Про деток, от рождения до школы

Предлагаю 10 аргументов по теме «Честь и бесчестие»:

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

    М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

    Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

    А.Н.Островский « Гроза»

    Л.Н.Толстой « Война и мир»

    Е.И.Замятин «Мы»

    М.А.Шолохов «Судьба человека»

    В.Быков « Сотников»

    В.Распутин « Живи и помни»

    А.В.Каверин « Два капитана»

«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине.

Противопоставлены в повести Пётр Гринёв и Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв - человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Швабрин (даже фамилия у него какая отвратительная). Он груб с Машей, сиротой, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь(Гринёв: « С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»)

Эгоизм, себялюбие несовместимы с понятием чести.

Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым(он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”).

Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное - человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)

Повесть А.С.Пушкина имеет огромное воспитательное значение. Каким быть, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни- над этим размышляет читатель произведения.

М.Ю.Лермонтов в «Песне» затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих пред человеком,- проблему чести. Как защитить честь свою и своих близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любом ситуации?

Действие разворачивается в далёком 16 веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её - замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом .(«И ласкал он меня, целовал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!..»).

Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж-купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, Калашников пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. Так и произошло. Его казнили, хотя и победил в равном бою Калашников. Смело в глаза говорит купец царю: Я убил его вольной волею, А за что, про что - не скажу тебе, скажу только Богу единому.

Степан Калашников умирает, но остаётся верным своим принципам, человеком чести. Кирибеевич вызывает негативное отношение. Хотя это и «удалой боец», но лживый, эгоистичный, даже царю он способен лгать (говоря о любив к Алёне Дмитриевне, он утаил, что она замужем)

Многому учит это произведение: тому, как нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду. Конечно, сегодня для этого существуют другие, более гуманные средства. Но проходить мимо бесчестного отношения нельзя.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Два сына у главного героя повести «Тарас Бульба»- Остап и Андрий, но как не похожи они. Остап - честный, отважный, открытый человек. Ещё в детстве брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад. Он никогда не предавал своих товарищей, бился до конца с поляками - врагами Родины. И умирает Остап, героически перенося ужасные муки.

Совсем другой Андрий. Это романтическая,нежная натура. Он ласковый, спокойный. Однако прежде всего Андрий думает о себе. И в детстве он мог обмануть, и в Запорожье перешёл в стан врага ради любви к полячке. Он предал Родину, товарищей, брата, отца. Личные интересы, чувства у него на первом плане. Умирает он от рук своего отца, который не смог вытерпеть предательства сына.

Один - человек чести, достоинства. Другой – предатель, бесчестно и бесславно закончивший свою жизнь.Как так произошло? Не может понять этого Тарас Бульба, сам человек чести, преданный Отечеству, товариществу и братству.

Автор даёт понять читателям, как легко поддаться чувствам, особенно любви. Но всегда нужно думать о людях, которые верят тебе, о близких, оставаться честным прежде всего с самим собой. Самый ужасный поступок на войне - предательство своих товарищей, таким людям нет прощения и понимания.

Семья. Это опора общества. Именно в семье формируются основы характера и мировоззрения человека. Какими должны быть отношения в семье: мужа и жены, свекрови и невестки, всех родственников? По каким принципам они должны строиться? Что делает семью крепкой, а людей в них счастливыми? На эти вопросы пытается ответить автор, изображая героев пьесы.

По чести и совести, по любви хочет строить свои отношения в семье мужа Катерина. Воспитанная в атмосфере доверия, она думает, что и в семье Кабановых всё будет таким же. Но как она ошиблась! Властная Кабаниха, безвольный муж, обман, стяжательство, ханжество- вот что видит героиня в новой семье. Любовь Бориса- это и радость, и горе для героини. Воспитанной по законам божьим, Катерина понимает, что совершает огромный грех. изменяя мужу («Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.»). Она и наказывает себя ужасной карой- погибает, понимая, что самоубийство- это тоже страшный грех (… быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.)
Человек нравственной чистоты, Катерина не смогла жить по законам мира Кабановой. Быть бесчестной - это не по её нравственным правилам.

Как легко приспособилась к жизни Варвара !(И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало») А ведь она ровесница Катерины. Для Варвары ничего нет страшного в обмане, когда все вокруг врут. Да и Катерине именно она помогла совершить первый шаг к падению - дала ключ от заветной калитки. Да, в мире Кабановых надо жить, не давая себя в обиду. Но это не значит, что нужно терять своё достоинство, унижать себя., становиться в ряд с такими, как Дикой и Кабаниха. Оставаться в любой ситуации человеком чести, нравственной чистоты- именно этому учит нас пьеса А.Островского.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Роман Л.Н.Толстого « Война и мир» посвящён одной из страшнейших войн, которые пережила Россия, - войне с Наполеоном в 1812 году. По-разному общество отреагировало на войну. Большая часть - независимо от сословного, социального положения - плечом к плечу защищала родину. «Дубина народной войны» поднялась над врагом, изгнав его с нашей земли.

Но были и такие, для которых главное - своя жизнь, свои интересы. Они далеки от народа, да и России чужды.

Люди чести - главные герои произведения : Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый на своём месте совершал свой подвиг, приближая победу: Андрей – в Бородинском сражении («Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате»); Пьер- с его желанием быть рядом с народом во время сражения, стремлением убить Наполеона, Наташа- с её помощью раненым. Как красивы душой они, эти люди чести и достоинства!

Кутузов, Александр 1, Багратион и другие - исторические личности. Они патриоты страны, их талант и дальновидность тоже привели к победе. А сколько людей из народа показано автором! Их нравственная чистота понимание своего долга, незаметная ежедневная работа - всё это привело к победе. Это и артиллеристы капитана Тушина(Андрей о батарее Тушина, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”); и солдаты капитана Тимохина, и кавалеристы Уварова, и партизаны Денисова, и многие - многие люди России.

А вспомним Анатоля Курагина, растерянного, жалкого после ранения. И в мирное время ему не были свойственны честь и совесть. И на войне он так далёк от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом.

А чем руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, когда они поступали в действующую армию? Далеко не понятиями чести и патриотизма. Карьера, чины - вот что для них основное. А как низок военный чиновник Берг, который в оставленной Москве скупает дёшево вещи. Сравните: он и Наташа, семья Ростовых, отдающая подводы для раненых. Какая пропасть между этими героями!

Всех судьба поставила в одинаковые условия, всем необходимо было пережить испытание. Люди чести, патриоты страны - именно им обязана Россия совей победой над Наполеоном.

Е.И.Замятин « Мы»

Роман Е.Замятина «Мы» был написан в 1920 году. Автор в фантастической форме попытался предостеречь о возможных последствиях начинавшегося формироваться тоталитарного режима в Советской России. Подавление личности, отсутствие свободы может привести к потере индивидуальности, когда люди станут единой массой, живущей по единым правилам с чётко определённым распорядком в течение всего дня. Люди потеряли своё « я», они превратились в «мы» , в котором каждый имеет просто номер.

Однако автор показывает, что полностью задушить человеческое в людях невозможно. Главный герой – Д-503, автор записок, испытывает постепенную духовную эволюцию. Героиня I -330 тайно показывает ему иную жизнь, за пределами их Единого Государстве, где светит солнце, настоящее, ласковое, где цветёт трава, так удивительно пахнут цветы. Так влечёт к себе этот Древний Дом. Борясь с собой, герой соглашается на захват «Интеграла», чтобы покинуть это государство. Но замысел раскрыт, участников подвергают операции по стиранию памяти – по «удалению фантазии».

Д-503 снова спокоен. Однако I -330 не предаёт своих идей, не соглашается на операцию. И она будет по законам государства подвергнута пыткам, как и другие участники заговора. Герой уже спокойно смотрит на их мучения, он абсолютно счастлив. Никакие угрызения совести по поводу того, что именно он выдал всех заговорщиков, его уже не беспокоят.

Как многое читается между строк! Какой глубокий смысл вложил автор в картину этого фантастического сюжета! Всегда были и будут люди чести, готовые до конца бороться с несправедливостью, с беззаконием, пусть даже ценой своей жизни. И, к сожалению, всегда находятся те, кто предаёт свои идеи, кто пойдёт по пути бесчестия, жестокости, безразличия. Как важно, чтобы в огромной массе людей слышался честный голос каждого, чтобы «мы» стало олицетворением единства народа, его сплочённости. «Мы», состоящее из отдельных « я»- личностей, нравственно цельных, порядочных, не допускающих бесчестия. И хотя в романе именно Д-503 произносит слова: « Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим, потому что разум доложен победить», – автор выражает свою надежду на победу именно разума в людях, чтобы эта утопия не стала реальностью. Ведь не случайно автор определил жанр своего произведения как антиутопия, подчеркнув тем самым, что такое может произойти, если не предпринять определённых шагов по борьбе с тоталитаризмом. Честь, совесть должны победить в людях.

Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь .(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.»)
Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)
Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства .(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»)
К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя:
«Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.»)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

В.Быков « Сотников»

Сущность характера человека отчётливо проявляется в трудных ситуациях, когда нужно сделать выбор, и часто это выбор между ложью, предательством и честью, между жизнью и смертью. Сделали свой выбор и герои повети В.Быкова «Сотников»- Рыбак и сотников. Два бойца, воспитанных в одной стране, на единых ценностях, оказались перед лицом врага. Какой выбор сделать – погибнуть, не предав своих товарищей, или совершить героический поступок.

Рыбак стал предателем. Случайность ли это? Сила обстоятельств, огромное желание выжить любой ценой? Да, и это тоже. Однако автор показывает в течение повести, что герой этот слишком эгоистичен, да и за провиантом для партизанского отряда он пошёл потому, что в той деревне жила его бывшая возлюбленная, он хотел встретиться с ней. Как раздражал Рыбака больной Сотников! Он мог бы его, раненого и беззащитного, спокойно оставить на произвол судьбы, но понимал, что перед отрядом придётся держать ответ. Везде ищет выгоду Рыбак, и, попав в плен, решил пойти на сделку со своей совестью. (« Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?)
Честь, долг - всё это ушло на задний план, главное- выжить любой ценой.(«… здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства.)

Сколько нравственной стойкости в Сотникове! Это человек чести, для него друзья, Родина, защита Отечества - не просто слова- это суть его характера. Почему Сотников, больной, пошёл за продуктами? Да потому, что другие просто не хотели этого сделать .(« Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». )
Он всегда был там, где трудно. Просто, тихо, скромно он совершает свой подвиг человека, не предав никого
.(« Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже.»)
Сотников совершенно не думает о подвиге, ведь, возможно, о его смерти вообще никто не узнает. Но он, как человек чести, остаётся вере воинскому, человеческому долгу до конца : «…надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.»
Рыбак и сотников оказались по разные стороны: « Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов.»

Никогда не будет прощения предателям. Вечная память героям, отдавшим жизни за Родину, народ, оставшимся верным чети и долгу!

В.Распутин « Живи и помни»

Произведение В.Распутина « Живи и помни»- многоплановое. Автор размышляет над многими проблемами, одна из которых - проблема чести и бесчестия. Как сохранить своё человеческое достоинство, не запятнать свою честь в ситуациях, в которых порой так трудно сделать выбор. Что позволяет людям сделать этот выбор?

Герой повести - Андрей Гуськов, хороший боец, храбрый, героически защищавший свою родину, получивший отпуск домой за свои подвиги, дожидавшийся отпуска в госпитале. Однако отпуск отменили. Что же происходит с героем? Почему вдруг он становится изгоем. Предателем, врагом народа? Как получилось, что отважный боец вдруг так изменил сам себе, став позором семьи, причиной гибели своей жены и неродившегося ребёнка? Да, он очень хотел домой, он не был виноват в том, что ему не дали съездить домой, что пора ехать в часть. Но так сильна тоска по дому. Именно она одолела героя, поддавшись ей, Андрей нарушил воинский долг, оказался дома, но уже не как герой, а как предатель. Как страшно герою осознавать, что «никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, не пахать этих полей…Теперь раз и навсегда он поймет, что сюда ему ходу

Порой такой зыбкой бывает черта меду честью и бесчестием. Человек даже не замечает, как переходит её. А за ней – позор, стыд, осуждение окружающих. Сколько несчастья принёс Андрей своим родителям, своей жене! Переступив черту дозволенного, он разом отделил себя от людей, став изгоем, и назад дороги уже не было.

Человек, живя, должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства - только так должен жить человек, таков закон жизни среди людей.

А.В.Каверин « Два капитана»

Повесть В.Каверина «Два капитан» была написана в 1944 году, когда стран вела страшную войну с фашистами. Понятие чести, достоинства, необходимость отстаивания их в любых ситуациях – всё это было как никогда актуально в то время. И сегодня повесть Каверина одна из любимых книг, особенно молодёжи, которая ищет свой жизненный пусть, формирует нравственные установки и ценности.

Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честнее имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана - Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей.

Восстановить честное имя бывает порой не так и просто. Григорьев своей правдой практически убивает вдову Татаринова, отталкивает от себя его дочь - Катю, которую он так полюбил. Однако Григорьев идёт до конца:

публикует дневник штурмана, находит тело капитана, читает доклад об экспедиции на заседании Географического общества.

До конца в поисках правды шёл Александр Григорьев. Верила своему мужу жена Татаринова. Это произведение учит идти до конца, когда цель - праведная, когда дело идёт о восстановлении чести и справедливости. А бесчестные люди тоже дождутся своего наказания, как наказан мнимый друг Сани - Ромашка, посаженный за свои злодеяния в тюрьму, как изгнан из науки Николай Антонович. При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд.

Что такое честь? Может ли она быть дороже жизни? По Далю честь - это « внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». А если без словаря? По-моему, честь - это жизненные принципы человека, основанные на высоких моральных качествах. Для тех, кто обладает этим, кому очень важно его доброе имя, утрата чести страшнее смерти. Я думаю, что жить по чести - это жить в согласии с совестью. Несмотря на свой еще небольшой жизненный опыт, я неоднократно обращался к данной теме, потому что её актуальность несомненна.

Многие воспринимают честь не просто как достойное поведение. Мне кажется, для таких людей это долг перед Родиной, верность родной земле. Давайте вспомним произведение художественной литературы, где раскрывается эта тема. Среди них повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Автор показывает жизнь казаков в Запорожской Сечи, их борьбу за независимость. Особое внимание привлекают образы Тараса Бульбы и его сыновей.

Старый казак мечтает, что его дети будут настоящими воинами, верными своему отечеству. Но жизненные принципы отца перенимает только Остап, старший сын Тараса. Для него, также как и для Бульбы, честь превыше всего. Погибнуть за Родину и веру - это для героев долг и обязанность. Молодой казак, попав в плен, мужественно переносит пытки, не просит пощады у своих мучителей. Героическую смерть, достойную казака, принимает и Тарас Бульба. Таким образом, для отца и сына вера, преданность Родине - это честь, которая для них дороже жизни и которую они защищают до самого конца.

Нередко люди вставали перед выбором - жить без чести или с честью умереть. В правильности такой точки зрения меня убеждает повесть М.А.Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, главный герой произведения - простой русский солдат. Он настоящий патриот, который перед лицом смерти не отступил от своих принципов. Андрей попал в плен к фашистам, бежал, но был пойман и отправлен на работу в каменный карьер. Однажды пленный неосторожно высказался о тяжелой работе. Его вызвали к лагерному начальству. Там один из офицеров решил поиздеваться над русским солдатом и предложил ему выпить за победу немцев. Соколов с достоинством отказался, хотя знал, что за неповиновение его могли убить. Но видя с какой решимостью пленный отстаивал свою честь - немцы в знак уважения настоящему солдату подарили ему жизнь. Этот поступок героя утверждает мысль, что даже перед угрозой смерти нужно сохранять честь и достоинство.

Подводя итог и поразмыслив над данной темой, я убедился, что нужно быть в ответе и за свои поступки и действия, что в любой ситуации необходимо оставаться человеком чести, не ронять своего достоинства. И те жизненные принципы, которые исповедует человек, помогут ему в трудной ситуации выбрать жизнь или бесчестье. Моей мысли созвучно высказывание Шекспира: «Честь - жизнь моя, они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Андрий, младший сын Тараса Бульбы, совершил бесчестный поступок. Влюбившись в полячку, он предал Родину и перешел на сторону врага. Андрий был готов сражаться на стороне тех, кого совсем недавно желал перебить сам. Тарас Бульба не простил сыну этот поступок: старый казак убил Андрия. Для Тараса Бульбы честь выше родственных связей, он не намерен прощать .

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

При взятии Белогорской крепости Петр Гринев был готов принять смерть, но не потерять свою честь, присягнув самозванцу. Он руководствовался своими высокими нравственными принципами и помнил слова отца: "Береги рубаху снову, а честь смолоду". Герой выбрал казнь, потому что сохранить жизнь он мог, предав Родину. Для Петра Гринева, человека чести, это было недопустимо.

Алексея Ивановича Швабрина мы можем назвать предателем и бесчестным человеком. Спасая свою жизнь, он перешел на сторону Пугачева. Для этого героя не существует понятия чести. Он готов на самые подлые поступки ради спасения своей жизни.

М. Шолохов "Судьба человека"

В плену у немцев Андрей Соколов был вызван к Мюллеру за свои слова о непосильном труде. Немец хотел его застрелить, но перед смертью предложил выпить "за победу немецкого оружия". Андрей Соколов отказался от этого предложения, показав, что он - человек чести. Герой даже перед лицом смерти не мог выпить за победу врага. Он согласился пить "за свою погибель", при этом не закусывая, чтобы показать силу духа настоящего русского солдата. Андрей Соколов немного закусил лишь после третьей стопки. Мюллер с уважением отнесся к герою, увидев в нем достойного человека: Андрей Соколов был отпущен. В минуты, которые могли стать последними в его жизни, он сохранил свою честь, показав характер русского солдата.

В. Распутин "Уроки французского"

Лидия Михайловна играла со своим учеником на деньги. Директор, узнав об этом, посчитал данный поступок бесчестным. Но если знать, зачем учительница делала это, можно сказать, что ее действия достойны уважения. Лидия Михайловна играла на деньги, чтобы помочь мальчику "заработать" себе на продукты. Совершая с виду бесчестный поступок, она преследовала благую цель.

Средняя общеобразовательная школа № 141

Тема: Тема чести в произведениях русских писателей

Класс: 10 «Б»

Руководитель: Шульман Нина Николаевна

Москва 2003 год

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во

взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме

в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода

в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только

в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-

воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что

этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от

подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в

выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает

людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар

или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и

уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от

его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь

чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие

всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как

отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение

великой русской классической литературы, являющейся нравственным

фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы,

сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают

материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести

Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это

происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в

обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно

относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не

захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына

Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? -

говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да

потянет лямку, да понюхает пороху, да

Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает

необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся

начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы

не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не

сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования,

так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который

однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему

господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу

грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его

искренней любовью к мальчику.

Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему

слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в

карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от

расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не

пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в

пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот

поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.

Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В

Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой.

Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который

посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах.

Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они

адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось,

что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев

вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь

девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.

Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство

Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не

думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.

Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем,

что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес

ему предательский удар шпагой.

Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.

Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя

и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра

Андреевича Гринева.

Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского

бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и

поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности

присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались

бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради

собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить

участь мужа, чтобы не сдаться врагу.

Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с

презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою

собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.

Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что

сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А

еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него

Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не

мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных

родителей.

Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича,

просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина.

Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга

оберегать доверенного ему Петрушу.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой

благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему

было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала

влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у

них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его,

так как тоже имел милосердие и честь.

Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с

пренебрежением.

Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из

соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость

восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с

позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества.

Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его

образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая

его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о

нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт

М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая

честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который

сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр

Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою

собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих

и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на

земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения

и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он

был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший

бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных

завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий,

высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в

дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за

неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание

этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям

побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и

победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений

Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной

ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был

невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее

недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить

над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело

заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был

вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом

поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом,

заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший

своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни

было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило

в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести

«Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить

свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.

Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым

буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал

или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение

Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал

презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника

действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание

доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им

владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он

посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и

отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно

тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей

Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио

не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был

свидетелем его испуга.

Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости

обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных

пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на

дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким

по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок.

Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить

только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность

и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению

к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.

Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия

дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него

извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает

стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей

Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная

Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским

размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел

обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку.

Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и

порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову,

поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других.

Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов

опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою

честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы

из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит

Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но

не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает

собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу.

Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради

своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали

его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство.

Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно

раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой

шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир»

Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и

счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой

делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека

в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов,

семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг

перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа

он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется,

наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении.

«Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления,

занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к

карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и

отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству

и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся

своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость,

независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по

наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде

Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при

Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в

бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных

исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи

смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская

любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с

Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не

вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его

благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет.

Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает.

В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее

неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два

человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав

единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла

жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный

человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная

внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к

самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты

бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и

естественность многому его научили. Нравственная чистота народа,

способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для

Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его

духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически

творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война

народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным»

становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков,

солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом

навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и

единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не

досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев,

Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват

чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в

романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел

поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь

справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В

этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства

Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к

солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности,

необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те

дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено

патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от

своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В

полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным

учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты

называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской

знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему

свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши

притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная

сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же

дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая

честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

Список использованной литературы.

1. А. С. Пушкин:

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

2. М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

«Герой нашего времени»

«Маскарад»

3. Л. Н. Толстой.

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Нравственные качества человека 2. Честь и достоинство как высшие ценности человека 3. Конфликт человека и общества 4. Человек и социальная среда 5. Межличностные отношения 6. Страх в жизни человека Утверждающие тезисы 1. Человек всегда должен оставаться человеком. 2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь. 3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой. 4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир. Цитаты 1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель). 2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель). 3. Нет судьбы, которую бы не превозмогло презрение (А. Камю, французский писатель и философ). 4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт). 5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Оруэлл, английский писа­тель). 6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, русский писатель). Аргументы Честь - бесчестие. Верность - предательство 1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством. 2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обост­ренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отка­зался принимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на ули­цу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за челове­ческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с ти­ранией, мракобесием. 3) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от под­польщиков сведения и был расстрелян. 4) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с досто­инством принял смерть. 5) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение. 6) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять. 7) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая ii от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончи­ли жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому. 8) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!» 9) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдать ся. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам при­шлось снять осаду. 10) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и поп­росила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страшно!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха. 11) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмит­рий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка. 12) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Алек­сандр -2 получил смертельное ранение. 13) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя. 14) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необхо­димого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил пере­ждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством. 15) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью. 16) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно го­лодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил. 17) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жад­ность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважением своих соплеменников. и спешит вымолить у них прощение. 18) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью. 19) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие стра­ны начались долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мо­реплавателем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства. 20) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трам­вай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несо­гласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам. 21) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость ав­томобиля и разделил деньги между всеми членами команды. 22) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через повешение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопотать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжествен­но пообещал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена. Роль примера. Воспитание человека 1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инс­тинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращен­ные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами. 2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам. 3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, пре - одоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография ге­роя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет). 4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отом­стить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого уче­ного. 5) Царь Николай i нанял для образования своего сына Александра ii выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царе­вича представил план образования, отец приказал выбросить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого из­мучили в детстве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку. 6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отношения с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понимании приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказа­лась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, об­ходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Деникин!» 7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними начинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на существование в кровавом поединке. Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул. 8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлече­нием обсуждали очередную находку. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопли­во залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал. что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой. 9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником. 10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны вздымаются до самых небес. Ветер с воем срыва­ет клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные тучи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч ма­яка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение. Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д" Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и пода­рили людям веру в свои силы. 11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография челове­ческой души, человеческого сердца это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом. 12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил: - Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром? - Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь мной? - ответил ему великий драматург. 13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала спо­собность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут вос­питавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное. 14) Ученые давно уже говорят о так называемой <<пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по- настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В со­циально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освое­ния азов жизни и самоутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, со­храняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Рубрика № 7. «Помни имя свое!»

Аргументы к сочинению

Проблемы 1. Историческая память 2. Отношение к культурному наследию 3. Роль культурных традиций в нравственном становлении человека 4. Отцы и дети Утверждающие тезисы 1. Без прошлого нет будущего. 2. Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. 3. Копеечные кумиры не должны подменять настоящих героев, которые жертвовали собою ради своего народа. Цитаты 1. Прошлое не мертво. Оно даже не прошло (У Фолкнер, американский писатель). 2. Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна. американский философ). 3. Помни о тех, кто был, без кого ты бы не был (В. Тальников, русский писатель). 4. Народа умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов, русский писа­тель). Аргументы 1) Давайте представим себе людей, которые утром начинают строить дом, а на следующий день, не закончив начатого, принимаются за строи­тельство нового дома. Ничего, кроме недоумения, такая картина вызвать не может. Но ведь именно так поступают люди, которые отвергают опыт своих предков и как бы заново начинают строить свой «дом». 2) Человек, который смотрит вдаль с горы, может увидеть больше. Так и человек, который опирается на опыт своих предшественников, видит гораздо дальше, а его путь к истине становится короче. 3) Когда народ глумится над своими предками, над их мировоззрением, их философией, обычаями, он к той же участи готовит и себя. Подрастут потомки, и они будут смеяться над своими отцами. Но прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового. 4) Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он - живое воплоще­ние беспамятства. 5) Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает легенду о манкуртах. манкурты - это люди, насильно лишенные памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!» 6) Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот дра­матический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое го народа. 7) В одном научно-фантастическом рассказе повествуется о судьбе людей, которые летят на огромном космическом корабле. Они летят много лет, и новое поколение не знает, куда летит корабль, где находится конечный пункт их многовекового путешествия. Люди охвачены мучительной тоской, их жизнь лишена пели. Этот рассказ - тревожное напоминание всем нам о том, как опасен разрыв между поколениями, как опасна утрата памяти. 8) Завоеватели древности сжигали книги и разрушали па мятники, чтобы лишить народ исторической памяти. 9) Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что раз­рывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура. 10) В свое время футуристы выдвинули лозунг «Сбросить Пушкина с корабля современности». Но в пустоте творить не возможно. Не случайно в творчестве зрелого Маяковского ощущается живая связь с традициями русской классической поэзии. 11) В годы Великой Отечественной войны сняли фильм «Александр Невский», чтобы у советского народа появились духовные сыны, чувство единства с «богатырями» прошлого. 12) Выдающийся физик М. Кюри отказалась патентовать свое открытие, объявила, что оно принадлежит всему человечеству. Она говорила, что не смогла бы открыть радиоактивность без великих предшественников. 13) Царь Петр 1 умел заглядывать далеко вперед, зная, что плоды его усилий пожнут будущие поколения. Как-то Петр, сажая желуди. заметил. как один из присутствовавших при этом вельмож скептически улыбнулся. Разгневанный царь сказал: «Понимаю! ТЫ мнишь, что не доживу я до матерых дубов. Правда! Но ты - дурак; я оставляю пример прочим, чтоб делали то же, а потомки со временем строили из них корабли. Не для себя тружусь, польза государству впредь». 14) Когда родители не понимают стремлений своих детей, не понимают их жизненных целей, то часто это приводит к неразрешимому конфлик­ту. Анна Корвин-Круковская, сестра известного математика С. Ковалевской, в молодости успешно занималась литературным творчеством. Однаж­ды она получила благожелательный отзыв от Ф. М. Достоевского, который предлагал ей сотрудничество в его журнале. Когда отец Анны узнал о том, что его незамужняя дочь переписывается с мужчиной, то пришел в ярость. «Сегодня ты продаешь свои повести, а потом начнешь продавать себя!» - накинулся он на девушку. 15) Великая Отечественная война кровоточащей раной будет вечно тревожить сердце каждого человека. Блокада Ленин града, в которой от голо­да и холода умерли сотни тысяч людей, стала одной из самых драматичных страниц нашей истории. Пожилая жительница Германии, чувствуя вину своего народа перед погибшими, оставила завещание о пере воде своего денежного наследства на нужды Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге. 16) Очень часто дети стыдятся своих родителей, которые кажутся им нелепыми, несовременными, отсталыми. Однажды бродячий шут на глазах веселящейся толпы стал высмеивать молодого правителя одного маленького итальянского городка за то, что у того мать была простой прачкой. И что же сделал разгневанный сеньор? Он приказал убить свою мать! Конечно, такой поступок молодого изверга у каждого нормального чело века вызовет закономерное возмущение. Но давайте посмотрим внутрь себя: как часто мы испытывали чувство неловкости, досады и раздраже­ния, когда наши родители позволяли себе высказывать свое мнение при наших сверстниках? 17) Недаром время я называют лучшим судьей. Афиняне, не поняв величия истин, открытых Сократом, осудили его на смерть. Но прошло совсем немного времени, и люди поняли, что убили человека, который стоял выше их в духовном развитии. Судей, которые вынесли смертный приговор, из города изгнали, а философу поставили бронзовый памятник. И теперь имя Сократа стало воплощением беспокойного стремления человека к правде, к познанию. 18) В одной из газет написали статью про одинокую женщину, которая, отчаявшись найти достойную работу, стала кормить своего грудного сына специальными лекарствами. что бы вызвать у него эпилепсию. Тогда бы ей назначили пенсию по уходу за больным ребенком. 19) Однажды одного моряка, допекающего весь экипаж своими шутливыми проделками, смыло волной в море. Он оказался в окружении стаи акул. Корабль быстро уходил в сторону, помощи ждать было неоткуда. Тогда моряк, убежденный атеист, вспомнил картину из детства: у иконы молится его бабушка. Он стал повторять ее слова, взывая к Богу. Чудо произошло: акулы его не тронули, а через четыре часа, заметив пропажу матроса, судно вернулось за ним. После плавания моряк попросил прощения у старушки за то, что в детстве подсмеивался над ее верой. 20) Старший сын царя Александра П был прикован к посте ли и уже умирал. Императрица ежедневно навещала великого князя после обязатель­ной прогулки в коляске. Но однажды Николай Александрович почувствовал себя хуже и решил отдохнуть в часы обычного визита к нему матери. В результате они не виделись несколько дней, и Мария Александровна поделилась с одной и фрейлин своей досадой на это обстоятельство. «Да отчего ж Вы не поедете в другой час?» - удивилась та. «Нет. Это мне неудобно», - ответила императрица, будучи не в силах нарушить заведен­ный порядок даже тогда, когда речь шла о жизни ее любимого сына. 21) Когда в 1712 году царевич Алексей возвратился из-за границы, где провел около трех лет, отец Петр 1 спросил его, не забыл ли он то, чему учился, и тут же велел принести чертежи. Алексей, опасаясь, что отец заставит сделать чертеж в своем присутствии, решил уклониться от экзамена самым трус­ливым образом. Он «умыслил испортить себе правую руку» выстрелом в ладонь. Решимости всерьез выполнить намерение у него не хватило, и дело ог­раничилось ожогом руки. Симуляция все же избавила царевича от экзамена. 22) В персидской легенде рассказывается о надменном султане, который во время охоты отлучился от своих слуг и, заблудившись, набрел на ша­лаш пастуха. Измученный жаждой, он попросил напиться. Пастух налил воду в кувшин и подал его владыке. Но султан, увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул: - Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов - Разбившийся сосуд произнес: - Ах, султан! Напрасно ты мною гнушаешься! Я твой прадед, и я некогда был, как и ты, султаном. Когда я умер, меня похоронили в великолеп­ной гробнице, но время превратило меня в прах, который смешался с глиной. Горшечник, выкопав ту глину, наделал из нее множество горшков и сосудов. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, из которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься. 23) В Тихом океане есть крошечный клочок суши - остров Пасхи. На этом острове находятся циклопические каменные изваяния, которые уже долго волнуют умы ученых всего мира. Для чего люди соорудили эти огромныв статуи? Как островитянам удавалось поднимать многотонные ка­менные глыбы? Но местные жители (а их осталось чуть более 2 тысяч человек) не знают ответов на эти вопросы: нить, связующая поколения, прервалась, опыт предков безвозвратно утрачен, и только безмолвные каменные колоссы напоминают о великих свершениях прошлого.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Про деток, от рождения до школы