Про деток, от рождения до школы

Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода «Грозы» в печать написал статью «Луч света в тёмном царстве». Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской души, и упрекнул других критиков в отсутствии прямого взгляда на произведение. Вообще, взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что в драмах должно показываться пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей. Но Николай Александрович тем не менее говорит, что Катерина является также и мученицей, ведь её страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов даёт очень точные характеристики. Именно он назвал купечество «тёмным царством» в пьесе «Гроза».

Если проследить то, как купечество и смежные с ним социальные пласты отображались на протяжении десятилетий, то складывается полная картина деградации и упадка. В «Недоросле» Простаковы показаны ограниченными людьми, в «Горе от ума» Фамусовы – застывшие изваяния, которые отказываются жить честно. Все эти образы – предшественники Кабанихи и Дикого. Именно на эти двух персонажах и держится «тёмное царство» в драме «Гроза».

Автор знакомит нас с нравами и порядками города уже с первых строк пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» В одном из диалогов между жителями поднимается тема насилия: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить… А между собой – то, сударь, как живут!… Враждуют друг на друга». Сколько бы люди ни скрывали того, что происходит внутри семей, остальным и так всё известно. Кулигин говорит, что и Богу здесь давно никто не молиться. Все двери заперты, «чтоб люди не видали, как… своих домашних едят и семью тиранят». За замками – разврат и пьянство. Кабанов ходит пить к Дикому, Дикой практически во всех сценах появляется пьяный, Кабаниха тоже не прочь пропустить рюмку - другую в компании Савла Прокофьевича.

Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.

Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.

Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катей. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катя сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?

Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катя. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

Определение «тёмного царства» и описание образов его представителей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Темное царство в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Свою пьесу А.Н.Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.

В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».

Яркими представителями «темного царства» в пьесе являются «отцы» города в лице Кабанихи и Дикого. Марфа Кабанова истязает окружающих и близких ей людей упреками и подозрительностью. Она во всем опирается на авторитет старины и ждет того же от окружающих. Про ее любовь к сыну и дочери и говорить не приходится, дети Кабанихи полностью подчинены ее власти. Все в доме Кабановой держится на страхе. Пугать и унижать - вот ее философия.

Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними. Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!».

Беспричинная брань Дикого, лицемерная придирчивость Кабанихи - все это от бессилия героев. Чем реальнее перемены в обществе и людях, тем сильнее начинают звучать их протестующие голоса. Но в ярости этих героев нет смысла: от их слов остается лишь пустой звук. «…А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу», - пишет Добролюбов о пьесе.

Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную. Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку. Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.

Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.

Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.

Катерина Кабанова – светлая душа. На фоне всего мертвого царства она выделяется своей чистотой и непосредственностью. Эта героиня не погрязла в материальных интересах и устаревших житейских истинах, как другие жители Калинова. Душа ее стремится освободиться от гнета и удушья этих, чужих ей, людей. Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина находится в страшных муках совести. И грозу она воспринимает как кару небесную за ее грехи: «Всякий должен бояться! Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…». Набожная Катерина, не выдержав давления собственной совести, решается на самый страшный грех - самоубийство.

Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.

Еще один представитель «Темного царства» - странница Феклуша. В доме Кабанихи она пользуется большим уважением. Ее невежественные небылицы о дальних странах внимательно слушают и даже верят им. Только в таком темном и невежественном обществе никто не может усомниться в историях Феклуши. Странница поддерживает Кабаниху, чувствуя ее силу и власть в городе.

На мой взгляд, пьеса «Гроза» - произведение гениальное. В ней раскрыто столько образов, столько характеров, что хватило бы на целую энциклопедию отрицательных персонажей. Все невежество, суеверность, необразованность вобрало в себя «темное царство» Калинова. «Гроза» показывает нам, что старый уклад давно изжил себя и не отвечает современным условиям жизни. Перемены уже стоят на пороге «темного царства» и вместе с грозой пытаются пробиться в него. Неважно, что они встречают огромное сопротивление со стороны диких и кабаних. Прочитав пьесу, становится ясно, что все они бессильны перед грядущим.

Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен.

Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной публике мир купечества, о повседневной жизни которого русское общество имело поверхностное понятие. Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в лавках, считали необразованными и неинтересными. Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в душах и сердцах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти. Его называли Колумбом Замоскворечья.

Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе «Гроза», опубликованной в 1860 году. В пьесе нашли отражения непримиримые противоречия между личностью и обществом. Драматург поднимает острый в 1860-е годы вопрос о положении женщины в русском обществе.

Действие пьесы происходит в небольшом приволжском городке Калинове, где проживает в основном купеческое население. В своей знаменитой статье «Луч света в темном царстве» критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов: «Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться - обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни - наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Островский на фоне прекрасного пейзажа рисует безрадостную жизнь обывателей Калинова. Кулигин, который в пьесе противостоит невежеству и произволу «темного царства», говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Термин «самодурство» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл «хозяев жизни», богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе «Гроза» изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его «говорящей» фамилией. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим вздорным, грубым нравом он наводит страх на окружающих, это «жестокий ругатель», «пронзительный мужик». Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, оскорбить человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так: «Что ж тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Патологическая жадность затмевает его разум.

Прогрессивный человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ слышит: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором!

Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет. Так прямо с рылом и лезешь разговаривать». Дикой совершенно разнуздан в своем самодурстве, он уверен, что любой суд будет на его стороне: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь?.. Так знай, что ты - червяк, захочу - раздавлю».

Другой яркой представительницей нравов «темного царства» является Марфа Игнатьевна Кабанова. О ней Кулигин отзывается так: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному повиновению. В ее лице Островский показывает ярую защитницу диких порядков домостроя в семьях и в жизни. Она уверена, что только страх скрепляет семью, не понимает, что такое уважение, понимание, доброе отношение между людьми. Кабаниха всех подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должной почтительности к старшим со стороны молодого поколения. «Не очень-то нынче старших уважают…», - говорит она. Кабаниха всегда прибедняется, изображает из себя жертву: «Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, с дураков, и взыскивать».

Кабанова «чует сердцем», что старым порядкам приходит конец, ей тревожно и страшно. Родного сына она превратила в бессловесного раба, который не властен в собственной семье, поступает только по указке матери. Тихон с радостью уезжает из дому, только чтобы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.

Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

Показывая жизнь русской провинции, Островский рисует картину крайней отсталости, невежества, грубости и жестокости, которые убивают вокруг все живое. Жизнь людей зависит от произвола Диких и Кабаних, которые враждебны любым проявлениям свободной мысли, чувства собственного достоинства в человеке. Показав со сцены жизнь купечества во всех ее проявлениях, Островский вынес суровый приговор деспотизму и духовному рабству.

Каждый человек - это единственный и неповторимый мир, со своими поступками, характером, привычками, честью, моралью, чувством собственного достоинства.

Именно проблему чести и собственного достоинства поднимает Островский в своей пьесе “Гроза”.

Для того чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в пьесе показаны два поколения: люди старшего поколения, так называемое “темное царство”, и люди нового веяния, более прогрессивные, не желающие жить по старым законам и обычаям.

Дикой и Кабанова - типичные представители “темного царства”. Именно в этих образах Островский хотел показать господствующий класс в России того времени.

Так кто же такие Дикой и Кабанова?

Прежде всего, это самые богатые люди в городе, в их руках - “верховная” власть, при помощи которой они угнетают не только своих крепостных, но и родных. Хорошо о жизни мещан сказал Кулигин: “... А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать...”, и еще: “В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости, не увидите...” Так и живут они, ничего не зная, кроме денег, безжалостной эксплуатации, безмерной наживы за чужой счет.

Образы же Дикого и Кабановой очень похожи: это грубые, невежественные люди. Они только и занимаются самодурством. Дикого раздражают родные, которые случайно попались ему на глаза (в частности, Борис): “... Раз тебе сказал, два тебе сказал: “Не смей мне навстречу попадаться”; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть!..” А если кто-нибудь придет деньги у Дикого просить, то тут уж без ругани никак не обойдется: “Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только...”

Кабановой же не нравится, когда Катерина защищает свое человеческое достоинство и пытается уберечь от излишней брани своего мужа. Кабанихе противно то, что кто-то смеет ей перечить, сделать что-то не по ее велению. Но между Диким и Кабановой есть небольшая разница по отношению к родным и окружающим их людям. Дикой ругается открыто, “словно с цепи сорвался”, Кабаниха- “под видом благочестия”: “Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит... Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А схорони господи, каким-нибудь словом снохе не угодишь, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем”.

Жадность, грубость, невежество, самодурство в них будут всегда. Эти качества не искоренились, потому что их воспитали так, они выросли в такой же обстановке. Такие, как Кабанова и Дикой, будут всегда вместе, их невозможно разлучить. Где появился один невежа и самодур, там объявится и другой. Каково бы ни было общество, всегда найдутся люди, которые под маской прогрессивных идей и образованности скрывают, вернее, пытаются скрыть свои глупость, грубость и невежество. Они тиранят окружающих, при этом нисколько не смущаясь и не боясь понести за это какую-либо ответственность. Дикой и Кабанова - это и есть то самое “темное царство”, пережитки, сторонники устоев этого “темного царства”. Вот кто они, эти Дикие и Кабановы, глупые, невежественные, лицемерные, грубые. Такой же мир и порядок проповедуют они. Это мир денег, злобы, зависти и вражды. Они ненавидят все новое и прогрессивное.

Замысел А. Н. Островского состоял в разоблачении “темного царства”, используя образы Дикого и Кабановой. Он обличал всех богатых людей в бездуховности и подлости. В основном в светском обществе России XIX века были такие Дикие и Кабановы, что и показал нам автор в своей драме “Гроза”.

Творчество А. Н. Островского стоит у истоков нашей национальной драматургии. Фонвизин, Грибоедов и Гоголь начали создание великого русского театра. С появлением же пьес Островского, с расцветом его таланта и мастерства драматическое искусство поднялось на новую высоту. Недаром критик Одоевский отмечал, что до Островского в отечественной литературе были только 3 драмы: «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Пьесу «Банкрот» он назвал четвертой, подчеркнув, что она является последним недостающим краеугольным камнем, на которых и будет воздвигнуто величественное «здание» русского театра.

От «Банкрота» до «Грозы»

Да, именно с комедии «Свои люди - сочтемся» (второе название "Банкрота") начинается широкая популярность Александра Николаевича Островского, драматурга, объединившего в своем творчестве и мастерски переработавшего лучшие традиции «натуральной» школы - социально-психологические и сатирические. Став «Колумбом Замоскворечья», он открыл миру дотоле неизвестный пласт русской жизни - среднее и мелкое купечество и мещанство, отразил его самобытность, показал, как яркие сильные, чистые характеры, так и мрачную суровую действительность мира торгашества, лицемерия, отсутствия высоких порывов и идеалов. Произошло это в 1849 году. И уже в своей первой значительной пьесе писатель намечает штрихами особый тип личности, который будет у него появляться снова и снова: от Самсона Силыча Большого к Титу Титычу Брускову из «В чужом пиру похмелье» и далее, к Марфе Игнатьевне Кабановой и Савелу Прокопьевичу Дикому из «Грозы» - тип самодура, названный очень точно и емко и вошедший, благодаря драматургу, в наш речевой обиход. Под эту категорию подходят люди, напрочь нарушающие логические и морально-нравственные, человеческого общежития. «Самодурами русской жизни» названы критиком Добролюбовым Дикой и Кабаниха, представляющие «темное царство» в пьесе Островского «Гроза».

Самодурство как социально-типологическое явление

Разберем подробнее указанное явление. Отчего появляются в обществе самодуры? В первую очередь от осознания собственной полной и абсолютной власти, полного нивелирования интересов и мнений других по сравнению с собственными, чувства безнаказанности и отсутствия сопротивления со стороны жертв. Таким и показано «темное царство» в пьесе Островского «Гроза». Дикой и Кабанова - самые богатые жители маленького провинциального городка Калинов, расположенного по берегу Волги. Деньги позволяют им ощутить личную значимость и значительность. Они же дают им и власть - над своими домашними, над чужими, в чем-то зависимыми от них людьми, и шире - над общественным мнением в городе. «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» страшно тем, что оно губит или корежит малейшие проявления протеста, любые веяния свободы и независимости. Самодурство - оборотная сторона рабства. В равной степени развращает оно как самих «хозяев жизни», так и тех, кто зависим от них, отравляя своим тлетворным дыханием все России. Именно поэтому, по определению Добролюбова, «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» и является синонимом самодурства.

Конфликт драмы

Обладая глубоким пониманием действительности, писатель умел изобразить самые существенные и значимые ее стороны. В предреформенный 1859 год он под впечатлениями от путешествия по Волге в 1856-1857 гг. создает пьесу, признанную впоследствии одним из лучших его творений, - драму «Гроза». Что интересно: буквально через месяц после того, как пьеса была закончена, в Костроме произошли события, как по сценарию воспроизводящие литературное произведение. О чем это говорит? О том, насколько точно прочувствовал и угадал Александр Николаевич конфликт и как реалистично отражено «темное царство» в пьесе «Гроза».

Островский не зря в качестве основной коллизии выбрал главное противоречие русской жизни - столкновение между консервативным началом, основанном на патриархальных традициях, формируемых веками и базирующихся на непререкаемом авторитете, моральных устоях и запретах, с одной стороны, и с другой - началом бунтарским, творческим и живым, потребностью личности сломать стереотипы, идти вперед в духовном развитии. Потому не только Дикой и Кабаниха воплощают «темное царство» в пьесе «Гроза». Островский дает понять, что малейшее уступничество ему, попустительство и непротивление автоматически переводят человека в ранг пособников.

Философия «темного царства»

С первых же строк пьесы в наше сознание врываются две стихии: вольного чудесных далей, широких горизонтов и душная, сгущенная атмосфера предгрозовья, томительное ожидание каких-то потрясений и жажда обновления. Представители «темного царства» в пьесе «Гроза» ужасаются катаклизмам природы, видя в них проявление гнева Божьего и грядущих наказаний за грехи - явные и мнимые. Об этом твердит все время Марфа Игнатьевна, вторит ей и Дикой. На просьбу Кулигина пожертвовать денег на строительство громоотвода для горожан он упрекает: "Гроза-де дана в наказание, а ты, такой-сякой, от Господа хочешь шестом оборониться". В этой реплике наглядно показана философия, которой придерживаются представители «темного царства» в пьесе «Гроза»: нельзя противиться тому, что господствовало веками, нельзя идти против воли или наказания свыше, смирение и покорность должны оставаться этическими нормами современности. Что интересно: сами же главные самодуры Калинова не только искренне верят в такой порядок вещей, но и признают его единственно правильным.

Ханжа под личиной добродетели

«Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» многолико. Но столпами его в первую очередь являются Дикой и Кабанова. Марфа Игнатьевна, дородная купчиха, хозяйка дома, за высоким забором которого льются невидимые слезы и происходит каждодневное унижение человеческого достоинства и свободной воли, названа в пьесе однозначно - ханжа. О ней говорят: "Нищих оделяет милостынями, ходит в церковь, истово крестится, а домашних ест поедом, точит, словно ржа железо". Внешние законы старины она старается соблюсти во всем, при этом особо не заботясь о их внутреннем содержании. Кабаниха знает, что младшие должны подчиняться старшим и требует во всем слепого повиновения. При прощании Катерины с Тихоном перед его отъездом она заставляет ту кланяться в ноги мужу, а сына - дать жене строгий наказ, как себя вести. Там и «матушке не перечить», и «на парней не заглядываться» и еще множество других «пожеланий». Причем все присутствующие хорошо понимают фарсовость ситуации, ее фальшивость. И только Марфа Игнатьевна упивается своей миссией. Решающую роль в трагедии Катерины сыграла тоже она, исковеркав характер сына, испортив семейную жизнь ему, надругавшись над душой самой Катерины и заставив ту сделать роковой шаг с берега Волги в бездну.

Ложь в ранге закона

«Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза» - самодурство в высшем его проявлении. Катерина, сравнивая жизнь в родной семье и в семье мужа, подмечает важнейшее отличие: здесь все как будто «из-под неволи». И это правда. Либо ты подчиняешься бесчеловечным правилам игры, либо тебя сотрут в порошок. Кулигин прямо заявляет о том, что нравы в городе «жестокие». Кто богат, тот старается закабалить бедняков, чтобы на их грошах увеличить состояние. Тот же Дикой куражится над зависимым от него Борисом: "Будешь мне угождать, так отдам наследство!" Но угодить самодуру невозможно, и судьба несчастного Бориса и его сестры предопределена. Они останутся униженными и оскорбленными, бесправными и беззащитными. Есть ли выход из положения? Есть: лгать, изворачиваться, пока возможно. Так поступает сестра Тихона - Варвара. Ее просты: делай, что хочешь, лишь бы никто ничего не заметил, все «шито да крыто» было. А когда Катерина возражает, что не умеет лукавить, не может врать, Варвара говорит ей попросту: "И я не умела, а нужно стало - выучилась!"

Кудряш, Варвара и другие

А что вообще представляют собою жертвы «темного царства» по драме А. Н. Островского «Гроза»? Это люди с поломанной судьбой, искалеченными душами, изуродованным нравственным миром. Тот же Тихон от природы добрый, мягкий человек. Самодурство матери убило в нем зачатки собственной воли. Он не может сопротивляться ее давлению, не умеет противостоять и утешение находит в пьянстве. Поддержать жену, стать на ее сторону, защитить от кабановского произвола тоже ему не под силу. По наущению матери он бьет Катерину, хотя и жалеет ее. И только гибель жены заставляет его открыто обвинить мать, но понятно, что очень быстро запал пройдет, и все останется по-прежнему.

Совсем иное дело другой мужской персонаж - Ваня Кудряш. Тот дает отпор всякому и даже «пронзительному» Дикому не спускает грубости. Однако и этот характер испорчен мертвящим влиянием «темного царства». Кудряш - копия Дикого, только еще не вошедшего в силу, не заматеревшего. Пройдет время, и он окажется достойным своего хозяина. Варвара, ставшая лгуньей и терпящая притеснения матери, в конце концов убегает из дома. Ложь стала ее второй натурой, и потому героиня вызывает у нас сочувствие и сострадание. Робкий Кулигин редко осмеливается защитить себя перед нахрапистостью самодуров «темного царства». По сути, никто, кроме Катерины, тоже, кстати, жертвы, не имеет достаточной твердости, чтобы бросить этому "царству" вызов.

Почему Катерина?

Единственным героем произведения, у кого достает нравственной решимости осудить быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза», является Катерина. Ее естественность, искренность, горячая порывистость, окрыленность не позволяют смириться с произволом и насилием, принять диктуемый еще с домостроевских времен этикет. Катерине хочется любить, радоваться жизни, испытывать естественные чувства, быть открытой миру. Подобно птице, мечтает она оторваться от земли, от мертвящего быта и взвиться в поднебесье. Она религиозна, но не по-кабановски. Ее прямодушную натуру разрывает надвое противоречие между долгом по отношению к мужу, любовью к Борису и осознанием своей греховности перед Богом. И все это глубоко искренне, из самых глубин сердца. Да, Катерина тоже жертва «темного царства». Однако она сумела разорвать его оковы. Поколебала вековые устои. И смогла указать выход другим - не только самой своей смертью, но протестом вообще.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы