26 КОАП, защищающую свободу вероисповедания.

По этим статьям предусмотрены очень серьезные штрафы — до миллиона рублей, а по уголовным преступлениям возможна даже потеря свободы на несколько лет.

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся , на Святый Боже , на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови , Отче (или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста , при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим , следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы .

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствиеХристос воскресе , говорят: Воистину воскресе .

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного): Благослови, душе моя, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью – раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святый исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцем Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение .

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом – Господе Иисусе Христе.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примеренной с Богом.

Пение Бог – Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу . Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа Моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной – по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Божественная литургия

На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан.

Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) , и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого – три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.

Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.

На литургии верных великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в предуготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко Гробу Его.

По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных христиан говорить про себя: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . В конце поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем.

Слова: Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника: Приимите, ядите… Пийте от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время вспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы – задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за кого совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После Достойно есть или заменяющего его задостойника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения Молитвы Господней – Отче наш – следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон.

При возгласе священника: Святая – святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

При отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! полагается земной поклон.

Приступая к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, – крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников – поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше выражая этим благоговение к великой Святыне.

Святой антидор (с греч. – вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак – ничего не евшим и не пившим.

Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого : (моей жизни) полагаются 16 поклонов, из них 4 земных (в Уставе они называются великими) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы – Господи и Владыко живота моего , – полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы – Дух же целомудрия – и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третьей части молитвы – Ей, Господи Царю – полагается третий земной поклон. Затем полагаются 12 поклонов поясных («излегка, утомления ради» – Типикон, понедельник первой седмицы Великого Поста) со словами: Боже, очисти мя (меня), грешного . Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого , но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произноситься на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся, Крестителю Христов и Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования – поясной.

О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя ».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой ; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа ; 6-го часа: Иже в шестый день же и час ; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная ; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная ; на 6-ом часе: Яко не имамы дерзновения ; на 9 м часе: Иже нас ради рождейся ) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи , после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави , хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню).

На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех ! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне : поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами».

Поклоны входные и исходные , а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподобив, Господи , и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи .

Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник.

Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день.

Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.

В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ().

В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда ему необходимо попасть в церковь. На то могут быть разные причины: вы можете зайти в большой, известный храм ради любопытства или же посещаете церковь только на большие праздники (Пасха, Рождество), а быть может, вы искренне захотели быть воцерковленным, то есть стать полноценным и равноправным членом церкви. Вариантов может быть много, но в любом случае, в церкви необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не оскорбить своим поведением других молящихся. В храме я часто вижу таких людей: по их растерянному взгляду сразу можно понять, что здесь они впервые, свечку не вовремя поставят, про платочек забудут – и на них уже налетают всезнающие бабушки (несомненно, они есть в любом храме) с осуждением. Смотришь, как они, бедные, сконфузившись, уходят из храма, и с грустью понимаешь, что они сюда больше не вернутся. Порыв души или даже потребность в общении с Богом жестко прерывается из-за каких-нибудь брюк вместо юбки или отсутствия . Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем.

Как устроен православный храм

Православная церковь, любая, даже в маленькой деревеньке, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, купола, золотые одежды священнослужителей – все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти.
Храм, как правило, делится на 3 основные части: алтарь, притвор и собственно храм. В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан. Минуя притвор, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения. Алтарь – самое сакральное место в храме, он отгорожен иконостасом, который нередко доходит до потолка. Женщинам туда вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника. К иконостасу примыкает возвышенная площадка, солея, на нее также нельзя ступать вне особых случаев (например, Причастие).
Таким образом, можно подытожить, что нам, простым прихожанам, можно находиться только в притворе и собственно храме, а как только начинается возвышенная площадка (солея), то дальше нам нельзя.

Правила поведения в православной церкви

Если вы собираетесь посетить храм, то подготовьтесь к этому заранее. В первую очередь, это касается одежды. Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. Не стоит пользоваться косметикой. Мужчинам при входе в храм головной убор необходимо снять, также недопустимы шорты, футболки – только одежда, максимально скрывающая тело.
Подходя к храму, трижды перекреститесь и поклонитесь; войдя в храм, остановитесь около дверей и еще раз перекреститесь 3 раза и поклонитесь. Хочу обратить внимание читателей МирСоветов на то, что креститься положено тремя пальцами, собранными в горсть, безымянный и мизинец обязательно прижать к ладони. Дотроньтесь сначала до лба, потом до живота, до правого плеча, затем до левого и поклонитесь.
Богослужение в храме принято совершать 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то вы можете тихо постоять и помолиться, поставить свечи (о них речь пойдет ниже). Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно. Ребенком я всегда стояла в самых первых рядах, чтобы хорошо видеть, что происходит. И это не лишено здравого смысла: простой человек не сразу поймет, что вообще происходит, он даже не поймет, что говорят и поют (потому что богослужение происходит на старославянском языке), поэтому имеет смысл хотя бы видеть происходящее.
Во время службы нельзя разговаривать, рассматривать окружающих, переминаться с ноги на ногу. Сотовый телефон необходимо выключить. Ведь мы приходим в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочку, которые стоят в притворе или в собственно храме. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных людях вроде нас. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.
Приходя заранее перед богослужением, верующие также совершают несколько действий: ставят свечи, подают записки, прикладываются к иконам. Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.
Придя в храм, необходимо приложиться к главной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеей. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. Лично я перед этим стираю даже гигиеническую помаду. В течение службы к иконе приложится много человек, так на что же она будет похожа в конце богослужения, если женщины будут чмокать ее накрашенными губами? Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому, кто на ней изображен.
Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Свечи за упокой ставятся на определенном подсвечнике, который легко узнать по квадратной форме и малому распятию. Свечи за здравие можно поставить на остальных подсвечниках. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставить эту свечку. Свеча – это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.
Если вы пришли в храм с детьми, то внимательно следите за ними, чтобы те не шумели и не бегали по храму. Если ребенок расплачется, то нужно его поскорей вывести и успокоить, чтобы он не мешал остальным.
И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся – креститесь вместе с ними, кланяются – кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. И уж поверьте мне, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Многие, стоя на пороге православного храма, не решаются зайти внутрь. И причина этому одна – незнание правил поведения. Вопросов и правда много, например, куда ставить свечи и можно ли женщинам приходить в брюках? Но на самом деле все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Внешний вид

Перед тем как отправиться в церковь, необходимо подумать о своем внешнем виде. Наряд ни в коем случае не должен быть ярим или чересчур открытым. Это правило касается как женщин, так и мужчин. Голову женщины обязательно покрывают платком, ведь он является символом послушания. При этом неважно, замужем женщина или нет. Платок должен быть даже на маленьких девочках.

Дамам, которые забыли об этом правиле и пришли без головного убора, в некоторых храмах платки одалживают. Чащ всего их можно найти рядом с входом или в церковной лавке. Ношение брюк женщинами в церкви не запрещено никакими канонами. Тем не менее, согласно национальной традиции женщина в церкви должна быть в юбки, причем не выше колена. Поэтому приходить в штанах не рекомендуется.

Считается, что женщина во время посещения церкви не должна быть накрашена. Строгих предписаний по этому поводу не существует. Но необходимо понимать, что яркий макияж в храме – это лишнее. Также нельзя пользоваться помадой, ведь согласно православной традиции в церкви необходимо целовать крест, иконы и т.д.

Кстати, вопреки принятому мнению, что женщины во время критических дней не должна ходить в церковь, это не совсем так. В этот период можно прийти в храм, чтобы поставить свечи. А вот от участия в различных таинствах, например, в венчании или крещении, придется отказаться. При каких-либо сомнениях можно спросить совета у священника.

Не нужно думать, что мужчинам в вопросе внешнего вида повезло больше. К примеру, еще сто лет назад у них были специальные галоши, которые снимали перед входом в храм. А дальше шли босиком. Также можно было приходить только в чистой одежде. От современных мужчин не требуется приходить босиком, но внешний вид должен быть опрятным. В отличие о женщин, православный мужчина снимает головной убор в храме.

Правила поведения

Приходить в храм необходимо, собравшись с мыслями. Это должно быть осознанное посещение. Войдя в церковь, нужно трижды перекреститься и произнести «Господи помилуй» или «Боже, милостив буди мне грешному». Многие стесняются это делать, поэтому можно просто зайти в храм. Предварительно не забыв отключить свой мобильный телефон.

Но некоторые правила все-таки соблюдать придется. Войдя в церковь, прямо перед собой можно увидеть иконостас – конструкцию, состоящую из большого количества икон. В центре иконостаса будет расположен вход в алтарь, а сбоку – место, где прихожанам предлагают свечи, иконы и т.д.

Если это первое посещение церкви, то лучше прийти за 15–20 минут до начала службы и осмотреться. В это время рекомендуют помолиться и поставить свечи. Делать это во время службы нельзя, лучше дождаться ее окончания. Ставить свечи очень просто – с любой стороны от подсвечника и любой рукой. Важное правило, которое следует запомнить – свечи «за упокой» ставятся на подсвечник в виде стола (канун), а «за здравие» – к любой иконе.

Также не нужно зажигать свечу от лампадки, лучше от других свечей. Снизу свечу следует немного расплавить, а затем поставить в ячейку. Если по каким-то причинам зажечь ее не выходит, ничего страшного. В подсвечнике можно оставить и такую свечу, работники церкви зажгут ее после. Можно приложиться к иконе, но только до начала богослужения. Дважды перекрестившись, необходимо поцеловать нижнюю часть иконы (если это икона Спасителя, всегда прикладываются к ногам). У других икон целуют верхнюю часть, то есть руки.

Перед началом службы всегда звенят колокола. Это своеобразный сигнал того, что сейчас начнется богослужение, и необходимо занимать места. По обычаю мужчины встают с правой стороны, а женщины – с левой. Для тех, кто не может отстоять всю службу, у задней стены церкви есть специальные лавки и стулья. Также нужно встать так, чтобы не оказаться спиной к алтарю. Но даже больные и немощные всегда встают при чтении Евангелия.

Во время богослужения необходимо креститься и кланяться. В первый раз можно просто повторять действия других прихожан. Но лучше всего внимательно слушать священника и учиться. Крестятся обычно при важных возгласах батюшки, например, «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Господи, помилуй» и т.д. Кланяться нужно, когда батюшка благословляет рукой или крестом.

Ни в коем случае нельзя во время службы разговаривать, отвлекаться на рассматривание храма или прихожан. Правила предписывают вести себя в храме, как и в любом другом приличном обществе. Перед тем, как приходить на богослужение с маленькими детьми, им необходимо объяснить, как себя вести.

Если же ребенок раскапризничался, а успокоить его не получается, лучше выйти из храма. Вернуться можно будет позже. Но это единственная причина, по которой можно отлучиться из церкви до окончания службы. Лучше все-таки дождаться ее завершения. Уходя с церкви, необходимо трижды перекрестится и поклонится в пояс лицом к алтарю.

У кого спросить

До того, как начнется служба, можно говорить с другими прихожанами и священником. У них можно уточнить вопросы касательно поведения в храме или богослужений. Для того чтобы обратиться к священнику, необходимо сказать «Батюшка, благословите!» и задать ему свой вопрос. Чтобы принять благословение, следует сложить руки ладонями вверх, положив правую руку на левую. Также нужно поцеловать правую руку батюшки.

Особенности

Нередко новички в православной церкви сталкиваются с различными особенностями и не понимают, как себя вести.

  1. Допустим, известно, что во время богослужения нельзя ходить по церкви и заниматься своими личными делами, то есть ставить свечи и т.д. В общем, это так и есть. Но каждое воскресное утро в православной церкви происходит две службы подряд – утреня и литургия. И перерыва между ними нет, так что прихожане, ожидая литургию, ставят свечи и молятся. Поэтому и кажется, что в храме беспорядок.
  2. У многих возникают трудности с тем, когда необходимо крестится и как правильно это делать. Известно, что православные крестятся правой рукой справа налево. Также необходимо правильно складывать пальцы – большой, указательный и средний складываются вместе, а остальные два – прижимаются к ладони. Этому нужно учиться, но если сначала не получится, не страшно.
  3. Коленопреклонение. Православные верующие преклоняют колени не так, как, например, католики. Они падают вниз, опираются руками и дотрагиваются лбом до пола. Коленопреклонение не является обязательным условием, это скорее личное проявление религиозности. Поэтому многие лишь склоняют голову или сидят, наклонившись вперед. Во время службы можно и просто робко стоять. Никто не осудит и не заставит падать на колени. Возможно, желание появиться со временем.
  4. Что и как нужно целовать в церкви. Для начала, целовать нужно иконы. Это называется приложением. При этом обязательно нужно креститься. Также принято целовать Святую Чашу во время причастия, руку священника после благословения и т.д.
  5. В православии нет одной общей исповеди. И нет исповедальной молитвы, которая читается во время литургии. Каждый прихожанин обязан лично исповедоваться священнику.
  6. По началу людей, впервые пришедших на службу, ошеломляет пение прихожан. И правда, музыка занимает больше половины богослужения. Чаще всего это поет небольшой хор. Сначала это практически непрерывное пение отвлекает, особенно если учесть, что текст молитв практически не меняется. Но со временем ощущать присутствие Бога станет легче.
  7. Многим прихожанам кажется, что литургия чересчур долго длится. Да, можно урезать текст и выражаться по точнее. Но тогда это уже не будет православным богослужением. Молитвы не зря такие длинные. К тому же, первые православные богослужения редко длились менее 5 часов. И только спустя столетия этот срок постепенно уменьшался.

Поход в православную церковь – это важный шаг для каждого человека. И неважно, в каком возрасте это происходит. Как только появляется желание посетить службу, необходимо идти в храм. Не нужно бояться и переживать, что что-то пойдет не так. Посещение храма – это в первую очередь общение с Богом и не нужно об этом забывать.

Видео: как вести себя в храме



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы