Про деток, от рождения до школы

Здравствуйте! Пожалуйста, помогите в сложившейся ситуации. У моей матери родной брат, Валерий 55 лет, сейчас лечится в больнице после многолетнего употребления алкоголя. Лежал в реанимации, все органы "травмированны" алкоголем. Сейчас переведён в палату с улучшением. Бог даст скоро встанет вопрос о выписке, хотя он ещё очень слаб. Доктор говорит, что его бы закодировать медикаментозно. Но бывшая жена Валерия, говорит, что кодирование это бесовщина. Так ли это и что делать? С нетерпением жду ответа. Спасибо! Светлана.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Светлана! Собственно «кодированием» называется только психологическое воздействие на человека. Именно оно является опасным для психики и не одобряется Церковью. «Медикаментозным кодированием» называется введение в организм пациента некоторых химических препаратов, которые при взаимодействии с продуктами распада алкоголя вызывают негативные, а иногда и тяжелые следствия для организма. В данном методе нет ничего предосудительного с точки зрения общения с духами тьмы. В то же время метод основан на страхе, и нередко врачи сопровождают введение подобных препаратов дополнительным запугиванием пациента. Все это тоже негативно влияет на психику, однако в определенных случаях вполне допустимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

Распространенное заболевание в России, известное каждому – алкоголизм. Эта тяжелая болезнь влияет как на физическую, так и на психическую составляющую здоровья личности. Длительное злоупотребление спиртным меняет человека – он перестает контролировать себя и свою жизнь. Современная медицина может обеспечить эффективное лечение от многих зависимостей, в том числе от алкоголизма. Когда иные методы лечения не помогают, больные обращаются к радикальным способам. Узнайте о том, какие возможны последствия после кодирования от алкоголизма.

Как кодируют от алкоголя

Кодирование – обобщенное название группы методов, подразумевающих психотерапевтическое воздействие на больного, вследствие чего, как правило, снижается стремление к алкоголю, а его употребление становится опасным, ассоциируется со страхом смерти. По принципу действия кодирование от алкоголизма классифицируют на:

  • медикаментозное;
  • психотерапевтическое.

Медикаментозное и психологическое кодирование

Психологическое кодирование подразумевает использование различных психотерапевтических техник. Специалист вводит пациента в особое состояние и прививает ему отвращение к виду, запаху и вкусу алкоголя. Кроме того, психотерапевт внушает последствия нарушения запрета – пациент верит в то, что один глоток алкоголя приведет к плачевному исходу. Данный метод должен проводиться только профессионалом, так как происходит действие на психическое состояние человека, что может привести к негативным последствиям.

Влияния данного метода на организм могут быть разными. У одного человека самочувствие после психологического кодирования хорошее, у другого возможен летальный исход. Зафиксированы случаи, когда пациента схватывал паралич, проявлялась слепота. Есть риск, что человек, который решил закодироваться, но выпил спиртного, может умереть. Миновать негативные последствия при употреблении алкоголя после лечения кодированием можно, обратившись к специалисту, осуществлявшему гипноз.

При медикаментозном кодировании используют специальные алкоблокаторы, которые на определенное время вводятся в организм пациента. Такие препараты приводят к неприятной реакции во время контакта со спиртным и продуктами его распада. Действие лекарств может проявляться по-разному, в зависимости от способа введения, дозы, индивидуальных особенностей организма. В результате, употребление спиртного вызывает очень неприятные ощущения у больного, вследствие чего желание выпить угасает.

Вред кодирования с помощью медикаментов больше зависит от индивидуальных особенностей организма человека. Препараты, используемые для кодирования, могут вызывать побочные эффекты: утомляемость, сонливость, понижение давления, психозы, вредное воздействие на психику и др. К химическому кодированию обращаются в тех случаях, когда возможные негативные последствия кодирования от алкоголизма будут допустимы на фоне принесенной пользы.

Последствия кодировки от алкоголя для организма

Психологические и медикаментозные методы кодирования от алкоголизма, как и любые другие способы лечения, имеют свои последствия, осложнения. Медицинское обследование перед лечением может предотвратить появление некоторых из них, но в большей степени это зависит от индивидуальных особенностей организма больного. В большинстве случаев встречаются следующие побочные эффекты кодирования от алкоголизма:

  • Сердечно-сосудистая система: возможны понижение или повышение артериального давления, появление аритмии, стенокардии – все они увеличивают шанс возникновения инсульта или инфаркта. Чаще такие явления возникают, если перед кодировкой не был полностью выведен алкоголь из организма или у больного уже имелись заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Желудочно-кишечный тракт: характерны частые запоры или диарея, боли в желудке, тошнота, рвота, что вследствие приводит к снижению аппетита и истощению организма. У некоторых больных возникает обратный процесс – просыпается повышенный аппетит, который может привести к чрезмерной и резкой нагрузке на организм, что тоже негативно отразится на здоровье.
  • Нарушения нервной проводимости, приводящие к снижению чувствительности конечностей и тремору (непроизвольному сокращению мышц) рук.

Последствия кодирования от алкогольной зависимости для нервной системы

На данный момент не доказано, изменяет ли кодировка личность больного или это происходит само по себе, благодаря естественной реакции организма. В большинстве случаев введение медикаментов и гипноз, используемые при кодировании, вызывают следующие психические расстройства:

  • Депрессию - результат резкого изменения образа жизни. Человеку трудно привыкнуть к новой жизни без пьянства и трезвости. Побороть ее можно разными способами: обратиться к психотерапевту или в группу поддержки алкоголиков, найти новые занятия, которые будут интересны и полезны больному, принимать специальные препараты, успокаивающие нервы.
  • Повышенную возбудимость - возникает на основе беспочвенного психологического дискомфорта и ощущения, что происходит что-то странное, непривычное. Облегчить состояние больного можно с помощью транквилизаторов или нейролептиков. Они снимают тревогу, страх, агрессивность, но не менее важны в такой ситуации поддержка, забота и внимание близких, которые помогут сгладить это состояние.
  • Агрессивность, раздражительность – состояния, вызванные сменой обстановки и сложностями с адаптацией к трезвому образу жизни. Приводят зачастую к ссорам с близкими и друзьями. Для борьбы с данными симптомами применяют седативные средства, успокаивающие и снижающие эмоциональный эффект.

Противопоказания к кодировке

Есть определенные противопоказания, при которых от кодирования стоит отказаться. Во избежание риска нанести вред организму, не рекомендуется проходить данную процедуру пациентам с:

Видео

Доклад студента церковно-практического отделения академии чтеца Сергея Забавнова на XI ежегодной конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

«Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия. В особых случаях лечение душевнобольных по необходимости требует применения как изоляции, так и иных форм принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента».

(Основы Социальной концепции РПЦ).

Употребление алкоголя - широко распространенное явление в нашем обществе. Большинство наших соотечественников не мыслят себе праздничного застолья, вечеринки, дружеских «посиделок» без спиртного. На отдыхе, в семейном кругу, ежедневно после работы, или же только после получки, так или иначе, чаще всего «расслабляются» с бокалом или рюмкой в руке.

Особому риску подвергаются те, кто начинают пить каждый день. Те, у кого разовые приемы спиртного переходят в привычку.

Поначалу эти люди могут выполнять свои социальные и семейные обязанности: они учатся, работают, воспитывают детей, занимаются домашним хозяйством, ходят в музеи, кино, заботятся о родителях. Но постепенно развивается хроническая зависимость от спиртного. Человек каждый день употребляет алкоголь и не может без этого даже работать. Возникшая зависимость превышает потребность в любых других удовольствиях. Человек теряет над собой контроль. Его уже не пугают негативные последствия употребления психоактивных веществ. Ни потеря любви и уважения со стороны родных и близких, ни потеря работы, социального статуса, ни болезни, ни даже угроза смерти уже не властны остановить пьяницу. Как же быть в таком случае?

«Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде», - в свое время сказал Пифагор.

Психотерапия считается хорошим методом лечения ранней стадии, основной стадии или общеупотребительной и стадии полной или абсолютной химической зависимости. Без психотерапевтического метода любые другие недостаточно эффективны.

Сегодня в официальной медицине выработано много методик лечения алкогольной зависимости. В частности, применяются рациональная и суггестивная психотерапия в состоянии бодрствования или гипнотического сна, условно-рефлекторная и групповая психотерапия, а также самовнушение и аутогенная тренировка.

Психотерапию начинают использовать с первой же встречи с больным. Начинать применять специальные психотерапевтические методы уместно, когда острые явления и токсические симптомы исчезли, т.е. после курса дезинтоксикационной терапии.

«Кодирование» относится к суггестивному методу и это, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день методика лечения зависимостей. Действительно, как легко - сходил на сеанс, заплатил приличную сумму и «закодировался» на год или пять - и здоровье и трезвость обеспечены.

Придя за советом к священнику, можно услышать различные мнения по поводу «кодирования». Чаще всего это резкое отрицание, и очень редко признание этого метода эффективным. Ни с первыми, ни со вторыми мы, пожалуй, не согласимся.

Радикально отрицающие «кодирование» в церковной ограде составляют консервативную часть православной общественности. Консервативные христиане осторожно или же скептически относятся к любым нововведениям. Разрабатываются научные теории и гипотезы, критикующие направления научной мысли, противоречащие церковному учению. Хорошо иллюстрирует консервативность сопротивление появлению электричества в храмах.

В конце XIX – начале XX вв. считалось, например, что электричество в церкви неприемлемо. Прошли времена, и сегодня ни одно богослужение в ПЦ не обходится без включения и выключения паникадил, без электричества.

Подобной критике подвергся сравнительно молодой метод Довженко, датирующийся 1980-1981 гг., когда создатель методики Александр Романович Довженко апробировал свой метод в Харьковском НИИ.

Новые научные открытия, методы, в том числе и медицинские, подвергаются критике, что вполне естественно. Противоречит ли «кодирование» церковному вероучению? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно как минимум обладать тремя образованиями: богословским, медицинским, психологическим. И однозначного ответа на сегодняшний день не существует. Необходимо прежде определить, что из себя на практике представляют имеющиеся ныне психотерапевтические методы лечения зависимых.

Во-первых, суггестивная терапия, или лечение внушением, проводится как на индивидуальных сеансах, так и при коллективной терапии. Первые 2-3 сеанса проводятся индивидуально, чтобы выявить гипнабельность больного и включить его в соответствующую группу.

Во время сеансов важно укрепить обстановку на полный отказ от алкогольных напитков и постараться вызвать к ним отвращение. На протяжении всего сеанса внушение чередуется с лечением убеждением, при этом интонация голоса соответственно меняется. Внушение, в отличие от убеждения, проводится в виде коротких, часто повторяющихся фраз в императивной форме, резко, эмоционально.

Косвенное лечение алкоголизма является замаскированной психотерапией. Больного убеждают, что лечат лекарством, в действительности же лечат убеждением и внушением. Используется вера пациента в то или иное лекарство. При этом существенную роль играет вкус, цвет, запах лекарства, упаковка, сложное название. Желательно, чтобы лекарство в сочетании с внушением оказывало кратковременное, но активное действие: гиперемию лица, сердцебиение, ощущение жара, тошноту, нарушение температуры тела.

При условно-рефлекторной терапии алкоголизма больному предлагают принимать лекарство, которое якобы сделает его невыносливым к алкоголю и станет вызывать чувство отвращения, тошноту и даже рвоту. При этом скрывают, что тошноту и рвоту оно вызывает в силу своих фармацевтических свойств, независимо от приема алкоголя.

При лечении алкоголизма «кодированием» пациенту говорят, что его «закодируют на смерть», т.е. если больной выпьет, то сработает «код» и он умрет. В действительности же никакого кодирования не существует.

А вот для проведения уже упомянутого нами метода «Довженко» отбирают больных, готовых поверить в этот метод лечения. На сеанс предлагают явиться после не менее чем двухнедельного полного воздержания от приема алкоголя.

Сеанс кодирования обычно коллективный, занимает 3-4 часа. Больных убеждают в том, что врач своим гипнотическим воздействием сформирует у больного в мозгу «код», который сработает и приведет к смерти, если больной примет алкоголь в течение времени действия кода. Больному предлагается самому установить, на какой срок (год, три года или всю жизнь) он хочет быть «закодирован». В торжественной обстановке у больного берут расписку о том, что он предупрежден о той опасности, которая ему грозит при употреблении спиртного напитка в течение срока кодирования, и сообщают, что он может в любое время обратиться к врачу, чтобы «раскодироваться».

В завершении сеанса врач рукой резко запрокидывает голову пациента, до боли сжимает ее у места входа тройничного нерва, просит широко раскрыть рот и мощной струей лекарства орошает горло. Препарат вызывает поперхивание, кашель, тахикардию. Обычно используется хлорэтил, ампула которого обернута черной бумагой с эмблемой: «Смертельно опасно»!

Манипуляция сопровождается внушением: «Сейчас я закладываю в ваш мозг специальный код. Любая доза спиртного на время действия кода опасна. Нарушение запрета приведет к смерти».

Такой сеанс ларвированной психотерапии, сочетающий внушение с устрашением, нередко приводит к длительному воздержанию от употребления алкоголя. Он действенен, пока «кодирование» сохраняется. Положительные результаты по некоторым данным доходили до 70%. Однако при лечении наркомании эти методы оказались малоэффективными.

Каждый из приведенных методов активно практикуется сегодня, но Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Церковь, например, не может благословить фетальную терапию, которая способствует распространению абортов, клонирование.

«Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий», - говорится в «Основах социальной концепции РПЦ».

Любой вопрос, будь то лечение в медицине или сотериология в Церкви, рассматривается через призму антропологии. Если Православная Церковь рассматривает человека с духовной точки зрения, как образ и подобие Божие, то большинство психотерапевтов рассматривает человека как продукт генетики и социальной среды. Поэтому их методы учитывают лишь телесно-душевную организацию человека, оставляя за пределами его духовный мир. А саму религию рассматривают как некое терапевтическое средство, имеющее успокаивающий эффект.

Особенностью метода «Довженко» является внушение формулы: «Не твоя, а моя (психотерапевта) воля избавит тебя от недуга»! Устранение фиксации личности на борьбе с желанием «выпить» ведет, по мнению автора методики, к деактуализации этого желания и его ослаблению. Внушение в данном случае, хоть и не носит гипнотического характера, однако даже такой метод нужно применять осторожно.

Пациентам могут стать известны случаи нарушения запрета, которые не привели к гибели больного, стало быть, бояться нечего, воздержание (если оно начиналось) нарушается. Чувствуя обман, человек перестает доверять как лекарю, так самому методу и если брать шире - он перестает доверять медицине в целом. В церковной среде это особо ощутимо: если жизнь пастыря расходится с его словами, то они тотчас превращаются в ложь, появляется недоверие к пастырю и к Церкви в целом.

Однако несмотря на опасения, опыт Церкви показывает, что подчас ложь бывает во благо. В патристике нам известно мнение одного из учителей Церкви о пользе хитрости в медицинских целях. Открывая «Первое слово о священстве» святителя Иоанна Златоуста, мы встречаем следующие строки: «Когда упрямство больных и жестокость самой болезни делают недействительными советы врачей; тогда, по необходимости, врачи прибегают к хитрости, чтобы, как на сцене, можно было скрыть истину...». Обращаясь к Василию, своему возлюбленному другу, святитель Иоанн указывает на нравственное значение хитрости, причем употребление ее зависит от намерения: «Велика сила такой хитрости, - говорит Хризостом, - только бы она употреблялась не со злонамеренной целью; или лучше сказать, ее должно называть не хитростью, но некоторой предусмотрительностью, благоразумием и искусством, способствующим находить много выходов в безвыходных положениях и исправлять душевные недостатки…», и далее приводит примеры из Священного Писания.

Получается, что если принять «кодирование» как некую хитрость, то мы должны были бы согласиться с использованием данного метода психотерапии.

Сегодня мы не можем сказать, насколько вредно кодирование. У Церкви нет конкретного ответа на этот вопрос. Правда, на страницах православных интернет-ресурсов в огромном количестве можно встретить неприятие этого психотерапевтического метода. И лишь немногие отзываются о нем как о методе «осторожном», «опасном». По мнению митрополита Илариона (Алфеева), оно опасно тем, что в этой области работает очень много шарлатанов, которые воздействуют на психику человека, заполняя внутреннюю пустоту зависимого неизвестно чем. Некоторые также считают этот метод опасным, но вынужденным. «Вынужденность» обуславливается самой особенностью человека, который, по слову свт. Григория Нисского, есть «самое непокорное животное».

В медицинской среде также замечается некая тревога за психику пациента. Имея свою статистику, специалисты этой области свидетельствуют о наличии частых депрессий, жуткой раздражительности и соматических заболеваниях. Правда, уверяют они, - это скорее единичные случаи. Другим свидетельством отрицательного влияния на психику человека могут служить частые замечания членов семей пьющего вроде таких: «лучше бы он (она) пил, иначе не был бы злым как собака».

Сколько бы мы ни говорили «за» и «против» «кодирования», самое главное, что одним механическим воздействием (каким является вообще суггестивная терапия) невозможно прервать зависимость от алкоголя, если не будет у человека какого-то внутреннего перерождения, внутренней силы противостоять этой страсти, этой болезни.

Что человек конкретно сделал, чтобы стать другим? Важно, прежде всего, изменить отношение к греху, сформировать желание жизни с Богом, поднять нравственный потенциал. Проживание без алкоголя не является показателем того, что человек освободился от власти зависимости. Человеку нужно дать понять, что жизнь - это драгоценный подарок Божий, которую надо прожить достойно. Церковь имеет множество примеров преображения человека, изменения жизни от личной встречи со Христом. Таким примером может быть евангельский Закхей, св. равноапостольная Мария Магдалина или блаженный Августин. На них, так или иначе, повлияло преображающее слово Божие. Они плоть сделали служанкой духу, покорили ее, тем самым изменив радикально свою жизнь.

Итак, сделаем некоторые выводы.

То, что сегодня мы привыкли называть «кодированием», в официальной медицине является целым комплексом именуемым «суггестивной терапией». По сложившемуся мнению или «по обычаю», мы неправильно называем «кодированием» все, что относится к лечению «суггестией» химически зависимых. Это не так. Имеются различные виды суггестии.

По своей сути «кодирование» не относится к оккультизму или к экстрасенсорике. Это скорее вынужденный, опасный, но все же допустимый психотерапевтический метод, имеющий своей целью сохранить общество, семью, личность.

Церковное мнение по этому вопросу не имеет догматического характера. Это всегда частное мнение при конкретной проблеме при отдельно взятой личности. Вопросы о применении подобных методов для лечения «заблудших овец» входят, таким образом, в область пастырского душепопечения. Целью православного пастыря в данном случае является не просто механически вылечить, а воссоздать образ Божий, сохранить благодать Святого Духа, поскольку «пьянство, - по словам свт. Василия Великого, - есть вражда на Бога… пьянство отгоняет Святого Духа».

Психотерапия химически зависимых – это вопрос, который до сих пор «висит в воздухе», поэтому обсуждая данную проблему, важно не занять крайних позиций. Принимая вслепую «кодирование», можно, не заметив, принять вместе с ним и оккультные практики, а отвергая его, нам придется отвергнуть психотерапевтический метод в целом, а также все «суггестивное», так или иначе встречающееся в нашей обыденной жизни.

Источники и литература:

  • Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему // Альфа и Омега. 1998, № 4(18), с. 89-118; 1999, № 1(19), с. 72-91; № 2(20), с. 108-146.
  • Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 6: Письма к разным лицам. – 1859. – 386 с.
  • Григорий Нисский. Об устроении человека. М., 1861.- 470 с.
  • Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1993.
  • Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т.1, ч. 2: О священстве. – Почаев., 2005. – 1007 с.
  • Киприан (Керн) архим. Тема о человеке и современность // Православная мысль. Вып. 6. Париж, 1948, с. 125-139.
  • Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Принципы и методы лечения и профилактики химических зависимостей // Диагностика, коррекция и профилактика аддиктивных форм поведения и развития. Научно-практический семинар. – СПб., 2008, с. 133-152.
  • Кулганов В.А. Психотерапия алкоголизма и наркомании // Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса. – СПб., 2010, с. 244-247.
  • Наука, философия и религия в раннем пифагоризме. – СПб., Изд-во ВГК, Алетейя. – 1994. – 376 с.
  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Московский Патриархат. Священный Синод Русской Православной Церкви, Отдел внешних церковных связей. – М., 2001. – 127 с.
  • Филарет митр. Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. 2002, № 1, с. 118-126.

Интернет-ресурсы:

  • Благодарности
  • Слово к читателям
  • Введение
  • Глава 1. БИБЛЕЙСКИЕ, СВЯТООТЕЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
    • 1.1. Библейское, святоотеческое и богословское понимание социальной и благотворительной деятельности
  • В передаче "Церковь и мир" прозвучал ответ на еще один вопрос нашей читательницы, заданный через форму :«Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

    ВЛАДЫКА: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Это программа «Церковь и мир». Вести мне ее помогает обозреватель Иван Семенов.

    СЕМЕНОВ: - Здравствуйте. Свои вопросы архиепископу Иллариону, председателю Отдела Внешних церковный связей Московского Патриархата вы можете задавать на сайте нашей программы – «Вера.Вести.ru».

    ВЛАДЫКА: - Мы получаем очень много вопросов по теме алкоголизма и наркомании. И я решил посвятить эту передачу этой очень непростой и актуальной теме.

    СЕМЕНОВ: - Владыка, есть такое мнение, которое иногда слышат и наши церковные люди, которые исходят от атеистов, язычников, иногда от мусульман, что Православная Церковь сама спаивает русский народ, потому что вино является частью церковного обряда. И поэтому Церковь смотрит сквозь пальцы на вот этот душевный недуг -- на пьянство и алкоголизм. Что вы можете сказать на этот счет?

    ВЛАДЫКА: - Во-первых, то, что вино является частью церковного обряда, если речь идет о причастии, то в причастии человек употребляет буквально несколько граммов вина. И поэтому причастие никак не может привести к алкоголизму. Другой вопрос, что наши верующие, а подчас и священники увлекаются алкоголем. Это не связано с литургическим культом. Это связано просто с дурными привычками человека. Мы не запрещаем нашим верующим выпить бокал вина за обедом. Но, если человек употребляет крепкие напитки в большом количестве, то конечно это идет в разрез с православным идеалом христианина, и тем более священнослужителя. И, действительно, это одна из проблем Православной Церкви, с которой мы боремся. И даже среди наших священнослужителей есть люди, которые, фактически, страдают алкогольной зависимостью.

    СЕМЕНОВ: - Владыка, все время советской власти понятно, Церковь не могла оказывать окормление народу кроме как внутри церковных оград. Но вот сейчас борьба в епархиях Русской Православной Церкви с этим недугом, с пьянством, достаточно распространилась, шириться. И я предлагаю посмотреть репортаж из епархии, которая мне представляется лидером в этой сфере -- из Санкт-Петербурга.

    Сюжет. Школа трезвения.
    Солидного вида джентльмен ежедневно приходит на службу и привычно решает транспортные проблемы Петербурга. Для большинства своих коллег он прежде всего авторитетный профессионал, руководитель департамента. Немногие знают, что Андрей Кузьмин уже 8-й год возглавляет братство трезвения при Храме в поселке Володарский. Тягу к выпивке Андрей расценил как душевный недуг и нашел в себе мужество признать собственную слабость.

    Андрей Кузьмин, начальник отдела Санкт-Петербургского учреждения «Организатор перевозок»: «В какой-то момент я просто устал выпивать. У меня долгое время была иллюзия, что бросить пить легко, ведь у меня не было запоев. На самом деле, я был на грани пропасти».
    У Андрея не было сомнений в том, каким способом можно победить страсть. За помощью он отправился в Храм, и выяснил, что в стремлении своем не одинок. Оказалось, что в Петербурге и его окрестностях с середины 90-х годов действуют десятки школ и обществ трезвости, объединенных в братства, каждое из которых насчитывает в своих рядах от 30-ти до семидесяти человек. От привычных реабилитационных центров их отличает принципиально иной подход к решению проблемы.
    Владимир Цыганков, руководитель Школы трезвения: «Пока человек банально болен, он не способен мыслить духовно. До этого еще дорасти надо. С другой стороны врачебная помощь сама по себе не очень эффективна Но из этого не следует, что она не нужна. Вот когда все эти составляющие объединяются, тогда можно получить хороший результат. Врач, психолог, священник».

    Школа трезвения при Санкт-Петербургской епархии существует уже 11-й год. За это время исцеление в ней получили более 5-ти тысяч человек, страдавших алкоголизмом. Полный курс лекций, бесед и совместных поездок по Святым местам рассчитан на один год. Но, как правило, получив исцеление и найдя свой путь к Храму, братства уже не покидают.

    Андрей Кузьмин: «Мы собрались в братство, стали принимать обеты. Я несколько раз принимал обет на определенный срок. Но потом понял, что это неверно. И вообще отказался от спиртного. И мне стало так спокойно на душе!».

    На кладбище Алексанро-Невской Лавры – приметное надгробие в форме гигантского колокола. Это могила священника Александра Рождественского – основателя Александро-Невского общества трезвости, в котором состояли 70 тысяч человек. Как писал Евгений Поселянин, «70 тысяч семей, застрахованных от когтей нужды, безработицы, беспросветного ада».

    Алексей Михалёв, Алексей Сасырин, Дмитрий Бойко,
    Специально для программы «Церковь и мир».

    СЕМЕНОВ: - Владыка, вот в нашем репортаже упоминалась практика давать обеты трезвости перед Крестом и Евангелием. Как вы относитесь к такой практике? Обещать Богу в храме перед священными предметами, не употреблять спиртного никогда или какое-то время -- правильно это?

    ВЛАДЫКА : - Я думаю, что это хорошая практика. Единственный ее недостаток, это если человек нарушит обет, то у него может пропасть решимость его исполнять. Потому что, он себе скажет, - «Ну, вот, я дал обет, но раз я его нарушил, то теперь уже, как бы, все пропади пропадом». И человек возвращается к своей прежней практике. Поэтому здесь конечно важно не только дать обет, но и иметь решимость его исполнять. А также важно просить у Бога помощи. Потому что, иногда у человека собственных сил не хватает. Так вот, чтобы он не дал обет в состоянии какой-то гордыни, - «вот я пообещаю и выполню», а чтобы он понимал, что для того, чтобы выполнить обет, ему нужна помощь Божия, и благодать Божия.

    СЕМЕНОВ: - наша зрительница Антонина: «Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

    ВЛАДЫКА: - Человек становится алкоголиком по разным причинами. Или потому, что он унаследовал страсть алкоголя от родителей. Так бывает. Или потому, что окружающая среда его к этому подтолкнула. Но чаще всего за алкоголизмом стоит сознание внутренней пустоты, неспособность человека эту внутреннюю пустоту заполнить. И вот он начинает искать какие-то средства для того, чтобы жизнь ему казалась наполненной, интересной, счастливой. Чтобы он чувствовал ту эйфорию, которую ему хочется почувствовать, и которую без алкоголя он не может почувствовать. И, в общем, вот весь этот комплекс проблем приводит к алкогольной зависимости. И поэтому лечить ее просто чисто механическими средствами --путем гипноза или кодирования -- это очень опасно. Тем более, что в этой области работает очень много шарлатанов. Тем более, что способы кодирования очень разные, иногда опасные для психики человека. Тем более, что бывает так, что человека закодируют, ему что-то внушат, потом, допустим, он нарушает запрет, ничего не происходит и он тогда понимает, что, в общем, все в порядке. Это кодирование ничего не значило и ничего не стоило. Здесь слишком много опасностей. А самое главное, что невозможно механически прервать вот эту вот зависимость от алкоголя, если не будет у человека какого-то внутреннего перерождения, внутренней силы противостоять этой страсти, этой болезни.

    СЕМЕНОВ: - Вопрос телезрителя. «Можно ли считать алкоголиков и наркоманов одержимыми бесами?».
    ВЛАДЫКА: - В какой-то степени да. И не случайно люди, которые страдают алкоголизмом и наркоманией на каких-то стадиях они начинают видеть бесов.

    СЕМЕНОВ: - Ну, «допился до чертиков».

    ВЛАДЫКА: - Да. У них начинаются какие-то галлюцинации, начинается белая горячка. Это все связано. Потому что, вот это вот чрезмерное употребление алкоголя и употребление наркотиков, оно ведет человека к соприкосновению с тем темным потусторонним миром, с которым он вообще не должен соприкасаться. А ведь алкоголизм и наркомания, они по сути дела не совместимы с подлинной церковной жизнью.

    СЕМЕНОВ: - Вот вопрос такой сложный, на мой взгляд. «Дочь у знакомых умерла от передозировки наркотика. Нужно ли считать ее самоубийцей? Можно ли ее отпевать в церкви?».

    ВЛАДЫКА: - Формально, это не самоубийство. И таких людей мы, как правило, отпеваем и церкви. Но, реально это по сути дела самоубийство. Потому что, конечно, когда человек принимает наркотики, он не делает это для того, чтобы умереть. Но, фактически, он ведет себя к смерти. То есть, это самоубийственная практика.

    А теперь мы предлагаем вам посмотреть репортажи о тех событиях, которые привлекли наше внимание на этой неделе.

    Москва. Храм Христа Спасителя. Фестиваль жестовой песни.
    Алеша хочет стать актером. И, конечно, ему в этом ничто не должно помешать. Даже то, что он – глухонемой. С нами он согласился поговорить при помощи своего художественного руководителя Елены Валерьевны. И рассказал, что учится на первом курсе Государственного специализированного института искусств. А на фестиваль жестовой песни «Душа поет» он приехал с номером «Родина» под фонограмму Витаса.

    Гремит фонограмма, ей в такт меняется подсветка. Все это – для того, чтобы глухие певцы и танцоры чувствовали ритм. Они выступают так артистично, что невозможно поверить в то, что они никогда не слышали тех песен, которые исполняют. Лишь внимательно приглядевшись, можно обнаружить, что их артикуляция не всегда совпадает с пением.

    Татьяна Нефедова, организатор фестиваля: "Для того, чтобы артикуляция совпадала с пением, надо выучить слова, научиться передавать их жестами -- правильными жестами, бывают ведь жесты вульгарные..."

    На фестиваль приехали художественные коллективы со всей России, а также из-за рубежа. Среди них – и дети-сироты.

    В основном, ребята пели о Родине и о семье.

    А основную идею фестиваля еще в самом начале сформулировал священник Георгий Рощин из Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Он напомнил собравшимся евангельские слова о том, что помышления выходят из сердца. А чтобы обратиться к Богу – не обязательно говорить что-то вслух.

    Москва. Конференция "Русская Палестина".

    Швеция. Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые браки.

    С ноября текущего года Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые союзы наравне с «обычными» браками. Такое решение было принято большинством членов Церковного совета -- высшего церковного органа. После голосования архиепископ Андерс Вейрюд заявил, что "в международном плане это решение можно сравнить с оттепелью". Шведские СМИ уже назвали это событие историческим. Так как Шведская Церковь стала первой среди крупных церквей, признающих однополые «браки». Но именно такой лояльный подход к вопросу однополых союзов вынудил Русскую Православную Церковь заявить о разрыве отношений.

    Протоиерей Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским связям ОВЦС МП: "Изначально это решение было принято четыре года назад. И четыре года назад мы заявили о разрыве отношений. Это какая-то цивилизация небытия. Все говорит о небытии человека: аборты, эвтаназия, теперь вот однополые "браки". Такие союзы не направлены на создание новой жизни".
    СЕМЕНОВ: - Владыка, мы получаем очень много вопросов на эту непростую тему. И вот наша телезрительница спрашивает, «Признает ли церковь такую вещь как созависимость?».

    ВЛАДЫКА: - если воспринимать мир глазами церковного человека, то мы помним слова о том, что «Церковь – это единое тело, в котором все члены". И если страдает один член, то страдают вместе с ним и все члены. И мы сострадаем тем людям, которые находятся в состоянии зависимости. Но вопрос здесь немножко о другом. Здесь вопрос как раз о том, что человек, который сам впадает в зависимость, способен этой зависимостью заражать других.

    СЕМЕНОВ: - Есть программа «Двенадцать шагов». Известная, с Запада к нам пришедшая, программа анонимных алкоголиков, которая на Западе весьма успешно развивается. У нас она начинает сейчас внедряться, и иногда даже священники призывают людей пользоваться этой программой. Не возникает ли тут тоже своего рода подмена зависимости. Потому что ведь анонимные алкоголики должны посещать свои собрания до, в общем, кончины своей. Иначе у них есть риск сорваться...

    ВЛАДЫКА: - Но, вы знаете, они не обязательно должны посещать эти собрания до кончины. Потому что это двенадцать шагов, и, рано или поздно, когда человек делает двенадцатый шаг, программа как бы заканчивается. Я не знаю эту программу в деталях. Но, когда я служил в Храме Святой Екатерины в Москве, то у нас при Храме была группа анонимных алкоголиков, которые по этой программе занимались, а мы, священнослужители, помогали им интегрировать эту программу реабилитации и освобождения от алкогольной зависимости в их собственный церковный опыт. То есть, в каком-то смысле мы…..

    СЕМЕНОВ: - …воцерковляли эти двенадцать шагов, да?

    ВЛАДЫКА: - Мы воцерковляли эти двенадцать шагов. А параллелей там очень много, потому что, как раз эта программа «Двенадцать шагов» исходит из представления о том, что человеку недостаточно просто, скажем, перестать пить, или запретить себе пить, или внушить себе, что он не должен употреблять наркотики. Для того, чтобы отказаться от зависимости, человек должен приобрести в себе какой-то внутренний стержень. А этот внутренний стержень можно приобрести только благодаря внутреннему перерождению. И вот эти шаги, они включают очень разные стадии. Например, один из шагов -- это вспомнить все зло, которое ты совершил по отношению к другим людям. Ты должен это записать в тетрадку. Следующий шаг, ….

    СЕМЕНОВ: - То есть, это такого рода покаяние.

    ВЛАДЫКА: - Это, по сути дела, что-то похожее на исповедь. И мы, когда этими людьми руководили, мы как раз им и предлагали. «Вот давайте, ваш третий шаг, допустим, или там пятый, -- не помню уже какой, -- это будет исповедь. Вот вы придете на исповедь, вы все это расскажете». А следующий шаг они должны подумать, кому из тех, кому они раньше нанесли ущерб, они могут сейчас сделать что-то доброе. То есть, можно ли поправить то зло, которое они совершили. А если это невозможно, то есть ли какие-то другие способы для того, чтобы это зло исправить. То есть, эта программа своего рода духовного перерождения. В этом смысле она созвучна тому, что делает Церковь. Очень важно только, чтобы на нашей православной почве эта программа была выцерковлена, адаптирована к нашим нуждам, и чтобы Православная Церковь, если так можно сказать, взяла над ней шефство.

    Дорогие друзья, на грядущей неделе мы вспоминаем необычного святого – апостола Иакова, брата Господня. Подробности в нашем православном календаре.

    Православный календарь. Апостол Иаков, брат Господень.
    Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Поэтому Иаков не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме.
    Он вел жизнь подвижника, не пил вина, воздерживался от мяса, и постоянно молился за свой народ.

    Служение апостола Иакова было трудным - вокруг было множество ярых врагов христианства. Но, согласно житию, вел себя с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

    Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

    При большом стечении народа апостола ввели на портик Иерусалимского храма, и спросили его о Христе. А когда тот подтвердил, что верит в него как в Господа – сбросили Иакова на землю и побили камнями.

    Незадолго до своей смерти апостол Иаков написал соборное послание – позже оно войдет в состав Нового Завета. Главная цель послания - утешить и укрепить христиан и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера без добрых дел - мертва и не приводит ко спасению.

    Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии. Эта литургия и поныне совершается в день его памяти в Иерусалимской Православной Церкви.

    ВЛАДЫКА: - Дорогие друзья. Я хотел бы в заключение нашей передачи напомнить вам слова из послания Святого апостола Иакова, - «Вера без дел мертва». Это замечательные слова, которые показывают, что мы не должны быть просто верующими в церкви, мы не должны быть просто верующими в уме. Вера должна мотивировать наши поступки. Давайте на предстоящей неделе подумает об этом. Храни вас всех Господь!

    Этот вопрос неизбежно встает перед каждым человеком, который попадает в алкогольную зависимость, и кто-то раньше, кто-то позже начинает задумываться о том, что так дальше жить нельзя, что нужно что-то делать. Почти каждый алкоголик представляет страшные последствия алкоголизма или, по крайней мере, догадывается о них: кто-то уже ощутил их на себе, другие видели, что стало с их друзьями и знакомыми. Но, к сожалению, не все знают, как начать бороться с этой страстью.

    Священнику часто задают вопрос люди, страждущие недугом пьянства: «Батюшка, как бросить пить?» И мне хочется не просто указать на рекомендации общего плана, вроде: молись, постись и поезжай в Серпухов, к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», но и рассказать немного о механизме воздействия страсти винопития на душу человека, о духовной борьбе с ней, а также дать несколько практических советов, проверенных опытом многих людей.

    Алкоголизм – не просто болезнь, не просто вредная привычка. Это сильнейшая духовно-телесная зависимость, одна из восьми человеческих страстей. Коренится это заболевание вовсе не в теле человека – неприятные последствия алкогольной «ломки» проходят довольно быстро, – а в его душе. Алкоголик становится зависимым от тех ощущений, которые алкоголь производит в его душе, ему уже очень тяжело обходиться без них. Скажем больше: если человек не научится бороться со страстью в земной жизни, алкогольная зависимость будет мучить его вечно, а удовлетворить свою страсть в той, иной жизни он уже никак не сможет. Значит, побороть ее нужно здесь и сейчас.

    Первые шаги

    Страсть винопития – это хроническая, укоренившаяся болезнь. Но даже запущенную болезнь можно вылечить. И лечится она не таблетками и уколами, а личной внутренней работой, подвигом самого больного. И главное, что для этого нужно, следующее:

    1. Осознание того, что вы больны страстью пьянства, зависимы от нее.

    Нужно осознать, что вы не можете себя контролировать, что уже не вы властвуете над страстью, а она над вами. Почти все пьющие люди до поры до времени находятся в опасной эйфории, убеждая себя: «Я в любой момент могу остановиться и перестать пить, у меня все под контролем. Страшные истории про спившихся, потерявших человеческий облик людей – не про меня, уж я-то никогда не попаду в такое рабство». На самом деле алкоголь никого так просто не отпускает; получив зависимость, человек избавляется от нее с очень большим трудом. Известный питерский художник, основатель движения «митьков» Дмитрий Шагин, сам страдавший алкоголизмом и излечившийся, говорит: «Первый шаг – признать свое бессилие, признать, что ты потерял контроль над своей жизнью и ею правит алкоголь».

    Также, осознав свою немощь, нужно понять, что с пьянством, как и со всякой страстью, можно справиться не нашими немощными силами, а только с помощью Божией. Если человек и добьется чего-то собственными усилиями, свяжет страсть на время, эффект будет непродолжительным, и вскоре страсть опять вернется. Почему? Потому что понадеялись только на свои силы, проявили гордыню, и диавол опять посмеялся над нами.

    2. Решимость вести постоянную борьбу с пьянством.

    Победить застарелую страсть очень непросто, но – с помощью Божией – можно. Только для этого нужно не озираться назад, нужно верить в успех задуманного дела.

    Любая страсть не только мучает человека, но доставляет и массу приятных ощущений, иначе никто бы не попал в ее плен. Это очень мешает в борьбе с зависимостью. Человеку весьма тяжело бывает отказаться от приятности греха. Он сродняется с ним, и ему гораздо легче жить со страстью, чем встать на беспощадную борьбу с ней. Большинство алкоголиков прекрасно понимают, что алкоголь губит их, но твердой решимости встать на путь борьбы со своей страстью не имеют. Получается, что «и хочется (бросить пить), и колется». Человек думает: ну как же я буду жить без милых мне, привычных «радостей жизни»? И бесы начинают внушать помыслы: все равно ничего не получится, лучше даже не пробовать, а жить, как и прежде, «не шатко не валко». Вот для чего нужна решимость – чтобы преодолеть плен страсти, лень и прочие искушения. Очень многие люди, бросившие пить, рассказывали, что настоящая, полноценная и счастливая жизнь у них начиналась как раз после избавления от недуга, а до этого они не жили, а просто кое-как существовали, прозябали.

    3. Замена «радостей» винопития на подлинные радости.

    И алкоголь, и наркотики – это очень простой способ мгновенного получения радости, эйфории. Они помогают человеку уйти от проблем, отгородиться от них. И пока алкоголь или наркотик действуют в организме, человек имеет некий эрзац счастья. То, что он, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать много усилий, дается мгновенно. А чтобы получить настоящее, подлинное счастье, нужно немало потрудиться. Особенно часто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него неблагополучно в семейной, личной жизни. Люди теряют смысл своего существования и заполняют внутреннюю пустоту алкоголем или наркотиками. Знаменитый австрийский психиатр В. Франкл говорил, что около 80% алкоголиков и 100% наркоманов – это люди, не нашедшие смысла в жизни или утратившие его, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, ощущающие бессмысленность существования. И правда, нет смысла лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше употреблять алкоголь. Тем же Франклом был разработан метод логотерапии, который помогает человеку найти и реализовать смысл своей жизни. Кстати, сам Франкл разработал этот метод не умозрительно, а руководствуясь личным, очень печальным опытом. Он перенес ужасные испытания: прошел во время войны концлагеря, потерял всю семью, но после этого нашел в себе силы жить и помогать другим людям.

    Когда в Американском центре излечения наркоманов в Калифорнии применили метод логотерапии (с помощью которого пациенты обретали смысл жизни), удалось добиться 40-процентного излечения, в то время как традиционными методами излечивалось только 11% больных. Вот почему так высок процент устойчивой ремиссии в центрах лечения алкогольной и наркотической зависимости при храмах и монастырях. Ведь страждущим указывается подлинный смысл жизни – в Боге, в вере, в труде на благо Церкви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.

    Люди почти всегда пьют не от радости, не от хорошей жизни, а из-за больших, часто – внутренних, проблем: нет мира в душе и с близкими, плохо с работой, временно не трудоустроены, депрессия, часто вызванная каким-то горем. Все эти проблемы человек пытается решить с помощью выпивки и, конечно, не решает, а только усугубляет их, загоняет себя в тупик. Отсюда вывод: над проблемами, трудностями нужно работать, их нужно решать. Для верующего человека нет безвыходных ситуаций.

    Решим проблемы, обретем новый смысл жизни – гораздо легче будет отказаться от алкоголя. Если человек твердо хочет бросить пить и работает над обретением настоящей радости – в вере, в молитвенном общении с Богом, в семье, в любви, в общении с близкими, помощи людям, в труде на пользу ближних, в любимом занятии, у него начинается совершенно новая жизнь, наполненная радостью и смыслом, и ему уже не захочется возвращаться к тем сомнительным утешениям, что давал ему алкоголь.

    «Свято место пусто не бывает»

    С чего начать борьбу? С молитвы. Людей обычно очень пугает объем задуманной работы, они не верят, что смогут всю жизнь справляться с пьянством. Поэтому не строим далеких планов, а просто настраиваемся на ежедневную борьбу с грехом. День прошел без алкоголя – и слава Богу. Проснувшись утром, прочтя утреннее правило, будем от всей души молиться Богу (можно своими словами) об избавлении от винопития: «Господи, помоги этот день не пить, помоги справляться с мыслями о выпивке, укрепи мои немощные силы». Молясь так, мы, во-первых, просим у Бога помощи на грядущий день, а во-вторых, настраиваемся на жизнь без алкоголя. Так проходит день. На следующее утро опять молимся, опять готовимся прожить день без выпивки. Потом второй, третий, неделю, а дальше уже легче: приобретается навык борьбы с этим грехом. Самое главное – не забывать каждое утро начинать с этой молитвы, и Господь обязательно поможет.

    Не нужно ставить себе каких-то временных рамок: не буду пить три месяца, год и т.д. Так человек не борется по-настоящему с зависимостью, а просто загоняет себя во временную психологическую тюрьму. Ждет, терпит определенный срок, свернув себя в «бараний рог», а потом снова срывается. Тут нужно понимать, что мы не просто «подшились» на годик или два, а вышли на тропу духовной войны со страстью, и эта брань будет длиться всю жизнь, но тяжелы только первые шаги, потом будет легче, появится навык, откроется новое, трезвое качество жизни. Человек может получить вредную привычку винопития, но точно так же может привыкнуть, если захочет, к нормальному, трезвому образу жизни. Главное помнить: свято место пусто не бывает. Если из души изгнан демон пьянства, значит душа должна быть заполнена чем-то другим. Для этого и необходима духовная жизнь: молитва, исповедь и причастие. Также начните регулярно читать акафист Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша».

    Один мой знакомый очень сильно пил в течение многих лет – почти всю свою сознательную жизнь. Пил запойно, с пьяными дебошами. Никто уже не верил, что он способен «завязать». В конце концов его выгнали с работы за пьянку, и это тяжелое обстоятельство заставило его о многом задуматься. Он бросил пить, начал исповедоваться и причащаться каждое воскресение, стал часто ходить в церковь в будние дни, стал искать другой смысл жизни. Начал помогать людям, стал больше общаться со своими уже взрослыми детьми, помогать им в воспитании внуков. Углубился в чтение книг и сам стал записывать свои размышления. Вот уже очень долгое время не пьет.

    Можно ли кодироваться?

    Тут я хотел бы несколько слов сказать о методе кодирования. Люди нередко интересуются у священника, насколько этот метод допустим с духовной точки зрения.

    В чем суть кодирования? Во время довольно продолжительного сеанса гипноза больному внушается, что у него в мозгу сформирован некий код, который мгновенно сработает и приведет к смерти, если пациент примет алкоголь. Иногда для усиления действия кодирования в организм больного еще и вводится определенный препарат, который при взаимодействии с алкоголем вызывает очень болезненную реакцию: тошноту, рвоту, повышенное сердцебиение и проч.

    Почему кодирование ни в коем случае нельзя рекомендовать как метод лечения? Во-первых, кодирование – это вмешательство, вторжение в психику, в мозг человека, что всегда чревато всевозможными психическими расстройствами. Во-вторых, лечением кодирование вообще не является. Просто человека под страхом смерти на определенный срок программируют на невозможность употребления алкоголя; он не сам борется с болезнью, а отдает свою волю во власть нарколога-кодировщика.

    Еще одна опасность кодирования в том, что алкоголик, не имея возможности удовлетворить свою страсть, часто просто заменяет ее на какую-нибудь другую. Вот пример. Мужчина после долгих уговоров жены закодировался, а потом сама же супруга стала роптать: «Уж лучше бы он пил; после этого “лечения” ходит все время мрачный, злой как собака, на всех срывает злобу, ругается, орет. Совсем от него житья нет. Когда пил, был гораздо спокойнее и добрее». Человек вместо беса пьянства завел в душе демонов гнева и уныния. Слышал я и про такие случаи: человек закодировался, перестал пить, но зато ударился в тяжкий блуд: то, что раньше ему давал алкоголь, теперь дает секс. Происходит это потому, что нет усилия личной борьбы с грехом, а фрустрацию, неудовлетворенность от невозможности утолить старую страсть зависимый пытается преодолеть с помощью иных «утех». Практика показывает, что, к сожалению, после окончания действия «кода» больные начинают пить даже больше, чем до кодирования.

    Иногда в особо тяжких случаях я разрешаю людям, обращающимся ко мне за советом, «зашиться» без кодирования. Я имею в виду метод так называемой «ампулы»: всевозможные «торпеды» и «эсперали». Иногда алкоголик в своем недуге доходит уже до края пропасти, его организм настолько изношен, а воля настолько ослаблена, что ему практически нет другого выхода остановиться, кроме как «зашиться». Порой только страх смерти или тяжких мучений может образумить больного. Конечно, это не метод исцеления, это лишь некий тормоз, позволяющий сделать передышку, остановку и затем заняться настоящим лечением. Это можно сравнить с тем случаем, когда болящий испытывает нестерпимую боль и ее нужно срочно снять, чтобы дальше можно было начать лечение болезни.

    Было у меня несколько знакомых «зашитых алкоголиков», я причащал их сухими святыми дарами (ими приобщают больных на дому) после литургии. Некоторые из них смогли справиться со страстью, некоторые нет. Повторяю: «ампулы» и уколы не лечат. Если нет внутренней борьбы с недугом, личной работы больного и твердой решимости бросить пить, после окончания срока «зашивки» человек будет пить по-прежнему, если не больше.

    Несколько советов в помощь исцеляющимся

    В одиночку справляться с пьянством трудно. Очень хорошо, приняв решение бросить пить, обратиться за помощью к грамотному, желательно православному, специалисту. Весьма эффективны всевозможные общины и группы, где собираются люди, объединенные общей бедой: там можно найти друзей, поддержку и совет.

    1) удалите из дома все бутылки с алкоголем, и даже пустые, чтобы не было напоминания о пьянке. Доступность алкоголя – первый фактор, провоцирующий пьянство;

    2) избегайте компаний, где пьют; на несколько месяцев прекратите походы в гости и сами не устраивайте застолий. Расскажите друзьям и родным, что бросили пить;

    3) если вас тянет к алкоголю, проанализируйте, когда и почему (снять стресс, тоскливо на душе, проблемы на работе и дома). Запишите, как преодолели тягу, как решили проблемы без алкоголя; если был срыв – также проанализируйте ошибки, подумайте, как не повторить их, как избежать ситуаций, провоцирующих пьянство;

    4) не сидите без дела, но и не переутомляйтесь; старайтесь, чтобы все свободное время было чем-то заполнено: молитесь, читайте, найдите интересное хобби;

    5) больше общайтесь с близкими, гуляйте, займитесь физкультурой и спортом;

    6) займитесь самообразованием в антиалкогольной области, побольше узнавайте о вреде алкоголя и о том, как справиться с зависимостью.

    Работать над собой зависимый должен всю жизнь, все время быть начеку, но специалисты утверждают, что при правильном подходе после шести месяцев внутренней работы происходит перестройка сознания и появляется устойчивый навык борьбы с зависимостью.

    Вопреки силе страсти пьянства, надежда всегда остается. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет. Беда в том, что многие не имеют решимости сделать это или просто не хотят. Уже было сказано, что страсть при всей своей мучительности имеет великую сладость для одержимого ею. И вот этого-то человек терять не хочет. И часто начинает хоть о чем-то задумываться только тогда, когда уже доходит до края, до предела: либо Господь посещает тяжелой болезнью, либо рушится семья, либо еще что-нибудь приключается… А ведь тогда может быть уже слишком поздно.

    Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью винопития, нужно запомнить раз и навсегда: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным, поэтому даже прикасаться к водке и вину ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть, соблюдая меру, получать веселье от вина, ему уже не дано. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками.

    Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

    От пьянства нельзя освободиться, полностью не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только «молитвой и постом» (то есть полным воздержанием от спиртного).



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы