Городская усадьба состоит из главного дома, расположенного в глубине участка, двух боковых флигелей (Западного и Восточного), соединённых с домом полукруглыми в плане декоративными стенками, образующими парадный двор, отделённый от улицы оградой с воротами, а также каретного сарая, расположенного у юго-восточного угла главного дома.
Главный дом представляет собой трёхэтажное кирпичное прямоугольное в плане здание с двумя подвальными помещениями. Главный фасад имеет пятичастную структуру с тремя ризалитами – в центре и по бокам. В центральной части главного фасада расположен ризалит в три окна, увенчанный фронтоном. Над окнами второго этажа расположен горельеф, окна оформлены сандриками с кронштейнами и лепными барельефами. Боковые ризалиты акцентированы полукруглыми оконными проёмами первого этажа, на втором этаже размещаются лоджии, фланкированные колоннами с коринфскими капителями. В семи парадных залах второго этажа сохранились живописные плафоны начала XIX в., в интерьерах сохранились лепные, местами позолоченные карнизы, лепные розетки, филёнчатые двупольные двери с позолотой, оконные переплёты, латунные петли, ручки, а также печи, облицованные белыми кафельными изразцами. В здании сохранились кирпичные своды первого этажа, мраморная парадная лестница с металлическими балясинами XIX в. и деревянная лестница, ведущая на третий этаж.
Западный и восточный двухэтажные флигели, обращённые торцом к Малой Никитской ул., соединены с главным домом полукруглой стенкой, которая в 1960-е гг. была превращена в крытую галерею. Первый этаж флигелей кирпичный, второй – деревянный. В западном флигеле частично сохранились деревянные перекрытия, на втором этаже сохранился паркет конца XIX – начала ХХ вв. В восточном флигеле сохранились деревянные перекрытия, четыре филёнчатые двери в помещениях второго этажа, две печи, облицованные белыми кафельными изразцами.
История дома известна с 1715 г., когда Данила Остафьевич Томилин продал свой двор за Никитскими воротами дьяку Михайлову. В это время на дворе уже стояли обширные каменные постройки. В XVIII в. двор принадлежал княгине Анне Петровне Гагариной, её брату барону Исаю Шафирову, И.И. Вельяминову, М.М. Нарышкиной, затем её племянникам Василию, Петру и Дмитрию Александровичам Новосильцевым. В 1795 г. усадьбу купил князь Алексей Николаевич Долгоруков, при котором ансамбль подвергся перестройке. Чертеж фасада, планы первого и второго этажей вошли в «Альбомы партикулярных строений Москвы» М.Ф. Казакова. Дом, показанный без флигелей и дворовых построек, в «Альбомах» представлен уже после капитальной перестройки конца XVIII в. На плане 1806 г. возведены деревянные пристройки к обоим флигелям (с внешней стороны). К западному флигелю была пристроена кухня, вероятно, пристройка ко второму флигелю предназначалась для этого же.
В 1808 г. А.Н. Долгоруков продал свой двор «со всяким в нём деревянным и каменным строением и с садом» князю Н.А. Голицыну, который надстроил вторые деревянные этажи на каменных флигелях.
В 1811 г. усадьбу купил П.Ф. Соковнин. Осенью 1812 г. в усадьбе Соковнина сгорели деревянные постройки, в том числе и выстроенные князем Голицыным вторые этажи на флигелях. Соковнин в короткое время восстановил ансамбль после пожара 1812 г. и много занимался надворными постройками, был восстановлен восточный флигель и «проезды», уже в 1813 г. были выстроены в дереве вторые этажи жилых флигелей.
В 1819 г. Соковнин умер, оставив дом дочери Софье Прокофьевне. Краткая опись 1820 г., сделанная для Дворянской опеки, указывает, что «нижний и верхний этажи как должно отделанные, а средний бельэтаж весь без отделки». На плане 1816 г. видно, что главный дом остался в очертаниях начала XIX в., исчезли деревянные пристройки на торцах, но были воссозданы закруглённые проезды, соединяющие главный дом с флигелями. В описании дома 1820 г. коротко отмечено: «во всех верхнего этажа комнатах стены и потолки расписные». Была создана вся хозяйственная зона на территории, выходящей на Гранатную улицу, где были возведены обширные кирпичные флигели, в восточной части двора была поставлена «кухня каменная... , в ней очаг», к северо-западному углу дома была пристроена каменная конюшня и каретный сарай с сушильней. Сохранялся и сад.
По документам графиня Софья Прокофьевна Соковнина-Бобринская была хозяйкой дома на Малой Никитской 50 лет. При ней в доме прошло несколько ремонтов. Постоянно обновляли помещения в сдаваемых в наём флигелях. В большом доме провели значительные отделочные работы в 1844–1848 гг.
Были частично изменены и фасады здания. Рустом отделаны оба нижних этажа, над окнами второго этажа по центру здания появился барельеф, сохранившийся до сих пор. В 1838 г. парадное крыльцо дома было оформлено площадкой из белого и «дикого» камня без ступеней. При крыльце были «4 столба дикого камня и железный зонт».
В 1869 г. дом унаследовал сын С.П. Бобринской граф Алексей Васильевич. Единственным нововведением в это время была переделка главного зала под парадный кабинет хозяина в восточном стиле. В 1884 г. во дворе по Гранатному пер. был выстроен западный трёхэтажный жилой флигель. Автором проекта был известный архитектор С.С. Эйбушиц.
В 1888 г. владельцем усадьбы стал А.А. Бобринский, при нём в 1889 г. по Гранатному пер. был выстроен восточный трёхэтажный жилой флигель, к нему примыкали хозяйственные постройки. В 1895 г. был капитально отремонтирован дом. Все работы производились под руководством архитектора Арбатской части М.Л. Никифорова. Эти перестройки были связаны с тем, что новый владелец стал сдавать не только флигели, но и главный дом. В 1897 г. к его западному торцу была пристроена библиотека. В главном доме более чем на десять лет поселилась семья графов Клейнмихелей, с 1913 г. два верхних этажа были сданы частной гимназии А.А. Адольфа.
В 1918 г. усадьба Бобринских была национализирована. Флигели превратили в коммунальные квартиры. В главном доме располагались последовательно учреждения Наркомпроса РСФСР, Московская секция Российской Академии истории материальной культуры, школа для детей сотрудников ВЦИК, Государственный Комитет по архитектуре и др. С 2004 г. в здании расположились департаменты Министерства культуры РФ. В здании проводились реставрационные работы в 1998 и 2004 годах.
Две мраморные статуи XVIII в. по сторонам парадного двора - «Парис» и «Елена» перенесены сюда в 1947 г. из Музея архитектуры.
Объект культурного наследия федерального значения.
При строительстве филиала Ельцин-центра внутренние перегородки строений усадьбы Долгоруковых-Бобринских разобраны, сохранились лишь фасады.
Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.
Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.
Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.
В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.
В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.
В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.
Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.
По мнению историков, императрица Екатерина 2 — это воплощение абсолютизма в России. Но нельзя забывать, что в ее правление наша страна стала одним из важнейших игроков на мировой политической арене и стала делать первые шаги к развитию предпринимательства и промышленности. Так, к России был присоединен Крым, проведены реформы, изменившие внутреннее административное устройство государства, а также множество преобразований в сфере экономики. Однако и личная жизнь императрицы вызывала и вызывает не меньший интерес. В частности, во все времена у обывателей возникало множество вопросов касательно того, почему граф Бобринский, сын Екатерины 2, рожденный вне брака, вырос вдали от двора.
Рассказ о том, кем был граф Бобринский, невозможно начать без упоминания о его отце — Григории Орлове. Этот, тогда еще молодой и очень привлекательный, офицер появился при дворе Елизаветы 1 в 1760 году и сразу же приобрел репутацию Дон Жуана. Вскоре им увлеклась жена цесаревича Петра Федоровича — Екатерина, которой удалось добиться назначения любовника на важный пост казначея канцелярии главной артиллерии и фортификации. Особенно важную роль в жизни будущей императрицы молодой царедворец начал играть после смерти Елизаветы 1. А когда Екатерина взошла на трон, Орлов стал всесильным фаворитом и добился всех мыслимых почестей.
Отношения Орлова и цесаревны не были ни для кого тайной, кроме того, ее супруг - после своего восшествия на престол - переселил нелюбимую жену в другой конец дворца и никогда ее не навещал. Поэтому Екатерина тщательно скрывала свою беременность, которую никак нельзя было выдать за “законную”. К счастью, все обошлось, так как, когда 11 апреля 1762 года у императрицы начались роды, камердинер Василий Шкурин поджег свой дом, и Петр Федорович с придворными побежал смотреть пожар. Таким образом, о рождении мальчика знали лишь несколько приближенных ей удалось избежать скандала и заточения в монастырь.
Ребенка, рожденного в тайне от императора и двора, родители назвали Алексеем и, поскольку оставлять его в Зимнем дворце было никак нельзя, передали его в семью камердинера Шкурина, приказав ему выдавать малыша за своего сына. Спустя два месяца после этих событий произошел известный переворот, сделавший родную мать маленького Алеши властительницей огромного государства, а отца — одним из влиятельнейших вельмож Российской империи. Но все эти события никак не отразились на судьбе ребенка, и вплоть до 12-летнего возраста он рос в тех же условиях, что и другие дети четы Шкуриных. Хотя нужно сказать, что семья камердинера отнюдь не бедствовала, и в 1770 году его сыновей, вместе с Алексеем, за казенный счет отправили учиться в Лейпциг. По окончании курса он был возвращен в Россию, и по приказу императрицы его стали величать Алексеем Григорьевичем Бобринским.
Современный человек может пребывать в недоумении: почему всесильный отец не мог признать ребенка от любимой женщины? Однако то, что произошло с внебрачным сыном Екатерины 2, для людей дворянского сословия, живших в 18 веке, было вполне в порядке вещей. В частности, царственная мать приобрела для него село Спасское, или, как его еще называли, Бобрики, расположенное в Епифанском уезде Тульской губернии, и велела дать ему фамилию по названию этого поместья. С этого момента средства на содержание молодого человека должны были идти не из казны, а за счет доходов от собственных крепостных крестьян. Так было основано поместье, известное сегодня как усадьба графов Бобринских.
Получив начальное образование за рубежом, Алексей Бобринский был принят в Сухопутный кадетский корпус, который окончил в 1782 году с золотой медалью. После этого юношу зачислили в армию в чине поручика. Однако прежде чем приступить к выполнению своих служебных обязанностей, он вместе с другими наиболее отличившимися выпускниками упомянутого учебного заведения был отправлен в длительное путешествие по городам России, а затем и Европы. В конце поездки молодой человек оказался в Париже и решил там задержаться, ведя разгульную жизнь богатого повесы. После разнообразных приключений, слухи о которых огорчали Екатерину 2, будущий граф Алексей Бобринский оказался на территории России лишь зимой 1788-го. Мать не захотела его видеть и велела отправляться из Риги прямо в Ревель, где он должен был служить секунд-ротмистром. Но военная карьера вовсе не прельщала молодого человека, и в 1790 году он написал рапорт с прошением об отставке, которое было удовлетворено. Спустя некоторое время будущий граф Бобринский (сын Екатерины 2) купил, с позволения материи, замок Обер-Пален и женился на Анне Унгерн-Штернберг. После свадьбы молодожены посетили столицу и были ласково приняты императрицей, которая поинтересовалась у невестки, как та не побоялась выйти за человека, любовные похождения которого снискали ему славу настоящего ловеласа? Впрочем, Екатерина 2 не пригласила молодых пожить при дворе. Поэтому Алексей Бобринский вернулся с женой в Обер-Пален и прожил там вплоть до кончины своей матери. Тогда он и не мог предполагать, какие перемены ждут его в будущем.
Практически сразу же после своего восшествия на престол преемник Екатерины 2 вспомнил о сводном брате. Дело в том, что у Павла 1 не было никаких причин завидовать или неприязненно относиться к незаконнорожденному отпрыску, поскольку ни тот, ни другой никогда не знали материнской любви. Он пригласил его в Санкт-Петербург, причем в письме говорилось, что отныне Алексей Григорьевич Бобринский может приезжать в столицу и уезжать оттуда в любое время, когда ему заблагорассудится. Кроме того, по императорскому приказу его возвели в графское достоинство. Таким образом, небезызвестные российские политические деятели, военачальники, фабриканты и писатели Бобринские — графы, получившие этот титул от своего родственника — императора Павла 1.
Решил также возвратить Бобринскому принадлежавшую ему по праву часть наследства Орлова и пожаловал петербургский дом отца и командорство в Гдовском уезде. Более того, в день своей коронации император лично произвел его в генерал-майоры. Но граф Бобринский, фото с изображением портрета которого указывает на сильное внешнее сходство с Екатериной 2, не любил военную службу. Поэтому через год он попросился на покой и решил заняться хозяйством. С этого времени усадьба графа Бобринского в Богородицке превратилась в одну из самых процветающих и образцовых в России. Кроме того, отставной генерал-майор занялся минералогией и астрономией, даже соорудил в своем столичном особняке небольшую обсерваторию.
По линии незаконнорожденного сына от графа Орлова Екатерина 2 имела четырех внуков, среди которых особого упоминания заслуживает Бобринский, ставший знаменитым специалистом в области сельского хозяйства и являющийся основоположником промышленного производства свекольного сахара в России. Не менее известным был и его младший брат — Василий Алексеевич, который одним из первых вступил в Южное общество декабристов. По счастливой случайности в день, когда в Петербурге произошло Декабрьское восстание, он находился с семьей в Париже, и поэтому не был арестован. По возвращении в Россию он много занимался естествоиспытательской деятельностью и благотворительностью, особенно в сфере народного просвещения.
В 1933 году известного графского рода было превращено в музейный комплекс, который является одной из главных достопримечательностей Тульской области. В числе его наиболее значимых сооружений - дворец графов Бобринских, экспозиция краеведческого музея, фамильная усыпальница, планетарий и роскошный парк, разбитый в конце 18 века. На территории усадьбы сохранилась также церковь, построенная в 1774-1778 годы.
Предметы искусства и различные редкости интересовали еще первого хозяина поместья. Поэтому именно коллекция, которую собрал граф Бобринский (сын Екатерины 2), и стала основой фондов музейного комплекса в Богородицке. Сегодня они включают несколько тысяч экспонатов. В числе наиболее ценных значатся следующие:
Туристам, посещающим Тульскую область, обязательно рекомендуют побывать в Богородицке. Расположенный там дворцово-парковый ансамбль является творением известного архитектора И. Е. Старова и превосходным образцом архитектуры конца Екатерининской эпохи. Сегодня трудно поверить, что дворец графа Бобринского в Богородицке сильно пострадал в годы ВОВ - от него осталась лишь часть стен. Благодаря обширным восстановительным работам, проведенным в середине 1970-х годов, это великолепное архитектурное сооружение было восстановлено, а интерьеры воссозданы по сохранившимся эскизам и воспоминаниям очевидцев. Кстати, немногие знают, что усадьба графов Бобринских была хорошо знакома Льву Толстому, проживавшему в Ясной Поляне, расположенной недалеко от этих мест. Кстати, именно её он описал ее в “Анне Карениной” в качестве поместья Алексея Вронского. А еще музей графа Бобринского в Богородицке участвовал во Всероссийском конкурсе “7 чудес России”, который проводился в 2007-2008 годах. И вышел в полуфинал!
Путешествуя по Тульской области, обязательно постарайтесь посетить музей графа Бобринского, здание которого представляет собой настоящую архитектурную жемчужину, неизменно вызывающую восхищение у туристов, не ожидавших увидеть такое великолепие в провинции.
Тульский Петергоф, Русский Версаль – так называют усадьбу графов Бобринских в Богородицке Тульской области. Именно эти места стали прообразом имения Воздвиженское графа Вронского в известном романе Льва Толстого «Анна Каренина».
Владелец усадьбы граф Алексей Григорьевич Бобринский был незаконнорожденным сыном императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. Известные и влиятельные родители скрывали маленького Алешу, и до 12 лет у мальчика не было даже фамилии. Только когда пришло время отдавать ребенка на учебу в петербуржский кадетский корпус и жить без документов дальше оказалось нельзя, пришлось придумать и фамилию.
Происхождение фамилии связано с селом Бобрики в Тульской области (По другой версии, фамилию новорожденному графу «подарила» бобровая шуба, в которой его тайком выносили из дворца — «TPR» ) . Еще при рождении Алеши, императрица велела построить два имения: большой дворец в селе Бобрики и летнюю усадьбу в Богородицке. Однако все детство мальчик провел в Петербурге, а пользоваться подаренными дворцами начал уже после смерти своей матери, когда ему исполнилось 34 года. Именно в это время взошедший на престол Павел I признал Алексея Бобринского и публично назвал его своим родным братом.
Пожив в столице, Бобринский с семьей переезжает в Тульскую область. Из двух своих владений он выбирает не большую усадьбу в Бобриках, а гораздо меньшее имение в Богородицке. Возможно, это было связано с тем, что ремонтировать дворец в Бобриках было слишком дорого, а в Богородицке все уже было готово для жизни и не требовалось больших капиталовложений. Бобринский дворец так и остался пустой – никто из семейства там никогда не жил.Усадьба в Богородицке пришлась по вкусу новым хозяевам. Здесь прожило четыре поколения Бобринских – крупных промышленников, министров, государственных деятелей. Основатель рода Алексей Бобринский называл это место своим «маленьким раем». Еще бы, все здесь сделано достаточно удобно и продумано – две больших овальных комнаты, где так здорово было встречать гостей и проводить балы, отдельные ходы для прислуги и даже своеобразные «лифты», по которым с нижних этажей доставлялись блюда и напитки. Дворец строился по проекту известного архитектора того времени Ивана Григорьевича Старова, который известен как автор Троицкого собора в Александро-Невской Лавры и Таврического дворца в Петербурге. За сто лет до того, как земли купила Екатерина II, здесь находилась Богородицкая оборонительная крепость. С прежних времен осталась башня, которая позже была приспособлена под звонницу для усадебного храма и в восстановленном виде существует до сих пор.
Даже те, кто не слышал об усадьбе графов Бобринских, могли путешествовать по этим местам в своем воображении, читая шестую главу «Анны Карениной» Льва Толстого. Ведь именно дворец Бобринских стал прототипом имения Воздвиженское графа Вронского.
«…А вот сейчас ты увидишь дом. Это еще дедовский дом, и он ничего не изменен снаружи.
– Как хорош! – сказала Долли, с невольным удивлением глядя на прекрасный с колоннами дом, выступающий из разноцветной зелени старых деревьев сада.
– Не правда ли, хорош? И из дома, сверху, вид удивительный…»
Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
Из дома и правда открывается чудесный вид. Перед усадьбой раскинулся большой пейзажный парк, который создал известный русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Андрей Болотов работал в усадьбе управляющим и поучаствовал в планировке всего города. Всех жителей, чьи дома находились рядом с усадьбой, он переселил на противоположный берег пруда и расположил здания таким образом, что из центра овального зала дворца исходили пять главных улиц города, как пять пальцев. Такая планировка сохранилась до нашего времени. Особенно красиво это смотрится вечером: если посмотреть из окон усадьбы в темное время суток, то видно пять расходящихся световых дорожек. Ощущаешь, что ты в самом центре чего-то очень важного, что перед тобой открыто множество дорог, и ты можешь выбрать любую.
Ходит легенда, что Екатерина II, проезжая мимо этого места, раскинула веер и велела расположить город именно так, отсюда и появилась лучевая планировка. Однако нет никаких документов, подтверждающих, что Екатерина II была в Богородицке – все документы об утверждении планировки она подписывала в Петербурге.
Сейчас в усадьбе графов Бобринских работает музей. Когда попадаешь на второй и третий этажи, кажется, что оказываешься в 18-19 веке – здесь очень точно воссозданы интерьеры этого периода. Все предметы мебели подлинные, правда, роду Бобринских они не принадлежали. В начале 20 века все вещи вывезли из усадьбы, сохранить удалось только три предмета — диванчик на двоих тет-а-тет, напольные часы английской работы с тремя циферблатами и музыкальный инструмент фисгармония.
Каждая комната здесь, как и раньше, выполнена в своем цвете: гостиная -коричневая, чтобы не было заметно следов от табачного дыма; кабинет – зеленый; дамские комнаты – розовые или красные; спальни – сочетание синего, белого и золотого. Спальням уделяли в то время особое значение, ведь именно они служили показателем благосостояния – сюда приводили гостей и старались, чтобы на глаза им попалось как можно большее количество дорогих вещей.
Экспозиция музея гораздо шире, чем история усадьбы и рода Бобринских. Прямо под крышей, на последнем этаже находится большая выставка камней. С 80-х годов в городе работает Богородицкий цех московской фабрики самоцветов, и в музее собрали большую коллекцию работ, созданных на фабрике. Есть здесь даже 20-сантиметровые кристаллы, которые использовались для адронного коллайдера – они тоже .
Редакция Вести.Туризм благодарит Богородицкий Дворец-музей и парк за помощь в подготовке материала.
Усадебный ансамбль по адресу улица Малая Никитская, 12 в городе Москве сформировался уже к концу восемнадцатого столетия. Он состоит из главного дома, построенного с использованием конструкций стоявших здесь до этого каменных палат конца XVII – середины XVIII веков, а также двух симметрично расположенных флигелей, торцевая часть которых проходит по красной линии улицы.
Пространство между тремя зданиями занимает парадный двор. Благодаря аркам, устроенным в полуциркульных спряжениях между основным зданием и флигелями, с него можно было попасть на хоздвор, выходивший в соседний Гранатный переулок.
Главный дом был поднят на три этажа. Его центральную часть украшает небольшой ризалит, завершающийся треугольным фронтоном с декором из лепных гирлянд. Фасадная плоскость первого и второго уровней рустована. Наличники оконных проемов второго этажа, являвшегося парадным, украшены сложно выполненной лепниной и маскаронами.
Фото 1. Малая Никитская улица, №12 в городе Москве
Еще одним украшением фасада стал барельеф, размещенный над оконными проемами второго этажа. Его тематикой стал античный сюжет по произведению Овидия «Метафорфоз».
Боковые ризалиты особняка декорированы лоджиями с использованием колонн коринфского ордера, а также различными арочными нишами и стенными проемами, разбросанными по всем этажным уровням.
Полуциркульные стены, о которых говорилось выше, оформлены с применением арочных ниш и ряда полуколонн, а их завершение устроили в виде балюстрад.
Мраморные статуи «Париса» и «Елены» появились на парадном дворе по Малой Никитской, 12 уже при Советах – в 1947 году.
Что касается внутренних интерьеров, то до наших дней сохранилась большая часть прежнего богатого убранства: парадные залы с живописными плафонами, лепные карнизы, печи и камины, а также двери, люстры и даже наборный паркетный пол.
Фото 2. В бывшей усадьбе Долгоруковых-Бобринских
ныне расположен "Фонд Б.Н. Ельцина"
В момент строительства усадебного комплекса владельцем участка являлся Андрей Николаевич Долгоруков – князь и статский советник, находившийся в родстве с фельдмаршалом Василием Михайловичем Долгоруковым. Его родной сын Владимир со временем занял пост московского генерал-губернатора, на котором находился с 1856 по 1891 годы.
В 30-х годах девятнадцатого столетия усадьба перешла в собственность графа Василия Алексеевича Бобринского, получившего владение №12 по Малой Никитской как приданное своей супруги Софьи Прокопьевны Соковниной. Впоследствии владение перешло к их сыну Алексею.
Последним хозяином особняка из графской семьи стал Алексей Алексеевич Бобринский – ученый-этнограф, исследователь Средней Азии, член Императорского географического общества, автор ряда научных статей и трудов. После революции эмигрировал в Италию.
В конце девятнадцатого столетия главный усадебный дом был передан в аренду мужской гимназии педагога и филолога А.В. Адольфа. Школа продолжала работать и в первые годы Советской власти, после чего здесь разместились различные государственные учреждения.