Про деток, от рождения до школы

Сегодня ребенок, который умеет читать в 5 лет или даже более раннем возрасте, не редкость, ведь раннее развитие предполагает обучение чтению уже в детском саду. Первоклассник приходит в школу умеющим читать хотя бы по слогам. С детьми, которые посещают детский сад, занимаются воспитатели. Если же малыш не посещает дошкольное учреждение, то родители должны озаботиться самостоятельным обучением ребенка чтению. Многообразие современных методик нередко заставляет ломать голову над тем, какую из них выбрать. Ориентироваться необходимо, опираясь на возможности малыша и его возраст.

Существует мнение, однако, что такое раннее развитие чревато большими проблемами, с которыми может столкнуться малыш в будущем. Многие неврологи утверждают, что формирующая детская психика зачастую не выдерживает чрезмерных нагрузок. Психологи отмечают достаточно затрудненную адаптацию таких детей среди сверстников.

Логопеды также замечают, что дети, научившиеся читать в три года, не понимают смысла, читают, автоматически складывая слоги в слова, не могут пересказать прочитанный текст. Переучить их бывает сложно. Дело в том, что малыши в этом возрасте еще не способны осмысленно воспринимать информацию, их мозг все быстро усваивает, но деятельность его еще узконаправлена. И до трех лет основная задача развития – сформировать навыки социализации, психическое развитие, а не интеллектуальное.

Показатели готовности ребенка к обучению чтению

К обучению чтению ребенок должен быть готов не только психологически, но и физиологически. Прежде чем начать целенаправленное обучение, следует обратить внимание на сформированность таких навыков:

  1. Хорошо развита ориентация в пространстве. Этот навык кажется не связанным с обучением чтению. Однако если он развит плохо, и малыш путает право-лево, то он вполне может начать читать слово не справа налево, а наоборот. Также опасно, что в этом случае он станет путать похожие буквы, например, Р и Ь, Э и Е, З и цифру 3.
  2. Хорошо освоена речь . Ребенок говорит сложными предложениями, используя практически все части речи, в том числе предлоги. Может связно пересказать услышанное, составить собственный рассказ.
  3. Отсутствие серьезных логопедических проблем. Большинство звуков произносится правильно, соблюден ритм речи.
  4. Достаточное развитие фонетического слуха. Легко распознает и называет звуки в разных частях слова, хорошо знает буквы и умеет называть их самостоятельно. Может назвать слова, начинающиеся с предложенного звука или буквы.

Перечисленные навыки развиваются только к 5 годам , поэтому именно этот возраст психологи считают ранней границей начала обучения чтению. Только при условии сфорированности данных умений оно будет осмысленным и вызовет интерес.

Методики обучения чтению

На сегодняшний день существует масса методик, по которым, как утверждают разработчики, ребенка можно научить читать уже к 2 годам. Вполне подойдут они и для пятилеток. При выборе системы стоит рассматривать не только ее плюсы, но и учитывать минусы.

Методика Николая Зайцева

Представляет собой кубики с изображением слогов (склады) и призвана помочь ребенку запомнить слоги и складывать их в слова. Кубиков достаточно, чтобы построить дом или башню, составляя слова по вертикали и горизонтали. Ребенок достаточно быстро запоминает слоги и принцип составления из них слов.

Минусом специалисты называют опережающее обучение. Ребенок начинает изучать слоги раньше, чем он освоил звуки и буквы. Кроме того, в системе встречаются кубики со слогами, которые в русском языке употребляются крайне редко (же, бэ, вэ и другие). Педагоги отмечают также, что дети, обучающиеся по методике Зайцева, читают бегло, но не понимают принципа образования слогов, не проговаривают окончаний, не могут делить слова по составу.

Методика Глена Домана

Предполагает обучение чтению сразу целых слов. Начинать можно уже с двухмесячного возраста, как только малыш фокусирует зрение. Ребенку показывают карточки с написанными на них печатными буквами словами, которые произносятся вслух и четко. Предполагается, что ребенок уже в этом возрасте способен запоминать, как пишется слово и узнавать его.

Методика Домана пропускает сразу несколько этапов: изучение звуков, процесс составления слогов и слов. Кроме того, ребенка сложно потом научить склонять слова в процессе чтения: он узнает слово по написанию, а не прочитывает его, поэтому произносит в именительном падеже.

Методика Надежды Жуковой

Представляет собой специально разработанную азбуку с яркими картинками для детей и рекомендациями для родителей. Магнитная азбука помогает закрепить результат на практике. Методика представляет строго организованную систему, основанную на классическом методе обучения чтению.

Классический метод

Несмотря на многообразие методик, классический метод остается предпочтительным среди педагогов. Здесь учтены все нюансы, физиологические особенности ребенка, последовательность развития его психических процессов. Основные правила классической методики состоят в следующем:

  1. Обучение начинается со звуков. Звуки лучше учить в такой последовательности:
  • сначала гласные – а, о, у, э, ы, и;
  • сонорные твердые согласные – м, н, р, л;
  • глухие согласные и шипящие согласные – ш, с и прочие.
  • При изучении согласных необходимо помнить, что для чтения нужны звуки, а не буквы, поэтому правильно нужно произносить звуки вместе с ребенком: (а не название буквы «эр» или тем более – «рэ»), и так далее. Это связано с тем, что каждая буква имеет свое произношение, отличное от произношения звуков. Если процессы поменять местами, то трудно потом будет переучить малыша произносить не «ча», например, а звук.
  • За одно занятие нежелательно изучать более одного звука. Пусть уйдет больше времени, зато результат окажется наиболее успешным. На каждом занятии обязательно повторяется и закрепляется материал предыдущего.
  • Только после того, как ребенок освоил большую часть звуков, следующие занятия попутно посвящаются развитию умения складывать их в слоги. Начинают со слогов, где два звука, причем согласные – сонорные. Сложным бывает научить произносить звуки не отдельно, а слитно. Как только ребенок научится это делать, можно читать уже более сложные слоги: с шипящими согласными, состоящие из трех звуков или начинающиеся на гласный.
  • Малышу важно осознать, как из слогов образуются слова, поэтому переводить его на чтение книг слишком быстро не стоит, лучше более пристальное внимание уделить чтению по слогам. Когда это умение развито достаточно, можно добиваться умения читать и проговаривать целые слова.
  • При чтении предложений особое внимание уделяется знакам препинания. Ребенок должен видеть окончание предложения, делать паузы перед запятыми.
  • Если к моменту обучения малыш не проявляет особого желания, заинтересовать его никак не получается, то настаивать не стоит, потому как научить читать ребенка в 5 лет не всегда просто. Следует помнить, что главное – учить читать правильно, а не быстро, и этот процесс не должен вызывать негативных эмоций. Лучше отложить занятия и вернуться к ним через пару месяцев.

    Занятия должны быть регулярными, но недолгими, по 5-10 минут. Время постепенно увеличивается, но не более 20 минут: маленьким непоседам еще трудно концентрировать внимание длительное время, они устают, теряют интерес. Проводятся занятия в игровой форме.

    Ребенок должен уметь составлять слоги самостоятельно. Этому поможет магнитная азбука, кубики с изображенными на них буквами, совместно приготовленные карточки. Важно, чтобы ребенок видел изображения звуков и слогов, а не только слышал их.

    Многие методики основаны на том, что детей учат пропевать слоги, потом так же соединять слоги в слова. Плюсом является быстрое и наглядное обучение. Однако ребенок настолько привыкает петь при чтении, что перейти на проговаривание слов ему потом очень трудно. Кроме того, при такой методике довольно трудно научить ребенка соблюдать паузы перед знаками, читать с выражением. Если решено следовать данной системе, стоит внимательно изучить все ее нюансы и не позволять ребенку петь уже знакомые слоги. Переходя на чтение книг, также нужно требовать проговаривания, а не пропевания слов.


    Вообще, прежде чем начать учить ребёнка чтению, спросите себя: для чего вы это делаете, зачем это нужно и кому ?

    Если вы учите ребёнка читать, чтобы похвастаться его успехами перед родными, подругами или мамами других детей, то ваша цель сомнительна. Если при этом сам ребёнок не проявляет никакого интереса к книгам вообще и к буквам в частности, значит, ему это пока не нужно , и все ваши усилия, скорее всего, будут напрасными. Лучше подождите, когда ваше чадо будет готово к освоению этого непростого навыка.

    Ну, а если вы надеетесь, что малыш, научившись читать, не будет просить вас прочесть ему книжки, а займётся этим сам – сильно ошибаетесь в своих ожиданиях. Пройдёт достаточно большое количество времени, прежде чем это случится, потому что слушать чтение других и читать самому – это процессы, у которых совершенно разные механизмы (как психолог вам говорю).

    Это было лирическое отступление, тем не менее, весьма необходимое (на мой взгляд). Сейчас расскажу о своём «мамском» опыте, как научить ребёнка 5 лет читать (вполне возможно, что он сможет это делать и намного раньше, хотя это зависит не только от вас, от вашего желания и умения, но и от особенностей самого малыша).


    Наверное, начну с того, что начинать нужно не тогда, когда ребёнку уже 4-5 лет, а намного раньше; и не с изучения букв, а со знакомства с книгой и литературными произведениями. Мы с моей дочерью стали рассматривать и читать книжки, например, когда ей было 6 месяцев. Конечно, это были книжки с толстыми картонными страницами, с крупными яркими картинками и очень маленьким количеством слов (1-2 строчки на странице). Само собой, что за этим занятием поначалу мы проводили несколько минут в день (1-3). Мне кажется, что это очень важно, потому что так воспитывается интерес и, в последующем, любовь к чтению, к книгам. Потом без чтения книг у нас не обходился ни один день.

    А вот интерес к буквам у неё появился где-то уже после 3 лет. Когда она стала спрашивать, как называются буквы, я купила магнитную азбуку (не просто буквы, а с картинками). Показала несколько букв и объяснила, что название картинок начинается именно с той, которая нарисована рядом. Очень важный момент, который я узнала от логопедов (благо, что по работе очень тесно с ними связана): букву надо называть как звук – не «эм», «бэ», «эль», а «м», «б», «л». Это в дальнейшем поможет ребёнку легче научиться чтению.

    Дальше мы разместили азбуку на стенке холодильника и очень долго играли с ней: «угадывали» название буквы по картинке, искали одинаковые буквы (их было не по одной, а по несколько) и похожие по написанию (Ш и Щ, А и Д, Л и П) и по звучанию (С и З, П и Б, В и Ф), выкладывали из карточек простые рисунки (цветочек, дорожку, забор) и т.п.

    Некоторое время спустя я показала дочке, как складываются простые слова из 2-3 букв: если поставить рядом буквы А и М, то получится АМ! Вначале лучше учить ребёнка читать обратные слоги, т.е. такие, которые начинаются с гласной (АМ, УМ, УС, АХ, УХ, ОХ, АС), так ребёнку легче понять (опять же логопеды подсказали). И ещё я думаю, что очень важно, чтобы то, что вы с малышом читаете, было осмысленным , понятным для него. А если слово незнакомо, его нужно объяснить (знаешь, что такое АС? Асом называют человека, который очень хорошо что-то делает, мастера в каком-то деле).

    Потом она составляла что-то из карточек с буквами, а я читала то, что получилось. Конечно, чаще получалась абракадабра, но это было, во-первых, весело, а во-вторых, дочка постепенно училась понимать принцип чтения .

    Немного погодя мы стали играть в игру «Прочитай, что я тебе купила (приготовила на обед, принесла, нашла и т.д.)?» Я составляла из карточек простое слово (сок, суп, каша, чай, рыба, мяч), и мы вместе читали. Все буквы она на тот момент ещё не знала, но картинки, нарисованные рядом с ними, помогали их вспомнить или догадаться. Постепенно слова становились длиннее. Для большей тренировки мы читали для всех родных по отдельности – сначала для бабушки, пришёл с работы дедушка – для дедушки, зашла в гости тётя - и для неё тоже и т.д. Но если вдруг читать не хотелось – не заставляла, дабы не отбить желание. Потому что мало научить ребёнка читать. Гораздо важнее научить его любить читать .

    В 4,5 года дочка стала читать вывески (верный признак того, что «процесс пошёл»!) Дома я просила её прочесть в книжках сначала по 2-3 слова, потом больше. Хвалила за каждую попытку вне зависимости от результата. Читали книги мы каждый день.

    В общем, к 5 годам моя дочь научилась читать. Когда она пошла в 1 класс, то техника чтения была около 15 слов в минуту. Да, не так уж и много. Но зато смысл прочитанного она понимала и интерес к чтению не пропал, потому что она делала это не «из-под палки», учиться читать ей было не скучно и легко . Сейчас моя дочь перешла в 3 класс, читает 130 слов в минуту, и скажу без ложной скромности, книга – её постоянный спутник.

    При выявлении проблем с речью в пятилетнем возрасте, важно своевременно обратиться к специалистам и выявить причины. Но не менее важным будет и работа родителей по обучению ребенка навыкам правильной речи, занятия и речевые игры для стимулирования речевых навыков. Что же нужно знать?

    В этом возрасте словарный запас быстро и активно развивается, но крайне важно, чтобы ребенок говорил правильно и чисто. Поэтому, родителям часто советуют, как научить ребенка правильно разговаривать в 5 лет. Прежде всего, в разговоре с ребенком нужно употреблять обычные слова, не нужно их коверкать, менять и разговаривать с крохой на детском языке. Важно внятно произносить слова, чтобы ребенок их мог хорошо расслышать. Часто дети ленятся говорить, и тогда нужно подумать, как заставить ребенка говорить в 5 лет. Для этого нужно сделать вид, что вы не можете понять жесты и движения ребенка, просите его подробно объяснить словами, что он хочет, подробно рассказать, о том, что ему требуется. Сразу же в разговоре поправляйте ошибки.
    Полезными для стимуляции речи и развития зубочелюстного речевого аппарата будут специальные упражнения. Они несложные и их можно проводить в игровой форме. Надувайте с ребенком щечки, активно выпускайте воздух, перекатывайте воздух из-за одной щеки в другую, высовывайте язык, тянитесь им до носа подбородка, жужжите, гудите и пойте.
    Еще одним секретом, как стимулировать речь малыша в 5 лет, является чтение книг и стихов, пересказ прочитанного и вопросы по сказкам. Стихи с крохой можно учить наизусть, повторяя как можно чаще. Вообще, нужно как можно больше говорит с ребенком, стимулируя его к общению и активному рассказу по картинкам и словам, описывая предметы.
    Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он ошибается в речи, или произносит неправильно слова, важно поправлять его мягко и тактично. Занятия по развитию речи должны иметь непринужденную игровую форму, без напряжения со стороны ребенка. Важно также для того, чтобы активно развивалась речь, заниматься развитием мелкой моторики ребенка.

    Игры для развития речи детей 5 лет

    Крайне полезными для ребенка будут особые игры развивающие речь ребенка в 5 лет. К ним относят многочисленные варианты диалогов, к примеру, называть к предложенным словами уменьшительные, антонимы, синонимы. К примеру «машина- машинка», «горячий - холодный», «ребенок, дитя, малыш». Можно меняться с ребенком ролями, сначала вы задаете слова, он отвечает - потом, наоборот.
    Можно играть в игры «я загадаю предмет в комнате», чтоб ребенок его угадал, задавая наводящие и уточняющие вопросы. Также можно играть в обобщающие слова - одним словом заменять описания («котлета из мяса говядины - говяжья»). Можно также предлагать ребенку профессии, для которых он должен подобрать слова, которые необходимы для данной профессии, также можно предлагать ситуации - что нужно взять с собой в поход, на прогулку и тд.
    Не менее полезны упражнения для ребенка 5 лет для речи. К ним относят специальную артикуляционную гимнастику, произношение определенных звуков и слогов. Это длительное произношение гласных или согласных, цепочек из букв, слогов. Полезными будут упражнения для мышц языка и губ, щек, проводящиеся под музыку в игровой форме. Методики этих упражнений можно найти самостоятельно или их покажет специалист на консультации. Все занятия должны проводиться без нажима, в игровой форме и несколько раз в день. Постепенно контролируйте речь малыша, вовремя исправляйте ошибки и скоро все исправится.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Про деток, от рождения до школы